На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственное регулирование страховой деятельности в РФ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     
 

     МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Федеральное государственное  образовательное  учреждение
       высшего пРофессионального  образования
     российский  государственный  аграрный университет  – МСха
     имени К.А. Тимирязева 
(ФГОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)
 
 
     Реферат
     «Государственное  регулирование страховой деятельности в РФ» 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил:
     студент 1 курса Кряжев Анатолий 
 
 

Москва 2011 год
Оглавление
     Введение 4
     Характеристика нормативных актов регулирующих страховую деятельность 5
     Общие принципы государственного регулирования в страховании 7
     Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью страховщиков 9
     Заключение 14
     Список использованной литературы 15 

 

     

     Введение

     Целью государственного регулирования страховой  деятельности в Российской Федерации является содействие развитию рынка страховых услуг, создание благоприятных условий для деятельности страховых организаций, защита прав и интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства. 
Важнейшие задачи государства по созданию эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан, предприятий и организаций определены в Основных направлениях развития национальной системы страхования Российской Федерации в 1998-2000 гг., утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998г. № 1139. Деятельность страховщика коренным образом отличается от деятельности других хозяйствующих субъектов, так как нацелена на обеспечение беспрерывности процесса производства и возмещение ущерба, причиненного различными непредвиденными обстоятельствами и случайностями. Каждый страховой риск имеет свое индивидуальное измерение. Реализация риска, выраженная в ущербе, в некоторых случаях принимает катастрофический характер, принося крупные потери материальных ресурсов и большие человеческие жертвы. Значение функционирующего страховщика в этих условиях существенно возрастает. Это связано с ростом величины и масштабов риска в эпоху научно-технической революции, усложнением хозяйственных связей, ростом объемов поступления страховых премий и инвестиций временно свободных ресурсов страхового фонда. Высокая доля ответственности страховщика за социальные последствия его деятельности требует организации государственного надзора. В более обобщенной форме этот надзор выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователями. Отсутствие средств у страховщика для расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к конкретному страховщику, но и вообще к идее страхования. В общественном сознании недоверие к страховой идее воплощается в претензиях населения к государственным институтам. Именно поэтому государство не может находиться в стороне от страховой деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Характеристика  нормативных актов регулирующих страховую деятельность

 
     Нормативно-правовая база, регулирующая страховую деятельность в России, начала складываться с 1993 г. с вступлением в силу закона РФ «О страховании». В настоящее время в стране сформирована система страхового законодательства, включающая нормы гражданского, административного, государственного, финансового и международного права. К основным нормам гражданского права, регламентирующего порядок заключения, действия и прекращения договоров страхования, права и обязанности сторон по договору гражданского права, порядок создания и ликвидации страховщиков, деятельности страховых посредников относятся:
     1) Гражданский кодекс РФ, глава  48 которого, носящая название
     «Страхование», устанавливает основные положения касающиеся проведения страховых операций. В ней определены возможные формы страхования, регламентируются порядок проведения обязательного страхования, ответственность за неосуществление обязательного страхования. Дается характеристика договоров имущественного и личного страхования, их подотраслей. Установлены основные требования, предъявляемые к страховым организациям. Охарактеризованы общие принципы проведения взаимного страхования и перестрахования. Регламентированы принципы взаимоотношений сторон по договору страхования, права и обязанности страхователя, страховщика, других лиц, участвующих в страховании. Установлены требования к форме договора страхования, дается характеристика его существенных условий. Определяется порядок заключения и случаи досрочного прекращения договоров страхования. Регулируются действия сторон при наступлении страховых случаев;
     2) Федеральный закон «Об организации  страхового дела в Российской
     Федерации»  от 27 ноября 1992 г. (с последующими изменениями  и дополнениями), часть первая. В  нем формулируются основные понятия  в области страхования. В частности, даются определения страхования  и перестрахования, форм страхования. Характеризуются участники договора страхования и требования, предъявляемые  к ним, а также виды страховых  посредников. Рассматриваются термины, используемые в договорах страхования, — объект страхования, страховая сумма, страховой тариф, страховой взнос, страховой риск, страховой случай, страховая выплата;
     3) Кодекс торгового мореплавания  от 30 апреля 1999 г., в главе XV которого  регламентируются условия договора  морского страхования;
     4) Закон РФ «О медицинском страховании  граждан» от 28 июня 1991 г. (с изменениями  и дополнениями от 2 апреля 1993 г.), который регламентирует порядок  проведения медицинского страхования;
     5) Федеральный закон «Об обязательном  государственном страховании жизни  и здоровья военнослужащих, граждан,  призванных на военные сборы,  лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» от 28 марта 1998 г.;
     6) Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. «Об основных направлениях  государственной политики в сфере  обязательного страхования, в  котором определены принципы  осуществления ряда видов страхования,  проводимых в обязательной форме;
     7) Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. «О государственном обязательном  страховании пассажиров».
     К основным нормам административного  права, регулирующего отношения между государством и участниками страхового рынка и являющегося базой для административного осуществления государственного надзора за деятельностью страховщиков, относятся:
     а) Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (часть третья), где установлены основные положения, регламентирующие порядок осуществления государственного надзора за страховой деятельностью, и, в частности, сформулированы цели осуществления такого надзора, функции и права государственного органа страховогонадзора;
     б) «Условия лицензирования страховой  деятельности на территории Российской Федерации», утвержденные Приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г., в которых определен общий порядок получения юридическими лицами лицензий для проведения страховых операций;
     в) «Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации», утвержденное Приказом министра финансов РФ от 17 июля 2001 г., являющееся основным документом, регламентирующим порядок наложения санкций на страховые организации;
     г) «Правила размещения страховщиками страховых резервов», утвержденные Приказом министра финансов РФ от 22 февраля 1999 г., в которых регламентируется порядок инвестирования страховщиками средств страховых резервов;
     д) «Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств », утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 2 ноября 2001 г., в котором установлен порядок расчета соотношения активов и обязательств страховщиков — основного нормативного показателя оценки финансового состояния страховых организаций.
     К основным нормам финансового права, регламентирующего отношения по поводу уплаты налогов участниками страхового рынка, образования и использования страховых резервов и других финансовых фондов страховыми организациями относятся следущие:
     1) Налоговый кодекс РФ;
     2) Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (часть вторая), где дается характеристика страховых резервов, создаваемых страховыми организациями, регламентируется порядок ведения ими учета и составления отчетности;
     3) «Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни», утвержденные Приказом Росстрахнадзора от 18 марта 1994 г., в которых дан перечень создаваемых страховыми организациями страховых резервов и определен порядок их образования и использования.

     Общие принципы государственного регулирования в страховании

     Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии решений.
     Целями государственного регулирования являются:
     1) обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны;
     2) обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства;
     3) повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе;
     4) обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования;
     5) защита внутреннего страхового  рынка от деятельности зарубежных компаний;
     6) получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.
     Методы  государственного регулирования состоят в осуществлении следующих функций:
     а) принятие законов и других нормативных актов в области страхования;
     б) контроль уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов;
     в) регулирование финансовой устойчивости страховщиков и обеспечение выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг;
     г) контроль за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов;
     д) наложение санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования.
     Государственному  регулированию в страховании  подлежат:
     1) деятельность страховщиков и  перестраховщиков (продавцов страховых услуг);
     2) деятельность страховых посредников;
     3) деятельность страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей (потребителей страховых услуг);
     Государственное регулирование страховой деятельности, как правило, осуществляется с помощью специально создаваемых государственных организаций — органов государственного страхового надзора. В России функции данного органа в настоящее время выполняет Министерство финансов РФ, в составе которого функционирует Департамент страхового надзора. Министерство финансов РФ как орган государственного страхового надзора осуществляет, в частности, следующие функции:
     1) выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности на территории России и ведет их единый государственный реестр;
     2) осуществляет регистрацию страховых  брокеров и ведет их реестр;
     3) обобщает практику страховой деятельности, разрабатывает и представляет предложения по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании;
     4) осуществляет контроль за исполнением требований законов и иных правовых актов РФ, связанных с проведением страховой деятельности;
     5) разрабатывает нормативные и  методические документы по вопросам страховой деятельности и контролирует их соблюдение;
     6) получает от страховщиков бухгалтерскую и статистическую отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, рассматривает и анализирует ее;
     7) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства РФ о страховании дает им предписания по устранению нарушений, а в случае невыполнения предписаний приостанавливает или ограничивает действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений либо принимает решение об отзыве лицензий;
     8) обращается в арбитражный суд  с исками о ликвидации страховщиков, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий;
     9) рассматривает заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования. Кроме органа страхового надзора, государственный контроль на страховом рынке в пределах предоставленной им компетенции осуществляют налоговые органы (которые осуществляют контроль за уплатой налогов), Центральный банк РФ (который контролирует проведение страховых операций в иностранной валюте), орган по антимонопольной политике (на который возложено предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке) и др.

     Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью страховщиков

     Основное  значение при осуществлении государственного страхового надзора придается регулированию деятельности страховщиков на страховом рынке. Его первоочередной задачей является обеспечение выполнения страховыми организациями обязательств по договорам страхования. Страхование является довольно сложной услугой, о которой потенциальному потребителю непросто составить правильное представление в связи с отсутствием специальных знаний о принципах, на которых основана деятельность страховых организаций. В то же время страховщик является профессионалом в данной области, а потому он может злоупотреблять своими знаниями в ущерб интересам клиентов. Одной из особенностей страховой услуги является разрыв во времени между датами уплаты страховых взносов страхователем и осуществления страховщиком страховых выплат. Заключение договора страхования является лишь началом взаимоотношений сторон, которые продолжаются в течение всего срока действия договора. Страховщик сначала получает страховые взносы, а страховые выплаты ему придется производить гораздо позже, когда произойдет страховой случай. Поэтому страхователю бывает достаточно сложно оценить, окажется ли страховщик способен произвести страховые выплаты при наступлении страхового случая. Таким образом, одной из главных задач государства является обеспечение надежности деятельности страховщиков. Помимо этого, договоры страхования представляют собой сложные документы с юридической точки зрения, а потому страхователю бывает непросто разобраться в их формулировках, понять, какие услуги предоставляет ему страховщик, насколько текст договора соответствует требованиям законодательства. В связи с этим государство устанавливает контроль за условиями договоров страхования. Можно выделить две стадии контроля за деятельностью страховщиков — предварительный и текущий контроль.
     Рассмотрим эти стадии. На первой стадии — стадии предварительного контроля - осуществляется отбор организаций, которые получают право заниматься страховой деятельностью. Задача этой стадии — не допустить на страховой рынок компании, не соответствующие установленным критериям. Поскольку страхование является довольно сложным видом деятельности, им может заниматься далеко не каждый, необходим предварительный отбор лиц, желающих оказывать страховые услуги. Для этого требуется получить в органе страхового надзора разрешение (лицензию) на право заниматься страхованием. Для получения лицензии следует представить предусмотренные законодательством документы, располагать необходимыми финансовыми средствами, выполнить другие установленные требования. В России для получения права заниматься страховой деятельностью юридическое лицо должно получить лицензию в Министерстве финансов РФ. Лицензия выдается на осуществление строго оговоренных в ней видов страхования. Она может быть выдана для осуществления страховой деятельности как на всей территории страны, так и в пределах отдельных регионов. Лицензия, как правило, не имеет ограничения по сроку действия, но в некоторых случаях страховщикам выдается временная лицензия, где указывается срок ее действия. Для получения лицензии страховщик должен обладать (на день подачи документов) уставным капиталом, оплаченным за счет денежных средств в установленных законом размерах. При обращении страховой организации впервые за получением лицензии на проведение страховой деятельности оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой организации должны обеспечивать осуществление планируемых видов страховой деятельности и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования и составлять в совокупности (в процентах от суммы страховой премии, планируемой страховщиком на первом году деятельности):
     1) в страховании жизни, страховании от несчастных случаев и болезней, медицинском страховании, страховании средств наземного транспорта, страховании грузов, страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств — 15%;
     2) в страховании средств воздушного транспорта, страховании средств водного транспорта, страховании других видов имущества, страховании профессиональной ответственности, страховании ответственности за неисполнение обязательств — 25%;
     3) в страховании финансовых рисков, страховании гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности, страховании иных видов гражданской ответственности — 30%. В то же время страховщики, осуществляющие страховую деятельность на основании ранее полученной лицензии, при обращении за получением лицензии на новые виды страховой деятельности должны соответствовать следующим требованиям:
     а) отсутствие действующих санкций  за нарушение законодательства;
     б) обеспечение финансовой устойчивости и выполнение нормативного соотношения активов и обязательств на последнюю отчетную дату согласно данным баланса, подтвержденного аудиторским заключением;
     в) бизнес-план на год должен быть составлен исходя из прироста собственных средств, необходимых для развития новых видов страхования. Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности юридические лица должны представить в Министерство финансов РФ следующие документы:
     1) заявление установленной формы;
     2) учредительные документы (устав,  разработанный в соответствии с действующим законодательством; протокол учредительного собрания, решение о создании или учредительный договор; документ, подтверждающий государственную регистрацию юридического лица);
     3) документы, подтверждающие оплату  уставного капитала (справка банка, акты приема-передачи имущества, другие документы);
     4) экономическое обоснование страховой деятельности (бизнес-план на первый год деятельности; план по перестрахованию, если максимальная ответственность по отдельному риску по договору страхования превышает 10% собственных средств страховщика; положение о порядке формирования и использования страховых резервов; план размещения средств страховых резервов; баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату; расчет соотношения активов и обязательств — представляется страховыми организациями, осуществляющими страховую деятельность не менее одного года);
     5) правила страхования с приложением к ним образцов форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов);
     6) расчет страховых тарифов с приложением использованной методики расчета и указанием источника исходных данных, а также структуру тарифных ставок;
     7) сведения о руководителе страховой компании и его заместителях по установленной форме. Орган страхового надзора рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов. При этом основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства. Об отказе в выдаче лицензии орган страхового надзора сообщает юридическому лицу в письменной форме с указанием причин отказа.
     В случае принятия решения о выдаче лицензии на осуществление страховой деятельности со страховой организации взимается плата в федеральный бюджет в размере 50 установленных законом минимальных размеров месячной оплаты труда. При получении лицензии страховщику вручаются следующие документы:
     а) лицензия, содержащая такие сведения, как наименование страховщика и его юридический адрес; наименование видов страховой деятельности, на проведение которых имеет право страховщик; территория, на которой страховщик имеет право проведения страхования; номер лицензии и дата ее выдачи;
     б) приложение к лицензии (в нем указываются конкретные виды страхования, на проведение которых имеет право страховщик);
     в) правила по каждому виду страхования с отметкой органа страхового надзора;
     г) структура страховых тарифов с отметкой органа страхового надзора.
     При осуществлении текущего контроля органы страхового надзора рассматривают и анализируют представляемую страховщиками бухгалтерскую и статистическую отчетность, при необходимости требуют от них предоставления дополнительных сведений о деятельности страховых организаций, рассматривают заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования, проводят проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности представляемой ими отчетности. На данной стадии задача состоит главным образом в том, чтобы составить представление о положении дел в страховых организациях, проконтролировать соблюдение ими норм законодательства, оценить способность и готовность выполнить принятые ими обязательства. При этом основное внимание уделяется оценке финансового состояния страховых организаций. В частности, контролируется соответствие имеющихся у страховщиков собственных средств установленным нормативам, правильность формирования страховых резервов, соблюдение требований по их инвестированию.
     На  стадии текущего контроля также принимаются решения о мерах воздействия к страховщикам, не соответствующим каким- либо требованиям. Здесь проводятся мероприятия по санации страховщиков, попавших в затруднительное финансовое положение .Основной задачей этой стадии является минимизация убытков потребителей страховых услуг от деятельности страховщиков, попавших в сложное финансовое положение. При этом органы государственного страхового надзора могут давать указания по ограничению или приостановлению приема новых договоров на страхование, изменению размеров тарифных ставок, внесению коррективов в инвестиционную деятельность и по другим аспектам функционирования страховой организации.
     Так, в частности. Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ имеет право при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства о страховании налагать на такие организации следующие санкции: предписание, ограничение действия лицензии, приостановление действия лицензии и отзыв лицензии. Предписание представляет собой письменное распоряжение органа страхового надзора, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения. Основаниями для дачи предписания, в частности, являются:
     1) осуществление видов деятельности, которые не могут быть предметом непосредственной деятельности страховщиков в соответствии с законодательством;
     2) несоблюдение установленных правил формирования и размещения страховых резервов;
     3) несоблюдение установленных требований к нормативному соотношению между активами и страховыми обязательствами;
     4) нарушение установленных требований о предоставлении отчетности в орган страхового надзора;
     5) непредставление в срок документов, затребованных органом страхового надзора;
     6) установление факта представления в орган страхового надзора недостоверной информации;
     7) несообщение в установленный  срок в орган страхового надзора об изменениях и дополнениях, внесенных в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии;
     8) иные нарушения.
     В случае невыполнения в установленный срок предписания орган страхового надзора вправе ограничить или приостановить действие лицензии страховщика до устранения им выявленных нарушений либо принять решение об отзыве лицензии. Ограничение действия лицензии означает запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования по отдельным видам страховой деятельности или на определенной территории. Приостановление действия лицензии означает запрещение страховщику заключать и продлевать договоры страхования по всем видам страховой деятельности, на которые выдана лицензия. Представление страховщиком в установленный срок документов, свидетельствующих об устранении нарушений, послуживших причиной для ограничения или приостановления действия лицензии, является основанием для возобновления действия лицензии. Непредставление страховщиком в установленный срок данных документов является основанием для принятия решения об отзыве лицензии. Отзыв лицензии влечет за собой:
     а) прекращение права юридического лица осуществлять страховую деятельность;
     б) исключение юридического лица из Государственного реестра страховщиков.
     Решения об ограничении, приостановлении или отзыве лицензии, а также о возобновлении действия лицензии сообщаются страховщику и соответствующему налоговому органу в письменной форме, а также публикуются в печати. Орган страхового надзора имеет право обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков. Кроме непосредственно страховщиков органы страхового надзора следят также за деятельностью других лиц, не допуская проведения ими страховых операций без получения специальной лицензии. При выявлении таких фактов Министерство финансов РФ имеет право обращаться в арбитражный суд с исками о ликвидации таких организаций.
 

     

     Заключение

     В период существования государственной  системы страхования случаи мошенничества  были относительно редки. Это объяснялось  наличием одного страховщика-монополиста, ограниченным спектром предлагаемых полисов, наличием стандартных условий страхования, жесткой системой управления, наличием кадров достаточной квалификации. Образование большого числа страховщиков, предлагающих разнообразные виды страховых услуг, сопровождается и появлением фактов мошенничества. Со стороны страхователей это выражается главным образом в предоставлении фиктивных документов о характеристике принимаемого риска и в искажении информации о страховых случаях. Страховщиками делаются попытки борьбы с недобросовестными клиентами. Однако из-за недостаточной квалификации персонала, разобщенности страховщиков, неразвитости законодательства это пока не дает должного эффекта. Существуют и факты мошенничества со стороны страховых компаний. Обычно это выражалось в выдаче страхователям недействующих страховых полисов, опубликовании недобросовестной рекламы, обмане клиентов. Со стороны страхового надзора к таким страховым компаниям применялись разного рода санкции и, как правило, они лишались права на проведение страховой деятельности в России.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.