На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пути реформирования налоговой системы РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 01.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План:

 
Глава 1: Понятие и структура налоговой системы РФ
1.1. Сведения об основных видах налогов
1.2. Понятие и  сущность налогов
1.3. Структура  налоговой системы РФ
1.4. Механизм  управления налоговой РФ 

Глава 2: Характеристика налоговой системы РФ
2.1. Структура и динамика налоговых поступлений в Федеральный бюджет РФ
2.2. Основные  проблемы налоговой системы РФ 

Глава 3: Пути реформирования налоговой системы РФ
3.1. Основные  пути реформирования налоговой системы РФ
3.2. Предложения  российских экономистов 

Заключение
Список использованной литературы 

 

Введение: 

Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
В развитии форм и методов взимания налогов можно  выделить три крупных этапа. На начальном  этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство  не имеет финансового аппарата для  определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамка-ми. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Налоги всегда были и продолжают оставаться одним  из важнейших инструментов осуществления  экономической политики государства.
Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов  управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
Государство только в том случае может реально  использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
В настоящее  время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.
Налоговые отношения  продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и  более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений  федерального правительства, многочисленными  инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи: раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения; рассмотреть основные виды и функции  налогов;
проанализировать  современное состояние экономики России. Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики.
 

Глава 1. Понятие и  структура налоговой  системы Российской Федерации

1.1. Сведения об основных видах налогов:

Входящие в  систему налогов платежи можно  условно разделить на группы по субъектам  платежа. К ним относятся налоги с физических лиц, налоги с предприятий, смежные и социальные налоги.
Налоги с физических лиц. Элементы налогов, взимаемых с физических лиц.
Подоходный налог  с физических лиц взимается по всей территории страны и построен на резидентском принципе. Налогообложению подлежит доход, полученный в денежной и натуральной формах. Совокупный доход облагается налогом по единым ставкам, использующим метод сложной прогрессии. Учет налогооблагаемой базы производится по кассовому методу. Источники уплаты - начисленная оплата труда по всем основаниям, при этом предусматриваются разнообразные и многочисленные льготы. Расчет и взимание налога производятся по кумулятивной системе. Плательщик предоставляет декларацию о совокупном доходе за отчетный год.
Налог на наследование или дарение - местный налог. Его уплачивает новый собственник. Оценка имущества осуществляется на момент открытия наследства или заключения сделки дарения. Льготы по налогу есть в формах изъятий и налоговых кредитов. Не облагаются налогом: стоимость имущества, переходящего от одного супруга к другому; стоимость домов и паев ЖСК, передаваемых между совместно проживающими липами; наследство лиц, погибших при защите нашей Родины: жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам и др. Ставки налога зависят от степени родства наследников и дарополучателей. В России доля этого налога в доходах бюджета не достигает даже 1 %.
Налог на имущество  физических лиц основывается на территориальном принципе. Налогообложению подлежит недвижимое имущество (дома, квартиры, дачи, пропорциональный, шедулярный. Обязанность исчислить налог возлагается на налоговые органы. Уплата налога производится два раза в год. От налога полностью освобождаются инвалиды, ветераны войны, лица, подвергшиеся радиации, военнослужащие и военные пенсионеры. Налог также не уплачивают пенсионеры, воины-интернационалисты и др.
Налоги с организаций.
Основными являются:
* налог на  прибыль (доход) организаций;
* НДС;
* акцизы;
* налоги, служащие  источниками образования дорожных  фондов;
* налог на  имущество организаций.
Элементы некоторых  видов налогов приведены в  Приложении Е.
Налог на прибыль (доход) организаций - прямой, пропорциональный и регулирующий налог. Основное предназначение налога на прибыль - обеспечивание эффективности инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного налога вторична.
Налог на прибыль  занимает ведущее место среди  доходных источников бюджетов после  косвенных налогов. В период с 1998 по 2001 г. наблюдается тенденция к  уменьшению его доли в доходах  бюджета с 19,8 до 17,5 %. Объектом обложения этим налогом является «валовая прибыль», под которой понимается балансовая прибыль, скорректированная на указанные в налоговом законодательстве величины. По разным ставкам облагается прибыль (доходы): от основной деятельности (35 %); от посреднической деятельности (43 %); от капитала (дивиденды, проценты -15%); от видеопоказа, видеопроката (70 %); от игрового бизнеса (90 %).
Система льгот  по налогу на прибыль включает: инвестиционные (инновационные), социальные, благотворительные и другие виды льгот. Однако полный перечень льгот никакая организация использовать не может, ибо утвержден предельный размер налогооблагаемой прибыли при применении льгот. Так, льготы не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без их учета, более чем на 50 %.
Общепринятая  форма оплаты налога на прибыль предусматривает  авансовые платежи. Однако организации  могут перейти на ежемесячную  уплату налога исходя из суммы фактической  прибыли, полученной за предшествующий месяц.
Налог на прибыль  исчисляется на основании годового бухгалтерского отчета не позднее 15 марта следующего за отчетным года. Уплата налоговых платежей производится в десятидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета.
Существуют особенности  налогообложения совместной деятельности (простое товарищество), некоммерческих организаций и фондов, субъектов малого бизнеса, крестьянских и фермерских хозяйств, банков и страховых фирм, а также иностранных юридических лиц.
Налог на добавленную  стоимость -- косвенный многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций.
Данный налог  играет наиболее существенную роль в  составе и косвенных налогов, и доходных источников бюджета Оценка места и роли НДС неоднозначна: одни считают, что налог наилучшим образом обеспечивает доходную часть бюджета; другие критикуют налог за неопределенность налоговой базы и высокие ставки, а также излишне фискальный характер.. За период с 1998 по 2001 г. удельный вес НДС в общей сумме налоговых поступлений в бюджет увеличился с 24,9 до 39,5 %. Налоговые платежи в 2003 г. распределились следующим образом: 85 % НДС поступает в федеральный бюджет, а 15 % -- в бюджеты субъектов РФ.
Плательщиками НДС являются субъекты хозяйствования, производящие то-вары (работы, услуги), и сфера розничной торговли, общественного питания, аук-ционная торговля.
Объект налогообложения  при уплате НДС -- выручка от реализации. Существу-ют две ставки налога: стандартная (20 %) и пониженная (10 %). Расчетные ставки, применяемые к сумме реализованных ценностей, содержащей НДС, определяются следующим образом: 16,67% (20-100:120) и 9,09% (10 * 100: 110).
Имеется ряд  особенностей формирования облагаемого  НДС оборота с учетом применяемых  цен, когда они больше или меньше фактической себестоимости, а также содержания финансово-хозяйственных операций (например, товарообмен-ные операции, безвозмездная передача на сторону).
Освобождаются от обложения НДС продажа некоторых  товаров, реализация работ и услуг и денежные взносы. В частности, это:
а) товары на экспорт, для пользования иностранными представительствами, продукция школьных столовых и детских  учреждений, бюджетные науч-ные исследования, конфискованное имущество, товары народных промыс-лов и др.;
б) банковские, страховые  и патентно-лицензионные операции, услуги пасса-жирского транспорта, ритуальные услуги, услуги вневедомственной охра-ны и др.;
в) квартирная плата, пошлинные и лицензионные сборы, платные медицинские услуги, плата  за содержание и обучение детей в кружках и секциях и др.
Для расчета  НДС с 1 января 2001 г. в налоговое  производство было введено применение счетов-фактур. Это приблизило отечественную  практику налогообло-жения к инвойсному методу (методу зачета по счетам). При  этом установлены достаточно жесткие требования, предъявляемые к оформлению счетов-фактур, для контроля за правильностью исчисления НДС (обязательные реквизиты, коли-чество экземпляров, сроки оформления и доставки).
Методика формирования сумм налога такова: НДС для уплаты в бюджет равен НДС от покупателей минус НДС, уплаченный поставщикам. Условиями возмеще-ния из бюджета уплаченных поставщикам сумм НДС являются:
1) документальное  оформление операций (наличие счетов-фактур  по установленной форме, выделение  в них сумм НДС, регистрация счетов-фактур книгах покупок-продаж);
2) учет полученных  от поставщиков ценностей (оприходование  ценностей и отнесение их стоимости  на издержки производства и  обращения).
Существуют отраслевые особенности применения порядка  ведения счетов фактур, а также особенности определения НДС в сфере внешнеэкономической деятельности.
Акцизы -- вид  косвенных налогов на ограниченный перечень товаров преимущественно  массового потребления. В отличие  от НДС акцизы уплачиваются один раз  производителем подакцизного товара и фактически оплачиваются его потребителем. Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, они -- один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления. Наблюдается устойчивая тенденция к росту сумм акцизных поступлений. Так, за период с 1998 по 2001 г. они увеличивались с 5,2 до 17,4 %.
Акцизом облагаются:
а) товары народного  потребления (продукты, алкоголь, табачные изделия, драгоценности, золотые слитки, автомобили);
б) природно-минеральное  сырье и продукты переработки (природный  газ, нефть, уголь, бензин, ГСМ);
в) ввозимые в  РФ, и вывезенные из РФ отдельные  виды товаров.
Различают плательщиков акцизов по товарам отечественного производства, по товарам из давальческого сырья и по товарам, ввезенным в РФ.
Акцизом облагается вся стоимость товара, включая  и материальные затраты. По подакцизным  товарам действуют как процентные (адвалорные) ставки акцизов, так и  твердые (специфические) ставки. Ставки являются едиными по всей территории РФ.
Расчет суммы  акциза (А) ведется по формуле:
A=N*S/(100%-S),
где N -- объект налогообложения (отпускная цена без учета акциза или таможенная стоимость, увеличенная  на таможенную пошлину и таможенные сборы), a S -- ставка акциза в процентах.
В отношении  акцизного обложения товаров  народного потребления действует  система льгот. Например, выведены из-под  обложения легковые автомобили с  ручным управлением, включая ввезенные  на территорию РФ для реализации инвалидам
Акцизные платежи распределяются следующим образом:
* поступают полностью  в федеральный бюджет (нефть, газ,  легковые автомобили, бензин, спирт  этиловый);
* распределяются  поровну между федеральным и  местным бюджетами (водка, ликеро-водочные  изделия);
* полностью поступают в местный бюджет, например в бюджет Санкт-Петер-бурга (пиво, табачные и ювелирные изделия).
Особое место  занимают акцизы, взимаемые на таможне. Существует особый порядок облагания  налогами вывозимых товаров или  услуг в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Налог на имущество  организаций, за исключением денежных средств, начис-ляется на собственное  имущество. В состав налогооблагаемой базы входят суммы элементов запасов  и затрат предприятий. К таким  элементам, присущим рыночным условиям хозяйствования, относятся: рыночная стоимость основных фондов и не-материальных активов, применение механизма ускоренной амортизации, а также залог имущества и другие формы его движения.
Данный налог  можно рассматривать как трансформированную форму платы за фонды и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств. Занимая цен-тральное место в системе имущественного налогообложения России, этот налог иг-рает незначительную роль в доходных источниках бюджета (примерно 2,5-3,5 %).
Налог на имущество  является собственностью субъектов РФ и распределяется поровну между ними и органами местного самоуправления, на территории кото-рых действуют организации -- плательщики налогов. Налог уплачивается по мес-ту расположения облагаемых объектов.
Налогооблагаемая  база определяется следующим образом. Рассчитывается среднегодовая стоимость облагаемого имущества (по методике определения средне-хронологической), и из этой величины вычитается стоимость льготируе-мого имущества. Затем путем умножения полученной стоимости имущества к налогообложению и налоговой ставке -- до 2 % (конкретный размер ставки оп-ределяет субъект РФ) получают налог на имущество.
Полностью от налогообложения  освобождается имущество бюджетных  органи-заций, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции и  народ-ных промыслов и имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры. Существуют также льготы в виде скидок, т. е. уменьшения налоговой базы на балансовую стоимость (например, объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы).
Налогоплательщик  рассчитывает налог при составлении  ежеквартальных бух-галтерских отчетов. Сумма налога исчисляется нарастающим  итогом с начала года. Уплата налога в бюджет производится по квартальным  расчетам в 5-дневный срок, а по годовым  расчетам -- в 10-дневный срок со дня, установленного для представ-ления бухгалтерского отчета.
Формирование  налога на имущество кредитных учреждений и страховых орга-низаций отличается лишь тем, что они используют иной план счетов бухгалтерского учета. Некоторые  особенности имеет система налогообложения имущества иностранных юридических лиц, деятельность которых осуществляется через по-стоянные представительства и филиалы.
Налогообложение доходов от капитала. В данном случае речь идет о налогооб-ложении доходов  от эмиссии, размещения, купли-продажи и иных операций с ценными бумагами и валютой Российское законодательство не содержит понятия «налогообложение доходов от капитала». Унифицированный механизм регулирования налоговых отношений участников рынка ценных бумаг и фондового рынка еще не создан. Регламентация исчисления и уплаты налога на капитал предусматривается в законопроекте Налогового кодекса.. Налоговое регулирование этих правоотношений за-труднено из-за широкого спектра условий выпуска и обращения разнообразных ви-дов ценных бумаг и операций с иностранной валютой.
Согласно действующему заколу налог па операции с ценными  бумагами уплачи-вается при регистрации  проспекта эмиссии, а также при  купле-продаже ценных бумаг. В первом случае величина налога составляет 0,8 % от номинальной суммы эмиссии. Во втором случае покупатель и продавец уплачивают налог в процентном отношении от суммы сделки.
Налоговый регламент  исчисления и уплаты налога на доходы от операций на рынке ценных бумаг  предусматривает, что эти доходы вычитаются из валовой при были и облагаются в особом порядке. При распределении чистой прибыли погашаются долговые обязательства перед акционерами и владельцами ценных бумаг и появляются налоговые обязательства по исчислению и уплате налога на капитал Налог по ставке 15 % удерживается на момент выплаты источником суммы начисленных доходов.
В 2001 г. был введен налог на покупку иностранных  денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. Плательщиками налога ста ли субъекты, покупающие валюту, кроме бюджетных организаций и Центробанка на сегодняшний день налогооблагаемой базой выступают:
а) сумма в  рублях, уплачиваемая при покупке  валюты;
б) сумма погашения  депозитов, открытых в рублях (при  погашении их в валюте).
В 2001 г. налог  взимался по ставке 0,5 % от налоговой базы, в 2002 г. - 1%, включая и безналичные операции с покупкой валюты. Налоговые поступления распределялись между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в соотношении 60:40. Это соотношение сохраняется и сейчас.
Налоги - источники формирования дорожных фондов. В настоящее время ним относятся: налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ) Действует до принятия полного Налогового кодекса РФ.: налог на пользователей автодорог Действует до принятия полного Налогового кодекса РФ.; налог с владельцев транспортных средств; налог на приобретение автотранспортных средств.
В соответствии с Налоговым кодексом в систему  налогообложения введены два  региональных налога -- дорожный и транспортный.
Налог с владельцев автотранспортных средств уплачивается один раз в год по месту регистрации и проведения технического осмотра в сроки, установленные органом власти субъекта РФ. Ставки налога зависят от вида транспортного средства и мощности двигателя. Субъектам РФ дано право повышать общероссийские или устанавливать собственные ставки налога. Предоставляются льготы Героям, общественным организациям инвалидов, крестьянским хозяйствам, организациям автотранспорта общественного пользования и др.
 

1.2 Понятие и сущность налогов:

Налоги и сборы являются центральными понятиями налогового права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации.
1. В соответствии  с 1 указанной статьи НК РФ  налог - это обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
3. Налог считается  установленным в том случае, если  соблюдена необходимая правовая  процедура (во всем мире налог  может быть установлен только  актом парламента - законом), а также определены налогоплательщики и обязательные элементы налогообложения:
объект налогообложения;
    налоговая база;
    налоговый период;
    налоговая ставка;
    порядок исчисления налога;
    порядок и сроки уплаты налога;
В необходимых  случаях при установлении налога в акте законодательства РФ о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Налоги - обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц  в бюджеты соответствующего уровня или во внебюджетные фонды по ставке, устанавливаемой в законодательном  порядке. Выплаты принудительны и безвозмездны.
Налоги - гибкий инструмент воздействия на находящуюся  в постоянном движении экономику: они  помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении.
Налоги - один из древнейших финансовых институтов. Они  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и других нужд. "В налогах воплощено экономически выраженное существование государства", - подчеркивал К. Маркс.
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.
Налоги выполняют  три важнейшие функции:
1. Обеспечение  финансирования государственных  расходов (фискальная функция),
2. Поддержание  социального равновесия путем  изменения соотношения между  доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция),
3. Государственное  регулирование экономики (регулирующая  функция). Понятие и сущность налогов  и сборов 1. Налоги и сборы являются  центральными понятиями налогового  права. Определение этих понятий содержится в ст.8 Налогового кодекса Российской Федерации. Наиболее последовательно реализуемой функцией налогов является фискальная. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества.
Таким образом, фискальная функция создает объективные условия для вмешательства государства в экономику, которое реализуется посредствам регулирующей функции налогообложения.
Регулирующая  функция налогов заключается  в следующем:
1. Установление  и изменение системы налогообложения,
2. Определение  налоговых ставок, их дифференциация,
3. Предоставление  налоговых льгот.
Регулирующая  функция налогов в современных  условиях не только в том, чтобы максимально  освободить прибыль и доходы от налогов, сколько в стремлении создать  жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.
Доктор экономических  наук Д. Черник определяет сущность налогов  как "изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса. 

 

1.3 Структура налоговой системы РФ:

Совокупность  предусмотренных законодательством  налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так  же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему.
Налоговая система  РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых  в установленном порядке на территории страны. При формировании налоговой системы исходят из следующего ряда принципов:
1. Виды налогов,  порядок их расчетов, сроки уплаты  и ответственность за уклонение  от налогов имеют силу закона.
2. Сочетание  стабильности и гибкости налоговой  системы должны обеспечить соблюдение  экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к это позволяет планировать деятельность.
3. Обязателен механизм защиты от двойного налогообложения.
4. Налоги должны  быть разделены по уровням  изъятия.
5. Ставки налогообложения  должны быть едиными для всех  предприятий. Равные доходы при  равных условиях их получения  должны облагаться одинаковыми  по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.
6. Единая налоговая  ставка должна дополняться системой  налоговых льгот, носящей целевой  и адресный характер, связанный  с социальной сферой, стимулированием  НТП, защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.
7. Система налогообложения  должна быть комплексной при  умелом сочетании разных способов  налогообложения. Объекты налогообложения  разнообразны: психологически легче  платить много маленьких налогов, чем один большой.
8. Обязательны  простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность  сбора, избежание чрезмерной тяжести.  Налоги по способу взимания  бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)
Построение налоговой  системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере.
Налогоплательщики могут в некоторой степени  оказывать обратное воздействие  на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога - его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа - фискальной.
Наиболее значительное обратное влияние на законодательную  базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.
Налоговая система  подвержена постоянному изменению  под действием как внутри-, так  и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а  динамической системой.
Налоговая система  РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).
По своей общей  структуре, принципам построения и  перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения  юридических и физических лиц, действующим  в странах с рыночной экономикой.
В первую очередь  систему налогов Российской Федерации  необходимо характеризовать как  совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том  числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.
Особое место  в российской налоговой системе  занимает единый социальный налог, поступления  по которому зачисляются как в  бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные внебюджетные социальные фонды.
При этом важно  подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной  власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.
Российская система налогообложения в части соотношения косвенного и прямого налогообложения замысливалась исходя из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, в то время как прямые налоги - роль экономического регулятора доходов корпораций и физических лиц. Одновременно налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента ее образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.
Однако необходимо особо отметить, что уровень собираемости прямых налогов превышает аналогичный показатель для косвенных налогов. В частности, с 1997 по 2000 г. собираемость по налогу на прибыль обеспечивалась не менее 74-96,5%, тогда как в этот же период собираемость НДС составляла 63-82,9%. Поэтому фактические поступления косвенных налогов были ниже объемов бюджетных доходов от прямого налогообложения.
На сегодняшний  день поступления от налогов, сборов специальных налоговых режимов  распределились следующим образом: НДС - 29,7%, НДПИ - 14,9%, налог на прибыль организации - 8,3%, акцизы - 1,8% и т.д.
 

1.4 Механизм управления налоговой системой РФ:

Для повышения  конкурентоспособности налоговой  системы законодательство о налогах  и сборах должно более активно  реагировать на новые явления, на сигналы об уходе из-под налогообложения в результате белых пятен в законодательных нормах.
Налоговое администрирование - относительно новый термин с точки  зрения российской теории налогов и  налогообложения. Отсюда его понимание  - от самого широкого, как управление налоговой системой и налогообложением в целом, до более узкого, а именно как деятельность налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплаты налоговых платежей.
Среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство в понимании налогового администрирования. Обычно оно определяется как деятельность налоговых органов (в соответствии с их полномочиями) по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организациями и физическими лицами, т.е., по сути, в это понятие вкладывают содержание старого термина - "налоговый контроль". В современной экономической литературе также встречается фактическое отождествление понятий "налоговое администрирование" и "управление налоговой системой". Понятие "налоговое администрирование" позволяет определить его как управление в области налогообложения. Иногда налоговое администрирование определяют как динамически развивающуюся систему управления модернизируемых налоговых органов в условиях рыночной экономики.
Управление постепенно выходит из статичного состояния  и начинает оперативно реагировать  на различные изменения налоговых  правоотношений.
Необходимо выделение  проблематики, связанной с управлением  налогообложением, а также формированием методологических и методических основ этого процесса в виде единого целостного процесса. Такой подход диктуется тем, что в силу разобщенности, разноведомственности органов власти, занимающихся управлением налоговыми процессами, возникают противоречия в нормативно-правовом обеспечении процессов налогообложения между экономическими, социальными и политическими целями государства и возможностями финансового обеспечения их достижения. Причины обособления управления налогообложением имеют более объективный и долговременный характер, чем временная несогласованность действий структур, образующих систему управления налоговыми процессами.
Налоговое администрирование - это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля.
Таким образом, налоговое администрирование - это  определяющая часть управления налоговой  системы, внутренний фактор ее развития. Налоговое администрирование осуществляется исполнительными органами власти и налоговыми органами. Текущий и последующий мониторинг позволяет принимать управленческие решения, направленные на поддержание и развитие налоговой системы в целом и налоговых органов как ее части.
Налоговое администрирование  основывается на фундаментальных познаниях  политических, экономических, юридических  и других наук, обогащенных современной  отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов  и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придает функционированию налогового механизма заданное законом направление и координирует налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике. Права и обязанности органов системы налогового управления утверждены в законодательном порядке.
Проблемы российской административной системы заключаются  в отсутствии надежных контактов  с гражданами и организациями, в  недоверии граждан к государственной службе и институту государства. Поэтому в управлении налоговыми процессами должны участвовать не только специализированные органы. В него должны быть вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти: Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например союзы предпринимателей, "Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков".
На налоговые  взаимоотношения плательщиков и  государства непосредственно влияют правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы.
Более широкое  определение налогового администрирования - это приведение процесса взимания налогов и возникающих отношений  и связей между представителями  налоговых органов и налогоплательщиков в соответствии с изменившимися производственными отношениями и формами хозяйствования. Более конкретное определение - это деятельность уполномоченных органов власти и управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля. Налоговое администрирование - это организация сбора налогов: от определения состава налоговой отчетности до разработки правил регистрации налогоплательщиков. Это также перечень информации, которую фирмы должны предоставлять налоговикам, с одной стороны, и та информация, которой налоговики должны делиться с фирмами, с другой стороны. Правила проверки, ответственность за налоговые нарушения - все, что сосредоточено вокруг налогов.
Задачи налогового администрирования предопределяются налоговой политикой. Налоговое  администрирование как часть  управления налоговой системой ставит самостоятельные, более конкретные задачи.
Сегодня налоговыми отношениями занимается налоговое  администрирование как постоянный процесс управления налогообложением. Поскольку общество в зависимости от уровня своего экономического развития и степени политической зрелости принимает в законодательном порядке ту или иную налоговую концепцию и оформляет ее законодательными и нормативными актами, то налоговое администрирование начинается с изменением законодательных форм.
Сложившаяся система  налогового администрирования, направленная на учет и жесткий контроль налогоплательщиков, уже не соответствует современным  требованиям. Так, новая редакция статей Налогового кодекса Российской Федерации о налоговых проверках сохраняет возможность фактически превращать камеральные проверки в выездные, не устанавливает четкого механизма взаимодействия налогоплательщика и налогового органа в ходе контрольных мероприятий, допуская возможность злоупотреблений со стороны налоговиков. Поэтому главной составляющей налогового администрирования выступает налоговый контроль. Он должен быть настолько эффективен, чтобы противодействовать незаконному уклонению от налогообложения.
Так же налоговое  администрирование, прежде всего, должно быть эффективно. Это значит, что  и для государства, и для налогоплательщиков взыскание и уплата налогов не должны быть затратными (обременительными).
Для повышения конкурентоспособности налоговой системы крайне важно, чтобы налоговое администрирование строилось исключительно на нормах закона.
Сейчас Налоговый  кодекс допускает официальные разъяснения  финансовых и иных уполномоченных государственных  органов, но эта процедура четко не прописана. В результате это положение либо не работает, либо способствует коррупции.
Министерством финансов РФ было разработано и сейчас активно воплощается в жизнь  предложение о создании специальных  аудиторских подразделений в  налоговых органах. Эти структуры будут выполнять две функции: осуществлять работу с возражениями и жалобами налогоплательщиков и предварительное рассмотрение актов проведенных налоговых проверок. Таким образом, эти подразделения будут выполнять роль своеобразных фильтров, осуществляющих первичную оценку и проверку обоснованности выдвинутых налоговых претензий. Достаточной объективности вряд ли удастся добиться только благодаря тому, что формирование таких подразделений будет входить в компетенцию вышестоящих налоговых органов. Причиной тому, в том числе, являются трудности обеспечения объективности вследствие "корпоративной солидарности".
В совершенствовании  налогового администрирования заявлено несколько приоритетных направлений. Для начала следует существенно снизить налоговую нагрузку, далее обеспечить четкую регламентацию полномочий и действий налоговых органов и придерживаться ее. Особая задача налогового администрирования - обеспечить стабильность и предсказуемость российской налоговой системы. Налоговое администрирование должно не ужесточать, а постоянно улучшать систему налогообложения в России.
Создание справедливой налоговой системы государства - это многоэтапный процесс, основанный на четко сформулированных целях  и приоритетах в рамках пользующейся поддержкой общества последовательной государственной налоговой политики.
Таким образом, эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальной налоговой системы, которая, обеспечивая  финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Такая политика должна на длительную перспективу ориентировать налоговую систему на оптимальную налоговую нагрузку. Без улучшения налогового администрирования и контроля трудно рассчитывать на то, что будет развиваться конкуренция в стране.
Проблемы налогового администрирования необходимо решать при взаимодействии и диалоге исполнительных органов, институтов и организаций (прежде всего саморегулируемых) гражданского общества и научного сообщества.
 


Глава 2. Характеристика налоговой  системы Российской Федерации

2.1 Структура и динамика  налоговых поступлений  в Федеральный Бюджет РФ:

Каждое государство  для реализации присущих ему функций  имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству  в процессе распределения или  перераспределения национального  дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, т.е. исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.
В период абсолютизма  развивается система прямых и  косвенных налогов, возникает проблема отделения доходов монарха от доходов государства. В России же в конце 19в., с началом работы Государственной Думы, стало обсуждаться установление новых видов налогов.
В настоящее  время, аккумулируя налоги в бюджетном  фонде, государство финансирует  важнейшие направления жизни  и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.
Очень важно  отметить, что именно за счет налоговых  поступлений государству удается  удовлетворить различные потребности  его граждан. Доля налоговых поступлений  в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2007 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.
Налоговая система  является одним из наиболее действенных  инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она  обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.
Как известно, налоги выполняют две главные функции - фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.
Фискальная функция  налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как  налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.
Современная налоговая  система РФ введена в действия с 1 января 1992г. на основе Закона РФ "Об основах налоговой системы в  РФ", принятого 27 декабря 1991г. Несовершенство этого Закона РФ связано было наряду с множеством ее недостатков, прежде всего с отсутствием единой законодательной и нормативной базы налогообложения. В целях разрешения сложившихся в налоговой системе проблем в Российской Федерации с 1января 1999 года введена часть первая НК РФ. Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц.М. 2005. - С.120.
Огромное значение для формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть  национального дохода страны, обращаемого  через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.
Источники и  виды государственных доходов и  назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.
Рассматривая  понятие бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное  место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись  доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления".
Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Согласно ст.10 Бюджетного кодекса, бюджетная система  Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
федерального  бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов;
бюджетов субъектов  РФ и бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;
местных бюджетов.
В России в настоящее  время в структуре доходов  федерального бюджета основная масса - налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым  кодексом РФ и являются обязательными к уплате на всей территории России.
В перечень этих налогов входят:
Налог на добавленную  стоимость;
Акцизы;
Налог на прибыль  организации;
Налог на доходы физических лиц;
Государственная пошлина;
Водный налог;
Сбор за право  пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
Единый социальный налог;
Налог на добычу полезных ископаемых;
10) Налоги, предусмотренные  специальными налоговыми режимами;
Налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, зачисляются в федеральный бюджет при соблюдении следующих нормативов:
налога на прибыль  организаций по ставке, установленной  для зачисления указанного налога в  федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль  организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных  до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О  соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
налога на добавленную  стоимость - по нормативу 100 процентов;
акцизов на спирт  этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
акцизов на спирт  этиловый из всех видов сырья, за исключением  пищевого, - по нормативу 100 процентов;
акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
акцизов на автомобильный  бензин, прямогонный бензин, дизельное  топливо, моторные масла для дизельных  и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;
акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением  полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых на континентальном  шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе  продукции в виде углеводородного  сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.