На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Основные понятия финансовой системы

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА
Экономический факультет 
 

                                                                                             Кафедра «Финансы,
                                                                              денежное обращение и кредит» 

   
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

НА  ТЕМУ: «ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ,
ХАРАКТЕРИСТИКА  ЗВЕНЬЕВ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ»
(по  дисциплине «Финансы») 
 

Калининград
2010
План работы 

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность финансовой системы……………………..….…………………….4
2. Структура финансовой системы………………………………………………6
3. Характеристика звеньев финансовой системы РФ..…………………………8
Заключение………………………………………………...……………………..15
Список использованной литературы.…………………….…………………….17  
 
 
 
 

Введение 

      Надежная  финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой  предпосылкой роста и стабильности экономики государства в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Только после того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
      Россия  в настоящее время переживает трудности. Положение в экономике характеризуется противоречивыми явлениями, вызванными проводимыми реформами. Продолжается нестабильность промышленного и сельскохозяйственного производства, остаются большие неплатежи внутри страны, медленно снижается внешний долг, значительна доля убыточных предприятий, наблюдается снижение уровня жизни народа.
     Цель  контрольной работы – рассмотреть основные понятия финансовой системы и дать характеристику звеньев финансовой системы РФ.
     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - раскрыть сущность финансовой системы;
     - рассмотреть структуру финансовой системы;
     - рассмотреть основные звенья  финансовой системы РФ . 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Сущность финансовой системы
      Финансовая  система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости  осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.
      Если  причина создания государства –  стремление человека к разделению труда, то становится ясно, что главная задача государства та, ради чего оно произвольно создавалось: оно должно обеспечить наиболее эффективное разделение труда. Оно должно создать систему, обеспечивающую удобное и эффективное разделение труда с низкой долей затрат на осуществление товарообмена. Доля затрат на осуществление товарообмена называется издержками обращения. В издержки обращения можно включить все непроизводственные расходы, возникающие с момента производства товара до того, как он был потреблен.
      Наиболее  известная и эффективная форма реализации системы, обеспечивающей разделение труда, есть система товарооборота при помощи денег – финансовая система.
      Финансовая  система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных  с товарообменом – это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства.
      Система разделения труда может быть не только денежной, но и любой другой. Если можно придумать метод, при помощи которого разделение труда будет реализовано более эффективно, нежели при помощи денег, то наверняка можно заменять ею денежную систему. Например, в условиях войны государство практически полностью мобилизует промышленность на военные нужды и вводит директивное управление экономикой. Ясно, что в таких условиях нет места свободному товарообмену, а деньги играют чисто номинальную роль.
      Стало быть, механизм разделения труда, который  применяется в государстве, зависит от конкретной ситуации, в которой находится государство.
      Различные формы реализации финансовой системы  по-разному стимулируют развитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей. Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок в объемах производства в течение короткого времени, а другая система действует наоборот – позволяет совершить быстрый скачок в короткое время, но не создает конкурентную среду. Если это отсталое либо разрушенное войной государство, то нужно применить второй вариант финансовой системы на достаточно небольшой срок. После совершения рывка в объемах производства, тогда, когда потенциал этой системы «выдохнется, нужно применить первый вариант на неопределенный исторический срок.
      Если  придумать какую-либо иную систему, хорошо обеспечивающую разделение труда, то она может быть вполне приемлемой. Единственным критерием ее приемлемости может быть лишь то, насколько удобно при этом осуществляется товарообмен, насколько велики издержки, возникающие при этом, насколько она стимулирует технический прогресс.
      Например, в сегодняшней России доля производственных затрат в розничной цене продукции  зачастую составляет 20-30 %. Известны случаи, когда она доходит до 5-10 %. Остальное есть непроизводственные затраты: надбавленная стоимость создаваемая предпринимателем, вложившим в дело капитал, перепродавцами продукции. Все это можно включить в издержки обращения. Они по порядку величины равны или превышают в несколько раз сами производственные затраты. Факт того, что издержки обращения велики, говорит о том, что главная задача государства исполняется плохо.
      В любой системе важен любой  фактор, влияющий на ее устойчивость. Если хорошо изучить конкретную финансовую систему, то мы можем найти в ней слабое звено. Оно может быть, на первый взгляд, весьма незначительным. Если мы воздействуем на него, мы можем порвать в цепи слабое звено, дестабилизировать систему и достигнуть разрушения всей системы.
      2. Структура финансовой системы
           В современных условиях финансовую систему можно представить в виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций.
          Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:
          - централизованные (общегосударственные) финансы:
               - государственный  бюджет;
               - внебюджетные фонды;
               - государственный  кредит;
               - фонды имущественного  и личного страхования;
               - фондовый рынок;
          - децентрализованные финансы:
                          - финансы коммерческих предприятий  и организаций;
                          - финансовых посредников (кредитных  организаций,
        частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);
      - некоммерческих организаций;   
          - финансы домашних хозяйств.
      Каждое  звено этой системы характеризуется особыми методами формирования и использования фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
      Так, централизованные финансы используются в качестве инструмента регулирования национальной экономики в целом. С помощью централизованных финансов мобилизуются ресурсы в бюджетную систему и происходит их распределение и перераспределение между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, производственной и непроизводственной  сферами, отдельными группами и слоями населения.
      Децентрализованные  финансы используются для регулирования экономических и социальных отношений в рамках отдельных хозяйствующих субъектов и составляют основу финансов. Это относительно самостоятельное звено финансов, оно обслуживает материальное производство, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды. От их состояния во многом зависит общее финансовое положение страны, так как именно здесь формируется  подавляющая часть финансовых ресурсов.
      Финансы домохозяйств – это личные финансы, то есть финансовые отношения между физическими лицами, совместно проживающими и ведущими общее хозяйство. В отличие от семьи домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять и из одного человека, обеспечивающего себя материально. Финансы домохозяйств предполагает контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.
      Несмотря  на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система едина, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Основой единой финансовой системы служат финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, в конечном итоге на предприятиях.
      Общегосударственные финансы связаны с финансами  предприятий. С одной стороны, главным  источником доходов бюджетов всех уровней  является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов.
      В этой взаимосвязи и взаимозависимости составных звеньев финансовой системы проявляется единство финансов, а также единство финансовой системы.  

       3. Характеристика звеньев  финансовой системы  РФ
      Финансовая  система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:
           - государственный бюджет;
           - внебюджетные фонды социального характера;
           - внебюджетные фонды экономического характера;
           - государственный кредит;
           - финансы самодеятельных субъектов  экономической сферы.
      Государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы страны. Он представляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – парламентом.
      Федеральный бюджет – основное звено перераспределения национального дохода и ВВП. Через бюджет перераспределяется около 20% ВВП. Распределение национального дохода осуществляется путем формирования налоговых и неналоговых доходов бюджета. Посредством расходов и налогов через бюджет происходит решение социальных вопросов, регулирование и стимулирование экономических процессов и рыночных преобразований. В процессе планирования и исполнения бюджета обеспечивается государственный федерализм РФ, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью федерального центра, субъектов РФ и субъектов хозяйствования.
      В России на федеральном уровне наблюдается  умеренная концентрация государственных  бюджетных ресурсов (40-50%).
      Итак, бюджет как основной инструмент первичного распределения и последующего перераспределения национального дохода является важнейшим рычагом рыночных преобразований.
      Основной  проблемой преобразований является соотношение финансовых ресурсов (вновь созданной стоимости), оставляемых в первичных рыночных секторах экономики (хозяйствующих субъектов) и централизуемых в бюджете. Излишняя централизация средств сдерживает возможности хозяйствующих субъектов в своем развитии. Недополучение средств в централизованные фонды (бюджеты) государства, субъектов РФ и муниципалитетов снижает возможности властных структур проводить полноценную социально-экономическую политику. Поэтому требуется постоянный поиск оптимальных пропорций централизации и децентрализации финансовых ресурсов.
      Рыночные  преобразования требуют сокращения степени  централизации ресурсов. Если в бывшем СССР через бюджетную  систему распределялось до 2/3 части  национального дохода, то в настоящий  момент в РФ – около 1/5 части ВВП. Через бюджетную систему перераспределяется около 3/4 части всех денежных средств, весь государственный долг страны и финансовые резервы (Фонд национального благосостояния и резервный фонд).
      Внебюджетные  фонды государства представляют совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных органов государственной власти РФ и имеющих целевое назначение.
      Порядок деятельности, образования и исполнения бюджетов фондов регламентируется законодательством, реализуется правлениями и дирекциями федеральных фондов.
      Социальные  внебюджетные фонды – это самостоятельные  государственные финансово-кредитные учреждения, имеющие соответствующие органы центрального аппарата (управления) и региональных отделений в субъектах РФ.
      Важнейший из них – Пенсионный фонд РФ. Он был образован в 1990 году для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд.
      С созданием  Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда.
      Средства  Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих, пособий на детей. За счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров.
      Пенсионный  фонд РФ назначает и реализует социальные выплаты отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза и т.д., а также выдает сертификаты на получение материнского (семейного) капитала.
      В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей: базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от результатов труда конкретного человека и накопительной (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе);
      В России постоянно повышается базовая  часть трудовой пенсии. В 2009 году среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее получают свыше 30 млн. человек, превысит прожиточный минимум пенсионера в 1,33 раза и будет составлять 5641 рубля. Размер социальной пенсии к концу года достигнет величины прожиточного минимума – это затронет 2,5 млн. россиян.
      Фонд обязательного медицинского страхования создан в РФ с 1991 года с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.
      Фонд является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
      Численность граждан, застрахованных согласно спискам к договорам фонда обязательного медицинского страхования, составляет в настоящее время 143065 тыс. человек; численность граждан, обеспеченных страховым медицинским полисом – 139346 тыс. человек, в том числе работающих – 57217,5 тыс. человек, неработающих – 82128,5 тыс. человек.
      На  начало 2008 года работу по организациям и проведению вневедомственного  контроля качества медицинской помощи в фонде обязательного медицинского страхования осуществляли 12108 специалистов, участвующих в деятельности по защите прав застрахованных граждан.
      Фонд  социального страхования РФ представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
      Фонд  финансирует выплату пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособие на  погребение умерших. Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию, а также выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в рамках обеспечения социального страхования.
      С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача обеспечения граждан- получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета. В этом же году на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.
      Отделения Фонда созданы на территориях всех субъектов РФ. Фонд организует исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы.
      Наряду  с государственными внебюджетными  фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. В их числе: Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.
     Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности, платности и срочности для финансирования государственных расходов. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиками – государство в лице его исполнительных органов.
      Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.
     Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства.
     Мобилизация финансовых ресурсов создает большую  государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
     Государственный долг — это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Различают государственный внутренний и внешний долг.
     Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Государственный внешний долг – полученные из различных источников внешние заимствования. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.
      Огромный  государственный долг России, как  внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ, на наш взгляд, может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
      Финансы самодеятельных субъектов экономической  сферы представляют вторую часть финансовой системы РФ и включает финансы коммерческих организаций, т.е. хозяйствующих субъектов, финансы некоммерческих организаций и финансы населения (или домашних хозяйств). Также к децентрализованным финансам РФ относятся финансы кредитно – банковской системы и финансы страховых компаний.
      Финансовые  средства предприятий используются для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала во всех формах.
      Преобладающая часть первичных финансовых ресурсов в условиях рыночного хозяйства  сконцентрирована у предприятий, поэтому  от устойчивости их финансового положения  зависит стабильность финансовой системы страны в целом. 
 
 

                                                Заключение 

      Финансовая  система – это совокупность финансовых отношений, связанных с товарообменом. Финансовая система позволяет наиболее эффективно достичь одну из главных  целей, ради которых создавалось государство – разделение труда.
      В современных условиях финансовую систему  можно представить в виде совокупности финансовых звеньев, призванных обеспечить государству выполнение его политических и экономических функций.
      При всем том, что происходит разграничение самостоятельных звеньев в соответствии с применяемыми особыми методами образования и использования денежных фондов в каждом из них, различной ролью в общественном воспроизводстве, финансовая система едина, поскольку базиреутся на едином источнике ресурсов всех звеньев.
      Основные  звенья финансовой системы РФ –  государственный бюджет, внебюджетные фонды социального характера, внебюджетные фонды экономического характера, государственный  кредит и финансы самодеятельных субъектов экономической сферы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                        Список использованной литературы 

1. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – М: Изд-ко – торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 656 с.
2. Ковалев В.В. Основы теории финансового менеджмента: учебно-             практическое пособие. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 536 с.
3. Ковалева  А.А. Финансы и кредит: Учебное  пособие. – М: Финансы и статистика, 2003. – 342 с.
4. Кудина М.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – М: ИД     «ФОРУМ»: ИНФРА – М, 2006. – 256 с.
5. Миляков  Н.В. Финансы: Курс лекций –  М: ИНФРА – М, 2002. – 432 с.
6. Управление финансами (Финансы предприятий): Учебник / Под ред. Володина А.А. – М: ИНФРА – М, 2004. – 504 с.
7. Фетисов Н.В. Финансы: Учебное пособие – М: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 335 с.
8. Финансы: Учебник / Под ред. Литовченко В.П. – М: Изд-ко – торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 724 с.
9. Финансы: Учебник / Под ред. Лушина С.И., Слепова В.А. – М: Экономистъ, 2003. – 682 с.
10. Финансы в вопросах и ответах: Учебное пособие / Белозеров С.А., Иванов В.В., Ковалев В.В. и др.; Под ред Иванова В.В., Ковалева В.В. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 272 с.
11. Финансы. Денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Дробозиной Л.А.. – М: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – 479 с.
12. Финансы. Денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. Поляка Г.Б. – М; 2001. – 473 с.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.