На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Спрос на рынке кондитерских изделий в России: сущность, характеристики, факторы и показатели развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный экономический  университет
(УрГЭУ) 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА  

по  теме: 

Спрос на рынке кондитерских изделий в России: сущность, характеристики, факторы и показатели развития 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Факультет: Торгово-технологический            Исполнитель: Артёменкова А.М. 

Специальность: Экономика и управление в сфере                       Группа: ЭТ-08
 торговли  и общественного питания                          

Кафедра: Экономика отрасли                       Научный руководитель: Карх Д. А. 

   Дата защиты: 26.01.2011 
                                              
    Оценка: 
 
 
 
 

Екатеринбург 2010
Содержание: 

Введение                                                                                                                  3 

1 Экономическая природа и содержание потребительского спроса                  4 

2 Исследование, оценка и прогнозирование покупательского спроса
   в России                                                                                                              26 

         2.1 Анализ состояния спроса по России                

        2.2 Анализ факторов, влияющих на потребительский спрос                   45 

3 Перспективы развития спроса на кондитерские изделия 

Заключение 

Список использованных источников 

Приложения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение 

         Посетив любой рынок, вы чувствуете, что суть рыночного процесса – купля-продажа товара. Главными действующими лицами здесь являются продавцы и покупатели. Поэтому понять закономерности работы рынка можно, только разобравшись в том, чем руководствуются на рынке покупатели и к чему стремится продавец.
         В любой рыночной системе в качестве ориентирующей  на конечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому вопросы изучения и прогнозирования спроса являются исходными и важнейшими инструментами организации маркетинговой деятельности в масштабах коммерческих фирм, а также регулирования рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах.
         Прогнозы потребительского спроса необходимы для разработки стратегий  развития производственных и торговых предприятий, для выработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения.
         Таким образом, изучение спроса и предложения играет огромную роль в развитии предприятия и поддержания его конкурентоспособности, причем на всех уровнях: и на микро, и на макро. Что особенно важно в условиях развития нашего рынка.
         Целью данной работы является рассмотрение и  анализ спроса потребительских товаров по России.  Эта тема очень актуальна в наше время.  И очень важно научиться применять результаты исследований спроса на практике. Без информации о спросе не  может  обойтись  в  наше время, ни одно торговое предприятие.
         Задачи работы:
    изучить структуру и сущность спроса
    определить наиболее важные факторы, влияющие на спрос, и показатели, характеризующие спрос
    изучить потребительский спрос на федералном рынке
    определить основные показатели и тенденции развития рынка кондитерских товаров
         Объект исследования – рынок кондитерских изделий
         При написании работы использованы:
    Ресурсы сети интернет
    Базы данных
    Материалы компаний
    Результаты исследования маркетинговых агентств
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
         1         Экономическая природа и содержание потребительского спроса   

                        
         Одним из важных элементов  потребительского рынка является "покупательский спрос".
         Спрос — это специфическая  форма выражения потребностей в условиях товарно-денежных отношений. Однако спрос выражает не все потребности, а только ту их часть, которая может быть удовлетворена исходя из наличия денежных средств у населения и складывающихся на рынке цен, определяющих его покупательную способность. Иными словами, спрос — это вынесенные на рынок конкретные платежеспособные потребности, которые могут быть удовлетворены при наличии соответствующего им товарного предложения. Известный американский специалист по маркетингу Филип Котлер понятие "спрос" трактует как понятие "запрос". Он пишет, что "запрос — это потребность, подкрепленная покупательной способностью". "Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену с учетом своих специфических потребностей и ресурсов". Таким образом, покупательский спрос и потребности — неравнозначные понятия, они отличаются друг от друга количественно и качественно.
         В научной литературе есть много разных определений понятия "потребности", но смысл их в основном сводится к одному.
        В общем проявлении потребности выступают как нужда  человека в пище, одежде, жилище, в  предметах домашнего обихода, средствах  безопасности и т.д.
        Различают три вида потребностей: материальные, духовные и социальные. Материальные — это потребности, которые обеспечивают биологические функции человека и его жизнедеятельность. Духовные — интеллектуальные, эстетические и нравственные потребности человека. Социальные потребности связаны с деятельностью человека, отражают его социальные и политические функции в обществе.
         При этом следует  отметить, что потребность с точки  зрения ее содержания и формы выступает в двух аспектах — как общая и как частная, конкретная. Общая потребность — это нужда человека в пище, одежде, жилище, передвижении, общении и т.д. безотносительно к конкретной форме. Она отражает внутреннюю сущность, объективную необходимость нужд человека и имеет вполне устойчивую закономерность развития. Общая потребность в реальной действительности имеет вполне определенную конкретную форму своего проявления в виде потребностей на конкретные предметы потребления и услуги. Последние тесно связаны и зависят от уровня развития общественного производства, обусловливающего возникновение, изменение и отмирание конкретных потребностей. В ходе развития производства одни конкретные потребности сменяются другими. При этом общие нужды человека остаются, но удовлетворяются они посредством удовлетворения разных по своей форме в тот или иной период времени конкретных потребностей. Средствами удовлетворения этих потребностей служат продукты общественного труда. Потребности людей, прежде всего личные, как это отмечалось ранее, по своей экономической форме в условиях товарно-денежных отношений выступают как платежеспособные потребности, как спрос населения на товары. Спрос характеризует лишь те потребности, которые обеспечены соответствующим денежным эквивалентом. В результате действительным представителем спроса является тот, кто может предъявить эквивалент за то, что он получает. Но поскольку не вся потребность в товарах может быть представлена на рынке, спрос отклоняется от действительной потребности.
         Вместе с тем  спрос — это не просто сумма  денежных средств населения, которая направляется на покупку товаров, но и выражение требований покупателей к потребительной стоимости товаров. Ведь спрос предъявляется не на товары вообще, а на товары с определенными потребительскими признаками и свойствами.
         Итак, в определении  спроса присутствуют три момента:
    спрос — это потребность;
    спрос — это не вся потребность, а платежеспособная потребность, так как никакая иная потребность на рынке представлена быть не может;
    спрос — это платежеспособная потребность в конкретных товарах.
         В зависимости от степени агрегирования товаров  различают следующие понятия спроса: общий объем спроса, макро- и микроструктура спроса. Эти понятия условные и в них возможны взаимопереходы.
         Под общим объемом  спроса населения понимается сумма  денежных средств, которая в определенный период может быть предъявлена на покупку товаров в рамках единого экономического пространства республики, экономического региона, края, области и т.д.
         Макроспрос — это спрос на группу товаров, объединенных по потребительскому назначению, например одежда, обувь, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения.
         Макроструктура  спроса — это объем спроса на отдельные группы товаров, входящих в объединенные группы товаров (кожаная, валяная, резиновая обувь).
         Микроспрос — это спрос на отдельные разновидности товаров. Спрос на каждую разновидность товаров образует микроструктуру спроса.
         Для любого предпринимателя  желанной является ситуация, когда  спрос на товар или услуги, которые  он предоставляет, высок, то есть когда  большое количество людей готовы платить за них деньги. К сожалению, такое положение складывается далеко не всегда. Однако это не означает, что с низким уровнем спроса стоит смиряться. Нельзя сказать, что маркетинг обладает какими-то волшебными средствами, позволяющими увеличить спрос во множество раз. Однако некоторые рекомендации практиками и теоретиками маркетинга все же были выработаны.
         В экономической  теории спрос — это понятие  точное, лишенное оценочности, отражающее некоторое положение и в идеале выражающееся в точных цифрах. Однако если экономист может относиться к спросу объективно, то для производителя или продавца это просто невозможно: они заинтересованы в том, чтобы товары или услуги продавались и приносили прибыль. Именно поэтому в маркетинге выделяют несколько разновидностей спроса.
         Отрицательный спрос — это фактически отсутствующий спрос, который сопровождается явно негативным, отрицательным отношением потребителей. В этом случае потребители знают о товарах или услугах, но по каким-то причинам не хотят приобретать их. Примером отрицательного спроса могут служить прививки. С одной стороны, об их существовании знают все. С другой стороны, имеется мало людей, которые не боялись бы их делать (из-за боли или опасности осложнений) и которые были бы полностью уверены в их способности защитить здоровье.
         Отсутствие  спроса — такое положение на рынке, когда потребители могут быть незаинтересованными в товаре или безразличными к нему.
         Неудовлетворенный спрос — спрос на товар, который потребители стали бы покупать, но не могут делать этого, поскольку этого товара просто не существует. Много клиентов хотели бы иметь товары, которых не существует.
         Падающий  спрос — ситуация на рынке, когда спрос более или менее сильно постоянно снижается. Падающим спросом следует считать спрос, который снижается на протяжении длительного времени — настолько длительного, чтобы можно было говорить о тенденции. Другими словами, падающий спрос следует отличать от колебаний спроса (например, сезонных: на теплую одежду летом спрос обычно падает, но осенью он опять повышается).
         Нерегулярный  спрос — спрос, который склонен к колебаниям. Он может колебаться в зависимости от сезона, дня и даже времени суток. Примером в данном случае могут служить одежда, елочные украшения, календари, услуги такси.
         Поддерживаемый  спрос — спрос, который удовлетворяет предприятие. Этот спрос назван поддерживаемым потому, что его необходимо поддерживать: нельзя забывать, что ситуация может измениться.
         Чрезмерный  спрос — спрос, который превосходит потребности предприятия. Ситуация, когда спрос выше, чем тот, который фирма может или хочет удовлетворить, не так уж редка.
         Нежелательный спрос — спрос на товары, вредные для здоровья. Примером такого спроса может служить спрос на сигареты или алкоголь. Естественно, производители табака, сигарет и алкоголя заинтересованы в том, чтобы спрос на их продукция был достаточно большим. Однако они не могут не учитывать давления государства и общественности, а в самом лучшем случае они должны осознавать меру вреда, которую наносит их продукция отдельным людям и обществу в целом.
         Формирующийся спрос на продукцию общественного питания — представляет собой совокупность новых требований, предъявляемых потребителями. Например, в нашей республике формируется спрос на отдельные виды морепродуктов, на кулинарную продукцию различных национальных кухонь, таких, как вьетнамская, китайская, итальянская. Величина формирующегося спроса оценивается также путем специальных обследований, опросов потребителей, специалистов и экспертов.
         Каждая из разновидностей спроса предполагает определенные действия, направленные на сохранение или улучшение положения.(Табл. 1) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Таблица 1 – Задачи маркетинга в их зависимости от спроса
Вид спроса          Задачи  маркетинга
Отрицательный спрос
         В этом случае необходимо изучить источник сопротивления, определить, может ли программа маркетинга изменить негативное отношение путем переделки товара и более активного стимулирования.
Отсутствие спроса
         Основная  задача в этом случае — отыскать способы увязки присущих товару свойств  с естественными потребностями и интересами человека.
Неудовлетворенный спрос          Задача  маркетинга в этом случае состоит в том, чтобы определить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.
Падающий  спрос          Необходимо  проанализировать причины падения  спроса и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков и изменения характеристик товара.
Нерегулярный спрос
         Необходимо  изыскать способы, при помощи которых удастся сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения.
Поддерживае- мый спрос
         Следует поддерживать уровень спроса, учитывая меняющиеся потребительские предпочтения и усиливающуюся конкуренцию, заботиться о качестве товара и постоянно оценивать уровень удовлетворенности у потребителей.
Чрезмерный спрос
         Необходимо изыскать способы временного или постоянного снижения спроса, например, повысить цены или сократить сервисное обслуживание.
Нежелательный спрос
         Задача  маркетинга заключается в том, чтобы  убедить потребителей отказаться от своих привычек, распространяя устрашающие сведения, резко поднимая цены и ограничивая доступность товара.
         Развитие платежеспособного  спроса населения на продукцию общественного  питания обусловлено различными факторами. Одни из этих факторов действуют в сторону увеличения спроса, другие — в сторону его уменьшения. Их можно классифицировать по природе возникновения, по характеру воздействия, по возможности количественного измерения (Рис. 1).
         По  природе своего возникновения  факторы развития спроса подразделяются на экономические, социальные, демографические, природно-климатические, исторические.
    К экономическим факторам относятся экономическая ситуация в стране, инфляция, наибольшее значение имеют общественное производство, денежные доходы, уровень и соотношение розничных цен. При этом основная роль принадлежит производству, так как от степени развития его зависит, с одной стороны, размер денежных доходов населения, а значит, и платежеспособность спроса, а с другой стороны, именно в производстве создаются материальные возможности снижения затрат на выпуск товаров, а значит, и снижения цен на эти товары. Кроме того, с развитием производства, научно-технического прогресса появляются новые виды сырья, материалов и новые товары, с внедрением которых на потребительском рынке возникают новые потребности и соответственно спрос.
    Социальные факторы — социальная политика государства (например, на удешевление питания школьников направляется из бюджета 4 % от минимальной заработной платы (МЗП) в учебный день на 1 учащегося), определение различных социальных нормативов (минимальной заработной платы), уровень жизни населения. формирование культуры потребления, эстетических вкусов.
    Демографические факторы включают в себя численность населения и его состав, численность и состав семей, соотношение между городскими и сельскими жителями, процессы миграции населения.
    Природно-климатические факторы — это продолжительность времен года, температура воздуха, географические условия.
    Национально-исторические факторы — это традиции, обычаи, условия быта.
    По характеру воздействия факторы развития спроса могут быть общими и специфическими.
    К общим факторам относятся такие, которые оказывают влияние на все процессы развития спроса: уровень доходов, численность населения, цены и др.
    Специфические факторы — это факторы, влияющие преимущественно на развитие спроса на отдельные виды продукции общественного питания. Например, специфические требования различных групп потребителей (молодежь, дети, туристы, пенсионеры) и др.
    По возможности измерения влияния на спрос факторы подразделяются на количественно измеримые и факторы, воздействие которых не поддается количественной оценке или поддается очень трудно, косвенно: развитие потребительских привычек, предпочтений, рекомендации врачей.
         
         
           
 

           
 

         Рисунок 1 – Классификация факторов
         Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения
        Спрос и предложение —  взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
        Цена спроса —  максимальная цена, по которой потребитель готов купить данную продукцию.
        Величины спроса должны иметь определенное значение и относиться к определенному отрезку времени. Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают случаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допущения при прочих равных  условиях.
        Существование закона спроса подтверждают некоторые факты:
        1. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают “ распродажи “, служит наглядным свидетельством  их веры в закон спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
        2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности —  то есть принципа, согласно которому последующая единица данного продукта приносит все меньше и меньше удовлетворения, —  потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
        3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене.
        Кривая спроса
        Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной  оси (Рис. 2).
         Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной — это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена — это независимая переменная, а величина спроса — зависимая переменная. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Рисунок 2 – График спроса
         Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.
         Индивидуальный и рыночный спрос.
         Индивидуальный спрос  – это спрос, предъявляемый конкурентным потребителям.
         Кривая индивидуального  спроса показывает то количество продукта (товара), которое потребители хотят  купить по соответствующей цене в  данный момент.
         Геометрическая форма  кривой (отрицательный наклон) отражает обратную зависимость объема спроса (Q) и цены (P), а также снижающейся предельной полезности каждой дополнительной единицы покупаемого товара, что объясняет падение его цены (Рис.3).
         На индивидуальный спрос влияют: цена товара, уровень  дохода потребителя, количество человек в семье потребителя, его социальный уровень, система ценностей, уровень задолженности.
         

        Рисунок 3 – Кривая спроса
        Движение по кривой спроса (D) показывает, как изменение  цены (P) влияет на изменение объема спроса (Q). При этом положение кривой спроса D остается прежним, т.е. спрос  на товар не изменился.
        Механизм функционирования рынка обязывает анализировать ситуации, в которых действует множество потребителей и производителей.
         Понятие спроса на определенный товар отражает поведение массового  потребителя. Объем рыночного спроса на данный товар слагается из спроса множества субъектов, выступающих в качестве покупателей в определенный промежуток времени.
         На рыночный спрос  оказывают влияние: цена товара, доходы покупателей, число покупателей, предпочтения покупателей.
         Кривая рыночного  спроса показывает объем спроса всех потребителей при любой цене и представляет собой сумму кривых спроса всех рыночных субъектов (рис. 4.).
         

         Рисунок 4 – Индивидуальный (а) и рыночный спрос (б)
         Она может быть построена  из кривых индивидуального спроса (по горизонтали) на данный продукт путем сложения его количеств (Qd1+ Qd2+ Qd3), на которые каждый покупатель предъявляет спрос при каждой возможной цене на единицу продукта. Как и кривая индивидуального спроса, кроме рыночного спроса будет иметь отрицательный наклон.
         Изменение в спросе
         Цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта, но существуют и другие факторы, которые влияют на покупки. Они называются неценовыми детерминантами. Когда они действительно изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одной из детерминант изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса, и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения в одной его детерминанте (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.
         Рассмотрим влияние неценовых детерминант:                      
         1. Потребительские вкусы. Благоприятное для  данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.
         2. Число  покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Примеры: японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем  самым повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.
         3. Доход. Воздействие спрос изменения денежного дохода  более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.
         Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
         Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.
         Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, восстановленные шипы и ношенная одежда.
         4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.
         5. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов  ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания  в будущем более высоких цен на  кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.
         Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта (Рис. 5).
           
 
 
 
 
 
 
 
 

         Рисунок 5 – Увеличение и уменьшение спроса
         Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное  количество продукции (Рис. 6). Любую другую цену конкуренция делает неустойчивой. 
 
 
 
 
 

           
 
 

         Рисунок 6 – Цена равновесия
         Избыточный спрос  или дефицит сопутствующий ценам  ниже цены равновесия свидетельствует, что покупателям необходимо платить более высокую цену, чтобы не остаться без продукта. Растущая цена будет побуждать фирмы к перераспределению ресурсов в пользу производства данного товара и вытеснять некоторых потребителей с рынка.
         Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут:
          1) подсказывать фирмам, что необходимо сократить ресурсы  затрачиваемые на производство данной продукции и
          2) привлекут на  рынок дополнительных покупателей. 
         Экономический кругооборот  —  это циркуляция реальных экономических  благ, сопровождающаяся встречным потоком  доходов и расходов.
         Основными субъектами рыночной экономики являются домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, выступая одновременно поставщиками экономических ресурсов. Фирмы предъявляют спрос на ресурсы, предлагая,  в свою очередь, потребительские товары и услуги. Поведение основных экономических агентов может быть выражено кругооборотом спроса и предложения. При всей условности схемы кругооборота (Рис. 7), она отражает главное — в развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение развивает спрос.
           
 
 
 
 
 

         Рисунок 7 – Кругооборот спроса и предложения
         Кругооборот спроса и предложения может быть конкретизирован  с учетом ресурсов, потребительских  благ и доходов. Спрос домохозяйств выражается в расходах, которые осуществляются на рынках потребительских благ и услуг. Продажа этих благ и услуг составляют выручку фирмы. Покупка ресурсов, необходимых для этого, предполагает издержки фирмы. Домохозяйства, поставляя необходимые ресурсы (капитал, труд, землю, предпринимательскую способность), получают денежные доходы (заработную плату, ренту, проценты, прибыль). Таким образом реальный поток экономических благ дополняется встречным денежным потоком доходов и расходов (Рис. 8).
           
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 8 – Кругооборот  спроса и предложения 2
         Эта модель может  быть уточнена при помощи включения оборотов внутри секторов. Простая модель кругооборота несколько идеализирует  реальную действительность. Во-первых, она не учитывает накопления как экономических благ, так и  денежных ресурсов,  а так же то, что какие-то ресурсы могут выпадать из процесса оборота. Например, если потребители начинают сберегать часть полученных доходов, влияние совокупного спроса уменьшается. Такие обстоятельства могут существенно модифицировать модель кругооборота. Самым важным является здесь развитие кредитной системы. Во-вторых, схема абстрагируется от роли государства. Роль государства в современном мире весьма многообразна, поскольку оно влияет как на агентов рыночной экономики, так и на рынки продуктов, факторов производства, кредита.
         Домашние хозяйства и фирмы платят в пользу государства налоги, получая от него в свою очередь трансфертные платежи и субсидии. Кроме того, правительство осуществляет на всех рынках крупные закупки как потребительского, так и производственного характера. В-третьих, модель кругооборота может быть уточнена путем включения в нее международной торговли.
         Модель экономического кругооборота имеет важное значение не только для понимания механизма функционирования рыночной экономики, но и для исследования специфики функционирования различных экономических систем.
         Сложные случаи в изменении спроса и предложения
         Возможны случаи, когда предложение и спрос изменяются в противоположных направлениях.
         Предположим, что предложение увеличивается, а спрос сокращается. В этом примере совмещаются два эффекта снижения цены, которые дают большее снижение цены, чем при действии одного из эффектов. Направление изменения количества продукта зависит от относительных параметров изменения предложения и спроса (если предложение больше спроса, то равновесное количество увеличивается).
         Предположим теперь, что предложение сокращается, а спрос возрастает. Наблюдаются два эффекта повышения цены. Если уменьшение предложения больше, чем увеличение спроса, равновесное количество продукта окажется меньше, чем оно было первоначально.
         Возможны также случаи, когда предложение и спрос изменяются в одном и том же направлении.
         Сначала предположим, что и спрос и предложения увеличиваются. Чтобы определить изменение равновесной цены, нужно сравнить два эффекта: эффект понижения цены в результате увеличения предложения и эффект повышения цены в результате увеличения спроса. Если масштаб первого эффекта больше масштаба второго, то цена снизится. Равновесное количество однозначно увеличится.
         Рассмотрим одновременное уменьшение предложения и спроса. Когда масштабы уменьшения предложения больше масштабов сокращения спроса, равновесная цена возрастает. Когда ситуация противоположная, равновесная цена снижается. Равновесное количество продукта однозначно уменьшается.
         Могут возникать особые случаи, когда уменьшение спроса и предложения с одной стороны, и увеличение спроса и предложения — с другой, полностью нейтрализуют друг друга. В обоих этих случаях конечное воздействие на равновесную цену оказывается нулевым, спрос не изменяется.
         Парадокс  Гиффена(Рис. 9)
         При росте цен  на определенные товары наблюдался рост спроса, вместо ожидаемого уменьшения. Впервые на эту группу товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Эти товары получили название благ низшего порядка.
           
 
 
 
 
 
 
 

         Рис. 9. – Парадокс Гиффена
         Количество блага  должно было бы сократиться с Q1 до Q2, но спрос возрос с Q1 до Q3.
        Изменение величины спроса означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой спроса, то есть переход от одной комбинации “цена — количество продукта” к другой комбинации. Причиной изменения величины спроса служит изменение величины данного продукта. 

         2    Исследование, оценка и прогнозирование покупательского спроса в России                                                                                                                 

         2.1     Анализ  состояния спроса по России    

         Кондитерскими товарами называются пищевые изделия, большая  часть которых состоит из сахара, чаще  всего видоизмененного, или  другого сладкого вещества (мед, ксилит, сорбит), а также патоки, различных фруктов, ягод, орехов и т.п.
         Согласно ГОСТу, кондитерские  изделия делятся на сахарные  и мучные.
         К мучным кондитерским изделиям относят печенье, пряники, торты, пирожные, восточные сладости мучного типа, кексы, рулеты, вафли и т.д.
         Также нужно отметить товарную структуру кондитерского рынка(Рис. 10), товарную структуру производства в натуральном выражении (Рис. 11) , основных производителей кондитерских изделий (Рис. 12) и возрастную структуру опроса относительно потребления кондитерских изделий (Рис. 13) в период с 2008 – 2010гг
         
         Рисунок 10 – Товарная структура кондитерского рынка России 2008 – 2010гг 
 

         
         Рисунок 11 – Товарная структура производства в натуральном выражении
         
         Рисунок 12 – Основные производители кондитерских изделий 

         
         Рисунок 13 – Возрастная структура опроса относительно потребления кондитерских изделий
         Из этих рисунков мы видим, что основную часть кондитерских изделий занимают мучные изделия и конфеты. Употребляют эти товары все возрастные категории, но больше всего – люди  в возрасте от 18 до 24 лет.
         Мучные кондитерские изделия являются традиционным для России продуктом, занимая примерно половину всего рынка кондитерских изделий в натуральном объеме продаж. Рынок мучных кондитерских изделий в России близок к насыщению, поскольку их потребителями является практически все население страны.
         Производство различных  видов мучной кондитерской продукции  в России в 2008 г выросло на 17,7% по сравнению с 2005 г и составило 1527,1 тыс.т. В период кризиса выпуск мучных кондитерских изделий сократился, но уже в 2010 г он возобновил рост. Продажи мучных кондитерских изделий в стране в 2010-2014 гг будут также постепенно расти, достигнув  в 2014 г докризисного уровня.
         К сахарным кондитерским изделиям относят карамель, конфеты, шоколад, фруктово-ягодные изделия (варенье, джем, повидло, желе, цукаты, мармелад, зефир, пастила), халву, ирис, драже и пр.
         Шоколад и сахаристые кондитерские изделия являются традиционным для России продуктом, занимая примерно половину всего рынка кондитерских изделий в натуральном объеме продаж. Рынок шоколада и сахаристых кондитерских изделий в России близок к насыщению, поскольку их потребителями является практически все население страны.
         Производство различных  видов шоколада и сахаристых кондитерских изделий в России в 2008 г выросло  на 20,8% по сравнению с 2005 г и составило  1318,1 тыс т. В кризисный 2009 г выпуск шоколада и сахаристых кондитерских изделий сократился, но уже в 2010 г он возобновил рост. Продажи шоколада и сахаристых кондитерских изделий в стране в 2010-2014 гг будут также постепенно расти, достигнув  в 2014 г показателя в 1494 тыс т.
         Карамель - продукт, получаемый увариванием сахаро-паточного  или сахарно-инвертного (карамельного) сиропа до образования карамельной  массы влажностью 1,5-3,5 % и последующим  ее формованием.
         Конфетами называются кондитерские изделия, изготавливаемые на сахарной основе, отличающиеся, большей частью, мягкой консистенцией, разнообразные по составу, форме и вкусу. Основу конфет составляет конфетная масса, из которой готовится корпус конфет.
         Шоколад представляет собой продукт с характерным вкусом, ароматом и тонизирующими свойствами.
         В зависимости от рецептурного   состава кондитерские изделия   можно разделить на три группы:
         1. плодово-ягодные
         2.сахарные
         3.мучные
         В каждой из этих групп  можно выделить изделия витаминизированные,  специального назначения (для диабетиков и др.), типа восточных сладостей.
         В любой кондитерской массе, за исключением мучных изделий, сахар составляет большую ее часть. Поэтому в основу классификации  масс положено состояние сахара, содержащегося  в них. Кондитерское изделие может состоять из одной кондитерской массы или из нескольких. Изделие, состоящее из одной кондитерской массы, является простым и носит название той массы, из которой оно получено. Доля массы в нем равна единице. Сложное изделие носит название той массы, доля которой составляет большую ее часть. Например, любая леденцовая карамель,  являясь простым изделием, полностью состоит из карамельной массы.
         Любую массу можно  приготовить    разного состава,  например,  фруктовую из ягод черной или красной смородины, сливы и т.д. Кроме того, изделия можно получить различным сочетанием масс, поэтому ассортимент изделий у каждой фабрики большой,  способный удовлетворить вкус любого потребителя.
         Мучные  кондитерские изделия отличаются  от сахаристых тем, что в  их рецептуру входит мука. Эти изделия обладают высокой калорийностью и усвояемостью,  отличаются приятным вкусом и привлекательным внешним видом.
         Печенье (ГОСТ 24901-89) –  продукт из пшеничного теста,  содержащий значительное количество сахара и жира, небольшой толщины и разнообразной формы.  Изделия обладают высокой калорийностью  и усвояемостью, отличаются приятным вкусом привлекательным внешним видом. Благодаря низкой влажности большинство изделий представляет собой ценный пищевой концентрат с длительным сроком хранения.  Высокая пищевая ценность печенья обусловлена значительным содержанием углеводов, жиров и белков. Печенье по рецептуре бывает сахарное, затяжное, сдобное.
         Галеты – (ГОСТ 4032-68) мучные изделия, представляющие собой  сухой консервированный хлеб, предназначенный для употребления с чаем и первыми блюдами.  Изготовляют галеты из упруго-пластичного дрожжевого теста. Они бывают простыми, улучшенными диетическими, с пониженным содержанием сахара и жира. Галеты имеют слоистую структуру и проколы.
         В зависимости от рецептуры  галеты подразделяют на: 
         - простые без жира и сахара (из пшеничной муки 1-го сорта, 2-го сорта, обойной,  смеси муки 1-го и обойной)
         - улучшенные с жиромАнализ рынка мучных кондитерских зделий в России в 2005-2010 гг, прогноз на 2011-2014
         - диетические с жиром и с сахаром
         Крекер или сухое  печенье (ГОСТ 14 033-96) – это мучные кондитерские изделия, отличающиеся отгалет  большим содержанием жира, слоистостью  и хрупкостью. Они напоминают затяжное печенье по внешнему виду,  отличаются специфическим вкусом и ароматом. Вкус обусловлен отсутствием сахара в изделиях, а аромат многих видов включением в рецептуру пряностей и вкусовых добавок (тмин, анис, большое количество соли и др.). В зависимости от рецептурного    состава и способа приготовления    крекер делят на две группы:
         - на  дрожжах или дрожжах и химических  разрыхлителях
         - на  химических разрыхлителях без дрожжей
         Пряники (ГОСТ 15810-96) – это мучные кондитерские изделия  разнообразной формы, содержащие значительное количество сахара и различных пряностей  (смесь молотых корицы,  гвоздики, кардамона, мускатного ореха, бадьяна, перца душистого и черного, имбиря, ванилина). Пряники готовят из муки высшего   и 1-го сорта с добавлением  сахара, патоки, меда, ароматической эссенции,  мятного масла,  молотых пряностей.  Они бывают сырцовыми и заварными,  долго не черствеют.
         Вафли (ГОСТ 14031-68) –  это кондитерские изделия, приготовленные из тонкопористого листа с начинкой или без. Это очень мягкие, хорошо усвояемые изделия, обладающие хрупкостью и малой толщиной.
         Торты и пирожные – высококалорийные кондитерские изделия, содержащие много сахара, жира, белка.  В их состав помимо муки входят фрукты,  орехи,  шоколад.  Пирожные – штучные изделия, сравнительно небольшого размера, с красивой декоративной отделкой. Торты схожи с пирожными по рецептуре,  способу приготовления,  но отличаются крупными размерами,  обилием и разнообразием украшений.
         Рулеты  (ГОСТ 14621-78) –  свернутые    пласты выпеченного  полуфабриката,  прослоенные разнообразной начинкой  (кремовой,  фруктовой,  творожной,  маковой и др.).  Поверхность отделывают сахарной пудрой, глазурью, помадой, орехами.
         Кексы (ГОСТ 15052-96) –  наиболее сдобные изделия с разнообразной  внешней отделкой, в которых содержится в больших количествах масло, меланж, сахар, мука пшеничная высшего сорта.
         Восточные сладости – изделия национального ассортимента. Различают восточные сладости типа карамели,  мягких конфет и мучных кондитерских изделий. 
По данным компании «Euromonitor» российский рынок кондитерских изделий в объемном выражении занимает второе место после США, а в денежном выражении находится на пятом месте в мире.
По данным Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД», в настоящее  время производством кондитерских изделий в стране занимается около 1500 предприятий, в том числе примерно 150 специализированных, крупных и средних. В отрасли занято приблизительно 110 тысяч человек. Суммарная производственная мощность российской кондитерской промышленности – свыше 3,3 миллионов тонн в год.
      По  сравнению с 2000 годом внутреннее потребление кондитерских изделий  в России в 2007 году увеличилось на 58% и составило 2853,3 тысячи тонн, или 20,1 кг на душу населения Российской Федерации. По предварительным данным, в 2008 году внутреннее потребление измеряется 20,3 кг на душу населения.
      На  протяжении последних восьми лет  рынок кондитерских изделий России демонстрировал рост, которому способствовало ежегодное увеличение объемов национального  производства. Однако темп роста объемов производства кондитерских изделий в России замедлялся с 10% в 2001 году до 4% в 2008 году.
      По  итогам и оценкам первого квартала 2009 года сократились как импорт, так и внутреннее производство кондитерских изделий. Причина – снижение покупательной способности населения.
      По  оперативной информации Федеральной  службы государственной статистики, объем производства кондитерской продукции  в январе – феврале 2009 года составил 88% объема производства аналогичного периода 2008 года. В меньшей степени снизился выпуск мучных изделий. В связи с кризисом существенно изменился объем спроса на рынке кремовых кондитерских изделий.
      Особенно  заметен спад в регионах, прежде всего – в областных городах, полностью зависящих от градообразующих  предприятий. В крупных городах уменьшение спроса как такового не произошло (Рис. 14). 
 
 
 
 
 
 
 
 


Рисунок 14 – Динамика рынка кондитерских изделий Российской Федерации, тысяч тонн.
         В 2009 году емкость  рынка шоколадных кондитерских изделий  достигла 217 млрд рублей, что означает рост на 16% по сравнению с 2008 годом. Рост рынка в стоимостном выражении стимулировали высокая инфляция и растущие мировые цены на сырье, в частности на зерна какао. Кроме того, свое влияние на рыночную ситуацию оказала девальвация рубля в начале 2009 года – в результате девальвации выросли цены на все импортные товары и сырье.
         В то же время рост российского рынка шоколадных кондитерских изделий в натуральном выражении  составил всего около 2% по сравнению  с предыдущим годом. В целом в 2009 году подушевое потребление шоколада в России достигло 5 килограммов, что превысило средний показатель по Восточной Европе – 4 килограмма на душу населения. При этом согласно последним исследованиям Euromonitor International, в 2009 году максимальные показатели подушевого потребления шоколада в Европе были отмечены в Великобритании – 12 килограммов, а также в Швейцарии и Ирландии – около 10 килограммов (Рис. 15).
Рисунок 15 – Динамика потребления шоколадных изделий по странам, кг на душу населения
         Несмотря на то, что традиция производства горького шоколада в России насчитывает много лет, лидером рынка остается молочный шоколад. В 2009 году молочный шоколад без наполнителей обеспечил 37% продаж в стоимостных показателях в сегменте шоколадных плиток. При этом доля горького шоколада без наполнителей в этот период составила всего 20% продаж. Согласно результатам последних исследований Euromonitor International, популярность горького шоколада очень тесно связана с трендом здорового образа жизни. Горький шоколад считается более полезным по сравнению с молочным и белым шоколадом благодаря более высокому содержанию антиоксидантов. Этот тренд вдохновил производителей на выпуск конфет из темного, или горького, шоколада.
         В 2008 году самой большой категорией российского рынка шоколадных кондитерских изделий в стоимостном выражении были фасованные конфеты, за которыми следовали шоколадные плитки и шоколадные конфеты в наборах (Рис. 16). 


         Рисунок 16 – Динамика рынка кондитерских изделий по видам, млрд. руб.
         При выборе производителя  покупатели отдают предпочтение отечественному – 60%, что говорит о более лучшем качестве и доступности цены сахарных кондитерских изделий именно отечественного производства (Рис. 17).
         
         Рисунок 17 – Предпочтения в выборе производителя сахарных кондитерских изделий
         Экспорт мучных кондитерских изделий.
         Экспорт отражает параметры вывоза товара с  территории России в другие страны мира. В экспорте учитывается не вся продукция, вывозимая из России, а только та, которая не возвращается обратно на территорию страны.  Часть продукции может реэкспортироваться обратно,  если она например была забракована получателем или не была продана на товарном аукционе.
         Натуральный объем экспорта (Табл. 2)
         Таблица 2 – Натуральный объем экспорта мучных кондитерских изделий из России, 2005-2009 гг (тыс т)
Параметр 2005 2006 2007 2008 2009
 
Экспорт (тыс т)
62,0 72,9 88,6 91,4 79,8
 
Динамика  экспорта (% к предыдущему году)
- 17,5 21,5 3,2 -12,7
 
         Таблицы экспорта сладкого сухого печенья, вафлей и вафельных облатков приведены в (Прил. А) 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Анализ факторов, влияющих на потребительский спрос
                       
    Рассмотрим  основные составляющие, на которые  ориентируются потребители, делая покупки на рынках и в магазинах
    Цена  товара. (Табл.3) Для спроса цена товара или услуги почти всегда является решающим фактором. При прочих равных условиях, величина спроса на товар обратно пропорциональна цене – покупатели желают и способны приобретать больше по низким, а не по высоким ценам. В случаях, когда товар уценен или выставлен на распродаже, или покупатели и продавцы привычно торгуются, верным измерителем цены служит реально уплаченная сумма, или цена сделки, но не запрашиваемая цена. (Табл.4).
    Таблица 3 – Динамика структуры денежных доходов и расходов населения

и т.д.................


         Статья баланса          Год
         2004          2005          2006          2007

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.