На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Одарённые дети

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 01.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Определение понятий  «одаренность» и «одаренный ребенок»
   Одаренность  — это системное, развивающееся  в течение жизни качество психики,  которое определяет возможность  достижения человеком более высоких,  незаурядных результатов в одном  или нескольких видах деятельности  по сравнению с другими людьми.
   Одаренный  ребенок — это ребенок, который  выделяется яркими, очевидными, иногда  выдающимися достижениями (или имеет  внутренние предпосылки для таких  достижений) в том или ином  виде деятельности.
   На сегодняшний  день большинство психологов  признает, что уровень, качественное  своеобразие и характер развития  одаренности — это всегда результат  сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
  Признаки одаренности
   Признаки  одаренности проявляются в реальной  деятельности ребенка и могут  быть выявлены на уровне наблюдения  за характером его действий. Признаки  явной (проявленной) одаренности  зафиксированы в ее определении  и связаны с высоким уровнем  выполнения деятельности. Вместе  с тем об одаренности ребенка  следует судить в единстве  категорий «могу» и «хочу», поэтому  признаки одаренности охватывают  два аспекта поведения одаренного  ребенка: инструментальный и мотивационный.  Инструментальный характеризует  способы его деятельности, а мотивационный  — отношение ребенка к той  или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.  

   Инструментальный  аспект поведения одаренного  ребенка может быть описан  следующими признаками: Наличие  специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного  ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных  уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана  своя специфическая стратегия  ее осуществления: быстрое освоение  деятельности и высокая успешность  ее выполнения; использование и  изобретение новых способов деятельности  в условиях поиска решения  в заданной ситуации; выдвижение  новых целей деятельности за  счет более глубокого овладения  предметом, ведущее к новому  видению ситуации и объясняющее  появление неожиданных на первый  взгляд идей и решений. 
   Для поведения  одаренного ребенка характерен  главным образом третий уровень  успешности — новаторство как  выход за пределы требований  выполняемой деятельности, что позволяет  ему открывать новые приемы  и закономерности.    Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Например, для него весьма типичен — наряду со способностью практически мгновенно схватывать существенную деталь или очень быстро находить путь решения задачи — рефлексивный способ переработки информации (склонность тщательно анализировать проблему до принятия какого-либо решения, ориентация на обоснование собственных действий).   Особый тип организации знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; свернутость знаний в соответствующей предметной области при одновремнной их готовности развернуться в качестве контекста поиска решения в нужный момент времени; категориальный характер (увлеченность общими идеями, склонность отыскивать и формулировать общие закономерности). Это обеспечивает удивительную легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации.   Кроме того, знания одаренного ребенка (как, впрочем, и одаренного взрослого) отличаются повышенной «клейкостью» (ребенок сразу схватывает и усваивает соответствующую его интеллектуальной направленности информацию), высоким удельным весом процедурных знаний (знаний о способах действия и условиях их использования), большим объемом метакогнитивных (управляющих, организующих) знаний, особой ролью метафор как способа обработки информации и т.д.   Следует учитывать, что знания могут иметь разное строение в зависимости от того, испытывает ли человек интерес к соответствующей предметной области. Следовательно, особые характеристики знаний одаренного ребенка могут обнаружить себя в большей степени в сфере его доминирующих интересов.    Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
Виды одаренности 
   Систематизация  видов одаренности определяется  критерием, положенным в основу  классификации. В одаренности  можно выделить как качественный, так и количественный аспекты.    Качественные характеристики одаренности  выражают специфику психических  возможностей человека и особенности  их проявления в тех или  иных видах деятельности. Количественные  характеристики одаренности позволяют  описать степень их выраженности.   Среди критериев выделения видов  одаренности можно назвать следующие:  Вид деятельности и обеспечивающие  ее сферы психики.Степень сформированности.Форма проявлений.Широта проявлений в различных видах деятельности.
   К основным  видам деятельности относятся:  практическая, теоретическая (учитывая  детский возраст, предпочтительнее  говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная  и духовно-ценностная. Сферы психики  представлены интеллектуальной, эмоциональной  и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы — уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы — уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения.
Соответственно могут  быть выделены следующие виды одаренности: В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в  ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности —  интеллектуальную одаренность различных  видов в зависимости от предметного  содержания деятельности (одаренность  в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность. В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая  проявляется в создании новых  духовных ценностей и служении людям.   Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней  психической организации с преобладанием  того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная  одаренность обеспечивается всеми  уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда  мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и  т.д.). Каждый вид одаренности по своим  проявлениям охватывает в той  или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения), в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта).
   Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.    В рамках этой классификации могут быть поставлены и решены следующие два вопроса: как соотносится одаренность и отдельные способности?существует ли «творческая одаренность» как особый вид одаренности?    Выделение видов одаренности по критерию видов деятельности позволяет отойти от житейского представления об одаренности как количественной степени выраженности способностей и перейти к пониманию одаренности как системного качества. При этом деятельность, ее психологическая структура выступают в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, формирующего тот их состав, который необходим для ее успешной реализации. Следовательно, одаренность выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку отдельные компоненты одаренности у различных людей могут быть выражены в разной степени. Одаренность может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят компенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Яркая одаренность или талант свидетельствует о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных деятельностью, а также об интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его, в личностную сферу.    Вопрос о существовании творческой одаренности возникает постольку, поскольку анализ одаренности с необходимостью ставит проблему ее связи с творчеством как ее закономерным результатом. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:актуальную одаренность;
потенциальную одаренность.
   Актуальная  одаренность — это психологическая  характеристика ребенка с такими  наличными (уже достигнутьтми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одаренных детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребенок — это ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребенка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.
   Потенциальная  одаренность — это психологическая  характеристика ребенка, который  имеет лишь определенные психические  возможности (потенциал) для высоких  достижений в том или ином  виде деятельности, но не может  реализовать свои возможности  в данный момент времени в  силу их функциональной недостаточности.  Развитие этого потенциала может  сдерживаться рядом неблагоприятных  причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким  уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). Выявление потенциальной одаренности требует высокой прогностичности используемых диагностических методов, поскольку речь идет о еще несформировавшемся системном качестве, о дальнейшем развитии которого можно судить лишь на основе отдельных признаков. Интеграция компонентов, необходимая для высоких достижений, еще отсутствует. Потенциальная одаренность проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определенное развивающее влияние на исходные психические возможности ребенка.
По критерию «форма проявления» можно говорить о: явной  одаренности;скрытой одаренности.
    Явная  одаренность обнаруживает себя  в деятельности ребенка достаточно  ярко и отчетливо (как бы  «сама по себе»), в том числе  и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает  сомнения. Поэтому специалисту в  области детской одаренности  с большой степенью вероятности  удается сделать заключение о  наличии одаренности или высоких  возможностях ребенка. Он может  адекватно оценить «зону ближайшего  развития» и правильно наметить  программу дальнейшей работы  с таким «перспективным ребенком».  Однако далеко не всегда одаренность  обнаруживает себя столь явно.    Скрытая одаренность проявляется  в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов. Причины, порождающие феномен скрытой одаренности, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребенок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, и т.п. Скрытые формы одаренности — это сложные по своей природе психические явления. В случаях скрытой одаренности, не проявляющейся до определенного времени в успешности деятельности, понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно. Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности. Именно своеобразные черты личности, как правило, органично связанные с одаренностью, дают право предположить у такого ребенка наличие повышенных возможностей. Выявление детей со скрытой одаренностью не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Идентификация детей с таким типом одаренности — это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребенка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечении его в инновационные формы обучения и т.д. По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить:общую одаренность;специальную одаренность.
   Общая одаренность  проявляется по отношению к  различным видам деятельности  и выступает как основа их  продуктивности. В качестве психологического  ядра общей одаренности выступает  результат интеграции умственных  способностей, мотивационной сферы  и системы ценностей, вокруг  которых выстраиваются эмоциональные,  волевые и другие качества  личности. Важнейшие аспекты общей  одаренности — умственная активность  и ее саморегуляция. Общая одаренность определяет соответственно уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.