На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовый рынок в РФ: становление, этапы развития и современное состояние

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
     Финансовый  рынок – это сфера проявления экономических отношений между  продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования  финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости.
     Финансовый  рынок представляет собой организованную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация  капитала.
     В связи с глубоким финансовым кризисом в РФ тема финансового рынка особенно актуальна в нашей стране после обвала рынка государственных ценных бумаг и лихорадочного колебания корпоративного рынка.
     Целью курсовой работы является рассмотреть становление, строение и этапы развития финансового рынка в РФ, перспективы развития финансового рынка в РФ и исследовать современный финансовый рынок в РФ.
     Первая  глава называется «Становление, строение и этапы развития финансового  рынка в РФ».В ней мы рассмотрим становление, строение  и этапы развития финансового рынка в РФ. Современный финансовый рынок состоит из нескольких составляющих: рынка ценных бумаг, кредитного рынка, валютного рынка, страхового рынка, рынка  межбанковских кредитов и рынка  золота. Включение того или иного звена финансового рынка зависит в основном от того выполняется ли главная задача с помощью этого звена главная функциональная задача финансового рынка, которой является перераспределение временно свободных денежных средств.
      Вторая  глава называется «Исследование  современного финансового рынка  в РФ». В ней мы рассмотрим общую характеристику финансового рынка и проведем анализ валютного рынка и его развития в РФ в кризисный период.
      Третья  глава называется «Перспективы развития финансового рынка в РФ». В  ней мы рассматрим направления и перспективы развития финансового рынка в РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Значение, строение и этапы развития финансового рынка в РФ
1.1 Становление финансового  рынка в РФ
      До 1990 года полный контроль за финансовыми  потоками в России осуществляло государство. Так как финансовый рынок являет собой механизм перераспределения капитала, то одной из первоочередных задач правительства «новой» России стало создание условий функционирования этой сферы экономического пространства.
      В рамках этой задачи предстояло [5]:
      1) Создать нормативную базу, которая бы регулировала действия участников;
      2) Обеспечить возникновение самих  участников на базе программ  приватизации и коммерциализации;
      3) Стимулировать развитие инфраструктуры  рынка в части организации  биржевой торговли, банковской деятельности  и т.п.
      Начало  процессу было положено в первой половине 1991 г. после принятия Постановления  Совета Министров РСФСР № 601 от 25 декабря 1990 г. «Об утверждении Положения  об акционерных обществах». Для этого  первого - этапа были характерны следующие процессы:
      - появление (еще в 1990 г.) первых  открытых акционерных обществ,  выпустивших акции в открытую  продажу с первичным размещением  в 1991г. (банк «Менатеп», Российская  товарно-сырьевая биржа);
      - в марте 1991 г. государственные  облигации впервые появились  на биржевых торгах (фондовый отдел Московской товарной биржи);
      - массовое создание акционерных  обществ и выпуск их акций  в свободную продажу;
      - появление сотен бирж в 1991 г.  и начало функционирования других  институтов рынка (инвестиционных  компаний и др.) в 1992 г.
      Итогом  этого этапа (к весне 1992 г.) можно  считать появление всех возможных  видов ценных бумаг со всеми возможными сроками действия, эмитированными в  основном корпорациями и государством. Можно также считать, что к  концу этого этапа в основном было закончено формирование первичной нормативной базы развития рынка. Постановление Совета Министров РСФСР № 78 от 28 декабря 1991 г. «Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР» на 5 последующих лет стало основным документом в этой области (за исключением приватизируемых предприятий).
      Основными формальными вехами второго этапа стали [5]:
      - система приватизационного законодательства 1992-1994 гг.;
      - создание и развитие организованного  рынка государственных ценных  бумаг в 1993-1995гг. Точкой отсчета для этого этапа стал Указ Президента РФ N 721 от 1 июля 1992 г. «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», который оказал наибольшее влияние на развитие РЦБ в 1992-1994 гг. Технология чековой (ваучерной) приватизации стала, в свою очередь, решающей для развития инфраструктуры рынка. По имеющимся оценкам, именно в 1994 г. рынок ценных бумаг в России впервые стал оказывать сильнейшее влияние на общеэкономическое и даже политическое развитие страны. Так, резкое расширение рынка ГКО в 1994 году позволило в определенной мере уменьшить размер свободных денежных ресурсов, оказывавших негативное воздействие на курс рубля к доллару и на темпы инфляции. Резко увеличившийся размер сбережений населения вызвал к жизни значительное количество эмитентов (хотя и крайне низкой степени надежности), ориентированных на работу именно с населением. Также в 1994 г. впервые началось использование ценных бумаг для разрешения кризиса неплатежей (выпуск казначейских обязательств (КО)). В 1994 году иностранными инвесторами впервые были осуществлены и крупные вложения в акции российских приватизированных предприятий. Таким образом, в 1994 г. совпали во времени два качественных сдвига: во-первых, резко увеличилось предложение ценных бумаг вследствие интенсификации эмиссионной деятельности (эмиссия акций приватизированных предприятий, государственных ценных бумаг, а также активизация компаний, аккумулирующих средства населения), и во-вторых, резко увеличился спрос на инвестиционные ценности (за счет иностранных инвесторов; формирования устойчивого слоя населения, обладающего сбережениями долгосрочного характера, которые могут быть инвестированы в том числе в ценные бумаги; а также притока на рынок ценных бумаг средств банков и других финансовых структур в результате снижения прибыльности операций на валютном и кредитном рынках).
      Для третьего этапа развития рынка характерны следующие основные признаки [5]:
      - появление в 1994-1996 гг. качественно новой нормативной базы, определяющей институционально-регулятивные аспекты функционирования рынка ценных бумаг (вступление в силу ГК РФ, Законов РФ «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг»);
      - позитивные качественные изменения 1994-1996 гг., связанные с развитием инфраструктуры - свыше 200 лицензированных регистраторов, подготовка к созданию центрального депозитария, постепенное развитие кастодиальных услуг, создание и развитие Российской торговой системы, формирование системы саморегулируемых организаций участников рынка);
      - общие благоприятные тенденции  и значительные резервы в развитии  ликвидности и капитализации  рынка.
      Важнейшим качественным отличием данного этапа  развития РЦБ было также растущее международное признание российского рынка, доступ российских эмитентов различного типа к мировым финансовым рынкам. Среди наиболее важных событий в этой области следует отметить получение одновременно кредитного рейтинга Moody’s, Standard&Poor’s и IBCA, успешные выпуски «еврооблигаций», публикация индекса IFC Global Russia, выпуски ADR/GDR рядом компаний, включение АО «Вымпелком» в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи, признание американской SEC некоторых российских банков «надежным иностранным депозитарием» и др.
      Однако бурный рост отечественного рынка был прерван кризисом 1998 года, когда в одночасье рынок откатился к нулевой точке своего развития.
      Можно выделить основные причины кризиса:
      - «Раздутость» рынка, выраженная  в отсутствии в большинстве  случаев обеспечения у обращаемых ценных бумаг, в т.ч. ГКО;
      - Финансовые пирамиды;
      - Низкая платежеспособность участников  рынка (кризис неплатежей);
      - Кризис доверия со стороны  иностранных участников, спровоцированный  крупным финансовым кризисом  в Юго-Восточной Азии в 1997 году;
      - Несовпадение динамики пассивов  и активов банков (депозитные  и кредитные ставки);
      - Снижение доходных статей министерства  финансов (налоги).
      1.2 Этапы развития  финансового рынка  в РФ
Понятие «финансы» зачастую отождествляют  с деньгами. Однако если финансы - деньги — это одно и то же, то зачем существуют два разных термина для одной и той же категории? Что же такое финансы?
Рассмотрим  этот вопрос через призму истории  развития данной категории. Термин finansia возник в XIII—XV вв. в торговых городах  Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Таким образом, данный термин отражал, во-первых, денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов); во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями; в-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств — бюджет. Следовательно, можно сказать, что эти отношения носили фондовый характер; в-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам гоcударственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
Таковы  основные признаки финансов. По ним  безошибочно можно выделить финансы  из всей совокупности денежных отношений. Например, денежные отношения, возникающие  между гражданами, между гражданами и розничной торговлей (даже в условиях регулирования государством розничных цен), нельзя отнести к финансам, так как государство здесь регулирует денежные отношения гражданско-правовым методом, для которого характерной чертой является равноположение субъектов (равенство в их правах и обязанностях), объединенных данными отношениями.
Таким образом, финансы — это всегда денежные отношения, но не любое денежное отношение — всегда финансовое отношение. Исходя из вышесказанного можно сформулировать общее определение финансов.
Финансы—  это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных  фондов денежных средств для осуществления  экономических, социальных и политических задач.
Каковы  предпосылки возникновения финансов? Ведь человечество задолго до этого  имело деньги, товарно-денежные отношения, государственное устройство. Почему только в средние века возникли данное явление и термин, отражающий его.
Первая  предпосылка. Именно в Центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
Вторая  предпосылка. Формирование и использование  бюджета стало носить системный  характер, т. е. возникли системы государственных  доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. Примечательно, что основные группы расходной части бюджета практически не изменялись в течение многих столетий. Уже тогда были обозначены четыре направления расходов: на военные цели, управление, экономику, социальные нужды. В России последнее направление возникло в конце XIX в. Там, где сохранились монархические режимы, часть средств направлялась на содержание двора. Например, в середине XIX в. на эти цели выделялось в бюджете Англии — 1,05%, Франции — 2,01, Пруссии — 3,9, России — 2,7% общего объема государственных расходов. Интересен и тот факт, что практически до сих пор неизменной (II—13%) остается доля расходов на управление в бюджетах разных стран в различные периоды.
Третья  предпосылка. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.
Таким образом, только на данном этапе развития государственности и денежных отношений  стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном выражении. Распределительные отношения — часть экономических отношений в обществе, и финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение — формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости. Финансы вместе с тем и историческая категория, так как они имеют стадии возникновения, развития, т. е. изменяются во времени.
Можно выделить два основных этапа развития финансов. Первый этап— неразвитая форма финансов. Она характеризуется  непроизводительным характером финансов, т. е. основная масса денежных средств (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Второй характерной чертой этого периода была узость финансовой системы, так как она состояла из одного звена — бюджетного, и количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета.
По мере развития товарно-денежных отношений, государственности возникала необходимость  в новых общегосударственных  фондах денежных средств и соответственно новых группах денежных отношений  по поводу их формирования и использования.
В настоящее  время повсеместно, независимо от политического  и экономического устройства того или  иного государства, финансы вступили в новую стадию своего развития. Это обусловлено многозвенностью  финансовых систем, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. На этой стадии финансы становятся одним из важнейших орудий косвенного воздействия на отношения общественного воспроизводства: воспроизводства материальных благ, рабочей силы и производственных отношений.
В зависимости  от конкретных экономических и политических условий, природы и роли государства  финансы, обладая практически одинаковыми  институтами, часто имеют качественно  различное содержание. Так, например, до недавнего времени в мире существовали две политические и экономические системы. Все финансовые отношения капиталистических стран были направлены на воспроизводство рыночных экономических отношений, а социалистических стран — на воспроизводство авторитарного режима и соответственно централизованного управления экономикой.
Рассмотрим  подробнее этапы развития финансов в СССР и России. Выше было отмечено, что финансовые отношения организует государство исходя из задач, стоящих  перед ним на том или ином этапе  развития общества с учетом реально сложившихся условий.
Строительство социалистических финансов началось только после окончания гражданской  войны. Экономические условия в  данный период были тяжелейшие: разоренная страна, полный упадок хозяйства. Крупные  предприятия промышленности и торговли национализированы, но все еще велика доля частника, особенно в оптовой и розничной торговле. Так, удельный вес частного сектора в 1923/24 г. в розничном товарообороте достигал 57,7%. Этот период характеризовался неупорядоченным снабжением, стихийными ценами, непредсказуемыми результатами хозяйственной деятельности, отсутствием условий для планирования таких показателей, как доход, прибыль, себестоимость.
Основными задачами в это время были, с  одной стороны, оживление экономики, восстановление промышленности и сельского хозяйства даже с помощью частника и кулачества, а с другой стороны, поддержка государственного сектора и подавление частника.
Экономические и политические условия диктовали  необходимость максимальной концентрации финансовых ресурсов в руках государства, а задачи подъема экономики требовали заинтересованности товаропроизводителей. Следовательно, система конкретных финансовых отношений должна была соответствовать этим требованиям.
В связи  с этим государство создает три  основных общегосударственных фонда денежных средств и, следовательно, три группы денежных отношений, связанных с их формированием и использованием. Основным общегосударственным фондом стал государственный бюджет, главными источниками поступлений — налоги..
Налоговая система данного периода характеризовалась особой множественностью налогов. К первой группе налогов следует отнести прямые налоги. Это налог на доход, промысловый налог, рента с городских земель, налог на строения, подоходный налог с населения, сельскохозяйственный налог и т.д. Значительную долю приносил налог на доход (прибыль) государственных предприятий, так как почти весь он перечислялся в бюджет. Небольшая доля оставалась на предприятии для расширения производства, создания фонда улучшения быта рабочих и служащих. Средства этого фонда прежде всего направлялись на строительство жилья. На эти же цели предприятиям выделялись значительные суммы из бюджета. А так как в тот период жилищная проблема стояла чрезвычайно остро, то такой подход решал и политическую задачу: происходил мощный отток рабочей силы из частного сектора в государственный. Несмотря на преимущества налога на доход (прибыль), он имел серьезный недостаток — не обеспечивал устойчивость доходной базы государственного бюджета. Условия хозяйствования были таковы, что результат деятельности мог быть определен только по окончании квартала, года, соответственно и взносы в бюджет могли поступать с такой же периодичностью.
Чтобы обеспечить регулярные поступления  в бюджет, необходимо было найти  такой объект налогообложения, который в хозяйственной деятельности любого предприятия имел постоянный характер. И такими объектами стали отдельные акты производственной и торговой деятельности. Например, взимался государственный гербовый сбор со сделок, счетов, векселей, железнодорожных накладных и т. д.
Особое  место в налоговой системе  занимал промысловый налог, которым  облагались промышленные и торговые предприятия, единоличные ремесла  и промысловые занятия. Налог  состоял из двух самостоятельных  платежей — патентного и уравнительного сборов. Первый взимался при выдаче патентов на право промышленной и торговой деятельности. Уравнительным сбором облагались обороты предприятий. Характерной чертой данного налога была многократность обложения, т.е. один и тот же товар облагался на всем пути движения от производителя к потребителю.
Регулярность  поступлений в бюджет обеспечивали и такие прямые налоги, как подоходный налог с населения и сельскохозяйственный налог. Первый уплачивали трудящиеся предприятий, организаций всех форм собственности, второй — крестьянство.
Вторую  группу налогов составляли косвенные  налоги в виде акцизов на товары народного потребления.
Широко  использовалась система доходов  от государственного имущества. Сюда относились арендная плата за земельные угодья, лесной доход, плата за добычу угля и т.д.
Вся налоговая  система была направлена на подавление частника в промышленности и торговле и кулачества в сельском хозяйстве. Эту задачу превосходно решали дифференцированные налоговые ставки. Для укрепления позиций социалистического сектора применялись пониженные ставки с доходов государственных и кооперативных предприятий и организаций, система льгот. Для частного сектора ставки платежей устанавливались, как правило, в два раза выше. Аналогичное положение было и при исчислении подоходного налога с физических лиц. По Положению о подоходном налоге 1924 г. высшая прогрессивная ставка составляла 37,5% и распространялась на всех плательщиков. Но уже в 1926 г. ставки дифференцировали по группам плательщиков.
Максимальная ставка для капиталистических элементов была повышена до 67,5%, а с 1927 г. — до 81%. Кроме того, в 1931 г. введен специальный сбор на нужды культурного и жилищного строительства. С рабочих, служащих и кооперативных кустарей он взимался в виде небольшой надбавки к окладу подоходного налога; для частников эта надбавка достигла 200%, т. е. фактически изымался не только доход частника, но и значительная часть его капитала.
Вторым  по значению общегосударственным фондом денежных средств был фонд государственного имущественного и личного страхования. Этот фонд формировался за счет обязательных и добровольных взносов страхователей. Обязательному страхованию подлежало имущество предприятий и организаций всех форм собственности, так как даже для государственных предприятий в бюджете не были предусмотрены средства на возмещение ущерба, и обеспечение непрерывности процесса производства являлось функцией самого предприятия. Добровольному страхованию подлежало имущество, здоровье и жизнь граждан.
Третьим общегосударственным фондом был фонд государственного социального страхования, обеспечивающий сохранение, воспроизводство трудовых ресурсов. Он формировался за счет взносов предприятий, организаций и отдельных лиц, использующих наемную рабочую силу.
Вышеуказанная система финансовых отношений обеспечила выполнение поставленных государством задач. Уже к 1930 г. в промышленности государственный сектор становится господствующим, здесь производилось 94,4% валовой продукции. Главными производителями сельхозпродукции становятся колхозы и совхозы. Оптовая и розничная торговля почти полностью сосредоточилась в руках государства и потребительской кооперации.
Основным  производственным звеном стали предприятия, действующие на началах хозяйственного расчета в условиях централизованного планового управления народным хозяйством. Все показатели деятельности предприятий планировались и носили директивный характер. На этом этапе у государства уже другие задачи: реконструкция всех отраслей народного хозяйства на базе социалистической индустриализации. Но ограниченность финансовых ресурсов и отсутствие какой-либо помощи извне обусловили продолжение политики жесткой централизации средств, предназначенных как для накопления, так и потребления. Новые условия и новые задачи требовали коренного изменения системы финансовых отношений. А так как основной группой финансовых отношений выступают денежные отношения между юридическими лицами и бюджетом, то, естественно, изменения коснулись прежде всего их.
Налоговая реформа 1930/31 г. обеспечила значительное сокращение количества налогов и платежей, упростила методики их расчета и порядок перечисления в бюджет. Например, налог с оборота объединил 53 ранее действующих платежа. Данный налог просуществовал до 1992 г., не меняя основополагающих признаков. Налог с оборота фиксировался в цене высокорентабельных товаров в твердых нормах и полностью поступал в государственный бюджет по мере реализации товара. Поэтому он обеспечивал регулярную и устойчивую мобилизацию денежных ресурсов в народном хозяйстве для бесперебойного финансирования плановых мероприятий.
Доля  налога с оборота в общем объеме доходов государственного бюджета  всегда была очень высока. Например, в 1940 г.— 58,7%, 1950 г. — 55,8, 1960 г. — 40,7, 1970 г. — 31,5, 1975 г. — 30,4, в 1980 г. — 31,1%.
Вторым  по величине источником доходов бюджетов всех уровней становятся отчисления от прибыли: в 1940 г. — 12,1%, 1960 г. — 24,2, 1970 г. — 34,6, в 1975 г. — 31,9%. Этот доход, наоборот, претерпел существенные изменения.
Итак, в  результате налоговой реформы 1930/31 г. подоходный налог с государственных предприятий и некоторые другие платежи были заменены отчислениями от прибыли. На этом же этапе был принят следующий порядок распределения прибыли. В первую очередь отчисления шли в поощрительные фонды предприятия (фонд улучшения быта рабочих и служащих, фонд премирования рационализаторов производства), на плановые капитальные вложения, прирост норматива собственных оборотных средств и другие плановые потребности. Естественно, все отчисления осуществлялись по нормативам, устанавливаемым вышестоящими организациями (специализированными наркоматами). Свободный остаток прибыли перечислялся в соответствующий бюджет (в зависимости от подчиненности предприятия). В результате такого распределения предприятие получало около 28% прибыли, из них 12% направлялось на капитальные вложения, 8% — на прирост норматива собственных оборотных средств, 5% — в поощрительные фонды и 3% — на другие цели. В бюджет вносилось 72% прибыли.
В сельским хозяйстве сохранился сельскохозяйственный налог, но его ставки еще жестче воздействовали на не обобществленный сектор сельскохозяйственного производства.
Данная  организация финансов позволила  государству даже в условиях Отечественной  войны 1941—1945 гг. выполнить поставленные задачи и к 1960-м годам страна по уровню развития промышленности становится одним из крупнейших индустриальных государств мира. Были построены и введены в действие десятки тысяч новых крупных промышленных предприятий. Число отраслей и производств в промышленности возросло с 81—87 в 1925—1927 гг. более чем до 300 в 1966 г. Особенно значителен был рост отраслей в машиностроении, химической промышленности. Почти вдвое увеличилось количество отраслей в легкой и пищевой промышленности.
Масштабы  производства обусловили процесс децентрализации в управлении экономикой, так как стало невозможным из центра решать конкретные задачи отдельного предприятия. Но, передавая часть своих функций предприятиям, социалистическое государство должно было обеспечить их соответствующими денежными ресурсами. Возникла необходимость формирования фондов денежных средств не только на уровне государства но и на уровне отрасли и предприятия. Следовательно, условия этого этапа вызвали к жизни совершенно новые группы финансовых отношений: денежные отношения между предприятием и государством по поводу формирования и использования отраслевых фондов и фондов предприятия. В связи с этим значительно возросла роль прибыли как основного их источника.
Экономическая реформа 1965 г. утвердила новую систему  распределения и использования прибыли, в основу которой положены следующие принципы:
• повышение  заинтересованности работников предприятий  в общих результатах работы, в  связи с чем размеры материального  поощрения работников были поставлены в зависимость от роста реализации, прибыли и уровня рентабельности;
• создание на предприятиях более широких возможностей для осуществления за счет их прибыли  и части амортизационных отчислений мероприятий по обновлению оборудования, совершенствованию производства и  других мер по внедрению новой техники и расширению производства;
• введение платности за пользование производственными  фондами, предоставляемыми государством предприятию в целях создания их заинтересованности в лучшем использовании  фондов;
• повышение  материальной ответственности предприятий за выполнение плана прибыли и сохранность собственных оборотных средств.
Финансовые  отношения по поводу распределения  прибыли представляют сложную систему  взаимоувязанных нормативов, методик  расчета налогооблагаемых баз, очередности  отчислений, льгот и санкций. В первую очередь осуществлялись платежи в бюджет в виде платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства и платежи банку процентов за кредит. Плата за фонды исчислялась по устанавливаемым на ряд лет нормативам (в основном 6%) от среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Таким образом, сумма платы за фонды представляла собой величину, зависящую не от результатов деятельности предприятия, а от фактического наличия у предприятия производственных фондов. Такой порядок заставлял предприятия либо эффективно использовать все имеющиеся мощности, либо избавляться от них.
После первоочередных отчислений оставалась так называемая расчетная прибыль, которая направлялась в основном на формирование отраслевых и децентрализованных фондов. Сумма отчислений рассчитывалась по установленным нормативам и была связана с целым рядом показателей деятельности предприятия. Оставшаяся часть прибыли шла на покрытие таких плановых затрат, как финансирование капиталовложений и погашение долгосрочного кредита, предоставленного на эту цель, покрытие убытков и др.
Так как  затраты второго и третьего (финансирование капитальных вложений, погашение  долгосрочного кредита, погашение  среднесрочного кредита, выданного на восполнение собственных оборотных средств, финансирование прироста собственных оборотных средств и т. д.) уровней планировались и утверждались министерствами, то, безусловно, их объемы устанавливались ниже планируемой и утверждаемой прибыли, т. е. в централизованном порядке обеспечивались условия возникновения свободного остатка прибыли, который целиком направлялся в бюджет. 

Анализ  данных финансовых отношений показывает, что социалистическое государство  очень неохотно выпускало из своих  рук финансовые ресурсы, хотя условия этого настоятельно требовали. В самый жесткий период государство забирало у предприятий 72% прибыли, а в 1983 г., провозгласив политику децентрализации системы управления экономикой — в среднем 60%. Жесткое централизованное нормирование затрат сковывало инициативу предприятий, снижало заинтересованность в повышении эффективности производства, что не только не привело к улучшению положения в экономике, но способствовало появлению убыточных предприятий и целых отраслей.
Стремясь изменить положение, государство в 80-е годы осуществляет ряд мероприятий, связанных с некоторым совершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Такими мерами были: внедрение нормативного метода распределения прибыли, первой и второй модели хозяйственного расчета. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентируясь на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и другие показатели эффективности. Треть предприятий оказалась убыточной. Народное хозяйство, располагающее огромными ресурсами, натолкнулось на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался дефицитным. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов — государственных, отраслевых, региональных.
К 1992 г. в стране произошла смена политических ориентиров, государство провозгласило  курс на демократизацию и рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Огромное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д., институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.
Рыночная  экономика привела к усилению роли финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов наряду с традиционными возникают новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средства обращения, становятся капиталом, т. е. самовозрастающей стоимостью.
Рассмотрим, какие изменения произошли в системе общегосударственных финансов с переходом на рыночные отношения. При планово-директивной экономике на государственном уровне формировались три фонда: государственный бюджет, фонд государственного имущественного и личного страхования и фонд государственного социального страхования. Все они имели фиктивную обособленность, на практике средства переливались из одного фонда в другой по решению правительства. В настоящее время кроме бюджета формируются: пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, фонды развития НИОКР и др. Каждый фонд имеет специфические задачи и соответствующую организацию финансовых отношений. Бюджет, хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как ранее, когда через бюджет государство централизовало свыше 50% национального дохода.
Переход страны на новые экономические отношения  чреват большими трудностями. Структурные  преобразования вызвали значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. Финансовые отношения по поводу формирования бюджета на современном этапе такие же сложные, противоречивые, во многом не отвечающие даже интересам новых хозяйствующих субъектов, как ив период становления социалистических финансов.
Характерной чертой современной налоговой системы  по-прежнему является ее сложность, связанная  с множественностью налогов и  сборов. Введены такие новые налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог с пользователей автомобильных дорог, налог на рекламу и ряд других. Налог на прибыль претерпел коренные изменения; в настоящее время в качестве объекта обложения выступает валовая прибыль, учитывающая прибыль от всех видов деятельности. Возникли такие новые источники поступления средств в бюджет, как доходы от продажи государственной и муниципальной собственности.
1.3 Современная структура  финансового рынка  в РФ 
     Для нормального развития экономики постоянно требуется мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц и их распределение и перераспределение на коммерческой основе между различными секторами экономики. В эффективно функционирующей экономике этот процесс осуществляется на финансовых рынках.
     Финансовый  рынок – система экономических  отношений связанных с перераспределением временно свободных денежных средств, от тех у кого они имеются к  тем кто в них нуждается  в наиболее короткие сроки и по приемлемой цене.
     Единственное  звено финансового рынка, которое  не подлежит сомнению – это рынок  ценных бумаг, его в структуре  финансового рынка выделяют все  авторы. Однако в настоящее время  вопрос о структуре финансового  рынка остается открытым. Различные авторы включают в его состав от двух до шести составных частей:
    Рынок ценных бумаг – здесь перераспределяются временно свободные денежные средства путем выпуска и обращения ценных бумаг. Участники  РЦБ – это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним; это те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг.[6]
    Кредитный рынок – это механизм, с помощью которого устанавливаются взаимоотношения между предприятиями и гражданами, нуждающимися в финансовых средствах, и организациями и гражданами, которые их могут представить (одолжить) на определенных условиях.[7]
    Валютный рынок – обслуживает международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Валютные рынки – официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения.[]7
    Страховой рынок – часть финансового рынка, на котором предлагаются услуги по страхованию. Услуги страхования на данном рынке предлагают страховые компании. Одним  из важнейших принципов организации страхового рынка является обеспечение справедливой конкуренции страховых компаний. Главная особенность в том, что процесс аккумулирования и использования средств разорван во времени.
    Рынок межбанковских кредитов – рынок, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки. Наиболее распространенные сроки депозитов – 1, 3 и 6 месяцев, предельные сроки – от 1 дня до 2 лет (иногда 5 лет). Средства межбанковского рынка используются банками не только для краткосрочных, но и для средне- и долгосрочных активных операций, регулирования балансов, выполнения требований государственных регулирующих органов
    Рынок золота - рынок, обеспечивающий осуществление международных расчетов, промышленно – бытовое потребление, страхование рисков, осуществление спекулятивных  операций. Золото является объектом биржевой торговли наряду с другими товарами и финансовыми активами.
      Включение того или иного звена финансового  рынка зависит в основном от того выполняется ли главная задача с помощью этого звена главная функциональная задача финансового рынка, которой является перераспределение временно свободных денежных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Исследование современного финансового рынка в РФ
2.1 Общая характеристика  финансового рынка в РФ
     В 2009 году российский финансовый рынок  постепенно  восстанавливался,  преодолевая  последствия глобального   финансово-экономического   кризиса второй половины 2008 года. Соотношение  совокупного объема финансового  рынка  и  ВВП  России  на  конец  2009  г.  составило 124% против 86% на конец 2008 г. и 155% на конец  2007  г.  .  Основной  вклад  в  динамику совокупного  объема  рыночных  ресурсов  в  анализируемый  период,  как  и  в  предшествующие  годы, внес  рынок  акций.  Капитализация  рынка  акций  в РТС на конец 2009 г. достигла 59% ВВП, задолженность нефинансового сектора по банковским кредитам – 41% ВВП, а объем находящихся в обращении долговых ценных бумаг – 23% ВВП.В течение 2009 г. факторы, влиявшие на состояние российского финансового рынка, претерпевали существенные изменения по величине и направлению.
     В начале 2009 г. финансовый рынок находился  под  воздействием  негативных  внешних  и  внутренних  факторов.  Сохранялись  низкие  мировые  цены на товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. Оставалась неблагоприятной конъюнктура мирового  финансового рынка.  Продолжался отток частного  капитала  из  России.  Доступ к внутренним и внешним заимствованиям для российских организаций и банков по-прежнему был ограничен, что создавало трудности с рефинансированием  их  долговых  обязательств.  Ухудшались  макроэкономические показатели России, состояние государственного  бюджета  и  финансовое  положение российских компаний. В этих условиях на основных сегментах российского финансового  рынка  усиливались  кризисные явления. В конце января – середине февраля 2009 г. валютный,  денежный  и  фондовый  рынки  достигли «дна»  своего  падения,  когда  были  зафиксированы минимальные  значения  курса  рубля  к  бивалютной корзине, доллару и евро, максимальные ставки денежного рынка,  минимальные котировки корпоративных ценных  бумаг и объемы  операций  на  первичном и вторичном сегментах фондового рынка. В то же время кредитные и депозитные ставки банков по операциям с нефинансовыми организациями и населением находились на высоком уровне, а активность  кредитования  нефинансовых заемщиков была невысокой . Остроту  кризиса  удалось  смягчить  благодаря оперативным  и  масштабным  антикризисным  мерам, которые в конце 2008 – начале 2009 г. предприняли   Правительство   Российской   Федерации и Банк России. Эти меры, направленные на оздоровление и укрепление российской финансовой системы, оказали стабилизирующее воздействие на внутренний  финансовый  рынок,  создав  необходимые внутренние предпосылки для его восстановления. В то же время стали формироваться позитивные внешние  факторы  благодаря  эффекту  от  масштабных  мер,  осуществленных  центральными  банками ведущих  зарубежных  стран.  Со  второй  половины февраля 2009 г. мировые финансовые рынки начали постепенно стабилизироваться, наметились признаки  роста  мировых  цен  на  энергоносители.  Это создавало   благоприятные   внешние   предпосылки для  начала  восстановления  российского  финансового рынка. В  последующие  месяцы  устойчивое  улучшение  конъюнктуры  мировых  сырьевых  рынков,  рост основных  зарубежных  фондовых  индексов,  стабилизация  ситуации  на  внутреннем  валютном  и  денежном  рынках,  а  также  наблюдавшийся  с  мая нетто-приток  частного  капитала  в  Россию  оказали  позитивное  влияние  на  состояние  российского финансового  рынка.  Сравнительно  высокий,  хотя и  снижающийся  уровень  внутренних  процентных ставок  на  фоне  номинального  укрепления  рубля к ведущим мировым валютам способствовал возобновлению притока спекулятивного капитала на российский фондовый рынок, росту котировок ценных бумаг, активизации операций с рублевыми инструментами.
     Ослабление  девальвационных ожиданий в отношении  рубля и существенное замедление инфляции позволили Банку России осуществить в апреле - декабре поэтапное снижение уровня ставок по своим операциям с целью оживления кредитования  банками реального сектора экономики.  Однако  восстановительные процессы на кредитно-депозитном рынке происходили  медленнее,  чем  на  денежном и фондовом рынках. Понижательная динамика рублевых ставок по кредитам нефинансовым организациям  сформировалась  только  во  второй  половине 2009 г., а по вкладам населения – лишь к концу года.
     Преодолеть  кредитное  сжатие  не  удалось.  В  то  же время   заметно   возросли   объемы   привлеченных банками вкладов населения и депозитов нефинансового сектора. Неравномерность      процесса      восстановления  внутреннего  финансового  рынка  проявлялась в  динамике  отдельных  видов  риска  на  различных рыночных  сегментах.  Кризис  ликвидности  на  денежном  рынке  в  основном  был  преодолен,  о  чем свидетельствуют    снижение    процентных    ставок по  рублевым  межбанковским  кредитам  и  операциям  РЕПО,  а  также сокращение  спроса  банков на  инструменты рефинансирования  Банка России.
     Однако  по  итогам  2009  г.  на  кредитном  рынке  существенно  возросла  просроченная  задолженность по  банковским  кредитам  нефинансовому  сектору (по сравнению с 1.01.09), на рынке облигаций резко увеличилось количество  дефолтов  по  корпоративным облигациям, что указывает на значительный рост кредитного риска. При этом усилилась дифференциация  заемщиков – банков  и нефинансовых организаций по  их  кредитному  качеству.  На  рынке акций  к  концу  2009  г.  котировки  значительно  возросли,  но  по-прежнему  были  ниже,  чем  накануне кризисного падения, обороты вторичных торгов достигли  докризисного  уровня,  однако  конъюнктура рынка оставалась неустойчивой, в значительной степени определяясь внешними шоками и действиями спекулятивно настроенных участников рынка.
     В  2009  г.  между  сегментами  российского  финансового  рынка  сохранялись  тесные  связи.  Волатильность  ценовых и объемных индикаторов  на всех сегментах рынка была очень высокой, но динамика этих  показателей  имела  достаточно  согласованный характер в течение всего рассматриваемого периода.
     Финансовый  рынок продолжал реализовывать  функцию  трансформации  сбережений  в  инвестиции, хотя взаимосвязь  финансового и реального секторов российской экономики несколько ослабла, что проявлялось прежде всего в затрудненности доступа  на  кредитный  и  фондовый  рынки  организаций, не  относящихся  к  категории  первоклассных  заемщиков. В этих условиях важную роль сыграли меры по государственной поддержке системообразующих организаций различных видов экономической деятельности. Во второй половине 2009 г. по мере улучшения экономической ситуации началось постепенное  сворачивание  государственной  антикризисной поддержки.
     Таким образом, в 2009 г. российский финансовый рынок, находясь в меняющихся внешних  и внутренних условиях, выдержал испытание  кризисом и смог частично восстановиться. Основные участники финансового  рынка продолжали осуществлять операции,   инфраструктура   рынка   функционировала бесперебойно.  Дальнейшее  развитие  российского финансового  рынка  зависит  от  многих  факторов, среди которых важное значение имеет возобновление устойчивого роста в реальном секторе экономики.
2.2 Анализ валютного  рынка в РФ
     В августе 2008 года на внутреннем валютном рынке наблюдалась неустойчивая ситуация, которая определялась снижением  мировых цен на нефть и чистым оттоком частного капитала из России, связанным с возросшими политическими  рисками. В этот период динамика рыночной стоимости бивалютной корзины характеризовалась наибольшей с начала 2008 г. волатильностью. В сложившихся условиях Банк России проводил как операции по покупке, так и операции по продаже иностранной валюты с целью стабилизации обстановки на внутреннем валютном рынке. Объем золотовалютных резервов в августе сократился на 2,4% и на 1.09.2008 составил 581,6 млрд. долл. США.
     
     Волатильность котировок евро и доллара США  к рублю также возросла. По итогам августа официальный курс доллара  США к рублю повысился на 4,9% — до 24,5769 руб. за долл. США на 1.09.2008, официальный курс евро к рублю снизился на 1,0% и составил 36,2264 руб. за евро соответственно.
     
     В августе наблюдалось снижение активности участников внутреннего валютного  рынка. Суммарный оборот торгов по операциям рубль/доллар США на ЕТС в августе по сравнению с июлем сократился на 9,3% (до 189,2 млрд. долл. США). Доля операций "своп" в структуре биржевого оборота по доллару США возросла с 41% в июле до 44% в августе.
     
     Совокупный  биржевой оборот по операциям рубль/евро уменьшился на 15,6% (до 11,4 млрд. евро). Доля операций "своп" в структуре биржевого оборота по евро оставалась значительной — 56% в августе против 54% в июле.
     
     Средний дневной оборот межбанковских кассовых конверсионных операций по всем валютным парам в пересчете на доллары США сократился на 8,5% — до 109,1 млрд. долл. США. Уменьшились средние дневные обороты по всем основным валютным парам: по операциям рубль/доллар США — на 8,4% (до 62,2 млрд. долл. США), по операциям доллар США/евро — на 8,2% (до 34,6 млрд. долл. США), по операциям рубль/евро — на 6,1% (до 2,4 млрд. в долларовом эквиваленте), по операциям доллар США/фунт стерлингов — на 2,5% (до 3,5 млрд. долл. США).  В последний день месяца котировки срочных контрактов на доллар США с исполнением 15.09.2008 на ММВБ составляли 24,64 руб. за долл., 15.11.2008 — 24,79 руб. за долл., с исполнением 15.01.2009 — 24,91 руб. за доллар. Это свидетельствует о том, что в августе участники срочного биржевого валютного рынка ожидали продолжения роста номинального курса доллара США к рублю.
     Ситуация  на внутреннем валютном рынке в сентябре 2008 года определялась повышенным спросом  участников рынка на иностранную  валюту, обусловленным как выводом  инвесторами средств из российских активов, так и укреплением доллара США при сохранении негативной ценовой динамики мировых фондовых и товарных рынков. В рамках действующего механизма курсовой политики задачей Банка России было удержание стоимости бивалютной корзины внутри целевого коридора, что стало причиной активизации продажи иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке (объем нетто-продаж составил за месяц 17,2 млрд. долл. США и 0,5 млрд. евро). В результате объем золотовалютных резервов в сентябре сократился на 4,4% и на 1.10.2008 составил 556,1 млрд. долл. США.Волатильность котировок евро и доллара США к рублю оставалась высокой. По итогам сентября официальный курс доллара США к рублю повысился на 3,2% — до 25,3718 руб. за доллар США на 1.10.2008, официальный курс евро к рублю повысился на 0,8% и составил на ту же дату 36,4999 руб. за евро.В сентябре отмечалось повышение активности биржевой торговли, в том числе за счет реализации иностранной валюты Банком России. Суммарный оборот торгов по операциям рубль/доллар США на ЕТС в сентябре по сравнению с августом возрос на 19,1% (до 225,4 млрд. долл. США). Доля операций «своп» в структуре биржевого оборота по доллару США за рассматриваемый период возросла с 44 до 47%.Совокупный биржевой оборот по операциям рубль/евро увеличился на 28,1% - до 14,5 млрд. евро. Доля операций «своп» в структуре биржевого оборота по евро существенно возросла - с 56% в августе до 65% в сентябре.Увеличение доли операций «своп» как по доллару США, так и по евро связано в основном с тем, что участники рынка использовали данные операции для закрытия ранее открытых позиций в иностранной валюте.При значительном увеличении биржевого оборота внутреннего валютного рынка средний дневной оборот межбанковских кассовых конверсионных операций по всем валютным парам в пересчете на доллары США уменьшился на 3,4% (до 105,3 млрд. долл. США), в основном за счет сокращения оборота по операциям доллар США/евро на 29,0% (до 24,6 млрд. долл. США). Средние дневные обороты по прочим основным валютным парам возросли: по операциям рубль/доллар США - на 12,0% (до 69,7 млрд. долл. США), по операциям рубль/евро - на 16,6% (до 2,8 млрд. в долларовом эквиваленте), по операциям доллар США/фунт стерлингов - на 20,4% (до 4,1 млрд. долл. США), что привело к некоторым сдвигам в структуре оборота по валютным парам. В последний день месяца котировки срочных контрактов на доллар США на ММВБ с исполнением 15.10.2008 составляли 25,51 руб. за доллар, с исполнением 15.12.2008 - 25,89 руб. за доллар, с исполнением 15.02.2009 - 25,92 руб. за доллар. Это свидетельствует о том, что в сентябре участники срочного биржевого валютного рынка ожидали дальнейшего роста номинального курса доллара США к рублю.
     В декабре 2008 года ситуация на внутреннем валютном рынке определялась нестабильностью  мировых финансовых рынков, неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и сохраняющимся чистым оттоком капитала. В этих условиях, как и в предшествующие месяцы, отмечалось устойчивое превышение спроса на иностранную валюту над ее предложением, обусловленное ожиданиями участниками рынка дальнейшего ослабления национальной валюты. Сохранение низких цен на основные товары российского экспорта усиливало давление на рубль, являясь одной из объективных причин его обесценения. В этих условиях Банк России продолжил последовательную девальвацию рубля путем дальнейшего расширения коридора колебаний стоимости бивалютной корзины. Объем золотовалютных резервов сократился за месяц на 6,3% и на 1.01.2009 составил 427,1 млрд. долл. США. Валютные интервенции Банка России оставались существенным фактором изъятия рублевой ликвидности.

     Волатильность курсов основных иностранных валют  к рублю в декабре несколько  снизилась при их выраженной положительной  динамике. По итогам месяца официальный  курс доллара США к рублю повысился  на 6,5% — до 29,3916 руб. за доллар США на 1.01.2009, курс евро к рублю повысился на 16,0% и составил на ту же дату 41,4275 руб. за евро.
     
     Активность  участников внутреннего валютного  рынка в рассматриваемый период в целом находилась на самом низком за 2008 г. уровне при резком увеличении оборотов на биржевом сегменте.
       Суммарный оборот торгов по  операциям рубль/доллар США на  ЕТС в декабре по сравнению  с ноябрем возрос на 28,6% — до 302,2 млрд. долл. США. Доля операций "своп" в структуре биржевого  оборота по доллару США составила  47% против 54% в предыдущем месяце.
     
     Совокупный  биржевой оборот по операциям рубль/евро увеличился в 5,5 раза (до 75,2 млрд. евро) в основном за счет возросших объемов  операций "своп" с евро, доля которых  в структуре биржевого оборота  по евро составила 74% в декабре по сравнению с 51% в ноябре.
     
       Средний дневной оборот межбанковских  кассовых конверсионных операций  по всем валютным парам в  пересчете на доллары США сократился  на 2,8% (до 63,2 млрд. долл. США) в основном  за счет уменьшения среднего  дневного оборота по операциям  рубль/доллар США на 14,3% (до 40,2 млрд. долл. США). Как и на биржевом сегменте, основной интерес участники межбанковского валютного рынка проявляли к операциям с евро: средний дневной оборот по операциям доллар США/евро увеличился на 20,2% (до 15,4 млрд. долл. США), по операциям рубль/евро — в 2,9 раза (до 5,0 млрд. в долларовом эквиваленте).В последний день месяца котировки срочных контрактов на доллар США с исполнением 15.01.2009 на ММВБ составляли 30,32 руб. за доллар, 15.03.2009 — 31,52 руб. за доллар, 15.05.2009 — 32,20 руб. за доллар. Это свидетельствует о том, что в декабре участники срочного биржевого валютного рынка ожидали дальнейшего роста номинального курса доллара США к рублю.
     С января 2009 года на внутреннем валютном рынке, как и в предшествующие месяцы, наблюдалось устойчивое превышение спроса на иностранную валюту над ее предложением, обусловленное ожиданиями участниками рынка дальнейшего ослабления национальной валюты и сохранением низких цен на основные товары российского экспорта. С начала месяца Банк России продолжал постепенную девальвацию рубля, расширяя коридор допустимых колебаний стоимости бивалютной корзины. 23 января 2009 г. Банк России завершил масштабную корректировку границ технического коридора колебаний стоимости бивалютной корзины, установив его верхнюю границу на уровне 41 рубля. Сложившийся курс рубля, по оценкам Банка России, должен обеспечить сбалансированность счета текущих операций платежного баланса Российской Федерации при сохранении существующего уровня цен на нефть и другие значимые товары российского экспорта. Объем золотовалютных резервов сократился на 9,4% — до 386,9 млрд. долл. США на 1 февраля 2009 года. В январе валютные интервенции Банка России оставались существенным фактором сокращения объема рублевой ликвидности.
     
     В рассматриваемый период сохранялась выраженная тенденция к повышению курсов основных иностранных валют к рублю при значительной волатильности курсовой динамики. По итогам месяца официальный курс доллара США к рублю повысился на 20,5% — до 35,4146 руб. за доллар США на 1.02.2009, курс евро к рублю возрос на 10,2% и составил 45,6636 руб. за евро соответственно.
     
         В январе как на биржевом, так  и на внебиржевом сегментах  внутреннего валютного рынка  активность участников повысилась  по сравнению с декабрем.
     Средний дневной оборот торгов по операциям рубль/доллар США на ЕТС возрос в январе по сравнению с декабрем на 12,2% — до 15,4 млрд. долларов США. При этом из-за большого количества нерабочих дней в январе суммарный биржевой оборот по операциям рубль/доллар США на ЕТС сократился по отношению к декабрю на 18,4% (до 246,6 млрд. долл. США). Доля операций "своп" в структуре биржевого оборота по доллару США изменилась незначительно (49% против 47% в предыдущем месяце).
     
     Средний дневной биржевой оборот по операциям  рубль/евро возрос на 47,6% и составил 5,0 млрд. евро. Совокупный биржевой оборот по операциям рубль/евро в январе увеличился на 7,3% (до 80,7 млрд. евро). Прирост биржевого оборота по операциям с евро был достигнут за счет сделок "своп", доля которых в структуре биржевого оборота по евро выросла до 86% против 74% в декабре.Общий средний дневной оборот межбанковских биржевых и внебиржевых кассовых конверсионных операций по всем валютным парам в пересчете на доллары США возрос на 17,0% и составил 73,9 млрд. долл. США. При этом средний дневной оборот по операциям рубль/доллар США увеличился на 11,1% — до 44,6 млрд. долл. США. Более высокими темпами росли объемы сделок с евро: средний дневной оборот по операциям доллар США/евро увеличился на 23,3% (до 19,0 млрд. долл. США), по операциям рубль/евро — на 47,8% (до 7,4 млрд. в долларовом эквиваленте).В последний день месяца на ММВБ котировки срочных контрактов на доллар США с исполнением 15.02.2009 составляли 35,84 руб. за доллар, с исполнением 15.04.2009 — 37,26 руб. за доллар, с исполнением 15.06.2009 — 38,53 руб. за доллар. Это свидетельствует о том, что в январе участники срочного биржевого валютного рынка ожидали продолжения роста номинального курса доллара США к рублю.
     В марте 2009 года  на внутреннем валютном рынке наблюдался определенный баланс между спросом на иностранную  валюту и ее предложением при стабилизации курсовых ожиданий участников рынка. Рыночная стоимость бивалютной корзины в анализируемый период преимущественно снижалась. В отдельные дни марта Банк России осуществлял покупку иностранной валюты. Объем золотовалютных резервов незначительно сократился (на 0,2 млрд. долл. США) и на 1 апреля 2009 г. составил 383,9 млрд. долл. США.
       В рассматриваемый период преобладала  понижательная динамика курсов  основных иностранных валют к  рублю, более выраженная для  доллара США. По итогам месяца  официальный курс доллара США  к рублю снизился на 5,1% — до 33,9032 руб. за доллар США на 1.04.2009, для курса евро к рублю аналогичные показатели составили 1,0% и 44,8946 руб. за евро соответственно.
         На биржевом и внебиржевом  сегментах внутреннего валютного  рынка в марте продолжилось  снижение активности его участников. Средний дневной оборот торгов по операциям рубль/доллар США на ЕТС сократился по сравнению с февралем на 5,1% — до 9,0 млрд. долл. США. Доля операций "своп" в структуре биржевого оборота по доллару США увеличилась в марте до 58% против 54% в предыдущем месяце. Средний дневной биржевой оборот по операциям рубль/евро сократился в анализируемый период на 51,2%, составив 2,4 млрд. евро. Удельный вес сделок "своп" в структуре биржевого оборота по евро оставался высоким (90% против 93% в феврале). Общий средний дневной оборот межбанковских биржевых и внебиржевых кассовых конверсионных операций по всем валютным парам в пересчете на доллары США в марте сократился на 13,0% и составил 49,6 млрд. долл. США. При этом средний дневной оборот по операциям рубль/доллар США уменьшился на 2,8% — до 28,4 млрд. долл. США. Объемы сделок с евро сократились более значительно: средний дневной оборот по операциям доллар США/евро — на 19,3% (до 14,6 млрд. долл. США), по операциям рубль/евро — на 48,3% (до 3,7 млрд. в долларовом эквиваленте).
         В последний день месяца на  ММВБ котировки срочных контрактов  на доллар США с исполнением  15.04.2009 составляли 34,05 руб. за доллар, с исполнением 15.06.2009 — 35,26 руб.  за доллар, с исполнением 15.08.2009 — 35,48 руб. за доллар. Это свидетельствует о том, что в марте ослабли ожидания участников срочного биржевого валютного рынка в отношении роста номинального курса доллара США к рублю.
     В мае 2009 года на внутреннем валютном рынке  предложение иностранной валюты превышало спрос на нее. Рыночная стоимость бивалютной корзины в анализируемый период быстро снижалась. Объем покупки Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке за месяц существенно возрос. Объем золотовалютных резервов увеличился на 5,3%, составив на 1 июня 2009 г. 404,2 млрд. долл. США.
         Продолжилось снижение курсов  основных иностранных валют к  рублю, более выраженным оно  было в отношении доллара США.  По итогам месяца официальный  курс доллара США к рублю  снизился на 6,0% — до 30,9843 руб. за  доллар США на 1.06.2009, курс евро к рублю уменьшился на 1,4% и составил на ту же дату 43,3780 руб. за евро.
         Активность участников торгов  на биржевом и внебиржевом  сегментах внутреннего валютного  рынка в мае несколько повысилась.
         Средний дневной оборот торгов по операциям рубль/доллар США на ЕТС возрос в рассматриваемый период по сравнению с апрелем на 3,5% — до 9,4 млрд. долл. США. Доля операций "своп" в структуре биржевого оборота по валютной паре рубль/доллар США уменьшилась до 52% против 61% в предыдущем месяце. Средний дневной биржевой оборот по операциям рубль/евро увеличился на 3,8%, составив 0,7 млрд. евро. Доля сделок "своп" в структуре биржевого оборота по валютной паре рубль/евро незначительно возросла (до 71% против 67% в апреле). Общий средний дневной оборот межбанковских биржевых и внебиржевых кассовых конверсионных операций по всем валютным парам в пересчете на доллары США возрос на 6,8% и составил 49,4 млрд. долл. США. При этом средний дневной оборот по операциям рубль/доллар США уменьшился на 1,1% (до 29,3 млрд. долл. США). Объемы сделок с евро заметно увеличились: средний дневной оборот по операциям доллар США/евро — на 17,8% (до 15,0 млрд. долл. США), по операциям рубль/евро — на 58,9% (до 2,5 млрд. в долларовом эквиваленте).
         В последний день мая на ММВБ котировки срочных контрактов на доллар США с исполнением 15.06.2009 составляли 30,95 руб. за доллар, с исполнением 15.08.2009 — 31,52 руб. за доллар, с исполнением 15.10.2009 — 32,05 руб. за доллар. Сужение спредов между фьючерсными и текущими котировками доллара США к рублю в рассматриваемый период свидетельствует о дальнейшем ослаблении ожиданий участниками срочного биржевого валютного рынка роста номинального курса доллара США к рублю.
     В июле 2009 года конъюнктура внутреннего  валютного рынка была неустойчивой. В первой половине месяца в условиях снижения мировых цен на нефть наблюдалось превышение спроса на иностранную валюту над ее предложением и ослабление рубля к основным мировым валютам. В дальнейшем, по мере улучшения внешнеэкономической ситуации, рубль восстанавливался. Волатильность рыночной стоимости бивалютной корзины существенно увеличилась по сравнению с предыдущим месяцем. В сложившихся условиях в отдельные дни июля Банк России осуществлял продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Объем золотовалютных резервов по итогам месяца уменьшился на 2,6%, составив на 1 августа 2009 г. 402,0 млрд. долл. США.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.