На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технология организации досуга молодежи на муниципальном уровне

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
      ФГАОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
      (НИУ «БЕЛГУ») 

      Социально-теологический  факультет
      Кафедра социальной работы
      Бугашева  Юлия Сергеевна
      ТЕХНОЛОГИЯ  ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА МОДОДЕЖИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
      Курсовая  работа
      студента  заочного отделения
      группы __120852______
      специальности «Социальная работа» 

      Дисциплина: «Технология социальной работы» 

      Научный руководитель: Волошина Ирина Генадьевна
      Оценка:_________ 
 

      Дата  сдачи курсовой работы «     »______2011
      Дата  защиты курсовой работы «     »______2011 
 

      Белгород  2011 

      ОГЛАВЛЕНИЕ
      ВВЕДЕНИЕ                                                                                                3
      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ.                                                             7
      1.1. Семья как социальный институт                                                       7
      1.2. Социальные проблемы современной  семьи                                     15
      2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕЙ.                                                                                   22
      2.1. Технология социальной работы  с семьей                                             22 
      2.2.Социально-педагогическая  работа с многодетными семьями              24
      2.3. Социальная работа с многодетной  семьей на примере муниципального  учреждения Центр социальной  помощи семье и детям Белгородской области   29
      ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                                                                                          35
      ЛИТЕРАТУРА.                                                                                            38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ
      В своей курсовой работе я раскрыла проблемы современной многодетной семьи, ее состав и взаимоотношения, существование семьи в сложных современных условиях, потребности и самореализацию семьи, как социальной ячейки общества, и, самое важное, виды, способы и организацию помощи семье.
      Актуальность  этой темы состоит в том, что многодетная семья в современных условиях не всегда находит выход из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный работник.
      Общественно-политические и социально-экономические кризисные явления в России стали причиной серьезных социальных потерь, затронувших большинство семей. В наиболее сложном положении оказались многодетные семьи. Многодетность на большинстве территорий Российской Федерации фиксируется при наличии трех и более детей (в ряде субъектов Федерации - пяти и более). Многодетные семьи, когда-то составляющие большинство на территории России (в 20 веке в Европейской части страны на каждую семью приходилось в среднем 8-9 рождений), в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (5,3%) от общего количества семей.
      При существующих формах социальной поддержки  многодетные семьи обречены на социальную деградацию в условиях углубления социально-экономических  трудностей. Хронический дефицит  бюджетов соответствующих уровней препятствует выделению достаточных средств для выплаты пособий. Статус просителей отрицательно действует на социальное самочувствие личности семьи. В то же время многодетные семьи обладают большим трудовым и личностным потенциалом, который, при надлежащем содействии, может позволить им перейти к полной или частичной самообеспеченности и тем самым осуществить или повысить свою социальную субъективность.
      Внимание  к многодетным семьям в современной  науке объясняется тем, что в  условиях углубляющегося социально-экономического кризиса и духовно-психологического шока среди других травмированных категорий они занимают одно из первых мест. Их экономические трудности усугубляются распространенностью в обществе ложных стереотипов относительно массовой девиантности многодетных семей, а также отсутствием перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации. Доля бедных среди многодетных семей особенно велика. Если среди всех семей с детьми она составляет около 50%, то среди семей с тремя детьми она значительно выше - около 85%, а среди семей с четырьмя детьми и более - превышает 90%. Более того, значительная часть многодетных семей не имеет и половины прожиточного минимума на члена семьи. А между тем в многодетных семьях воспитывается около 20% детей в стране.
      С другой стороны, сохранившиеся, несмотря ни на что, установки части семей  на многодетность обеспечивают хотя бы относительную плавность в  графике снижения рождаемости. Усилия по стабилизации уровня рождаемости, постепенное  формирование общественного стереотипа семьи с более чем одним ребенком необходимы для поддержания рациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступления в жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, имеющих возможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и осуществить социально-экономические преобразования, соответствующие потребностям нашей страны. Реальная помощь многодетным, возможно, способна повлиять на репродуктивную установку молодых семей в сторону увеличения числа желаемых детей.
      Объектом  исследования в курсовой работе является современная многодетная семья и ее социальные проблемы.
      Предметом исследования: технология социальной работы с многодетной семьей.
      Цель  исследования состоит в социально-педагогической работе с многодетной семьей, которая базируется на глубоком знании специфики этой категории семьи.
      Задачи  исследования:
      1. Осуществить теоретический анализ  современного состояния проблемы  многодетной семьи.
      2. Выявить особенности и условия  организации социально-педагогической работы с многодетной семьей.
      3. Изучить особенности организации  социальной работы с многодетными  семьями, относящимися к группе  риска.
      4. Разработать педагогические рекомендации  по организации социальной работы  с многодетной семьей.
      Методы исследования:
      - теоретические методы: теоретический  анализ литературы по проблеме  исследования, системный анализ;
      - эмпирические методы: изучение и  обобщение опыта социально-педагогической  работы с многодетной семьей;
      - педагогический эксперимент, анкетирование, интервью.
      Научно-практическая значимость курсовой работы заключается в том, что разработанный оптимальный блок рабочих документов и комплекса условий социальной работы с многодетной семьей способствует осуществлению оперативного анализа состояния дел относительно конкретной многодетной семьи или совокупности семей с целью современного оказания им необходимой социальной помощи и поддержки. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе с многодетной семьей социальными педагогами и социальными работниками.
      Структура курсовой работы отражает последовательность и состоит из:
      - введения;
      - основной части, которая содержит 2 главы;
      - заключения;
      - списка используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ.
      1.1 Семья как социальный институт
      Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением хозяйства, эмоциональной связью, взаимными  обязанностями по отношению друг к другу.
      Семьей  также называется социальный институт, т.е. устойчивая форма взаимоотношений  между людьми, в рамках которой  осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение, первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Семья, кроме того, - это сильнейший источник эмоциональных реакций, в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, принятие, рекреацию. Общество накладывает на семью несколько важнейших функций:
      1) репродуктивная - основная социальная функция (семью принято считать идеальным местом для рождения ребенка);
      2) воспитательно-педагогическая - удовлетворяет стремление взрослого человека к материнству/ отцовству;
      3) социализация личности ребенка - усвоение им норм и правил человеческих отношений, приспособление к жизни (как и в отношении репродуктивной функции, семья - лучшее место для социализации ребенка);
      4) хозяйственно-бытовая - состоит в удовлетворении материальных потребностей, членов семьи и содействует сохранению их здоровья;
      5) рекреативная (восстановительная) - организация досуга и отдыха, направлена на сохранение и восстановление здоровья каждого члена семьи как целостной структуры;
      6) сексуально-эмоциональная (гедонистическая) - обучение на примере родителей правильному сексуальному поведению, эмоциям, проявлениям любви и ласки.
      В семье находят отражение все  социальные проблемы, характерные для  современного общества, поэтому к ней в той или иной мере применимы все виды технологий социальной работы - направленные на социальную реабилитацию инвалидов или детей-инвалидов, оказывающие помощь многодетным, малообеспеченным, женщинам, военнослужащим и т.д. Существуют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой.
      В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 40 млн. семей. Наиболее распространенный тип - нуклеарная семья (от лат. nucleus - ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей. Таких семей в структуре населения Российской Федерации 2/3.
      Нуклеарная  семья может быть полной или неполной (состоящей из одного родителя с  детьми). Количество неполных семей (в  результате развода, овдовения, рождения ребенка у несостоящей в браке женщины и т.д.) составляет 12% с преобладанием неполных смей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец).
      Семья, имеющая несколько семейных ядер (прародители, их дети, внуки, либо семьи братьев или сестер), носит название расширенной. Такой тип патриархальной расширенной семьи был наиболее когда-то распространенным, но в настоящее время составляет лишь около 15% от всего количества семей в результате доминирующей тенденции к нуклеаризации, разделению расширенной семьи на несколько простых, нуклеарных; вероятно, этот процесс был бы еще более активным при отсутствии трудностей в получении жилья, вынуждающих порой несколько семей жить под одной крышей.
      Семьи могут различаться по наличию  и отсутствию детей и по их количеству. Немногим более половины всех семей  в Российской Федерации имели  на момент переписи несовершеннолетних детей. Многодетных семей (имеющих  трех детей и более, а в ряде территорий - пять детей и более) в стране насчитывается чуть более трех миллионов, причем большинство из них имеют 3-4 детей, а имеющие 7 детей и более составляют всего доли процента.
      Существует  также типология социального  риска, т.е. выделение семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения и нуждаются в помощи со стороны государственной системы социальной защиты и социального обслуживания. Для стабилизации и устойчивого развития многодетных семей государство предпринимает определенные меры: Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05 мая 1992 года были установлены льготы для этой категории семей:
      - скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование  отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории;
      - бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей до 6 лет;
      - бесплатный проезд на внутригородском  транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен  и автобус городских линий), а  также в автобусах пригородных  и внутрирайонных линий для  учащихся общеобразовательных школ;
      - прием детей в дошкольные учреждения  в первую очередь;
      - бесплатное питание (завтраки  и обеды) для учащихся общеобразовательных  и профессиональных учебных заведений  за счет средств всеобуча и  отчислений от их производственной  деятельности и других внебюджетных отчислений;
      - бесплатное обеспечение в соответствии  с установленными нормативами  школьной формой либо заменяющим  ее комплектом детской одежды  для посещения детских занятий,  а также спортивной формой  на весь период обучения детей  в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;
      - один день в месяц для бесплатного  посещения музеев, парков культуры  и отдыха, а также выставок;
      - обеспечение на льготных основаниях  садово-огородными участками в  размере не менее 0,15 га на семью;
      -содействие  предоставлению льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на  приобретение строительных материалов  и строительство жилья;
      - льготы родителям в трудоустройстве  (возможность работы в условиях  применения гибких форм труда: неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, работа на дому, временная работа и т.п.);
      - необходимая помощь многодетным  родителям, желающим организовать  крестьянские (фермерские) хозяйства,  малые предприятия и другие  коммерческие структуры.
      Всероссийское социологическое исследование по теме «Механизм социальной защиты многодетных семей» проводилось в Москве и девяти других регионах - от Якутска до Сочи. В выборку попало 593 городские многодетные семьи, зарегистрированные в органах территориального управления, имеющие трех и более детей до восемнадцати лет. Применялись методы анкетирования, клинического интервью и наблюдения, а также анализ статистических данных и работ других авторов.
      Почти половина семей, обследованных нами, имеет 3-х детей (48,9%), каждая пятая - 4-х детей (19,1%), примерно столько же семей с 5-ю детьми (19,4%). Естественно, число семей, имеющих шесть, а также семь и более детей, гораздо меньше: 5,4 и 7,2% соответственно. Преобладают среди многодетных семьи нуклеарные (81,4%) и полные (86%).
      Данные  о числе детей в полных и  неполных семьях опровергают существующий предрассудок обыденного сознания, что  многодетность укрепляет семью. Никакое количество детей не гарантирует  семью от распада. Более того, в  определенных случаях многодетность, вероятно, может послужить дестабилизирующим обстоятельством: процент неполных семей с 6-тью детьми более чем двукратно превышает долю таких же полных семей. С другой стороны, можно выдвинуть предположение, что в ряде случаев решаются на многодетность только те семьи, которые испытывают уверенность в своей прочности. Однако это относится лишь к семьям с «сознательной» многодетностью.
      Семьи, в которых дети от одного отца, и  те, в которых имели место повторные  браки, составляют соответственно 81,1 и 18,9%. Известно, что женщине с ребенком, тем более с несколькими детьми, разведенной, матери-одиночке или вдове труднее вступить в брак, что постоянно увеличивает долю неполных семей в обществе. Однако такие семьи, в которых растут дети от разных отцов, будучи формально полными, имеют, тем не менее, свои особенности, проявляя определенное сходство с неполными семьями, причем практические работники социальных служб считают такую категорию достаточно трудной и конфликтогенной.
      Среди всего массива исследованных  семей 3,9% имеют детей-инвалидов. Причем дети-инвалиды имеются в 3,5% полных семей и в 6% неполных. В качестве одного из объяснений такой разницы можно предположить, что семьи с детьми-инвалидами потенциально более неустойчивы, мужчина не выдерживает дополнительных трудностей, связанных с больным ребенком, и уходят из семьи.
      Более высокая многодетность семей  с детьми от разных отцов инициирует более высокий уровень инвалидности детей в этих семьях. Наше исследование подтвердило закономерность: после  рождения третьего или четвертого ребенка риск появления врожденного дефекта или приобретения серьезного заболевания возрастает. Помимо прочих причин, здесь играют роль недопустимо малые интергенетические промежутки. Отмечены матери семейств, которые к тридцати годам уже имеют шестерых детей.
      Причины, определяющие многодетность  семей:
      - сознательная многодетность;
      - сознательная многодетность по  религиозным убеждениям;
      - сознательная многодетность в  связи с национальными традициями;
      - многодетность в связи с повторными браками родителей;
      - случайная многодетность в семьях  с положительной направленностью
      - многодетность в связи с низким  интеллектуально-психическим уровнем,  алкоголизмом, асоциальным образом  жизни родителей.
      В семьях, которые сознательно, целенаправленно  многодетны под влиянием национальных традиций или религиозных взглядах, отчетливо выражена малообеспеченность, теснота в жилище, загруженность родителей.
      Исследования  показали, что многодетная семья  отличается от других типов не только социальной незащищенностью и возросшей экономической нагрузкой. Она, прежде всего, - социально-педагогический феномен. Она реагирует на социальные изменения нетипично и обостренно. При благоприятных и критических условиях многодетная семья дает полярные результаты формирования и развития личности: во-первых, многодетная семья менее всего подвержена стиранию тендерных различий, она формирует традиционные и здоровые отношения типа «мужчина и женщина», «отцы и дети», однако при неблагоприятных условиях жизни в многодетной семье проявляются отклонения от нравственных норм. Во-вторых, именно в многодетной семье складывается наиболее благоприятная ситуация для сохранения национальных обычаев и традиций. Стремление самовыразиться при отсутствии достаточного материального обеспечения обусловливает активизацию разнообразных способностей для решения бытовых вопросов, например, развития навыков шитья, вязания и т.д., основой для выработки этих навыков служит пример старших.
      Своеобразно объяснение причин многодетности в  семьях, имеющих родителей-инвалидов. Они совсем не упоминают проблем контрацепции. На любовь друг к другу и детям в качестве мотива указывают 53,4% опрошенных. То есть для большинства родителей-инвалидов их многодетность желанна.
      Отношение окружающих к многодетным семьям далеко не всегда благожелательно - в них видят конкурентов при распределении социально помощи. Большое или среднее число детей в семье стало оцениваться как следствие ограниченности интересов, культурной отсталости. Среди семей с высоким уровнем притязаний сложилась новая прокреативная этика, которая рассматривает многодетность как синоним бедности, маргинальности, отсталости (это характерно для многих культур «общества потребления»). В формирующихся стереотипах общественной психики «герой нашего времени» представляется имеющим одного, но очень «дорогого», высококачественного ребенка. Многодетные семьи чаще всего не могут обеспечить своим детям престижный уровень жизни и образования.
      В первую тройку трудностей, выделяемых респондентами, входит абсолютный и  относительный недостаток одежды и обуви, трудности с их приобретением. Поскольку эти товары выполняют, помимо сугубо утилитарной, сигнально-символическую функцию и играют важную роль в престижной самопрезентации индивида, отсутствие признанной обществом «униформы» серьезно осложняет жизнь. Индивид в поношенном костюме не получит кредит в банке, хорошую работу и т.д. Для детей и подростков несоответствие стандарту «фирменного» молодого человека может обернуться душевной травмой, накоплением внутреннего потенциала конфликтности. Дети из многодетной семьи ощущают чувство неуверенности в школе, имеют заниженную самооценку, более высокий по сравнению со сверстниками уровень тревожности и подозрительности.
      Из  проведенного анализа социально-экономического положения многодетных семей следует вывод, что они типологически различны. Из общей массы можно выделить, условно говоря, «здоровое ядро», а также аномальные, «проблемные» семьи, в которых степень социальных рисков возрастает по разным позициям. К таким аномальным семьям относятся в первую очередь те, которые имеют в своем составе инвалидов-детей или родителей, неполные семьи и «частично неполные», то есть те, в которых после повторного брака матери воспитываются дети от разных отцов. Как фактор потенциального социального риска и дезадаптации выделяются также семьи с очень большим числом детей. В семьях с четырьмя и более детьми больше социально-экономических трудностей, хуже жилищные условия, ниже доход, более скромное образование у родителей, беднее и напряженнее жизнь. Заметно ухудшение здоровья у детей из таких семей, с превышением менее многодетных по инвалидности почти в полтора раза.
      Данные  результаты еще раз заставляют задуматься о целесообразности стимулирования многодетности сверх определенного  предела, о выработке критериев и параметров здоровой многодетной семьи, о путях и способах ее поддержки, включая пропаганду рациональных жизненных установок. Следует интенсифицировать помощь на предварительном этапе, профилактическую, когда здоровая многодетная семья не перешла еще в разряд «проблемных». Распространение принципов и стереотипов ответственного родительства способствовало бы стабилизации хотя бы некоторых показателей рождаемости на социально желательном уровне.
      1.2 Социальные проблемы современной  семьи
      Все множество проблем, связанных с современной семьей, можно разделить на следующие группы: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы стабильности семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей «группы риска».
      Социально-экономические проблемы.
      К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни  семьи, ее бюджетом (в том числе  потребительским бюджетом средней  семьи), удельным весом в структуре  общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.
      Удельный  вес семей с несовершеннолетними  детьми и среднедушевым доходом  ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в ней. Например, среди многодетных неполных семей с 3 и более детей доля семей со среднедушевым денежным доходом ниже прожиточного уровня составила 93,6%.
      Низкий  уровень заработной платы, не обеспечивающий потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни  являются фактами, обуславливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними детьми.
      Таким образом, помощь людям, имеющим социально-экономические  проблемы, продолжает оставаться актуальной частью социальной работы. Однако практика показывает, что оказание всеобщей и малодифференцированной помощи всем малоимущим - это тупиковый путь. В настоящее время большая часть помощи многодетным осуществляется государством.
      Для решения социально-экономических  проблем предлагаются следующие  варианты.
      1. Возможность дополнительной работы на своем или другом предприятии, организации. Неполные семьи, как и семьи с детьми от разных отцов, более решительно отвергают возможность дополнительного заработка, причем если первое понятно (одинокая мать чаще всего и так сверхзанята, для дополнительного заработка у нее нет сил и возможностей), то второе трудно объяснимо.
      2. Возможность создания семейных ферм, малых предприятий. Для большинства это явно не магистральный путь развития.
      3. Привлечение детей к внедомашнему труду в форме продажи газет, мытья машин и т.д. Предложение довольно острое, вызывающее ряд возражений по соображениям безопасности, неоднозначных моральных последствий. Родители детей-инвалидов значительно энергичнее протестуют против такой деятельности, зато родители-инвалиды протестуют против детского бизнеса не слишком решительно, а приветствуют его энергичнее всех.
      4. Увеличение пособий, компенсационных выплат государства на детей. Тут со стороны многодетных семей было проявлено полное единодушие.
      5. Желательность банковского жилищного и потребительского кредитования с учетом типа и размера семьи. Потребительское, в первую очередь жилищное, кредитование широко распространено в странах с высокоразвитой экономикой. В системах социальной помощи ряда государств формой поддержки семьи выступает льготное потребительское кредитование семей с детьми. В этом предложении зафиксирована идея, популярная как среди самих многодетных, так и у ряда общественных организаций: государство поощряет многодетность, выдавая долгосрочные потребительские и жилищные кредиты и погашая часть их при рождении каждого следующего ребенка. Эта идея исходит из представления о необходимости недифференцированной поддержки рождаемости, вне зависимости от социальной, физической, психической, интеллектуальной полноценности детей.
      К сожалению, все исследования показывают, что «рожать за деньги» будут  в первую очередь именно представители  асоциальных многодетных семей (которые  и сегодня справляются с этой деятельностью без всяких кредитов), лица, рассматривающие деторождение как основной или единственный ресурс своего социального развития. Есть основания предполагать, что качество такого потомства будет социально и физиологически неудовлетворительным.
      6. Расширение льгот многодетным, включая проезд на транспорте, бытовые и коммунальные услуги, оплату образования или предоставление возможностей бесплатного образования, помощь в организации летнего отдыха детей и т.д., а также расширение выдачи продовольственных и промышленных товаров.
      Социально-бытовые  проблемы.
      К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей  жильем, с условиями проживания, а также потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в  структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты  бедности, с материальными трудностями многодетных семей, государственной системой помощи малообеспеченным семьям. Все они достаточно распространены и известны, поэтому нет необходимости прибегать к примерам и статистическим данным.
      Социально-психологические  проблемы.
      Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждения в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.
      Как показывает анализ реальной практики центров психолого-педагогической помощи населению, решение проблем  социально-психологического характера сегодня осуществляется по двум основным направлениям:
      1) оказание психолого-педагогической  и психотерапевтической помощи;
      2) социально-правовая работа и социальная  педагогика.
      Статистика  свидетельствует о преобладании консультаций по проблематике детско-родительских и супружеских отношений. Высока также доля обращений с друзьями, эмоциональных расстройств, проблем общения и одиночества. Особого внимания требуют запросы, связанные с суицидальными настроениями, насилием, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.
      Проблемы  стабильности современной  семьи.
      Данную  проблематику составляют состояние  и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины  разводов, ценности супружества, удовлетворенность  браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристика.
      Проблемы  семейного воспитания.
      В данной группе проблемы семьи могут  рассматривать состояние семейного  воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение  ребенка в семье, условия эффективности и просчеты семейного воспитания.
      Проблемы  семей «группы  риска».
      Факторы, обусловливающие социальный риск, могут  иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально-психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию.
      Многодетные семьи всех типов имеют общую  социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.
      Итак, большинство многодетных видят  возможности повышения уровня своей  жизни, прежде всего, на пути расширения государственных выплат и льгот. Но элементы рыночного менталитета проникают в их среду, заставляя думать о дополнительной работе, семейном предпринимательстве, вовлечении детей в бизнес. Однако здесь заметна не опытность респондентов, их слабое представление о специфике социально-экономических законов общества на этапе первоначального накопления.
      Либеральные идеи частично внедрились в сознание опрошенных, и они демонстрируют  на сознательном уровне готовность к  предпринимательству, то есть к самостоятельному, инициативному экономическому поведению и риску. Но более внимательный анализ доказывает поверхностность таких представлений.
      Значительная  часть многодетных семей (объективно более слабых, чем другие многодетные) не просто нуждаются в сохранении государственной помощи, но и отчетливо претендует на полное или почти полное государственное обеспечение: отягощенность их социальными проблемами столь велика, а трудовой потенциал столь не значителен, что надежда на самообеспеченность маловероятна как сейчас, так и в перспективе. Государственные пособия таким семьям должны устанавливать хотя бы на уровне физиологического минимума. Все дополнительные источники дохода - как ме6стные пособия и благотворительные даяния, так и возможности заработка, изысканные самими «проблемными» семьями,- могут быть только факультативными, ибо их вероятность и роль в семейном бюджете незначительны.
      В тоже время немалый потенциал  самих семей, в том числе многодетных, мог бы использоваться более систематически, комплексно и последовательно. Эти семьи обладают возможностью не только заработать дополнительные средства сверх пособий, выделяемых государством, но и стать экономически самостоятельными, полностью обеспечив свои потребности на основе самозанятости и малого предпринимательства.
      Наряду  с обеспечением реальной социальной поддержки в форме пособий  необходимо развертывание иных форм помощи семьям, нуждающимся в трудных  социально-экономических условиях, - направленных на расширение самозанятости, частичной или полной самообеспеченности. И лишь по мере успешности таких действий возможно поэтапное сокращение помощи государства в зависимости от величины душевого дохода семьи.
      Помимо  экономических проблем, у многодетных  имеются трудности, в решении  которых могут помочь социальные работники разных специальностей, вооруженные соответствующими социальными технологиями. Помощь должна оказываться в первую очередь детям из таких семей, которые испытывают повышенные трудности в школе и вообще в коммуникациях. Одновременно родителям (и, вероятно, потенциальным родителям) всех типов семей необходимо доводить информацию об особенностях ответственного родительства в самых разных конкретных ситуациях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬЕЙ.
      2.1 Технологии социальной работы  с семьей
      Применительно к семьям различных категорий. Виды и формы социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального  института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в  поддержке, можно разделить на:
      1. экстренные, направленные на выживание  семьи (экстренная помощь, срочная  социальная помощь, немедленное  удаление из семьи детей, находящихся  в опасности или оставленные  без попечения родителей);
      2. направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.
      Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию - это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями - например, запрет общаться с друзьями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, насмешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.
      Физическое  и сексуальное насилие в семье  наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни. Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или психотропных веществ. Сексуальное насилие по отношению к несовершеннолетним детям - это прикосновение к их половым органам, принуждение к половым сношениям, оральному или анальному сексу, мастурбация, демонстрация детям порнофильмов и другие развратные действия. Нередко для принуждения к развратным действиям используется физическое насилие.
      Однако  порой эмоционально отверженные  и социально-заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для «подкупа» взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту.
      Для лиц, переживших физическое и сексуальное  насилие, характерны длительные депрессивные состояния, приступы тревожности, страх  прикосновений, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка. Ребенок не доверяет взрослым, он может попытаться убежать из дома, совершить самоубийство. Поэтому следует знать прямые и косвенные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, равнодушие, следы побоев, ссадин или ожогов на коже, кровоизлияния в белки глаз, следы крови или спермы на одежде, излишняя (не по возрасту) сексуальная осведомленность, боли в животе неизвестного происхождения, проблемы с едой, беспокойный сон, ночное недержание мочи.
      Совокупность  таких признаков должна стать  причиной для серьезного исследования ситуации в семье; для проведения исследований привлекаются специалисты  по социальной работе, психологи, медики, сотрудники ОВД.
      К технологиям, используемым в случаях  семейной жестокости, относится также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации (за рубежом есть приюты и для мужчин).
      Работа  с «трудными» детьми и подростками:
      - медико-социальный анализ;
      -диагностика  семейной и школьной ситуации;
      - выявление первичной социальной  сети ребенка;
      - используются технологии социально-психологического
      консультирования, социальной терапии, социальной реабилитации;
      - изучение социально-психологического статуса.
      Работа  с семьей алкоголика.
      При работе с этой семьей диагностика  подразумевает выявление основной причины злоупотреблением спиртными  напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого изучаются личности всех членов семьи и социальная биография. Проводятся лечебные мероприятия, консультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.