На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Уголовно - правовая характеристика получения взятки

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание 

    Введение  
           
    Глава 1. Уголовно - правовая характеристика получения взятки
      1.1. Понятие взяточничества (получения взятки)
      1.2. Объективная сторона преступления
      1.3. Субъективные признаки преступления
    Глава 2.   Квалифицированные и особо квалифицированные виды взяточничества
    Глава 3. Отграничение получения взятки от смежных составов преступлений 

    Заключение                                                                                        28
    Список  использованной литературы и нормативных актов   30
 

Введение
Взяточничество  в современной России - самое распространенное преступление. Субъектами получения  взяток являются до 50% и более работников (должностных лиц) отдельных отраслей государственного управления.
Получение взятки, являясь одним из наиболее серьезных преступлений, наносит огромный вред и ущерб авторитету государственной власти. Оно нередко сопровождается другими противоправными деяниями, в частности, преступлениями в сфере экономики, против правосудия, компрометирует правоохранительные органы, порождая представление о возможности достижения желаемого результата путем подкупа должностных лиц. В настоящее время, в условиях продолжающихся социально-экономических и политических преобразований, построения демократического правового государства, становления и развития цивилизованной экономики важная роль принадлежит органам государственной власти и управления, а также органам местного самоуправления. В этой связи особую озабоченность вызывают факты получения взятки работниками органов власти и управления, что предопределяет актуальность избранной темы исследования.  

Современная криминогенная  обстановка в экономике (ее состояние, тенденция и прогноз развития) является одним из важных факторов, предопределяющих актуальность проблемы борьбы с коррупцией. 

Сложная социальная детерминация наблюдается и в  динамике такого преступления, как  получение взятки. Практически ничем  не ограниченные возможности в сфере  перераспределения собственности, отсутствие должных механизмов контроля и ответственности являются основной причиной распространения коррупции среди государственных служащих. Увеличение числа фактов получения взятки сопровождается формированием более завуалированных способов его совершения. 

Несовершенство  уголовного и уголовно-процессуального законодательства, недостатки правоприменительной практики приводят зачастую к тому, что при очевидной виновности отдельных лиц в получении взятки последним удается избежать уголовной ответственности. В этих условиях правоохранительным органам приходится прилагать немало усилий для того, чтобы выявить и доказать конкретные факты получения взятки.
Современный взгляд на вечную проблему взяточничества весьма противоречив. "СМИ все чаще внушают  населению, что взяточничество обыденное  явление повседневной жизни, ее необходимый элемент, а потому бороться с этим злом бессмысленно. Тем временем взяточничество становится все более изощренным, приобретает беспрецедентные масштабы, наносит колоссальный урон обществу и государству. Большинство отечественных правоведов относит взяточничество к разряду ключевых уголовно-правовых проблем".1
Как отмечают исследователи, помимо установления уголовной ответственности  за взяточничество, необходимо внести изменения в действующее банковское, финансовое, таможенное и налоговое законодательство и шаги к этому делаются.
Президентский пакет антикоррупционных законов  из четырех документов, который в  третьем окончательном чтении принятый Госдумой РФ 19.12.2008 года призван на борьбу, в том числе, и со взятничеством.
Согласно документам, в течение двух лет после ухода с государственной службы эксчиновник имеет право работать в коммерческих и некоммерческих организациях, с которыми по роду своей деятельности он работал в должности чиновника, только в том случае, если на это дано согласие специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих.
Также чиновник обязан предоставлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе  и обязательствах имущественного характера. Таким образом, он должен будет предоставить сведения и о доходах, имуществе и обязательствах членов своей семьи - супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Отдельным законом  выделены поправки в закон о правительстве, обязывающие членов правительства  сообщать сведения о доходах жены (мужа) и детей до 18 лет.
Кроме того, устанавливается  предел стоимости подарка, который  может быть преподнесен чиновнику  посетителями - до трех тысяч рублей, более дорогие подарки будут  автоматически считаться собственностью государства. Чиновник может выкупить приглянувшийся ему подарок.
Также законопроект усиливает уголовное наказание  за коррупцию. С трех до четырех лет  увеличивается максимальный срок наказания  за использование управленцем коммерческой организации своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод.
Если коррупционные  действия управленца коммерческой организации  повлекли тяжкие последствия, то наказание  также усиливается. Штраф увеличивается  со 100-500 тысяч рублей до 1 миллиона рублей, максимальный срок тюремного заключения увеличивается с 5 до 10 лет. Под управленцем в коммерческой организации понимается единоличный руководитель организации, член совета директоров.
Максимальный  срок наказания за дачу взятки управленцу в коммерческой организации увеличивается с 2 до 3 лет. Такое же преступление, совершенное по предварительному сговору, предлагается карать лишением свободы на срок до семи лет (сейчас до четырех лет).
Если управленец в коммерческой организации вымогал  взятку, то максимальный срок заключения увеличивается с пяти лет до 7-12 лет.
В уголовном  праве взяточничество, зачастую, - это  собирательная категория, включающая как получение, так и дачу взятки. 

Целью данной работы является теоретическое рассмотрение вопроса об уголовно – правовой характеристике получения взятки; указать квалифицированные составы получения взятки и отграничить получение взятки от смежных составов преступлений.

Исходя из цели, необходимо поставить и решить следующие  задачи:

1. Рассмотреть  понятие «взяточничество»;

2. Раскрыть квалифицированные составы получения взятки;

3. Определить отграничение получение взятки от смежных составов преступлений;

4. В заключение, подвести итоги по проделанной  работе.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, подразделяющихся на параграфы, выводов и предложений, списка использованной литературы.

Работа написана на основании учебников по Особенной  части Уголовного права таких  авторов, как: Кругликов Л.Л., Наумов А.В., Рарог А.И., Козаченко И.Я. и  др. Также использовались комментарии к Уголовному кодексу РФ и сам УК РФ 1996 года.

 
Беспрецедентные масштабы взяточничества оказывают  негативное влияние на моральное  здоровье нации, формируют отрицательный  образ государственного служащего, порождают у граждан уверенность в продажности публичной власти. Вследствие этого подрывается авторитет органов государственной и муниципальной власти, снижается уровень эффективности их деятельности.  

 

1. Уголовно - правовая характеристика получения взятки. 

      1.1. Понятие взяточничества (получения взятки).
Законодатель  структурно расположил в УК РФ состав получения взятки (ст. 290) впереди  статьи, предусматривающей ответственность  за дачу взятки (ст. 291). Это означает, что он расценивает получение  взятки как значительно более  общественно опасное деяние, нежели дачу взятки. Это положение соответствует п. 5 ст. 15 УК РФ о том, что уголовно-правовая норма состава ст. 290 УК РФ относится к категории особо тяжких преступлений. 

Взятка - наиболее характерное, опасное и распространенное преступление, пожалуй, во всей гл. 30 УК РФ, ибо является типичным проявлением коррупции. Высокая степень общественной опасности получения взятки заключается еще и в том, что это преступление подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет этой власти в глазах населения, значительно ущемляет законные интересы и права граждан.
Обращусь, прежде всего, к определениям понятий "взятка", "взяточничество", "получение  взятки". Слово "взятка" произошло  от слова "взяток", означающего  сбор меда пчелами. "Взяточничество" как вид преступления изначально обладало множеством смысловых оттенков, отображающих лишь особенности формы, но не содержания явления.
Так, например, словарь  В.Даля определяет взятку как "срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пешкеш, бакшиш, хабару, магарычи, плата или подарок должностному лицу во избежание стеснений или подкуп его на незаконное дело".2 При этом взятка - это не то, что обещано, а то, что взято фактически. То, что обещано, но фактически не взято, есть посул.
Определение понятий  «взятка» или «получение взятки»  современный уголовный закон  не дает, определяя лишь наказание  за совершение таких действий. Описательно  же явление взяточничества можно  вывести из ст. 290 УК РФ: "это получение  должностным лицом лично или через посредника выгоды в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе".3
Таким образом, понятие «получение взятки» охватывает абсолютно все незаконные получения должностными лицами любых материальных ценностей и не выраженных материально выгод имущественного характера.
"Не возможно  дать исчерпывающее определение  данному явлению, т.к. формы  взяточничества, порядок передачи  ценностей от одного лица другому  (напр., через цепь подставных лиц) в каждом конкретном случае очень индивидуализирован. Дав исчерпывающее определение, законодатель тем самым поставит себя в условие, когда необходимо будет периодически и постоянно вносить изменения в перечень" Уголовное право. Особенная часть: Учебник. Издание второе исправленное и дополненное / Под ред. доктора юридических на-ук, профессора Л.В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических на-ук, профессора А.И. Рарога, доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2008..
В то же время, данное определение - получение взятки - содержит все необходимые признаки для  квалификации деяния как получение  взятки. Как видно из определения  понятия взятки, как вариант ее получения законодатель также включил общее покровительство и попустительство.
К общему покровительству  по службе могут быть отнесены, в  частности, действия, связанные с  незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.
К попустительству  по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер  за упущения или нарушения в служебной  деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, не реагирование на его неправомерные действия.
Как отмечает И.Упоров, «закон не различает момент получения взятки - до или после совершения действий в пользу взяткодателя или иных лиц. На наш взгляд, общественная опасность получения вознаграждения до совершения действий выше, чем после, т.к. взяткополучатель, имея уже на руках гарантии своей выгоды будет более тщательно подходить к выполнению обговоренного, чтобы во-первых, максимально скрыть вообще факт какой-то между ними договоренности, подкупа, придав своим действиям естественный, обусловленный и необходимый характер (чтобы они не вызывали подозрений), и во-вторых, взяткодатель, довольный результатом проведенного, как это ни прискорбно и ни цинично, сможет "порекомендовать» взяткополучателя третьим лицам".4
Законодательство XIX века подходило к вопросу взяточничества намного аккуратнее, нежели современное. Было, например, разграничение наказаний с учетом смягчающих обстоятельств - в случае, когда взяткополучатель, согласившись за мзду совершить незаконные действия, вдруг осознает пагубность этого деяния и раскается после получения взятки, но до совершения указанных действий. УК РФ такого разграничения не приводит.  

1.2. Объективная сторона преступления.
Объективная сторона  получения взятки состоит в получении  должностным лицом лично или  через посредника предмета взятки за один из следующих вариантов служебного поведения:
1) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя  или представляемых им лиц,  входящих в служебные полномочия  должностного лица (ч. 1);
2) за действия (бездействие) в пользу взяткодателя  или представляемых им лиц, которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но последний в силу своего должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию) (ч. 1);
3) за общее  покровительство или попустительство  по службе должностным лицом взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1);
4) за незаконные  действия (бездействие) должностного  лица в пользу взяткодателя  или представляемых им лиц  (ч. 2).
В первом случае имеются в виду "законные правомерные  действия (бездействие) должностного лица, не нарушающие его служебных обязанностей, не выходящие за рамки его должностной компетенции, т.е., иначе говоря, действия, совершить (не совершать) которые в данном случае он имел право или, более того, был обязан".5
Должностное положение лица определяют не только его юридические возможности, связанные с кругом прав и обязанностей субъекта по занимаемой должности, но и фактические возможности, вытекающие из значимости и авторитета занимаемой субъектом должности, а также из служебных связей должностного лица, наличия у него в подчинении других должностных лиц. Пользуясь ими, должностное лицо может за вознаграждение оказать влияние, так или иначе способствовать совершению (несовершению) выгодного для взяткодателя действия другим должностным лицом, возможно, ничего не знающим об этом вознаграждении. Эта ситуация имеется в виду во втором из названных вариантов объективной стороны получения взятки.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 4 Постановления от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" указал, что субъектом получения взятки следует признавать и тех должностных лиц, которые хотя и не обладали полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий (бездействия), но в силу своего должностного положения могли за взятку способствовать совершению этих действий другими должностными лицами. Использование субъектом в данном случае дружественных или родственных отношений для достижения результата, желательного для лица, передавшего ему вознаграждение, не рассматривается как использование должностного положения, что исключает состав получения взятки.
Согласно трактовке  Пленума Верховного Суда РФ, "к  общему покровительству по службе могут  быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия" (п. 4).
При передаче взятки за общее покровительство или  попустительство какие-либо конкретные действия (бездействие) должностного лица специально не оговариваются, но участники преступления осознают, что в конечном итоге ценности (услуги) вручаются должностному лицу с целью удовлетворения интересов взяткодателя или представляемых им лиц, поскольку данное общее покровительство или попустительство в итоге выражается (может выразиться) в тех или иных действиях (бездействии) должностного лица. Подобного рода взяточничество характерно при получении систематических вознаграждений (подношений) от подчиненных или подконтрольных должностному лицу работников, поскольку должностное лицо постоянно решает вопросы, затрагивающие их интересы, и последние заинтересованы в благоприятном к ним отношении взяткополучателя, а также для коррумпированного аппарата государственных и муниципальных органов, когда представители организованной преступности как бы берут на содержание должностных лиц, обоснованно рассчитывая, что те в необходимых случаях будут действовать в интересах взяткодателей.
Незаконные действия (бездействие) должностного лица, о  которых говорится в ч. 2 ст. 290, - это поведение, выходящее за рамки служебных полномочий субъекта, либо действия (бездействие), входящие в его полномочия, но при данных обстоятельствах оснований для их совершения не имелось. Иначе говоря, незаконное действие (бездействие) должностного лица - это поведение, связанное с нарушением обязанностей по службе.
Получение взятки считается оконченным преступлением  с момента принятия должностным  лицом хотя бы части взятки, если она передавалась по частям, независимо от того, выполнило ли оно обусловленное действие или нет, собиралось оно выполнять это действие или нет. Важно лишь, чтобы имущественные ценности или выгоды принимались субъектом именно как должностным лицом, способным лично или путем влияния с использованием своего должностного положения на других должностных лиц обеспечить удовлетворение интересов взяткодателя или представляемых последним лиц.
Действие (бездействие), совершенное должностным лицом, получившим за это вознаграждение, находится за пределами состава  получения взятки и поэтому нуждается в самостоятельной правовой оценке.
Иногда должностное  лицо, используя свое служебное положение, совершает за взятку деяние, которое  само по себе является преступлением (выдает поддельный документ, незаконно освобождает  от уголовной ответственности, выносит заведомо неправосудный приговор или решение, фальсифицирует доказательства, пособничает хищению, контрабанде и т.д.). В этом случае ответственность наступает не только за получение взятки, но по совокупности и за сами эти незаконные, преступные деяния. 

1.3 Субъективные признаки преступления.
Субъектом (точнее - специальным субъектом) преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ является должностное лицо. Все иные лица, участвующие вместе с ним в  совершении этого преступления, в  том числе и выдававшие себя за должностных, могут отвечать только за соучастие в получении взятки как организаторы, подстрекатели или пособники.
Данное преступление не входит в исчерпывающий список преступлений, ответственность за которое  несет малолетний или несовершеннолетний, да и специфика преступления не позволяет несовершеннолетнему быть его субъектом по определению. Должность требует определенных знаний, умений, житейского опыта, специальной подготовки.
Итак, субъектом  получения взятки в соответствие с примечанием к ст.285 УК РФ может быть лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
"Выполнение  перечисленных функций по специальному  полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.)".6 К представителям власти в целом следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).
Более того, п.4 Постановления  причисляет к субъектам преступления также и такое должностное  лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе.
Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выполняет  и сугубо профессиональные, и должностные  функции (организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные). "Например, главный врач государственной  поликлиники, с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и любой медицинский работник), а с другой - руководит профессиональной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей, медицинских сестер и т.п.). Ответственность за должностное злоупотребление он может нести только во втором случае, когда содеянное обусловлено наличием у виновного организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Лица, выполняющие исключительно профессиональные функции, например рядовой врач-педиатр, к числу должностных не относятся".7
Таким образом, не являются субъектами получения взятки работники государственных органов  и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных  учреждений, исполняющие в них  профессиональные или технические  обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.
Субъективная  сторона получения взятки характеризуется  прямым умыслом. При получении взятки виновное лицо осознает, что полученная им имущественная (материальная) выгода незаконна и направлена на совершение им определенных действий в пределах его компетенции в пользу взяткодателя или представляемых им лиц - очевидна причинно-следственная связь.
Мотивом взяточничества является корысть, целью же - личное обогащение, получение какой-либо имущественной выгоды. Корыстная заинтересованность понимается здесь, как стремление получить имущественную выгоду без противоправного безвозмездного изъятия и обращения чужих средств, в свою пользу или пользу других лиц, т.е. без признаков хищения чужого имущества.
"Личная заинтересованность  может быть выражена и в  стремлении извлечь выгоду неимущественного  характера, обусловленную такими  побуждениями, как карьеризм, протекционизм,  семейственность, желание приукрасить  действительное положение дел в организации, учреждении, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой вышестоящего начальника в решении личного или служебного вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.д. ".8
 

2. Квалифицированные и особо квалифицированные виды взяточничества.
Первый квалифицирующий  признак - "получение должностным  лицом взятки за незаконные действия (бездействие)" (ч.2 ст.290 УК РФ).
Как подчеркивают исследователи, действия (бездействие), о которых говорится в ч. 2 ст. 290 УК, могут быть преступными (совершение за взятку злоупотребления полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности и т.п.) и непреступными, но противоправными с точки зрения иных отраслей законодательства.9
При квалификации получения взятки по ч.2 ст.290 УК РФ необходимо установить факт незаконных действий должностного лица.
Получение должностным  лицом взятки за незаконные действия (бездействие) наказывается лишением свободы  на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Следующий - особо  квалифицирующий признак - "деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи, совершенные лицом, занимающим государственную должность  Российской Федерации или государственную  должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления".10
Для квалификации деяния по данному признаку необходимо признание судом того факта, что  должностное лицо занимает государственную  должность РФ или государственную  должность субъекта РФ, или же является главой органа местного самоуправления. Для отнесения субъекта к данной категории должностных лиц необходимо проанализировать соответствующие нормативные акты, акты органов местного самоуправления.
Важно подчеркнуть, что в случае "получения взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, организатор, подстрекатель и пособник как соучастники этого преступления несут ответственность по статье 33 УК РФ и ч.3 ст.290 УК РФ".11
Преступление, предусмотренное  ч.3 ст.290 УК РФ наказывается лишением свободы  на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Следующая группа квалифицирующих признаков указана  законодателем в ч.4 ст.290 УК РФ. Это "деяния, предусмотренные частями  первой, второй или третьей статьи 290 УК РФ, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) с вымогательством  взятки;
г) в крупном  размере.12
В соответствии с примечанием к ст.290 УК РФ крупным  размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества  или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.