На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Доходы населения, их виды, формы и дифференциация

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию

Белгородский  Государственный Университет

Факультет Управления и предпринимательства

Кафедра менеджмента  организаций 

Курсовая  работа

        «Доходы населения, их виды, формы и дифференциация».

По дисциплине «Экономической теории»

 

                                               

 Выполнила:

                                                         студентка 1 курса

                                                       группы  110911

                                                                  факультета управления

                                                                   и предпринимательства

                                                                          Алфёрова Екатерина Владимировна

                                             Проверила:

                                                            Ст. преп. Герасименко О. А.  

    Белгород 2010

 
 
 
Содержание:
1.Теоритические  основы государственного регулирования
1.1 Сущность государственной  собственности
1.2 Зарубежный  опыт государственного регулирования  собственности
1.3 Необходимость  государственного регулирования  собственности
2.Процесс государственной  собственности
2.1 Реформирование  государственной собственности
2.2 Проблемы эффективного  использования государственной собственности
2.3 Эффективность  управления государственной собственностью  в период кризиса
3.Преспективы  развития государственной собственности.  Собственность в Белгородской  области.
3.1 Тенденции  государственной собственности
3.2 Перспективы развития государственной собственности в России
3.3 Государственная  собственность в Белгородской  области
Заключение
Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:
Долгое время  господствовала точка зрения, что  для нашего общества формами собственности должны быть государственная и кооперативно-колхозная, причём первая выполняет ведущую роль. Эволюция этих форм собственности виделась в слиянии и установлении единой общенародной собственности. В этих условиях роль личной собственности принижалась, а частная собственность отвергалась вообще. Однако жизнь опровергла эту точку зрения и доказала, что для прогресса обществу необходимо многообразие форм собственности. И сейчас в России идут реформы, в том числе и реформирование государственной собственности. 

Тема места и роли государственной собственности актуальна, прежде всего, тем, что в настоящей России необходимо определить значение государственной собственности в переходной экономике, определить что должна включать в себя категория «государственная собственность» и какую роль она должна играть. Важность этой темы обуславливается также тем, что государственная собственность является одной из характеристик общественно-экономического строя, ее рассмотрение позволит ответить на вопрос: каковы тенденции развития экономики нашей страны. 

Цель нашей работы показать насколько определить значение государственной собственности в переходной экономике, определить что должна включать в себя категория «государственная собственность» и какую роль она должна играть. 

Объект  исследования. Объектом исследования являются общественные отношения в сфере приватизации государственного имущества.
Предметом исследования являются международно-правовое и национальное регулирование института приватизации, анализ национальной концепции приватизации.
Методологическую  основу исследования составляют общенаучные методы познания общественных явлений. В качестве основного способа объективного и всестороннего познания действительности использовался диалектический метод. Широко применялись обще- и частнонаучные методы исследования: исторического, системно-структурного анализа, сравнительного правоведения, формально-юридический, структурно-функциональный, коллизионный и другие. В работе были использованы такие логические приемы познания, как анализ, синтез, дедукция, индукция, гипотеза и другие. Комплексный характер работы обусловлен сочетанием указных методов. Теоретический анализ основан на исследовании и обобщении материалов судебной практики, положенных в основу сделанных выводов и приведенных суждений.
В своей  курсовой работе «Роль и значение государственной собственности в рыночной системе хозяйствования» мы рассмотрим следующие задачи
    Достижение теоретических основ государственного регулирования.
    Рассмотреть процесс государственной собственности.
    Каковы перспективы развития государственной собственности.
    Попытаться выяснить значение собственности в Белгородской области.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Теоритические  основы государственного регулирования. 

1.1 Сущность государственной собственности
Там, где есть экономическая деятельность, там  всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают  всю систему экономических отношений  и сопровождают человека с момента  его рождения до ухода в иной мир. Везде и всюду мы постоянно наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая власть, кто присваивает материальные условия существования людей, является хозяином земли, фабрики, духовного богатства? Суды перегружены разбором отношений между супругами по разделу имущества, сосед судится с соседом из-за клочка земли, отец с сыном и брат с братом по поводу наследства. Социальная сущность этих отношений и есть выражение присущих данному обществу экономических отношений собственности. Сегодня все мы готовы судиться с государством, которое присвоило и растранжирило наши трудовые сбережения, не выплачивает нам заработанные деньги, пенсии. В этом плане цивилизация не далеко ушла от мира животных, где каждый защищает среду своего обитания, претендует на тот или иной "кусок" или территорию.

Формы собственности 
 

Рассмотрение  системы отношений собственности  позволяет ответить на вопрос, в  чьих интересах осуществляется экономическая  деятельность. Если приоритет отдается индивидуальному интересу, то можно говорить о системе отношений индивидуального частного отношения. Если присвоение осуществляется в интересах какого-либо коллектива, то речь идет о коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь на лицо уже классовый интерес. 

Характерной чертой марксистской трактовки собственности  и было подчеркивание экономического содержания над ее юридической формой. 

Западные экономисты и юристы чаще видят в собственности  отношения человека к вещи. В Римском  праве собственность рассматривалась как право владения, пользования и распоряжения имуществом без проведения разграничения собственности на предметы личного потребления и на средства производства. И это естественно, экономическая деятельность в широком понимании этого процесса сформировалась значительно позже. 

Собственность как экономическая категория  есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной  деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно  связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей. 

Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону  экономической жизни, но и определяют формы ее организации. Мы говорим, что  основу рыночной экономики составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при условии, когда участники экономической жизни общества признают друг в друге обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через обмен, где каждый участник и собственник экономического блага взаимодействуют с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.
[Экономическая  теория. Учебник.  Под ред. Николаева  И. П. М: Проспект, 1999. с. 157-175.]
Наличие той  или иной экономической формы  присвоения не является случайным, а  обусловливается уровнем развития материальной базы производства. В современных условиях бесконтрольное использование могучих средств труда (атомные электростанции, танкерный флот и т.д.) на уровне индивида или коллектива ставит под угрозу существование человека и всего живого на земле. Поэтому стало объективно необходимым создание механизмов, обеспечивающих сочетание частных интересов личности или коллектива с интересами общества как целого. Создание такого рода механизмов означает становление общественных форм присвоения национального богатства. 

Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права, - право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно не заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе. 

Владение - это  фактическое обладание имуществом. 

Пользование - означает процесс извлечения полезных свойств  из имущества. 

Распоряжение - это действия, связанные с отчуждением  имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, наследование, аренда, залог и т.д.).
[ Экономическая теория. Учебник. Под ред. Мчерного С. В. и др. М.: При, 2000. с.131-150.] 

В переходный период к рыночной экономике в России широкое распространение получила практика передачи права управлять  своей собственностью другому субъекту, после чего в рамках заключенного договора траста он не имеет формального права вмешиваться в действия своего доверенного лица (различные инвестиционные фонды, доверительные общества и т.д.). 

Изменения в  отношениях собственности стали  основным стержнем экономических реформ в Российской Федерации. В теоретическом плане трансформация собственности потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность. 

Итак, в России взят курс на переход к системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и смешанную  формы собственности на средства производства. Это вполне логично  сопрягается с курсом на переход  к рынку. Раз рынок предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности. 

Какова же сущность государственной собственности? 

Совсем недавно, когда экономика страны носила административно-командный характер, понятие сущности государственной собственности было иное, нежели чем сейчас. 

Так, в теории марксизма ликвидация частной собственности  на средства производства рассматривается  в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией в России вслед за завоеванием власти в октябре 1917 года была ликвидирована частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в торговле. Коллективизация в деревне заменила индивидуальную собственность крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной). В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной и полугосударственной), собственности. 

В дальнейшем в  СССР продолжался процесс наращивания общественных средств производства за счет накоплений. В результате социальная структура собственности на средства производства к началу 90-х гг. приняла следующий вид: государственная 88,6, колхозная 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5, собственность граждан - 1,2%. Эти цифры по существу выражают высокий государственный монополизм на средства производства. 

Установление  господства государственной собственности, отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для решения крупнейших хозяйственных задач. 

На развитии государственной собственности  базировался процесс расширенного воспроизводства. Централизация собственности являлась основой относительного равенства в распределении материальных и духовных благ между членами общества. 

Вместе с тем  опыт СССР и других социалистических стран показал, что глобализация государственной собственности имеет и крупные минусы, которые со временем становятся нетерпимыми. 

Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия экономических стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти. 

В результате эффективность  народного хозяйства, основанного  на государственной собственности, оказалась невысокой, по многим показателям она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции. 

Аналогичные недостатки проявились и в колхозной собственности. 

Административные органы безраздельно командовали колхозами, определяли направление их производства, формировали органы их управления. Колхозная демократия носила формальный характер. Колхоз был лишен права распоряжаться своей продукцией, поскольку основная ее часть поступала государству по установленным им ценам. 

Отсутствие подлинно хозяйского отношения к производству так или иначе препятствует его  нормальному функционированию. Конечно, директор и службы управления предприятий  стремятся к тому, чтобы они  работали эффективно. Но, как часто и не без основания утверждают, хозяин всегда заинтересован в процветании фирмы, а управляющий - в сохранении своей должности. 

Однако можно  выделить и положительные моменты  в преобладании государственной  собственности. Так, концентрация значительной части фонда накопления в руках государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое перевооружение народного хозяйства. 

Государственная собственность всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.
[ Курс экономической  теории. Учебник под  ред. Чепурина  М. Н., Киселевой  Е. А. Киров:  «АСА», 2001. с. 75-87.]
Так какова же должна быть сущность государственной собственности, страны в которой стремятся построить  рыночную экономику? 

На наш взгляд, для определения сущности государственной собственности достаточно определить функции вмешательства государства, а также его монопольные отрасли ведения: войны и национальная оборона, рост народонаселения и урбанизация, проблемы окружающей среды и социальная защита населения и др. 

При определении  сущности государственной собственности  необходимо учитывать «потребности»  государства в лице его полномочных органов для осуществления вышеназванных функций. Так, например, для обороны внешних и внутренних границ государства необходима соответствующая материальная база (например, ВПК), которая и будет основой для обороны. 

Таким образом, сущность государственной собственности должна определяться исходя из вышеназванных обстоятельств, а остальная часть собственности должна принять иные формы: индивидуальная, коллективная. 

В экономике  западных стран велико значение государственной собственности. В нее входят обычно некоторые крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех отраслей, которые обслуживают производство и социально-бытовую сферу — грузовой транспорт, энергетика, связь и т.д. Создание государственных предприятий обусловлено отчасти желанием ускорить научно-технический прогресс. Вместе с тем государство иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики. 

Такое же значение государственной собственности  сейчас принимает и Россия. 

Государственная собственность в нашей стране существует на 3-х уровнях: 

1. На уровне  всей федерации — федеральная  собственность. 

2. На уровне  субъектов федерации (их 89). Каждый  из них имеет свою региональную  собственность. 

3. Муниципальная  собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.Зарубежный опыт государственного регулирования собственности .
 

статданные о приватизации в России в динамике. 

Для рассмотрения этого вопроса мы взяли пример «Анализ зарубежного опыта управления государственной собственностью и анализ опыта приватизации государственной собственности за рубежом».Как свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой, основой участия государства в экономике являются экономические, в частности фискальные, меры. При этом государства стремятся уменьшить свое непосредственное участие в производственном процессе (например, Германия). В этой связи одним из основных способов управления федеральной собственностью становится приватизация предприятий. Рассмотрим опыт различных стран в проведении приватизации. [Радыгин А., Архипов С. Собственность, корпоративные конфликты и эффективность Журнал «Вопросы экономики» - №11, 2000 г. с.114.] 

Великобритания 

Приватизация  в Великобритании началась в 1979 году и продолжается до сих пор. Большую  часть общей суммы в 97 миллиардов долларов, поступившей от приватизации в период с 1979 по 1995 гг., правительство Великобритании получило от приватизации 48 крупнейших компаний, таких как Бритиш Телеком, Бритиш Гэз, Бритиш Эйруэйз и Бритиш Петролеум. Среди других основных достижений британской программы приватизации можно назвать: 

1) значительно  возросшую эффективность и прибыльность бывших государственных предприятий; 

2) значительный  рост числа акционеров (от 4% взрослого  населения в 1979 г. до более  25% в середине 90-х годов); 

3) значительное  сокращение государственных субсидий  ГП. 

Хотя бюджетный  дефицит в стране по-прежнему большой, в 1995 году он составлял 6% от ВВП, общее влияние приватизации на состояние государственных финансов Великобритании было положительным. По данным "Евромани" (февраль 1996 г.), в 1981 году затраты на ГП обходились британским налогоплательщикам в 50 млн. фунтов стерлингов в неделю, выплачиваемых в форме субсидий; те же самые компании сейчас вносят в казну страны 55 млн. в неделю в форме налогов. Такой поворот событий не был бы возможен без приватизации. 

Основными чертами  британской приватизации являются ее постепенность, акцент на получении прибыли, тщательная подготовка законных и нормативных рамок для каждого отдельного случая продажи. 

Великобритания  стимулировала широкое владение акциями посредством особого  внимания к их розничному распределению, установления скидок на предлагаемую цену, доступности акций через посредничество банков и широкомасштабных рекламных кампаний в средствах массовой информации, а также создания различных программ стимулирования покупки акций сотрудниками предприятий и структур, предлагающих акции.
[Экономическая  теория. Учебник.  Под ред. Добрынина  А. И., Тарсевича  Л. С. М: Литера, 2000. с. 67-75.]
Еще одной характерной  чертой была эффективная система  регулирования деятельности естественных монополий в послеприватизационный период, включая лицензирование и контроль за ценами, создание режима потолка цен, ограничивающего возможности приватизированных монополий в повышении цен. Регулирование с помощью установления потолка цен срабатывает гораздо лучше, чем традиционное регулирование на основе уровня возврата инвестиций, которое не способствует эффективности. 

В Приложении 1 приведены  примеры успешной приватизации государственной  компании "Бритиш Телеком" и предприятия  коммунальных услуг "Бритиш Гэз". 

Франция 

Французская программа приватизации, начатая в 1986 году правительством Ширака, была приостановлена в 1988 году и возобновлена в 1993 году правительствами Балладура и Жюппе частично из-за озабоченности по поводу бюджета. Франции предстоит сократить свой бюджетный дефицит с 5,3% до 3% от ВВП к 1998 г. с тем, чтобы удовлетворять критериям Маастрихта в отношении членства в Европейском валютном союзе. В ходе приватизации до сегодняшнего дня было получено примерно 43 млрд. долларов, в ближайшие два-три года предстоит продать 25 государственных групп, при этом ожидается получить доход в 11 млрд. долларов. Приватизационная кампания способствовала увеличению числа акционеров во Франции в 1994 году с 4,5 млн. до 5,7 млн., то есть на 27%. 

Отличительной чертой французской программы является сохранение правительством значительного контроля за приватизированными компаниями. Во Франции впервые были опробованы методы, которые позднее были использованы в других странах, в частности, во франкоговорящих странах Африки. Они включают методы: 

1) автоматическое  распределение акций между сотрудниками  приватизированных компаний; 

2) частное размещение  крупных блоков акций у "стабильного  ядра" (noyau dur) институциональных инвесторов, которые не будут использовать  эти акции в спекулятивных целях, способствуя таким образом их будущему твердому положению на фондовом рынке. 

Французское правительство  часто использовало "золотую акцию". Однако это использование предотвратило  выгодную операцию по слиянию Рено с Вольво в 1994 году, когда акционеры Вольво отказались одобрить эту сделку, предоставляющую неограниченные полномочия французским властям (Приложение 2). 

Недавние проблемы с предложением акций в широкую  продажу во Франции связаны с  тем, что у инвесторов сложилось  впечатление, что французское правительство и после приватизации будет продолжать свое постоянное вмешательство. Это одна из причин, по которой от продажи акций вместо планируемых 11 млрд. долларов удалось получить только 4 млрд. долларов. Еще одной проблемой общего характера является относительная слабость внутреннего рынка капитала в стране. 

Италия 

Приватизация  в Италии была начата в 1992 г. правительством Амато с целью продажи нескольких государственных банков, страховых  компаний, производственных предприятий  и крупных компаний коммунальных услуг. Сюда вошли три крупнейшие государственные организации: IRI (Индустриальное реконструкционное агентство), NI (энергетическая группа) и N L (электрическая компания). Хотя и предыдущие правительства продавали некоторые предприятия, в Италии еще не было приватизации в таких широких масштабах. 

Общий закон  о приватизации был принят в 1992 г., согласно которому все ГП превращались в совместные предприятия, целиком  принадлежащие итальянскому министерству финансов и для их продажи не требовалось дальнейшего одобрения парламента. До 1996 г. правительство получило около 17 млрд. долларов в виде поступлений от продаж, и итальянские власти предполагают получить еще 64 млрд. долларов в ближайшие пять лет после того, как будут проданы крупные компании, такие как NI и ST T (телекоммуникационная холдинговая компания). Правительство также надеется получить еще 12,9 млрд. долларов от продажи своих банковских авуаров и принадлежащей ему недвижимости. 

Основной целью  приватизации является погашение государственного долга и сокращение бюджетного дефицита с 7,4% от ВВП в настоящее время до 3%, чтобы удовлетворить требования Европейского валютного союза. 

Правительство надеется расширить число держателей акций, всячески стимулируя мелких акционеров, чтобы создать в стране более крупный рынок для будущих выпусков акций. Эти стимулы включают в себя добавочные дивиденды, сопоставимые акции, скидки и сокращение налогов на дивиденды. Учитывая исторически недоразвитые рынки капитала в Италии, это является одной из первоочередных задач данной программы приватизации ГП. 

В июне 1994 г. был  принят закон, позволяющий правительству  держать у себя "золотую акцию" в стратегически важных предприятиях, в частности в естественных монополиях и предприятиях коммунальных услуг, таких как ST T и N L. 

Канада 

Реализация программы  приватизации в Канаде началась в 1985 г. и продолжается до сегодняшнего дня. Программа полностью придерживается принципов индивидуального подхода  к приватизации каждого отдельного предприятия, пользуясь предложением акций на фондовом рынке для населения, продажей посредством тендера и продажей посредством переговоров. К 1997 году было приватизировано 26 государственных предприятий, включая государственную авиалинию, государственную железнодорожную и объединенную нефтяную компанию, а также компанию по обогащению урана, телекоммуникационные компании и компании, производящие самолеты и оружие. Поступления от приватизации составили 7,6 млрд. долларов, из которых приблизительно 6 млрд. получило Правительство. 

Финансовое положение Канады стало особенно трудным в начале 90-х годов, в 1993 г. дефицит государственного бюджета превысил 5 процентов от ВВП, а национальный долг (включая долг канадских провинций) составил почти 100% от ВВП. В 1995 г. нынешнему правительству Канады удалось сократить уровень дефицита до 4% от ВВП. Доходы от приватизации, составившие примерно 2,8 млрд. долларов в 1995 г., позволили правительству сократить займы. 

Программа приватизации в Канаде расширила рынки капитала и явно способствовала росту эффективности бывших государственных предприятий. 

Испания 

В Испании программа  приватизации существует с 1982 года и  проводится то с большей, то с меньшей  интенсивностью. Преобладающей формой приватизации является предложение  акций в широкую продажу через Испанскую фондовую биржу и на международных рынках капитала. 

С 1985 года правительство  получило более 8 млрд. долларов в виде поступлений от приватизации и надеется получить в два раза больше в ближайшие  годы. Бюджетный дефицит, составляющий 5,9% от ВВП, и высокий уровень государственного долга стали основными факторами, влияющими на темпы и объемы испанской программы приватизации (к 1998 году необходимо было сократить дефицит в два раза для того, чтобы удовлетворять требованиям Европейского Валютного Союза). 

Правительство заявило, что оно ускорит темпы  приватизации, но его сдерживает относительная  незрелость местных рынков капитала и небольшое число держателей акций среди широких слоев  населения. В конце июня 1996 г. кабинет  одобрил программу массовой распродажи ГП для того, чтобы погасить национальный долг Испании, он же стал инициатором проведения всеобъемлющей реструктуризации убыточных предприятий. 

Из предприятий, ожидающих приватизации, можно назвать  такие, как нефтяной гигант Репсойл, банковская группа Аргентария, телекоммуникационная группа Телефоника де Еспанья, компания Табакалера, на 52 процента находящаяся в государственной собственности, компания по снабжению электроэнергией Эмпреса Насьональ де Электрисидад, авиалиния Иберия и другие. Стратегия правительства заключается в том, чтобы приватизировать крупные государственные активы через выпуск акций, а более мелкие предприятия, нуждающиеся в реструктуризации и специальной технологии, методом прямых частных продаж. 

Новая Зеландия 

В ходе приватизации в Новой Зеландии уже приватизировано более 30 государственных предприятий. Начиная с 1988 года общая сумма доходов от приватизации составила 9 млрд. долларов. Основным методом передачи права собственности были прямые точечные продажи, тогда как предложение акций в широкую продажу использовалось довольно редко. Широкое владение акциями не было основной целью программы приватизации, являющейся частью программы коренной перестройки новозеландской экономики за последние 15 лет. 

Благодаря мерам, принятым правительством Новой Зеландии, поступления от приватизации составили почти 14% от годового ВВП. Власти страны обращают особое внимание на регулирование деятельности монополий в постприватизационный период (Приложение 3). 

Была введена  золотая правительственная акция ("акция Киви"), которая устанавливает директивы по перебалансировке тарифов и общих положений о предоставлении услуг. Например, приватизированный гигант Телеком согласно договоренности в рамках "акции Киви" не может увеличивать свои тарифы быстрее, чем идет рост инфляции цен на товары народного потребления. 

Аргентина 

С момента начала программы приватизации в 1989 г. правительство  Аргентины получило около 20 млрд. долларов, сократив тем самым свой внешний  долг более чем на 11 млрд. долларов путем операций типа "своп", т. е. обмена облигаций на акции, получив при этом 8 млрд. долларов от продаж. Оно передало в частный сектор большинство предприятий по производству и передаче электроэнергии, все предприятия, занимающиеся распределением электроэнергии, все газопроводные и транспортные компании, большинство своих акций нефтегазового сектора и всю национальную нефтяную компанию YPF. В 1994 г. в Аргентине была введена система частных пенсионных фондов, в целях широкого развития внутреннего рынка капитала. Акции YPF и Телеком стали "любимцами" брокеров на международных рынках капитала. От их продажи получено соответственно 17 и 50 процентов всего дохода, полученного от приватизации. 

Однако существуют еще проблемы с качеством услуг  приватизированных предприятий. В некоторых случаях уровень инвестиций и качество услуг находятся гораздо ниже, чем это было предусмотрено в контракте о приватизации, результатом чего явилось применение санкций против нескольких приватизированных компаний. От повышения цен, практикуемого приватизированными монополиями и олигополиями, страдают потребители. Это происходит потому, что государство недостаточно регулирует их деятельность. Например, в случае с Телеком нормативные правила были разработаны уже после того, как приватизация компании была завершена. 

В общем и  целом, аргентинская программа приватизации с финансовой точки зрения прошла успешно. Она помогла правительству  урезать свой бюджетный дефицит  до менее 0,5 процента в 1995 г., а также  погасить 40 процентов от общей суммы своего долга коммерческим банкам, остававшегося после плана Брейди (после 1989 г). Процесс приватизации YPF - Аргентинской нефтяной компании, а также уроки приватизации Аргентинской сталелитейной компании рассмотрены в Приложении 4. 

Чили 

В Чили начали программу массовой приватизации еще в 1974 году, и первые ее результаты были удовлетворительными. В ходе первой стадии приватизации правительство сосредоточило внимание на передаче прав собственности на крупные финансово-промышленные холдинговые группы. Во время экономического кризиса 1982 года в Латинской Америке эти группы начали пытаться провоцировать системный кризис в финансовом секторе. Правительству пришлось вмешаться в деятельность многих этих групп и реприватизировать их активы в ходе второй стадии приватизации. Однако в середине 80-х годов началась еще одна широкая приватизационная кампания, но уже с рассмотрением каждого отдельного случая приватизации и использованием различных методов продаж. В период с 1974 по 1996 г. было приватизировано более 550 госпредприятий (90%), что принесло в бюджет страны чуть меньше 3 млрд. долларов. Проводя политику приватизации и жесткую финансовую политику, в последние годы Чили удалось превратить бюджетный дефицит в превышение доходов над расходами и сократить внешний долг до контролируемого уровня путем проведения свопа - обмена долговых обязательств на акции. 

Марокко 

В Марокко одним  из наиболее ярких примеров эффективной  продажи государственного пакета является приватизация Марокканского банка  внешней торговли (МБВТ) путем смешанной продажи. Суть проекта заключалась в следующем. 

К моменту начала приватизации, МБВТ являлся вторым банком Марокко по величине активов. Его баланс составлял 18,7% общего объема кредитов и 17% общего объема депозитов  национальной банковской системы. Банк имел 17 филиалов по всей стране и 2778 сотрудников. Относительная небольшая часть акционерного капитала котировалась на фондовой бирже Касабланки. Государству - прямо или косвенно - принадлежало 50,01% акций банка, а председатель правления и директор банка имели статус государственных служащих. Иностранным коммерческим банкам принадлежало 12,55% акций, в то время как остальные акции (37,44%) принадлежали частным марокканским инвесторам. В 1994 году чистая прибыль составила 29,5 миллионов долларов США. 

Приватизационная  сделка была осуществлена в период с декабря 1994 по февраль 1995 года в  форме смешанной продажи, сочетавшей в себе проведение открытого тендера  на 26% акционерного капитала банка и  управленческого контроля, вторичное  предложение 14% акционерного капитала на фондовом рынке для мелких инвесторов и паевых инвестиционных фондов и размещение 3% акций среди коллектива банка. В руках государства осталось 7% акционерного капитала банка, закрепленного за государственным учреждением, отвечающим за управление национальной системой социальной защиты. 

Предварительное зондирование национальных институциональных  инвесторов выявило наличие серьезного интереса к участию в открытом тендере. Исходя из этого, Министерство приватизации начало и закончило вторичное предложение акций до закрытия открытого тендера. С 16 по 20 января 1995 года акции продавались свободно по цене 38,35 долл. США за штуку. Эта операция прошла успешно: в предложении приняло участие более 51 тысячи подписчиков, число которых превысило объем эмиссии в 6,1 раза. 

Сразу после  этого было проведено частное  размещение акций среди работников банка, приобретавших акции с 15% скидкой. МБВТ также предоставлял своим сотрудникам  ссуды на покупку акций. Минимальная  цена за одну акцию из 26% была эквивалентна 47% премии к пене вторичного предложения и в 19 раз превышала прогнозируемый размер доходов. 

Чехия 

Продажа стратегическому  инвестору автомобильной компании "Шкода" - это наиболее удачный  пример приватизации одного из крупнейших предприятий в восточноевропейской стране. Однако в середине 80-х годов началась еще одна широкая приватизационная кампания, но уже с рассмотрением каждого отдельного случая приватизации и использованием различных методов продаж. В период с 1974 по 1996 г. было приватизировано более 550 госпредприятий (90%), что принесло в бюджет страны чуть меньше 3 млрд. долларов. Проводя политику приватизации и жесткую финансовую политику, в последние годы Чили удалось превратить бюджетный дефицит в превышение доходов над расходами и сократить внешний долг до контролируемого уровня путем проведения свопа - обмена долговых обязательств на акции. 

Марокко 

В Марокко одним  из наиболее ярких примеров эффективной  продажи государственного пакета является приватизация Марокканского банка внешней торговли (МБВТ) путем смешанной продажи. Суть проекта заключалась в следующем. 

К моменту начала приватизации, МБВТ являлся вторым банком Марокко по величине активов. Его баланс составлял 18,7% общего объема кредитов и 17% общего объема депозитов национальной банковской системы. Банк имел 17 филиалов по всей стране и 2778 сотрудников. Относительная небольшая часть акционерного капитала котировалась на фондовой бирже Касабланки. Государству - прямо или косвенно - принадлежало 50,01% акций банка, а председатель правления и директор банка имели статус государственных служащих. Иностранным коммерческим банкам принадлежало 12,55% акций, в то время как остальные акции (37,44%) принадлежали частным марокканским инвесторам. В 1994 году чистая прибыль составила 29,5 миллионов долларов США. 

Приватизационная  сделка была осуществлена в период с декабря 1994 по февраль 1995 года в  форме смешанной продажи, сочетавшей в себе проведение открытого тендера  на 26% акционерного капитала банка и  управленческого контроля, вторичное предложение 14% акционерного капитала на фондовом рынке для мелких инвесторов и паевых инвестиционных фондов и размещение 3% акций среди коллектива банка. В руках государства осталось 7% акционерного капитала банка, закрепленного за государственным учреждением, отвечающим за управление национальной системой социальной защиты. 

Предварительное зондирование национальных институциональных  инвесторов выявило наличие серьезного интереса к участию в открытом тендере. Исходя из этого, Министерство приватизации начало и закончило вторичное предложение акций до закрытия открытого тендера. С 16 по 20 января 1995 года акции продавались свободно по цене 38,35 долл. США за штуку. Эта операция прошла успешно: в предложении приняло участие более 51 тысячи подписчиков, число которых превысило объем эмиссии в 6,1 раза. 

Сразу после  этого было проведено частное  размещение акций среди работников банка, приобретавших акции с 15% скидкой. МБВТ также предоставлял своим сотрудникам  ссуды на покупку акций. Минимальная цена за одну акцию из 26% была эквивалентна 47% премии к пене вторичного предложения и в 19 раз превышала прогнозируемый размер доходов. 

Чехия 

Продажа стратегическому  инвестору автомобильной компании "Шкода" - это наиболее удачный  пример приватизации одного из крупнейших предприятий в восточноевропейской стране. снованная в прошлом веке и национализированная в 1945 г. компания "Шкода" выпускала вплоть до 1990 г. практически 100% всех легковых автомобилей в Чехословакии - приблизительно 200 000 машин в год. В 1990 г. предприятие "Шкода" одним из первых в Восточной Европе заключило соглашение с крупной транснациональной фирмой - германским производителем автомобилей фирмой "Фольксваген АГ" (ФВ). Это соглашение стало основой постепенного превращения "Шкоды" в собственность "ФВ". 

До 1990 г. автомобильная  промышленность Чехословакии работала в неконкурентной среде и не могла  идти в ногу с техническим прогрессом, характерным для мировой автомобильной  промышленности. Отсутствие инноваций  обусловило выпуск устаревших моделей и низкую производительность труда. В 1989 г. "Шкода" начала поиск потенциальных западных партнеров или владельцев и провела переговоры с такими фирмами, как "Фольксваген", "Пежо-Ситроен", "Рено" и "Фиат", а также с другими производителями автомобилей. Официальные предложения поступили от восьми фирм. 

В августе 1990 г. правительство Чехословакии объявило о том, что оно рассматривает  предложения двух фирм, готовых гарантировать  либо независимость "Шкоды", либо дальнейший выпуск автомобилей под маркой "Шкода" после 1995 г. Одно предложение поступило от "ФВ", второе было совместным предложением фирм "Рено" и "Вольво". Предложенные фирмой "ФВ" покупная цена "Шкоды" и десятилетний план инвестиций на общую сумму в 6,5 млрд. долларов определили выбор "Фольксвагена" в качестве стратегического покупателя "Шкоды". 

"ФВ" согласился  заплатить 500 млн. немецких марок  (340 млн. долларов США) за приобретение 31% капитала "Шкоды", что после  дополнительного вливания по 350 млн  немецких марок в 1993 и 1995 гг. увеличилось до 70%. Кроме того, "ФВ" согласился выплатить правительству Чехословакии в рамках трех траншей еще 200 млн немецких марок и таким образом оплатить часть принадлежавших ему акций. В дополнение к этому "ФВ" обязался повысить объем выпуска легковых автомобилей "Шкода" с 200 000 до 450 000 к 2000 г. и осуществлять управление "Шкодой" как отдельной компанией, входящей в группу автомобильных производителей "Фольксваген": "ФВ", "Ауди", "СЕАТ" и "Шкоду". 

Доля государства  в размере 30% будет со временем продана  в виде неголосующих акций либо через  систему купонов, либо в рамках первоначального  предложения акций (ИПО). Правительство  обязалось управлять государственными акциями (сначала составлявшими  контрольный пакет, но затем превратившимися в неконтрольный пакет) как инвестициями и воздерживаться от вмешательства в управление компанией. Для этой цели была создана холдинговая компания "Приско", подотчетная Национальному фонду имущества. 

В 1993 г. "ФВ", в рамках общей стратегии сокращения издержек и чрезмерных инвестиций в Германии и за рубежом, предпринял меры по сокращению своих инвестиционных планов в отношении "Шкоды". "ФВ" объявил о том, что предполагаемый объем инвестиций в "Шкоду" до конца текущего десятилетия будет сокращен в два раза, т.е. с 8,2 млрд. до 3,7 млрд. немецких марок. Запланированное расширение производства подлежит сокращению с 450 000 до 300 000 автомобилей. После продолжительных переговоров между правительством и фирмой "Фольксваген" правительство согласилось на это и разрешило фирме увеличить долю своего участия в "Шкоде" до 60% (в декабре 1994 г.). Год спустя "ФВ" довел долю своего участия до 70%. Это позволило поднять автомобильную промышленность Чехии на мировой уровень и снять социальную напряженность в стране. 

Таким образом за счет приватизации как одного из наиболее часто используемых методов управления государственной собственностью правительства различных стран получают довольно крупные поступления в бюджет и одновременно снимают с себя бремя обслуживания и управления монстрами индустрии своих стран. Финансовые потоки, связанные с приватизацией в различных странах проиллюстрированы в табл. 2.1. 

Таблица. Сводная  таблица финансовых потоков, связанных  с приватизацией (в млрд. долл. США) 

Страна Бюджетный  дефицит в 1995 г. (в процентах к  ВВП) Доходы от приватизации (1985-1995 гг.) Совокупные поступления от приватизации как процент к среднему годовому ВВП Доходы от приватизации в 1996-1998 гг. Цели правительства 

Великобритания 6,0 96,7 (с 1979 г.) 11,9 (1979-1991 гг.) Нет данных 

Франция 5,3 34,1 1,5 (1989-1992 гг.) 11,0 

Италия 7,4 17,0 1,4 (1983-1991 гг.) 53,2 

Канада 4,0 7,6 0,6 (1984-1990 гг.) Нет данных 

Испания 5,9 8,3 0,5 (1986-1990 гг.) 16,2 

Португалия 5,2 5,3 4,3 (1989-1991 гг.) 16,3 

Аргентина 0,4 18,2 (с 1988 г.) 9,0 (1990-1994 гг.) 2,5 (1996) 

Чили -1,6 2,8 (с 1974 г.) Нет данных 0,5 (1996) 

Новая Зеландия -0,1 9,0 14,1 (1987-1991 гг.) 1,4 (1996) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Необходимость  государственного регулирования
Собственность - это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности форму присвоения средств производства. Они порождают целую гамму отношений между ее участниками, а также между ними и обществом в лице государства. Социальная сущность этих отношений и есть выражение присущих данному обществу экономических отношений собственности. Для более полного представления о собственности следует опреде-лить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отноше-ний.
Во-первых, собственность - это основа, фундамент всей системы об-щественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.
Во-вторых, от собственности  зависит положение определенных групп, классов, слоев в обществе, возможности их доступа к использованию всех факторов производства. [ Основы экономики. Учебник. Под ред. Райзберга Б. А.. М.: Инфра-М, 2002. с. 84-104.] 

В-третьих, собственность  есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал Ф.Энгельс, дает общество с сюзереном во главе, паровая машина выдвигает на первый план промышленную буржуазию. 

В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической  системы сущест-вует какая-то основная специфическая для нее форма  собственности, это не исключает  существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков пере-хода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собс-твенности оказывает положительное воздействие на весь ход развития об-щества. 

В-пятых, переход  от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенным вытеснением всего того, что отмирает, и усилением того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство. 

Рассмотрение  системы отношений собственности  позволяет ответить на вопрос, в  чьих интересах осуществляется экономическая  деятельность. Если приоритет отдается индивидуальному интересу, то можно говорить о системе отношений индивидуального частного отношения. Если присвоение осуществляется в интересах какого-либо коллектива, то речь идет о коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь на лицо уже классовый интерес.  

В ходе дискуссий  по поводу усилий России и других республик  бывшего Советского Союза преодолеть существующие в них экономические  трудности утвердилось мнение о  необходимости перехода от административно-командной системы к рыночной системе свободной конкуренции. Рыночная экономика, утвердившаяся в Западной Европе, в Соединенных Штатах Америки, Канаде и ряде других стран, функционирует эффективно и сравнительно успешно удовлетворяет потребности своих граждан. Поэтому рыночное хозяйство и является альтернативой для бывших социалистических стран; предполагается минимальное прямое вмешательство государства в управление экономикой и переход основных рычагов государственного регулирования к индивидуальной предпринимательской инициативе.  

Итак, собственность  в экономическом смысле - это реальные отношения между людьми по присвоению и хозяйственному использованию  всего имущества. 

Собственность принадлежит к числу таких  понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потря-сения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. 

В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила ломка отношений  собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будет ощущать еще не одно поколение. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель - вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, создать достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы со-циальной опорой нынешнего строя. [Резников Л. Нужно ли развивать отношения частноземельной собственности? «Российский экономический журнал» - №5, 2000 г. с.62.] 

Для успешного  развития собственности необходимо выполнение многих экономических и  социальных условий, в частности необходим пересмотр самого отношения к собственности в новых экономических условиях. 

Современная экономическая  наука сегодня по-новому рассматривает  многие процессы, происходящие в нашем  обществе. Это касается проблем собственности, соотношения плановых и рыночных методов регулирования хозяйственной деятельности, прямых и косвенных методов управления общественными процессами. 

С демократизацией  нашего общества появились мотивы перехода к рыночной экономике, в связи  с этим были предприняты попытки  реализации данной цели, порой не самые удачные, но, на наш взгляд, достойные рассмотрения, поскольку именно с них началась медленная и болезненная ломка наших старых экономических стереотипов. 

Период перестройки  ознаменовался возрастанием внимания к бедственному положению советских людей. Тем не менее, сущность экономики состоит в том, что сочувствие и желание помочь сами по себе здесь ничего не решают. Чтобы люди жили лучше, надо производить больше товаров и услуг высокого качества. Этим искусством мы, к сожалению, еще до сих пор не овладели. Но правительство обеспечивало активную социальную политику при помощи повышенной эмиссии, однако если на эти деньги не выпускается адекватного количества товаров, то возрастает не уровень жизни, а очереди, дефициты и спекуляция, что и наблюдалось на первых этапах перехода к рыночной экономике. 

Мы считаем, что  для перехода к рынку нужно, прежде всего, в общих чертах осознавать то, к чему движется наше общество: что  такое современный рынок. 

Решив построить  рыночную экономику, мы должны, прежде всего, представлять ее образ, видеть хотя бы контуры, усвоить суть рыночных отношений. Однако глубокому восприятию и пониманию рынка советским человеком препятствует несколько причин.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.