На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экологический менеджмент в Казахстане и в нефтегазостроительных проектах

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 

Кафедра экономики и менеджмента  
 
 
 
 
 

    Реферат на тему: «Экологический менеджмент в Казахстане и в нефтегазостроительных  проектах» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              Выполнили: Амирова Д
                                                                                     Кахарова А
    Проверила: Сагандыкова С.Ш 
 
 
 

    2011 

    Содержание 
 

Введение
Понятие экологического менеджмента.
Экологическая политика и экологические цели
Состояние экологического менеджмента в Казахстане
Способы реализации экологического менеджмента
Метод сертификации 
Международный подход к экологическому менеджменту.
Зарубежные  модели организации мирового хозяйства.
Экологический менеджмент в АО «Каражанбасмунай»
Заключение
Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Все чаще приходится слышать о протестах  «зеленых» против тех или иных проектов, а также о заинтересованности крупных корпораций в защите окружающей среды. Однако в настоящее время  и то и другое может иметь обратную сторону и использоваться в конкурентной борьбе. Сравнительно молодой казахстанский  экологический менеджмент должен быть готов к адекватным ответным действиям.
    Экология + бизнес = ?
    Любая бизнес-система в той или иной степени взаимодействует с окружающей средой. При этом взаимодействие может  быть как позитивным, так и негативным. Второе, к сожалению, встречается  чаще. Поэтому любой бизнес-единице  необходимо сформулировать определенные принципы взаимоотношений с окружающей средой, неотъемлемой частью которых  должны быть экологические аспекты.
    Определенное  влияние на данную систему взаимоотношений  оказывают осуществляющие надзор и  контроль в сфере охраны окружающей среды государственные органы, а  также повысившие в последнее  время свою активность общественные организации. Однако здесь часто  приходится сталкиваться с ситуациями, когда деятельность общественных организаций  направлена не на решение задач охраны окружающей среды и предотвращения экологических правонарушений, а  на совершенно иные цели - например, на получение ими финансовой помощи от крупных корпораций либо участие  в конкурентной борьбе между природопользователями  для дискредитации той или  иной их деятельности или продукции.
    Следует также отметить низкий профессиональный уровень экологического менеджмента, обусловленный не только законодательными и экономическими причинами (прежде всего низким экологическим сознанием  общества), но в ряде случаев и  боязнью менеджеров среднего звена  потерять работу из-за обвинений в  нелояльном отношении к компании.
    Вместе  с тем низкое качество управления экологической составляющей подвергает компанию большому риску: данный недостаток может быть использован конкурирующими компаниями, государственными органами и общественными организациями, что повлечет за собой крупные  убытки, а возможно, и полное прекращение  экономической деятельности.
    Экологическая составляющая бизнес-системы представляет собой совокупность следующих факторов: доступность для производства природных  ресурсов, экологические препятствия  для бизнеса, экологические требования к продукции предприятия, формы  воздействия предприятия на окружающую среду в процессе производства продукции  или оказания услуг. 
 
 
 

    Понятие экологического менеджмента. 

    Экологический менеджмент изучает постоянно меняющиеся, естественные условия среды обитания человека и уровни использования обществом окружающей природной среды. Как и другие экономические науки, экологический менеджмент изучает производственные отношения между людьми, в данном случае по поводу использования людьми сил и ресурсов природы. Процесс труда есть взаимодействие между обществом и природой.
    Являясь общеэкономической наукой, экологический  менеджмент применяет данные конкретных экономических наук, а также естественных наук — геологии, биологии, почвоведения, лесоведения, метеорологии, демографии и других наук, их выводы и положения, которые необходимы для обоснования наиболее эффективных методов использования условий и ресурсов природы.
    Экологический менеджмент имеет как теоретическое, так и практическое значение. В условиях функционирующей системы народного хозяйства в стране в настоящее время экологический менеджмент призван давать конкретные рекомендации по различным путям использования природных ресурсов.
    В более широком смысле экологический  менеджмент должен способствовать разработке основ концепции устойчивого эколого-экономического развития. Такое развитие предполагает отказ от сложившейся на практике концепции экстенсивного экономического роста, лежавшей в основе развития системы мирового хозяйства и базировавшейся на представлении о неисчерпаемости природных ресурсов и неограниченности возможностей природной среды к самовосстановлению.
    Экологический менеджмент тесно связан с экономикой страны и формирует исходную информацию о необходимости использования  природных ресурсов при решении  задач эффективности развития производства. Возникновение новых задач рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обусловлено ощутимой потребностью практики хозяйствования1. Комплексный программно-целевой подход к развитию новых форм собственности и рыночной экономики отражает взаимосвязь всех разделов программы природопользования. Развитию научных основ экологического менеджмента способствует разработка генеральных схем размещения производительных сил, включающих региональные аспекты, производственные особенности, ресурсные потенциалы и т.д.
    Объективные предпосылки формирования экологического менеджмента в основном ассоциируются  с общественно-трудовой и индивидуальной деятельностью, которая является одним  из существенных факторов воздействия  на окружающую среду, ее изменения в  эпоху научно-технического прогресса.
    Общественные  и индивидуальные формы труда  — основа формирования сущности экономики  природопользования. В этой связи  важно рассматривать специфические  природные ресурсы, ландшафты, биогеоценозы и т. п., которые в основе своей не имеют формы товара, что затрудняет развитие хозрасчетных отношений между отраслями народного хозяйства.
    Использование природных ресурсов в должно быть в целом таким, чтобы оно способствовало снижению затрат и повышению прибыли  в общественном производстве. Надо наиболее эффективно применять имеющиеся виды сырья и энергии. Их изъятие должно быть бережным, чтобы не переступать определенных границ, после которых становится невозможным самовосстановление ресурсов. Для этого необходима всемерная рационализация производства, его комплексность, что предполагает минимизацию отходов, ликвидацию потерь, широкое применение вторичного сырья. Все задачи по экономному, хозяйственному использованию природных ресурсов должны сочетаться с максимально возможным сохранением окружающей среды путем, с одной стороны, совершенствования технологии 'и сокращения выбросов, а с другой—всемерной очистки от загрязнения, сведения к минимуму возможного ущерба, наносимого здоровью и жизни людей, средствам производства, зданиям и сооружениям.
    Общественное  производство, да и многие другие виды деятельности людей создают все большую нагрузку на природу. Необходимо ее всемерно ограничить. Это зависит от природоохранной деятельности общества. Современный человек в состоянии распоряжаться природой в интересах общества. Он бессилен только против таких стихийных сил и явлений природы, как землетрясения, извержения, наводнения. Но и тут многое зависит от своевременного учета опасности этих природных явлений и в соответствии с ними принятия особых мер при возведении сооружений, строительстве дамб, защищающих от наводнений, от возможных потоков лавы и т. д.
    Вряд  ли можно безоговорочно согласиться  с получившим широкую известность изречением И. Мичурина: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача». Очевидно, что нужно не только брать от природы, но и помогать ей, бережно к ней относиться, восстанавливать то, что у нее взято в интересах производства, всего развития человеческого общества, защищать ее от негативного к ней отношения.
    Природа страдает от нарушения нормального  естественного воспроизводства  своих элементов. Биосфера представляет собой замкнутую и уравновешенную систему, которая сама себя  поддерживает. Так, в лесу насекомые питаются растениями и тем самым себя воспроизводят, пресмыкающиеся поедают насекомых, мелкие животные—пресмыкающихся, крупные  животные—мелких. Воспроизводство может совершаться и не в такой последовательности: крупные животные могут питаться растениями, мелкие животные— насекомыми. Органические останки и отмершие существа являются пищей микроорганизмов, могут использоваться грибами, червями, корнями растений. Осыпавшиеся осенью листья рощи перегнивают и питают корни деревьев. Система саморегулируется наличием исходных материалов для ее воспроизводства и, возможностями потребления отходов внутри системы, что обеспечивает ее равновесие. Таким образом, биологическая система, или экосистема, имеет замкнутый характер, она сама себя поддерживает и тем самым обеспечивает собственное равновесие при данных условиях соотношения с неживой природой.
    Современное промышленное производство не имеет  замкнутого характера, это — открытая система. В нее поступают массы  сырых природных материалов, проходящих иногда стадию первичной обработки  при добыче, — уголь, нефть, руда, строительные материалы, сельскохозяйственное и лесное сырье, вода, воздух. Вся масса материалов проходит одну или несколько стадий обработки и затем в виде конечного продукта выходит из системы и поступает в потребление. Наряду с этим на всех стадиях ее обработки из системы выбрасываются отходы — пустая порода, шлаки, зола, стоки, аэрозоли, газы, пары, пыль и другие, содержащие нередко различные вредные для человека и живых организмов вещества.
    Объем отходов часто превосходит объем  конечного продукта. О степени  полезного использования сырья  и об относительной величине отходов можно судить по отношению веса конечного продукта к весу исходного материала.
    В современном мире на долю отходов  приходится до 96—98% от исходного материала  и только 2—4%—на конечный продукт. Задача заключается в том, чтобы  уменьшить отходы за счет всемерного их использования. Надо превращать производства до возможности в замкнутую систему, развивая малоотходные и безотходные формы производства.
    Вмешательство человека в биосферные системы нарушает их сбалансированность и внутренние связи. Получаются неожиданные последствия. Применение инсектицидов в лесу для истребления насекомых приводит к гибели муравьев и мелких животных. Химическое опыление для противодействия росту так называемого сорного леса (осины и др.) с той целью, чтобы эти малоценные быстрорастущие деревья не мешали росту хвойные пород,—создает опасность гибели живых существ в лесу. Применение гербицидов может вызвать массовый падеж скота, поевшего отравленную траву.
    В Процессе развития общества постоянно возникают  противоречия между  возрастающими потребностями  людей и ограниченными  возможностями биосферы, природных ресурсов по их удовлетворению.
    Экологический менеджмент должен учитывать эти  противоречия и определять рациональные соотношения между уровнями потребления, развития производства и экологическими факторами, т.е. вносить диалектический характер. 

    Экологическая политика и экологические  цели   

      Направления 
      Производственная  экологическая   политика  имеет  очень  важное  значение,  так  как  она  показывает  образ  мышления  и  видимости  предприятия   в  сфере  труда  с   экологической ориентацией.  Отправной   точкой  для  экологической   политики  служат  оформленные   в письменном  виде  направления,  согласованные  с  сотрудниками.  Для  предприятия  это означает  определение  типовых  условий   экологической  политики,  гарантирующие  руководство предприятием с   экологической ориентацией и  ведение экономически хозяйственной   деятельности  с  экологической   ориентацией  в  смысле  меньшего  потребления  энергии  и   материалов,  а  также  резкого   уменьшения  экологических воздействий,  являющихся  обязательными для  всех сотрудников. Для успеха  экологической политики важно,  чтобы она воспринималась реально  и достоверно как внутри предприятия,  так  и  за  его  пределами.  С  другой  стороны  экологическая   политика  должна  оказать эффективную  помощь для действий и принятия  решений. 
    Далее  экологическая  политика  должна  содействовать  доверию  к  страхованию  и поставщикам  и  упрощать  сотрудничество  с учреждениями.  Экологическая  политика помогает  улучшению  имиджа  предприятия  перед  общественностью  и  создает  преимущества на конкурсах.  
     
    Экологические цели
     
    Из  вышеизложенных  направлений  выводятся  реализуемые  экологические  цели,  которые усваиваются всеми сотрудниками предприятия и становятся основой  их действий.
    Для предприятия важны, кроме прочих , следующие экологические цели:
     
    -  соблюдение всех обязательных  экологических нормативов,
    -  расширение  конкурентоспособности   путем  использования  преимущества  экологически чистой работы,
    -  проекты с экологической ориентацией  и в интересах клиентов на  высоком качественном уровне  и выгодным ценам, 
    -  содействие  непрерывному  процессу  улучшения  путем  руководства   предприятием   и создания структур  на основе социальных и экологических  интересов, 
    -  формирование  экологического  сознания  у  всех  сотрудников  и   их  активное  участие  в  процессах защиты окружающей  среды, 
    -  одинаковая значимость экологических  аспектов, экономических и социальных  вопросов, 
    -  использование  строительных  материалов,  невредных  для   экологии  и  технологии  в  стадии проектирования,
    -  использование оставшихся материалов  в следующем производственном  цикле 
    -  переработка и экологически правильная  утилизация отходов. 
     
    Цели  предприятия,  а  также  меры  для  достижения  этих  целей,  должны  быть  описаны  в экологической  программе  по мере  возможности  конкретно. Например,  следует  установить связь между количественными  данными об используемых материалах и энергопотреблении, к которым  стремится предприятие с указанием  сроков.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Экологический менеджмент в Казахстане. 

    Каждое  государство проявляет заботу о  сохранении и экономном использовании  и воспроизводстве природных  ресурсов станы, работает над разрешением  противоречия между потребностями  общества и возможностями природы, занимается экологическим образованием и воспитанием своих граждан. Правительство стран выступают  как представители народа или  агенты по управлению охраной природной  среды.
    В РК вопросами управления охраны природной  среды занимаются государственные, законодательные, исполнительные и  судебные ветви власти, объединения  граждан, международные и другие общественные организации.
    Схема. Государственное управление охраны природной среды в Казахстане.
    
    
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Конституцией  Казахстана законодательные функции  по вопросам охраны природы возложены  на Парламент республики, который  осуществляет право собственности  на землю и ее недра, леса, воды, растительный и животный мир и другие природные  ресурсы, разрабатывает и совершенствует законодательство об охране окружающей природной среды и отдельных  частей биосферы, определяет государственную  экологическую политику и международное  сотрудничество в области использования  ресурсов и охраны окружающей среды, осуществляет контроль за исполнением  природоохранительного законодательства.
    В РК приняты следующие законы и  кодексы (своды законов) по основным вопросам природопользования, сохранения и воспроизводства, а также охраны природы.
    Так, в 1980 г –Закон об охране атмосферного воздуха,
    В 1990 г – Земельный Кодекс,
    В 1991 г – Закон о земельной  реформе,
    В 1991 г – Закон об охране окружающей природной среды,
    В 1992 г – Закон об охране здоровья народа,
    В 1992 г – Кодекс о недрах и переработке  минерального сырья,
    В 1993 г – Лесной, водный, кодексы  и закон об охране, использовании  и воспроизводстве животного  мира.
    Президентом  Назарбаевым  Н.А.  в  1997  году  был  предложен   основополагающий документ  по  фундаментальному  преобразованию  всех  сторон  жизни  казахстанского общества ?Казахстан 2030  Процветание,  безопасность  и  улучшение  благосостояния  всех казахстанцев.  Послание  Президента  страны  народу  Казахстана?.  В  развитие  этого документа, Указом Президента РК от 28 января 1998 г. №3934, утверждена Стратегия 2030 "Экология  и  природные  ресурсы",  целью  которой  является  достижение  гармонизации взаимодействия  общества  и  окружающей  среды,  а  также  создание  экологически благоприятной  среды  обитания.  Стратегия  включает  четыре  основных  приоритетных направления: 
    создание  экологически безопасной окружающей среды, 
    сбалансированное  использование природных ресурсов, 
    сохранение  разнообразия животного и растительного  мира, 
    экологическое просвещение. 
    Стратегия предусматривает четыре этапа достижения целей до 2030 г.
    В  ходе  реализации  первого  этапа (1998 - 2000  гг.)  предусматривалось  достичь снижения темпов ухудшения  состояния окружающей среды путем  создания эффективной системы  управления  природопользованием  и  охраной  окружающей  среды,  основ  для  сбалансированного  использования  природных  ресурсов  и  системы  экологического просвещения граждан  Казахстана. 
    4 декабря 2001 года Указом №735 Президент  утвердил Стратегический план  развития Республики Казахстан  до 2010 года. Целью этой Стратегии  на указанный период в области  охраны  окружающей  среды   и  природных  ресурсов  является  стабилизация  качества окружающей  среды. 
    Для достижения данной цели на ближайшие  десять лет в области охраны окружающей среды и природных ресурсов выдвигаются  следующие 5 стратегических задач:
    1.  сократить дефицит водных ресурсов, повысить уровень водоснабжения; 
    2.  совершенствовать  действующее   законодательство  и  развивать   международное 
    сотрудничество;
    3.  оптимизировать систему природопользования  и охраны окружающей среды; 
    4.  повысить уровень использования  отходов; 
    5.  обеспечить экологическое просвещение. 
    Стратегия действий по первой задаче предполагает:
    •  разработку  механизмов  рационального  использования  трансграничных  вод  на многосторонней  основе  с  определением  жестких  механизмов  реализации, предполагающих четкие меры и санкции по их решению;
    •  поиск комплексных компромиссных  решений проблем использования  трансграничных вод;
    •  усиление  водохозяйственными  органами  сотрудничества  по  эффективному управлению водами трансграничных рек;
    •  разработка  мероприятий  по  улучшению  питьевого  водоснабжения  за  счет интенсификации  использования  всех  видов  водных  ресурсов,  прежде  всего подземных водоисточников как наиболее защищенных от загрязнения;
    •  создание  единой  системы  государственного  мониторинга  качества  питьевой  воды.
    Осуществление  планирования  инвестиционной  политики  государства  в  сфере обеспечения  населения питьевой водой;
    •  проведение  мероприятий  по  водосбережению,  ограничению  темпов  и  объемов  развития  водоемких  производств  в  остродефицитных  бассейнах  рек,  пересмотр структуры посевных площадей; 
    •  проведение  мероприятий  по  регулированию  и  межрегиональному  распределению  речного стока; 
    •  проведение мероприятий по увеличению использования подземных вод;
    •  переход,  согласно  программам  разгосударствления,  к  экономическим  методам управления отраслью.
     
    Стратегия действий по второй задаче включает:
    •  участие  в  формировании  глобальных  и  региональных  систем  охраны  окружающей среды  на  основе  неуклонного  соблюдения  международных  и  региональных документов;
    •  выработка  качественно  новых  подходов  к  изучению  обязательств  международных соглашений,  обеспечивающий разумность и  осмысленность  действий  при определении  целесообразности  их  подписания,  и  установка  контроля  со  стороны государства  за полученными средствами;
    •  решение  проблемы  обеспечения  общего  и  эффективного  управления  процессом международного  сотрудничества,  а  также  проектами  внешнего  и  смешанного финансирования;
    •  создание  устойчивых  механизмов  сотрудничества  с  государствами  Центральной Азии  в  области  выработки  региональной  экологической  политики  для  решения трансграничных экологических проблем;
    •  обеспечение  совершенствования  природно-ресурсного  и  иного  законодательства  в соответствии с принятыми международными конвенциями;
    •  на  основе  мирового  опыта  разработка  системы  внедрения  экологического страхования и внебюджетных экологических фондов. 
    Стратегия действий по третьей задаче включает:
    •  разработка  единой  автоматизированной  информационной  системы  мониторинга  окружающей среды и природных  ресурсов;
    •  осуществление  экологического  районирования  территории  страны.  Определение экологически  допустимых  пределов  изъятия  природных  ресурсов  и  ограничения загрязнения  окружающей  среды. Разработка  критериев  оценки  и  сравнения  различных  территорий;
    •  создание  автоматической  базы  данных  и  системы  ведения  государственных  кадастров природных  ресурсов;
    •  увеличение  бюджетного  финансирования  геологического  изучения  недр,  напрвляя средства из налоговых поступлений  от недропользователей и роялти;
    •  внедрение  эффективных  методов  и  технологии  прогноза,  поисков  и  разведки месторождений  полезных  ископаемых.  Создание  научных  основ  выявления  новых конкурентноспособных месторождений;
    •  в  целях  сохранения  биоразнообразия  в  регионе  Каспия  изучить  состояние  водных  и биологических  ресурсов,  определить  источники  загрязнения  окружающей  среды  и причины сокращения биоразнообразия, провести экологическое зонирование  заповедной  зоны.  В  береговой  части  и  на  море  на  постоянной  основе  осуществить  мониторинг  и анализ качества воды и биологических  ресурсов;
    •  развивать  систему  гидрометеорологического  обеспечения  хозяйственного  комплекса  республики  с  созданием  эффективной  системы  обработки  данных  и  выдачи гидрометеорологических прогнозов;
    •  разработка  программы  развития  и  размещения  особоохраняемых  природных территорий, развитие маршрутов  экологического туризма;
    •  установление жестких  норм  и  стандартов  на  деятельность  хозяйствующих  субъектов  с целью  внедрения инноваций и рационального  использования природных ресурсов.
    Стратегия действий по четвертой задаче включает:
    •  переход  на  устойчивые  системы  сельскохозяйственного  производства,  основанные  на органическом  или  экологическом  земледелии  с  постоянным  воспроизводством плодородия земель, с увеличением количества и качества органического вещества почв, на фоне удовлетворительного  мелиоративного состояния агросистем; 
    •  осуществление  мониторинга  отходов  производства  и  потребления,  оценивание воздействия захоронений  вредных отходов на окружающую среду;
    •  активное  внедрение  ресурсо-  и  энергосберегающих  технологий,  стимулирование деятельности по переработке  и использованию отходов;
     
    Стратегия действий по пятой задаче включает:
    •  уделять  большое  внимание  пропаганде  и  просвещению  общества  в  области экологии и рационального  использования природных ресурсов;
    •  расширить  информационно-пропагандистскую  работу  средств  массовой информации:
    •  формирование системы экологического образования. Разработка и издание  учебной литературы.  Создание  системы  подготовки  и  повышения  квалификации специалистов-экологов;
    •  создание нормативно-правовой базы экологического образования и воспитания;
    •  усиление  взаимодействия  неправительственных  организаций  и  государственных  органов в области охраны окружающей среды;
    •  создание условий для развития общественных экологических движений, ассоциаций, групп.
    Все  реализуемые  государственные  экологические  программы  в  Республике  Казахстан  будут  согласованы  в  краткие  сроки  с  указанными  задачами,  а  вновь  разрабатываемые -учитывать  их. 
    Правительством  республики возложены обязанности  по охране отдельных частей биосферы на министерства и государственные  комитеты.
    Министерство  науки и высшего образования, Национальная Академия Наук руководит  вопросами внедрения в производство передовой техники и технологий в области природопользования, сохранения и воспроизводства, а также защиты природных ресурсов.
    Министерство  экологии и биоресурсов пользуется правом подведомственного управления и контроля за деятельностью министерств  и ведомств, предприятий и организаций  в области охраны окружающей среды  и т.д. Министерство геологии и охраны недр отвечает за охрану минерально-сырьевых ресурсов, регулирует использование  и охрану подземных вод.
    Комитет здравоохранения осуществляет ведомственный  контроль за состоянием природной среды  с точки зрения охраны здоровья граждан.
    Министерство  сельского хозяйства осуществляет ведомственный контроль за соблюдением  Земельного Кодекса, использованием химических средств защиты растений и минеральных  удобрений.
    Министерство  внутренних дел ведет надзор за соблюдением  правил охраны атмосферного воздуха  и водных источников транспортными  средствами и землеройной техникой.
    Комитет по водному хозяйству контролирует соблюдение требований Водного Кодекса, отвечает за состояние охраны водные ресурсов от загрязнения, засорения  и истощения.
    Комитет по гидрометеорологии обеспечивает охрану атмосферного воздуха от загрязнения, проводит физическое наблюдение за состоянием воздуха, водоемов и поверхности  почвы.
    Высший  надзор за точностью и единообразным, а также неуклонным соблюдением  правоохранительного законодательства всеми министрами, ведомствами, предприятиями  и организациями, контролирующими  органами, должностными лицами  и  гражданами возложен на Генерального прокурора РК и подчиненных ему  территориальных и природоохранных  прокуроров.
    Закон об окружающей природной среде устанавливает  дисциплинарную, материальную, административную и у головную ответственность  за нарушение природоохранительного  законодательства,, причинения вреда  окружающей среде либо создание реальной угрозы его причинения.
    Привлечение к ответственности не освобождает  виновных от возмещения причиненного вреда окружающей среде.
      Важнейшим элементом современного этапа развития является создание условий, позволяющих с максимальной эффективностью использовать природные богатства страны в интересах ее процветания. Исследования показали, что возможность вовлечения ресурсов в хозяйственную деятельность всегда имела значительное число ограничений. При этом степень доступности сырья, наличие необходимой новейшей техники и энергообеспеченности будут выступать важнейшими факторами ресурсосберегающего направления. Однако в условиях рыночной экономики большое значение отводится конечным результатам производства, усугубляется тенденция взаимозаменяемости всех элементов производственных процессов.
    Для создания принципиально новых эколого-экономических  проектов и программ в различных сферах деятельности необходима разработка концепции экологизации экономического развития Казахстана. Центральным вопросом при этом является определение потребного количества природных ресурсов. Сейчас нет ни строгого научного обоснования, ни четкого критерия, в каких размерах и с какой интенсивностью осваивать эти ресурсы. Имеющиеся программы ориентируют экономику на увеличение или сохранение ресурсопотребления в природной среде.
    Для Казахстана и его регионов рациональное ресурсосбережение - самый эффективный и единственно возможный путь обеспечения конкурентоспособности экономики. В его основе должна лежать глубоко продуманная политика, определяющая целесообразность того или иного направления расходования ресурсов. В рамках данного исследования не представляется возможным рассмотреть все направления ресурсосбережения, поэтому внимание уделяется использованию сырьевых ресурсов.
    В недрах Казахстана сосредоточены богатейшие запасы разнообразных полезных ископаемых. Однако, до настоящего времени природные ресурсы используются во многих случаях расточительно, наблюдается бесхозяйственное отношение к природе.
    Следует отметить, что вовлечение не возобновляемых сырьевых ресурсов в народнохозяйственный оборот неизбежно связано с интенсивным загрязнением окружающей среды, что приводит к нарушению экологического равновесия и тем самым наносит огромный экономический ущерб.
    Успешное  решение задач, направленных на ресурсосбережение  и охрану окружающей среды в рыночных условиях хозяйствования, предполагает совершенствование механизма природопользования. Важнейшим средством достижения указанной цели является создание эффективной системы управления эколого-экономическими процессами.
    Социально-ориентированные  рыночные отношения сопровождаются переходом к иным приоритетам: от политических к экономическим и, главным образом, к социальным и экологическим. В последние годы происходит активный процесс переосмысления и изменения ценностей в общественном сознании.
    В результате этого возрастает значимость экологических проблем, так как сохранение окружающей природной среды становится одним из важнейших факторов повышения качества жизни населения. При этом особое внимание обращается на обеспечение благоприятной экологической обстановки в регионах с высокой концентрацией добывающей и, особенно, нефтегазодобывающей промышленности.
    Поэтому при освоении нефтегазовых -ресурсов необходимо учитывать не просто экономическую  эффективность, а эколого-экономическую. Следует отметить, что оценка экологических последствий стала в последнее время обязательной составляющей при обосновании проектов. Однако разработанность применяемой системы показателей и критериев природоохранных мероприятий является недостаточной. В большинстве случаев отсутствует широкая региональная увязка проекта и учет взаимосвязей экологических систем разного уровня с социально-экономическими, политическими и иными факторами.
    Таким образом, экологические проблемы целесообразно  решать в комплексе, чтобы предусмотреть не только получаемые эффекты, но и возможные отрицательные последствия. Важным направлением в обеспечении экономической самостоятельности и сбалансированности развития нефтегазовой промышленности Казахстана является наиболее эффективное использование минеральных ресурсов с учетом охраны окружающей среды.
    По  вопросам рационального использования  отдельных видов ресурсов проводились исследования в отраслевом аспекте, где предлагались различные подходы к определению экономической эффективности их вовлечения в народнохозяйственный оборот.
    Отдельные проблемы в связи с решением вопросов экологии нефтепромышленности в рыночных условиях освещены в работах Т. А. Ашимбаева, А.К.Кошанова У.Б.Баймуратова, Н.К.Мамырова итд.
    Более основательно разработаны вопросы, связанные с экономикой минерального сырья, формирующие теоретическую основу экономической системы недропользования. Они изложены в трудах ученых-экономистов дальнего и ближнего зарубежья: А.С.Астахова, К.Г.Гофмана, П.Г.Олдака, А.А.Минца, Г.Одума, А.А.Голуба. Из отечественных авторов необходимо отметить труды А.А.Алимбаева, З.К.Каргажанова, Р.К.Ниязбековой, О.И.Егорова, МСТонкопия, С.Р.Ердавлетова и др.
        Для достижения поставленной цели были выдвинуты  следующие задачи:
    -установление  взаимосвязи проблем экологии  и рационального использования сырьевых ресурсов;
    -установление  основных принципов и критериев  эффективного использования нефтегазовых ресурсов;
    -анализ  эколого-экономических последствий  ущербов;
    -рассмотрение  роли и функции различных видов  платежей за недропользование применительно к рыночным отношениям;
    -определение  степени влияния на окружающую  среду добычи и переработки нефти
    -формирование  системы эффективного управления  эколого-экономическим процессом и экономического стимулирования освоения нефтегазовых ресурсов;
    Объектом  работы является нефтегазовый комплекс Республики Казахстан, где интенсивно идут процессы освоения минеральных ресурсов и проявляются негативные экологические и связанные с ними социально- экономические последствия сформировавшегося экстенсивного типа природопользования.
    Основой явились положения экономической теории по рациональному использованию и экономической оценке природных ресурсов, труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по исследуемой проблеме, опыт зарубежных стран по вопросам рационального природопользования и совершенствования эколого-экономического механизма недропользования, Кодексы, Законы, Указы Президента РК, Постановления Правительства РК, определяющие основные направления рационального использования природных ресурсов и платного природопользования, а также технико-экономические данные деятельности нефтегазовых компаний, нормативно-методические разработки, статистические данные, информация управленческих учреждений, научно-исследовательских организаций, связанных с природопользованием в РК. 

Метод сертификации 
     
    Эксперт по экологии с лицензией проверяет  соответствие СЭМ предприятия с ISO14001.
    Эксперт является независымым  лицом или  организацией.
    В принципе проводится проверка прииемлимости  и достоверности данных и информации по всем важным экологическим вопросам предприятия. 
    Сюда  входят в т.ч.: 
    •  определена ли экологическая политика в соответствии с нормативами ISO14001,
    •  удовлетворяет  ли  экологическая  проверка  или  внутренние  аудиты  в  техническом отношении,
    •   затронуты ли все важные экологические  вопросы в экологической программе / целевых установках,
    •  выполняет ли все требования ISO14001.
    В  случае,  если  во  время  проверки  обнаруживаются  недостатки,  экологический  эксперт докладывает об этом вместе с необходимыми изменениями руководству  предприятия.
    Сертификация  является действительной после того, как будут устранены эти недостатки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Способы реализации экологического менеджмента в  нефтегазовых проектах
    Для того чтобы обеспечить качественный менеджмент в сфере экологии, необходимо определить стратегию взаимодействия проекта с окружающей средой при  строгом ее соответствии требованиям  экологического законодательства. Наиболее оптимальным здесь является взаимодействие с экосистемой в пределах се динамических изменений и их учет при развитии бизнес-системы. При составлении  нефтегазовых проектов необходима детальная  ландшафтно-экосистемная экспертиза, отражающая динамику как самого проекта, так и той части геосистемы, на которую он будет воздействовать.
    Менеджмент  может осуществляться:
    - специалистом в области экологии;
    - отделами или структурными подразделениями,  отвечающими за экологическую  безопасность;
    - при помощи аутсорсинга. 
    Менеджер  в области экологии должен тесно  взаимодействовать не только с государственными органами контроля и надзора, научно-исследовательскими институтами и их подразделениями, общественными экологическими организациями, но и со СМИ в целях формирования у общественности позитивного отношения  к деятельности предприятия в  области экологии. При этом целесообразно  проведение проблемных семинаров как  по деятельности самого предприятия, так  и по использованию инновации  в данной области. Следует также  создать инновационно-проектные  группы по решению проблем, возникающих  в сфере экологии.
    Экологический менеджмент должен включать в себя разработку проектов с минимальным  воздействием на окружающую среду и  учетом ее динамики, а также стратегических планов по предупреждению и ликвидации возможных аварийных ситуаций. При  этом необходимо использовать методологию  риск-менеджмента и страховую  защиту.
    Таким образом, на предприятии должна быть создана целостная система экологического менеджмента, взаимодействующая с  различными внешними организациями  и позволяющая не только снизить  воздействие на окружающую среду  при обычной хозяйственной деятельности, но и свести к минимуму риск аварий и возможный ущерб от них.
    Создать подобную систему могут не только крупные промышленные предприятия, но и компании, представляющие средний  и мелкий бизнес, - при помощи аутсорсинга.
    Экологическая безопасность и мониторинг состояния  окружающей среды являются венчурными видами деятельности, следовательно, необходимо постоянно развивать созданные  на вашем предприятии системы  управления в экологии, например использование EMS-технологий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.