На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности формирования связной речи у детей дошкольного возраста с недостатками речевого развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Областное государственное образовательное  учреждение Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С.Макаренко
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
Тема: Особенности  формирования связной речи у детей  дошкольного возраста с недостатками речевого развития
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                Курбанова Елена Александровны Специальность 050705 Специальное дошкольное Образование Курс 4, группа 402 Руководитель: Платошечкина Юлия Ивановна Форма обучения: очная
 
 
 
 
 
 
2008
 


            Оглавление:
 
 
Введение 3
Глава 1 Характеристика связной речи детей дошкольного  возраста.
    Определение понятия «связная речь» в психологии, педагогике и лингвистике 5
    Возрастные особенности связной речи детей дошкольного возраста 8
    Роль овладения связной речью в психологическом развитии детей-дошкольников 12
Глава 2 Проблема связной речи детей дошкольного  возраста с общим недоразвитием речи в специальной педагогике и специальной психологии.
    Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольников с ОНР 14
    Специфика формирования связной речи у детей дошкольного возрасте связной речи с ОНР 18
    Анализ опыта использования методики семантических полей в
развитии связной  речи у дошкольников с ОНР 3-го уровня 20
Заключение 23
Список литературы 24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2
 


              Введение
В последние  два десятилетия поиск путей  совершенствования работы по коррекции  и развитию речи дошкольников с целью успешной подготовки детей к обучению в школе, привел к сближению логопедии с психолингвистикой, становлению логопсихологии и логопедагогики. В психолого- педагогических исследованиях, проведенных Р.Е. Левиной,  В.И. Лубовским, Т.Б. Филичевой, Е.М. Мастюковой и другими авторами показано, что дети с общим недоразвитием речи (ОНР) имеют не только специфические особенности речевого развития, но и отклонения в формировании других психических функций. Это обусловливает необходимость разработки системы специальных приемов, заданий, упражнений, позволяющих воспитателю осуществить полноценное коррекционно-педагогическое воздействие в целях нормализации речевого и общего психического развития. Системные исследования ОНР позволили определить сущность данного речевого нарушения как дефицитарность языковых способностей (Е.Н. Винарская, Л.Г. Соловьева, Л.Б. Халилова, С. Н. Шаховская и др.) В настоящее время растет число исследователей, говорящих о социальной обусловленности ОНР, в частности о недостаточной эффективности коррекционно-педагогической работы (В.И. Селиверстов, В.П. Глухов, О. Грибова). К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР), относится формирование у них связной речи. Наиболее распространен у детей 5- 6- летнего возраста с ОНР третий уровень речевого развития. Эти дети испытывают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для высказываний характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, выраженная ситуативность и фрагментарность, низкий уровень употребляемой фразовой речи.
 
з
 


 Данные  позиции стали основанием для  проведения исследования по заявленной проблеме.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование методики семантических  полей в формировании и коррекции  специфических особенностей связной  речи детей старшего дошкольного  возраста с ОНР.
Цель: изучение возможности использования методики семантических полей в формировании и коррекции специфических особенностей связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1 .Анализ психолого-  педагогической и специальной  литературы по проблеме формирования и коррекции связной речи у детей дошкольного возраста с сохранным развитием и общим недоразвитием речи.
2.Выделение показателей  оценки сформированности связной  речи у детей дошкольного возраста.
3.Изучение опыта  использования семантических полей  в формировании и коррекции связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
Методы теоретического исследования:
1 .Анализ психологической  литературы по теме исследования.
2.Анализ педагогической  литературы по проблеме особенностей
формирования  связной речи у детей дошкольного  возраста.
3.Анализ и  синтез специальной литературы по вопросам развития связной
речи у детей  дошкольного возраста.
4.Анализ и  синтез опыта работы по формированию  связной речи у детей
дошкольного возраста, освещению в периодической литературе.
4
 


    1.1 Определение понятия  « связная речь» в психологии, педагогике и лингвистике.
    Связная речь- это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связностью речи С. Л. Рубинштейн считал адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишушего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. A.M. Леушина характеризовала связную речь - как речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
Термин  «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, тест, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи.
    Связное высказывание- это и речевая деятельность и  результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл. ( Т.А. Ладыженская, М.Р.Львов и другие) Связная речь- это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах: диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
    В лингвистической  и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления.
              5
 


Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое  проявление коммуникативной функции языка. Главная особенность диалога -чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Диалог протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость. Важно отметить, что в диалогической речи часто используется шаблон и клише, речевые стереотипы, устойчивые формулы общения, привычные положения и темы для разговора (Л.П. Якубинский). Монологическая речь - связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Также важны внеречевые средства( жесты, мимика, интонация), умение говорить живо, эмоционально, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика, развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность. Связность монолога обеспечивается одним говорящим. Монологическая речь является более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Но даже при  всех различиях, диалог и монолог  взаимосвязаны друг с другом. В  процессе общения монологическая речь органически вплетается
 
б
 


в диалогическую, а диалог может приобретать монологические формы. Л.П. Якубинский, один из первых исследователей диалога в нашей стране, отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связаны между собой рядом промежуточных форм. Одной из последних является беседа, отличающаяся от обычного разговора более медленным темпом обмена репликами. Больших их объемом. А также обдуманностью, произвольностью речи. Ее называют подготовленным диалогом. Ряд ученых считают, что хотя овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической и подготавливает к ней, качество диалогической речи в ее зрелой, развернутой форме во многом зависит от овладения монологической речью. Таким образом, обучение элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связным монологическим высказыванием и потому, чтобы последнее могло быть, как можно раньше включено в развернутый диалог и обогащало бы беседу, придавая ей естественный, связный характер.
Связная речь может  быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построения высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства. Ситуативная речь имеет характер диалога, а контекстная речь - характер монолога. Д.Б. Эльконин подчеркивает, что нельзя отождествлять диалогическую речь с ситуативной, а контекстную с монологической. И монологическая речь может иметь ситуативный характер.
В педагогической литературе чаще подчеркивается особая роль связной, монологической речи. Но не менее важно овладение диалогической
7
 


формой общения, поскольку в широком понимании  « диалогические отношения ... это  почти универсальное явление, пронизывающее  всю человеческую речь и отношения и проявления человеческой жизни» (М.М. Бахтин).
Развитие обеих  форм связной речи играет ведущую  роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи может рассматриваться и как цель, и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
1.2.Возростные  особенности связной  речи детей дошкольного  возраста.
Проблемы развития связной речи у детей дошкольного возраста
исследовали Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В., Глухов В.П.,
Сохин Ф.А., Солдатова  Н.А. Леушина A.M. и другие. Развитие связной
речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с
усложнением детской  деятельности и формами общения с окружающими
людьми.
В подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в
процессе непосредственно- эмоционального общения со взрослым
закладываются основы будущей связной речи.
В эмоциональном  общении взрослый и ребенок выражают разнообразные
чувства (удовольствие или неудовольствие), а не мысли. Постепенно
отношения взрослого  и ребенка обогащаются, расширяется  круг предметов,
с которыми он сталкивается, а слова, которые раньше выражали только
эмоции, начинают становиться для малыша обозначением предметов и
8
 


    действий. Ребенок  овладевает своим голосовым аппаратом, приобретает умение понимать речь окружающих. Понимание речи имеет огромное значение во всем последующем развитии ребенка, является начальным этапом в развитии функций общения, при котором взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением.
На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей. Ребенок  подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к какому - нибудь предмету. Все это имеет исключительное значение для развития речевого общения детей: зарождается намеренность голосовой реакции, ее направленность на другого человека, формируется речевой слух, произносительность произнесения (С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин). К концу первого - началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначением предметов. С этого момента ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность посредством речи вступать в сознательное общение со взрослым. Слово для него имеет смысл целого предложения. Постепенно появляются первые предложения, сначала из двух, а к двум годам из трех и четырех слов. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться. Дети выражают свои мысли и желания более точно и ясно. Речь выступает в этот период в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира. Несмотря на несовершенство звукопроизношения, ограниченность словаря, грамматические ошибки, она является средством общения и средством обобщения.
На третьем  году жизни быстрыми темпами развиваются  как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой и доступной
9
 


    формой речи - диалогической. Она состоит в  прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически малооформленная речь маленького ребенка ситуативна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация.
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного  практического опыта. Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь - сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной. Как было показано в исследовании A.M. Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменение образа жизни ребенка, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная.
Переход от ситуативной  речи к контекстной, по мнению Д.Б. Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем  элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного запаса и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольного использовать средства языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.
 
ю
 


В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытов детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно — личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребенка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта. Ситуативность речи не является абсолютной принадлежностью возраста ребенка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то боле контекстной. Это определяется задачами и условиями общения. Вывод A.M. Леушиной нашел подтверждение в исследовании М.И Лисиной и ее учеников. Ученые доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей. Форма высказывания зависти от того, как понимает ребенка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребенка. Например, в общении со сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что - то объяснить, в чем- то убедить. В общении со взрослыми, легко понимающими их, дети чаще ограничиваются ситуативной речью.
Наряду с монологической речью продолжает развиваться и  диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.
Дети 4-5 лет активно  вступают в диалог, могут участвовать  в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связна речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения логики; предложения внутри рассказа часто связанны лишь формально (словами еще, потом).
 
 
11
 


    В старшем  дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
Совершенствуется  и монологическая речь: дети осваивают  разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры на него. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.
1.3 Роль овладения  связной речью  в психическом  развитии детей  дошкольного возраста.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это  связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его  умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Умение связно, последовательно, точно выражать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Связная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная
12
 


сторона (грамматически  правильное употребление слов, согласование их в предложении и т.п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов.
Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи. В связной речи наглядно выступает осознание ребенком речевого действия Произвольно выстраивая свое высказывание, он должен осознать и логику выражения мысли, связность речевого изложения.
В посвященных  развитию связной речи исследованиях  Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, A.M. Леушиной, Л.А. Пеньевской, М.М. Кониной, О.И. Соловьевой и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях.
Таким образом, в дошкольном возрасте формируется  активная речь, которая становится средством общения, возникает описательная речь, появляется ситуативная речь, понятная из контекста ситуации, в которую включены собеседники. Формируется слушание и понимание литературных произведений. Появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность. Ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания. Речь становится особым видом произносительной деятельности, формируется сознательное отношение к ней. Речь превращается в особую деятельность, имеющук свои формы: слушание, беседу, рассуждение и рассказы.
 
 
 
 
13
 


2.1.Психолого-педагогическая  характеристика детей  дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой  нарушено или отстает от нормы  формирование основных компонентов  речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи.
Теоретическое обоснование выделения этого  состояния в особую категорию  среди детей с нарушениями речи было сформулировано профессором Р.Е. Левиной в работе «Нарушение письма у детей с недоразвитием речи» (1961) Все многообразие речевого недоразвития было представлено в трех уровнях: отсутствие общеупотребительной речи; начатки общеупотребительной речи, развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
При этом автором  было отмечено, что выделенные уровни не выходят за рамки обычного пути речевого развития — от элементарных форм к более сложным. Специфичным для отклоняющегося развития являются позднее начало этого пути. При описании характерных черт каждого из уровней автором учитывались следующие положения: 1)степени речевого недоразвития не представляют собой застывших образований; 2)В каждом уровне можно найти элементы предыдущего и последующего уровней; 3) В реальной практике редко встречаются четко выраженные уровни, так как новые элементы постепенно вытесняют предшествующие формы; 4)У детей чаще встречаются переходные состояния, в которых сочетаются проявления продвинутого уровня и еще изжитые нарушения. Таким образом, Р.Е. Левиной были определены основные тенденции развития речи, определяющие характерные черты каждого уровня, которые нашли широкое отражение в логопедических методиках.
 
14
 


Речевая недостаточность  у дошкольников может варьироваться  от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим остается актуальным условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Степень выраженности названных отклонение весьма различна.
Основной контингент дошкольников в группах с общим  недоразвитием речи (ОНР) составляют дети с 2-3 уровнями речевого развития.
2 уровень речевого  развития детей характеризуется  навыками общеупотребительной речи. Дети используют в общении  простые по конструкции или  искаженные фразы, владеют обиходным  словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье. Анализ детских высказываний и их сопоставление с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в развитии убедительно показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящими из двух- трех, редко четырех слов. Лексический запас отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов, обозначающих, например различные части тела, названии животных и их детенышей, различных профессий, предметов мебели и т.д.
Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий признаков. Они не знают многие
15
 


цвета, формы  и размера предметов и т.д. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу. Навыками словообразования они практически не владеют. Логопедическое обследование позволяет обнаружить у детей недостаточность фонематического слуха, а в связи с этим -неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом. Исследованиями, проведенными В.П. Глуховым, установлено, что старшие дошкольники с ОНР(3 уровня речевого развития)   значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной монологической речи. У этих детей отмечаются трудности планирования развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, Лексические затруднения, низкий уровень фразовой речи, большое число ошибок на построение предложений и др.
В программе  коррекционного обучения и воспитания детей (6 года жизни) с ОНР приводятся рекомендации по формированию связной  речи в соответствии с периодами  обучения. Предусматривается постепенное усложнение содержания работы по формированию связной речи. В том числе на специальных занятиях по обучению рассказыванию. В третьем периоде первого года обучения развитие самостоятельной связной детей выдвигается в числе основных задач коррекционного обучения. На втором году обучения особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного пересказа литературных произведений; значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, рассказов из собственного опыта.
Начиная с третьего периода первого года обучения, рекомендуется  включать в занятия доступные задания творческого характера (составление рассказа по аналогии с пересказываемым текстом, продолжение к действию, изображенному на серии сюжетных картинок и др.).
 
 
16
 


При проведении занятий перед специалистами  ставятся следующие задачи: Закрепление  и развитие у детей навыков  речевого общения, речевой коммуникации; Формирование навыков построения связных монологических высказываний; Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний; Целенаправленное воздействие на активизацию ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения. Формирование у детей навыков построения связных развернутых высказываний в свою очередь включает:
Усвоение норм построения такого высказывания (соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между частями -фрагментами рассказа, завершенность каждого фрагмента соответствие его теме сообщения и другое). Формирование навыков планирования развернутых высказываний; обучение детей выделению основных звеньев рассказа; Обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка. Общими особенностями построения этих занятий для детей с ОНР являются: Проведение специальной подготовительной работы (подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или наглядного сюжета с выделением важных смысловых звеньев, последовательности событий рассказа).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.