На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Система расходов консолидированного бюджета РФ: их состав, структура и функциональная роль

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию 

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»
Калужский филиал 

Кафедра «Экономика и организация производства»
СЭ2-КФ 
 
 
 
 
 

Курсовая работа
по курсу: 

«Финансы и кредит» 

на тему:  

«Система расходов консолидированного бюджета РФ: их состав, структура и функциональная роль» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы ОПД-32
Гришачёв Н.В. 

Проверил: доцент Красавина М.Ю. 
 
 
 
 
 
 
 

Калуга, 2009 
 

Введение            3
Глава 1. Экономическое содержание расходов консолидированного
бюджета РФ           5
      1.1. Экономическая сущность категории «расходы государственного бюджета»            5
      1.2. Классификация расходов государственного бюджета РФ  7
      1.3. Структура расходов консолидированного бюджета РФ  10
Глава 2. Анализ механизма функционирования расходов консолидированного бюджета РФ       14
      2.1. Структура и характеристика расходов консолидированного бюджета РФ           14
      2.2. Принципы закрепления расходных полномочий по уровням бюджетной системы          18
Глава 3. Анализ состояния консолидированного бюджета за 9 месяцев
2009 года и предложения по совершенствованию и рационализации
расходов консолидированного бюджета       22
      3.1. Анализ состояния консолидированного бюджета
за 9 месяцев 2009 года и предложения по совершенствованию
и рационализации расходов консолидированного бюджета      22 

Заключение           24
Список литературы          26 

Введение 

    КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Консолидированный бюджет не утверждается каким-либо законодательным (представительным) органом власти, поэтому не является юридическим документом, однако имеет широкое применение в процессе планирования и анализа основных показателей и пропорций бюджетной системы,  позволяет получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, служит для аналитических и статистических целей.
    Например, удельный вес консолидированного бюджета РФ в валовом внутреннем продукте дает представление о масштабах бюджетного перераспределения; структура доходов и расходов свидетельствует об основных источниках и субъектах формирования доходной базы бюджетной системы; приоритетных направлениях государственных расходов и т. д.
      Расходы  бюджета  являются  одной  из важнейших характеристик  бюджета. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода; осуществляется вмешательство государства в хозяйственные процессы, реализация экономической и социальной политики государства.
     Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по различным направлениям. Экономическая сущность расходов государственного бюджета проявляется в том, что они служат активным инструментом экономической политики. С их помощью государство воздействует на перераспределительные процессы, рост национального дохода, структурное регулирование экономики, развитие отдельных отраслей и секторов хозяйства, повышение конкурентоспособности национальной экономики.
       Социальная сущность расходов отражается в том, что через них  государство осуществляет политику социального маневрирования, обеспечивает воспроизводство рабочей силы. Следовательно, расходы бюджета обеспечивают государству осуществление его главных функций и задач.
       Структура расходов бюджета, их содержание формируются под воздействием множества факторов. Важнейшими из них выступают: уровень социально-экономического развития страны; административно-территориальное устройство государства; конкретная экономическая и социальная ситуация; формы предоставления бюджетных средств. Существенное влияние оказывает финансовая политика правительства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намечаемых задач.
     Цель - раскрыть экономическое содержание расходов консолидированного бюджета РФ, показать значение их классификации, определенной Бюджетным Кодексом РФ.
      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие 
задачи:

      1. Раскрыть   экономическую   сущность    категории    «расходы государственного бюджета»;
     2. Охарактеризовать   существующие   подходы   к  классификации бюджетных расходов;
    3. Описать структуру расходов консолидированного бюджета РФ;
     4. Выделить  принципы  закрепления  расходных  полномочий  в бюджетной системе РФ;
      5. Охарактеризовать динамику и структурные изменения в структуре консолидированного бюджета РФ за последние 3 года.
     Тема - расходы консолидированного бюджета - остается весьма актуальной. В экономической литературе и прессе эта проблема освещается довольно подробно.
 

     
Глава 1. Экономическое содержание расходов консолидированного бюджета РФ
1.1. Экономическая сущность категории «расходы государственного бюджета» 

      Государственный бюджет как экономическая категория характеризует  совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства.
     Государственный бюджет - это центральное звено финансовой системы, в любом государстве он включает одно и то же: налоги, займы, расходы и т.д. Сущность этих категорий не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Сегодня бюджет необходим каждому государству для удовлетворения общественных потребностей в денежном фонде.
      Иное определение бюджета закреплено в статье 6 Бюджетного кодекса РФ. В нем бюджет понимается как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
     Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.1
       Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую   природу   и   общественное   назначение   каждого   вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Активная роль государства в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государства порождает такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею.
      Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов государственного бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.
     Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды.
 

     
 1.2.  Классификация расходов государственного бюджета
      Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве  видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.
       Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической  жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:
      - расходы на содержание и развитие материального производства (расходы  на расширенное  воспроизводство  и реконструкцию,  новые технологии и т.п.);
       - расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
     - расходы  на создание  государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).
       С помощью этих расходов государство получает инструменты   регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.
      В   соответствии   с   общественным   назначением   (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые   государством  функции  -  экономическую,   социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на, четыре большие группы:
    расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
    расходы на социально-культурные нужды;
    военные расходы;
    расходы на управление.
      Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно  установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.
      Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:
      - в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;
 

      
      - в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.
       Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы - затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.
       Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета  используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).
      Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.)
 

       
 

       1.3 Структура расходов консолидированного бюджета РФ 

  Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.
      Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных  образований. Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде следующей схемы:  
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.1 Схема консолидированного бюджета субъекта РФ 

     1. Классификация видов расходов консолидированного бюджета образует уровень функциональной классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям. Эта классификация отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и его полномочных   представителей, Совета
Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных  исследований.
       Согласно функциональной классификации система бюджетных расходов формируется в зависимости от характера функций, возложенных на органы власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов консолидированного бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, средств на выполнение функций государства и др. Каждый из блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Второй уровень классификации - подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области. Классификация целевых статей расходов консолидированного бюджета образует третий уровень функциональной классификации и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует  направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов.
      Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих  формах:
    ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
    средства  на  оплату  товаров,  работ  и  услуг,  выполняемых  физическими   и   юридическими   лицами   по   государственным   или муниципальным контрактам;
     - трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных   выплат,   установленных   законодательством   Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;
      -  ассигнования   на   осуществление   отдельных   государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
    ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в  результате  решений,   принятых  органами  государственной  власти, приводящих   к   увеличению   бюджетных   расходов   или   уменьшению бюджетных доходов;
    бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые  кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
 
    субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;
    инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых 
    юридических лиц;

    бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других 
    уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

    кредиты иностранным государствам;
    средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том 
    числе государственных или муниципальных гарантий.

     2. Экономическая классификация расходов консолидированного бюджета является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию.
Классификация включает следующие разделы:
    текущие расходы;
    капитальные расходы;
    капитальный ремонт;
    приобретение земли;
    предоставление кредитов.
     

    В свою очередь подразделы включают виды расходов, подразделяемые на статьи затрат.
     Текущие расходы бюджетов - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Эти расходы является преобладающей частью расходов во всех звеньях консолидированного бюджета.
      Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. В качестве капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.
      Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются  преобладающей частью.
     3. Ведомственная классификация показывает конкретных получателей бюджетных расходов. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. Перечень главных распорядителей средств бюджетов утверждается федеральным законом, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местных самоуправлений. В Федеральном законе "О бюджетной классификации Российской Федерации" в перечне прямых получателей средств из Федерального бюджета более 160 получателей.
 

     
Глава 2. Анализ механизма функционирования расходов консолидированного бюджета РФ.
2.1. Структура и характеристика расходов консолидированного бюджета РФ.

Рис.2. Структура консолидированного бюджета. 

       По данным Федерального казначейства (Казначейства России) ежегодно составляется отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ. Изменения доходной и расходной части консолидированного бюджета за последние три года - 2006, 2007 и 2008 год можно увидеть в представленной диаграмме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.3. Анализ консолидированного бюджета
, трлн. руб. 
 

     Анализируя финансовое обеспечение направлений расходов консолидированного бюджета можно отметить: происходит увеличение удельного веса всех статей расходов. 

     Госкомстат.
     отметить: произошло заметное сокращение удельного веса расходов на жилищно-коммунальное хозяйство: с 2002 г. снижение составило 4,2 п.п. (процентных пункта). Кроме того, сократилась доля расходов на международную деятельность, на средства массовой информации, развитие рыночной инфраструктуры и прочие расходы, производимые в основном на уровне региональных и местных бюджетов. 

     
Расходы консолидированного бюджета, в трлн.руб.
  Наименование показателя 2006 2007 2008
1 4 5 6
Расходы бюджета - ИТОГО 83,75 113,79 141,57
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ 8,27 11,71 12,91
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА 6,83 8,34 10,44
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 7,14 8,64 10,92
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 9,49 15,58 22,59
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 6,32 11,02 11,53
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 0,23 0,26 0,31
ОБРАЗОВАНИЕ 10,36 13,43 16,64
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 1,89 2,46 3,11
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ 9,62 13,82 15,46
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 23,59 28,52 37,66
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ 0,0002 0,000002 0,00001
 
     Значительный рост расходов за последние три года наблюдался по следующим укрупненным расходным статьям: деятельность и судебная власть (1,8 п.п.), при этом основной вклад в указанный рост внесли расходы на правоохранительную деятельность.национальная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальная политика. государственное управление (1,2 п.п.).Расходы на национальную экономику связаны с мировым финансовым кризисом. Государство вкладывает средства в разработку программ по стабилизации экономики. Государственная реформа жилищно-коммунального хозяйства требует существенных расходов. Одна из основных линий внутренней политики государства направлена на развитие физкультуры и спорта, выведение российского здравоохранения на мировой уровень, поддержка государственных программ.
     образование, здравоохранение, культуру, искусство и социальную политику, также продемонстрировала рост на 3,7 п.п. Основной вклад внесло увеличение расходов на образование и социальную политику.
 

     
       фундаментальную науку на протяжении рассматриваемого периода практически сохранялись на уровне 23-24% от общих непроцентных расходов консолидированного бюджета. Однако существенный рост продемонстрировали расходы на промышленность, энергетику и строительство (6,6 п.п.). Одной из причин этого роста стал перенос расходов на капитальное строительство объектов образования и здравоохранения из соответствующих социальных статей в статью расходов на промышленность, энергетику и строительство в 2005 г. Соответственно в этом году наблюдался некоторый спад расходов по социальным статьям.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.