На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Влияние методологии Ф. Броделя на изучение истории культуры

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    Федеральное агентство по образованию.
    ГОУ ВПП Саратовский государственный  технический университет
    Институт  социального и производственного  менеджмента
    Социально-гуманитарный факультет
    Кафедра культурологи 
 
 
 
 

    Влияние методологии Ф. Броделя  на изучение  истории культуры.
    Курсовая  работа  по дисциплине
    «история  мировой культуры» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила:
    Студентка КРЛ-31
    Швыряева  Елена Валентиновна
    Научный руководитель:
    к.и.н., доц. Кирюшкина Виктория Викторовна 
 
 
 
 
 

    Саратов 2010 

    План
    Введение……………………………………………………………………..3
Глава I Жизнь и труды Ф. Броделя. ………………………………………....5
    1.1 Биография Ф. Броделя……………………………………………………..5
    1.2  «Новая историческая наука» или представители школы «Анналов». Применение  их методов исследования в изучении истории культуры…………………………………………………………………………..8
Глава II Влияние методологии Ф. Броделя на изучении истории культуры. …………….........................................................................................12
    2.1 Общие положения и черты  методологии Ф. Броделя.  Культура повседневности  и ее  значение в истории культуры………………………….12             
    2.2 Изучение традиций питания Ф. Броделем. Культура питания в Европе  ХШ - XVIII веков………………………………………………………………….18
    Заключение………………………………………………………………...  22
    Список  литературы …………………………………………………......... 23  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

\ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.
           Фернан Бродель один из выдающихся ученых нашего времени,  он относился  к научному направлению «новой исторической науки».  Он всегда стремился заниматься научной деятельностью и интересовался в основном историей. Ф. Броделем было написано  множество больших и серьезных трудов, которые повлияли на развитие современной истории. К его наиболее важным трудам можно отнести: «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II», «Что такое Франция?» Но наиболее влиятельным трудом можно назвать его работу под названием «Материальная цивилизация. Экономика и капитализм XV-XVIII веков», в этой работе изложена развитие материальной культуры общества, ее становление. Наиболее важный том для изучения истории культуры является: «Структуры повседневности». В нем наиболее полно раскрыты повседневные структуры, повлиявшие на  развитие истории культуры, изучены и проанализированы традиции питания, развитие   технологий,  значение моды. Бродель пытался объяснить также ментальность людей, ее формирование и влияние на историю культуры.
    В этой работе главной целью является изучение методологии Ф. Броделя  и ее значение в истории мировой  культуры. Основными задачами является рассмотрение биографии Ф. Броделя, изучение связи Ф. Броделя с  представителями «школы Анналов», их влияние на мировоззрение ученого, изучение особенностей его методологии, анализ его работы «Материальная цивилизация. Экономика и капитализм XV-XVIII веков»Т.1 «Структуры повседневности» и объяснение влияния его работы на изучение истории культуры.
      В рамках данной работы будут  рассмотрены культурные, социальные  и экономические процессы в  истории  XV-XVIII веков. В рамках данного времени Бродель рассматривает становление материальной культуры. Эти века характеризуются многими интересными историческими процессами, которые серьезно повлияли  на ход истории. С XV-XVIII века мир пережил много новых явлений и  эпидемии, и голод, и техническую революцию, и становление кораблестроения, что  привело к развитию  технических навыков, и освоению новых  пространств, образованию новых  культурных традиций.  Все это в итоге привело к образованию капиталистической системы мирового хозяйства, следовательно, новой идеологии, новым традициям.
    Актуальность  темы объясняется тем, что методология  Броделя  может быть полезна для  изучения культуры повседневности, и  ее влияния на исторический ход событий. Кроме того, можно проследить, как  происходило развитие материальной культуры. Также важно изучить общественные, экономические, культурные процессы в прошлом, которые повлияли и влияют до сих пор на культуру современного времени.
    Проблемой методологии Ф. Броделя занимались немногие ученые, но они старались  дать наиболее полную структуру его  метода, к таким ученым можно отнести: Грабски А, А. Я. Гуревич., К. Рохас, Афанасьев Ю. Н., все они занимались не только вопросами рассмотрения его трудов, но и пытались объяснить его методологию со стороны разных подходов, как социологических, исторических, так и  философских. Именно эти ученые делали акцент на  значение работ Броделя в современной научной мысли.
    Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых имеет деление на параграфы, а также заключения и списка литературы. Первая  глава описывает биографию Ф. Броделя, а также показывает каким образом повлияли на его методологию представители «новой исторической науки», в первую очередь такие ученые как  М. Блок, Л. Февр. Вторая глава посвящена его основным трудам и анализу особенностей структуры методологии. И подробное рассмотрение изученных Ф. Броделем традиций питания помогает лучше понять, как можно применять его методологию в изучении истории культуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Жизнь и труды Ф. Броделя
    1.1 Биография Ф. Броделя
    Фернан  Бродель - один из выдающих историков, ученых. Французский историк и организатор науки. Также он был  академиком Французской академии, почетным доктором 18 университетов,   и основателем   «глобальной истории», благодаря его трудам  произошла революция в мире истории. Он является создателем  глобальной истории  Его работы и Фернан Бродель родился 24 августа 1902 в Люмевилле. Сын сельского учителя, он провел детство в деревне, на ферме своей бабушки, в честь которой в последствии написал работу «Что такое Франция?». Учеба  в школе Броделю давалась  легко, ему уже тогда нравилась история. Затем его семья переехала в Париж, где с 1913–1920 Бродель учился в Вольтеровском лицее, и после поступил в Сорбонну, которую окончил в 1923. Он надеялся получить должность преподавателя высшей школы в Бар-ле-Дюк, но в 1923 отправился в Алжир, там он работал преподавателем истории. Официально Алжир считался тогда заморской частью Франции; но, не  смотря на это французов там было немного, основным населением были африканцы. Бродель был достаточно популярен считался прекрасным лектором, кроме того у него сложились  хорошие отношения с его учениками. Ученый провел в Алжире почти 10 лет. Он  выступал в научной печати со статьями и рецензиями по истории Средиземноморья. Он всегда стремился заниматься научной работой и решил заняться изучением истории Испании. В 1928 г. он  представил на утверждение в Сорбонну тему будущей диссертации: «Филипп II и испанская политика в Средиземноморье.» Работал  над своей диссертацией  ученый в течении 19 лет.
    В 1932 Бродель возвращается в Париж и начинает преподавать. Тем же, в Париже он знакомится с Люсьеном Февром, профессором истории Коллеж де Франс. Дальнейшая судьба Броделя крепко связана с Люсьеном Февром и его журналом «Анналы экономической и социальной истории», который Февр и Марк Блок организовали в 1929. Журнал был направлен  на поиск новых исторических методов, осмысление истории по- новым способам. Февр хотел создать  «другую историю», которая изучала бы и обыденные стороны жизни.
    В 1935 г. ему предложили поехать в  Бразилию преподавать в только что  созданном Университете города Сан-Пауло, и Бродель немедленно согласился.1
    В Бразилии Бродель провел 3 года. Вернувшись из Бразилии, Бродель начал преподавать в основанной в 1868 г. Практической школе высших исследований, своеобразном и пользовавшемся высокой репутацией учебно-научном учреждении, которое не имело права присуждать ученые степени и звания, но зато и не требовало их от своих сотрудников.
    В 1939 Бродель вступает в французскую армию. В 1940 попадает в плен и проводит следующие пять лет в лагерях для военнопленных, сначала в Майнце, затем, с 1943, в концлагере строгого режима на балтийском побережье
    В плену он  продолжал писать свою диссертацию. Рассказывают, что в течение пяти лет он работал на обрывках школьных тетрадей, на уголке стола, без каких-либо документов и книг, по памяти, по тем знаниям, которые он накопил, работая в архивах и библиотеках Испании, Венеции, Рагусы. Не менее удивительно, что ему удавалось пересылать эти записи из концлагеря во Францию, Февру. К тому времени Февр остается единственным главой «школы Анналов», – в 1944 за участие в движении Сопротивления Марк Блок был расстрелян.2
    В мае 1945 г. Бродель был освобожден из плена англичанами и вернулся в Париж, он находился в полном расцвете творческих сил, но все еще оставался малоизвестным автором нескольких статей и рецензий. После освобождения в 1946 году он меняет название своей диссертации на   «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II»  и  в 1947 успешно защищает ее, благодаря чему для него открывается возможность заниматься большой наукой.
    В Париже его встретил Февр, который после смерти Марка Блока стал главой журнала «Анналы». Февр и Бродель  были единомышленниками и, поэтому  Бродель вошел в состав  редколлегии журнала.
    В то же время ученый возобновил преподавание в Практической школе высших исследовании. Все это время он старательно работал над своей диссертацией, дорабатывая ее, и в мае 1946 уже с  новым названием: «Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II». Теперь в центре его исследовательской работы стояло  Средиземноморье и его история. Но лишь через 19 лет состоялась ее защита диссертации. Броделю была присуждена  степень доктора гуманитарных наук. Эта работа принесла исследователю известность, поскольку   она содержала в себе много новаторских идей, фактов.
    Общее направление своего исследования, Бродель  определил введенным им термином «геоистория». Это понятие объясняет  как географическое положение страны или нахождение народов влияет на экономику, на развитие страны или её урожайность.
    Защита  диссертации открыли Броделю  путь и  к административным должностям. Сорбонна  отвергала противников  «позитивизма», и тогда  Февр, Бродель  решили образовать новую, шестую секцию Практической школы высших исследований: экономических и социальных наук, и она вскоре стала одной из самых ведущих  центров социально-исторических исследований. Председателем секции был Февр, а секретарем стал Бродель.
    В 1949  Бродель был избран профессором в «Коллеж де Франс» С 1949 по 1956 гг. Бродель возглавлял Совет по присуждению звания «агреже».Позже Февр ушел с поста, а его преемником стал Бродель, возглавив журнал «Анналы». Ученый проявил себя не только как блестящий  ученый, но и прекрасный организатор науки. Так, шестая секция получила новые крупные дотации от правительства, а число ее сотрудников выросло. Появились новые  курсы по различным специальностям. В Шестую секцию вошли многие знаменитые ученые такие как : Клод Леви-Стросс, Ролан Барт, Жак Лакан и многие другие. Они стали устраивать различные научные международные конференции, проводить исторические исследования  по вопросам здоровья, возраста, социальной принадлежности. Бродель  также основал новый центр междисциплинарных гуманитарных исследований – Дом наук о человеке, задачей которого было проведение международных конференций и приглашение во Францию иностранных ученых. В дальнейшем после студенческих протестов Бродель покинул  пост  главного редактора «Анналов» и  отказался работать в шестой секции,  занявшись своим  большим трудом
    «Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв.». Новые работы Броделя  имели большой успех и только увеличили его научный авторитет. К концу жизни его называли «папой» французских историков, а менее чем за год до смерти, в 1984 г., увенчали званием академика.
    Ф. Бродель был  знаком и   с  русскими знаменитыми  учеными, с  которыми был дружен ,среди его  друзей ученых можно назвать: А.З. Манфред, Б.Ф. Поршнев, В.М. Далин, Э.А. Желубовская, М.М. Штранге, А.А. Губер и многие другие.
    Бродель сделал много в развитии историографии, как французской, так и в целом мировой. С его именем связывают не только изменения во французской историографии, но и серьезные изменения парадигмы современной исторической науки во всем мире. Ф.Бродель изменил предмет исторической науки, введя новые пространственно-временные границы объекта и субъекта исторического исследования. При этом он сохранил традиционные для научной истории методы получения объективных знаний об объекте. Ученый предложил новую методологию синтеза социальных наук на основании выделения структуры социального времени.3 Значительное место заняла «микроистория» – исследование отдельных исторических  вопросов и индивидуальных судеб людей, их психологии и поведения, в том числе ненормального, «отклоняющегося» .
    Таким образом, можно сделать вывод, что  Ф. Бродель оказал большое влияние на мировую историю, точнее ее методологию. Он был не только блестящий ученый, прекрасный историк,  но и также серьезный писатель, чьи работы оказали влияние и на сферу социологии,  философии, но и  также его методологию можно применить в области истории культуры . Ведь Ф. Бродель одним из первых ученых, кто показал  как повседневная жизнь и многие культурные каждодневные явления  сказались на развитии  экономики, культурной жизни многих стран. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        «Новая  историческая наука» или представители школы «Анналов». Применение  их методов исследования в изучении истории культуры.
    «Новую  историческую науку» часто ещё называют школой «Анналов».  Это одно из значимых направлений в истории. Хотя эта наука не совсем новая, так как возникла она еще перед второй мировой войной. Ее основоположниками были Люсьен Февр и Марк Блок, крупнейшие французские историки нашего столетия. Они считали, что в исторической науке требуется радикальное преобразование и обновление, о чем они писали в своих трудах. Люсьен Февр и Марк Блок осознавали необходимость возрождения и обновления истории именно как науки. Так М. Блок в своей работе «Апология истории» писал: «Слово  «история» очень старо, настолько  старо,  что  порой надоедало. Случалось  - правда, редко, -  что его  даже хотели вычеркнуть из словаря».4Что говорит об их желании произвести глобальные изменения в изучении истории, стремление найти новые подходы к изучению истории.
    Л. Февр и М. Блок создали и стали  редакторами  журнала «Анналов экономической  и социальной истории». Согласно установкам представителей школы, основной задачей истории как особо значимой науки о человеке в обществе и во времени выступает создание всеохватывающей истории. Их мечтой стало создание истории, которая стала бы центром общественных наук,  изучающих общество с различных точек зрения - социальной, психологической, моральной, религиозной, эстетической и, наконец, с политической, экономической и культурной. Согласно их  модели понимания   мира, сутью исторического  вопроса является культура того общества, к которому принадлежит сам историк. Этот журнал постоянно привлекал внимание историков во всем мире и был одним из главных провозвестников идей, которые и поныне являются направляющими вехами на пути обновления исторической науки для тех, кто стремится к выработке форм исторического исследования, способных удовлетворить современного историка.5
    Они стремились преодолеть разрыв, который возник между точными науками и историей; и считали, что  необходимо расширить круг исторических проблем и вопросов путем обращения к истории хозяйства, экономики, техники, орудий труда.
    Особое место они уделяли также ментальности народов, так как это предполагало рассмотрение исторических  процессов через призму восприятия этих явлений людьми и способов их отношения к действительности. Отсюда появилась историческая антропология, которая всегда обращалась к образу индивида в истории, а также давала оценку социальных и культурных институтов той или страны. Многие социальные явления объяснялись психологическими условиями. Кроме того представители школы «Анналов» уделяли  большое внимание влиянию внешней среды  на жизнь как стран, так и отдельных народов, и даже цивилизаций. Таким образом, прежний подход, в котором главным была история конкретных событий, постепенно теряет свою актуальность.
    Важно отметить, что в центре внимания «Новой исторической школы» оказались такие проблемы как ритмы смерти и жизни, история питания, история костюма, то, что было связано с повседневной жизнью, но имело влияние на ход истории. Благодаря усилиям школы «Анналов» многие ученые обратились  к истории мышления и его проявлений во времени, таким образом, они пытались исследовать ментальность, которая определяла характер людей.
      «Новая историческая наука» родилась благодаря критическому отношению к позитивизму и  марксизму, основной направленностью стало   выступление против традиционного восприятия истории, в первую очередь против представлений об истории как событийно-описательной и  против, общей схемы исторического развития общества.
    Школа «Анналов» оказала влияние на становление социокультурных исследований не только во Франции, но и многих других европейских странах. Ведущим принципом они объявили «глобальную» историю. Это не означало, однако, отказа от собственно экономической и социальной проблематики, но предполагало их рассмотрение через призму восприятия этих явлений людьми и способов их отношения к действительности.6 Это история, которая связана с жившими  в конкретном времени и пространстве людьми, причем рассматривалось это с как можно большего количества точек зрения. Основной  целью школы было восстановление доступных историку аспектов деятельности людей, понимания их поступков и мотиваций деятельности. Так, получалось, что в истории исчезало  деление истории на политическую, экономическую, социальную, дипломатическую, военную и и появлялась всеобщая, стремившаяся дать объемную картину исторической жизни на различных ее этапах. Задача историка, по мнению представителей школы «анналов», состояла не в оценке событий, а в понимании и объяснении поступков людей. А для этого необходимо изучение среды, в которой жили люди, а именно: природных условий средств коммуникаций и обмена, состояния техники, а также плотности населения, продолжительности жизни и др.
    Именно  благодаря деятельности Броделя, Февра, Блока  в историографии появилось новое, гибкое, вариативное понимание исторического хода событий. Традиционным историческим формам общественного развития противопоставили большое количество различных культур, цивилизаций, регионов. М. Блок и Л. Февр, решительно выступали против господствующего, глубоко укорененного в профессиональном сознании историков начала представления о полной зависимости историка от формального содержания текстов документов. Традиционной истории-повествованию, как пересказу источников стали противопоставлять «историю-проблему», которая предполагала творческую активность исследователя, что давало больше возможностей, для понимания многих исторических процессов.
    Таким образом, видно, что влияние представителей школы «анналов» достаточно велико, ведь оно позволило расширить  границы изучения истории, посмотреть на исторический ход с точки зрения повседневности, ментальности народов. Их методы легко применимы в истории культуры, поскольку всегда важны детали, а также более широкое представление о истории как о ходе важных культурных событий.
    Можно выделить несколько крупных представителей, чьи работы  вызвали у одних  ученых одобрение, а у других отрицание  их правоты, но все не оставили равнодушными.  Такими были: М. Блок, Л. Февр. М. Блока знают не только как исключительного ученого, но и прекрасного человека. Выдающийся историк, он был вместе с тем гражданином и патриотом. Ему не было присуще стремление довольствоваться исследовательской и профессорской работой, он всегда ставил перед собой цель  сломать устаревшие традиции и открыть для истории новые перспективы. Его близким другом и единомышленником был  ещё один выдающийся французский историк: Люсьен Февр, который тоже мечтал создать новые методы изучения истории.
    Марк  Блок стал одним из первых ученых, кто  задался вопросом, о том является ли история настоящей  наукой. Целью его работы было рассмотрение методов, применяемых в историческом исследовании, описание истории такой, какой она будет, например, в дальнейшем.
    Предметом исторического исследования, согласно Блоку, является человек во времени. По его мнению, сознание человека не является единым на протяжении времени, а изменяется под воздействием тех или иных факторов. «Когда отблески страстей прошлого смешиваются с пристрастиями настоящего, реальная человеческая жизнь превращается в черно-белую картину7. Одной из своих задач он считал понять человека прошлого. Считая  историю  наукой, прежде всего  о людях М. Блок дал определение  времени: «Время истории — это плазма, в которой плавают феномены. Это как бы среда, в которой они могут быть поняты». Кроме того, М. Блок считал неверным деление времени на века, годы. Таким образом, историческое  время – это отрезки времени согласующиеся с его внутренним ритмом.
    Рассматривая проблему исторического времени, М. Блок предлагает регрессивный метод исследования прошлого. Для того чтобы объяснить то или иное явление необходимо понять его природу, а это возможно лишь при знакомстве с ним в наиболее зрелом виде. Другой проблемой, исследуемой М. Блоком, является определение особенностей исторического наблюдения. Наблюдению ученого доступны многие исторические источники: текстовые и материальные, географические, языковые. Все эти источники дают достаточно достоверные факты, которые, хорошо проанализировав можно получить новые знания, но для этого необходимо пользоваться разными техническими  навыками для исследования одной темы. Его книга «Апология истории» занимает особое, литературе, посвященной проблеме исторического знания. В этой книге он поднимал вопрос устарелости традиционной историографии и предлагал искать новые методы исследования исторического знания. Культурные идеалы и ценности неразрывно слиты в представлении Блока с социально-экономическими институтами, которые влияют на культуру, на взгляды и мышление людей.
    Он, как и его единомышленник Люсьен Февр были недовольны состоянием историографии. «Событийная история» была в основном направлена на описание политических  событий, и часто игнорировала более глубокие процессы, которые влияли не только на ход истории, но и на развитие экономики, общественной жизни и культуры. Зачастую ученые рассматривали лишь отдельные вопросы, не сравнивая с общей историей. Поэтому, по мнению Блока и Февра, результаты, полученные такими  исследованиями недостоверны  и не точны.
    В противовес этой «событийной истории», Блок и Февр противопоставляли историю глобальную, затрагивающую широкий круг проблем и вопросов. Интересно, что в своем журнале ученые не просто затрагивали  волнующие их темы, но и давали предполагаемые решения. Для них было важно расширение знаний. Соединение истории с другими дисциплинами, будь то экономика, социология, антропология. В «Анналах» М.  Блок написал много статей рецензий, обзоров, которые были направлены воплотить план о создании новой методологии.
      Ф Бродель считается преемником основателей «Анналов» и редактором журнала во второй половине 50- 70х гг. Он выступил с собственным пониманием «глобальной » истории. Его концепция глобальной истории родилась как преодоление стереотипов традиционной событийной истории и тупиковых схем её оппонентов – социальной и экономической истории.8
    Для  Ф. Броделя история охватывает все аспекты исторической действительности, абсолютно разные как природные, так и культурные. И каждый аспект подчиняется разному течению времени, то и подход к ним должен быть различным, он  выделил три основных подхода на трех уровнях времени: природно-географическом, социальном, индивидуальном. В рамках «глобальной » истории Ф. Бродель изучил роль «природных стабильных структур» в формировании человеческого общества. Он уделял внимание  таким показателям как  численный состав, плотность размещения и движения населения, системы коммуникаций, земледелия, ремесел, торговли, денежного обращения и цен и др. Эти исследования привели его к мысли, что событийная история, в которой запечатлены поступки людей, является лишь поверхностной. Необходимые формы для человеческой жизни придают структуры. Человек на протяжении веков был и есть пленником данных климата, годичных циклов, растительного мира, урожая и поголовья скота, типа земледелия и условий производства. Ф. Бродель, таким образом, географический ареал выделяет в качестве основного объекта исторического исследователя. Его «геоистории» представляет собой сочетание идей географического и экономического материализма и детерминизма.9
    Таким образом,  Ф. Бродель, М.Блок, Л.Февр были выдающимися историками, они написали ряд выдающихся работ. Сегодня историческая наука переняла многие методы  этих ученых. Современная история не может  обойтись без изучения как  точных дат и цифр, так и культурных процессов и   попыток их объяснить. Сегодня в мире науки любая деталь, но и знание многих смежных дисциплин. Так, невозможно представить изучение  истории культуры без учета повседневной жизни, географических рамок, развития экономики,  социальной жизни, так как именно  эти данные дают полную и точную картину мира. Это помогает понять менталитет и культуру людей. Таким образом, можно сказать что школа « Анналов» затронула проблемы не только того   20 века, и те проблемы, которые актуальны и сегодня, не только в истории, философии, но и социологии, психологии, экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.1 Общие положения  и черты методологии  Ф. Броделя.  Культура повсденевности  и ее значение в истории мировой культуры.
    Одним из выдающихся историков нашего времени считается Фернан Бродель. Он не только написал прекрасные труды по истории, но и разработал свою методологию, применение которой не только расширило круг проблем в истории, но и  взглянуть на историю по-новому со стороны повседневной жизни. Он рассматривал  исторические промежутки зачастую длительные и лишенные конкретных дат. Он  объяснил, почему повседневные процессы жизни, такие как эпидемии, демографические взрывы, этнологические процессы могли повлиять на ход развития экономики, капитализма. Он часто изучает такие документы, как переписку купцов, расчетные книги, доклады консулов, то есть те  источники, в которых сожержатся не только цифры и расчеты, но  и описаний событий или деталей указывающих на происходящие события того периода. «Реконструкция личной жизни и судеб отдельных индивидов, изучение формирования и развития их внутреннего мира, всех сохранившихся следов их деятельности рассматривается не только как главная цель исследования, но и как адекватное средство познания того исторического социума, в котором они жили и творили, радовались и страдали, мыслили и действовали».10
    Особенно  особенности методологии Броделя  можно рассмотреть на примере  его работ, таких как «Материальная цивилизация. Экономика и капитализм XV-XVIII веков». Особенность этой работы в  том, в  книге изложена концепция эволюции материальной культуры общества, проблемы сохранения и трансформации архаичных форм, появления и распространения новообразований, прослежены связи и взаимозависимости материальной и духовной жизни общества.11 Кроме того, в книге используется много иллюстраций, карт, гравюр, что позволяет воссоздать наиболее полную картину мира того периода. Это большая работа, состоящая их трех томов, самый важный из которых   для истории мировой культуры является том «Структуры повседневности». Этот том особенно интересен для понимания  культуры того времени, объяснения развития социальной и экономической жизни. Особенностью Броделя было то, что он много писал о географии, он рассматривал карты, пути сообщения, урбанизацию, уделяя много внимания городам и городской жизни. Он показывает все наглядным образом, используя графики, карты, иллюстрации. Бродель уделял внимание также механизму производства  и потребления жизненных потребностей, например в питании. «И следует показать материальную цивилизацию, что  я и сделаю, одновременно с цивилизацией экономической, которая существует с ней бок о бок, возмущает ее и, противостоя ей, объясняет ее».12
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.