На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные психодиагностические методы исследования внимания и их назначение

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 01.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
     «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА
     И СЕРВИСА»
     ФГОУВПО «РГУТиС» 
 
 
 
 
 

     Реферат
     по дисциплине Психодиагностика
     Основные психодиагностические методы исследования внимания и их назначение 
 
 
 

     Выполнила студентка
     Ткаченко А.Ю. 
 
 
 

     Москва 2008
 

      Оглавление 

Введение
1. Общие понятия о внимании
2. Методы исследования внимания
2.1 Метод изучения объёма внимания
2.2 Метод оценки устойчивости внимания
2.3 Метод оценки переключаемости внимания
2.4 Метод исследования способностей распределения внимания
Заключение
Список использованной литературы 

 

     Введение 

     Трудность исследования внимания давно осознана психологами, пытавшимися разобраться в его феноменах, определить его специфику. Все большее число психологов приходит к выводу, что найти ответ на вопрос о сущности внимания путем проведения исключительно экспериментальных исследований в настоящее время невозможно. Необходимы постановка и серьезное обсуждение этой проблемы на более широкой базе данных и твердом методологическом основании, решение комплекса теоретических вопросов, недоступных прямой экспериментальной проверке.
     Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств (зрительное, слуховое внимание), на процессы запоминания, мышления и т.д.
 

     1. Общие понятия о внимании 

     Одним из определений внимания в психологии является предложенное Н.Ф. Добрыниным понимание внимания как направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. При этом под направленностью понимается избирательный характер активности, а под сосредоточенностью - углубление в данную деятельность.
     Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
     Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.
     Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса), четвертые -- с внешними обстоятельствами.
     Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. В обстановке, при которой отсутствуют внешне отвлекающие моменты, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым.
     Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрации внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы. Большинство видов умственной деятельности, связанных с интенсивной работой памяти, требуют почти 100% концентрации внимания. Но можно выполнять и два дела одновременно, если один вид деятельности не требует полной сосредоточенности, так при мытье полов, концентрация внимания, например, - 9%, при забивании гвоздей - 40%, при вождении автомобиля - 60%, подсчете денег - 80%.
     Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором -- сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте.
     Распределение внимания -- его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.
     Объем внимания -- это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей -- 5--7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания.
     Все перечисленные характеристики внимания представляют функциональное единство, и их разделение является чисто экспериментальным приемом.
 

     2. Методы исследования внимания 

     Сбор объективной информации об особенностях внимания может основываться на неэкспериментальных методах, и методах экспериментальных предъявляющих более строгие требования к процедуре исследования.
     Среди неэкспериментальных методов главный - наблюдение. Эффективность наблюдения существенно повышается при использовании программы наблюдения, систематичности наблюдения. Надежность выводов и оценок возрастает при обобщении результатов наблюдений в различных ситуациях разными людьми. Это могут быть, например, данные наблюдений, полученные родителями, учителями, руководителем спортивной секции.
     Так, например, об устойчивости внимания ученика судят по ответам на следующие вопросы:
     Внимательно ли он работает в течение всего урока, учебного дня или к концу его внимание заметно снижается?
     Может ли он долго работать, когда включено радио или шумят товарищи?
     Когда преимущественно появляются ошибки в письменных, контрольных работах - в начале их, в конце или распределены равномерно?
     Использование экспериментальных методов дает возможность повысить точность оценки интересующих нас свойств внимания, многократно проверить полученные данные.
     Материал для исследования внимания. Для диагностики аттенционных способностей может использоваться любой вербальный (словесный, знаковый) или образный материал, достаточно хорошо знакомый испытуемому. Материал не должен создавать трудности в его восприятии и опознании.
     Способ предъявления материала. Материал, как правило, предъявляется в виде таблиц или специальных бланков с цифрами, буквами, геометрическими изображениями. Время выполнения задания, как правило, ограничено. При изучении устойчивости внимания оно должно быть не менее 10 мин.
     Фиксируемые показатели и подсчет результатов. Показателями успешности выполнения заданий обычно служат следующие: время работы с тестовым материалом, количество и характер ошибок, объем выполненной работы. 

     2.1 Метод изучения объёма внимания 

     Объем внимания характеризуется числом объектов, воспринимаемых одновременно в весьма ограниченный отрезок времени. Для изучения объема внимания используются две группы методов: 1) основанные на предъявлении букв, цифр, фигур; 2) основанные на отыскивании чисел.
     Показателем объема внимания служит количество объектов, воспроизведенных после их предъявления.
     Методика «Объем и распределение внимания»
     Цель. Определение объема и распределяемости внимания.
     Материал. Карточки для экспозиции.
     Ход опыта. Испытуемым на 1-2 с. показывают три различные геометрические фигуры с вписанными в них цифрами. Например, такие 

       

     Записав сумму, испытуемые должны ответить, на каких фигурах какие числа были написаны.
     На основании полученных материалов делают вывод о проявлении соответствующих свойств внимания (его объема и распределяемости). 

     2.2 Метод оценки устойчивости внимания 

     Методика «Устойчивость концентрации внимания старшеклассников»
     Цель. Определение устойчивости внимания.
     Материал. В основу предлагаемой методики положен известный метод корректурной пробы Анфимова. Бланковой частью методики является «Корректурная таблица» (рис. 1.)
     Корректурная таблица представляет собой стандартный бланк, на обеих сторонах которого размещено по 40 строчек беспорядочного построчного набора из восьми букв русского алфавита: А, В, Е, И, К, Н, С, Х. В каждой строчке - 40 знаков.
     Инструкция: У каждого из испытуемых есть таблица с набором букв в строчках. Называются три буквы, которые должны хорошо запомнить. После этого даётся команда «Начали!». Сразу же после команды испытуемые будут внимательно просматривать каждую строчку в таблице и вычеркивать заданные буквы диагональной черточкой. На всю работу отводится 10 мин. В течение этого времени нужно просмотреть как можно больше строчек, не допуская пропусков в вычеркивании заданных букв и не вычеркивая посторонние буквы. Каждую минуту будет даваться команда: «Черта!». По этой команде нужно поставить вертикальную черту в строчке в том месте, где вас застала эта команда, и сразу же продолжать работу. По команде «Закончили!» ставить такую же черту и прекращать работу.
     Обработка и оценка материалов испытания. Экспериментатор просматривает выполненную работу. Выявленные ошибки фиксируются на поле корректурной таблицы рядом с той строкой, в которой они были допущены. Таким образом, подсчитывается количество ошибок, допущенных испытуемым за каждую минуту. В результате такого подсчета осуществляется комплексный подход к оценке выполнения задания: с одной стороны, устанавливается показатель производительности работы (по количеству просмотренных испытуемым строк), а с другой - показатель правильности выполнения работы (по количеству допущенных ошибок).
     Полученные в испытании показатели выполнения работы по корректурной пробе сопоставляются с 4-балльной шкалой оценок. В результате этого определяется оценка уровня проявления устойчивости внимания учащегося в процессе диагностического испытания. 

     СХАВСХЕВИХНАИСНХВХВКСНАИСВХВХЕНАИСНЕВХАК
     ВНХИВСНАВСАВСНАЕКЕАХВКЕСВСНАИСАИСНАВХНЕК
     НКИСКВКЕКВХИВХЕИСНЕИНАИЕНКХКИКХЕКВКИСВХИ
     ХАКХНСКАИСВЕКВХНСНЕИХЕКХИСНАКСКВХКВНАВСН
     ИСНАИХАЕХКИСНАИКХЕХИСНАХКЕКХВИСНАИХВИКХ
     СНАИСВНКХВАИСНАХЕКЕХСНАКСВЕЕВЕАИСНАСНКИВ
     КХКЕКНВИСНКХВЕХСНАИСКЕСИКНАЕСНКХКВИХКАКС
     АИСНАЕХКВЕНВХКЕАИСНКАИКНВЕВНКВХАВЕИВИСНА
     КАХВЕИВНАХИЕНАИКВИЕАКЕИВАКСВЕИКСНАВАХНСВ
     НКЕСНКСВХИЕСВХКНКВСКВЕВКНИЕСАВИЕХЕВНАИЕН
     КЕИВКАИСНАСНАИСХАКВННАКСХАИЕНАСНАИСВКХЕВ
     ЕВХКХСНЕИСНАИСНКВКХВЕКЕВКВНАИСНАИСНКЕВКХ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.