На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Философский тип мировоззрения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Философский тип мировоззрения.
    Философское мировоззрение рассматривает мир  с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения  вычленяет законы мира – те силы, которые правят миром.
    В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация.
    Формами существования  философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые  называются категориями.
    Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует  мировоззрение.
Философия (в переводе) – «любовь в мудрости», она рассматривает общее основное, предельное в данных явлениях. Философия может быть научной и не научной.
Специфика философского знания состоит в том, что оно элитарное.
Элитарность заключается в следующем:
    Философское знание не всем одинаково доступно, для некоторых – легко, для других трудно.
    Люди увлекаются философией в основном в зрелом возрасте.
    Философия не имеет практической значимости.
 
Пример.

Для того, чтобы  показать как мировоззрение влияет на жизнь человека, разберём упрощённую схему влияния религии на развитие народов Восточной и Западной Европы.
В Восточной  Европе всегда преобладало христианство, которое проповедует необязательность достатка в реальной жизни, «заменяя»  его достатком в жизни после  смерти, жизни в раю. Считалось, что если человек слишком хорошо живёт в реальной жизни, то после смерти он обязательно попадёт в ад. В рай попадаю только убогие, бедные, инвалиды и другие люди, которым плохо живётся в реальной жизни, или же богатые люди, которые занимаются благотворительностью.
Следовательно, чем лучше человек живёт в  реальной жизни, тем хуже он будет  жить после смерти. Это условие  оказалось немаловажным для экономического развития Восточной Европы и личного  обогащения каждого человека живущего там и исповедующего христианство.
В Западной Европе процветали католицизм и протестантство. В этих ответвлениях православия  не было таких жёстких ограничений  на материальные блага, поэтому люди не стыдились своего богатства и  стремились к личным накоплениям. Соответственно и общий уровень жизни повышается.

В этих различиях заключается  одна из причин не самого лучшего благосостоянияОбъект и предмет философии.

Философия – это, прежде всего логическая, не эмоциональная аргументация.
Объектами философии являются:
    Природа
    Общество
    Человек
Предмет исследования.  
Это тот угол зрения, под которым рассматривается объект исследования.  
Пример. 
Вода – объект исследования для ряда наук. Но каждая наука имеет свой предмет исследования воды. Например, химия изучает реакции воды с различными веществами, а экология – различные виды загрязнения воды и способы борьбы с ними.

Предметами философии являются:
    Онтология – учение о мире в целом.
    Гносеология – познание мира.
    Философская антропология – философское учение о человеке.
    Социология – рассмотрение и изучение жизни общества.
    Этика – учение о морали, и так далее...
Предмет философии – это всегда выражение потребности общества.

Возникновение философии.

«Философия –  это эпоха, схваченная мыслью» (Геббельс).
Философия возникает  на рубеже II-го и I-го тысячелетий до нашей эры. Это период установившегося классового общества. Существуют господствующие и угнетённые классы. Именно в господствующих классах государств востока (Древняя Индия и Древний Китай) и возникает философия. В Европе складывается второй центр возникновения философии – Античная Греция.
Для более глубокого  понимания развития философии в  центрах её возникновения произведём сравнение общей ситуации в Древней  Индии и Античной Греции.
В Греции процветает рабовладельческий строй – существуют рабы и рабовладельцы.  
В Индии классовость в открытую не существует – она скрыта кастами.

Касты Индии:
    Брахманы – высшая каста (жрецы, духовенство).
    Кшатрии – каста воинов.
    Вайшья – ремесленники, земледельцы.
    Шудра – низшая каста (шудра – в переводе – «слуга других»).
Рабами в Греции были в основном военнопленные (для  того чтобы гражданин государства  стал рабом, он должен был совершить  тяжкое преступление).
В Индии кастовая принадлежность передаётся по наследству. Переход из одной касты в другую невозможен.

Различия  философии Древней  Греции и Древней  Индии:

    Предмет философии на востоке (Индия) – это прежде всего этическая проблематика. Главный вопрос, которым задавались древнеиндийские философы, являлся вопрос «Как избавиться от страданий?».
    На западе (Греция) предметом философии является онтология – учение о мире в целом.
    На востоке философия сплавлена с религией.
    На западе философия и религия существуют отдельно.
    На востоке конкретное научное знание развивается:
      очень медленно
      вне философии
     
    На западе все первые философы являлись и первыми учёными (математика, астрономия и так далее...).

 России. Философское мировоззрение.  
 
Философия - самая древняя область знания. Возникла одновременно в Индии, Китае и Греции в 6 веке до н.э.  
 
Философия - "любовь к мудрости" (фило - "люблю", софия - "мудрость"). Философия вырабатывает обобщенную систему знаний о мире в целом и основах бытия.  
 
Философия относится к рационально-теоретическому уровню мировоззрения. Философию необходимо отличать от здравого смысла. Если жизненно-практический уровень может формироваться стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека, то рационально-теоретический создается сознательно. Философия центрирована на человеке, ее интересует отношение человека и мира, человека и человека.  
 
Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система общих взглядов на мир и место человека в нем и уяснение различных форм отношения человека к миру.  
 
Философское мировоззрение возникает в 6 веке до н.э., противостоит мифологическому мировоззрению. Именно в это время сформировался основной категориальный аппарат, которым оперирует философия.  
 
В центре внимания философии находятся 3 ключевых элемента: природа, общественная жизнь, человек.  
 
Философское мировоззрение характеризуют 2 основные черты: системность и теоретический характер системы философских взглядов.  
 
Вопрос соотношения материи и сознания - основной вопрос философии.  
 
Две стороны этого вопроса: 1. Что первично - материя или сознание? 2. Познаваем ли мир?  
 
Разное отношение к первой стороне этого вопроса делит философов на материалистов и идеалистов, ко второй стороне вопроса - на гностиков и агностиков (последние отрицают возможность познания действительности).  
 
Отношение человека к миру троякое: 1. позновательное, 2. практическое, 3. ценностное  
 
Каждое из этих отношений решают свой вопрос (И. Кант): 1. что я могу знать? 2. что я должен делать? 3. на что я могу надеяться  
 
Ответ на эти вопросы - ответ на главный вопрос: что есть человек?  
 
Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ. 

       1. Знания - совокупность сведений  об  окружающем  мире.  Они  бывают
             научными,    профессиональными    (военными),     повседневно-
             практическими. Чем солиднее запас  знаний у человека, тем более
             серьёзную опору может получить  его мировоззрение. 

       2. Ценности - это особое отношение  людей  ко  всему  происходящему   в
             соответствии с их целями, потребностями,  интересами,  тем  или
             иным пониманием смысла жизни.  Ценности характеризуются  такими
             понятиями, как  "значимость",  "полезность"  или  "вредность".
             Значимость показывает степень  интенсивности нашего отношения  -
             что-то трогает нас больше, что-то  меньше, что-то оставляет нас
             спокойными.
           Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут
             характеризоваться материальные  и  духовные  ценности:  одежда,
             кров, орудия труда, знания, умения  и т.д.
           Вредность - это наше негативное  отношение к какому-то явлению.
    3. Эмоции - это субъективная реакция  человека на воздействие внутренних
             и внешних раздражений, проявляющихся  в виде  удовольствия  или
             неудовольствия, радости, страха  и т.д.
           Жизнь постоянно рождает в  людях сложную гамму эмоций. Среди  них
             могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бессилие,  печаль,
             горе и т.д.
           Вместе с тем, людям присущ  целый спектр "светлых" эмоций:
             радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.
           Мощный импульс мировоззрению   дают  нравственные  эмоции:  стыд,
             совесть, долг, милосердие. Ярким  выражением влияния эмоций  на
             мировоззрение служат слова знаменитого  философа И. Канта: "Две
             вещи  наполняют душу  всегда  новым и всё   более   сильным
             удивлением и благоговением,  чем  чаще  и  продолжительнее   мы
             размышляем о них, - это звёздное  небо надо  мной  и  моральный
             закон во мне".
    4. Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним  усилиям,
             необходимым для её осуществления.
           Это  придаёт  всему  составу   мировоззрения   особый   характер,
             позволяет человеку своё мировоззрение  претворять в жизнь.
    5. Убеждения - взгляды, активно  принимаемые людьми, соответствующие   их
             жизненным интересам.  Во  имя   убеждений  люди  порой  рискуют
             жизнью и даже идут на смерть -  так  велика  их  побудительная
             сила.
            Убеждения - это знания, соединённые с волей.  Они становятся
             основой  жизни,  поведения,  действия  личности,  общественных
             групп, наций, народов.
    6. Вера - это степень доверия человека  к содержанию  имеющихся  у   него
             знаний.  Диапазон   человеческой   веры   весьма   широк.   Он
             простирается  от  практической  очевидности   до   религиозных
             верований или даже легковерных  принятий нелепых вымыслов.
    7. Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям. 

           Сомнение - обязательный элемент  самостоятельного  мировоззрения.
             Фанатичное, безоговорочное принятие  каких-либо  взглядов  без
             собственного критического осмысления  называют догматизмом.
           Но нельзя здесь переходить  определённую меру, ибо можно  впасть в
             другую крайность - скептицизм, или  нигилизм -  неверие  ни  во
             что, утрату идеалов.
Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство  знаний,
   ценностей,  эмоций,  воли,  убеждений,  веры,  и  сомнений,  позволяющее
   человеку  ориентироваться в окружающем  мире.
Ядром,  основой  мировоззрения  являются  знания.  В  зависимости  от  этого
    мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональное и научное. 

  1. Обыденное  мировоззрение - это  совокупность  взглядов,  основанных  на
      здравом   смысле,   повседневном   жизненном   опыте.   Это   стихийно
      складывающееся мировоззрение охватывает  самые широкие  слои  общества,
      имеет  очень  важное  значение,  оно  является  реально   "работающим"
      мировоззрением многих миллионов  людей. Однако  научный  уровень   этого
      мировоззрения не высок.
  2. Более  высокой разновидностью мировоззрения  является профессиональное,
      формирующееся под влиянием знаний  и опыта людей в различных  сферах
      деятельности и т.д. Это может  быть мировоззрение учёного, писателя,
      политического деятеля и т.д.
  Мировоззренческие  идеи, возникающие в процессе  научного, художественного,
      политического,  и  др.  творчества,  могут  в   определённой   степени
      воздействовать и на мышление  профессиональных философов.  Яркий   приме
      тому - огромное влияние творчество  Л.Н. Толстого и  Ф.М.  Достоевского
      на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне  человек не
      застрахован от ошибок.
3. Высший  уровень мировоззрения - теоретическое  мировоззрение, к  которому
    принадлежит и  философия.  В  отличие  от  других  видов  мировоззрения
    философия   не   только   является   творцом   мировоззрения,   но    и
    профессионально  занимается  анализом  мировоззрения,  подвергает   его
    критическому осмыслению. 

Т.О., мы вплотную подошли к философии, как теоретическому мировоззрению.
Природа философских проблем. 
 

    Философские проблемы - это  проблемы  не  об  объектах  (природных   или
         сотворённых людьми), а об отношении  к ним человека. Не мир (сам   по
         себе), а мир как обитель человеческой  жизни -  вот  исходная  точка
         зрения философского сознания.
    "Что я могу знать? Что  должен делать? На что могу  надеяться?", - именно
         в этих вопросах заключены,  по Канту, высшие интересы  человеческого
         разума.
    Философские вопросы - это вопросы  о судьбе, предназначении  человека  и
         человечества.
    Не философы придумывают эти  вопросы. Их создаёт  жизнь.  Они  предстают
         как  фундаментальные  противоречия  живой   человеческой   истории,
         имеющие  открытый,  независимый   характер.   Проходя   через   всю
         человеческую историю, выступая  в  определённом  смысле  как   вечные
         проблемы, они приобретают в различные  эпохи, в различных  культурах
         и свой конкретный неповторимый  облик. Философы - в меру своих  сил и
         способностей - решают  эти  вечные,  смысложизненные  вопросы.  Сам
         характер  философских  проблем   таков,  что  простой,  однозначный,
         окончательный результат их разрешения  невозможен, их  теоретическое
         решение мыслится не как окончательное, снимающее  проблему,  а  как
         решения призванные:
           -резюмировать прошлое
           -определить конкретный облик  проблемы в современных условиях
           -прагмастически осмыслить будущее
    Философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления
         и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях.
    Универсальной проблемой  философии   является  проблема  взаимоотношения
         "мир  -  человек".  У   неё  много  обличий:  "субъект -   объект",
         "материальное - духовное", "объективное  - субъективное" и т.д.
    Издавна философы страшились  выделить  в  этой  универсальной   проблеме
         главную, так называемый основной  вопрос философии.
    В марксистской философии этот вопрос был  сформулирован  Ф.  Энгельсом:
         "Великий основной вопрос всей, в  особенности  новейшей  философии,
         есть вопрос об отношении мышления  к бытию".
    Такой подход к формулировке  основного вопроса философии  базируется на
         фундаментальных фактах человеческой  жизни:
           -существуют материальные явления   и  духовные  (сознание,  воля,
              мышление);
           -каждый человек выделяет себя  из всего того, что его окружает  и
              отличает себя от всего другого;
           -он соотносит  свои  цели  с  действительностью,  оценивает
              действительность.
    "Двойственный"  характер  человеческой,  "удвоение"  человеком  себя  и
         своего мира  в  сознании  является  базисом  выделения  в  качестве
         основного вопроса об отношении   материального и духовного.
Философия в системе культуры 

  Как  продукт духовной деятельности  людей, философия  является  неотъемлемой
   частью  культуры человечества.
  Сама  по себе культура (в  широком смысле  слова)  является  совокупностью
   материальных  и духовных ценностей, выработанных  человечеством,  а  также
   деятельностью  людей по воспроизведению и  обновлению социального бытия.
  Отсюда, жизнь человека протекает в  системе ценностей, которые для  него  -
   это  ориентиры в выборе своей судьбы.  Ориентация  индивидов  на  систему
   ценностей  и подчинение нормам общежития  лежит в основе их  приобщения  к
   культуре  и выработки у них гражданских  качеств. Умение жить в обществе -
   это  не дар природы,  а  культурное  достояние.  Философия  имеет  прямое
   отношение  к теоретическому осмыслению  мира  ценностей.  Само  появление
   философии  -  это  рождение  особого,  вторичного   типа   общественного
   сознания, направленного на осмысление  уже  сложившихся  форм  практики,
   культуры.
  Отсюда, в целом  философское  знание  есть  сердцевина  духовной  культуры
   общества, и чем богаче та или  иная  философская  концепция,  тем   более
   широкое  поле  структуры  делается  в  ней  предметом  мировоззренческого
   осмысления.
Функции философии. 

  Исходя  из рассмотренного подхода к  философии  как  типу  мировоззрения   и
      науки, можно выделить функции  философии. 

    1) Мировоззренческая функция
       Исследуя мир в целом и положение человека в нём, философия выполняет
          мировоззренческую функцию.
        Общество требует от философии  ответа на вопросы:
          -Каким должен быть мир, чтобы  соответствовать человеку?
          -Каким должен  быть  сам   человек чтобы соответствовать миру?
          -Достоин ли мир того, чтобы  в нём жить?
          -Достоин ли сам человек того,  чтобы выступать от имени жизни? 

    Отвечая на эти вопросы, философия  выступает как  основа  мировоззрения.
        Она  предлагает  систему   категорий,   выражающих   фундаментальные
        принципы бытия, в том числе  и специфику существования человека. 

    Мировоззренческие принципы различаются  как:
        -идеалистические и материалистические (в зависимости от того что
             первично: либо материя, либо сознание);
        -диалектические и метафизические (в зависимости от того признаётся  в
             них развитие или нет);
        -ноуменальные и феноменальные;
        -трансцендентные и имманентные;
        -конвенциональные и объективные;
        -атрибутивные и модусные;
        -экзестенциальные и эссенциальные;
       -аксиологические и антологические  и т.д. 

    Мировоззренческие принципы  тесно  связаны с практической жизнью, с
        жизненными (экзистенциальными) установками познающего человека.
    2) Аксиологическая функция.
        Эта функция заключается  в   определении:  ценностей  жизни;  системы
          нравственных, гуманистических принципов  и  идеалов;  смысла  жизни
          человека.
    Об этой функции философии мы говорили в первом вопросе, но отметим, что
        ценностный аспект философии  развивается вместе  с  ней   из  эпохи  в
        эпоху:
             -в античное время: - главное внимание  уделялось полисным  (т.е.
                 общественным) ценностям. Но уже в эпоху эллинизма философ
                 Протагор высказывает идею что  "Индивидуум (человек) -  есть
                 мера всех вещей".
             -в Новом времени: Гегель - высшая  ценность - государство.
             -Русские философы  XIX-XX   веков   в    качестве    важнейшей
                 ценности   выдвигали   соборность.   Соборность    -    это
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.