Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Анализа финансово хозяйственной и производственной деятельности фирмы

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

 
  Введение_________________________________________________ 5
  Глава  1. Теоритические основы анализа финансово – хозяйственной и производственной деятельности фирмы.
  1.1    Понятие   и    смысл    экономического    анализа    хозяйственной деятельности_________________________________ 11
  1.2  Предмет, объект, задачи и принципы  анализа хозяйственной деятельности______________________________________________ 14
  1.3  Методика комплексного анализа  финансово - хозяйственной деятельности______________________________________________ 18
  1.4     Анализ финансовых ресурсов  фирмы___________________ 20
  1.5   Анализ основных производственных  фондов и нематериальных активов___________________________________________________ 22
  1.6     Анализ оборотных средств____________________________  25
  1.7     Анализ маркетинга___________________________________ 29
  1.8  Анализ    производственной      деятельности   и    себестоимости  производства______________________________________________ 32
  1.9     Анализ финансовых результатов  деятельности фирмы_____ 36
  1.10   Анализ финансового состояния  фирмы__________________ 42
  Выводы__________________________________________________48

  Глава 2. Анализ производственно - финансовой деятельности фирмы ОАО "Автотехснабжение"

   2.1    Характеристика      основной      деятельности      фирмы      ОАО "Автотехснабжение"__________________________________   50

   2.2    Вертикальнвый  и горизонтальный  анализ основных  технико – экономических показателей фирмы_________________________   51                     

  2.3   Анализ финансовых ресурсов  фирмы___________________   53

   2.4    Анализ       основных           производственных       фондов      и
  нематериальных  активов фирмы_____________________________ 54
  2.5    Анализ оборотных активов фирмы______________________  57
  2.6    Анализ маркетинга___________________________________   60
  2.7    Анализ    производственной    деятельности   и    себестоимости  производства_______________________________________________63
  2.8   Анализ  финансовых  результатов   деятельности   фирмы    ОАО  "Автотехснабжение"________________________________________  69
  2.9    Анализ финансового состояния  ОАО "Автотехснабжение"__  72
  Выводы__________________________________________________ 77

Глава 3. Анализ эффективности управления персоналом фирмы

  3.1   Анализ технико – организационного уровня фирмы________   79
  3.2   Анализ трудовых ресурсов фирмы______________________    85
  Выводы_________________________________________________   90
Заключение_______________________________________________  91
Список  использованной литературы__________________________  97          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Введение

 
     В любой сфере человеческой  деятельности ( политической, общественной, социальной, производственной, экологической  и т.д ) невозможно обойтись без анализа полученных результатов. Но особое значение анализ приобрел в экономике, являющейся основой государственной деятельности;  нерешенность  экономических задач      
( внутренних  и внешних ) обрекает на неудачу во всех остальных сферах. Естественно, что успешное развитие экономики зависит, в свою очередь, от состояния всего смежного с ней ( политики, социологии, образования, науки, промышленности, культуры и т.д.) Анализ хозяйственой деятельности как наука представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов и управленческих решений, контролем за их выполнением и оценкой достигнутых результатов.
    Анализ экономической деятельности  и ее конечных результатов  изучается многими науками, такими  как финансовый учет, математика, статистика, информатика и т.д.  Экономический анализ финансово  - производственной деятельности  играет существенную роль в  соответствующих отраслях: в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве,  торговли, транспорте и сфере  услуг.
    Формирование рыночной экономики  обуславливает развитие анализа  в первую очередь на микроуровне – на уровне отдельных предприятий и внутренних структурных подразделений, поскольку эти низовые звенья ( при любой форме собственности ) составляют основу рыночной экономики. Но это не исключает, а скорее, наоборот предполагает и необходимость возможного перехода анализа на новый уровень; отвечающим современным коммерческим отношениям и требованиям рынка.
     Анализ на микроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием, связанной с повседневной финансово – хозяйственной деятельностью фирм, их коллективов, менеджеров, владельцев – собственников. В настоящее время необходимо проводить анализ обоснования и выполнения бизнес – планов, сравнительный анализ маркетинговых предприятий, анализ возможностей производства и сбыта, выяснение внутрених и внешнеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт, анализ составления спроса и предложения, анализ конкретных потребителей и оценки последними качества выпускаемых изделий, анализ затрат труда, анализ конечных финансовых результатов производственной, сбытовой, маркетинговой деятельности ( прибыль, убыток ), анализ коммерческого риска с сказываемым на него влиянием различных факторов. В данной дипломной работе наибольшее внимание будет уделено анализу финансово – производственной деятельности.
     В новых экономических условиях, определяемых рыночными отношениями,  предприятия организуют производство  и сбыт продукции с целью  удовлетворения потребностей рынка  и получения прибыли. Это становится реальным тогда, когда производитель располагает возможностью систематически корректировать свои научно - технические, производственные и сбытовые планы в соответствии с изменениями рыночной коньюнктуры,  маневрировать собственными материальными и интеллектуальными ресурсами.
     Данная возможность основывается  на точных, своевременных и экономически  обоснованных расчетах и анализе  технико -экономических показателей работы фирмы. При проведении расчетов необходимы прикладные и фундаментальные исследования, применение высокоэффективных новых моделей компьютеров. Все это позволит фирме хорошо ориентироваться в ходе и перспективах технико - экономического развития производства, иначе оно может потерпеть крах, безнадежно отстать от конкурентов.
     В настоящее время неизмеримо вырос интерес фирм к подготовке лиц,  умеющих квалифицированно проводить расчеты технико-экономических показателей.
    Поэтому на передовых предприятиях  создаются постоянные подразделения,  которые заняты анализом и  расчетами экономической деятельности. Более того, руководители фирм заботятся о том , чтобы их ближайшими помощниками становились руководители служб маркетинга и главный бухгалтер с новыми, более широкими функциями. Руководство фирмы в условиях рынка начинается с решения вопросов: что производить, сколько, по какой цене продавать? И лишь потом право голоса получают руководители технических служб.
  Конечно,  создать службу анализа, способную  дать достоверные расчеты технико - экономических показателей работы предприятия, непросто - в России, в настоящее время мало квалифицированных специалистов занимающихся этими вопросами.  
   Финансовое состояние фирмы необходимо  анализировать с позиций и  краткосрочной и долгосрочной  перспектив, так как критерии  его оценки могут быть различны, состояние финансов организации  характеризуется размещением его  средств и источников их формирования, анализ финансового состояния  проводится с целью установить, насколько эффективно используются  финансовые ресурсы, находящиеся  в распоряжении предприятия. Финансовую  эффективность работы организации  отражают: обеспеченность собственными  оборотными средствами и их  сохранность, состояние нормируемых  запасов товарно – материальных ценностей, состояние и динамика кредиторской и дебиторской задолженности, оборачиваемость финансовых средств, материальное обеспечение банковских кредитов, ликвидность, платежеспособность. Устойчивое финансовое положение фирмы зависит прежде всего от улучшения таких качественных показателей, как – производительность труда, рентабельность производства, фондоотдача и выполнение плана производства. Поэтому анализ финансового состояния производится на завершающей стадии анализа финансово – производственной деятельности. В то же время финансовые затруднения фирм, отсутствие средств для своевременных расчетов могут повлиять на стабильность поставок, нарушить ритм материально - технического снабжения. В связи с этим анализ финансового состояния фимы и анализ других сторон его деятельности должны взаимно дополнять друг друга.
    Финансовое   состояние    может   быть   устойчивым,  неустойчивым ( предкризисным ) и кризисным. Способность фирмы своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность на небходимом уровне в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии. Это важный момент анализа финансового состояния предприятия. От того насколько грамотно он проведен зависит весь прогноз хозяйственной деятельности фирмы как на долгосрочный так и краткосрочный период. Для обеспечения финансовой устойчивости фирма должна обладать гибкой структурой капитала, уметь организовывать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самопроизводства. Для предприятий, занимающихся производственно – сбытовой деятельностью, в малом бизнесе это крайне необходимо. Следовательно финансовая устойчивость субъекта хозяйствования позволяет ему нормально функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвистиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.
   Таким образом, финансовый анализ  играет ключевую роль в производственно  – экономической деятельности  фирмы.
    Важную роль в обеспечении  повышения эффективности производства  играет экономический анализ  производственно-финансовой деятельности  фирмы, являющийся составной частью  экономических методов управления.
    Анализ является базой планирования, средством оценки качества планирования  и выполнения плана. Предметом  экономического анализа является     производственно - финансовая деятельность  организаций.
    Содержанием экономического анализа  является комплексное изучение  производственно - финансовой деятельности  организации с целью объективной  оценки достигнутых результатов  и разработки мероприятий по  дальнейшему повышению эффективности  производства. 
    В дипломной работе раскрываются  некоторые вопросы анализа технико-экономических  показателей деятельности фирмы,  касающиеся плана выпуска продукции, производственного и технологического процесса, эффективности использования материалов, ценовой политики, рентабельности и некоторых других.
    Расчеты дадут возможность получения  более точных представлений и  выводов о технико - экономических показателях деятельности фирмы. В итоге расчетов выявляется результативность той или иной производственной операции и необходимое ресурсное обеспечение.
  В  последующем расчеты будут использованы  для выработки управленческих  решений.
    Целью моей работы является  проведение общего анализа финансовой  и производственной деятельности  конкретного предприятия (в данном случае  ОАО “Автотехснабжение”) за период 2002 – 2003 гг.
    Данная дипломная работа состоит из трех глав.
                                        
 
 
 

    Глава 1.
Теоритические основы анализа финансовой  и     производственной деятельности фирмы 

1.1 Понятие   и   смысл   экономического   анализа хозяйственной деятельности 

    Термин "анализ" в переводе с греческого означает "разложение", "разделение". Следовательно, анализ в узком плане представляет собой разложение изучаемого объекта на составные части с целью изучения их самостоятельного функционирования. Под анализом в широком смысле слова понимается метод научного исследования, способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей. В науке применяются различные виды анализа: физический, статистический,
математический, экономический и др. Экономический  анализ носит в основном прикладной характер.
    В настоящее время следует  различать общетеоритический экономический анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне общественно – экономической формации, на государственном уровне национальной экономики и ее отдельных отраслей ( на макроуровне ), и конкретно – экономический анализ, или анализ хозяйственной деятельности, который применяется для изучения экономики отдельных предприятий. ( на макроуровне ).
    Анализ хозяйственной деятельности  представляет собой :
    систему специальных знаний, связанных с исследованием
тенденций хозяйственного развития фирмы;
    функцию управления, которая обеспечивает эффективность принимаемых решений;
    элемент в системе управления производством, связанный с поиском, изменением и обоснованием величины внутрихозяйстве-
нных резервов.
    История возникновения и развития  анализа хозяйственной деятельности  начинается с Древнего мира. Об  анализе, как разложении целого  на различные элементы писали  еще известные  философы античности : Платон и Аристотель. В конце средних веков с развитием социально – экономических отношений анализ стал важным способом, необходимым для подведения итогов ремесленной и торговой деятельности. С развитием машинного производства анализ получил дальнейшее развитие в трудах            У. Пети, А. Смита, Д. Рикардо. С XIX века анализ стал играть важную роль в экономике многих стран. В ХХ веке экономический анализ получил дальнейшее развитие. В 20-х годах в сферу анализа были включены вопросы оборота капиталав, поскольку они увязывались с практическими требованиями расширения производственной программы при меньших финансовых вложениях. В 30-ые годы достаточно высокая активность отмечалась в области развития анализа хозяйственной деятельности торговых предприятий и организаций, так как торговля в этот период являлась одной из важнейших задач, стоявших перед развитыми странами. В анализе хозяйственной деятельности промышленных предприятий основной задачей стало выявление условий и факторов производственного процесса, влияние финансового положения предприятия на выполнение производственной программы. В связи с этим в центре внимания встала проблема анализа себестоимости.
    В СССР в послевоенные годы  вопросы экономического анализа  получили развитие в работах  таких ученых - экономистов, как     М.И. Баканов, А.Д. Шеремет, С.Б. Барнгольц, В.Ф. Палий и др. В 50-
70-е  годы дальнейшее развитие экономического  анализа проявилось в дифференциации  анализа по отраслям народного  хозяйства, в углубление анализа  деятельности внутренних подраздедлений хозрасчетных предприятий, в разработке методик анализа сводных отчетов, в использовании методологии и методики анализа за пределами нашей страны.
   Большое влияние на развитие  теории экономического анализа  оказали монографии, учебники и  учебные пособия, изданные в  80-х годах ХХ века. К ним можно  отнести следующие : С.Б. Барнгольц    "Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития"; "Теория экономического анализа хозяйственной деятельности" под редакцией А.Д Шеремета;          И.И Каракоз "Теория экономического анализа ".
   Современное состояние экономического  анализа можно охарактеризовать  как основательно разработанную  в теоретическом плане науку.  Ряд методик, созданных российскими  учеными -экономистами, используется в управлении хозяйственной деятельностью на разных уровнях. Вместе с тем наука находится в состоянии развития. Ведутся исследования в области более широкого применения математических методов, ЭВМ, позволяющих оптимизировать управленческие решения. Идет процесс внедрения теоретических достижений отечественной и зарубежной науки в практику.
   Одним из новейших направлений  в развитии теории и практики  анализа хозяйственной деятельности  за рубежом является контроллинг, который определен как концепция информации, управления и регулирования бизнеса. С точки зрения предприятия контроллинг определяют как систему управления процессом достижения конечных целей и результатов деятельности. В зависимости от вида деятельности, размеров предприятия и его управленческой структуры существуют различные подходы к системе организации анализа. Например, на крупных и средних предприятиях руководитель службы контроллинга – это коммерческий директор предприятия, которому подчинены отделы и службы внешнего учета ( производственная и финансовая бухгалтерия, ревизия, страхование, организация производства ) и, зачастую, информационно-вычислительные центры. На небольших предприятиях этим занимается руководитель предприятия или главный менеджер, основная служба  –  это бухгалтерия.
   Основная задача этой службы  заключается в поиске и предложении  идей, позволяющих предприятию повысить  экономическую эффективность хозяйственной  деятельности.
   Экономический анализ сформировался  в результате разделения наук, вызванного их специализацией. В  настоящее время экономический  анализ является самостоятельной  наукой. Но очевидна его связь  и с другими науками: бухгалтерским  учетом, статистикой, математикой,  планированием, менеджментом, маркетингом.  Основным поставщиком информации  для цели экономического анализа  является бухгалтерский ( управленческий, налоговый ) учет и статистика. Помимо получения информации экономический анализ заимствует у статистики некоторые приемы обработки информации (методы корреляции и регрессии, метод группировок, индексный метод).
   Использование математических методов  в экономическом анализе позволяет  формировать модель экономического процесса и изучать функциональные зависимости между отдельными элементами этого процесса. Планирование можно рассматривать как науку, обеспечиваемую и обеспечивающую экономический анализ. Бизнес - план фирмы представляет собой набор показателей, являющихся результатами принятия управленческих решений. А экономический анализ, в свою очередь, является средством обоснования управленческих решений ( основы эффективного менеджмента ).
   Принятие оптимальных решений  невозможно без проведения комплексных  исследований как в рамках предприятия, так и в рамках окружающей его среды, которая является, с одной стороны, поставщиком ресурсов для его деятельности, с другой стороны, потребителем его продукции. Окружающая среда создает также определенные условия для функционирования предприятия. В связи с высшеизложенным экономический анализ является и обеспечивающей базой маркетинга. Выполняя контрольные функции, экономический анализ является методологической основой аудита. 
 

  
1.5 Анализ  основных производственных фондов  и нематериальных активов 

    Основные фонды ( основные средства ) занимают как правило, значительный удельный вес в общей сумме основного капитала фирмы. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят производственные и финансовые результаты деятельности фирмы. В зависимости от степени участия в процеcсе производства различают основные производственные и основные непроизводственные фонды.
   Задачи анализа основных производственных  фондов предприятия являются :
   1.  Выявление   степени   обеспеченности   фирмы   основными
 производственными  фондами в соответствии с производственной  программой.
   2. Изучение степени использования  основных производственных фондов  по обобщающим и частным показателям.  Выявление факторов влияющих  на уровень этих показателей.
  3.  Установление     степени       использования      технологического
( основного ) оборудования.
 Источниками  информации для анализа основных  производственных фондов фирмы  могут служить :
1)  бизнес  – план фирмы;
2)  план  технического развития фирмы;
3)  отчетный  бухгалтерский баланс и приложения  к нему;
4)  специальные  балансы: баланс основных фондов, оборудования.
5)  инвентаризационные  карточки учета основных средств  и  другие
 технические  документы.
  Обеспеченность  фирмы основными производственными  фондами оценивается в соответствии  с производственной программой  фирмы.
    Анализ проводится по каждой  группе основных производственных  фондов. Количество необходимого  оборудования рассчитывается из  численности основных рабочих  и режима работы    ( числа рабочих смен ). Для получения более точного результата анализа рекомендуется учитывать все наличное оборудование, находящиеся на балансе фирмы.
   Основные производственные фонды  представляют один из видов  ресурсов предприятия. Оценка  эфективности их использования основана на применении общей для всех видов ресурсов технологии, которая предполагает расчет и анализ показателей отдачи и емкости.
   Показатели отдачи характеризуют  объем реализации услуг на 1 рубль  ресурсов. Показатели емкости характеризуют  затраты или запасы ресурсов  на 1 рубль объема реализации продукции.
   Важным показателем использования  основных производственых фондов является фондоотдача ( ФО ), фондоемкость ( ФЕ ): 

ФО = V / ОПФ срг ,        ( 1 )         ФЕ = ОПФ срг / V         ( 2 ) 

где V – объем реализации продукции;
ОПФ срг – среднегодовая стоимость основных производственных фондов.
   При определении фондоотдачи  и фондоемкости объем реализации продукции исчисляется в стоимостных, натуральных и условных измерителях. Основные производственные фонды определяются по стоимости, по занимаемой площади и по другим критериям. Существует взаимосвязь фондоотдачи с производительностью труда и фондовооруженностью. 

ФО = ПТ / ФВ,         ( 3 ) 

где ПТ – производительность труда
ФВ –  фондовооруженность труда.
   Для повышения фондоотдачи необходимо, чтобы темпы роста производительности  труда опережали темпы роста  его фондовооружености. При проведении анализа фондоотдачи необходимо изучить динамику основных средств. В динамике структуре основных средств показана обеспеченность фирмой основными средствами на начало и конец отчетного года и темпы изменения показателей.
   Наиболее обобщающим показателем  эффективности использования основных  производственных фондов является  фондорентабельность ( ФР ). 

ФР = П / ОПФ срг = ФО x Р,        ( 4 ) 

где П – прибыль от реализации продукции;
Р – рентабельность услуг.
   Таким образом, уровень фондорентабельности зависит от двух факторов : фондоотдачи и рентабельности услуг.
    Большой интерес представляет  анализ нематериальных активов  фирмы. Анализ нематериальных  активов проводится с целью  определения возможности их эффективного  использования в целях повышения  доходности.
    Нематериальные активы – это  стоимость имущественных прав  на объекты интеллектуальной  собственности, идентифицированных  в виде конкретных объектов  бухгалтерского учета, обеспечивающих  их владельцам доход или иную  пользу | 13, с.65 |  К нематериальным активам относятся патенты, лицензии, торговые марки и товарные знаки, права на пользование природными ресурсами, программные продукты ЭВМ, новые технологии, приносящие выгоду в процессе хозяйственной деятельности. Объектами анализа нематериальных активов являются : объем, структура и динамика, доходность и оборачиваемость нематериальных активов и также степень риска при вложении капитала.
    Для анализа все нематериальные  активы сгуппированы по видам:
    1)  права    на      владения      интеллектуальной     собственностью
( авторские  права, патенты, программы );
    2)  организационные расходы ( патенты, лицензии, товарные знаки
и марки )
    3) деловая репутация фирмы;
    4) прочие нематериальные активы.
     Нематериальные активы могут  быть сформированы за счет  собственных средств фирмы, государственных  субсидий, полученные безвозмездно  от юридических и физических  лиц.
     Срок полезного использования,  как правило зависит от вида нематериальных активов. Наибольший срок полезного использования имеют нематериальные активы, относящиеся к правам на пользование природными объектами. Средний срок полезного использования результатов инноваций составляет в современных условиях 5 – 6 лет.
      Эффективность использования нематериальных  активов оценивается по уровню  дополнительного дохода на 1 рубль  капитала
вложенного  в нематериальные активы ( ДВК нм.а ): 

ДВК нм.а = П / НМА срг.        ( 5 )
где П – прибыль от использования нематериальных активов. 

1.8 Анализ  производственной деятельности  и себестоимости производства 

   Анализ производственной деятельности  имеет важное значение для фирмы. При его проведени нужно провести тщательное планирование производства.
    Под производством понимается  любая деятельность, связанная как  с изготовлением товара, так и  с оказанием услуг | 2, с.112 |.
    Производственная деятельность  фирмы тесно связанна с планированием.  Важным источником планирования  и организации производства  на  предприятии является бизнес  – план и ОПП.
    Бизнес – план содержит планирование  производственных и финансовых  ресурсов, необходимых для эффективной  деятельности фирмы. Бизнес –  план имеет важное значение  для кредиторов и инвесторов, так как указывает им направление  вложения денежных средств в планируемую деятельность.
    Организация оперативного планирования  производства имеет свои особенности  в зависимости от формы собственности,  размера организации, типа производства, характера выпускаемой продукции,  ( выполняемой работы или услуги ) и других факторов. Конкретные вопросы организации производства  обосновывают и решают технологи, организаторы производства, плановики, экономисты. Менеджеры производства стыкуют проблемы, координируют их выполнение  в  виде оперативно – календарных планов, организуют выполнение всего комплекса работ.
    Цель ОКП : выполнение производственной программы по критериям количества, качества, сроков и затрат  | 12, с.113 |.
    Существнным элементом производственного планирования в бизнес – плане является расчет себестоимости производства.
    Под себестоимостью производства  понимаются выраженные в денежных  единицах затраты всех видов  ресурсов, используемые  в процессе  осуществления финансово – хозяйственной деятельности фирмы в целом.
    Основными задачами анализа себестоимости   являются следущие:
    1)  оценка степени выполнения  плана  ( норматива )  производства
  по  себестоимости;
    2)  выявление  причин  отклонения  фактической себестоимости от
 плановой;
    3)  установление динамики показателей  себестоимости;
    4) определение факторов, влияющих  на динамику показателей себестоимости;
    5)  анализ отдельных затрат  в общей себестоимости.
    Источниками информации для анализа  общей себестоимости производства  служат : бухгалтерская отчетность ( форма № 2 ), план оперативного планирования производства и плановые и отчетные калькуляции себестоимости производства.
    Планирование и учет себестоимости  на фирмах ведут по элементам  затрат и калькуляционным статьям  расходов. Группировка затрат необходима  для изучения материалоемкости, энергоемкости,  трудоемкости производства  в целом и выявления возможностей  повышения использования того  или иного ресурса.
    Элементы затрат ( расходов по реализации ) :
    - материальные расходы;
    - расходы на оплату труда;
    - суммы амортизации;
прочие  расходы ( арендная плата, оплата различных  услуг, налоги и страховые платежи, расходы на маркетинг ).
   Расходы по реализации продукции  вместе с прочими расходами  составляют полную себестоимость  производства.
   Соотношение отдельных расходов  в их общей сумме представляет  собой структуру себестоимости  продукции, работ, услуг.
   На структуру себестоимости ( расходов фирмы ) влияют конкретные условия хозяйственной деятельности даной фирмы и различные факторы, к котрорым можно отнести : специфику отрасли, географичекие условия, технико – организационный уровень предприятия и т.д.
   Практичеки во всех фирмах, занимающихся производственно – торговой деятельностью характерен большой удельный вес общехозяйственных расходов. Значительный удельный вес в общей себестоимости производства занимают затраты на материалы, сырье и полуфабрикаты ( запчасти ). Расходы на оплату труда составляют самые большие затраты в общей себестоимости.
  Для  анализа себестоимости производства  используются такие показатели, как общая сумма затрат ( полная себестоимость) и затраты на 1 рубль объема реализации продукции.
  Затраты  на 1 рубль реализации продукции  являются важнейшим показателем  себестоимости услуг, так как  они показывают взаимосвязь между  себестоимостью и объемом реализации  продукции. Они определяются как  отношение общей себестоимости  к объему реализации ( продаж ) продукции.
  
    
 
 
 
 
 
 
 

    На следущем этапе анализа производственной деятельности фирмы необходимо рассмотреть отдельные элементы производственной деятельности производственную структуру фирмы, организацию производственных процессов, рассчитать производственный цикл с учетом типа прозводственного процесса.
    Производственная структура фирмы  – это совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих  подразделений предприятия, обеспечивающих  заданный  план производства. Основными  факторами, определяющими тип,  сложность и иерархичность ( число уровней управления ) производственной структуры фирмы, являются :
    1)   масштаб производства и  объем продаж;
    2)   номенклатура выпускаемой  продукции;
    3)   сложность и уровень унификации  продукции;
    4)   уровень   специализации,   концентрации   и   комбинирования
 производства;
    5)   уровень развития инфраструктуры  региона.
    В зависимости от формы специализации  производственные подразделения  предприятия организуются по  технологическому ( на выполение отдельной операции или вида работ ), предметному ( на изготовление отдельного вида продукции и е составной части ) и смешанному ( предметно – технологическому ) принципам. По технологическому принципу на машиносборочных предприятиях специализируются литейные, кузнечные и сборочные цеха. Технологический принцип облегчает руководство цехом или участком: при черезмерной загрузке одного станка работа может быть передана на любой освободившийся станок. Недостатком этого принципа является то, что при большом разнообразиии продукции получаются частые переходы от одних технологических операций к другим. Это требует дополнительного времени. Технологический принцип применяется в основном в условиях единичного и мелекосерийного, непоточного производства.
    При поточном принципе построения  цехов происходит разделение  участков на поточные линии.  Поточные линии организуют в  виде поточных участков, специализированных  на обработке одного или нескольких  видов изделий. Поточные линии  свойственны массовому производству  | 12, с. 277 |.
    Производственная структура предприятия  оказывает воздействие на  весь  производственный процесс и поэтому  при построении структуры производства  необходимо учитывать тип производственного  процесса.
     Рациональная организация производственного  процесса во времени имеет  целью минимизировать длительность  производственного цикла изготовления  каждой единицы или партии  продукции, обеспечив при этом  наиболее эффективное использование  рабочего времени и всех видов  ресурсов.
    Длительность цикла процесса  производства – это отрезок  времени от его начала до  момента завершения. Исходя из  определения производственного  процесса, технологического процесса  следуют определения производственного  и технологического цикла. 
   Производственный цикл Тп – это длительность выполнения производственного процесса. Технологический цикл Тт – это длительность выполнения технологического процеса. Норма времени на операцию t –  это длительность выполнения операции над единицей продукции  | 6, с. 161|.
   Норма времени на операцию  t i представляет собой суммарное время выполнения переходов операции и прочих действий, связанных с обработкой единицы продукции на рабочем месте. Зависит от продолжительности и числа переходов, степени их перекрытия во времени ( параллельности или одновременности выполнения ), а также степени перекрытия основным временем прочих составляющих затрат времени в расчете на единицу продукции.
    Технологический цикл Тт представляет собой сумму операционных циклов в многооперационном технологическом процессе. Зависит от длительности операционных циклов и числа операций в технологическом процессе, а также от вида движения партии продукции по операциям ( последовательное, параллейно – последовательное или параллейное ). Производственный цикл Тп – это сумма технологических циклов, времени естественных процессов и времени перерывов. Обычно в производственный цикл включаются сумммарные затраты времени на выполнение технологических операций ( заготовительных, обрабатывающих, сборочных, складских, транспортных, контрольных ), время естественных процессов ( по факту их наличия ), время перерывов    ( режим ожидания ).
    Расчет длительности и  производственного  и технологического цикла и  их сравнение друг с другом  поволяет сделать вывод об эффективности производственной деятельности фирмы. 
 
 

                                 Глава 2.
Анализ  производственно - финансовой деятельности фирмы ОАО "Автотехснабжение" 

2.1 Общая  характеристика деятельности фирмы  ОАО "Автотехснабжение" 

    Фирма ОАО "Автотехснабжение" расположена в г. Ставрополе. Фирма действует на рынке Ставропольского края уже 8 лет.
    Основными видами деятельности  являются :
     - производство и продажа запчастей  для отечественных автомобилей;
      -     технический ремонт и обслуживание автомобилей.
    Основным видом деятельности  фирмы является производство, доля  которого составляет 80 % в общем  объеме.
     Основным поставщиком сырья и материалов для фирмы является ЗАО "Московский авторемонтный завод", который поставляет следующие материалы : металлические держатели, сталь, никель, медь, аллюминий, высококачественный пластик, резина.
    Реализацию своей продукции фирма  ОАО "Автотехснабжение" осуществляет через собственные торговые точки, расположенные в Москве и Подмосковье. Среднесписочная численность персонала – 40 человек.
    Фирма ОАО "Автотехснабжение" работает в условиях большой конкуренции; ее основные конкуренты, занимающиеся аналогичной деятельностью следующие : ООО "ДИА - Диск"; Алтуфьевское шоссе 1/ 7 и ОАО "Автотехсбыт"; Боровское шоссе 2/1.
     В данный момент времени фирма  собирается реорганизовать свою  деятельность и заняться автосервисом. Для этого  необходимо  повысить  качество предлагаемой продукции,  пересмотреть производственную  программу, сократить число производственных  работников, привлечь новые кадры  и расширить торговую сеть.
      Рассматриваемой фирме необходимо провести анализ финансово - производственной деятельности, чтобы подвести итоги своей деятельности и определить дальнейшие возможности  развития.
     Анализ производственно - финансовой  деятельности фирмы ОАО "Автотехснабжение" будет проведен за 2 прошедших года                  ( базисный и отчетный ). 

2.4 Анализ  основных производственных фондов  и нематериальных активов фирмы 

   Анализ эффективности использования  основных средств призводства имеет важное значение, поскольку структура, динамика, фондоотдача основных производственных фондов, долгосрочные инвистиции в основные средства – это факторы, оказывающие многоплановое влияние на деятельность предприятия. 

 Структура и динамика основных производственных фондов
                                                                                                    Таблица 5.
Показатели На начало 2002 г  тыс. руб
На конец   2003 г тыс.руб
Абсолютный   прирост
  тыс.  руб
  Относительный    прирост  %
Здания   и  сооружения
 
    800
 
   785
 
    - 15
 
       - 1,8  %
Машины  и оборудование
 
    243
 
   370
 
   + 127
          52,2 %
Транспортные  средства  
      70
     123
 
   + 53
 
        75,7 %
Прочие  основные средства  
      40
 
   172
 
   + 132
 
        330 %
Итого    1153   1450    + 297          25,7 %
              
   Как видно из таблицы 5, за анализируемый период обеспеченность основными средствами возросла. Стоимость зданий, находящихся на балансе, за 2 года уменьшилась на 15 тыс. руб или на 1,8 %. Это было связано с изменением оценочной стоимости данных объектов. Стоимость машин и оборудования возросла на  127 тыс. руб или на 52,2 %, стоимость транспортных средств увеличилась также на 53 тыс. руб или на 75,7 %. Прочие основные средства, включающие хозяйственный инвентарь выросли на  132 тыс. руб или на 330 % в отчетном году.
   В целом активная часть основных  средств ( оборудование, машины
и транспортные средства ) росла высокими темпами по сравнению с пассивной частью. Все это свидетельствует о правильной экономической политике проводимой на фирме для повышения эффективности использования основных средств производства. 

   
 

   
 
 

 Расчет  показателей использования основных  производственных фондов ( табл.6 )
                                                                                                 
Использование основных производственных фондов (тыс. руб.)
                                                                                                    Таблица 6.
    Показатели На начало    2002 г
На конец    2003 г
Абсолютный       рост
Относительный          рост  %
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов  
 
  1176,25
 
 
   1301,2
 
 
   + 124,95
 
 
      110,6 %
Объем реализации продукции
 
  1070,4
 
   1208,4
 
   + 138
 
      112,9%
Прибыль  от  реализации
 
   114,48
 
     240
 
   + 125,52
 
      109,6 %
Фондоотдача рубль. выручки на рубль стоимости основных средств
 
 
   0,91
 
 
   0,92
 
 
  + 0,01
 
 
      + 1,09 %
Фондоемкость    1,1    1,08   - 0,02       - 0,98 %
Рентабельность основных  фондов
 
    9,7
 
   18,4
 
  + 8,7
 
        89,6 %
 
    Приведенные данные в таблице 6 показывают, что показатели эффективности использования основных средств имеют в целом тенденцию к увеличению. Фондоотдача за анализируемый период увеличилась на 0,01 рубля или на 1,09 %. За счет роста фондоотдачи получен прирост реализации продукции на сумму 138 тыс. руб., что составляет 12,9 % от общего объема реализованной продукции.
   Вместе с тем темпы роста  прибыли приближаются к темпам  роста стоимости основных производственных  фондов, что вызвало в свою  очередь повышение фондорентабельности на 89,6 %.
Для анализа  нематериальных активов формы пользуются данными баланса другими подотчетными документами. Для анализа нематериальных активов составляется следующая  таблица.
Анализ  объема, динамики и  структуры нематериальных активов
                                                                                                    Таблица 7.
       Вид нематериальных 
    активов             
2002   год  тыс.руб  
2003   год 
тыс.руб
Изменение тыс.руб.
2002    год
   %
2003  год         
  %
Измененин         %
1. Права  на владение  инте - лектуальной
 собственостью
 
    13
 
    24
 
  + 11
 
100 %
 
184,6 %
 
   15,4 %
3.Организаци  – онные  расходы
 
    50
 
   55
 
+ 5
 
100 %
 
110 %
 
    90 %
4. Деловая    репутация
 
     -
 
   -
 
  -
 
   -
 
     -
 
        -
    Итого     63    79 + 16 100 %      -         -
 
    В структуре нематериальных активов  данной фирмы наибольший удельный  вес имеют права на владение  интеллектуальной собственостью. В отчетном году они составили 184,6 % ,т.е выросли по сравнению с базисным годов на 84,6 %. Организационные расходы представляют собой затраты на получение патентов лицензий на право заниматься данной деятельностью, затраты на получение товарных и фирменных знаков и т.п. Это говорит о возрастающей деловой активности фирмы в рассматриваемый период времени.
    Эффективность использования нематериальных  активов оценивается по уровню  дополнительного дохода на 1 рубль  капитала, вложенного в нематериальные  активы. При отсутствии информации  о прибыли, полученной от использования  нематериальных активов, в целях  анализа может быть использована  прибыль от реализации продукции.
   
ДВК базисный год = 114,48 / 63 = 1,82 руб. 

ДВК отчетный год = 240 / 79 = 3,03 руб. 

  Как  показали расчеты в отчетном  году нематериальные активы принесли  доход 3,03 руб. с каждого рубля  прибыли  по сравнению с  базисным годом где нематериальные активы принесли только 1,82 рубля с каждого рубля прибыли. Можно сказать, что в отчетном году эффективность использования нематериальных активов на фирме возросла. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.7 Анализ  производственной деятельности  и себестоимости производства 

    Анализ производственной деятельности  фирмы начинается с анализа  себестоимости производства. Себестоимость  производства отражает полные  затраты данного предприятия  на производство необходимой  продукции.
    Анализ и учет себестоимости  на фирмах ведут по элементам  затрат и калькуляционным статьям  расходов.
     В таблице 16 будет представлены  общие затраты фирмы на производство  продукции по элементам затрат. 

Анализ  себестоимости производства продукции фирмы         ОАО "Автотехснабжение" (тыс. руб)
                                                                                                Таблица 16.
                 Показатели  За 2002 г. За 2003 г   Изменение
1.    Выручка от реализации 1070,4 1208,4    + 138
2.    Себестоимость общая, в том  числе :
 
955,92
 
964,8
 
   + 8,88
2.1  Сырье 100 105    + 5
2.2  Материалы    50   50       -
2.3  Покупные   и   комплектующие  изделия
 
   20
 
  22
 
    + 2
2.4  Топливо    34   43     + 10
2.5  Электроэнергия    68   61     - 7
2.6  Фонд   зарплаты   основных  рабочих  (ФЗП)
 
493,52
 
522,24
 
    + 28,72
2.7  Фонд    специалистов    и  служащих
 
  12
 
   6
 
    - 6
2.8  Начисления в ФЗП      -     -        -
2.9  Амортизация   86,4 72,06     - 14,34
2.10  Расходы на рекламу     3    5,5     + 2,5
2.11  Расходы на обучение
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.