На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Анализ структуры управления в организации

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Стр.
Введение……………………………………………………………………………………………..2
    Организационная структура управления
      Понятие и сущность организационной структуры управления……………………………..4
      Принципы формирования организационных структур……………………………………...9
      Факторы воздействия на организационную структуру управления………………………15
      Исследование организационной структуры управления в рамках системного подхода..18
    Типы и виды структур управления
      Типы структур управления организации……………………………………………………20
      Принципы построения организационных структур………………………………………..22
      Виды структур управления
        Виды бюрократических структур управления…………………………………………..27
        Виды органических структур управления……………………………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………………………33
Практическая  часть………………………………………………………………………………..34
Библиография………………………………………………………………………………………37
Приложения………………………………………………………………………………………..38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Одной из центральных характеристик организации  является ее структура. Структурное  деление - способ систематизации деятельности для облегчения достижений целей предприятия. Без скоординированного распределения полномочий между главными структурными подразделениями их совокупность не будет представлять собой отлаженный механизм. Решение о целях принимается руководителями высшего звена, которые используют при этом информацию средних и низших уровней управления, а в более крупных организациях даже предлагают самим определять структуру подчиненных им подразделений, добиваясь того, чтобы она не входила в противоречие либо с общими принципами, либо с общей структурой организации. Наиболее оптимальной структурой считается та, которая наилучшим способом позволяет организации взаимодействовать с окружающей средой, целесообразно распределяя задачи как между функциональными областями, так и работниками, усилия которых направлены на удовлетворение потребностей окружающей среды.
      В области социологии организации  было проведено огромное количество исследований организационной структуры. В основном они ориентируются  на теоретические традиции - теории бюрократии и системный подход. Первая создана М. Вебером и широко освещена в литературе. Попытку усовершенствовать веберовскую схему предприняли П. Блау и Р. Холл. По мнению первого, максимальную информацию о формальной структуре можно получить от отдела кадров и специально подготовленных для исследования подробных карт. П. Блау полагал, что специализация, административный аппарат и формальность отношений являются ключевыми характеристиками организации, степень корреляции которых измеряется в ходе эмпирического исследования. Итоги проведенного им исследования подтвердили теоретические положения М. Вебера о том, что специализация является результатом сложной системы обязанностей; иерархия необходима для эффективной координации задач и адекватного управления подчиненными; безличностность отношений вызывается необходимостью устранения иррациональности в организации. Конфликты в организации рассматриваются как аномальное, отрицательное явление. Они, как лакмусовая бумажка, свидетельствуют о сбое ее функционирования. Причины их появления — неадекватный контроль, слабости планирования, неэффективность системы поощрения и наказания.
      Предприятие является не аморфной массой, а упорядоченной системой. Поддерживать эту упорядоченность помогает организационная структура предприятия. Разные предприятия решают различные задачи: одни производят сложные уникальные образцы в единичных экземплярах, другие ориентированы на массового потребителя. Различие решаемых задач порождает разные формы работы, а следовательно, и многообразие организационных структур. Однако при всем своем - разнообразии организационные структуры можно сгруппировать по нескольким типам, каждый из которых хорошо подходит для определенных видов внешней среды, корпоративной культуры (ценностей, традиций) и решаемых задач. Поэтому мы и займемся классификацией организационных структур и выявление, принципов, определяющих, какого типа организационные структуры нужны в зависимости от внешней и внутренней среды предприятия, а также классов решаемых предприятием задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      
    Организационная структура управления
      Понятие сущность организационной структуры управления
      В широком смысле термин «организация»  означает определенный порядок, а повышение  степени организованности — упорядочение. Среди многочисленных дефиниций этого термина, пожалуй, наиболее адекватное определение организации как системы дал В.П. Боголепов, рассматривая ее «как взаиморасположение и взаимосвязь элементов некоторого комплекса (предметная и структурная часть организации), их действие и взаимодействие (функциональная часть), обусловленные единством целей или выполняемых ими функций и определенными обстоятельствами места и времени». Структура обеспечивает определенный порядок и взаимодействие элементов для осуществления их функций. Но все основные аспекты строения и деятельности организации определяет цель как главный системообразующий фактор и ее подцели. Таким образом, каждый элемент имеет свою задачу, обладает ресурсом для ее достижения и выполняет свою строго определенную функцию.
      Элементы  системы выделяются в процессе ее членения (структуризации), при этом каждая система допускает возможность различных ее сечений в соответствии с заданными критериями. Организационная структура — одно из этих сечений.
      «Структура  управления организацией», или «организационная структура управления» (ОСУ) — одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
      Рассмотрение  этих вопросов целесообразно начать с определения ключевых понятий  данной темы, прежде всего самой  структуры управления организацией. Известно, что в литературе по менеджменту приводится множество ее трактовок, отражающих сложность и многозначность этой категории. Выделю наиболее важные.
      Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
      Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и  полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ:
      а) в зависимости от состава структурных  подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
      б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации, и т.д.
      Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые  принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые — это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, т. е. при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
      При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней. В приложении 1 приведен пример такой трехуровневой организации и показана связь каждого уровня с целями. В крупных организациях число уровней ОСУ может быть 8 — 10, а то и больше.
      В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.
      Между всеми названными выше составляющими  ОСУ существуют сложные отношения  взаимозависимости: изменения в  каждой из них (скажем, числа элементов  и уровней, количества и характера  связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел? кому он будет непосредственно подчинен? какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию? на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба? какими полномочиями наделяются работникам нового отдела? какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?
      Увеличение  количества элементов и уровней  в ОСУ неизбежно приводит к  многократному росту числа и  сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.
      Давая определение структуры как упорядоченной совокупности взаимосвязанных элементов, обеспечивающей функционирование и развитие организации как единого целого, тем самым уточняется ее сущность как «форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей». Последовательность управленческих действий, обеспечивающих через реализацию функций управления достижение поставленных целей, — процесс управления. Совокупность правил, регламентирующих действия элементов организационной системы, алгоритмов принятия решений и выработки управляющих воздействий по обеспечению процесса управления, называется механизмом управления, который обладает определенной, но значительно большей, чем структура, изменчивостью. Так, изменение структуры почти всегда требует изменения механизма, в то же время как изменение механизма можно проводить без структурных изменений.
      С понятием «организационная структура  управления» тесно связано более емкое и содержательное понятие «организационная форма хозяйствования», которая представляет собой состав и степень хозяйственной самостоятельности отдельных элементов производственной организации и в отличие от оргструктуры учитывает не только экономические и социальные аспекты разделения и кооперации управленческой деятельности, но и правовые аспекты взаимоотношения элементов, образующих хозяйственный субъект.
      Важно понимать, что значение организации как функции управления постоянно возрастает, поскольку она создает структурные предпосылки для выработки и осуществления стратегических решений.
      В динамично изменяющихся условиях функционирования предприятия, навязываемых ему чаще агрессивной, чем доброжелательной, внешней средой, оргструктуры должны стать объектом сознательного видоизменения, что делает особо актуальным вопрос их полной и четкой типологии.
      Известно, что к внутренним компонентам организационной структуры, определяющим их типологию, относятся:
      • степень централизации-децентрализации механизма управления, характеризующаяся объемом передаваемых полномочий на принятие решений по уровням иерархии;
      •    степень сложности, характеризующаяся степенью горизонтальной и вертикальной дифференциации различных видов управленческой деятельности (в том числе функций);
      •    степень формализации механизма  управления.
      Вырабатывая комплекс реакций на воздействие  внешней среды, предприятие само задает степень выраженности этих взаимосвязанных компонентов, что, в свою очередь, предопределяет принцип действия конкретной структуры, по которому ее, с известной степенью условности, можно отнести к тому или иному типу организационных структур управления.
      Эффективность организационной структуры управления является показателем степени реализации принципов организации, поэтому их обоснование является одним из ключевых вопросов организационного построения. 
 
 

1.2. Принципы формирования  организационных  структур
      Под принципами формирования структур управления мы понимаем положения, правила, вытекающие из законов организации, определяющие условия, реализация которых обеспечивает эффективность функционирования и развития этих структур. Являясь рекомендациями высокого уровня обобщения, вытекающими из познания объективных законов, принципы реализуют их требования. На множественность принципов управления (формирования организационных структур, в частности) указывал еще А. Файоль: «Число принципов управления неограниченно. Всякое правило, всякое административное средство, укрепляющее социальное образование или облегчающее его отправление, занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании».
      Определение организационной структуры управления как упорядоченной совокупности взаимосвязанных элементов, обеспечивающих ее 
целенаправленное    функционирование и развитие как единого целого, ставит вопрос о выделении основных принципов организации такого порядка.   Процесс   упорядочения должен быть целесообразным, т.е. в максимальной степени соответствовать эффективному достижению цели системы. Цель — главный систематизирующий фактор организации. Поэтому часто встречающийся в литературе принцип «целенаправленности» структуры, или  принцип «отражения целей и задач организации структурой управления», по нашему мнению, принижает значение категории «цель» как системообразующего фактора, которая нашла свое выражение в законе композиции (цель деятельности подсистемы одновременно является одной из подцелей деятельности системы).

      К структуре управления предъявляется  множество требований, отражающих ключевое для менеджмента значение. Они  учитываются в принципах формирования ОСУ, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период1. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом.
      Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
      Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
      Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
      4. Между функциями и обязанностями,  с одной стороны, и полномочиями  и ответственностью, с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
      Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и децентрализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата.
      Общими  принципами организации систем, выражающими  сущность любой организации, являются:
    принцип совместимости как условие возникновения, сохранения и развития системы;
    принцип актуализации функций, отражающий необходимость разнообразия свойств и их функционализацию для сохранения системы в сложных условиях существование;
    принцип нейтрализации дисфункций, выражающий потребность системы в гомеостазе как устойчивой совокупности основных параметров или свойств системы;
    принцип   сосредоточения  функций, отражающий необходимость согласования  функций,  сосредоточения их на выполнении основной функции системы как единого целого;
    принцип лобилизации, отражающий возможность структуры иметь все большее количество функций без существенного изменения самой структуры.
      Эти принципы являются методологической базой общей теории организации.
      Поскольку система принципов формирования организационных структур еще не сложилась, на базе принципов теории организации целесообразно, по нашему мнению, выделить следующие три группы принципов, определяющих направленность в формировании организационной структуры:
      1) группу основных  принципов, характеризующих форму хозяйствования, на основе которых выделяются наиболее важные объекты, формирующие результаты деятельности предприятия;
      2) структурно-функциональные  принципы формирования  организационных структур управления, определяющие максимально возможную согласованность функций и всех, относящихся к ним частных процедур;
      3) принципы развития  организационных структур управления как выражение закономерностей развития управления, определяющих его вектор.
      К первой группе, условно называемой «принципы формы», относятся:
    принцип необходимого разнообразия организационной структуры;
    принцип адекватности формы хозяйствования всему многообразию условий функционирования;
    принцип замкнутости общего контура системы управления;
    принцип рационального сочетания централизации и децентрализации в управлении;
    принцип экономичности организационной системы управления.
      Принцип необходимого разнообразия организационной структуры, смысл которого заключается в том, что управляющая часть организации должна иметь такое же (или большее) разнообразие и быстродействие, каким может быть разнообразие воздействий среды на управляемую систему. Принцип служит основой для выбора типа организационного обособления (департаментизациии): по критерию «ресурс» (по функциональному признаку) или по критерию «результат» (по объектному признаку), а его реализация позволяет организации сохранить свою целостность и способность функционировать (сохранять гомеостаз), вырабатывая комплекс реакций на разнообразные воздействия среды. Достаточное разнообразие организационных структур не только по функциональному, но и по объектному признаку позволяет им иметь такие качественные характеристики, которые обеспечивают адекватность и скорость реакции. Так на основе функциональной специализации формируется самая распространенная линейно-функциональная структура. При невозможности одновременно расти и адекватно реагировать на изменения внешней среды в рамках функциональной департаментизации появляется необходимость в выделении автономных производств, отвечающих за конечный результат, что обусловливает появление дивизиональных структур (департаментизация по продукту, по потребителю, по рынку), которые уже сами представляют собой локальные системы некоторого системного комплекса. Департаментизация одновременно вокруг как ресурсов, так и результата приводит к появлению матричных структур, а наличие плохо структурированных целей — к созданию целевых структур.
      Принцип носит общий характер и относится  ко всем трем группам принцип носит  общий характер и относится ко всем трем группам принципов, но  его применение уже при определении формы хозяйствования имеет особое значение для реализации концепции центров прибыли, затрат, инвестиций, влияющей на эффективность функционирования и развития системы.
      Принцип адекватности организационной формы хозяйствования всей устойчивой совокупности меж- и внутриорганизационных связей и отношений хозяйственной организации, которые она использует в процессе функционирования. Принцип предполагает учет политических, экономических, социальных и институциональных факторов внешней и внутренних сред предприятия, как объекта и субъекта управления системы высшего порядка, а его соблюдение обеспечивает развитие интеграционных процессов и функционирование организации в рамках государственной законности. На его основе устанавливается ее правовой статус и степень самостоятельности. Часть управленческих функций может быть централизована в случае объединения предприятий или передана специализированным консультационным фирмам (внешнему дополнению). Из мировой практики известно, что передаются, как правило, задачи правового обеспечения, совершенствования процессов управления, обработки учетной информации, работы по маркетингу и изучению зарубежных рынков. При этом изменения претерпевает структура управления, но не организационно правовой статус.
      Принцип замкнутости общего контура системы управления является необходимым продолжением принципа адекватности и реализуется формированием четких границ организации, закрепленных в ее внутрифирменных нормативных актах. Принцип законодательно обоснован Гражданским кодексом РФ и закреплен выбором организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, системой корпоративных актов, которые могут охватывать жизненно важные аспекты функционирования предприятия. Основным структурообразующим документом является Положение об организационной структуре. Смещение границ между внешней средой и организационной системой может привести к изменению организационной формы хозяйствования.
      Принцип рационального сочетания централизации и децентрализации в управлении — основной принцип организационного построения, определяющий направление развития системы. Сущность совершенствования организации управления как раз и заключается, прежде всего, в поиске оптимального соотношения централизации и децентрализации механизма управления, который осуществляется в рамках того или иного вида структур, максимально способствующих эффективному протеканию процесса управления. Следовательно, эффективность структуры определяется не только структурой сомой по себе, ной тем организационным механизмом, который осуществляется в рамках этой структуры. Это — принципиально важное положение для определения эффективности структуры управления. Механизм управления как совокупность процедур, обеспечивающих определенное развитие организации во времени в направлении поставленных целей, обладает значительно большей динамичностью, чем оргструктура. Отличаясь некоторой стабильностью за счет компенсационных деформаций, она может выдерживать в определенных пределах его изменения без структурных подвижек, пока масса накопленных дисфункций не станет критической. Жесткая централизация рано или поздно ведет к организационной патологии за счет накопления дисфункций, что приводит к задержке в принятии решений. Поэтому без децентрализации предприятие может расти до некоторого уровня, но чрезмерная децентрализация может привести к излишней автономизации подразделений, что может негативно сказаться на эффективности функционирования и развития организации в целом.
      Контактируя чаще с агрессивной, чем доброжелательной, внешней средой, хозяйственная организация для сохранения управляемости должна обладать такими свойствами, как устойчивость, гибкость, маневренность и способность к обновлению. Каждое из этих свойств, равно как и их совокупность, обеспечивается соответствующей управленческой  стратегией, реализуемой в рамках механического или   органического   типов   структур, либо через их комбинацию. И если устойчивость  как  способность  сохранить себя в любой, даже экстремальной   ситуации   и   отчасти   маневренность как опережающая реакция на изменения внешней среды через ее прогнозирование и моделирование, а также управление  резервами   предприятия обеспечиваются механическим типом  структуры,  то стратегия  гибкости  и  обновления однозначно требуют органических структур. Сочетаясь друг с другом, организационно-управленческие стратегии требуют и адекватного сочетания различных типов структур управления. 

1.3.Факторы  воздействия на  ОСУ
      Реализация  принципов означает необходимость  учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ.
      Главный фактор, «задающий» возможные контуры  и параметры структуры управления, — сама организация. Известно, что организации различаются по многим. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и «плоских», и т.д. Очевидно, что с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.