Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Продвижение нового туристического бренда

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Продвижение нового туристического бренда
 

     ОГЛАВЛЕНИЕ
 

ВВЕДЕНИЕ

     В современном мире любая территория (город, страна, регион) конкурирует с другими территориями за привлечение потребителей в виде населения (трудовых ресурсов), инвесторов, туристов и т.п. В условиях глобализации, постоянного роста конкуренции, уравнивания условий хозяйствования на различных территориях, маркетинг территории, её имидж и бренд выходят на первый план при сравнении примерно равных по условиям хозяйствования и проживания географических зон. Поэтому все больше стран и городов целенаправленно занимаются маркетингом своих территорий, формированием собственного бренда, которые обусловливают инвестиционную и туристскую привлекательность местности.
     Все это свидетельствует о том, что  комплексный маркетинг и брендинг территории являются важнейшими государственными задачами, которые необходимо решать наравне с решением традиционных задач по созданию благоприятных условий жизни для местного населения.
     Исследование  особенностей развития глобальных рынков территорий позволяет выявить ряд  тенденций:
     - маркетинг и брендинг территории  становятся важнейшими составляющими социально-экономической, политической и международной политики органов государственного и территориального управления, особенно для стран, активно оперирующих на глобальном рынке туризма. Отражается этот факт не только в том, что повсеместно создаются городские маркетинговые агентства или офисы по туризму, но и в том, что создаются новые должностные позиции - бренд-менеджеров стран (например, в США);
     - рост бюджетов на брендинг  территории, особенно для стран,  имеющих прямых конкурентов на  рынке территорий;
     - рост взаимного влияния имиджей  (брендов) территорий и произведенных  на них товаров, которое создает  системный синергетический эффект  в виде роста экономической  устойчивости и долгосрочной  рыночной конкурентоспособности  тех и других;
     - рост влияния дизайна бренда территории на его привлекательность. Брендинг территории требует активного внедрения визуальной составляющей маркетинга, выраженной в существовании эмоционально привлекательного символа (логотипа), отражающего его стиль, атмосферу и настроение. Рост влияния символа бренда на поведение потребителей обусловливает формирование символического бренд-капитала территории, который отражает рост ее привлекательности и узнаваемости.
     Вместе  с тем, многие территориальные власти, которые уже начали процесс создания территориального бренда, не осознают до конца важность грамотного проектирования бренда, поиска территориальной идентичности, роли визуальной политики и, главное, того, что территориальный брендинг создается не только для внешних, но и для внутренних потребителей, то есть для жителей.
     В связи с этим в вопросы исследования особенностей  брендинга территории и основных аспектов его продвижения  являются актуальными.
     Целью работы является разработка плана продвижения  туристического бренда.
       Исходя из темы и цели работы, возникают следующие задачи:
    сформулировать сущность экскурсии;
    рассмотреть экскурсию как вид деятельности и форма общения;
    выделить функции и признаки экскурсии;
    проанализировать туристский потенциал Турции;
    разработать идеальную модель туроператорской фирмы с экскурсионными турами;
    сделать  SWOT анализ для выработки стратегий фирмы;
    разработать экскурсию;
    разработать стратегию с учетом идеальной модели фирмы;
    определить мероприятия по реализации стратегий;
    разработать рекламную поддержку реализации стратегий.
     Теоретической и методологической основой работы послужили работы зарубежных и российских специалистов по проблемам развития рынка туристских услуг, сегментирования  туристского рынка, позиционирования туристского продукта и компаний, маркетинговой деятельности в сфере туризма.
     Проведение  углубленного анализа этих проблем  и необходимости разработки стратегии  в этой области определили обращение  автора к трудам российских ученых. В частности, были использованы подходы  к анализу туристских услуг, представленные в трудах таких российских ученых, как Агеева Н., Азар В., Бабылев Л., Балабанов А., Балабанов И., Буторова Н., Волкова Л., Воронова Е., Гуляев В., Демченко Е., Дурович А., Ерохина Т., Ильина Е., Исмаев Д., Кабушкин Н., Карпова Г., Квартальнов В., Кириллов А., Кобек М., Копенев А., Курбатов К., Маринин М., Медник Н., Молчанова У., Морозов М., Немоляева М., Папирян Г., Пузанова Е., Путрин Ю., Розанова Т., Сапрунова В., Сенин В., Честникова В. и др.
     При рассмотрении теоретических и практических вопросов автор опирался на работы таких зарубежных ученых, как Барки Т., Боуэн Дж., Витт С., Голднер Ч., Котлер Ф., Макинтош Р., Мейкенз Дж., Милл Р., Моррисон Дж., Норманн Р., Пристли Дж., Пирс П., Пун А., Робинсон Ч., Росс Р., Тир Р., Тоунер Дж., Харрис Г., Харрисон С., Хасбэндс У., Холловей Дж. и др.
     К предмету исследования  относятся  туристский рынок, сфера предоставления разнообразных туристских услуг. К  объекту исследования исследования относится деятельности туристских компаний, их маркетинговая деятельности, стратегическое планирование, а также процесс сегментирования рынка туристских услуг, формирование и позиционирование торговых марок на туристском рынке.   

Глава 1 ОСОБЕННОСТИ ЭКСКУРСИОННЫХ  УСЛУГ  
В ТУРОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     1.1 Сущность экскурсии

     Понятие экскурсии или экскурсионной  услуги не нашло своего закрепления  в законодательстве. В Федеральном  законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об  основах туристской деятельности в  Российской Федерации» упоминается  термин экскурсионных услуг и то лишь для того, чтобы дать определение базисным понятиям, используемым в туризме, таким как «тур» или «туристская индустрия». Несмотря на это, в России действует ГОСТ Р 50690-2000. Туристские услуги. Общие требования (утвержден постановлением Госстандарта России от 16 ноября 2000 г. № 295-ст). В соответствии с пунктом 3.11 этого ГОСТа под экскурсионной услугой понимается «туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов/экскурсантов, включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий». Экскурсантом же является физическое лицо, посещающее страну (место) временного пребывания прежде всего в познавательных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период менее 24 часов и без ночевки в посещаемой стране (п. 3.7 ГОСТ Р 50690-2000).
     В тоже время, экскурсия относится к числу наиболее демократичных, имеющих длительную историю развития, традиционных  для  любого музея форм культурно-образовательной деятельности.
     «Экскурсия  – это форма общественно-просветительной  работы, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего  лица (руководителя) изучает… явление  в его естественной обстановке».1  «Экскурсия – это организованный коллективный осмотр музея, места исторического события, памятника, предприятия и т.п. Экскурсия проводится по определенному маршруту с познавательными и воспитательными целями и должна удовлетворять эстетическим потребностям посетителей».2 «Экскурсию следует рассматривать как своеобразный педагогический процесс, специфический акт интеллектуального и эмоционального освоения музейной информации. При этом основные функции экскурсии – познавательная и воспитательная – выступают в органическом единстве и тесном взаимодействии».3  Экскурсия – «форма просветительской (образовательной) деятельности, содержанием которой является комплексное (визуальное, вербальное, эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений».4
     За  долгую историю эволюции формы возникло много определений термина «экскурсия», но уже приведенных выше достаточно для того, чтобы сделать некоторые  выводы.
     Если  в ранних определениях  термина  акцент делается на образовательных  задачах экскурсии (приобретение новых знаний, закрепление навыков), то в последующем все более рельефно начинает проступать мысль о значении экскурсии для интеллектуального и духовного развития личности (получение впечатлений, переживание позитивных эмоций). Новый подход к пониманию целей и задач экскурсии, оформившийся в постперестроечный период в связи с пересмотром концепции туристского образования в целом, выдвинул на передний план личностный фактор коммуникации. Если оценивать  приведенные выше определения экскурсии с точки зрения отражения данного социокультурного явления, то их формулировка безупречна. Однако, ответа на вопрос о том, что собственно отличает экскурсию от других,  близких ей по целям, задачам и методам форм культурно-образовательной деятельности в туризме, они не дают.
     Предпочтение  визуальной формы подачи материала  – одно из основных положений туристской коммуникации, т.к. известно, что 90 % информации об окружающем мире человек воспринимает посредством зрения (как говорится, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Этот принцип применим к любой форме передачи информации в туризме, за исключением, пожалуй, классической лекции. «Моторность» также не может считаться специфически экскурсионной характеристикой, поскольку передвижение по экспозиции с целью смены объектов показа является нормой и для других форм музейной работы с посетителем (занятия, урока, игры, викторины и т.д.). Вызывает возражение и «тематичность»  как особый признак экскурсии, ибо любая форма взаимодействия музея  с музейной аудиторией предполагает, прежде всего, определение темы общения.  Для изучения эволюции экскурсии значимость перечисленных принципов скорее историческая. 
     В условиях туристской среды также  нельзя считать бесспорными такие  признаки «экскурсионности» как  хронометраж (продолжительность экскурсии) и коллективный характер (обязательное наличие экскурсионной группы). Экскурсия остается экскурсией независимо от времени ее проведения, а что касается второго положения, то здесь в качестве контраргумента можно сослаться на уже сложившуюся в туризме практику проведения экскурсий для индивидуальных посетителей. То обстоятельство, что индивидуальные экскурсии  в отечественных музеях пока не получили широкого распространения, не является основанием для игнорирования самого факта их существования.
     Не  подходит под определение специфического признака экскурсии и попытка  выделения в качестве такового фигуры посредника, в данном случае экскурсовода,5 ведь на опосредованной туристкой коммуникации, включающей участие «третьих лиц», базируется вся туристко-педагогическая практика.  При этом посредник может быть как активным участником коммуникации (экскурсовод, лектор, музейный педагог), так и  «лицом за кадром» (собиратель и хранитель коллекций, автор экспозиции, художник-дизайнер).
     Поскольку перечисленные признаки, при всей их важности,  даже в совокупности  не отражают специфику экскурсии  как формы культурно-образовательной  деятельности, попробуем подойти  к решению этой проблемы с другой стороны. Если  форма, претерпев  исторически обусловленные ходом эволюции изменения,  тем не менее, вплоть до современности сохранила свое название, правомерно предположить, что искомый критерий «экскурсионности» должен обладать временной устойчивостью. С нашей точки зрения, таким специфическим признаком экскурсии, ее сутью,  является функция презентации  экспозиции (выставки).
     Согласно  этому критерию экскурсию можно  определить следующим образом. Экскурсия  – форма культурно-образовательной  деятельности, производная от функции  презентации экспозиции (выставки), призванная способствовать более полному раскрытию ее основной идеи и содержания..
     Предложенный  критерий  позволяет классифицировать экскурсии в зависимости от цели презентации (экскурсии обзорные или  тематические), ведущего метода (экскурсии  традиционные, театрализованные, специализированные), а также социально-демографических и психологических характеристик разных категорий экскурсантов (экскурсии для детей, подростков, взрослых, «проблемных» посетителей). 6 Обозначенные позиции обнаруживают тесную корреляцию: социально-психологический «портрет» группы определяет цель презентации и оптимальное время знакомства экскурсантов с экспозицией (выставкой), от цели презентации зависит выбор ведущего метода, предпочтение того или иного метода, в свою очередь,  связано  с особенностями различных категорий посетителей.   Такой подход учитывает новые реалии, затрагивающие, в том числе, и экскурсионную сферу.
     Выбор метода – краеугольный камень проблемы эффективности экскурсии. Сам факт их формирования в последние десятилетия минувшего века (эта фаза эволюции формы характеризуется появлением различных «экскурсий-уроков», «экскурсий-лекций», «экскурсий-бесед», «экскурсий-игр» и т.д.),  говорит о многом. В современной экскурсионной практике  задействован практически весь спектр методов музейной педагогики.7 Особенность методического обеспечения экскурсии состоит в том, что независимо от предпочтения  экскурсовода, выберет ли он один метод или будет оперировать всей совокупностью,  методы  не изменяют сути экскурсии, речь идет только о качестве изложения материала.
     Метод, не влияя на основную задачу экскурсии (презентацию экспозиции или выставки),  внутренне организует форму, приводит ее в соответствие с целями прихода  в музей экскурсионной группы. Так, например,  туристы, желающие осмотреть музей с ознакомительными целями, предпочтут, скорее всего, традиционную (обзорную) или театрализованную экскурсию; в этом случае целесообразность проведения специализированной экскурсии, тем более базирующейся на методе постановки проблемы, вызывает сомнение. Напротив, студенческие и школьные группы, посещающие музей с целью приобретения конкретных знаний,  связанных с учебными курсами,  изначально настроены на продолжение обучения, и поэтому в экскурсиях для учащихся, наряду с проблемным методом,  широко применяются методы сравнения, контраста, стимулирования творческой активности.  Применение перечисленных методов в обзорной экскурсии – вопрос спорный, ведь, кроме уже сказанного, их включение в канву экскурсии требует дополнительного времени,  нередко за счет сокращения экскурсионного маршрута, что противоречит задаче обзорной экскурсии традиционного типа – полной презентации музейных экспозиций.
     В традиционной («обычной») экскурсии, чаще всего, применяется вопросно-ответный метод, наиболее соответствующий задаче осмотра экспозиции по определенному маршруту в заданные сроки. Использование других методов и методических приемов, в том числе игровых методик, особенно в детских экскурсиях,  не исключается, но  в любом случае имеет эксклюзивный характер.
     В театрализованной экскурсии, предполагающей наличие сценарных экспликаций  с использованием дополнительных атрибутов: костюмов и других вещей из музейного  фонда (подлинников или «новоделов»), активно используются элементы интерактивности. Интерактивность как технология предполагает, в частности,  передачу (восприятие) информации посредством максимального числа анализаторов (органов чувств). Кроме зрения и слуха в экскурсии, даже традиционной, «обычной»,  могут быть с успехом  задействованы тактильные и вкусовые ощущения, для чего используются предметы вспомогательного фонда и блюда национальной кухни, выполненные по старинным рецептам с использованием традиционных технологий. В театрализованных экскурсиях  порог интерактивности наиболее высокий. 
       Метод театрализации (ведущий  метод экскурсий этого типа) позволяет  преодолеть музейную статику;  воздействуя на эмоционально-чувственную  сферу восприятия посредством  динамичных образов, «живые картины»  прошлого создают иллюзию присутствия  человека в данном конкретном историческом сюжете. Однако,  зрелищность театрализованной экскурсии, благодаря которой значительно усиливается  ее коммуникативный эффект, ни в коей степени не  является самоцелью, и потому не затмевает главное – задачу презентации экспозиции.
     Театрализованные  экскурсии получили распространение  в музеях самого разного профиля, при этом в роли актеров нередко  выступают сами экскурсоводы (музейные педагоги).
     Особенностью  специализированной экскурсии является  стремление к более углубленному изучению одной или нескольких тем, предусмотренных экспозиционным замыслом. При таком подходе в   специализированной экскурсии, выполняющей в целом просветительные задачи,  заметно усиливается образовательный компонент, что сближает ее с формой музейного занятия. Что касается методов, то в специализированной экскурсии их выбор максимален, исключение составляет только метод театрализации, во всяком случае, он не может быть выбран в качестве ведущего.
     Итак, экскурсионная услуга предоставляется, как правило, в период от одного часа и до 24 часов. В тоже время экскурсионная услуга может предоставляться и по месту жительства экскурсанта.
     Как и любой другой вид услуг (перевозка, питание, размещение и т. д.), экскурсионная  услуга может входить в состав тура , не имея при этом самостоятельного значения. И тогда для определения экскурсионного тура вполне приемлемы понятия, используемые в ГОСТ Р 50690-2000.
     На  практике под экскурсионным туром  следует понимать тур, сформированный туроператором и заказанный туристом (экскурсантом) в познавательных целях для получения информации, обогащения внутреннего мира, расширения кругозора и мировоззрения последнего посредством проведения для туриста (экскурсанта) совокупности экскурсий в стране (месте) временного пребывания. Таким образом, в экскурсионном туре наряду с комплексом услуг по размещению, перевозке, питанию, туристу (экскурсанту) на основании заключенного договора предоставляются как минимум две экскурсии.

     1.2 Экскурсия как  вид деятельности  и форма общения

     Деятельность  представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Экскурсия сумма взаимосвязанных  и обусловливающих друг друга  действий. Эти действия разнообразны - передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.
     Действия  в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.
     Деятельность  экскурсантов находит свое выражение  в таких активных формах, как наблюдение, изучение, исследование объектов.
     Деятельность  экскурсовода состоит из ряда действий, главные из них - подготовка и проведение экскурсий. Экскурсия - специфический вид деятельности специалиста-экскурсовода. Нельзя признать правильным утверждение некоторых методистов, что экскурсия, будучи работой для экскурсовода, является отдыхом для экскурсантов. Практически участие в экскурсионном процессе - работа сложная, а поэтому трудная для обеих сторон - экскурсовода и экскурсантов.
     В словарях русского языка понятие "общение" рассматривается как "взаимные сношения, деловая дружеская связь". Более широко "общение" трактуется в философских словарях как одно из необходимых условий формирования и развития субъектов (личностей), при котором происходит обмен информацией, умениями и навыками8.
     В практической деятельности человека имеют место два вида общения - прямое и косвенное. Формы прямого общения - беседа, лекция, урок в учебном заведении, диспут, дискуссия, митинг, экскурсия и др. В ходе такого общения формируется общность чувств, настроений, мнений, взглядов, достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи.
     Косвенное общение происходит в ходе чтения газет, журналов, книг, слушания радио, просмотра кинофильмов и др. В  процессе такого общения отсутствует  обратная связь, которая при прямом общении выражает себя в реакции субъекта на получаемую информацию.
     Экскурсия как форма прямого общения  предполагает взаимосвязь и взаимодействие субъектов (экскурсовода и экскурсантов) на основе их совместной деятельности. Являясь специфической формой общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант при помощи подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, чувства, формы поведения. В процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется эмоциональное взаимопонимание их, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов.
     Общение людей на экскурсии следует отнести  к духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений  между субъектами и объектами, а  также отношений личностных и  групповых1.
     Знание  основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Практически общение представляет собой коммуникативную фазу в деятельности экскурсовода.
     Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой  такого педагогического процесса, как  экскурсия. Коммуникативный компонент - важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.
     Методисты экскурсионных учреждений придают большое значение роли экскурсовода в ходе проведения экскурсии. В этом деле можно увидеть достижения и просчеты. Стремясь повысить активность экскурсантов, экскурсовод использует различные варианты. Делая более пространным рассказ, он невольно превращается в лектора, сводит роль экскурсовода к пассивному восприятию увиденного и услышанного. Более эффективен вариант, когда экскурсовод, делая конкретные пояснения, направляет внимание группы, вызывает вопросы у экскурсантов, заставляет их размышлять, сопоставлять, подводит к оценкам и выводам. И третий вариант - это когда экскурсовод является как бы дирижером группы. Он организует демонстрацию объектов, обеспечивает четкий порядок их наблюдения. Так происходит потому, что экскурсанты заняты активным восприятием увиденного. Вопросы у них появляются после того, как будут осмыслены полученные впечатления. Подобный вариант проведения экскурсии возможен в высококвалифицированной и сплоченной группе.
     В практической деятельности экскурсия  рассматривается в нескольких аспектах:
     а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть  других форм обучения и воспитания;
     б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;
     в) как форма организации культурного  досуга, воспитательной работы;
     г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а  также как одна из ступеней познания;
     д) как форма распространения научных  знаний, идейного воспитания;
     е) как мероприятие по одному из направлений  воспитания - патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;
     з) как автономная форма культурно-просветительной  работы и как неотъемлемая часть  организованного туризма;
     и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами9.
     Более правильное представление об экскурсии  дает сочетание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.

     1.3 Функции и признаки  экскурсии

     Функция (как понятие) в переводе с латинского означает исполнение, осуществление, выполнение, круг деятельности, назначение, обязанность, роль. Функция - это внешнее проявление какого-либо объекта, форма работы учреждения, предприятия. Функционировать - это означает действовать, работать. Функции экскурсии рассматриваются как ее главные свойства ( рис. 1.1).
     
 

     Рис. 1.1 Основные функции экскурсии 

     Функция научной пропаганды. Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию  пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т. е. во взаимной связи друг с другом.
     Принцип научности. Важным качеством экскурсии  как формы воспитания и обучения является ее научный характер. Задача экскурсии - способствовать распространению  научных знаний. Содержание экскурсии  должно излагаться в соответствии с  данными определенного раздела современной науки, оказывать содействие формированию мировоззрения. Факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают освещение с учетом достижений тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение. Факты и события должны получить объективную научную оценку.
     Принцип идейности. Идея - это четкий план действий для достижения поставленной цели. В. Даль рассматривал идею "как понятие  о вещи, умопонятие, представление, воображение предмета, умственное воображенье"10.
     Идейность необходимо рассматривать как сознательную приверженность к определенной системе  идей. Принципы идейности означают объективный подход к содержанию фактического материала при подготовке экскурсии и убежденность экскурсовода, излагающего этот материал экскурсантам. Важно, чтобы каждая экскурсия была подготовлена с учетом этого требования, чтобы в соответствии с ним были составлены документы для экскурсии - тексты и методическая разработка.
     Не  менее важно, чтобы экскурсовод  строил свой рассказ на научной теории, последовательно проявляя свою личную идейную убежденность. В рассказе экскурсовода, в анализе объектов находит свое выражение не только эрудиция экскурсовода, но и тенденциозность как объективное проявление его активной жизненной позиции. Идейный экскурсовод - это специалист, который в своей деятельности и во всех своих поступках руководствуется четкими принципами.
     Связь теории с жизнью. Материал экскурсий  должен быть увязан с жизнью, действительностью, практикой хозяйственного и культурного  строительства, с теми переменами, которые происходят в России. Изложение фактического материала должно сопровождаться обобщениями и выводами с учетом законов, которые лежат в основе исторических и других процессов.
     Определенные  трудности появляются при попытке увязать излагаемый материал с современностью. Нужно иметь в виду, что прошлое и настоящее в экскурсии, независимо от освещаемой темы, так или иначе увязываются между собой.
     Материал, характеризующий современность  в экскурсиях, находит отражение  в трех аспектах: первый аспект - вся тема экскурсии целиком посвящена событиям современности ("Калуга строится", "Генеральный план реконструкции города в действии"); второй аспект - современности посвящена часть экскурсии, одна или несколько подтем. Эта форма характерна для обзорной экскурсии по городу, району ("Мурманск - столица Заполярья"), ("Край наш Раменский"). В экскурсии показывается прошлое (история), настоящее (современность) и будущее города, района (перспектива). Показу современности отведена часть экскурсии. И, наконец, третий аспект - экскурсия полностью посвящена показу исторических событий, памятников истории. Связь с сегодняшним днем находит выражение в том, что события прошлого (порой многовековой давности) оцениваются с позиции современности, на основе достижений науки. Комментарии и выводы учитывают доминирующие точки зрения сегодняшнего дня.
     Эффективность экскурсии зависит от того, насколько  понятно излагается материал, насколько  он по своему содержанию доступен для  данной аудитории. Материал должен излагаться с учетом подготовленности аудитории, ее общеобразовательного уровня, жизненного опыта.
     Убедительность  экскурсионного материала обеспечивается также: отбором наиболее важных фактов, раскрывающих тему; использованием убедительных сравнений; умелым подбором доказательств; ссылками на авторитетные источники, воспоминания участников и очевидцев событий; демонстрацией фотографий, копий подлинных документов, карт, схем.
     Для каждой экскурсии характерен доверительный  тон сообщения знаний. Предположения, версии, варианты не должны подменять главного - раскрытия темы на основе научных данных. Полемические тенденции наносят вред восприятию экскурсионного материала. Историк искусств А. В. Бакушинский, разрабатывая методику музейных экскурсий, высказывается против внесения в экскурсии критико-полемических тенденций. Такой прием очень редко достигает цели, распыляя силы и внимание экскурсантов. Главное требование к экскурсии - истинность, достоверность фактов, сообщаемых экскурсантам. Именно это приковывает внимание к теме, служит основой для ее восприятия
     Функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о  достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. От таких важных средств информации, как газета, радио, телевидение, лекция, экскурсию отличает более высокая наглядность. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов. Наличие информации в экскурсиях не означает, что экскурсовод должен, отступая от темы, делать сообщения о последних событиях международной жизни. Основой для проведения экскурсии является утвержденный текст. Не следует дополнять содержание тематической экскурсии материалами из утренних радиопередач или свежих номеров газет, если речь не идет о сообщениях чрезвычайной важности.
     Функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается  та часть нерабочего времени, которая  остается в распоряжении человека после рабочего дня. Это свободное время в пределах суток, недели, года человек затрачивает по своему усмотрению на активную творческую или общественную деятельность, учебу без отрыва от производства, любительские занятия, общение с друзьями.
     Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином "учеба и самообразование". Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворение и формирование духовных потребностей человека. Уже в 20-е годы ученые-экскурсионисты приходят к мысли о том, что экскурсия не отдых, а умственный труд, требующий от экскурсантов большего напряжения, чем обычная прогулка по городу. Системность знаний, сообщаемых в экскурсии, ее привлекательность в связи с наличием элемента "путешественности", возможность выбора в соответствии со своими интересами - все это делает экскурсию популярным занятием для людей.
     Экскурсия занимает важное место в ряду форм учебы без отрыва от работы. Заметно  возрастает роль экскурсии в организации  культурного досуга там, где экскурсионные учреждения и музеи перешли от эпизодических мероприятий к мероприятиям по циклам. Экскурсионный цикл ставит задачей дать экскурсантам систему знаний (например, по истории родного города, о памятниках культуры и истории, расположенных на его территории). В крупных культурных центрах эта задача может быть сужена. Здесь цикл из 5-6 экскурсий посвящается показу, например, исторических памятников.
     Экскурсия в функции расширения культурно-технического кругозора. Каждая экскурсия способствует расширению кругозора человека. Ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Нередко экскурсия конкретизирует знания экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, из лекций.
     Экскурсия - это синтез нескольких форм культурно-воспитательной работы. В нее в качестве тематически  встроенных и методически оправданных  частей могут быть включены:
     а) фрагменты из художественных фильмов, научно-популярный или хроникально-документальный фильм целиком;
     б) выступления участников или очевидцев  событий, ветеранов войны (1941-1945 гг.) в экскурсиях на военно-патриотические темы;
     в) встреча с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерно-техническими работниками, передовыми рабочими в экскурсиях на производственные темы;
     г) прослушивание музыкальных произведений, посвященных жизни и творчеству композиторов, артистов, музыкантов;
     д) прослушивание выступлений государственных  и общественных деятелей в звукозаписи, в экскурсиях на исторические и историко-революционные темы11.
     Функция формирования интересов человека. Задача экскурсии - сообщить знания аудитории  и вызвать интерес у людей  к конкретной отрасли знаний. Побывав  на литературной экскурсии, ее участники проявляют в дальнейшем интерес к конкретному писателю. Участники таких экскурсий в дальнейшем читают литературу по изобразительному искусству, литературному творчеству, посещают музеи, другие экскурсии. Экскурсия для многих становится началом работы по самообразованию.
     Каждая  конкретная экскурсия может выполнять  одновременно несколько функций. Это  зависит от того, с какой группой  экскурсантов она проводится. Для  детей и молодежи экскурсия - это  функция расширения культурно-технического кругозора; для подростков, выбирающих профессию, - функция формирования интересов; для иностранных туристов - функция информации и т. д.
     Признаком называют то, что делает сходным  между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются  в виду существенные признаки, т. е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной работы не могут существовать. "Существенные признаки предмета - это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных"12.
     Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной  работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет  свои особенности в организации  и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.
     Общими  признаками для всех экскурсий являются:
     1. Протяженность по времени проведения  от одного академического часа (45 мин) до одних суток.
     2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
     3. Наличие экскурсовода, проводящего  экскурсию.
     4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов  на месте их расположения.
     5. Передвижение участников экскурсии  по заранее составленному маршруту.
     6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
     7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование  объектов).
     Отсутствие  хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.
     Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:
    у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
    у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;
    у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).
     Значение  признаков экскурсии состоит  в том, что их правильное понимание  не позволяет ошибочно толковать  сущность экскурсии.
     Лишены  необходимых признаков те мероприятия, которые могут быть обозначены общим термином - "гидизм" - бессистемный осмотр достопримечательных мест, памятников истории и культуры. Гидизм следует рассматривать как отрицательное явление, результат несерьезного подхода к подготовке и проведению экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида - это разные понятия. Гидизм беспокоил ученых-экскурсионистов еще на заре развития экскурсионного дела.
     Образ гида нашел отражение в литературе, письмах и мемуарах путешественников. Об одном из таких описаний говорит  ученый экскурсионист М. П. Анциферов: "Портрет гида обрисован случайными штрихами, но образ получился вполне законченный. Тут и самодовольство учености, и ссылка на источники, и глубокомысленные вздохи, и скакание с одного предмета на другой без всякой связи. Так было в старину, так останется и теперь, где нет правильно поставленных экскурсий". Ученый приходит к выводу, что гидизм - злейший враг экскурсионного дела. Этот вопрос беспокоил экскурсионных работников и ученых не только в 20-е годы. О его важности немало говорили и писали в наше время. Приведем одно из свидетельств: "Только раскрытие темы на зрительных объектах можно считать экскурсией, в отличие от показа объектов в порядке их появления перед глазами экскурсанта, так называемого "гидизма". Гид лишь "комментирует" объекты экскурсии".

     Выводы  по главе 1

     На  основании анализа трудов других авторов по теме дипломной работы, были сделаны следующие выводы:
     1) Єкскурсия представляет собой  наглядный процесс познания человеком  окружающего мира, построенный на  заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д.
     2) Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанность  методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство экскурсоводов позволяют экскурсии выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и образовании человека.
     Любая форма культурно-просветительной  работы имеет свои отличительные  признаки. Основной признак экскурсии – высокая степень наглядности. Важны и другие признаки. Они неодинаковы для различных экскурсий, (автобусных и пешеходных, производственных и музейных). Следует, однако, иметь в виду, что перечисленные выше признаки обязательны для любой экскурсии.
     3) Все экскурсии построены на  использовании особого комплексного  метода, в основе которого лежит  сочетание традиционных педагогических  методов обучения и воспитания. Разница в том, что используются  они с большей степенью наглядности.  При этом решающее значение имеет не только логическое единство методов обучения и воспитания, но и действие тех законов, которые являются их движущей силой.
     Экскурсионный метод, являясь активным способом практических действий экскурсовода и экскурсантов, создает условия для их общения с объектами и для организованной и эффективной деятельности экскурсантов. Опыт экскурсионной работы убедительно свидетельствует о том, что лишь те экскурсии достигают поставленной цели, которые построены с учетом особенностей и требований экскурсионного метода.
     4) Требования к экскурсиям с  позиции брендинга следующие. Главная задача развития тематики экскурсий – наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на экскурсионные услуги. Для выполнения этой задачи следует рассматривать тематику в трех планах: как тематику экскурсионного учреждения, которая построена на сумме специальностей экскурсоводов; как тематику конкретной методической секции, построенную на усилиях работников одной специальности (исторической, литературной, искусствоведческой, природоведческой и др.) и как тематику конкретного экскурсовода, которая построена на максимальном использовании его знаний и опыта, как специалиста определенной отрасли.
     Постоянная  разработка новых интересных тем, совершенствование  действующей тематики являются одним из главных резервов роста объема экскурсионных услуг, предоставляемых потребителю.
     5) Вложения в бренд экскурсии в тех случаях, когда не решены элементарные проблемы с предоставлением комфортных условий жизни для населения, а также благоприятных условий хозяйствования для предпринимателей, вряд ли будут прибыльными. 

 

       Глава 2 РАЗРАБОТКА ТУРПРОДУКТА

       2.1 Анализ туристского потенциала Турции.

           

     2.1.1 Статистика российских  туроператорских  компаний, работающих  по направлению Турция.

     Турция - одно из излюбленных мест отдыха российских туристов, это не удивительно: высокое  качество сервиса с достаточно низкой стоимостью обеспечивают стоящий отдых. На рынке туристических услуг  Турцию представляют такие туроператоры как Тez Tour, Натали турс, MosTravel, Пегас Туристик и другие. Но лидирует в этом направлении туроператор Sunrise Tour, который уже более 10 лет изучает эту страну и предлагает туристам наилучшие варианты для отдыха на различных курортах Турции. Sunrise Tour является официальным агентом крупнейших мировых авиакомпаний: Austrian Airlines, Air France, Lufthansa, Aeroflot, KLM, Turkish Airlines, Swissair, SAS, CHA, Alitalia, Finnair, LOT, генеральным агентом авиакомпании Аэрофлот - Российские авиалинии в Анталии. Кроме этого, Sunrise Tour организует отдых в Австрии, Гоа, международные авиаперевозки и обслуживание воздушных судов.
     Tez Tour. Компания Tez Tour предоставляет свои услуги на рынке туристических услуг с 1994 года. Ее приоритетные направления: курорты Турции, Испании, Египта, Таиланда, Кубы и Доминиканы. Представительства компании Tez Tour открыты по всему миру. Тесная взаимосвязь между офисами и высокоразвитая корпоративная культура, яркий желто-синий корпоративный цвет помогают выделиться этому туроператору среди остальных, и туристам в случае необходимости очень легко отыскать их представителя. Tez Tour работает с крупнейшими российскими авиакомпаниями («Аэрофлот», «Трансаэро», «Атлант-Союз»), сотрудничают с отелями мирового уровня (Mariott, Sheraton, Le Meridien, Sol Melia, Princess и др.). Они всегда предлагают массу вариантов отдыха, спецпредложений и горящих путевок, VIP-туров и детского отдыха.
     Coral Travel. Лауреат многих российских премий компания Coral Travel специализируется на отдыхе на курортах Египта, Турции, ОАЭ. Она признана лучшим туроператором 2003 года, а в 2004 и 2005 годах отмечалась как надежный и стабильный туроператор.
     Натали  Турс. Развивающимся туроператором, который постоянно укрепляет свои позиции на рынке туристических услуг России, является компания Натали Турс, начавшая свою работу с 1992 года. Компания специализируется на отдыхе в Таиланде, Андорре, Италии, Испании, Турции, ОАЭ и на Кипре. Натали Турс имеет множество филиалов по всей Российской Федерации. Компания постоянно совершенствуется в своей области и старается удовлетворить требования каждого клиента.
     MosTravel. В пятерку крупнейших туроператоров, предоставляющих российским туристам отдых на курортах Турции и Египта, входит также компания MosTravel, представленная на рынке туристических услуг с 1996 года. Она делает упор на надежности и профессионализме.
     Согласно  итогам 2009 г. усские туристы в Анталии занимают 1 место – 1`607`056 человек, а наш турпоток показал спад всего в -5.04% по отношению к аналогичному периоду 2008 года. На втором месте туристы из Германии – 1`434`982 человека со спадом в -4.43%. Все остальные рынки имеют достаточно камерные объёмы, не превышающими 200-300 тыс туристов. Из них наиболее сильно сократился турпоток с Украины (-24.09%), из Израиля (-49.74%), из Литвы (-39.12%), из Сербии (-67.85%) и из Испании (-32.48). Уже второй год подряд в Анталии за указанный период времени россиян отдохнуло больше, чем немцев. Также интересно, что недавно опубликованный цифры Росстата за первое полугодие отражают рыночные тенденции с большим опозданием. Согласно этим данным, Турция потеряла 19% российских туристов. Статистика же туристических властей Анталии констатирует 5%-ное падение спроса за период январь-август.
     Согласно  статистике компании «Натали Турс» среди туристов, отдыхавших на Средиземноморском побережье, наибольшим спросом пользовался Кемер (36% от всего числа туристов), за ним следует Алания (26%), на третьем месте – Белек (17%). Самая популярная продолжительность тура в этот регион – 14 ночей, вторая по популярности – 10 ночей. 53% клиентов «Натали Турс», посетивших Средиземноморское побережье, – женщины, 29% – мужчины. Тройка отелей-бестселлеров выглядит следующим образом: «Lonicera World» 4* (Алания), «Ulusoy Kemer Holiday Club» 5* (Кемер), «Marco Polo Club» 5* (Кемер). Любопытно, что нестандартно в 2009 году складывалась ситуация с высоким сезоном – августом. Обычно в августе все отели переполнены, но в этом году пик спроса пришелся на сентябрь. Скорее всего, это объясняется тем, что в августе традиционно самые высокие цены на проживание в отелях, а клиент в этом году очень чутко реагирует на стоимость путевки. Если в прошлом году в июле-августе турецкие гостиницы загружались на 90-95%, то в нынешнем – на 60-70%. Впрочем, в этом был и положительный момент – не возникало проблем с переселениями, так как гостиницы не были заполнены на 100%. Кемер оказался на первом месте по продажам и в туркомпании Тez Tour. Распределение по регионам в настоящий момент у этой компании следующее: Кемер - 35%, Белек - 25%, Сиде - 30%, Алания - 10%. Однако в сентябре-октябре традиционно вырастает доля Белека и Сиде. 

     2.1.2 Особенности предлагаемых турпродуктов.

     Корректировка туристической политики в Турции была провозглашена недавно, но необходимость  изменений ощущалась уже на протяжении ряда лет. Турбизнес в этой стране накопил настолько значительный финансовый и творческий потенциал, что замыкаться в рамках прежде определенных схем уже был не в силах.
     Для российских граждан Турция стала  чем-то вроде советского Крыма. Сегодня  в нашей стране трудно найти человека, не побывавшего на отдыхе в этой малоазиатской стране. Основные плюсы турецкой курортной схемы всем хорошо известны: приемлемые цены, благоприятный климат, система «все включено», разнообразие предложений на любой вкус и кошелек. Эти преимущества позволили турецким отелям оставить многих конкурентов далеко позади.
     Однако, как выясняется, самих турецких отельеров  данная ситуация c годами стала не вполне устраивать. Во-первых, подавляющее  большинство российских туристов сосредоточилось  на определенных, как правило, «бюджетных»  и наиболее раскрученных направлениях страны. Наши туристы в основном знают лишь Анталию и Стамбул, тогда как Турция большая страна. Здесь есть уникальные и интересные с точки зрения познавательного туризма районы и объекты. Это и археологические памятники, созданные за 2000 лет до Рождества Христова, и термальные источники, и даже горнолыжные курорты. Основная стратегия продвижения нового имиджа страны состоит в том, чтобы представить Турцию как эклектичное направление с современными городами, пляжами, историческими, культурными и природными достопримечательностями, а также невероятным очарованием старой Европы.
     Во-вторых, нашествие небогатых россиян, а  также бывших соотечественников  из постсоветских республик в  некоторой степени отпугнуло  от Турции состоятельных клиентов, для которых активно продвигаемая система «все включено» и докучливая анимация послужили скорее отрицательным фактором. По итогам последних исследований, Турция — страна, где отдыхает средний класс. Таковых насчитывается 64,5%. Туристы с достатком выше среднего составляют 18,6%, богатые клиенты — 0,6%. Между тем легенды о сорящих деньгами в дорогих отелях Старого Света многочисленных русских миллионерах будоражили воображение турецких туристических компаний. А поскольку Россия является для Турции вторым по значению (после Германии) туристическим рынком, то более активное привлечение богатых россиян стало для местного турбизнеса идеей фикс.
     Ставка  на состоятельных россиян сделана  не случайно. По оценкам турецких риелторов, в настоящий момент 90% покупателей  жилья в той же Анталии —  это граждане РФ. Спрос на недвижимость в Турции настолько высок, что участки продаются по цене в три и даже в четыре раза выше оценочной стоимости. Как правило, российские покупатели предпочитают квартиры среднего класса от 60 до 100 тыс. евро. Большинство квартир приобретается не столько для проживания, сколько с целью вложения денежных средств.
     Однако  наибольшие инвестиции со стороны российского  бизнеса идут сегодня в туристическую  отрасль Турции. По данным Ассоциации турецких инвесторов в туризм, объемы российского капитала в туринду-стрии страны к настоящему времени достигли 2,5 млрд долларов. Считается, что «открыл» Турцию для российских миллионеров Роман Абрамович, заказывающий здесь яхты, а пару лет назад купивший престижную гостиницу в Анталии. Сейчас наибольшую активность российские инвесторы проявляют на побережье Средиземного и Эгейского морей. Западное побережье Турции, где расположены популярные среди немцев и англичан Мармарис, Кушадасы, Фетхие, Чешме, в настоящий момент стало привлекать и россиян, особенно тех, кто предпочитает более разнообразный и элегантный отдых в окружении субтропической природы и исторических древностей. Встречаются довольно громкие сделки. Например, по информации турецких СМИ, российский миллиардер Михаил Прохоров получил разрешение на возведение семизвездочного гостиничного комплекса в пригороде Измира Чешме. Здесь получит новый импульс развитие модного ныне виндсерфинга. Начать строительство планируется в сентябре этого года. Потенциал побережья Эгейского моря не реализован и на 50%, считают эксперты. В этом регионе можно развивать различные виды туризма, малодоступные по ряду причин на побережье Средиземного моря. Дайвинг, виндсерфинг, лучший в Турции пара-планеризм, обширные экскурсионные предложения, огромные возможности для использования яхт позволяют насытить туристическую программу по максимуму. Кроме того, в последние пару лет Турция, помимо традиционного и хорошо раскрученного анталийского пляжного туризма, активно продвигает свое юго-западное направление, центральную часть страны. Набирает популярность исторический туризм, в частности в такую потрясающую и еще мало посещаемую область, как Каппадокия. Развивается инфраструктура вокруг термальных источников Денизли. Все больше туристов приезжает на горнолыжные курорты Сарыкамыш, Улудаг и другие.
     В условиях активизирующегося интереса российских бизнесменов к туристическим  объектам в Турции местные отельеры, помимо агрессивной рекламы, в последние  годы делают ставку на предоставление комплексных услуг. С одной стороны, они не хотят терять многочисленный средний класс, с другой — привлечение VIP-клиентов становится важнейшей задачей на ближайшую перспективу. Как следствие, несмотря на «антикризисные предложения», в целом Турция уже не кажется такой дешевой, как несколько лет назад. Во многом тому способствует и расширение списка услуг для самых взыскательных клиентов, малодоступных рядовым отдыхающим. Например, современные, оборудованные по последнему слову медицины и косметологии центры спа- и талассо терапии, которые работают практически при всех отелях категории де-люкс. Популярные услуги по обучению виндсерфингу, дайвингу, гольфу также составляют обязательный набор многих пятизвездочных отелей. В гостиничную инфраструктуру все чаще включаются роскошные виллы и бунгало, рассчитанные на одну-две семьи. Идя на беспрецедентные расходы, отельеры организуют кругло годичные промотуры российских и западных звезд шоу-бизнеса, с помощью которых предполагается популяризировать новые возможности турецкого отдыха.
     В то же время отельеры стремятся сохранять возможности отдыха для самых разных категорий туристов, особенно для семей с детьми. В данном отношении показательна стратегия популярной сети отелей Lykia World, стремящейся охватить максимально широкую туристическую аудиторию. Принцип «семейных» отелей, заложенный в основание этой группы, с годами позволил не только вырасти в лидера отрасли, но и эффективно диверсифицировать возможные бизнес-риски. В Lykia World безболезненно соседствуют разные категории туристов, поскольку для каждой из них находится свое время и место: здесь комфортно бизнесменам, приезжающим на конференции в «несезон», детям, которым предоставляется масса возможностей разнообразить традиционный пляжный отдых, любителям всяческого all inclusive и изысканных спа-процедур. Последнее новшество — открытие уникального для Средиземноморья гольф-поля Links Golf Antalya, которое позволяет посещать отель круглый год и проводить соревнования самого высокого уровня.
     По  такому принципу начинают работать и  другие турецкие отели — вкладывая значительные средства в расширение спектра услуг, универсальность и качество своих предложений, они тем самым закладывают фундамент для процветания в уже недалеком будущем. За счет данных предложений увеличивается сезонный диапазон функционирования отелей — некоторые из них полноценно работают в течение всего года.
     Осуществлению столь амбициозных планов способствует и государственная политика. Частному бизнесу, в том числе иностранному, предлагаются выгодные долгосрочные кредиты  и различные налоговые преференции. В 2007 году на рекламу отдыха в Турции государством было выделено 120 млн долларов. Рекламный бюджет Министерства культуры и туризма на 2008 год составил 140 млн долл., без учета средств, потраченных на эти цели частным бизнесом. Из них на продвижение турпродукта в России пошло более 12 млн, и еще около 50 млн выделил частный капитал. В первую половину 2009 года в поддержку отрасли государство уже инвестировало около 70 млн долларов. В целом прошлый год принес Турции беспрецедентные результаты в сфере турбиз-неса. Согласно данным Министерства культуры и туризма, число отдыхающих увеличилось на 13% по сравнению с 2007 годом и превысило 26 млн человек. Прибыль госбюджета от туристической отрасли составила 21 млрд долларов. По заявлению заместителя министра культуры и туризма Турции Исмета Йылмаза, в 2008 году рост туристического сектора в мире с трудом достиг всего 2%, тогда как в Турции — 13%. Доходы от туризма одной Турции и всего Африканского континента практически равны. Анталия приняла в 2008 году более 9 млн туристов, что равняется количеству отдыхавших в Египте.
     Турбизнес Турции взял за основу развития на ближайшие годы «барселонскую модель». В 2000 году, когда Барселону посетило 2,5 млн гостей, там сформировали мощный промышленный консорциум по развитию туристического потенциала города. В результате спустя пять лет ежегодный приток туристов в столицу Каталонии составляет 10 млн человек. В Турции в первую очередь ориентируются на строительство пятизвездочных отелей. Планируется, что благодаря кооперации государства и частного бизнеса в течение нескольких ближайших лет ежегодно будет появляться около 20–25 новых отелей экстра-класса. Инвестиционный климат в стране постоянно совершенствуется, что поз воляет решить такую задачу.
     Проведение  агрессивной политики турецких властей и частного бизнеса не остановил даже грянувший мировой экономический кризис. Можно даже сказать, что Турции относительно повезло. В прошлом году сезон там закончился в октябре, когда кризис только начался, так что было время обдумать стратегию на будущее лето. В итоге, по данным международных соцопросов, в частности авторитетной Британской ассоциации туроператоров (ABTA), Турция заняла первое место в числе отпускных приоритетов для граждан ЕС на 2009 год.
     Между тем тревожные симптомы имели место. До начала «высокого сезона» количество туристов из РФ снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 35%. А общее количество посетивших Турцию гостей сократилось на 7,5%. Однако уже с мая российские туроператоры фиксировали постоянный рост заявок на турецкое направление. Это неудивительно, ведь, согласно исследованию комиссии по внутреннему туризму Российского союза тур индустрии, по сравнению с Турцией отдых в Сочи в июле стал дороже на 16,2%, в Анапе — на 28,4%, в Крыму — на 26,3%. Более того, по мнению экспертов, многие турецкие отели имеют солидный запас прочности, который позволит им даже год-два поработать в убыток, но при этом сохранить туристический поток.
     Кроме традиционных туристов в Турцию активно  потянулись различные компании, в том числе самого высокого ранга, ранее проводившие конференции и конгрессы в более дорогой старой Европе, а ныне вынужденные искать более экономичные, но в то же время качественные варианты.
     Кроме того, частичный спад туристического потока из России, Украины, других европейских стран с лихвой компенсируется туристами из стран Ближнего Востока. Ожидается, что в 2009 году число отдыхающих из этого региона увеличится на 25% и превысит 2 млн человек. Несмотря на углубление мирового финансового кризиса, турецкий туристический бизнес показал в 2009 году рост минимум в 10%. Так что у этой страны есть все возможности, чтобы упрочить свое положение одного из лидеров мирового туризма

        2.2 Идеальная модель туроператорской фирмы с экскурсионными турами

     Управляемость – это необходимое условие  эффективного управления,  при его  недостаточности качество управленческих решений теряет свою продуктивность. Управляемость – это способность  любой системы управления адекватно  воспринимать решения и другие управляющие воздействия (управленческие сигналы и команды) всех уровней, а также обеспечить их достаточно полную и точную реализацию.
     Управленческую  структуру туристического предприятия  можно определить, как скелет или  каркас, т.е. упорядоченную совокупность всех взаимосвязанных элементов, обеспечивающих их функционирование как единого целого (филиалы, представительства, отделы, служащие и т.д.). Сущность организационной структуры состоит в том, что в ней определены роли каждого ее участника и их взаимосвязь, т.е. каким образом каждая роль соотносится с другими посредством коммуникационной сети и принятия решений. Такая сеть будет служить опорой для достижения задач и целей туристического предприятия. Целями организационно – управленческой структуры туристического предприятия являются: распределение полномочий между работниками; определение полномочия руководителя и подчиненного; персональная квалификация, необходимая для высшего звена исполнения по каждой служебной позиции; работать для того чтобы реализовать сформированные туры.
     Для туроператоров, функционирующих на внутреннем туристском рынке, а также  для предприятий  с ориентацией  на экспорт и сосредоточенных на экскурсионном обслуживании,  предлагается следующая модель организационно-управленческой структуры предприятия (рис.2.1). Предложенная организационная структура характерна для более крупных туроператоров, которые своей деятельностью охватывают все основные виды туризма, а так же занимаются формированием туров и их реализацией конечному потребителю. Преимуществами данной структуры является то, что вокруг генерального директора сформирована «команда управления», которая состоит из менеджеров по маркетингу и управлению персоналом, руководителей отделов, специально выделенной «финансовой группы», что повышает эффективность управления и контроля над финансами. Специально созданный отдел по внедрению экскурсионного обслуживания повышает качество принимаемых решений при наиболее полном использовании всех возможных резервов управления для повышения уровня обслуживания клиентов (при помощи сокращения времени и повышения надежности выполнения заказа), а так же снижения издержек. Правильно выбранная стратегия управления вышеназванных лиц, позволит работать им, как активным посредникам между генеральным директором и штатом сотрудников, донося главные идеи и стратегии фирмы непосредственно своим подчиненным.  

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Но  помимо достоинств необходимо указать  и недостатки:
     1) большая вероятность возникновения  конкуренции и конфликтов между  функциональными подразделениями; 
     2) излишняя специализация и узость  управленческого мышления;
     3) делегирование основной ответственности  за эффективность главе исполнительной власти.
     Туристские агентства, как и туроператоры работают более эффективно и результативно при наличии четкой организационной структуры. Количество должностей агентства должно соответствовать выполняемым функциям. Наиболее эффективная организационно-управленческая структура турагенства будет зависеть от таких переменных, как: время работы  предприятия, возраст, направление работы  (путешествия, экскурсии, служебные поездки, индивидуальные или групповые туры и т.д.), тип клиентуры, распространение ответственности по местам, объем деятельности и т.п.
     Для совершенствования стандартной  модели управленческой структуры турагенства  мы применили распределение агентов  по специфическим потребительским  рынкам: по экскурсионным поездкам, по путешествиям и развлечениям и т.д.(рис.2.2)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Турагенты могут быть распределены по принципу обслуживания клиентов, по специализации  мест пребывания и т.д. Выездное обслуживание очень удобно для фирмы: агент  выезжает за пределы города и предлагает услуги фирмы в школе или на предприятии, т.е. в тех районах где информация о предлагаемых турах может быть малодоступна или ее нет вообще, агентство в свою очередь, проводит оформление документов, билетов и т.п.  Достоинствами данной структуры является: специализация сотрудников, сокращение конкуренции внутри офиса, любой агент может специалистом в определенном виде путешествий, а также простота организации и несложность контроля.
     Таким образом, управление туристским предприятием достаточно сложный и многогранный процесс, который требует разработки организационно – экономического механизма и структурирования с целью оптимизации всех потоковых процессов на предприятии, что непосредственно оказывает значительное влияние на общий финансовый эффект функционирования организации. По нашему мнению идеальная система управления - это система, основанная на интегрированном подходе, которая позволит создать реальную возможность объединения функциональных областей логистики путем координации действий, выполняемых независимыми звеньями логистической системы, разделяющими общую ответственность в рамках целевой функции управления резервами эффективности туристских предприятий. 

     

       2.3 SWOT анализ для выработки стратегий фирмы

     Исследование  проводилось на базе туроператора «Натали  Турс».
     "Натали  Турс" была основана в апреле 1992 года.
     В 2009 году компания обслужила 405 тыс. человек, а ее оборот составил 485 млн. долл. "Натали Турс" находится в постоянном развитии и регулярно добавляет  в свой ассортимент новые направления. Так, новыми направлениями 2009 года стали Куба и Египет.
     "Натали  Турс" – многопрофильная туроператорская  компания, специализирующаяся на  массовом отдыхе. Направления деятельности  – Испания, Греция, Кипр, Италия, Турция, Таиланд, Андорра, ОАЭ,  Египет, Куба, Доминикана и морские  круизы. "Натали Турс" неоднократно признавалась лидером по отправке российских туристов в Европу. Кроме того, в компании работает специальный отдел по обслуживанию корпоративных клиентов – департамент делового туризма (MICE), клиентами которого за это время стали многие крупные компании (Sharp, Gedeon Richter, Henkel и др.)
     "Натали  Турс" занимается массовым туризмом, но при этом старается учитывать  индивидуальные потребности каждого  отдыхающего. Миссия компании  – способствовать развитию цивилизованного  рынка туристических услуг в России, обеспечивая по доступным ценам отдых, соответствующий лучшим международным стандартам. "Натали Турс" пользуется хорошей репутацией на рынке и всегда строит бизнес в соответствии с понятиями профессиональной чести.
     "Натали  Турс" известна на рынке своими концептуальными турами, привлекающими внимание большого числа клиентов. Наиболее популярен тур "Взрослые и дети", который в 2009 году предлагался в Испании, Греции и на Кипре. В качестве основы игровой программы для детей от 6-ти до 12-ти лет была выбрана пиратская тематика. А для детей от 2-х до 5-ти лет в рамках ко-брендинга со студией анимационного кино "Мельница" была разработана абсолютно новая программа с участием персонажей мультфильма "Лунтик и его друзья". В 2010 году тур "Взрослые и дети" вновь будет предложен в отелях Испании, Греции и Кипра.
     В центральном офисе работает около 300 сотрудников. Компания имеет еще  розничные офисы в Москве, а  также представительства в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Самаре и Минске.
     В 2009 году "Натали Турс" запустила собственный розничный проект на основе франчайзинга. На данный момент под брендом компании работают туристические агентства в 16 городах России. Проект планируется активно развивать и далее.
     Также компания сотрудничает с агентствами  напрямую и через уполномоченные агентства, которые есть практически во всех крупных городах России. Всего в России и странах СНГ насчитывается около 2000 офисов продаж, где можно приобрести продукт "Натали Турс".
     «Натали турс» работает с Турцией только в направлении пляжно отдыха, хотя экскурсионное направление интересует туристов, приобретающих путевки, также интересует. Согласно опросов, туристов все отмечают бедную экскурсионную программу данного оператора в Турции. При и имеющиеся этом предлагаемые экскурсии разрабатывались не «Натали Турс», а ее турецкими партнерами, что определило недостатки данной программы, без учет интереса российских туристов и их менталитета.
     Для турфирмы «Натали Турс» строится матрица сильных и слабых сторон в сочетании с угрозами и возможностями для нее (табл. 2.1). Определяются экспертные количественные оценки парных сочетаний «сильная сторона — угроза», «слабая сторона — угроза», «сильная сторона — возможность», «слабая сторона — возможность». В результате формируется матрица (табл. 2.2). Анализ данных этой таблицы позволяет сделать следующие выводы на основе наибольших суммарных балльных оценок строкам и столбцам матрицы (табл. 2.2), обозначенных «*».
     Таблица 2.1
     Сильные и слабые стороны, возможности и  угрозы для турфирмы «Натали Турс»
Сильные стороны Слабые  стороны
    Наличие необходимых финансовых ресурсов
    Умение профессионально вести конкурентную борьбу
    Статус признанного лидера
    Эффективная реклама
5. Наличие квалифицированного 
персонала
    Отсутствие четкой стратегии
    Наличие проблем управления
    Узкая линия предлагаемых услуг в свете экскурсионного обслуживания по направлению Турции
    Недостаточно сформированный 
    имидж

    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.