На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Политические права и свободы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2010. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                        Федеральное агентство по образованию
Иркутский Государственный Технический университет
Факультет Права, Социологии и СМИ
Кафедра государственно-правовых дисциплин 
 
 
 
 

                                   
 
 

Курсовая  работа 

По  дисциплине «Конституционное право Российской Федерации» 

На  тему: Политические права и свободы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                               Выполнил: ст. 2 курса
                                                                              гр. ЮРУ-0801
Савкин  С.Г
                                                                             Проверил: Белова Е.Д 
 
 
 
 
 
 

Иркутск 2010
Содержание:
 
Введение……………………………...................................................................2 
        Глава 1. Общие права и свободы

1.1. Основные  права и свободы………………………………………………..3 
1.2. Классификация прав и свобод личности…………………………………4 
1.3. Конституционные права и свободы человека и гражданина……………6 
1.4. Основные политические права и свободы……………………..………….10

        Глава 2. Политические права и свободы 
2.1. Право участвовать в управлении делами государства…………………...13 
2.2. Право избирать и быть избранными……………………………………....16  
2.3. Равный доступ к государственной службе………………………………..18 
2.4. Право участвовать в отправлении правосудия……………………………19 
2.5. Право обращений…………………………………………………………...20  
2.6. Право граждан на свободу мысли и слова………………………………..22 
2.7. Свобода печати и информации…………………………………………….23 
2.8. Право на объединение……………………………………………………...27 
2.9. Право на мирные собрания и публичные манифестации………………..32 
       Заключение…………………………..…………………………..…………34 
       Список используемой литературы………………………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Значение  Конституции определяется тем, что  нормы, установленные в ней, должны выступать как форма воплощения государственной воли народа, то есть те задачи, которые ставит перед собой общество, указываются принципы его организации и жизнедеятельности. 
         Конституция закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому фундаментальные (основные) права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав. 
          Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту. 
          Политические права и свободы – важная категория субъективных прав и свобод гражданина. Их вполне можно рассматривать как «обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти» 1. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства.
 

      Глава 1. Общие права и свободы 

      1.1. Основные права и свободы 

      Основные  права и свободы - понятие, широко используемое в конституционном  лексиконе и означающее те права  и свободы человека и гражданина, которые закреплены в конституции государства. Эти права и свободы являются важнейшими, основополагающими для статуса личности в данных государстве и обществе, они предопределяют содержание иных прав и свобод граждан. 
           Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. «Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство)» 2.

      Основные  права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так  как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. В каком бы государстве ни находился человек - он является свободным человеком, который находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Так, если в ст. 2 Конституции РФ сказано, что человек, его права и свободы (без слова "основные", то есть - все) являются высшей ценностью, то в ст. 17 ч.2         Конституции РФ говорится, что "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". То, что к числу основных прав и свобод относятся именно те, которые названы в Конституции РФ, хорошо видно из ч. 1 ст. 55, которая гласит: перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно трактоваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. 
 
              
1.2. Классификации прав и свобод личности 
Существует несколько классификаций, а именно: в каком порядке расположить конституционные права и свободы, с каких прав начать эту классификацию и какие права являются главными по отношению к другим правам и свободам.  
         В настоящей Конституции Российской Федерации, принятой всенародным общим голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая классификация прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации: 
        1) личные (в области личной жизни и индивидуальной свободы) - право на жизнь - это естественное право человека, защита которого «охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни» 3; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; право на определение своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести и свобода вероисповедания; 
         2) публично-политические (в публично-политической сфере) - свобода мысли и слова; право на информацию; право на объединение; свобода собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования; право участвовать в управлении делами государства; избирательное право; право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; 
         3)социально-экономические (в социально-экономической сфере) - право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности; право на свободный труд; право на отдых; право на защиту материнства, детства, семьи; право заботиться о детях и их воспитании; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; 
        4) права по защите других прав и свобод - сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностью лично защищать себя; судебная защита прав и свобод; право на компетентное правосудие; право на получение квалифицированной юридической помощи; презумпция невиновности; право на гуманизм правосудия; право на защиту интересов пострадавших от нарушения закона; право на применение действующего закона, отказ от обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, невозможность ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, применение нового закона, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена. 
        В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права "каждому", политические - "гражданам".
 

      1.3. Конституционные права гражданина и человека 

      В Конституции РФ проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.  
Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации.             Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством - института гражданства (ст.6 п.2 Конституции РФ) гарантирует, что "каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации". Именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо иное лицо, обладает на территории России всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Во второй части комментируемой статьи (ст.6 п.2 Конституции РФ) закреплен важнейший принцип правового положения гражданина России, который имеет ключевое значение для правильного понимания всей системы его основных прав и свобод, их соотношение. Здесь особо подчеркивается, что все граждане РФ несут равные обязанности перед государством.

      Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки "каждый имеет право", "каждому гарантируется" и т.д., что подчеркивает признание  прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства. 
        В отличии от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.  
Это и есть различие, отражаемое Конституцией: "личные права" - каждому, политические - "гражданам". 
         Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства. 
Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что они носят вторичный характер, производны от воли государства и не являются естественными правами каждого гражданина демократического государства. В силу их характера эти права нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же как и личные права человека, государство их признает, соблюдает и защищает. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации. "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина - обязанность государства" (Конституция РФ, Комментарий) 
          Основные права гражданина - это прежде всего, его конституционные права и свободы. Это вытекает из сопоставления статьи 17 со статьей 55, где предусмотрено, что перечисление в Конституции РФ (далее по тексту - Конституция) основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в части второй статьи 17 речь идет только об основных правах и свободах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства – не отчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения). Все права человека и гражданина связаны не только с фактом его рождения, но и с наличием других, предусмотренных законом обстоятельств. 
         Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения этих прав и свобод. Однако если гражданин совершает преступление, попирающее существующие устои и правила общества и его жизни, то государство просто вынуждено идти в этих случаях на ограничение (Не лишение.) его основных прав и свобод. Иногда это даже приводит и к ограничению права на жизнь (ст.12 Конституции п.1), если существование в законе статьи предусматривает за такое преступление эту крайнюю меру. 
          Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (Ст.3 Конституции РФ). Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реальную и практическую реализацию получает через политические права каждого человека. Именно это взаимодействие и обеспечивает должное их применение и реализацию их в повседневной жизни. Государство обязано гарантировать защиту прав граждан в случае их умаление тем или иным способом. Гарантия судебной защиты, закрепление этого права в иных законодательных актах и обеспечивает в общей мере эту защиту. 
         Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Они (т.е. права) призваны обеспечить реализацию многообразных интересов индивида в различных сферах общественных отношений. Они предоставляют ему свободу выбора в осуществлении индивидуальных интересов и вместе с тем определяют границы его свободы. Ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу, потому что это может привести к многочисленным столкновениям со стороны различных слоев населения, пытающихся реализовать только их интересующие проблемы. 
         Вот почему вся система прав и свобод строится таким образом, чтобы обеспечить законные интересы людей и предотвратить возможное ущемление их прав и свобод в результате злоупотребления ими со стороны отдельных лиц. Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими означает, что человек и гражданин могут осуществлять свои права и свободы, а так же защищать их в случае нарушения, руководствуясь Конституцией и ссылаясь на нее. Прежде всего следует отметить всеобщее равенство не только по расовому и социальному, но и по равенству полов перед судом, т.е. право на судебное разбирательство о нарушении того или иного права предоставлено всем без исключения. Это гарантирует Статья 19 Конституции РФ, которая гласит, что: 
        1) Все равны перед законом и судом. 
        2) Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так же других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности. 
         3) Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. 
         Это так же подтверждено в статье 8 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой "каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом". Данная статья корреспондирует части первой статьи 46 Конституции Российской Федерации: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод", она же и развивает положения части первой вышеуказанной 19 статьи (ее первой части). 
          Этой цели прежде всего, служит принцип формально-юридического равенства, т.е. равенства всех перед законом. Если же права и свободы были ущемлены в результате злоупотребления ими со стороны другого лица, государство предоставляет возможность первому защитить свои права всеми способами, не запрещенными законом. Причем он имеет право использовать государственные способы защиты своих прав и свобод, которые гарантируются ему Конституцией. 
           

      1.4. Основные политические права и свободы 

      В отличии от личных, политические права  и свободы нацелены на активное включение  каждого индивидуума в жизнь  страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От того, какого состояние политических права и свобод, во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к человеку. 
В собственном смысле слова «политические права отражают возможность участвовать в политической жизни и осуществлении государственной власти» 4.

      Прежде  всего, следует отметить, что хотя политические права и свободы широко декларировались в прошлом их реализация была затруднена. В частности монополия на определение состава Советов у партийного аппарата искажала смысл избирательных прав. Многопартийность на практике не допускалась, профсоюзы и другие общественные организации рассматривались как придатки партийно-государственной машины. В таких условиях политические права и свободы способствовали отторжению государства от народа, и рождению у последнего недоверия к институту демократии. 
          Под политическими правами и свободами подразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека. 
Политические права и свободы - группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации, право на участие в управлении государственными делами, избирательное право, право на равный доступ к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.  
К числу зафиксированных в Конституции РФ основных политических прав и свобод относятся:  
- право на свободу мысли, ст29 п.1; 
- право беспрепятственно придерживаться своих мнений, ст29 п.3; 
- право получать и распространять информацию, ст29 п.4; 
- право печати и информации, ст29 п.5; 
- право на объединения, ст30 п.1; 
- право беспрепятственно вступать в какое - либо объединение или     пребывания в нем, ст31п2; 
- право на мирные собрания, ст31 п.1; 
- право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении; государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, ст32 п.1; 
- право избирать и быть избранными и др., ст32 п.2; 
- право равного доступа к государственной службе, ст32п.4; 
- право участвовать в отправлении правосудия, ст32 п.5; 
- право обращения, ст33 п.1. 
        Система же политических прав и свобод граждан состоит из двух взаимосвязанных подсистем. Первая из них включает в себя права граждан, содержащие правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов. Сюда мы относим: избирательное право; право на референдум; право петиций. Вторая группа субъективных прав и свобод, входящих в систему политических, состоит из правомочий, представляющих собой неотъемлемые права граждан, целью реализации которых является активное участие индивида в жизни общества. Сюда относятся: свобода слова и печати; свобода союзов; свобода собраний.  
         Обратимся же теперь непосредственно к политическим правам гражданина Российской Федерации, прямо закрепленных за ним в Конституции Российской Федерации. 
         Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации. 
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. 
Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданина Российской Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий. 
         В Конституции 1993 года закреплено положение, из которого вытекает, что единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации является народ. Это важнейшая основа конституционного строя, реализующаяся только через политические права каждого гражданина, которые в полной мере наступают по достижении гражданином 18 лет (ст.60 Конституции РФ). 
 
                     
 
 
 
 
 

      Глава 2. Политические права и свободы
       
      2.1. Право граждан на участия в управлении делами государства 

      Прежде  всего, следует уделить внимание тому, что наиболее затрагивающим все иные политические права и свободы, является право участвовать в управлении делам государства которое закреплено в ст.32 Конституции РФ ч.1, ст.3 ч.2. 
Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин, без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность: 
          1) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; 
         2) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; 
         3) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе. 
         Право участия в управлении делами государства адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не "участвует " в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции Российской Федерации).  
        Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти. При анализе механизма народовластия различают две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Конституция объявила референдум и выборы не вообще высшим выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии. 
         Что касается последовательного осуществления народом своей власти (через органы государства и органы местного самоуправления), то здесь нужно прежде всего обратить внимание на следующее. В действующей Конституции принцип разделения властей является одной из основ конституционного строя.

      Референдум - есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом (см. комментарий к статье 84) 5,
Право на референдум включает в себя не только право на участие во всенародном (местном) голосовании, но и право требовать выставления любого вопроса на голосование, а также право требовать, чтобы результаты обще народного (местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при принятии окончательного решения по данному вопросу (если решение принимается не путем референдума).  
          Выборы - наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы - один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей. 
          Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования ("за" или "против"). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур, 
Согласно Конституции Российской Федерации, порядок выборов Президента и депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом (см. комментарий к части четвертой статьи 81 и части второй статьи 96)
6
Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства. 
        Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится (как и указывалось выше) полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами.  
       Важным правом, имеющим тесное отношение к участию граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов, Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач. 
 
 
 
 

2. 2. Право избирать и быть избранными 

      "Граждане  Российской Федерации имеют право  избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме" (ст.32 п.2Конституции РФ). Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого он может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством, либо позднее и с накличем особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборам, а так же обладание гражданством РФ). В частности можно привести пример, что для избрания в депутаты     Государственной Думы - обязательный возрастной ценз составляет 21 год, согласно части 1 ст.97 Конституции РФ; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет, хотя еще существуют иные данные для избрания и осуществления полномочий (в частности, наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).  
         Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями. 
         Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным считается право избирать, как указывалось выше возраст гражданина, обладающего таким правом должен быть 18 лет и старше. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах - в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления.  
          Необходимо отметить, как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно. 
Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым, при тайном голосовании. 
А не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ст.32 п.3Конституции РФ). 
          Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ним в судебном порядке признается недееспособность - т. е они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений). 
         "Лишаются права избрания лица недееспособные и осужденным к лишению свободы по приговору суда, но не ограничиваются в избирательных правах лица, находящиеся под стражей, пока не будет вынесен и не вступит в силу обвинительный приговор суда." (ст.32 п.3Конституции РФ).

      Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. « Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан РФ» было внесено дополнение7. Согласно дополнению не имеют права быть избранными граждане, имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершения тяжких преступлений экстремистской направленности, а также подвергнутые административному наказанию за совершение некоторых административных правонарушений в ходе избирательного процесса или совершившие нарушения определённых положений данного Федерального закона. 

2. 3. Равный доступ к государственной службе 

      Ст.32 п.4 Конституции РФ устанавливает, что "Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе".  
Это одна из новых норм для Конституции Российской Федерации. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответствии с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность (обязательное членство в КПСС), национальность, родственники за границей и т.д. 
          Это право означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации, по каким - либо признакам ст.26 ч.1, ст.19 ч.2, ст.28. 
Равный доступ к государственной службе означает, что речь идет о равных возможностях для каждого гражданина поступить на государственную службу при наличии вакансий и профессиональном соответствии.

      Вопросы поступления на государственную  службу регулируются Федеральным законом  « О государственной гражданской  службе РФ» в редакции от 27 июля 2004 г8. Право поступления на службу имеют граждане в возрасте не ниже 18 лет, а предельный возраст нахождения на государственной должности 65 лет. Замещение должностей производится по назначению или по конкурсу. Предусмотрены основания для отказа в принятии на государственную службу: признание судом недееспособным, осуждение к наказанию, исключающее возможность исполнения обязанностей по должности, наличие заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий, наличие близкого родства с государственными служащими при непосредственной подчиненности или подконтрольности и по другим основаниям, установленным законом.        Государственный служащий, занимающий государственную должность, подлежит аттестации не чаще одного раза в год, но не реже одного раза в четыре года. Аттестационная комиссия формируется руководителем государственного органа. В случае признания аттестационной комиссией государственного служащего не соответствующим занимаемой государственной должности он может быть направлен на профессиональную переподготовку либо, с его согласия, понижен в должности. Порядок и условия проведения аттестации государственных служащих устанавливаются актами законодательства Российской Федерации. 

      2. 4. Право участвовать в отправлении правосудия 

      Это право призвано обеспечить демократический  порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.
      Назначение  на должность судьи осуществятся с соблюдением условий, с соблюдением  условий предусмотренных ст.119 Конституции, - достижение возраста 25 лет, наличие высшего юридического образования, стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. К судьям могут предъявляется дополнительные требования, если они будут установлены федеральным законом.
      Присяжные заседатели, входившее в русскую  дореволюционную судебную систему, восстанавливаются Конституцией (ч. 4 ст. 123) как важная черта судопроизводства в случаях, предусмотренных федеральным  законом. Организация суда присяжных, права и обязанности, присяжных при рассмотрении определенных категорий уголовных дел установлены Федеральным законом « О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ», а также УПК РФ (ст. 324-353). Участие граждан в качестве присяжных заседателей объявлено их гражданским долгом. ГПК РФ (вступил  в силу с 1 февраля 2003 г.) отменил институт народных заседателей.
2. 5. Право обращений 

      Статья 33 п.1 Конституции РФ Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, источник информации, который необходим для решении вопросов общественной жизни, а также является важным средством защиты прав свобод граждан.                                                                                                                                                                                                                 
      В настоящее время существует Закон от 14 декабря 1995г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»9. Закон определяет многие важные аспекты, связанные с правом граждан на подачу обращений. В частности определены: пределы действия настоящего Закона, определен перечень действий, обжаловать которые можно через суд, возможность непосредственно обращаться в суд, закреплено право обращения военнослужащих на действия своего начальства.  
Подача обращений в государственные органы и органы местного самоуправления, подразумевает под собой понятия жалоба, предложение и заявление. 
         Действующее законодательство не дает определения понятий "жалоба", "предложение", "заявление". Однако многолетняя судебная практика выработала свои критерии их разграничения. 
          Предложение - это такой вид обращения, который, как правило, не связан с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о необходимости решения конкретной технической, научной, творческой, юридической проблемы, об улучшении деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, общественной организации и т.д. 
         Заявление - обращение гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации с просьбой о реализации принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на обмен жилой площади). 
         Жалоба - обращение гражданина в государственные органы либо органы местного самоуправления с требованием о восстановлении права или законного интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц. Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц. (Комментарии Конституции РФ). 
        Рассмотрим право на петиции. Это право на участие не лучшим образом, урегулировано действующим законодательством. Достаточно отметить, что Конституция РФ даже не употребляет термин "петиции", заменяя его громоздким определением "личные и коллективные обращения в государственные органы и к должностным лицам" (ст.33). Право на обращение закреплено не только за гражданами, но и за общественными организациями, в частности, творческие союзы, а так же учреждения, предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право на коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц.  
Нормативным актами предусмотрено право граждан (юридических лиц) осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за соответствующими лицами закреплена обязанность эти обращения принимать в порядки и сроки, установленные законодательством. В частности, предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления же граждан решаются в срок до одного месяца со дня его поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения заявления. Предложения и заявления граждан рассматриваются теми органами, к непосредственному ведению которых относятся, затрагиваемы в них вопросы. 
        Федеральный закон « О порядке рассмотрения  обращений граждан РФ» от 2 мая 2006 г. устанавливает обязанность принятия обращения к рассмотрению, запрещает направлять жалобу на рассмотрение в тот орган или должностному лицу, действие или бездействие которых обжалуется
10. Обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации обращения. Установлена обязательность личного приёма граждан в государственных органах, гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением.  
 
 
 
2.6. Право на свободу мысли и слова
 

      Статью 29 ч.1 Конституции РФ (свобода мысли  и слова), связанна, как с личной, так и политической стороной жизни  общества, поскольку в правовом демократическом  государстве должны преобладать  различные взгляды и убеждения. Эти принципы закрепляются конституционно и обозначают, что человек вправе передавать, распространять и производить информацию любым законным способом. Злоупотребления свободой передачи информации могут нанести вред обществу, дестабилизации обстановки, и нарушению общественного согласия. 
 
 

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.