На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ финансового состояния предприятия на примере ООО «Ваши окна»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования Российской Федерации
Ижевский  государственный технический университет
Факультет «Менеджмент и маркетинг»
Кафедра «Финансы и кредит» 
 
 
 

Контрольная работа
По дисциплине
 «  Экономический анализ»
На тему
 «Анализ  финансового состояния предприятия на примере ООО «Ваши окна» 
 
 
 
 

Выполнил:                                   студент гр.5-22-38(з)
                                                                      Долганова А.А. 

Проверил:                             Сырыгин С.П. 
 
 
 
 
 

                              Ижевск, 2010 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………3 

Глава 1. Характеристика и анализ финансового состояния
             предприятия ООО «Ваши окна»……………………..…..4
         1.1.Краткая историческая справка. Этапы создания и
                    развития предприятия ООО «Ваши окна»…….………4
         1.2. Анализ финансового состояния ООО «Ваши окна»..4 

Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия………..10
         2.1.Значение, цели и методы финансового анализа……10
         2.2. Задачи, основные направления и информационное
               обеспечение анализа…………………………………….13
         2.3. Общий анализ финансового состояния……………..15
         2.4. Система показателей финансового состояния……..17
                предприятия и методы их определения.
      
Глава 3. Анализ, разработка путей и мероприятий по
             улучшению состояния предприятия……………………27
         3.1. Анализ Актива баланса…………………………………27
         3.2. Анализ Пассива баланса……………………………….28
         3.3. Анализ финансовых результатов деятельности
               предприятия………………………………………………30
        3.4. Анализ финансовой устойчивости…………………..33
         3.5. Анализ ликвидности баланса………………………….35
         3.6.Возможные рекомендации по улучшению
             финансового состояния ООО  «Ваши окна»…………39 

Заключение…………………………………………………………….41 

Список используемой литературы………………………………...44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 
 

   Благополучное финансовое состояние организации - это важное условие ее непрерывной  и эффективной деятельности. Для  ее достижения необходимо обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его баланса, финансовую независимость. Действующая рыночная экономика требует от организации повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе применения эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансовой деятельности организации. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития организации, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности организации, ее подразделений и работников. 
   Для управления производством руководителям  нужно иметь полную и достоверную  информацию о ходе производственного  процесса, о ходе выполнения планов. Информация достигается с помощью  финансово-экономического анализа. В  процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы .
   Большая роль отводится анализу в деле определения и использования  резервов повышения эффективности  производства. Он содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению лишних затрат. Анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основной разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.
   Целью данной курсовой работы является анализ финансового состояния организации, и выявления резервов по улучшению финансового состояния. Финансовый анализ рассмотрен на примере ООО «Ваши окна».
Глава 1. Характеристика и анализ финансового состояния.
  предприятия ООО  «Ваши окна». 

      Краткая историческая справка. Характеристика товаров и услуг предприятия ООО «Ваши окна»
 
     Общество  с ограниченной ответственностью «Ваши окна» зарегистрировано 18 октября 2002 года по адресу: г. Ижевск, ул. Азина,1
     Основным  видом деятельности ООО «Ваши окна» является изготовление и монтаж светопрозрачных конструкций, ПВХ окна, алюминиевые витражи, окна, входные группы, зимние сады, остекление балконов и лоджий.
     Работу  производственных подразделений обеспечивают экономические и технические  службы: отдел главного конструктора и технолога, экономический отдел, финансовый отдел, бухгалтерия, службы маркетинга, а также отдел кадров и юридический отдел. Самостоятельных подразделений на отдельный баланс, в структуре ООО «Ваши окна» нет.
     Согласно  Уставу основным и видами деятельности предприятия являются:
-   производство и установка профильных систем, запасных частей к нему;
- разработка, производство и реализация строительных материалов и конструкций;
     Руководство текущей деятельностью ООО «Ваши окна» осуществляется генеральным директором Мустакимовым Р.Е.
     Уставный капитал ООО «Текс» равен 8 000 (восемь тысяч) рублей.
     Общество  осуществляет статистическую и финансовую отчетность в соответствии с действующим законодательством Р.Ф.
     В рамках учетной политики ООО «Ваши окна» утвержден:
     - рабочий план счетов бухгалтерского  учета на основе Плана счетов, утвержденным приказом Минфина  РФ от 31 октября 2000 года №94н. 
     - формы первичных учетных документов, принимаемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
     - порядок проведения инвентаризации активов и обязательств.
     В ООО «Ваши окна» бухгалтерский учет и отчетность ведутся по нормам, действующим в России. В организации используется программа 1С: Предприятие Версия 7.7. (1С: Бухгалтерия новый план счетов). Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет генеральный директор организации. Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией организации, возглавляемой главным бухгалтером ООО « Ваши окна». 

     Характеристика товаров и услуг.
     Компания  «Ваши окна» предлагает качественные светопрозрачные конструкции, произведенные  с применением новейших технологий. Для их изготовления используется материал ПВХ (поливинилхлорид), который полностью безопасен для человека. Он является экологически чистым материалом, получаемым из поваренной соли и нефтепродуктов. Его популярность обусловлена высоким уровнем прочности при сравнительно небольшом весе.
     ПВХ является одним из самых распространенных видов пластика, который отличается экономичностью и универсальностью. Именно поэтому он нашел широкое применение в производстве пластиковых окон ПВХ. Он значительно уменьшает вес оконной рамы и делает ее более долговечной. Для этого внутри профиля помещаются поперечные перемычки, функция которых заключается в обеспечении максимальной жесткости конструкции. При этом внутри образуется множество воздушных отсеков, обладающих теплозащитными свойствами.
     Для изготовления пластиковых оконных  конструкций компания «Ваши окна»  использует высококачественный профиль от известных зарубежных производителей. Жители Ижевска и всей Удмуртской республики могут заказать пластиковые окна любой расцветки и формы. Большой опыт в данной области позволяет выполнять заказы качественно и в строго установленные сроки.
     Виды  профилей
1. Баутек  - 3-х камерный.
2. Фаворит  - 5-ти камерный.
     Дополнительная  комплектация
1. Отлив – расположен на внешней стороне окна, препятствует проникновению  воды между  створкой и рамой.
2. Импост – дополнительный элемент, разделяющий единую конструкцию окна.
3.  Подоконник
4.  Откосы 

      Анализ финансового состояния предприятия
                                                                ООО «Ваши окна». 

      Общий анализ финансового состояния предприятия  осуществляется на основе абсолютных значений баланса предприятия и формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», приведенных в таблицах 1.1. (баланс) и 1.2. (форма №2). 
 

      Табл. 1.1. Бухгалтерский баланс предприятия за 2009г. 

 
 
Код На начало На конец
Показатели  актива баланса строки баланса 
периода, тыс.руб. периода, тыс.руб.
1 2 3 4
1. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ  
 
 
 
 
 
Нематериальные  активы 110 - -
Основные  средства 120 163 1347
Долгосрочные  финансовые вложения 
140 - -
Прочие  внеоборотные активы 150 - -
Итого по разделу 1 190 163 1347
2. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ  
 
 
 
 
 
Запасы 210 1202 1931
в том числе:  
 
 
 
 
 
сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211 46 13
затраты в незавершенном производстве (издержки обращения) 214  
 
8
готовая продукция и товары для перепродажи 215 1137 1892
расходы будущих периодов 217 18 18
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 220 176 272
Дебиторская задолженность (платежи, по которой  ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) 230 - -
Дебиторская задолженность (платежи, по которой  ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) 240 611 986
Краткосрочные финансовые вложения 250 - -
-
Денежные  средства 260 134 221
Прочие  оборотные активы 270 25 24
Итого по разделу 2 290 2148 3435
Баланс 300 2311 4782
3. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ  
 
 
 
 
 
Уставный  капитал 410 8 8
Добавочный  капитал 420 72 72
Нераспределенная  прибыль отчетного года 470 - 1155
Итого по разделу 3 490 79 1159
4.ДОЛГОСРОЧНЫЕ  ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  
 
 
 
 
 
Итого по разделу 4 590 - -
5.КРАТКОСРОЧНЫЕ  ОБЯЗАТЕЛЬСТВА  
 
 
 
 
 
Займы и кредиты, в том числе 610 400 821
Кредиты банка к погашению в течение 12 мес 611 400 821
Кредиторская  задолженность 620 1832 2803
в том числе  
 
 
 
 
 
поставщики  и подрядчики 621 1771 2768
задолженность перед персоналом 
624 265 
235 
 
задолженность перед государственными внебюджетными фондами 625 711 260
задолженность перед бюджетом 626 25 9
прочие  кредиторы 628 4 (2)
Итого по разделу 5 690 2232 3623
Баланс 700 2311 4782
 
 
 
    На  предприятии ООО «Ваши окна» произошло увеличение основных средств, что связано с покупкой нового оборудования и рабочих машин. Увеличение количества основных средств расценивается, как положительная тенденция, поскольку происходит расширенное воспроизводство основных фондов предприятия, что в свою очередь должно положительно отразиться на эффективности деятельности рассматриваемого предприятия.
    Отсутствие  долгосрочной задолженности (свыше 12 месяцев) можно расценивать, как положительную тенденцию, поскольку отсутствуют дебиторы, оказывающие большую финансовую нагрузку для других подобных предприятий отрасли. Однако, очевиден рост краткосрочной дебиторской задолженности (с 611 тыс. руб. до 986 тыс. руб.), следовательно необходимо проводить реструктуризацию дебиторской задолженности и осуществлять более качественный подход к реализации продукции с целью предотвращения появления новых дебиторов предприятия.
    За  отчетный 2009 год на предприятии произошел рост денежных средств – средств предприятия, обладающих абсолютной ликвидностью. С одной стороны рост денежных средств является положительной тенденцией, с другой стороны - для повышения эффективности работы предприятия необходимы вложения временно свободных денежных средств в расширение производства, в разработку новой продукции, в рекламу предприятия.
    На  конец 2009 года произошел рост валюты баланса, что характеризует повышение  активности деятельности предприятия  ООО «Ваши окна». 
 

Таблица 1.2. Отчет о прибылях и убытках за 2009 год 

Наименование  показателя Код строки  отчета
На начало периода, тыс. руб. На конец  периода, тыс.руб.
1 2 3 4
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей 010 5969 6159
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг с учетом коммерческих и управленческих расходов 020 5239 5584
Валовая прибыль 029 730 
575
Коммерческие  расходы 030 795 413
Прибыль (убыток) от продаж (010-020- 030)
050 (65) 162
Операционные  доходы 090 - 90
Операционные  расходы 100 - 4
Внереализационные доходы 120 - 20
Внереализационные расходы 130 - 99
Прибыль (убыток) до налогообложения 140 (65) 169
Чрезвычайные  доходы 170-180 - -
Прибыль (убыток) отчетного периода 190 - 56,7
 
    Анализ  бухгалтерского баланса ООО «Ваши окна» показал положительную тенденцию в работе, что подтверждается данными формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Выручка за 2009 год возросла на 190 тыс. руб. (с 5969 тыс. руб до 6159 тыс. руб.). Произошел рост себестоимости на 346 тыс. руб. (с 5239 тыс. руб. до 5584 тыс. руб.). Рост себестоимости происходит на предприятии более быстрыми темпами, следовательно, в  перспективе на 2010 год предприятию ООО «Ваши окна» необходимо уделить повышенное внимание мероприятиям по снижению себестоимости (выбору более дешевых поставщиков, сокращению транспортных затрат, оптимизации форм оплаты труда). Снижение коммерческих расходов, то есть расходов по реализации товара, по упаковке, транспортировке, рекламе снизились на 155 тыс. руб.(с 730 тыс. руб. до 575 тыс. руб.), что положительно характеризует работу руководства предприятия. Как видно из формы №2 в отчетном периоде у предприятия имеется прибыль от продаж в размере 162 тыс. руб. против убытка за аналогичный период предыдущего года. В целом предприятие в 2002 году сработало с прибылью. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ финансового состояния предприятия. 
 

    2.1. Значение, цели и методы финансового анализа. 

   Финансовый анализ — изучение основных параметров и коэффициентов, дающих объективную оценку финансового состояния предприятия, а также анализ курса акций предприятия, с целью принятия решения о размещении капитала. Финансовый анализ - это часть экономического анализа.
    Развитие рыночных отношений  поставило хозяйствующие субъекты  различных организационно-правовых    форм    в     такие     жесткие  экономические условия,  которые объективно обуславливают   проведение  ими  сбалансированной  заинтересованной  политики  по   поддержанию   и   укреплению финансового состояния, его   платежеспособности  и  финансовой   устойчивости.  Оценка финансового состояния является частью финансового  анализа.  Характеризуется определенной совокупностью показателей, отраженных в балансе по  состоянию на определенную дату.
    Финансовое состояние проявляется в платежеспособности хозяйствующего субъекта, в способности вовремя  удовлетворять  платежные требования  поставщиков  в   соответствии   с   хозяйственными  договорами, возвращать кредиты, выплачивать зарплату, вовремя вносить платежи в бюджет.    
    Основная цель анализа финансового состояния заключается в том, чтобы на основе  объективной оценки  использования   финансовых   ресурсов   выявить внутрихозяйственные  резервы  укрепления  финансового положения и  повышения платежеспособности.
    Основными источниками  информации  для анализа  финансового  состояния хозяйствующего субъекта являются:
    - информация о технической подготовке  производства;
    - нормативная информация;
    - плановая информация (бизнес-план);
    - хозяйственный   (экономический)   учет,   оперативный   (оперативно-технический) учет, бухгалтерский учет, статистический учет;
    - отчетность (публичная финансовая бухгалтерская отчетность  (годовая), квартальная  отчетность  (непубличная,  представляющая  собой   коммерческую тайну), выборочная  статистическая  и  финансовая  отчетность  (коммерческая отчетность,  производимая   по    специальным    указаниям),    обязательная статистическая отчетность);
    -  прочая  информация  (публикации  в  прессе,   опросы   руководителя, экспертная информация).
    В составе годового бухгалтерского  отчета предприятия имеются следующие формы, представляющие информацию для анализа финансового состояния:
    - форма №1  «Бухгалтерский  баланс».  В нем фиксируется стоимость (денежное выражение) остатков внеоборотных  и оборотных активов капитала, фондов,  прибыли,  кредитов  и займов,  кредиторской  задолженности прочих пассивов. Баланс содержит обобщенную информацию  о  состоянии  хозяйственных средств  предприятия,  входящих  в  актив,  и  источников  их   образования, составляющих пассивы. Эта информация представляется «на начала года»  и  «на конец года», что и  дает  возможность  анализа,  сопоставления  показателей, выявления их роста или снижения.
      О движении хозяйственных средств и  их  источников достигается подготовкой следующих форм отчетности:
      - форма № 2 «Отчет о прибылях  и убытках»;
      - форма № 3 «Отчет о движении капитала»;
      - форма № 4 «Отчет о движении  денежных средств»;
      - форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому  балансу».
    «Пояснительная записка» с изложением  основных  факторов, повлиявших в отчетном году на итоговые результаты  деятельности предприятия,  с оценкой
его финансового  состояния.
    Чтобы оценить динамику  основных  показателей, место хозяйствующего субъекта среди аналогичных предприятий,  конкурентность, требуется:
     -  составления  сравнительных   таблиц,   выявления   абсолютного   и относительного отклонения;
     - исчисления показателей за ряд  лет в процентах к итоговому  показателю (к итогу баланса);
     - исчисления относительных  отклонений  в  процентах  по  отношению   к базисному году.
    Наряду с абсолютными показателями, характеризующими  различные  аспекты финансового    состояния,    используются    и    финансовые   коэффициенты.
    Финансовый   коэффициент   представляет   собой относительные показатели финансового состояния. Они подразделяются  на коэффициенты  распределения  и   координации.   Коэффициенты   распределения применяются в тех случаях, когда необходимо определить, какую часть тот  или иной  абсолютный  показатель  составляет  от  итога  включающей  его  группы абсолютных  показателей.  Данные коэффициенты  используются  в основном  в предварительном анализе.
    Коэффициенты   координации   используются   для    выражения   отношений разных по существу абсолютных показателей финансового состояния.
    Анализ финансовых коэффициентов  заключается в сравнении их значения  по периодам.  В  качестве  базисных  величин  могут  использоваться  показатели базисного периода данного хозяйствующего субъекта.
    Специальные  финансовые  коэффициенты,  расчет   которых   основан   на существовании   определенных   соотношений   между   статьями    отчетности, называются  финансово-оперативными  показателями.  Они   позволяют   реально оценить положение данного хозяйствующего субъекта.
    Помимо финансовых коэффициентов  в анализе финансового состояния   важную роль  играют  абсолютные  показатели,  которые  рассчитываются   на   основе отчетности  (чистые  активы  —  реальный  собственный  капитал,  собственные оборотные  средства,   показатели   оборачиваемости   запасов   собственными оборотными  средствами). С   помощью   данных   показателей   формулируются критерии, позволяющие оценить качество финансового состояния.
    Практика финансового анализа  позволяет выявить основные  методы  чтения финансовой отчетности.
    1. Горизонтальный  (временный)  анализ  позволяет  осуществить   сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.
    2. Вертикальный  (структурный)  анализ  позволяет   определить   структуру  итоговых  финансовых  показателей   с  выявлением  влияния   каждой   позиции отчетности на результат в целом.
    3. Трендовый  анализ  позволяет   осуществить  сравнение  позиции   с  рядом предшествующих  периодов  и  определить  тренд,  т.е.   основную   тенденцию динамики     показателей,     исключающей      случайные      влияния      и индивидуальные   особенности   отдельных   периодов.   С   помощью    тренда
определяется  возможное значение показателей  в будущем.
    4. Анализ относительных показателей  (коэффициентов) позволяет  осуществить  расчет отношений данных отчетности,  определить взаимосвязи показателей.
    5. Факторный  анализ  позволяет   определить  влияние  отдельных   факторов (причин)  на  результативный  показатель   с   помощью   различных   приемов исследования.
    6. Сравнительный (пространственный) анализ может осуществляться  как внутри предприятия  (сравнение   внутрихозяйственное   по   отдельным   показателям хозяйствующего субъекта), так и вне,  т.е.  сравнение  показателей   данного хозяйствующего   субъекта   с    показателями   конкурирующих      субъектов хозяйствования,   со    средними общеэкономическими данными.
    Финансово-экономический анализ  может осуществляться разными  методами. К количественным  методам  относят  статистические (наблюдение, сравнение, абсолютные и относительные величины, средние величины, сводка,группировка, ряды   динамики,   индексы   и   т.д.),   экономико-математические (методы математического программирования и факторного анализа, исследование операции  и т.д.).  Каждый  из  экономико-математических методов делится на отдельные приемы, способы, используемые  в аналитической работе.
                              
 
   2.2. Задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа.
                     
    Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки  в финансовой деятельности и находить резервы улучшения  финансового  состояния предприятия и его платежеспособности. При этом необходимо  решать  следующие задачи:
    1. На  основе  изучения   взаимосвязи   между   разными   показателями производственной,  коммерческой  и  финансовой  деятельности   дать   оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов  и  их  использованию  с позиции улучшения финансового состояния предприятия.
    2. Прогнозировать  возможные  финансовые   результаты,   экономическую рентабельность  исходя  из  реальных  условий  хозяйственной   деятельности, наличия собственных и заемных ресурсов и разработанных  моделей  финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.
    3. Разрабатывать  конкретные  мероприятия,   направленные   на   более эффективное  использование  финансовых  ресурсов  и  укрепление  финансового состояния предприятия.
    Для оценки устойчивости финансового  состояния предприятия  используется система показателей, характеризующих изменения:
- структуры  капитала предприятия по его   размещению  и  источникам образования;
- эффективности  и интенсивности использования  капитала;
- платежеспособности  и кредитоспособности предприятия;
- запаса  финансовой устойчивости предприятия.
    Анализ финансового состояния предприятия основывается  главным  образом на относительных  показателях,  так  как  абсолютные  показатели  баланса  в условиях  инфляции  сложно  привести  к  сопоставимому  виду.  Относительные показатели   финансового   состояния    анализируемого   предприятия   можно сравнить:
- с   общепринятыми  «нормами»   для   оценки   степени   риска   и  прогнозирования возможности банкротства;
- с аналогичными  данными других предприятий, что  позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
- с аналогичными  данными за предыдущие годы для изучения тенденции улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия.
    Анализом финансового состояния   занимаются  не  только  руководители  и соответствующие службы предприятия, но  и его учредители,  инвесторы – с целью изучения эффективности использования ресурсов;  банки – для оценки условий  кредитования  и  определения  степени  риска;  поставщики   –   для своевременного получения платежей;  налоговые  инспекции  –  для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д.  В соответствии  с этим  анализ делится на внутренний и внешний.
    Внутренний  анализ  проводится  службами  предприятия,  его результаты используются  для  планирования,  контроля  и  прогнозирования   финансового состояния  предприятия.  Его  цель  –  обеспечить  планомерное   поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким  образом, чтобы получить максимальную прибыль и исключить банкротство.
    Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных  и финансовых  ресурсов,  контролирующими органами   на   основе   публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодного вложения  средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить потери. Внешний  анализ  имеет следующие особенности:
- множество   субъектов  анализа,  пользователей   информацией   о            деятельности предприятия;
- разнообразие  целей и интересов субъектов  анализа;
- наличие  типовых методик, стандартов учета и отчетности;
- ориентация  анализа только на внешнюю  отчетность;
- ограниченность  задач анализа при  использовании  только  внешней отчетности;
- максимальная  открытость результатов  анализа   для  пользователей информации  о деятельности предприятия.
    Как  известно,  предприятие  –  сложное  формирование,   состоящее   из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди  партнерских групп можно выделить основные и не основные. Перечень  основных  партнерских  групп,  их   вклад   в   хозяйственную деятельность предприятия, требования в отношении компенсации своего  участия и интересы,  которых  они  добиваются  в  предпринимательской  деятельности.
    Основные партнерские группы  заинтересованы в успехах   предприятия,  так как от этого находится в прямой зависимости их благополучие. К не  основным  партнерским  группам  относятся  группы,  опосредованно заинтересованные в успехах предприятия – страховые компании,  аудиторские  и юридические фирмы и т. д.
     
 

2.3. Общий анализ финансового  состояния 

    Основными составляющими финансового  анализа предприятия являются:                
Общий анализ.
Анализ  финансовой устойчивости.
Анализ  ликвидности баланса.
Анализ  коэффициентов финансового состояния.
Анализ  коэффициентов финансовых результатов.
    В условиях рыночных отношений  большую роль  играет  анализ  финансового состояния предприятия.  Это  связано  с  тем,  что  предприятие,  приобретая  самостоятельность,  несет  полную  ответственность   за   результаты   своей деятельности. Эта ответственность, прежде всего, перед своими  акционерами, работниками предприятия, банком, финансовыми органами и кредиторами.     Финансовое состояние предприятия определяется  способностью  погасить свои долги и обязательства.
    Финансовое  состояние  предприятия  зависит  как  от   производственно-коммерческой деятельности, так и от финансовой деятельности.     Производственно-коммерческая  деятельность  обеспечивает  своевременный выпуск и реализацию продукции, и, соответственно, своевременное  поступление денежных средств.
    Финансовая деятельность  охватывает  процессы  формирования,  движения, обеспечения сохранности имущества  предприятия,  контроль  за  их  правильным размещением и эффективностью  использования.
    Задачи анализа финансового состояния предприятия:
- изучение  платежеспособности  предприятия   и   ликвидности   активов  баланса;
- оценка  динамики состава и структуры  активов, изучение их состояния   и движения;
- оценка  динамики состава и структуры  источников средств,  изучение  их состояния и движения;
- изучение  финансовой устойчивости предприятия; 
- определение  эффективности использования оборотных  средств.
    Результатом общего анализа является  предварительная оценка  финансового состояния предприятия, исключающая итоги анализа:
- динамики  валюты баланса (суммы значений  показателей  актива  и пассива баланса). Нормой считается увеличение валюты  баланса. Уменьшение, как  правило,  сигнализирует  о  снижении  объемов производства и может служить одной из    причин неплатежеспособности предприятия;
- структуры активов. Определение   долей иммобилизованных             (внеоборотных) и мобильных (оборотных)  активов, установление стоимости  материальных  оборотных активов   (необоснованное превышение  приводит  к затовариванию,  а недостача– к невозможности нормального функционирования   производства). Определение  величины  дебиторской  задолженности  со   сроком погашения менее года и больше года,  просроченной  дебиторской задолженности, величины свободных денежных средств предприятия в наличной (касса) и безналичной  (расчетный  счет) формах  и              краткосрочных финансовых вложений;
- структуры   пассивов.  Анализ  проводится  во  взаимосвязи   с анализом источников формирования оборотных средств.  При  этом долгосрочные  заемные  средства  в  силу  своего  преимущества использования  для  формирования   основного   фонда,   прочие источники  формирования  оборотных  средств  (доходы   будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей) также могут учитываться в  составе  собственных  источников  средств. При анализе  структуры  пассивов  определяется  соотношение  между заемными  и  собственными  источниками   средств   предприятия (значительный удельный вес заемных источников – больше  50%-свидетельствует о рискованной  деятельности  предприятия, что может послужить причиной неплатежеспособности),  динамика  и структура кредиторской задолженности предприятия и ее удельный вес в пассивах;
- структуры  запасов  и  затрат  предприятия.  Анализ  запасов  и затрат  предприятия  обусловлен  значимостью  раздела  «Запасы» баланса для определения финансовой  устойчивости  предприятия. При анализе выявляются наиболее «значимые», имеющие наибольший удельный вес статьи (почему бы  этот  пункт  не  объединить  с анализом структуры активов);
- структуры  финансовых расчетов деятельности  предприятия. 
      В ходе анализа дается оценка динамики показателей выручки  и  прибыли (выявление и измерения действия различных факторов) (по данным ф.№2, а не баланса).
       Для проведения общего анализа рассчитываются:
    1.Удельные  веса  абсолютных  значений  показателей  баланса,   которые  характеризуют активы, пассивы, запасы  предприятия;
    2. Изменения в абсолютных величинах  (разница в абсолютных значениях   на конец и на начало периода), характеризующие прирост или уменьшение  той  или иной статьи баланса;
    3. Изменения в удельных весах  (разница в удельных весах на  конец  и  на начало периода), показывающие динамику структуры  актива и  пассива  баланса,  запасов предприятия;
    4. Темп прироста показателей баланса рассматриваемый период;
    5. Удельный вес изменений показателей  баланса  в  изменении   валюты  за анализируемый период.
    При проведении  общего  анализа   финансового  состояния  предприятия   в условиях инфляции и частых переоценках  основных  фондов  основное  внимание целесообразно уделять относительным величинам.
   

2.4. Система показателей  финансового состояния  предприятия и  методы их определения. 

    Большинство   методик   анализа   финансового   состояния   предприятия предполагает расчет следующих групп показателей:
- платежеспособности;
- кредитоспособности;
- финансовой  устойчивости. 

Оценка  платежеспособности. 

    Оценка   платежеспособности   предприятия   производится   с    помощью коэффициентов  платежеспособности,  являющихся  относительными   величинами. Коэффициенты  платежеспособности,  приведенные  ниже,  отражают  возможность предприятия погасить  краткосрочную  задолженность  за  счет  тех  или  иных элементов оборотных средств.
    1. Коэффициент  абсолютной  ликвидности Кла   показывает,   какая   часть краткосрочной задолженности может   быть   покрыта   наиболее   ликвидными оборотными активами – денежными средствами  и краткосрочными  финансовыми вложениями:
  Кла=ДС/КП,                                                                    (1)
где ДС – денежные средства и их эквиваленты (стр.  260),  тыс. руб.; 
 КП   - краткосрочные пассивы (стр.690-(стр.640+650+660)), тыс. руб.
    Принято  считать,  что  нормальный  уровень   коэффициента   абсолютной ликвидности должен быть 0,03-0,08.
    2. Коэффициент промежуточного покрытия (быстрой  ликвидности)  показывает, какую часть краткосрочной задолженности  предприятие может погасить  за  счет денежных средств, краткосрочных  финансовых вложений и дебиторских долгов:
Клп=(ДС+ДБ)/КП,                                                            (2)
        где ДБ – дебиторская задолженность, тыс. руб.
    Нормальный уровень коэффициента  промежуточного покрытия должен  быть  не менее 0,7.
   3. Общий коэффициент покрытия  (текущей  ликвидности)  Кло  показывает,  в какой степени  оборотные  активы  предприятия  превышают  его  краткосрочные обязательства:
  Кло=IIА/КП,                                                                     (3)
        где IIА –  итог второго раздела баланса, тыс. руб.
    Принято считать, что нормальный  уровень  коэффициента  общего  покрытия должен быть равен 1,5-3 и не должен опускаться ниже 1.
    Чем выше коэффициент  общего  покрытия,  тем  больше  доверия   вызывает предприятие у  кредиторов.  Если  данный  коэффициент   меньше  1,  то  такое предприятие   неплатежеспособно.  При  отсутствии  у   предприятия   денежных
средств и средств в расчетах,  оно может погасить  часть краткосрочных обязательств, реализовав товарно-материальные ценности:
Клтм.ц=З/КП,                                                                  (4)
где Клтм.ц  – коэффициент ликвидности товарно-материальных ценностей, %; З  – запасы (без 217 стр.), тыс. руб.
    Для  правильного  вывода  о  динамике   и   уровне   платежеспособности предприятия  необходимо принимать в расчет  следующие факторы: 
- характер  деятельности  предприятия.  Например,  у  предприятий промышленности и строительства велик удельный вес запасов и  мал удельный вес денежных средств; у предприятий розничной  торговли высока доля денежных средств, хотя значительны и размеры товаров для перепродажи и т.д.;
- условия   расчетов   с   дебиторами.   Поступление   дебиторской задолженности через короткие промежутки  времени  после  покупки товаров (работ, услуг)  приводит  к  небольшой  доле  в  составе оборотных активов долгов покупателей, и наоборот;
- состояние   запасов.  У  предприятия  может  быть  излишек   или недостаток запасов по сравнению  с  величиной,  необходимой  для бесперебойной деятельности;
- состояние  дебиторской задолженности: наличие  или отсутствие в ее составе  просроченных и безнадежных долгов. 

Оценка  кредитоспособности. 

    Кредитоспособность – это возможность,  имеющаяся у предприятия для своевременного погашения кредитов. Следует учесть, что кредитоспособность  – это не только  наличие у предприятия возможности вернуть кредит,  но  и уплатить проценты за него.
    Для оценки кредитоспособности  предприятия применяются различные  методы.
    Основными  показателями  для   оценки   кредитоспособности   предприятия являются:
    1. Отношение объема реализации  к чистым текущим активам:
К1=Nр/Aчт,                                                                       (5)
где Ачт  – чистые текущие активы, тыс. руб.;
Nр –  объем реализации, тыс. руб.
    Чистые текущие активы – это  оборотные активы за  вычетом   краткосрочных
долгов  предприятия. Коэффициент К1  показывает  эффективность  использования оборотных   активов.   Высокий   уровень   этого   показателя   благоприятно характеризует кредитоспособность предприятия.  Однако  в  случае,  когда  он очень  высок  или  очень  быстро  увеличивается,  можно  предположить,   что деятельность ведется  в  объемах,  не  соответствующих  стоимости  оборотных активов. Такая  ситуация  повышает  вероятность  замедления  оборачиваемости задолженности  или  может  вызвать  падение  продаж  и  вследствие  этого  – затруднения в расчетах предприятия со своими кредиторами. Замедление оборачиваемости дебиторской задолженности может быть вызвано неготовностью  дебиторов  к  оплате  возрастающих  объемов  поставок;  может возникнуть и просроченная дебиторская задолженность.
    Падение объема продаж является результатом недостаточности материальных оборотных активов  для  продолжения  бесперебойной  деятельности  в  прежних масштабах.
    1.  Отношение объема реализации  к собственному капиталу:
К2=Nр/СК,                                                                        (6)
где СК – собственный капитал, тыс.руб.
    Этот показатель характеризует   оборачиваемость  собственных   источников
средств. Однако необходимо реально оценить  величину  собственного  капитала. В  активе  баланса  собственным   источником   покрытия   соответствуют,   в частности,  нематериальные   активы   и   запасы.   При   оценке   стоимости собственного   капитала   рекомендуется   уменьшить    его    на    величину нематериальных активов, которые практически ничего бы не  стоили,  например, при  вынужденной  ликвидации  или  реорганизации  предприятия.  Кроме  того, запасы надо уменьшить в соответствии с разницей цен, по какой  они  числятся на балансе и по какой они могли бы быть реализованы или списаны. Собственный капитал, откорректированный с учетом   реального  состояния названных элементов внеоборотных и оборотных активов, отражает  более  точно стоимость  имущества  предприятия   в   части,   обеспеченной   собственными источниками покрытия. Выручка от реализации, отнесенная  к  этой  стоимости, показывает оборачиваемость собственных источников более точно,  так  как  ни материальные  активы,  ни  превышение  балансовой  стоимости   запасов   над реальной их стоимостью не  являются  факторами,  способствующими  увеличению объема продаж.
    2. Отношение краткосрочной задолженности к собственному капиталу:
К3=КЗ/СК,                                                                         (7)
где КЗ – краткосрочная задолженность, тыс.руб.
    Данный  коэффициент  показывает  долю  краткосрочной  задолженности   в собственном  капитале  предприятия.  Если  краткосрочная   задолженность   в несколько раз меньше собственного капитала, то можно расплатиться  со  всеми кредиторами полностью.  На  практике  существуют  первоочередные  кредиторы, долги  которым  должны  быть  оплачены  прежде,  чем   предъявят   претензии остальные   кредиторы.   Поэтому   практически    правильнее    сопоставлять первоочередную краткосрочную задолженность с величиной капитала и резервов.
    3. Отношение дебиторской задолженности  к выручке от реализации:
К4=ДЗ/Nр,                                                                          (8)
где ДЗ – дебиторская задолженность, тыс.руб.
    Этот показатель дает представление  о величине среднего периода  времени,
затрачиваемого  на получение причитающихся  с  покупателей  денег.  Например, отношение   1:4   означает   трехмесячный   срок    погашения    дебиторской задолженности. Много это или мало, зависит от сферы деятельности,  состояния расчетов  с кредиторами,  длительности  производственного цикла   и   т.д. Ускорение оборачиваемости  дебиторской  задолженности,  то  есть   снижение показателя К4 можно рассматривать как признак повышения кредитоспособности предприятия, поскольку долги покупателей быстрее превращаются в деньги.
    4.  Отношение   ликвидных   активов   к   краткосрочной   задолженности        предприятия:
К5=Ал/Дк,                                                                          (9)
где Ал – ликвидные активы, тыс.руб.
    Как известно, под ликвидными  активами подразумеваются оборотные   активы за вычетом запасов и других позиций, которые нельзя  немедленно  обратить  в деньги. В идеальном  случае наилучшим способом  повышения  кредитоспособности явился бы рост объема реализации при одновременном снижении  чистых  текущих активов, собственного капитала и дебиторской задолженности.
    Под финансовой устойчивостью  понимается такое состояние  (экономическое  и финансовое)  предприятия,  при   котором  платежеспособность  постоянна  во времени, а  соотношение собственного и  заемного  капитала  обеспечивает  эту платежеспособность.
    На  практике  увеличение  объема  реализации  вызывает  рост  оборотных  активов  и  в  части   запасов,  и   в   части   дебиторской задолженности; увеличиваются и долги   предприятия,   особенно   в   форме   кредиторской задолженности, если не  меняются  состав  кредиторов  и  договорные  условия расчетов с ними. Это значит, что реальное  повышение  кредитоспособности  по трем  названным  показателям  будет  достигнуто,   если   объем   реализации увеличивается в большей степени, чем запасы и дебиторская  задолженность,  а
кредиторская  задолженность растет быстрее дебиторской.
    Одна из важнейших характеристик  финансового  состояния  –   стабильность деятельности в  свете долгосрочной перспективы.  Она  связана  со  структурой баланса предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов,  с условиями, на которых привлечены и обслуживаются внешние источники средств. 

Оценка  финансовой устойчивости. 

    В  отличие  от  понятий   «платежеспособность»  и  «кредитоспособность», понятие «финансовая устойчивость» - более широкое, так как включает  в  себя оценку разных сторон деятельности предприятия.
    Для оценки финансовой устойчивости  применяется система коэффициентов.
    1.  Коэффициент    концентрации   собственного   капитала   (автономии, независимости) Ккс:
Ккс=СК/ВБ,                                                                     (10)
где СК – собственный капитал, тыс. руб.;
ВБ –  валюта баланса, тыс. руб.
    Этот показатель характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств,  авансированных  в  его  деятельность.  Считается,  что  чем   выше значение этого коэффициента,  тем  более  финансов  устойчиво,  стабильно  и независимо от внешних кредиторов предприятие.
    Дополнением  к  этому   показателю  является  коэффициент   концентрации заемного капитала Ккп:
Ккп=ЗК/ВБ,                                                                     (11)
где ЗК – заемный капитал, тыс.р.Эти два  коэффициента в сумме: Ккс + Ккп  = 1.
   2. Коэффициент соотношения заемного  и собственного капитала Кс:
Кс=ЗК/СК.                                                                       (12)
    Он показывает величину заемных  средств, приходящихся  на  каждый  рубль собственных средств, вложенных в активы предприятия.
   3. Коэффициент маневренности собственных  средств Км:
Км=СОС/СК,                                                                    (13)
где СОС  – собственные оборотные средства, тыс.руб.
    Этот  коэффициент  показывает, какая   часть   собственного   капитала используется для финансирования текущей деятельности,  то  есть,  вложена в оборотные  средства,  а  какая  часть   капитализирована.   Значение   этого показателя может существенно изменяться в зависимости от  вида  деятельности предприятия и структуры активов, в том числе оборотных активов.
  СОС=СК+ДП–ВА=(III+IV–I).                                           (14)
    Предполагается,   что   долгосрочные   пассивы   предназначаются    для финансирования основных средств и капитальных вложений.
   4. Коэффициент структуры долгосрочных  вложений Ксв:
Ксв=ДП/ВА,                                                                     (15)
где  ДП  –  долгосрочные  пассивы,  тыс. руб.; 
ВА  –  внеоборотные  активы, тыс. руб.
    Коэффициент  показывает,  какая   часть  основных   средств   и   других внеоборотных  активов   профинансирована   за   счет   долгосрочных   заемных источников.
   5. Коэффициент устойчивого финансирования  Куф:
Куф=(СК+ДП)/(ВА+ТА),                                                   (16)
где (СК  +  ДП)  –  перманентный  капитал,  тыс.руб.; 
(ВА  +  ТА)  –  сумма внеоборотных  и текущих активов, тыс.руб.
    Это отношение суммарной величины  собственных  и  долгосрочных  заемных источников средств к  суммарной стоимости внеоборотных  и  оборотных  активов показывает,  какая  часть   активов   финансируется   за   счет   устойчивых источников.  Кроме   того,   Куф   отражает   степень   независимости (или зависимости) предприятия от краткосрочных заемных источников покрытия. 

 
Анализ  коэффициентов финансовых результатов. 

    Задачей анализа является явление тенденций  изменения деловой активности, определяемой через оборачиваемость и рентабельность предприятия.
    Рентабельность  предприятия показывает долю прибыли, заложенную в выручке от реализации продукции. Чем в структуре реализованной продукции больше доля наиболее рентабельных видов продукции, тем выше выручка и, соответственно, прибыль предприятия.
    Коэффициенты  финансовых результатов деятельности предприятия приведены в таблице 2.
    Таблица 2. Коэффициенты финансовых результатов  деятельности
    предприятия 

Наименование коэффициента
Расчетная формула
Влияние изменений  коэффициента на финансовое положение  предприятия.
1 2 3
Коэффициент: 1. Рентабельности  продаж
 
Пр/В
Показывает  сколько прибыли приходится на 1 рубль реализованной продукции. Уменьшение  свидетельствует о снижении спроса на продукцию предприятия.
2. Рентабельности всего капитала  пред-приятия
Пр/ВБ
Показывает  эффективность использования всего имущества предприятия. Уменьшение свидетельствует о падении спроса и перенакоплении активов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.