На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Фискальная политика государства и проблемы и особенности ее осуществления в современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

Введение
1. Сущность, цели фискальной политики и  ее место в системе государственного  регулирования
2. Инструменты  фискальной политики
3. Дискреционная  и недискреционная фискальная  политика
4. Проблемы  и особенности осуществления  фискальной политики в современной России
Заключение
Список  используемой литературы 
 

 

      Введение 

     Бюджет  играет важную роль в жизни каждого государства и является статьей доходов и расходов государства, оказывающей благосостояние каждого.
     Бюджет  на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок) экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей посредством инвестирования, дотаций и т.д.).
     Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой, достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет финансирование как государственного, так и частного сектора увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во все социальные фонды.
     Так же достаток бюджетных средств позволяет государству принимать активное участие в жизни страны. Наличие бюджетных средств позволяет государству осуществлять государственное регулирование не только в приказной форме. Достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономическое государственного регулирования.
     Таким образом, бюджет, его формирование и  статьи является важным разделом в  экономической науки, требующим  большого внимания со стороны не экономистов  и политиков, но и рядовых граждан.
     Траектория  движения экономики зависит от главных действующих субъектов: государства, предприятий, граждан, этих субъектов способна влиять на экономическую судьбу в различных масштабах.
     Самыми  обширными возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства, в широком смысле этого слова, то есть в государственной власти.
     Конкретными инструментами проведения государственной  экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги в инструменты фискальной политики, как налоги государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных рычагов государство способно изменять величину и направленность денежных средств в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их мерами.
     Широко  используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз товаров, капитала.
     Актуальность  заданной темы заключается в том, что фискальная политика государства является важнейшим инструментом макроэкономического регулирования.
     Цель  данной курсовой работы – охарактеризовать фискальную политику государства и  проблемы и особенности ее осуществления  в современной России.
     Достижению  поставленной цели служат следующие задачи:
     1. Изучая научно-экономическую литературу  по данной теме определить  сущность, цели фискальной политики  и ее место в системе государственного  регулирования.
     2. Рассмотреть инструменты фискальной  политики.
     3. Охарактеризовать дискреционную и недискреционную фискальную политику.
     4. Выявить проблемы и особенности  осуществления фискальной политики  в современной России.
     Данная  курсовая работа состоит из четырех  разделов. 

 

      1. Сущность, цели  фискальной политики  и ее место в системе государственного регулирования 

     Государственные финансы воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующим в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы наряду с инвестиционным и потребительским спросом являются составной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение сумм частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Изменение этих величин оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в стране. В США государственный сектор закупает около одной пятой выпускаемой в стране продукции, а чистые налоги составляют около 20% ВНП.
     Государство использует различные экономические, финансовые кредитно-денежные и административные методы воздействия на экономику. Одним из них является фискальная политика. Под фискальской политикой государства понимается совокупность мер в области налогообложения и правительственных расходов, направленных на изменение реального объема производства, контроль над инфляцией и увеличение занятости. 1
     Общепризнанными являются два основных положения. Согласно первому увеличение государственных  расходов ведет к росту совокупного  спроса в экономике и соответственно к росту выпуска продукции и занятости. Влияние изменения государственных расходов в некоторой мере аналогично воздействию инвестиционного спроса. Согласно второму – увеличение налогообложения ведет к сокращению личных располагаемых доходов домашних хозяйств, сокращению расходов, выпуска продукции и занятости.
     Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства, определяемая его действиями в области  получения доходов, объема и направлений  государственных расходов может  быть нацелена на стабилизацию, экономический  рост или ограничение деловой активности. Политика стабилизации предполагает использование фискальных и кредитно-денежных мер для максимального приближения ВВП к его потенциальному уровню, обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен. Под политикой экономического роста понимают реализацию мер для увеличения ВВП, а под политикой ограничения деловой активности – осуществление мер по уменьшению ВВП по сравнению с потенциальным уровнем.
     Различают стимулирующую и сдерживающую фискальную политику. Стимулирующая фискальная политика включает:
     а) рост государственных расходов;
     б) снижение налогов;
     в) определенную комбинацию первого и второго.
     Поэтому в периоды спада или депрессии  действие стимулирующей фискальной политики может привести к бюджетному дефициту. Сдерживающая фискальная политика предполагает:
     а) уменьшение государственных расходов;
     б) увеличение налогов;
     в) сочетание первого и второго.
     Ее  действие ориентировано на положительное  сальдо государственного бюджета.
     Покрытие дефицита бюджета может осуществляться путем займов или денежной эмиссии. Займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, увеличивают существующий деньги и ведут к повышению равновесной величины ставки. Поскольку величина инвестиций с ростом процентных ставок уменьшается, конкуренция государственных ценных денежном рынке ведет к сокращению инвестиций.
     Выпуск  новых денег для покрытия дефицита бюджета не сопряжен с уменьшением инвестиций и в этом смысле оказывает более существенное воздействие на совокупный спрос, чем увеличение государственных займов.
     В случае вызванной избыточным спросом  инфляции правительство может нацелить свои усилия на образование бюджетного излишка. Антиинфляционное воздействие этого излишка зависит от того, будет ли он использован на погашение государственной задолженности или соответствующие денежные средства будут изъяты из обращения. Используя профицит бюджета на погашение задолженности правительство вновь направляет денежные средства в увеличившуюся денежную массу, и снижает антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Однако побочным следствием является стимулирование снижения процентных ставок и соответственно увеличения инвестиций. В случае если правительство излишек доходов бюджета из обращения, оно добьется более существенного антиинфляционного эффекта по сравнению с использования излишка для погашения государственного долга, так как в этом случае деньги не возвращаются в оборот, оценке количественного воздействия прироста государственных расходов на увеличение равновесного выпуска продукции необходимо учитывать мультипликатор. Мультипликатор М представляет собой отношение изменения равновесного уровня производства, вызванного изменением спроса, к величине изменения спроса. Он определяется по формуле 

     М = , 

     где МРС характеризует предельную склонность к потреблению, то есть долю прироста дохода, на величину которой увеличивается потребление. Прирост выпуска продукции больше увеличения государственных расходов на величину воздействия мультипликатора.
     Фискальная  функция проявляется в обеспечение государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общенациональных потребностей. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд и формируются материальные условия для функционирования государства. Именно благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылка для перераспределения части национального дохода в пользу определенных групп общества. 

     2. Инструменты фискальной  политики 

     Конкретными инструментами проведения государственной  фискальной политики выступают такие  финансовые рычаги и инструменты, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных мер государство способно изменять величину и направленность денежных средств в соответствии с преследуемыми целями и намеченными для их реализации мерами. Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз товаров, капитала.
     Регулирующая  функция должна уравновешивать фискальную направленность, частично ее нейтрализовывать. В развитых и развивающихся экономиках эта функция реализуется по-разному, поэтому различны и «противовесы» фискальному уклону и в налогообложении, т. к. основным источником поступлений в доходную часть бюджета являются налоги.
     В общем случае такими противовесами  выступают специальные механизмы, обеспечивающие баланс интересов двух сфер – «бизнеса» и «бюджета», паритетное существование, корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов.2 Если налоговая практика демонстрирует отсутствие такого паритета, противоречия между субъектами сфер «бизнес» и «бюджет» будут только обостряться. Это приводит к замедлению темпов экономического роста в стране, выстраиванию цепочки сопряженных с этим негативных тенденций во всех сферах общественной жизни.
     Изменение чистых налогов также может быть использовано государством для воздействия  на объем производства. Рост налогообложения  ведет к сокращению выпуска продукции, так как уменьшает величину располагаемых доходов и потребительских расходов. Величина воздействия зависит от масштаба изменения налогов и мультипликатора, отражающего влияние предельной склонности к потреблению МРС. Снижение налогов увеличивает совокупные потребительские расходы и одновременно сбережения.
     Величина  взимаемых налогов и социальных выплат зависит от уровня доходов. В  периоды роста ВНП размеры  взимаемых налогов, ставки которых  в значительной мере пропорциональны  получаемым доходам, возрастают, а социальные выплаты, в составе которых значительную долю составляют пособия по безработице, сокращаются. В результате вместе с ростом доходов увеличивается величина чистых налогов, а рост располагаемого дохода и соответственно потребительского спроса отстает от роста ВНП. Это приводит к уменьшению величины мультипликатора. В периоды экономического спада чистые налоги уменьшаются, что способствует увеличению совокупного спроса. В случае необходимости можно прибегнуть к увеличению налогообложения.
     Количественное  выражение взаимосвязи между налогами и бюджетом во многом зависит от величины мультипликатора, отражающего влияние прироста доходов на объем потребительского спроса. Величина мультипликатора показывает воздействие прироста совокупного спроса (например, в связи с увеличением правительственных расходов) на равновесный уровень доходов.
     С увеличением доходов налоги, как  правило, возрастают и, наоборот, снижение доходов ведет к уменьшению налогов. Если при увеличении доходов увеличиваются  ставки налогообложения, то одновременно снижается предельная склонность к потреблению. Это ведет к снижению совокупного спроса и выпуска продукции. Мера снижения зависит от величины мультипликатора, определяемого по формуле  

     М = ,  

     где М – мультипликатор, МРС* = MРC x (1 – t), то есть представляет мультипликатор, скорректированный на 1–t, или на долю каждой дополнительной единицы дохода, которая фактически остается у домашних хозяйств после уплаты налогов.3
     Из  формулы вытекает: чем выше ставка налогообложения, тем меньше величина мультипликатора, а ставке налогообложения соответствует большая величина мультипликатора. Соответственно чем выше мультипликатор, тем больше возрастает потребительский спрос в результате увеличения выпуска продукции и доходов. При высокой налоговой ставке изменение уровня доходов лишь незначительно отразится на размерах располагаемых доходов домашних хозяйств и величине их потребительского спроса. Величина мультипликатора будет небольшой.
     Если  размер налогообложения пропорционален доходам, то взаимосвязь между налогами и величиной бюджетного дефицита характеризуется следующим.
     Изменение дефицита государственного бюджета  D равно изменению государственных расходов G за вычетом изменения налоговых доходов Y.
     Таким образом, рост государственных расходов ведет к росту дефицита бюджета, хотя и на меньшую величину; рост налоговых поступлений всегда меньше увеличения государственных расходов; дефицит государственного бюджета возрастает на сумму, равную превышению прироста государственных расходов над приростом взимаемых налогов.
     Государственные расходы оказывают прямое непосредственное воздействие на совокупный спрос, налогообложение – косвенное: изменение налогообложения ведет к изменению располагаемых доходов и их распределения на потребление и сбережения и лишь в части изменения потребления влияет на совокупный спрос. Таким образом, изменение государственных расходов влияет на совокупный спрос в большей мере, чем равновеликое изменение налогов.
     В условиях сбалансированного бюджета  при одновременном увеличении налогообложения и государственных расходов на одну и ту же величину прирост правительственных расходов почти сразу увеличивается на эту величину (например, на 1000 единиц национальной валюты) совокупный спрос, в то время как уменьшение совокупного спроса за счет роста налогов составит меньшую величину. Эта меньшая величина равна произведению прироста налогов на предельную склонность к потреблению МРС. Эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета заключается в том, что сальдированным результатом одновременного увеличения государственных расходов и суммы налогообложения на одну и ту же величину является увеличение совокупного спроса и, следовательно, выпуска продукции. Это обстоятельство является существенным при анализе и проектировании государственной фискальной политики. Если уровень инвестиций не меняется, то величина мультипликатора сбалансированного бюджета равняется единице, а равновеликое увеличение государственных расходов и налогов ведет к такому же по размерам увеличению производства.
     Общий уровень расходов бюджета может быть представлен в виде суммы государственных закупок товаров, включая услуги, и общего объема социальных выплат. Аналогично доходы бюджета представляют собой сумму всех поступлений (налоги), а чистые налоги – это налоговые поступления минус социальные выплаты. Дефицит бюджета (расходы минус доходы) в этом случае может быть выражен как разность между суммой государственных закупок и услуг и величиной чистых налогов: доходы – расходы = налоги – (государственные закупки + социальные выплаты). В итоге дефицит (с учетом знака) равен государственным закупкам минус чистые налоги. При сбалансированном в условиях сложившегося уровня доходов бюджете эта разность равна нулю. Важно, что будет происходить при нарушении сбалансированности.
     Если уровень доходов возрастает, будет наблюдаться превышение доходов над расходами (профицит бюджета). При данном уровне расходов и сложившемся уровне налогообложения размер дефицита бюджета зависит от уровня доходов, связанного с выпуском продукции. Чем больше выпуск продукции и доходы, тем больше профицит бюджета или меньше его дефицит.
     Выпуск  продукции зависит от уровня государственных  расходов и ставки налогообложения. Возможно ли, чтобы рост государственных расходов приводил к сокращению, а не росту бюджетного дефицита, или, другими словами, может ли увеличение государственных расходов привести к такому экономическому росту, при котором сумма увеличения поступлений налогов превысит прирост расходов.
     Немедленным следствием увеличения государственных  расходов будет увеличение дефицита бюджета. Постепенно с ростом производства и соответственно доходов увеличится сумма поступающих налогов. Прирост налоговых поступлений будет меньше, чем прирост расходов. Возросшие расходы на государственные закупки будут лишь частично погашены за счет налогов. Это связано со следующими обстоятельствами. В условиях равновесной экономики дефицит государственного бюджета равен разнице между сбережениями и инвестициями. Если величина инвестиций остается неизменной, то с ростом государственных расходов дефицит бюджета возрастает. Возрастание дефицита обусловлено увеличением сбережений по мере роста государственных расходов и соответственно доходов. Увеличение сбережений, связанных государственных расходов, ведет к увеличению суммы налоговых доходов в меньших размерах, чем возрастают государственные расходы.
     По  мнению профессора Селезнева А., на всех уровнях бюджетной системы России остается острой проблема реального дефицита финансирования, который представляет собой объем общественно необходимых потребностей, не обеспеченных бюджетными ресурсами.4 Он растет и в частнохозяйственном секторе экономики, и в бюджетной сфере. Особенность ситуации состоит в том, что это происходит на фоне формально профицитного бюджета. В действительности признание дефицита финансирования в бюджетной сфере проявляется в принятии концепции реформирования бюджетной системы, ядром которой должны стать бюджетирование, ориентированное на результат, реформирование сети бюджетных организаций, а также введение в бюджетную практику финансирования так называемых национальных проектов в соответствии с состоянием определенных участков социальной сферы.
     В основе роста дефицита финансирования лежит множество причин, но основной является методологически ошибочный  подход к формированию расходов бюджетов, при котором они систематически отрываются от насущно обусловленных потребностей.
     До 2000 г. это объяснялось закономерным «трансформационным» спадом производства и соответствующим снижением доходов, в том числе бюджетов всех уровней. Действительно, в течение периода 1990-х гг. средств было недостаточно даже для покрытия скромных текущих расходных обязательств бюджетов. Это диктовало необходимость формирования дефицита бюджетов и поиск источников их покрытия, основными из которых были либо внешние займы, либо размещение внутренних краткосрочных займов под драконовский процент в пользу кредитующих бюджет олигархов.
     Постепенно  на базе сырьевого роста, по мере увеличения доходов бюджетной системы и  сокращения расходных обязательств в результате пересмотра множества законов, обязывающих к соответствующим бюджетным расходам, стал формироваться профицит. С профицитом в последние годы сверстывается федеральный бюджет. При относительно низких, социально недостаточных исходах профицит растет, накапливается монетарный стабилизационный фонд.
     По  многим стратегически важным направлениям государство до сих пор «уходит» от финансирования потребностей развития национальной экономики, передавая  ее в руки частного бизнеса и освобождаясь от забот, связанных с ее развитием. Такая политика усугубляет бюрократизацию системы государственного управления, которая нередко подчиняет интересы дела интересам карьеры высших государственных чиновников. В результате финансируются отнюдь не первоочередные проекты. Например, для финансирования перевода в Петербург Конституционного суда Российской Федерации средства нашлись. В то же время для решения вопросов, связанных с обеспечением процесса простого и расширенного воспроизводства в масштабе страны, бюджетных ресурсов не хватает.
     Между тем острота этих вопросов критическая. Велика потребность возмещения выбытия  основных средств в государственном  секторе в связи с их недопустимым в нормальной экономике физическим и моральным старением, не снижена  до 2–3% в год инфляция, хотя она обесценивает финансирование бюджетной сферы и диктует или индексацию расходов, или дополнительное финансирование. Изменение внешнеполитических условий требует государственных инвестиций в развитие новых инфраструктурных сетей. Характерным примером является переориентация на вновь прокладываемый по дну Балтики трубопровод для транспортировки в ЕС экспортируемых энергоресурсов.
     В обществе нарастает недовольство в  связи с систематическим недофинансированием  ряда бюджетных отраслей (например, национальной обороны, науки, образования, здравоохранения, культуры, государственного сектора экономики. Здесь перечислены лишь некоторые, далеко не все факторы, ставящие под сомнение «накопление» дефицита финансирования.
     В мировой практике при дефиците финансирования уже после того, как сверстан бюджет и бюджетных доходов оказывается недостаточно, чтобы решить какую-либо «не закрытую» проблему, широко практикуется государственный кредит, т.е. кредитная форма покрытия дефицита финансирования. Это особенно прослеживается в Германии, где ситуация дефицита финансирования регламентируется конституционно.
     В России, имеющей с 2000 г. ежегодно растущий профицит федерального бюджета и накопленный стабилизационный фонд (к концу текущего года он превысит 2,5 трлн. руб.), тоже используется механизм покрытия дефицита финансирования, т. к. при растущем профиците и стабилизационном фонде внутренний долг страны стремительно растет.
     Использование инструмента покрытия дефицита финансирования в связи с ростом ВВП сопровождается относительным уменьшением государственного долга по отношению к ВВП. Обращает внимание тот факт, что и частные, и государственные компании активно увеличивают внешние заимствования, что свидетельствует о дефиците финансирования и на этом уровне.
     За  период с 2001 г. по апрель 2006 г. долг негосударственного сектора России вырос более чем втрое – с 37 до 120 млрд. долл.
     Анализ  взаимосвязей государственного бюджета  и уровня доходов в экономике  показывает, что в условиях высокого экономического роста бюджетный  дефицит уменьшается, а при спадах увеличивается. 

     3. Дискреционная и  недискриционная  фискальная политика 

     Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.5
     К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются: а) затраты  на расширенное воспроизводство; 6) непроизводительные расходы государства; и) развитие инфраструктуры, научных  исследований и т.п.: г) проведение структурной политики; е) содержание военно-промышленного комплекса и т.п.
     С помощью косвенных методов государство  воздействует на финансовые возможности  производителей товаров и услуг  и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.
     К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает  предпринимателей от уплаты налогов  с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд. Так, в ФРГ в начале 70-х годов по ряду отраслей промышленности на амортизацию разрешалось списывать до 20–30% стоимости основного капитала в год. В Великобритании в первый год введения в эксплуатацию нового оборудования можно было отчислять в фонд амортизации 50% стоимости новых орудий производства.
     Однако  в этих случаях амортизация списывается  в размерах, значительно превышающих  действительный износ основного  капитала, вследствие чего повышаются цены на производимую с помощью этого  оборудования продукцию. Если ускоренная амортизация расширяет финансовые возможности бизнесменов, то одновременно она ухудшает условия реализации продукции и сокращает покупательную способность населения.
     В зависимости от характера использования  прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную (автоматическую).
     Дискреционная (лат. discrecio – действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами.
     Первая  зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции (действуют как мультипликатор инвестиций, который разработал Дж. Кейнс): мультипликатор государственных расходов МG
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.