На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Учёт расчётов по сомнительным долгам

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Министерство  образования Российской Федерации
    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ И ПИЩЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 

    Факультет экономики и экологического менеджмента

    Кафедра экономики и финансов

 
 
 
    Курсовая  работа
    по  дисциплине «Бухгалтерский учёт» на тему: 
 

      «Учёт расчётов по сомнительным долгам» 
 
 
 

                Выполнил:
                студент группы №53…
                ….
                Руководитель: проф. Усик Н. И. 
                 
                 
                 
                 

    Санкт-Петербург 
    2011
      Содержание 

      Введение……………………………………………………………………3

      1. Создание резерва по сомнительным  долгам в бухгалтерском учете..5

      1.1 Условия создания резерва…………………………………………….5
      1.2 Учёт задодженностей при создании  резерва………..………………12
      2. Списание сомнительного долга…………….…………………………21

      2.1 Списание сомнительного долга  за счет резерва…………………….21

      2.2 Списание неизрасходованных сумм резервов………………………22

      3. Учет резервов по сомнительным  долгам в "1С:Бухгалтерии 8"…….25
      Заключение…………………………………………………………..……32
      Список  литературы……………………………………………………….33 
 
 
 
 

      Введение 

      Создание  резерва в налоговом учете  является правом организации (ст. 266 НК РФ), и решение о его создании следует обозначить в учетной политике (ст. 313 НК РФ). Если такой резерв в целях исчисления налога на прибыль организация не создает, это также нужно указать. Впрочем, следует отметить, что имеется судебное решение в пользу налогоплательщика в ситуации создания резерва и без указания на это в учетной политике (Определение ВАС РФ от 12.11.2008 N 14387/08, которым оставлено в силе постановление ФАС СЗО от 03.07.2008 N А56-12980/2007).
      Отметим, что резерв для целей налогового учета может быть создан независимо от того, создается ли аналогичный  резерв в бухучете.
        Для целей бухучета создание  резерва, как и отказ от него, нельзя закреплять в учетной политике. Напомним, что по созданию резервов не существует никакого ПБУ, и создание многих из них регулируется исключительно отдельными пунктами Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее по тексту - Положение). В частности, в пункте 70 Положения указано, что организация может создавать резерв по сомнительным долгам. Это позволяло многим организациям делать вывод, что в учетной политике можно сделать запись "организация резерв по сомнительным долгам не создает". Однако Минфин России указал на неправильность такой трактовки Положения. Он отметил, что если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение следующих 12 месяцев полной оплаты конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями, то она может не создавать резерв по данному долгу, т.е. не рассматривать его как сомнительный. В противном случае резерв создать необходимо (см. письма Минфина России от 19.12.2006 N 07-05-06/302, от 29.01.2008 N 07-05-06/18).
      Иными словами, создание резерва сомнительных долгов в бухучете не является элементом учетной политики. Не создавая резерв, организация вводит в заблуждение своих внешних пользователей, отражая в составе ликвидных активов суммы сомнительной дебиторской задолженности. Но если, к примеру, на конец отчетного периода выявлена просроченная дебиторская задолженность покупателя, с которым деловые отношения поддерживаются долгое время, и свои долги он погашает регулярно, хоть и с опозданием, создавать резерв по такой задолженности не обязательно.
      Второй  вопрос - о периодичности создания резерва - тесно связан с вопросом периодичности проведения инвентаризации. Резерв создается по итогам ее проведения и в бухгалтерском, и в налоговом учете. В бухучете резерв создают чаще всего в конце года, поскольку в отчетности следует показать реальные сведения о дебиторской задолженности и чистой прибыли. Как правило, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, организации проводят инвентаризацию в соответствии с требованиями статьи 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ, а также пункта 38 ПБУ 4/99.
      Аналогичное требование о проведении инвентаризации для создания резерва при исчислении налога на прибыль указано и  в пункте 4 статьи 266 НК РФ. Но поскольку налог на прибыль платится большинством налогоплательщиков поквартально, то и резерв есть смысл создавать ежеквартально.
      Данная  работа актуальна тем, что сомнительные долги рано или поздно появляются у предлприятия – следовательно, так или иначе перед предприятием встанет проблема их учёта.
      Целями  работы являются анализ способов создания резервов по сомнительным долгам и способов списания сомнительных долгов.

1. Создание резерва  по сомнительным  долгам в бухгалтерском учете

 
      1.1 Условия создания  резерва
      Согласно п. 70 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" от 29 июля 1998 года N 34н организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
      Если  истек срок исковой давности или  установлено, что задолженность  нельзя получить по какой-либо другой причине, то сумма задолженности списывается в убыток или в счет резерва, который был создан ранее. В п. 77 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" от 29 июля 1998 года N 34н прямо указывается, что такие суммы списываются на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались. Такая формулировка однозначно подразумевает, что организация имеет выбор, формировать резерв по данному долгу или нет.
      После принятия решения о создании в  организации резерва по сомнительным долгам нужно определить его величину. Здесь у организации также  есть некоторая свобода действий. В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29 июля 1998 года N 34н указывается, что величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Так, после выявления на основе результатов инвентаризации обязательств сомнительного долга делается заключение о финансовом состоянии должника и оценивается вероятность погашения им задолженности.
      Если  для анализа финансового состояния  организаций существуют общепринятые методики, то оценка вероятности погашения  долга - процедура совершенно субъективная. Например, веря в обязательность и  добропорядочность своих контрагентов, руководство организации может оценивать вероятность погашения любого долга как крайне высокую до момента истечения срока исковой давности. У такой организации нет необходимости создавать резерв.
      Если  организация все же решила использовать резервирование, она обязательно должна отразить это решение в учетной политике. Не стоит ограничиваться сухой констатацией факта, что в организации создаются резервы и их сумма оценивается отдельно по каждому долгу исходя из финансового состояния должника. В грамотно составленной учетной политике должна быть четко описана методика определения суммы резерва.
      В целях сближения бухгалтерского и налогового учета чаще всего  применяют методику оценки и создания резервов, предусмотренную НК РФ для  целей исчисления налога на прибыль организаций. В соответствии со ст. 266 НК РФ сумма резерва определяется в зависимости от срока, прошедшего с момента возникновения задолженности. По сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней резерв создается на полную сумму задолженности, по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50% суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности.
      Как видим, финансовое состояние должника и иные субъективные параметры не влияют на определение суммы резерва  в НК РФ. Применяя такую методику, не следует забывать, что ст. 266 НК РФ содержит ограничение, которое в данной ситуации следует включить и в методику создания резерва в бухгалтерском учете: сумма резерва не может превышать 10% выручки текущего периода.
      Образование резерва по сомнительным долгам отражается бухгалтерской записью:
      Дебет 91-2 "Прочие расходы" Кредит 63 "Резервы по сомнительным долгам".
      Списание  в течение года безнадежной к  получению либо просроченной задолженности  за счет резерва отражается записью:
      Дебет 63 "Резервы по сомнительным долгам" Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами").
      По  окончании года сумма резервов сомнительных долгов, созданная в предыдущем отчетном году и не использованная в течение отчетного года, списывается с дебета счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" и тем самым присоединяется к прибыли отчетного года. Одновременно организацией оформляется создание нового резерва по сомнительным долгам с включением в него непогашенных долгов, выявленных по результатам инвентаризации дебиторской задолженности.
      В бухгалтерском учете пунктом 70 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" от 29 июля 1998 года N 34н предусмотрено, что резерв создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Значит, резерв может создаваться как ежегодно, так и ежеквартально или ежемесячно, в соответствии с требованиями учетной политики по бухгалтерскому учету. Необходимым условием являются подтверждение сумм резерва результатами инвентаризации дебиторской задолженности и индивидуальная по каждому должнику оценка его платежеспособности. Целесообразно предусмотреть периодичность формирования резерва в бухгалтерском учете, аналогичную налоговому учету.
      Следует иметь в виду, что создание резервов по сомнительным долгам предполагает пересмотр предприятиями требований учетной политики в отношении  графика проведения инвентаризации. Ведь как п. 70 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" от 29 июля 1998 года N 34н, так и п. 5 ст. 266 НК РФ предполагают образование сумм резерва по результатам проведенной инвентаризации дебиторской задолженности. Момент отражения в учете сумм резерва должен совпадать с датами проведения инвентаризации соответствующей дебиторской задолженности согласно графику проведения.
      Для целей исчисления налога на прибыль  резерв по сомнительным долгам создается, если для расчета налога на прибыль организация применяет метод начисления. Организации, применяющие кассовый метод, резервы не создают. Объясняется это тем, что любые расходы, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль, они могут учитывать только после их оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). Основаниями для признания долга безнадежным в налоговом учете являются:
      - истечение срока исковой давности. При этом общий срок исковой  давности равен 3 годам (ст. 196 ГК РФ). Течение это срока начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ). Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока (п. 1 ст. 192 ГК РФ);
      - прекращение обязательства из-за  невозможности его исполнения  по причинам, не зависящим от  воли сторон (ст. 416 ГК РФ). Например, в связи с форс-мажорными обстоятельствами (стихийными бедствиями, военными действиями, терактами и т.д.);
      - прекращение обязательства на  основании акта государственного  органа (ст. 417 ГК РФ);
      - прекращение обязательства вследствие ликвидации организации-должника (ст. 419 ГК РФ). При этом ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
      Перечень  оснований для признания долга  безнадежным установлен ст. 266 НК РФ и является закрытым. Следовательно, по другим основаниям дебиторская задолженность, нереальная для взыскания, для расчета налога на прибыль безнадежной не признается (письмо Минфина России от 21.03.2008 N 03-03-06/1/199).1
      Решение организации о создании резерва по сомнительным долгам следует прописать в учетной политике для целей налогообложения. Причем такое решение необходимо принять до начала очередного налогового периода по налогу на прибыль. Если организация решит создать резерв по сомнительным долгам в середине текущего года, формировать и использовать его она сможет только со следующего года. Такие выводы следуют из писем Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/594 и УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 N 20-12/031921. Свою позицию контролирующие ведомства мотивируют тем, что принятая учетная политика должна применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Пересматривать ее в связи с изменением применяемых методов учета можно лишь с начала нового налогового периода (ст. 313 НК РФ).
      Однако  существует и иная точка зрения. Она заключаются в следующем. Статья 266 НК РФ не устанавливает сроков принятия решения о формировании резерва по сомнительным долгам. При этом появление сомнительной дебиторской задолженности можно квалифицировать как факт хозяйственной деятельности, отличный от фактов, имевших место ранее (возникший впервые). Утверждение способа учета таких фактов изменением учетной политики не признается (п. 10 ПБУ 1/2008). Следовательно, организация вправе начать формирование резерва по сомнительным долгам, не дожидаясь окончания текущего налогового периода и не фиксируя принятое решение в учетной политике. Такую позицию подтверждает арбитражная практика (постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2008 N А56-12980/2007 и от 15.10.2007 N А56-26468/2006, ФАС Волго-Вятского округа от 19.03.2008 N А79-3573/2007).
      Резерв  по сомнительным долгам формируется  ежеквартально или ежемесячно (п. 3 ст. 266 НК РФ). Периодичность формирования резерва зависит от отчетного периода, который организация применяет по налогу на прибыль (I квартал, первое полугодие, девять месяцев) или месяц (два месяца, три месяца и т.д.) (п. 2 ст. 285 НК РФ). Чтобы определить сумму отчислений в резерв по сомнительным долгам, необходимо выполнить следующие действия.
      1. Провести инвентаризацию дебиторской  задолженности, возникшей в связи  с реализацией товаров (выполнением  работ, оказанием услуг), по состоянию на последний день отчетного периода по налогу на прибыль.
      2. Из общей суммы дебиторской  задолженности, возникшей в связи  с реализацией товаров (выполнением  работ, оказанием услуг), выделить  сомнительные долги.
      3. Определить срок задержки платежей по сомнительным долгам.
      4. Рассчитать размер резерва исходя  из сроков задержки платежей  в следующем порядке:
      - по сомнительной задолженности  со сроком возникновения до 45 дней отчисления в резерв не  производятся;
      - по сомнительной задолженности  со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) - в сумму резерва включается 50% от суммы, выявленной на основании инвентаризации задолженности;
      - по сомнительной задолженности  со сроком возникновения свыше  90 календарных дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности.
      5. Определить максимальный размер  резерва по сомнительным долгам (составляет 10% от выручки организации  за отчетный период).
      Величина  резерва, рассчитанная исходя из суммы дебиторской задолженности, не может превышать максимального размера резерва, рассчитанного на основании выручки. Если такое превышение есть, то резерв создается исходя из максимального размера.
      Неиспользованный  остаток резерва на конец отчетного периода переносится на следующий отчетный период. При этом если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, то разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде; если меньше - разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 5 ст. 266 НК РФ).
      Однако, как рассчитать максимальный размер резерва по сомнительным долгам, если 45 дней с момента возникновения сомнительного долга истекают в одном налоговом периоде, например, в IV квартале, а 90 дней - в другом, например, в I квартале следующего года.
      По  мнению Минфина России (письмо от 04.04.2006 N 03-03-04/1/319), в отношении второй части сомнительного долга организация должна применять размер выручки от реализации следующего отчетного (налогового) периода, т.е. I квартала следующего года. 

      Пример 1. Организация 30.10.2009 реализовала товар на сумму 300 000 руб. Оплата от покупателя не поступила. Дебиторская задолженность не была обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Учетной политикой организации предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам. Организация применяет метод начисления и платит налог на прибыль ежеквартально. С такой же периодичностью организация проводит инвентаризацию дебиторской задолженности и производит отчисления в резерв по сомнительным долгам.
      На  момент инвентаризации дебиторской  задолженности 31 декабря 2009 г. 45 дней с  момента возникновения долга  истекли. Поэтому организация может  включить в резерв по сомнительным долгам дебиторскую задолженность  в сумме 150 000 руб. (300 000 х 50%).
      Выручка от реализации за 2009 год составила 4 млн. руб. Максимальный размер резерва, рассчитанный на основании выручки, составляет 400 000 руб. (4 млн. х 10%).
      Поскольку размер резерва, рассчитанный исходя из срока возникновения задолженности, меньше его максимальной величины, организация вправе включить в резерв по сомнительным долгам 150 000 руб.
      По  состоянию на 31.03.2010 срок сомнительной задолженности покупателя превысил 90 календарных дней. Выручка организации  за I квартал 2010 года составила 800 000 руб. Максимальный размер резерва, рассчитанный на основании выручки, составляет 80 000 руб. (800 000 х 10%).
      Таким образом, организация может включить в состав резерва по сомнительным долгам за I квартал 2010 года только 80 000 руб. задолженности покупателя, так как вторая часть долга в размере 150 000 руб. превышает 10% от выручки отчетного периода.2
      Отметим, что все расходы организации, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически оправданны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом резерв по сомнительным долгам создается, чтобы покрыть возможные убытки по безнадежной дебиторской задолженности. Включение отчислений в резерв в состав внереализационных расходов прямо предусмотрено подп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ. Таким образом, организация вправе учесть отчисления в резерв по сомнительным долгам при расчете налога на прибыль даже в том случае, когда его формирование повлечет за собой убыток. 

      1.2 Учёт задодженностей  при создании резерва
      При создании резерва по сомнительным долгам нельзя учесть просроченную задолженность  по выданному авансу, поскольку данный вид задолженности не соответствует критериям сомнительных долгов, которые определены в п. 1 ст. 266 НК РФ: она связана не с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), а с их приобретением (письмо Минфина России от 17.06.2009 N 03-03-06/1/398).
      По  аналогичному основанию нельзя учесть при создании резерва по сомнительным долгам задолженность по неустойке (штрафу, пеням), начисленной в связи  с нарушением условий договора (письмо Минфина России от 05.05.2006 N 03-03-04/2/129). Задолженность контрагентов по штрафам и пеням за нарушение условий договоров включается в состав внереализационных доходов и не относится к доходам, связанным с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг (подп. 3 ст. 250, п. 1 ст. 249 НК РФ).
      Существует  мнение, что при наличии резерва  по сомнительным долгам организация  вправе списывать и безнадежные долги контрагента, не связанные с реализацией товаров (работ, услуг), поскольку в ст. 266 НК РФ категория долга не конкретизируется. В частности, данной позиции придерживается ФАС Западно-Сибирского округа (Постановление от 30.05.2007 N Ф04-3466/2007(34768-А27-15)).
      Однозначного  ответа на этот вопрос налоговое законодательство не содержит. Официальная точка зрения контролирующих ведомств также отсутствует. Некоторые суды считают, что если задолженность не включалась в состав резерва по сомнительным долгам, то ее сумму организация вправе обоснованно включить в состав внереализационных расходов (постановления ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2005 N А42-13350/04-20 и ФАС Уральского округа от 21.04.2008 N Ф09-2606/08-С2).
      Нет однозначного ответа и на вопрос, учитывать  ли при создании резерва по сомнительным долгам НДС по дебиторской задолженности.
      Так, из письма Минфина России от 12.11.2009 N 03-03-06/1/745 следует, что дебиторскую задолженность, под которую создается резерв, нужно учитывать без НДС. При этом финансовое ведомство ссылается на п. 1 ст. 248 НК РФ, согласно которому при определении доходов для расчета налога на прибыль из них исключаются суммы налогов, предъявленные организацией покупателям (заказчикам). Таким образом, если задолженность покупателя (заказчика) составляет, например, 118 000 руб. (в том числе НДС -18 000 руб.), при формировании резерва продавец (исполнитель) может учесть лишь 100 000 руб.
      Ранее Минфин России высказывал противоположную  точку зрения (письмо от 21.10.2008 N 03-03-06/1/596): нормы налогового законодательства не содержат требований о том, что при формировании налогооблагаемой прибыли и включении во внереализационные расходы дебиторская задолженность определяется без учета НДС. Следовательно, при создании резерва по сомнительным долгам дебиторская задолженность учитывается в размерах, предъявленных продавцом покупателю, в том числе с учетом НДС.
      Необходимо  отметить, что право на включение  сумм НДС, не полученных от покупателя, в состав резерва по сомнительным долгам вместе с основной задолженностью подтверждено Конституционным Судом РФ в определении от 12.05.2005 N 167-О. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях Президиума ВАС РФ от 23.11.2005 N 6602/05, ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.07.2007 N А33-15360/06-Ф02-4653/07, ФАС Северо-Западного округа от 13.11.2006 N А56-36217/2005, от 13.10.2006 N А56-29740/2005, от 12.10.2006 N А56-10778/2006, ФАС Уральского округа от 21.02.2006 N Ф09-605/06-С2, Поволжского округа от 11.05.2006 N А57-1050/05-16.
      Как уже отмечалось, резерв по сомнительным долгам формируется на основании  данных об инвентаризации дебиторской  задолженности по состоянию на последнее  число отчетного (налогового) периода (п. 4 ст. 266 НК РФ). Использовать резерв можно только на покрытие убытков от списания дебиторской задолженности, которая была признана безнадежной (абзац шестой п. 4 ст. 266 НК РФ). Таким образом, наличие остатка резерва на конец отчетного (налогового) периода означает, что условия для признания долга безнадежным (например, истечение срока исковой давности) в этом периоде не были выполнены.
      Тем не менее, обязанность переносить остаток неиспользованного резерва на следующий период НК РФ не установлена. Положения п. 5 ст. 266 НК РФ дают организациям лишь право на такой перенос, что особенно важно в целях оптимизации налога на прибыль. Например, компания имеет значительные суммы просроченной дебиторской задолженности, при этом срок исковой давности по ним истекает только через 3 года. В результате убыток от списания безнадежной дебиторской задолженности можно будет учесть в расходах компании только через 3 года. Однако при наличии резерва по сомнительным долгам организация уже в текущем периоде сможет уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму просроченной дебиторской задолженности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.