На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Готовность молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 30.09.2012. Сдан: 2010. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное Агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра социальной работы 

                  Допущена к защите:
                  зав. кафедрой, к.ф.н., доцент
                    _____________И.А. Козырева
                  «____»____________ 2007 г. 
                   

КУРСОВАЯ РАБОТА 

Готовность молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом 

                    Научный руководитель:
                    к.э.н., доцент
                    _____________Р.И. Зубова
                    «____»____________ 2008 г. 

                    Выполнила:
                    студентка гр. 7310
                    _____________
                  «____»____________ 2008 г. 

Сыктывкар, 2008 

 


Содержание 

Введение
Глава 1. Готовность молодого специалиста по социальной работе к практической деятельности как объект изучения
1.1. Особенности подготовки специалиста по социальной работе в ВУЗе
1.2. Требования к специалисту по социальной работе в реальной практике
1.3. Применение теоретических и практических знаний в самостоятельной работе с клиентом
Глава 2. Исследование готовности молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом
2.1. Методика изучения готовности молодого специалиста
к профессиональной деятельности
2.2. Анализ результатов социологического изучения готовности
молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности
2.3. Рекомендации молодому специалисту по социальной работе в решении его профессиональных проблем
Заключение
Литература 

 


Введение 

     Социальную работу вполне можно назвать деятельностью в социальной сфере c клиентами, у которых возникли проблемы. Они связаны и с внешней стороной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, инвалидность) и внутренней (например, комплекс неполноценности либо завышенная самооценка, лень, жестокость, агрессивность и тому подобное). Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека.
       К основным целям социальной работы как профессиональной деятельности можно отнести увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону; адаптация или реадаптация людей в обществе; создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.1 То есть, основные цели должны сводиться к достижению такого результата, когда необходимость в помощи работника социальной сферы у клиента отпадает.
     Реализатором целей социальной работы является специалист по социальной работе, прошедший специальную подготовку для осуществления различных функций, начиная от «линейной» работы с клиентом и кончая управленческой деятельностью в государственных ведомствах.2 Социальная работа - это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии, социологии, педагогики, медицины, правоведения и так далее. Ее эффективность во многом зависит от самого специалиста по социальной работе, его умений, опыта, личностных особенностей и качеств.
     Специалист по социальной работе занят разными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций. Его работа характеризуется тремя подходами при решении проблемы. Это воспитательный, фасилитативный и адвокативный подходы. При первом подходе специалист по социальной работе выступает в роли учителя, консультанта, эксперта, дает советы, обучает умению, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры, как метод обучения. При втором - осуществляет роль помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать самой трудно. Деятельность специалиста при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривания и нацеливания на мобилизацию внутренних ресурсов. Третий подход применяется тогда, когда специалист по социальной работе выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени, такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений.3 Следовательно, для того, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы и осуществления эффективной профессиональной деятельности по поддержанию клиентов, попавших в трудную жизненную ситуацию, специалист по социальной работе должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, а также быть готовым использовать данные знания, умения и навыки в работе.
     Однако существует проблема, которая заключается в готовности молодого специалиста по социальной работе достойно выполнять цели социальной работы. Откуда происходит противоречие: готов или не готов молодой специалист по социальной работе к профессиональной деятельности. Перед данной курсовой работой поставлена проблемная ситуация, которую необходимо изучить, - это готовность молодого специалиста к самостоятельной работе с клиентом социальной работы.

     Изучением указанной проблемы занимались многие авторы. Можно особо отметить следующих. Л.В. Куриленко выявлена специфика профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, выделены особенности подготовки специалистов по социальной работе в ВУЗе. Критерии профессионального статуса специалиста по социальной работе определены  О.А. Гуриной, социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы описана в статье Н.Ю. Клименко. Проблемы подготовки специалистов по социальной работе изучены В.А. Никитиным. Н. Платоновой рассмотрен профессионализм социального работника как основа успешной социальной политики. Структура и этапы развития в ВУЗе профессиональной культуры специалиста социальной работы освещены в статье А.П. Позднякова. Изучением взаимодействия социального работника и клиента занималась Н. Птицына. Профессиональные качества и способности молодого специалиста определены как критерии его социальной мобильности в статье Н.Е. Сараповой. О росте профессионального уровня специалистов написала в своей статье О. Селиверстова. Подготовка кадров в системе социальной защиты населения рассмотрена В. Туринским; подготовка кадров для социальной сферы и современные образовательные программы - Ю.В. Шепетуном; подготовка специалистов социальной сферы - А.А. Шулусом; социальная сфера и подготовка кадров - Е.Р. Ярской-Смирновой; потребность в кадрах для социальной работы - Р. Фасхиевым. Новые технологии в системе повышения квалификации кадров социальной сферы изучены Т.В. Шеляг. Профессионализм и возраст сопоставлены в статье Ю. Яновской. Социальным работником нужно родиться, предполагает Р.Н. Соломатина. Обязанности, умения и мотивацию труда персонала социальной службы освещает Л.Б. Ребристова в журнале «Работник социальной службы». Правовое, организационное и научно-методическое закрепление профессии «социальная работа» в изменяющейся России описывает в своей статье Л.В. Топчий. И.И. Клеин и А.Н. Бячкова приводят методы предотвращения конфликтов в работе с клиентами учреждений социального обслуживания. Содержание и организацию труда социального работника рассматривает Л.М. Рокавин. Трудности профессионального взаимодействия и возможности построения новых отношений консультанта и клиента приведены в статье Л.В. Макарова.

     Данными и многими другими статьями в основном рассматриваются проблемы обучения и подготовки специалистов социальной работы, содержание и организация труда специалистов по социальной работе, профессионализм и компетентность специалистов по социальной работе. Аспект, касающийся готовности молодых специалистов по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом, остается менее изученным.
     В связи с этим, целью курсовой работы является определение готовности молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом.
     Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
    1 - рассмотреть особенности подготовки специалиста по социальной работе в ВУЗе;
    2 - изучить требования к специалисту по социальной работе в реальной практике;
    3 - проанализировать применение теоретических и практических знаний в самостоятельной работе с клиентом;
    4 - описать методику изучения готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности;
    5 - проанализировать результаты социологического изучения готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности;
    6 - разработать рекомендации молодому специалисту по социальной работе, необходимых в решении его профессиональных проблем.
       Объектом курсовой работы является молодой специалист по социальной работе.
       Предметом - готовность молодого специалиста к самостоятельной работе с клиентом.
       При исследовании проблемы, поставленной в данной курсовой работе, использовались: общенаучные методы, такие как анализ и синтез научной литературы, нормативной правовой базы, статей научных журналов, социологической информации; индукция и дедукция; методы ситуационного, факторного, статистического анализа; прикладные методы - анкетирование, анализ документов.
 Курсовая работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы и приложения.
 

Глава 1. Готовность молодого специалиста по социальной работе к практической деятельности как объект изучения 

     1.1. Особенности подготовки специалиста по социальной работе
     в высшем учебном заведении 

     Профессия специалиста по социальной работе известна всему цивилизованному миру. В России она появилась в период проведения земской реформы 1864 года, хотя и не называлась так. Функции специалистов по социальной работе выполняли земские уполномоченные по призрению слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от уровня развития мастерства этих людей. Социальная работа на Руси имеет давние традиции. Она имела место и в царские времена, и во времена революционных преобразований. Ее цели и задачи отражали уровень экономического и социально-политического развития общества. Осуществлением социальной работы с населением занимались представители различных общественных структур. И только в начале 90-х гг. XX века обострилась проблема профессиональной подготовки специалистов по социальной работе. Острота проблемы была обусловлена тем, что в конце XX века в России в условиях затяжного экономического кризиса, изменения социально-политического уклада жизни, повлекшего за собой безработицу, резкое падение уровня жизни, возросла опасность национальных и социальных конфликтов. Поэтому, для оказания социальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, нужны были не только специальные учреждения, но и высококвалифицированные кадры.4 Все выше изложенное обусловило начало профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы, так как социальная работа это сложный процесс, требующий прочных знаний в области теории управления, экономики, психологии.
     Социальная работа это особый вид деятельности, цель которой - удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению способностей людей к социальному функционированию. С учетом данных обстоятельств Госкомитетом СССР по образованию от 07 августа 1991 года была открыта специальность «Социальная работа» и началась подготовка специалистов по социальной работе в средних специальных и высших учебных заведениях.
     Образование представляет постоянно видоизменяющуюся культурно-историческую категорию. В основе образовательной политики любого вуза, несмотря на ее постоянное совершенствование и модернизацию, лежит государственный стандарт.5 Современная концепция стандартизации ориентирует содержание социального образования на личность специалиста нового типа, способного адаптироваться к условиям современного (с учетом региональных особенностей) рынка труда и ориентированного на высокий уровень духовности.
     Современные реалии социальной политики того или иного региона определяют тенденции преобразований в сфере высшего профессионального образования. Сложные и противоречивые перемены в России конца XX - начала XXI века, усиливающие остроту глобальных и, прежде всего, социальных проблем, ускорение социально-политических процессов,  
расширение пространства социальной работы как научной области, профессии, системы подготовки специалистов, обеспечивающих гармонизацию человека и среды, потребовали изменения проектной культуры субъектов вузовского образовательного процесса.

       Проектирование подготовки специалистов социальной работы становится в постоянно меняющихся социальных условиях необходимой функцией научных исследований в области высшего образования. Требования к развитию адекватной современным социальным технологиям кадровой инфраструктуры учреждений социальной защиты населения формируют государственный заказ вузовской системе социального образования в плане качественного результата - профессиональной компетентности выпускников, являющихся проводниками социальной политики, способными организовать процесс социальной поддержки населения, эффективно решать спектр социальных проблем и обладающих гуманистической направленностью личности.6 При этом необходимо опираться на модель социального обслуживания населения, которую можно представить в следующем виде. Главная стратегическая цель социального обслуживания населения - удовлетворение потребностей населения в социальной защите, поддержание условий для его нормальной жизнедеятельности. Цель эта может быть реализована в следующих сферах: трудовой, социально-бытовой, социально-медицинской и правовой защиты, духовной, экологии.7 Реализации данного «человеконаправленного» потенциала социальной работы как раз и служит Государственный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности «социальная работа»8.
     В общей характеристике направления «социальная работа» подчеркивается, что деятельность специалиста предусматривает анализ целостных социальных структур, уровней и форм жизнедеятельности человека в различных социокультурных, региональных и национальных условиях, а также работу с различными социальными, возрастными, половыми, религиозными и этническими группами, с отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите.9 Исходя из характера практической деятельности специалиста по социальной работе, строится учебная программа, которая включает социогуманитарные, естественнонаучные и фундаментальные дисциплины, а также дисциплины специализации.
     Целью программы подготовки специалистов по социальной работе является на основе знаний, полученных при изучении гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и других дисциплин скоординировать у студентов единство знаний и умений в области социальной работы на уровне индивида, группы и общества. Реализация программы предполагает использование и соответствующих методов, и средств обучения. Так, наряду с традиционными, известными еще со времен Древнего мира формами преподавания (семинары, беседы), используются формы, наиболее приближенно имитирующие будущую профессиональную деятельность студентов: ситуативно-ролевые игры, тренинги.10 Это обусловлено необходимостью развивать у студентов умение работать как самостоятельно, так и в группе, способность применять полученные знания на практике, умения описывать и представлять в устной форме содержание своей работы.
     Учебная дисциплина «социальная работа» носит интегративный и междисциплинарный характер. Она строится на совокупности знаний и исследовательских методов, уже полученных и разработанных множеством существующих социальных наук, таких как антропология, экология, психология, социология, экономика, право, история и других. При этом спецификой данной дисциплины является то, что в ее рамках социальная деятельность представляется направленной на планирование и выполнение социальных преобразований, оказание помощи нуждающимся. Характерно и то, что она опирается на большое разнообразие теорий, подходов, опыта.
     Функции специалиста по социальной работе, сформулированные теоретиками и практиками современного российского социального образования, обеспечиваются потенциалом учебных дисциплин ГОС ВПО двух циклов.
     Первый - дисциплины цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин - формирует высокоразвитый интеллект, стремление к самообразованию и самосовершенствованию, умение иметь и аргументировать свою точку зрения по различным вопросам, знание форм и методов познания, их эволюцию, высокий уровень нравственности и морального сознания, культуру чувств, культуру речи, культуру общения, знания в области истории, культуры, умение использовать их в профессиональной сфере; второй цикл - общепрофессиональные дисциплины - формирует общественную активность, увлеченность профессией и стремление к самообразованию в профессиональной сфере, наличие психолого-педагогических знаний, такта, коммуникабельность, умение расположить к себе окружающих, наличие патерналистких потребностей, стремление помочь окружающим, гуманность и милосердие, профессиональную порядочность, профессиональную направленность внимания, профессиональную эрудицию и компетенцию, высокий уровень эмпатии и экспрессивных способностей, ответственность, деловитость, практичность, требовательность и критичность к себе, организаторские способности, умение принимать решение и добиваться его претворения в жизни, способность к сотрудничеству и взаимопомощи, энергичность, работоспособность, способность убеждать в правильности своих решений, умение адекватно реагировать на изменения условий жизни и деятельности, толерантность к окружающим, развитость педагогической рефлексии и психоаналитических свойств, наличие управленческих и исследовательских способностей; третий цикл включает в себя дисциплины цикла специальных дисциплин, которые формируют способность к анализу и синтезу явлений, умение общаться на высоком общечеловеческом и профессиональном уровне, высокий уровень организаторских способностей, наличие большого объема знаний и постоянное стремление к самообразованию.11 Данные дисциплины должны быть включены в программу учебного процесса специалиста по социальной работе.
     Практика в структуре учебного процесса подготовки специалистов по социальной работе во многом используется иначе. Она становится реально одной из важнейших частей всего процесса обучения специалистов в области социальной работы. Важно иметь в виду, что практика - особая форма учебной деятельности, как со стороны преподавателей, так и со стороны студентов. И преподаватель, и студент - равноправные субъекты этой деятельности, хотя, естественно, они имеют и специфические задачи. Так, целью практики со стороны преподавателя является, прежде всего: предоставить студентам возможность соединить их теоретические знания о социальных проблемах и формах их решения, о социальном законодательстве и методах социальной работы с практическим опытом; предоставить студентам возможность попрактиковаться в принятии решений по конкретной социальной проблеме. Целью практики со стороны студентов является по преимуществу: овладение навыками оформления соответствующих документов; участие в работе по составлению плана решения конкретной проблемы; включение в работу по решению проблемы; составление отчета о проделанной работе; овладение навыками общения с клиентом и другое.12 Практика является, с одной стороны, широким полем проверки всего теоретического багажа, накопленного студентами за время обучения в вузе, с другой - на практике происходит более глубокое осмысление проблем, особенности решения которых связаны со спецификой социальной службы, в которой проводится практика.
     Следовательно, основными особенностями учебного процесса специалиста по социальной работе в ВУЗе являются, во-первых, его междисциплинарный научно-образовательный фундамент, который включает социологические, психологические, философские, экономические, математические, исторические и юридические дисциплины; во-вторых, органическое сочетание научной и образовательной деятельности, ориентированной на новые технологии образования; в-третьих, причастность к практике социальной жизни региона, включенность в разработку и осуществление различных социально значимых проектов. Во время обучения и благодаря учебной практике студенты развивают такие критерии профессионализма специалиста по социальной работе как высокая юридическая подготовленность, медико-психологическая компетентность, наблюдательность, внимание, милосердие и любовь к человеку, высокие нравственные качества.
     В этой связи представляется важным более подробно рассмотреть требования к специалисту по социальной работе в реальной практике. 

1.2. Требования к специалисту по социальной работе
в реальной практике 

     Должность социального работника и специалиста социальной работы в Российской Федерации введена в 1991 году. В квалификационном справочнике он наделяется разнообразными должностными обязанностями: выявляет на предприятиях, микрорайонах семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, охране нравственного, физического и психического здоровья; устанавливает причины возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, в том числе по месту работы, учебы и так далее, оказывает им содействие в их разрешении и социальную защиту; содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи населению; оказывает помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам; проводит психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с ассоциативным поведением; выявляет и оказывает содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи; организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде; участвует в работе по созданию центров социальной помощи семье: усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и так далее, организует и координирует работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и мест лишения свободы.13 Аналогичные функции описывает Л.Б. Ребристова. По ее мнению, специалист по социальной работе ведет  профессиональную  практическую  работу  (посредничество,  консультирование, специализируемая помощь и тому подобное) в социальных службах, организациях и учреждениях и так далее; оказывает  социальную  помощь  и  услуги  семьям  и  отдельным лицам,  различным половозрастным, этническим и подобным группам населения; организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и так далее; проводит  исследовательско-аналитическую  деятельность  (анализ  и  прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне), с целью разработки проектов и программ социальной работы; участвует в организационно-управленческой и административной работе социальных служб, организаций и учреждений; содействует  интеграции  деятельности  различных государственных  и  общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению; ведет воспитательную деятельность в социальных службах, среднеспециальных учебных заведениях (при условии получения дополнительного образования в этой области).14 Следовательно, специалист по социальной работе является значимым субъектом социального обслуживания различных групп населения, который принимает активное участие в полном или частичном устранении их различных трудных жизненных ситуаций.
     Профессиональная группа специалистов по социальной работе образована людьми, которые постоянно заняты на должностях, непосредственно связанных с оказанием квалифицированной социальной помощи, нуждающимся в ней, лицам и группам или с управлением в сфере социальной работы; имеют определенный минимум профессиональной подготовки в области социальной работы, то есть прошли обучение в учреждениях высшего профессионального образования по профилю социальной работы либо накопили необходимые знания, умения и навыки непосредственно в практической деятельности; идентифицируют себя в качестве специалистов по социальной работе, то есть усвоили основные профессиональные ценности, нормы, роли и реализуют их в профессиональной и повседневной жизни.15 Данные требования являются первоначальными и значимыми для допуска специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности.
     О.А. Гурина утверждает, что профессиональная группа специалистов по социальной работе отличается неоднородностью и включает в себя две категории работников разных уровней.16 Во-первых, управленцы - работники системы социальной защиты населения Российской Федерации, осуществляющие функции организации и администрирования. Можно выделить три уровня управления в сфере социальной работы: федеральный, региональный и локальный. Федеральный уровень - это управленцы высшего звена (руководители министерств и ведомств системы социальной защиты населения федерального уровня, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации; начальники отделов и специалисты указанных организаций). В региональный уровень входят управленцы среднего звена (руководители региональных и муниципальных органов управления системой социальной защиты населения; отделений Пенсионного фонда России в субъектах Российской Федерации, городских и районных управлений Пенсионного Фонда России; региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации; начальники отделов и специалисты указанных организаций). И, наконец, локальный (организационный) уровень составляют управленцы низшего звена (руководители социальных служб, входящих в систему социальной защиты населения, и их структурных подразделений).
     Во-вторых, практики - специалисты по социальной работе контактного уровня, осуществляющие непосредственное взаимодействие с клиентами по поводу предупреждения или преодоления трудных жизненных ситуаций. Эта категория специалистов по социальной работе подразделяется по отраслевому признаку: специалисты по социальной работе учреждений системы социальной защиты населения (комплексные центры социального обслуживания; территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких и престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками); геронтологические центры; бюро медико-социальной экспертизы; центры занятости и другие); специалисты по социальной работе учреждений здравоохранения (дома ребенка, психиатрические больницы, наркологические диспансеры и так далее); специалисты по социальной работе образовательных учреждений (детские дома, дома-интернаты, специальные образовательные учреждения и другие); специалисты по социальной работе правоохранительных органов (подразделения по делам несовершеннолетних, ювенальные суды, исправительные учреждения и другие); специалисты по социальной работе, служащие в вооруженных силах; специалисты по социальной работе на предприятиях, в организациях и учреждениях (отделы социального развития).
     В современный период главная задача специалистов по социальной работе - научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают, оптимально выполнять свои задачи, опираясь на отечественный и зарубежный опыт социальной работы.
     Специфика социальной работы заключается в том, что при решении стоящих перед ней проблем она органически вплетается во все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, прямо и косвенно затрагивает все стороны общества. Выявление этих проблем, их решение осуществляется, прежде всего, через установление и поддержание контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами (клиентами), нуждающимися в помощи, защите, поддержке, что требует, в свою очередь, высокого развития у специалистов по социальной работе интерсоциальных способностей (социально-перцептивных, интерактивных, коммуникативных) для эффективного выполнения своих профессиональных функций.17 Содержание социальной работы состоит в регулировании правовых, экономических отношений человека с обществом и оказании ему помощи и поддержки в преодолении возникших проблем (бедность, безработица, наркомания, правонарушения).
     Современный специалист по социальной работе - это профессионал, глубоко разбирающийся в вопросах социальных отношений, в правовых гарантиях граждан, точно улавливающий нравственно-психологические проблемы жизнедеятельности людей и способный грамотно оказать им соответствующую ситуации помощь. Его профессиональная деятельность, будучи связанная с регуляцией человеческих отношений, призвана органично реализовывать целый ряд взаимосвязанных специфических и достаточно сложных функций, а именно нравственно-гуманистическую; организационно-управленческую; информационно-коммуникативную (в том числе рекламно-пропагандистскую); аналитико-прогностическую; организационно-методическую; регуляционно-профилактическую; социоинтегративную и другие. 18 Такие требования, предъявляемые к специалистам социальной сферы, также существенны, так как одним из главных направлений деятельности специалиста по социальной работе является работа с человеком, в основе которой лежит общение, прежде всего в его индивидуально-личностном выражении. Специалист социальной сферы должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.
      Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, в их числе социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации; эмоциональные и психологические проблемы; нужда и бедность; алкоголизм и наркомания; насилие и дискриминация; национальные проблемы и миграция; преступление и правонарушение; безработица и профессиональная адаптация; жилищная проблема; опекунство, попечительство, усыновление; родительская жестокость и другие. 19 В связи этим профессия специалиста по социальной работе и его мастерство остро востребованы. Следовательно, необходим специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских, психологических знаний, в основные трудовые операции которого входит: сбор и анализ информации о личности; диагностика микросреды; прогноз дальнейшего развития и социализации личности; профилактика и социальная терапия негативных явлений окружающей среды; организационно-коммуникативная педагогизация среды; охранно-правовая защита; образовательно-воспитательные задачи; составление и ведение документации; работа с педагогическим коллективом.20 Данная группа требований относится именно к минимуму профессиональных знаний, навыков и умений, полученных специалистом в учебном заведении.
      В своей практике специалист по социальной работе выполняет различные социальные роли. Прежде всего, он - посредник в контексте: «человек - семья - общество», связующее звено между гражданином и государственно-социальными слоями, призванными заботиться о гражданине. Одновременно специалист по социальной работе - защитник интересов человека, защитник его прав и прав каждой семьи. Также, специалист по социальной работе должен быть участником совместной деятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовный наставник, который как бы ведет человека и его семью, на протяжении продолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботится о формировании общественных ценностей в социуме. Одновременно он и социальный терапевт, предотвращающий и разрешающий конфликтные ситуации своих подопечных.
     Специалисты по социальной работе осуществляют сегодня свою профессиональную деятельность в разнообразных условиях, которые определяются факторами религии, этничности, культуры, языка, социального статуса, состава семьи и жизненного стиля клиентов, взаимодействуя с индивидами и семьями, чьи жизненные шансы могут быть ограничены вследствие бедности, слабого здоровья, дискриминации и инвалидности.
     Таким образом, требования к специалисту по социальной работе в реальной практике следующие: быть постоянно занятым на должностях, непосредственно связанных с оказанием квалифицированной социальной помощи лицам и группам, находящимся в трудной жизненной ситуации, иметь профессиональную подготовку в области социальной работы, идентифицировать себя в качестве специалиста по социальной работе. Квалификационным справочником специалист по социальной работе наделяется разнообразными должностными обязанностями. Специалисты по социальной работе могут входить в следующие категории работников: управленцы высшего и среднего звена и практики. Они трудятся в самых разных сферах общественной жизни. Главная задача специалистов по социальной работе - научиться проводить в жизнь функциональную предназначенность тех служб, в которых они работают. Одним из главных направлений деятельности специалиста по социальной работе является работа с человеком, защита его прав и интересов, а также прав каждой семьи. Профессия «специалист по социальной работе» создана для решения социальных проблем человека и общества, он является посредником в контексте: «человек - семья - общество».
     Для соотношения особенностей подготовки специалистов по социальной работе в ВУЗе с требованиями, предъявляемыми к нему в профессиональной деятельности, в следующем параграфе будет рассмотрено применение специалистом по социальной работе теоретических и практических знаний в самостоятельной работе с клиентом. 

1.3. Применение теоретических и практических знаний
в самостоятельной работе с клиентом 

     Различного рода знания, которыми обладает и профессионально владеет специалист по социальной работе, не рядоположены и не существуют сами по себе. Систематизация этих знаний в целостное и подвижное образование в самой практической деятельности обусловлена ее направленностью, содержанием тех задач, решение которых требует этих знаний в их определенной взаимосвязи. Вот почему непременным признаком профессиональной компетентности специалиста по социальной работе выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности. В этой ситуации процесс накопления опыта приобретает творческий характер, пробуждает живую мысль, ведет от частного к общему, от практики к теории и наоборот.21 Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе владеют умениями и навыками применения в своей практической деятельности различных научных методов. Для достижения намеченных целей такой специалист по социальной работе умеет сочетать в своей деятельности и теорию, и практику.
    В функциональном назначении любого специалиста по социальной работе на первое место выдвигается его «умение создавать и развивать отношения между людьми, между человеком и его окружением», «умение активизировать усилия подопечных по решению своих проблем». Социальная работа имеет дело с человеком и его окружением, нужные «знания развития и поведения человека» в конкретной среде необходимы любому и каждому специалисту по социальной работе, кем бы ни был его клиент - ребенок или взрослый, одинокий пенсионер или инвалид.22 Можно сказать, что психолого-педагогическая компетентность в личностно-средовом контексте специалиста составляет базовую основу его функциональной грамотности, подготовленности.
    Социальная работа как профессия направлена на человека в среде. Социальная работа нацелена на решение всей совокупности проблем клиента. От специалистов по социальной работе требуется, чтобы вся их практическая деятельность была обоснована теоретически и проведена профессионально (с диагностикой и соответствующим анализом ситуации).
    Например, опираясь на практический опыт специалиста по социальной работе, работающего с инвалидами и пожилыми людьми в доме-интернате, можно выделить следующие характеристики специализации: способность обеспечить допустимое и целесообразное посредничество между личностью или семьей престарелых, инвалидов, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами, с другой; выполнять своеобразную роль «третьего человека», связывающего звенья между личностью и микросредой, личностью и родственниками и обществом; умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности; умение работать в условиях неформального общения, оставаясь за спиной, в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента; способность соучаствовать с клиентом в решении его проблем; умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность.23 Что невозможно при отсутствии у специалиста по социальной работе определенных теоретических знаний.
    Роль специалиста по социальной работе состоит в том, чтобы облегчить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Для этого необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого человека, наклонностях и интересах, установках и привычках. Выяснение этих обстоятельств важно и для создания микросоциальных групп, так же преследующих цель улучшения социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста. Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств, специалист по социальной работе может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного проживания и так далее.24 В этих обстоятельствах специалист по социальной работе, обладая определенными знаниями и практическим опытом, выступает и как социальный психолог, и как социальный педагог. Роль специалиста, владеющего основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии и социальной педагогике, возрастает и в связи с необходимостью обучения персонала домов-интернатов в дифференцированном подходе к пожилым людям.
     В результате анализа вариативных характеристик специалиста в различных областях социальной практики, определяющие сущность социально-педагогической компетентности, которая требуется в той или иной сфере профессиональной деятельности, определены такие параметры: профессиональная подготовленность; эрудированность в области политики, экономики, социального развития, культуры; коммуникабельность; профессиональный такт и деликатность; эмоциональная устойчивость и готовность к психологическим нагрузкам; толерантность, доброжелательность и внимание к людям; умение принимать решения и отвечать за их последствия; способность вызывать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности. Социально-педагогическая некомпетентность негативно сказывается на деятельности практикующего специалиста, призванного оказывать помощь на дому одиноким старикам, инвалидам, вести социальную работу с детьми и их семьями. 25 Поэтому наблюдается текучесть кадров в социальных службах из-за неудовлетворенности и клиентов, и специалистов социальной сферы результатами деятельности.
     Отличие компетентного специалиста от квалифицированного заключается в том, что он не только владеет определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и реализует их в работе; обладает внутренней мотивацией к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности и отношением к своей профессии как к ценности. Компетентный специалист способен выходить за рамки своего предмета, своей профессии, он имеет некий творческий потенциал саморазвития.
      В основе компетентностного подхода лежит культура самоопределения, саморазвития, самореализации. Профессионально развиваясь, такой специалист создает нечто новое в своей профессии (новый прием, метод, технологию). Он несет самостоятельную ответственность за принятое решение, определяет цели, исходя из собственных ценностных ориентиров.26 Таким образом, профессиональная компетентность специалиста по социальной работе - это знания, способность профессионально решать практические задачи по развитию личности и формированию практических умений деятельностной самореализации.
     Профессионализм - это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания и умения, обеспечивающие высокое качество труда и результатов. Профессиональные знания составляют когнитивный компонент профессионально-педагогической культуры специалиста. Профессиональные умения помогают специалисту применять полученные профессиональные знания в практике своей деятельности. Общие профессионально-педагогические умения специалиста по социальной работе группируются следующим образом: гностическая группа заключается в поиске, восприятии и отборе информации; проектировочная - в постановке целей и задач, прогнозировании; конструктивная - в подборе и сочетании содержания методов и средств; организаторская - в создании условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых; коммуникативная - в контактности, общении, взаимоотношении; оценочная - в восприятии и критическом анализе действий субъектов педагогического процесса; рефлексивная - в самоанализе собственной личности, деятельности и общения.27 Профессиональные умения специалиста социальной сферы отражают специфику его профессиональной деятельности.
     Обладая коммуникативными знаниями и умениями специалист по социальной работе может с эффективностью вступать в контакты с детьми и взрослыми; устанавливать профессиональные отношения; осуществлять индивидуальный подход к детям; сотрудничать, вступать в деловые контакты; создавать атмосферу комфортности, доброжелательности в детском и взрослом коллективах; быть тактичным и уважительным в работе; побуждать детей и взрослых к действию, творчеству, проявлению эмпатии; влиять на общение, отношения между людьми в коллективе; правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.
     Теоретические организаторские умения, применяемые в практике, позволяют ему ставить конкретные задачи, направленные на развитие, обучение и воспитание ребенка, социализацию личности в общество; рационально организовывать свое рабочее время; планировать этапы и средства деятельности по достижению результатов; планировать индивидуальную работу с детьми; организовывать отдельные виды педагогической деятельности, выполнение программ и проектов; выявить и поддержать полезную инициативу, создать условия для ее реализации; объединять людей для реализации общих целей и задач общества.
     Полученные в результате обучения аналитические умения помогают специалисту по социальной работе в его профессиональной деятельности изучать личность клиента, его семью; анализировать результаты процесса; проектировать конечный результат деятельности; сопоставлять полученные результаты с исходными данными, выдвигать новые задачи; анализировать недостатки своей профессиональной деятельности; анализировать опыт и практику работы других специалистов; творчески перерабатывать необходимую информацию.
     С использованием в работе педагогических умений специалист может обучать подопечных умениям и навыкам; выявлять резервные возможности личности; стимулировать положительные проявления, гуманность в поступках людей, их поведении, отношении к другим людям; осуществлять выбор средств, методов, приемов педагогического руководства деятельностью.
     Умения саморегуляции позволяют управлять и контролировать свои эмоции в любой ситуации; управлять своим настроением; предъявлять к себе повышенную требовательность; поступаться своими интересами ради интересов человека; снимать психологическое напряжение.28 Следовательно, имея в своем арсенале необходимые теоретические знания и умения, специалист по социальной работе имеет возможность с большей эффективностью проявить себя в различных направлениях социальной работы.
      На основании вышесказанного можно заключить, что признаком профессиональной компетентности специалиста по социальной работе выступает умение соотнести имеющиеся знания с целями, условиями и способами практической деятельности. Профессионально подготовленные специалисты по социальной работе, владеющие теоретическими знаниями, способны выходить за рамки своего предмета, своей профессии, они имеют некий творческий потенциал саморазвития, тогда как некомпетентность негативно сказывается на деятельности практикующего специалиста. То есть, применяя имеющиеся теоретические знания в своей профессиональной деятельности, специалист по социальной работе обеспечивает высокое качество своего труда и достижение основательных результатов по оказанию помощи и поддержки своим клиентам.
     Таким образом, готовность молодого специалиста по социальной работе к практической деятельности определяется в особенности его подготовки в ВУЗе, в, предъявляемых реальной практикой, требованиях, а также в умении применять специалистом, полученные во время обучения, теоретические знания в своей профессиональной деятельности.
 

      Глава 2. Исследование готовности молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом 

2.1. Методика изучения готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности 

     Методология любой научной дисциплины, в том числе социологическая методология, представляет собой, во-первых, определенную оптику - взгляд на мир, как разумно устроенную систему, которая поддается рациональному познанию. Предположение об абсурдности мира делает учение о методе ненужным. Во-вторых, методология - это техника получения знания. Кроме вопросников, шкал и статистических коэффициентов, технический инструментарий включает способы аргументации и представления результатов работы. В последних двух случаях идет речь о риторике дисциплины. И, наконец, не менее важное значение имеет этика - нормы поведения в научном сообществе, в соответствии с которыми осуществляется дисциплинарное воспроизводство знания.
     Многочисленны мнения о том, что дело социолога - тщательно фиксировать то, что происходит в действительности и обобщать полученные данные. Методология делает эту простую задачу практически неразрешимой. То, что происходит в действительности, нередко оказывается при внимательном рассмотрении весьма призрачным и зыбким. Нужна значительная методическая работа, чтобы быть уверенным: полученные факты есть то, что они есть.
     Методика конкретного социологического исследования - сумма приемов, позволяющих применить какой-либо метод к изучаемому объекту. В современной социологии разработаны десятки методов и техник сбора и анализа данных. При проектировании социологического исследования готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности были решены следующие задачи: определены цель, задачи и объект исследования; сформулированы гипотезы; построено пространство признаков и разработан проект выборки; разработана форма представления исходных данных (анкета); составлены макеты таблиц и программа анализа данных.
     Одной из важнейших процедур методической части данного социологического исследования явилось определение обследуемой совокупности. После уточнения объекта исследования решался вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием. Опрос всех людей, составляющих объект исследования (а это могли быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), нерационален. Поэтому социологическое исследование готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности имело не сплошной, а выборочный характер. Другими словами, по довольно строгим правилам отбиралось определенное количество людей, отражающих по таким признакам, как специальность, полученная в учебном заведении («специалист по социальной работе»), по времени, прошедшему после окончания учебного заведения (от момента окончания до трех лет), по стажу работы (до трех лет) структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название «выборка». От правильности ее осуществления в огромной степени зависит качество и достоверность социологической информации.
     Технологический процесс подготовки и проведения исследования включает ряд разнородных этапов. На диаграмме (рис. 1) представлены его основные функции.
     
     Рис. 1. Основные функции системы анкетирования
     По сравнению с некоторыми другими методами получения информации (например, интервью), анкетирование обладает рядом преимуществ. Анкетер общается с анкетируемым опосредованно. Тем не менее, исключается влияние анкетера на характер ответов опрашиваемого. Респондент, от которого следует получить информацию, остается с анкетой наедине, что дает ему возможность непринужденно, самостоятельно и правдиво сформулировать ответы на вопросы. Это способствует объективности получаемой информации. Анкета имеет много преимуществ и в случае использования ее при массовом опросе. Ведь опросить быстро большое число людей не под силу ни одному интервьюеру. А привлечение большого числа интервьюеров обойдется слишком дорого, что неприемлемо для небольших редакционных коллективов. В связи с этим данное социологическое исследование было проведено с применение метода - анкетирование, несмотря на то, что достоинства анкетирования являются и его недостатками. А именно, человека, оставшегося наедине с анкетой, ничто не может заставить адресовать редакции не пустые слова, а действительно важную информацию. Никто не может заставить его отвечать искренне, если респондент этого не захочет. Никто не поможет разъяснить ему непонятный вопрос или дать совет, как лучше изложить свою мысль. 29 «Эффект одиночества» наедине с анкетой иногда мешает правильным ответам на вопросы.
     Анкетирование - один из основных видов опроса, осуществляемого путем опосредованного общения социолога и респондента. Различают несколько видов анкетирования: по способу общения между исследователем и опрашиваемым, по месту проведения, по уровню стандартизации. 30 По способу общения между исследователем и опрашиваемым - прессовый (вопросник печатают в газете, журнале); почтовый (рассылают анкеты по почте) и раздаточный (анкетер раздает их группе респондентов). В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного контакта с респондентом. В третьем случае (очное анкетирование) анкетер выступает в качестве инструктора по заполнению анкет, раздатчика анкет, однако анкета заполняется респондентом самостоятельно. По месту проведения - анкетирование по месту жительства и по месту работы или учебы. В последнем случае он может быть групповым или аудиторным. По уровню стандартизации - полностью или частично стандартизированным. Этот вид анкетирования определяется характером вопросов (закрытыми или полузакрытыми). Анализ вышеописанной классификации видов анкетирования, при изучении готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности позволил выбрать наиболее подходящие виды анкетирования: почтовый, то есть анкеты были разосланы по почте, и анкетирование по месту работы специалистов по социальной работе.
     Анкетирование проводится для достижения не одной, а нескольких целей. Важности целей могут быть различными. Некоторые из них могут противоречить друг другу. Во избежание этого были сформулированы все цели и увязаны в единую систему. В противном случае был риск недоучесть возможные ограничения, пропустить важные вопросы и, в конечном счете, получить не совсем то, что хотелось бы изначально. Анкетирование в целом может рассматриваться как решение некоторой задачи. Выбор средств достижения целей фактически является этапом постановки задачи исследования. Исходя из сформулированных целей и возможностей, разработана форма представления исходных данных (анкета) и выбраны методы, которые могли бы быть применены для решения этой задачи. Для повышения степени достоверности получаемых ответов и обеспечения последующей обработки при разработке анкеты был соблюден ряд простых, но очень важных правил. Анкета содержит небольшое число вопросов, чтобы время опроса не превышало пределов времени, в течение которого опрашиваемый в состоянии сосредоточиться на одной теме и заниматься одним видом деятельности. Формулировка вопросов предельно простая, конкретная и ясная. Варианты ответов покрывают все возможные трактовки и допускают ранжирование по степени наличия или отсутствия некоторого свойства, ассоциируемого с данным вопросом. Из числа первоначально подготовленного списка вопросов устранены те, на которые невозможно получить достоверных ответов. Из списка вопросов убраны такие, на которые все опрашиваемые будут давать один и тот же ответ, независимо от того, положительный он либо отрицательный. Такие вопросы неинформативны, по крайней мере, на выбранном множестве анкетируемых. Вопросы, ответы которые не удается ранжировать, обычно являются комплексными и их желательно разбить на отдельные подвопросы, предполагающие утвердительный или отрицательный ответ, либо допускающие ранжирование, что и было сделано.31 Анкета включает в себя вопросы, объемлющие разные интересующие стороны проблемы. Причем поставлены вопросы как о характеристиках самого явления (его сущности, количественных и качественных сторонах), так и об отношении к нему анкетируемых. Таким образом, создается большой объем информации, дающий возможность увидеть иногда самые тонкие грани проблемы и отношения к ней аудитории. Правильное построение вопросов анкеты позволяет надеяться на получение достаточно полных ответов, содержащих достоверную информацию.
     При составлении анкеты исключительно важно помнить о том, что опрашиваемый даст ответы только в том случае, когда будет уверен, что у авторов ее достаточно серьезные намерения. Чтобы убедить в этом читателя, в анкету включен небольшой раздел -- вступление (обращение составителя к опрашиваемому), содержание которого определили вопросы анкеты как имеющие важное значение для решения вопроса данного социологического исследования. Во вступлении сообщается о намерении ее составителя, объясняются задачи, ради которых проводится анкетирование, указывается, кому адресована анкета, какие данные хотят получить с ее помощью.
     Рабочий план исследования отражает основные процедурные мероприятия. Он позволяет заранее предусмотреть и наиболее точно определить объем научных, организационных затрат, помогает избежать суеты, придает исследованию ритмичность на всех его этапах. Структурными компонентами плана социологического исследования выступили его этапы. Все они сгруппированы в плане в соответствии с последовательностью их осуществления в четыре блока.
     Блок первый определяют порядок составления программы и инструментария исследования; формирование и подготовка группы сбора первичной информации (анкетеров); проведение пробного исследования; внесение коррективов в программу и инструментарий сбора первичной информации по итогам пробного исследования; размножение инструментария (анкеты или бланка-интервью и другое). Второй блок фиксирует в плане все организационные и методические виды работ, обеспечивающие четкое проведение полевого исследования, то есть массовый сбор первичной социологической информации. Здесь предусматривается и выбор соответствующего места и времени для опроса, и предварительное информирование опрашиваемых о целях, задачах и практических выводах исследования, и централизованный сбор заполненных анкет, бланков-интервью или других видов инструментария. Третий охватывает совокупность операций для подготовки первичной информации к обработке. Под специальным контролем формируется массив информации, предназначенный для ввода в компьютер. Предварительно осуществляется кодировка открытых вопросов, выбраковка негодных анкет. Последний блок включает все виды работ, связанные с анализом результатов обработки полученных данных, обсуждением предварительного и итогового отчетов, выработкой рекомендаций.
     В ходе проектирования исследования помимо разработки программы и плана его осуществления подготовлены также вспомогательные документы, которые оформлены в виде инструкции анкетеру (интервьюеру), проводящему опрос.32 Она содержит краткое описание цели, задач исследования и основных процедур, которые анкетер должен выполнить. В частности, указываются место и сроки проведения опроса, круг лиц, с которыми анкетеру предстоит войти в контакт для сбора первичной информации, тип опроса, форма и характер вступительной беседы, а также требования к техническому оснащению процедур опроса.
     Таким образом, проведение социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями, а то есть, продумана его общая логика, разработаны методические документы для сбора информации, сформирована исследовательская группа. Социологическое исследование готово для его проведения тогда, когда весь объем необходимых работ выполнен в соответствии с предъявляемыми к нему научными требованиями. 

     2.2. Анализ результатов социологического изучения готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности 

      Анализ результатов проводился исходя из общего количества опрошенных респондентов - 28 специалистов по социальной работе, а также, с целью сравнения, результаты были рассмотрены отдельно по группе опрошенных специалистов, имеющих специальное образование, состоящей из 12 человек, и отдельно по группе специалистов, имеющих иные специальности, количество которых составило 16 человек.
     Причиной выбора профессиональной деятельности в качестве специалиста по социальной работе в основном послужило получение соответствующего образования (36% всех опрошенных), но данное обстоятельство касается главным образом специалистов, получивших специальное образование «социальная работа»; опрос данной категории специалистов показал, что 75% трудоустроилось именно по вышеназванной причине. Вариант ответа «так сложились личные обстоятельства» выбрали в основном специалисты по социальной работе, имеющие дипломы по иной специальности, их процент составил 38. Таким образом, можно сказать, что выпускники по специальности «социальная работа» чаще устраиваются на работу в социальные службы целенаправленно, тогда как специалисты, не имеющие специального образования, устраиваются на работу в качестве специалистов по социальной работе только в случае невозможности начать трудовую деятельность по образованию в дипломе.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.