Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные теоретические положения применения потребительского кредитования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение……………………………………………………………………………..1 

1. Потребительский  кредит в экономике  

1.1 Понятие потребительского  кредита…………………………………. ……...…3 

1.2 Роль потребительского  кредита в экономике …………………………………7 

2. Государственное регулирование потребительского кредитования в РФ 

2.1 Банковское кредитование……………………………………………………….9 

2.2 Общая схема функционирования потребительского кредита……………….15 

3. Основные теоретические  положения применения  потребительского  кредитования 

3.1 Прямые и косвенные кредитования населения на потребительские цели…18 

3.2 Кредитование физических лиц………………………………………………...30 

Заключение……………………………………………………………………….…32 

Список использованной литературы……………………………………………...33 
 
 

  
 

Введение 

Кредиты, как часто в последнее время мы слышим это слово. Всё и все в нашем мире живут “в кредит” кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. И всем нам известно, что существует много видов кредитов: инвестиционный кредит, кредит оборотного капитала, потребительский кредит. И каждый из них действует нам на благо. В этой работе речь пойдёт именно о последнем – о потребительском кредите.
     Люди в 40-ые годы не знали о существовании потребительского кредита, они не знали, что можно было получить кредит, который теперь стал играть слишком важную роль в нашей жизни, кредит, который даёт нам:
возможность получить те вещи, которых без использования  кредита пришлось бы очень долго  ждать или которые были бы просто не доступны;
гибкость: делать покупки в удобное время на распродажах при снижении цен  и совершать выгодные сделки, даже если в этот момент мы не располагаем нужной суммой наличных;
безопасность: когда  мы делаем покупки или путешествуем, кредитные карточки и расходные  счета являются более удобным  и надёжным средством оплаты по сравнению  с наличными деньгами;
помощь: кредит позволяет оплачивать непредвиденные срочные расходы (ремонт автомобиля после аварии);
Можно сказать, он лишает нас ещё одной головной боли, даёт нам возможность больше думать ни о материальной пищи, а  о высокой – духовной. Предоставляет нам возможность, как можно больше времени уделять своей семье, здоровью, и мы можем наслаждаться жизнью пусть не на все сто, но уж на 70 % – это точно!
     Единственное о чём не стоит забывать так это о своей работе, ведь без неё мы не сможем получить потребительский кредит. Поэтому стоит взрастить в себе любовь к своей работе, если этой любви никогда не было или воскресить, если она была, но по непредвиденным обстоятельствам умерла!
    Ещё вам потребуется своя “кредитная история”, описывающая то, как вы возвращаете долги и оплачиваете счета, т.е. вашу честность и привычку своевременно возвращать долги. Потребительский кредит имеет и свои недостатки, которые стоит учесть:
иногда кредитные  и расходные счета создают  у нас иллюзию богатства и  приводят к чрезмерным тратам и впоследствии по мере роста долгов часто возникают трудности с ежемесячными платежами;
как правило, покупки  в кредит обходятся дороже, чем  при оплате наличными. Это происходит потому, что при покупке в кредит цена товара часто несколько выше, чем при оплате наличными, и к ней ещё надо добавить процент за пользование кредитом;
люди, пользующиеся кредитом, часто игнорируют распродажи, так как они могут купить всё, что хотят в любое время, совершая тем самым неэкономные покупки. 

1.Потребительский кредит в экономике 

      Понятие потребительского кредита.
    Потребительский кредит действует при целевом  кредитование физических лиц в товарной денежной формах. Кредитором выступают  предприниматели при розничной  продаже товаров в рассрочку, как правило, товаров длительного пользования, и кредитные организации, предоставляющие денежные ссуды населению для приобретения земли и другой недвижимости, оплаты дорогостоящего медицинского обслуживания и т.д.
    Спецификой  широкого понимаемого потребительского кредита является то обстоятельство, что заемщиком здесь являются физические лица, берущие ссуду на удовлетворение своих личных потребностей.
    Потребительский кредит тесно связан с банковским кредитом, так как долговые обязательства  покупателей используются торговыми фирмами и финансовыми компаниями для получения банковских ссул. Благодаря этой связи возникла расширенная трактовка потребительского кредита. В соответствии с этим под потребительским кредитом понимают совокупность товарных и денежных ссуд, предоставляемых фирмами, банками государством населению для удовлетворения его личных потребностей. В развитых странах потребительский кредит широкое распространение. В России такой кредит предоставляется как в товарной, так и в денежной форме. Товарную форму в виде рассрочки платежа имеет кредит, предоставляемый населению на покупку товаров длительного пользования, жилищное строительство, приобретение квартир. В денежной форме выдается кредит на строительство и ремонт индивидуальных домов, садовых домиков, на неотложные нужды. При этом кредит может выдаваться наличными деньгами или в виде перечислений
    Потребительский кредит может быть использован на инвестиционные цели и на текущие  потребности заемщиков – физических лиц. В кредитных отношениях между  гражданами и торговыми фирмами банки непосредственного участия не принимают. Этим потребительский кредит отличается от банковского, предоставляемого населению в денежной форме.
    Кредитование  потребительских нужд населению  осуществляется на тех принципах, что  и кредитование физических лиц: возвратность, срочность, целевая направленность, платность, обеспеченность. Важным условием при выдаче ссуд является платежеспособность заемщика. Потребительский кредит на текущие нужды носит краткосрочный характер. Он предоставляется на срок до двух лет. Потребительский кредит на инвестиции носит долгосрочный характер. От заемщика требуют предоставления отчета об использовании кредита, документов, подтверждающих его целевое назначение.
    Использование потребительского кредита получило широкое распространение за рубежом, что связано как с широким ассортиментом предлагаемых к продаже товаров, так и с ростом их стоимости. Спрос на товары длительного пользования зависит от уровня доходов, поэтому потребительский кредит, увеличивая возможность приобретения товаров, искусственно повышает спрос на них. Рост уровня доходов может привести к сокращению размеров кредитования.
    Перспективы развития потребительского кредита  в России зависят от многих факторов, прежде всего от степени стабилизации кредитного и финансового рынков, а также роста регулярности получения доходов основной частью населения.
     Потребительский кредит является одним из самых распространенных видов банковских операций в развитых странах Запада. При этом следует подчеркнуть, что сфера действия потребительского кредита намного шире, нежели только покупки товаров длительного пользования (durable goods), таких как автомашины, бытовая техника и т. п. Так, покупка недвижимости в рассрочку, по существу, также является одной из разновидностей долгосрочного потребительского кредитования; текущие покупки посредством дебетовых кредитных карточек по своей значимости и распространенности не уступают использованию потребительского кредита при крупных покупках. Большинство кредитных карточек, используемых населением стран Запада, являются именно дебетовыми, что принципиально отличается от кредитных карточек, распространенных в нашей стране. Дебетовая кредитная карточка может иметь дебетовый (отрицательный остаток), что означает, что в пределах определенного лимита банк-эмитент фактически кредитует покупки владельца кредитной карточки по покрытию его текущих расходов.
Потребительский кредит получил такое широкое  распространение в промышленно  развитых странах в первую очередь  потому, что посредством использования данной технологии финансирования покупок резко расширяется емкость рынка по целому спектру потребительских товаров и недвижимости. По существу, целые фрагменты потребительского рынка функционируют лишь благодаря использованию различных схем потребительского кредитования. В нашей стране производители товаров длительного пользования (понимаемых в широком смысле слова, включая недвижимость) ежедневно сталкиваются с проблемами ограниченности спроса, вызванной как раз отсутствием возможности эффективной продажи в рассрочку. Это в первую очередь касается жилищного строительства и отчасти автомобилестроения, торговых организаций, реализующих достаточно дорогой импортный ширпотреб, бытовую и оргтехнику и пр. 

Между тем, с  точки зрения практического применения, схемы потребительского кредитования не представляют собой ничего сложного. Это не своп-сделки, не сложные схемы страхования финансовых рисков – технология потребительского кредитования в принципе не сложнее выдачи обычных коммерческих кредитов. Единственное объективное условие, необходимое для широкого распространения потребительского кредитования, – это нормализация политического и экономического климата в стране, включая упорядочение и четкое соблюдение хозяйственного законодательства. 

Экономическая стабилизация важна с той точки зрения, что она порождает взаимное доверие кредитора и заемщика (потребителя) в контексте долгосрочной финансовой состоятельности друг друга. При сделках потребительского кредитования и для кредитора, и для заемщика важна предсказуемость другой стороны. Иными словами, выдавая кредит на покупку автомобиля в рассрочку или выдавая кредитную карточку, банк-кредитор ориентируется на уровень заработной платы (или иных доходов потребителя) и для него важно, чтобы этот уровень дохода, являющийся источником покрытия кредита, с большой степенью вероятности сохранился на весь – иногда весьма продолжительный – срок кредитования. Точно так же потребитель должен быть уверен в долгосрочной финансовой стабильности банка-кредитора как фактора выполнения им своих обязательств (особенно актуально это, например, при покупке дома в рассрочку, частично финансируемой за счет единовременного взноса покупателем собственных накоплений).
   Четкая спецификация нормативной базы является защитой как кредитора, так и покупателя от форс-мажорных обстоятельств, вызванных сознательным либо вынужденным уклонением участника сделки от исполнения своих обязательств по договору потребительского кредита. Эффективное хозяйственное законодательство в таких случаях оперативно и с минимальными издержками в судебном порядке защищает финансовые интересы пострадавшей стороны. 

В свете вышесказанного понятно, почему потребительское кредитование при всей его простоте и чрезвычайной актуальности для российской экономики  в нашей стране в 1990-е гг. не получило сколько-нибудь серьезного развития. Эксперименты, в частности в Москве, по покупке жилья, несмотря на поддержку муниципальных властей, так экспериментами и остались. Сейчас, когда четко обозначились тенденции общей экономической и политической стабилизации и некоторого оживления, в первую очередь в отраслях легкой промышленности, появляются необходимые предпосылки для более широкого применения технологии потребительского кредитования при продаже товаров и услуг населению. 

 
1.2 Роль потребительского кредита в экономике.
“Особое развитие потребительский кредит получил  в условиях общего кризиса капитализма (главным образом после 2-ой мировой  войны 1939-1945) в связи с резким усилением  несоответствия между ростом производства и ограниченностью платёжеспособного спроса трудящихся”.
Кредит в экономике  страны, выполняет определённые функции:
обличает перераспределение  капиталов между отраслями хозяйства  и тем самым способствует образованию  средней нормы прибыли;
стимулирует эффективность труда;
расширяет рынок  сбыта товаров;
ускоряет процесс  реализации товаров и получения  прибыли;
является мощным орудием централизации капитала;
ускоряет процесс  накопления и концентрации капитала;
обеспечивает  сокращение издержек обращения:
связанных с обращением денег;
связанных с  обращением товаров.
   Кредит играет большую роль в обеспечении сокращения издержек обращения, связанных с обращением товаров и металлических денег. Благодаря тому, что потребительский кредит ускоряет реализацию товаров, сокращаются издержки, связанные с их упаковкой и хранением. Экономия же на издержках обращения металлических денег достигается:
развитием системы  безналичных расчётов. На основе развития кредитов и банков создаются возможности  производства платежей без участия наличных денег путём перевода денежных средств со счёта должника на счёт кредитора;
увеличением скорости обращения денег. С помощью кредита  свободные денежные капиталы и сбережения помещаются их владельцами в банки, а последние путём предоставления ссуд пускают их в оборот. Оборот денег ускоряется также тем, что покупка товаров в кредит исключает необходимость предварительного накопления денег, а долг может оплачиваться немедленно после получения дохода. Таким образом, кредит и кредитная система сводят до минимума резерв денег как покупательного и платёжного средств у каждого отдельного физического и юридического лица;
заменой металлических  денег кредитными – банкнотами. По мере того, как с развитием  капитализма развивается кредит и банки, металлические деньги всё больше замещаются кредитными деньгами, обеспечивая всему классу капиталистов огромную экономию на издержках обращения денег. Начиная с первой мировой войны, в большинстве капиталистических стран, а с периода мирового экономического кризиса 1929-1933 г.г. во всех странах металлические деньги перестали выполнять функции средств обращения и платежа. С этого времени металлические деньги внутри страны полностью заменены кредитными деньгами и кредитными операциями.
“Кредит, преодолевая  границы обращения полноценных наличных денег, расширяет тем самым границы развития производства”.
Потребительский кредит очень хорошо стимулирует  эффективность труда. Получая заработную плату, недостаточную для покупки  за наличный расчёт ряда товаров, в  частности предметов длительного пользования, люди имеют возможность покупать эти товары в кредит или брать кредит под их покупку. Впоследствии, деньги за эти товары должны быть выплачены, поэтому каждый, взявший в кредит, старается продержаться на своём рабочем месте, как можно дольше, т.е. на более долгий промежуток времени. Только так он может быть уверенным в своих силах выплатить кредит и зарекомендовать себя перед кредиторами, как честное и добросовестное лицо, для дальнейших связей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Государственное регулирование потребительского                                                                                  кредитования в РФ
2.1 Банковское кредитование
Банковское потребительское  кредитование тесным образом связано  с государственным (и муниципальным) кредитом. Вместе с тем оно находится под регулирующим воздействием государства.
  Важным звеном  осуществления государством кредитного  потребительского регулирования  является разработка и реализация  его кредитной политики.
  Кредитная  политика государства, в системе государственного регулирования кредитных отношений, определяется как необходимое условие целенаправленного осуществления финансовой деятельности государства, содержание которой определяется совокупностью экономических методов, закрепленных нормами финансового права, направленных на регулирование государственной экономики.
Комплекс мер  государственного регулирования, направленный на обеспечение надежности и финансовой устойчивости банков и иных кредитных  организаций при осуществлении  банковской деятельности и, следовательно, при совершении банковских операций, показывает возможность отнесения к банковским операциям только тех сделок, которые определяют сущность банков и характеризуются разрешительным порядком совершения, посредством лицензирования, а также установлением со стороны государства контроля и надзора за законностью их совершения.
Категория "банковская кредитная потребительская операция" имеет право на существование  только с точки зрения публичных  интересов в банковской деятельности, в связи с чем предлагается следующее определение банковской кредитной операции – это урегулированные нормами права публично-правовые отношения, одной из сторон в которых является банк или кредитная организация, реализующие свою специальную правоспособность посредством гражданско-правовых сделок.
С организационно-правовой стороны осуществление государством финансовых функций, в целях реализации задач социально-экономического развития, происходит в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти. Органом, в функции которого входит осуществление деятельности в сфере кредита, является Центральный Банк Российской Федерации.
Регулируя сферу  потребительских кредитных отношений, государство применяет различные  по своему содержанию формы воздействия  на нее. В современной экономической теории регулирования рыночной экономики существует несколько подходов и соответственно ряд программ кредитной политики.
В соответствии с действующим банковским законодательством, для государственного регулирования  и управления деятельностью кредитной банковской системы необходимо: во-первых, обязательное лицензирование профессиональной деятельности банков; во-вторых, соблюдение банками и иными кредитными организациями правовых норм и общих правил, регулирующих порядок проведения банковских операций; в-третьих, осуществление надзора за банками и иными кредитными организациям и со стороны государства в лице Банка России в рамках предоставленных ему законом полномочий; в-четвертых, установление, в соответствии со ст. 61 Закона о Банке России, для субъектов потребительского уровня банковской системы экономических нормативов. Указанные меры в системе государственного регулирования кредитных потребительских отношений направлены на обеспечение стабильности кредитно-финансовой системы государства в целом и банковской системы в частности, т.е. носят публичный характер.
Рассмотрим механизмы  государственного регулирования потребительского кредитования в РФ на примере Сберегательного  банка. 

Многочисленные  филиалы Сберегательного банка  кредитуют российских граждан с 1988 года. Потребительское кредитование для самого крупного банка страны – одно из основных, профильных направлений деятельности.  

В дальнейшем, по мере стабилизации экономики страны и роста доходов населения, постепенно росли и объемы кредитов, выданных Сбербанком России гражданам. С января 1999 года по июль 2003 года остаток задолженности по кредитам физических лиц за увеличился почти в шесть раз – до 22,56 млрд. рублей. Интересно проследить динамику этого роста. В 1999 году филиалами банка выдано населению кредитов на 7,3 млрд. рублей, в том числе рублевых – на 7,1 млрд. рублей, в иностранной валюте – на $10,0 млн., а в 2000-м – уже на сумму 26,0 млрд. рублей, в том числе рублевых – на 25 млрд. рублей и на $36,3 млн. – валютных. 

Характерно, что  в общем объеме потребительских  кредитов ссуды, имеющие просроченную задолженность, составляют незначительную часть: к примеру, на начало 2003 года остаток просроченной задолженности  в общем остатке задолженности  по кредитам населению составлял около 1%. 

Развитие кредитования граждан – одно из основных направлений  кредитной политики Сбербанка России. В настоящее время, кроме традиционных видов (кредита на неотложные нужды  и кредита на приобретение, строительство  и реконструкцию объектов недвижимости), филиалы Сбербанка России предоставляют:
кредиты под  заклад ценных бумаг (экспресс-выдача);
"образовательный  кредит" – на оплату обучения  в образовательных учреждениях,  зарегистрированных на территории  Российской Федерации; 
"связанное  кредитование" – под залог приобретаемой дорогостоящей техники, мебели, автомобилей;
кредиты под  заклад мерных слитков драгоценных  металлов;
"корпоративный  кредит" – работникам предприятий  и организаций – клиентов Сбербанка  России;
"народный  телефон" – кредит на оплату услуг по установке телефона и подключению к абонентской сети;
кредит на приобретение объектов недвижимости в рамках президентской  программы "Государственные жилищные сертификаты".  

Сбербанк предлагает широкий спектр потребительских  кредитов. Соответственно и подходы, в зависимости от назначения и размера ссуды, различные – как к обеспечению суммы кредита, так и к оценке платежеспособности клиента или поручителя. 

Определяя сумму  по ссудам на неотложные нужды, приобретение, строительство и реконструкцию объектов недвижимости, "связанным" и "образовательным" займам, банк исходит из среднемесячных доходов потенциального заемщика за последние полгода. Учитывая огромное социальное значение кредитования на покупку недвижимости и на образование, в этих случаях в расчет платежеспособности заемщика (или его законного представителя) могут быть приняты доходы, полученные им по двум местам работы, либо совокупный доход супругов (законных представителей учащегося) по одному месту работы. 

Более простая  ситуация с кредитами под залог ценных бумаг или мерных слитков драгоценных металлов – здесь максимальная сумма определяется на основании залоговой стоимости представленного обеспечения. Для корпоративных кредитов решающим становится анализ финансового состояния предприятия, выступающего поручителем, в рамках установленного лимита риска. 

К сожалению, в  нашей стране пока что отсутствует  сколько-нибудь доступная информационная система, которая позволила бы банкам проверить финансовую благонадежность  клиентов. Поэтому, как правило, банки вынуждены справляться своими силами, изобретая свои методики определения платежеспособности. Специалисты Сбербанка разработали специальную анкету, которая позволяет получить более подробную информацию о клиенте, провести анализ его кредитоспособности и таким образом облегчить принятие решения о возможности сотрудничества с ним. Методика эта основана на действующем законодательстве и опыте работы на рынке потребительского кредитования. 

Конечно, и анкета, и другие формы анализа кредитоспособности – не являются неким универсальным, окончательным инструментом на все времена. Жизнь меняется и требует новых подходов, предполагая и более гибкие, и более точные методы оценки платежеспособности клиентов и заемщиков. 

В кредитной  практике Сбербанка России, как известно, активно используется механизм поручительства.  

Поручителем по кредиту может стать как юридическое, так и физическое лицо. Во втором случае поручитель – это платежеспособный гражданин Российской Федерации, имеющий  постоянный доход. Возрастная амплитуда достаточно широка: от 18 до 70 лет. Есть, правда, дополнительное условие – к моменту возврата кредита, предусмотренному договором, возраст поручителя не должен превышать 75 лет. 

В соответствии с договором поручительства, поручитель и заемщик несут солидарную ответственность за своевременное погашение и обслуживание кредита. Если обязательства заемщиком нарушаются, банк начинает претензионно-исковую работу – и с заемщиком, и с поручителями. Требования к тем и другим предъявляются одновременно. Все остальные меры, включая принудительное взыскание задолженности, предпринимаются в полном соответствии с действующим законодательством – в судебном порядке.  

Безусловно, кредитование населения сегодня является одним  из наиболее активно развивающихся и перспективных направлений банковской деятельности. Что же касается спроса на эту услугу, то ответ напрашивается сам собой. Экономическая стабильность и связанные с ней рост доходов и уверенность людей в завтрашнем дне – вот те условия, которые способны положительно влиять на развитие рынка потребительских кредитов. Еще одно необходимое условие – грамотные принципы кредитной политики банков, поскольку одновременно с увеличением спроса на кредиты будет усиливаться и конкуренция между банками за лидерство в этом секторе услуг. 

В планах Сбербанка  России – увеличение доли потребительских  кредитов в кредитном портфеле: как  за счет увеличения объемов кредитования, так и путем продвижения новых  продуктов, разрабатываемыми банковскими  специалистами, которые стараются учитывать потребности различных возрастных и социальных групп населения. 

2.2 Общая схема функционирования потребительского кредита.
Можно выделить две принципиальные схемы продажи товаров длительного пользования в кредит:
– двусторонняя (два основных варианта схемы):
продавец
–покупатель, при  которой продавец товара выступает  одновременно и кредитором; при этом не исключен вариант перепродажи/переуступки  долга потребителя третьему лицу (как правило, коммерческому банку  или финансовой компании);
кредитор
–покупатель, при  котором кредитор предоставляет  покупателю несвязанный кредит, а  покупатель расплачивается с продавцом  чеком банка;
– трехсторонняя (покупатель–продавец–кредитор), при  которой продавец товара немедленно предъявляет счет покупателя (потребителя) к оплате финансовому институту (банк, финансовая компания), обслуживающему покупателя; эту схему, как правило, обслуживают три независимых договора: договор купли-продажи между потребителем и продавцом, кредитный договор между потребителем и финансовым институтом и договор участия (member agreement) между банком и продавцом о переводе банку счетов, выставленных на потребителя, за оговоренный дисконт.
Наибольший интерес  представляет последняя схема, так  как она получила наибольшее распространение в практике потребительского кредита. Во многом это объясняется популярностью среди потребителей кредитных карточек, эмитированных коммерческими банками и финансово-кредитными учреждениями.
 Стоит указать на природу дисконта, уплачиваемого предприятием розничной торговли банку за учет счета покупателя, который является, по сути, скидкой за платеж наличными (cash discount). Дело в том, что в практике торговых предприятий принято предоставлять скидку (обычно 3–5%) со стандартной цены клиентам, оплачивающим покупку наличными. При оплате кредитной карточкой потребитель такой скидки не получает. С другой стороны, продавец, предъявив счет в банк, фактически достигает того же эффекта, что и в случае получения наличности. Таким образом, покупатель, воспользовавшись кредитной карточкой, экономит на необходимости получать наличные в банке (комиссия банка за снятие наличных), но теряет право на скидку, которое переходит к банку.  

Ставка дисконта в основном зависит от условий  договора участия (member agreement), но, как правило, составляет 5%, т. е. находится на уровне ставки скидки за платеж наличными.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.