На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Основные направления развития менеджмента в системе управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание:
Введение……………………………………………………………………….…..3
1.Теоретические   аспекты менеджмента в системе  управления………….……5
1.1.Понятие  системы управления в менеджменте……………………………...5
1.1.1.Менеджмент  и управление…………………………………………………5
1.1.2.Отличие  менеджмента от управления……………………………………13
1.1.3.Законы  управления……………………………………………………......15
1.1.4.Закономерности  управления……………………………………………...19
1.2.Менеджмент  как вид деятельности………………………………………...21
1.3.Менеджмент  как процесс………………………………………………...…23
2.Анализ  систем управления……………………………………………………28
2.1.Анализ  системы управления ООО «Дионис»……………………………..28
2.2.Анализ  системы управления ЗАО «Пивоваренная компания «ВОЛГА»..38
3.Основные  направления развития менеджмента  в системе управления……41
Вывод …………………………………………………………………………....45
Список  использованных источников…………………………………………..46
Приложения……………………………………………………………………...47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Менеджмент и управление –  это родственные понятия. Тем  не менее, менеджмент определяется  и как наука и как искусство управления. Если рассматривать данную проблему в масштабах экономической системы, то менеджмент – это форма  или система управления.
     Нельзя идти к намеченной цели, если разные элементы организации  будут выполнять разные, не сопоставимые  задачи. В этом и заключается искусство управления (менеджмента) – в координации деятельности составляющих элементов организации для достижения поставленной цели. От правильного выбора методов управления зависит процветание самой организации, а сами эти методы тесно связаны с организационной структурой управления организацией. Всё это и обуславливает актуальность темы курсовой работы.
     Объект исследования – менеджмент  как вид деятельности в системе  управления.
     Предмет исследования – система управления ООО «Дионис», система управления ЗАО «Пивоваренная компания «ВОЛГА».
     Цель исследования – разработка мероприятий, направленных на повышение уровня эффективности системы управления ООО «Дионис» и системы управления ЗАО «Пивоваренная компания «ВОЛГА».
     Задачи исследования:
     1) Раскрыть сущность и содержание менеджмента в системе управления;
     2) Рассмотреть менеджмент как вид деятельности;
     3) Провести анализ систем управления конкретных предприятий и предложить комплекс мер, направленных на повышение уровня систем управления.
     В качестве основных методов исследования применялись анализ библиографических источников, систематизация материалов, их структурирование и другие методы исследования.
     Теоретической основой в проводимых исследованиях послужили работы специалистов в сфере менеджмента. Перечень использованных источников приведён в конце работы.
     Курсовая работа состоит из трех основных частей.
     Первая часть посвящена теоретическим вопросам. В ней даётся определение менеджменту  как виду деятельности, даётся характеристика системе управления в целом.
     Вторая глава посвящена исследованию системы управления конкретных предприятий. Здесь даётся характеристика предприятий и определяется роль менеджмента в их системе управления. Также даются рекомендации, направленные на повышение уровня эффективности системы управления предприятием.
     Третья глава посвящена основным  направлениям развития менеджмента  в системе управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретические   аспекты менеджмента в системе управления 

1.1.Понятие  системы управления в менеджменте 

1.1.1.Менеджмент  и управление
     Менеджмент - это:
     - практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, преследующая цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли;
     - теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления;
     - в современной отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества.
     Представление о роли и месте управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемый в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.
     Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления, обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления. Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально-политической системе они создавались и разрабатывались. Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений - задачи, человек, управленческая деятельность. Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного менеджмента, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое органичное целое. Понятие менеджмента не отделимо от понятия управления.
     Менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Есть и другие определения менеджмента. Менеджмент - руководство людьми в разнообразных организациях. Менеджмент - область человеческих знаний, помогающая осуществить функцию управления людьми. Разнообразие определений менеджмента вызывается многообразием задач, которые он решает. 
     Менеджмент - это управление: самим собой, коллективом людей и человеко-машинными системами, к которым относятся практически любые организации. Теория управления людьми позволяет понять, что управление это не только принуждение с помощью административно-правовых, организационно-распорядительных и экономических методов, но и менеджмент персонала - обеспечение роста сотрудников в организации и их адаптация в коллективе.
     Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей, путем рационального комбинирования и использования материальных и трудовых ресурсов.
     Менеджмент невозможен вне рынка и рыночной экономики, он требует:  
     - чтобы фирма ориентировалась на потребности рынка и спрос конкретных потребителей; 

     - чтобы фирма была ориентирована на развитие‚ рост эффективности ( а не только на доходы ее владельцев); 
     - чтобы фирма и соответственно менеджер обладал определенной и четко определенной самостоятельностью в принятии решений и нес ответственность за их последствия.
     Бизнес - это вид экономической деятельности, требующий привлечения собственных средств, принятия на себя ответственности и хозяйственного риска. Основными формами организации бизнеса являются индивидуальное предпринимательство, партнерство и корпорация. Менеджер имеет дело в основном с корпорациями. Корпорация является юридическим лицом, отделенным с позиций хозяйственного права от ее владельцев. Права владения корпорацией отдельными лицами определяются количеством акций-долей капитала. Владельцы корпораций несут ограниченную ответственность по долгам корпораций, определяемую их вкладом в акции. Акционер, купивший акции, с юридической точки зрения не собственник вложенного капитала, а держатель права получать дивиденды и принимать участие в управлении делами компании. Задача управления коллективами людей существовала всегда, как и были организации, в которых можно было выделить уровни управления. Ставилась цель с помощью организации заработать больше денег или получить политическую власть. Однако законы управления не изучались. Гениальные организаторы решали все вопросы интуитивно. В 1911 г. Фредерик Тейлор1 опубликовал книгу: "Принципы научного управления". Он исследовал приемы выполнения отдельных видов труда рабочих и показал, что знание этих приемов и управление рабочими в плане их обучения может внести существенный вклад в успех организации. 
     Можно выделить несколько различных школ управления: школа научного управления, административного управления, человеческих отношений, поведенческая, а также наука управления, которая включает количественный процессный, системный и ситуационный подход.
     Под парадигмой управления понимается система взглядов, определяющая стержень мышления управленцев и экономистов. В плановой экономике парадигму управления составляли: политизация, концентрация производства, монополизация, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого государственного комплекса страны. При переходе к рыночным отношениям формируется новая парадигма управления. Суть ее в следующем: гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанного на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов. Вмешательство государства допускается в следующих сферах: государственная поддержка науки, социально-экономическая сфера, структурно-инвестиционная, валютно-финансовая, научно-техническая. Рычагами управления в этом случае являются государственные заказы, лицензирование импорта и экспорта, установление кредитных ставок, стимулирование рационального использования ресурсов. Признание внерыночными следующих сфер хозяйствования: экология, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурно-региональных диспропорций, развитие эффективных международных отношений. Если рассматривать управление как науку, то управление - это система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. 
     Управление подразумевает способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации. Управление это целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты. Процесс управления представляет собой совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию на "выходе". 
     Аппарат управления это совокупность структур и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей. 
     В управлении выделяют текущее, оперативное управление. Оперативное управление - управление текущими событиями; совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий производства. Оперативное управление подразделяется на оперативное планирование, оперативный учет и оперативный контроль. Органами управления являются организации и их подразделения, обладающие правом принимать управленческие решения в пределах их компетенции и следить за исполнением принятых решений.
     В процессе управления возникают различные отношения управления, которые заключаются в отношениях между людьми в процессе управления, отражающие организационные связи между субъектом и объектом управления. 
     Система управления – это совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними. Основной целью управления является обеспечение слаженной работы звеньев системы управления для выполнения договорных обязательств при экономически целесообразном использовании всех видов ресурсов.
     С легкой руки американцев это английское слово стало известно сегодня практически каждому образованному человеку. В упрощенном понимании, менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент по-русски “управление” – функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент – это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров – это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. А управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций. Значимость менеджмента была особенно ясно осознана в 30-е годы. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. Растущая роль этой общественной силы заставила заговорить о “революции менеджеров”, когда казалось, что существуют корпорации гиганты, обладающие огромным экономическим, производственным, научно-техническим потенциалом, сопоставимым по мощи с целыми государствами. Возникает вопрос – можно ли считать, что английское понятие “менеджмент” и русское “управление” и, соответственно, “менеджер” и “руководитель” - это одно и то же. И да, и нет. В общем смысле, пожалуй, - да. Вместе с тем есть и отличия в трактовке и применении этих понятий, интересные, правда, в основном лишь специалистам. . 
     Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
     Менеджмент — это эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами. 
     Выполнение основных функций управления предполагает использование менеджерами различных навыков и умений. 
    Менеджмент — и искусство, и наука. Искусство, потому что многим из необходимых менеджеру навыков невозможно научиться, даже читая пусть самые умные книги. Менеджмент, как и игра в бильярд или теннис, требует практики. Но это и наука. Нам приходится иметь дело с огромной и постоянно пополняющейся базой знаний и данных о процессе управления и методах повышения эффективности работы организации, которые можно усвоить с помощью учебников. Таким образом, менеджер должен иметь формальное образование и практический опыт, уметь сочетать науку и искусство. 

     Цели и функции менеджмента в условиях происходящих реформ требуют от каждой организации ответа на следующие вопросы: в чем миссия и цель каждой организации? Под миссией понимается удовлетворение определенной потребности общества. Так, Форд  определял миссию автомобилестроительной компании как "предоставление дешевого транспорта людям". Если в качестве миссии организации задана прибыль, то это ведет к ее неэффективной работе. Цели организации определяются по подсистемам: производство, маркетинг, научно-технические разработки, финансы, персонал и менеджмент.
     В самом первом приближении менеджмент можно определить как совокупность принципов, методов, средств и норм управления предприятием в условиях рыночных отношений. Таким образом, менеджмент – это тоже управление, но управление в условиях и на основе такого инструмента, как рынок. Целью менеджмента является повышение эффективности производства и увеличение на этой основе прибыли. По-существу, менеджмент характеризуется совершенно иным, отличным от прежнего периода развития нашего государства стилем хозяйственной деятельности, системой распределения интересов и прав принятия решений между различными участниками процесса, нововведений, децентрализацией, сосредоточением инициативы и ответственности на средних и нижних эшелонах управления. Отличительной чертой менеджмента является комплексность.
     Таким образом, менеджмент – самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение успеха в любой отрасли деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
     Современный менеджер обязан обладать административными навыками: уметь планировать работу и мобилизовать сотрудников на ее выполнение. Но менеджмент не может быть сведен только к системе непосредственного управления коллективом. Он предполагает создание максимально благоприятной социально-психологической среды для развития его творчества и инициативы.
     В ХХ веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации – это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды.
     Менеджмент – это не просто наука, освоив которую можно однозначно и неуклонно достигать целей, поставленных перед руководимой организацией. Менеджмент – это синтез науки, искусства и опыта; это самостоятельная междисциплинарная отрасль знаний, требующая вдумчивого освоения; это «управленческая мысль», сочетающая в себе науку, опыт, «ноу-хау», управленческое искусство. На управленческую мысль влияют достижения многих наук, а эволюция управления в ХХI веке как раз и состоит в использовании этих достижений в решении главной проблемы – как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и услуги и использующих многообразные ресурсы. 

     1.1.2.Отличие менеджмента от управления 

     В последние годы понятие "менеджмент" прочно вошло в наш обиход, стало привычным для российской деловой жизни и нередко используется наряду и наравне с понятием "управление". Более того, русское слово "управление" и английское "менеджмент" некоторые авторы считают синонимами. В действительности содержание этих терминов несколько различается, в связи с чем следует подробнее остановиться на этом. Термин "управление" традиционно используется во всех социально-экономических, технических, биологических и других системах. В то же время, употребляя, термин "менеджмент", мы должны следовать установившейся в международной практике традиции, согласно которой под ним подразумевается вполне определенный круг явлений и процессов. Имеет место новая философия, действуют иные системы ценностей и приоритетов. Речь идет лишь об одной из форм управления, а именно об управлении социально-экономическими процессами посредством и в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании. При этом адекватной экономической основой менеджмента является рыночный тип хозяйствования, осуществляемого на базе индустриальной организации производства или коммерции. Если подходить еще более строго, то понятия "менеджмент" и "управление" следует различать и по объектам воздействия. Так, если в менеджменте объектами воздействия являются люди, то в управлении объекты воздействия - это и производственные, товарно-материальные и иные ресурсы, а также производственные, торгово-технологические и иные процессы. По этой причине следовало бы в отношении финансового, налогового, инвестиционного, инновационного, операционного, производственного, информационного и других видов менеджмента употреблять термин "управление".Вместе с тем понятие "менеджмент" уже весьма прочно вошло в наш обиход, поэтому считаем возможным использовать его применительно ко всем предпринимательским, корпоративным структурам, функционирующим в условиях рыночной экономики. С учетом изложенного в данной работе термин "управление" в ряде случаев будет употребляться с определенной степенью условности в том же значении, что и "менеджмент". Следует также заметить, что если термин "менеджмент" употребляется применительно к предпринимательским структурам, то для других целей за рубежом используются иные термины, например: government administration - государственное управление и public administration - общественное управление. В наших условиях для этого следует употреблять термины "организация", "управление" и "администрирование". Тем не менее государственные, общественные и иные организации также должны использовать некоторые принципы и методы менеджмента, если хотят достичь своих целей при минимуме затрат, высокой эффективности функционирования и государственного регулирования. Для более глубокого уяснения сущности понятия "менеджмент" следует уточнить некоторые входящие в него положения, прежде всего целевое содержание.
     Так, целью менеджмента как науки, является разработка теории управления, научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное и эффективное функционирование систем управления.
      В связи с этим можно также заметить, что менеджмент - это наука комплексная, охватывающая психологические, технические, экономические, социальные и другие аспекты. Поэтому ее можно отнести к типу интегральных, многоаспектных, междисциплинарных наук, развивающихся на стыке и в переплетении общественных, естественных и технических наук. В этом подтверждается вывод, что менеджмент - фундаментальное понятие науки.
     В то же время целью менеджмента как практики эффективного управления является достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности организации или иных целей путем рациональной организации производственного (торгового) процесса и развития технико-технологической базы организации.
     Цели и задачи менеджмента непрерывно усложняются по мере роста масштабов и развития производства и коммерции. Выполненные задачи и достигнутые намеченные цели оцениваются на рынке.
     Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили многие качественные решения задач дополнить или заменить точными количественными оценками или решениями, а развитие средств вычислительной техники и коммуникаций способствовало повышению эффективности управления. Многие задачи, которые ранее не могли решаться в реальном или допустимом масштабе времени из-за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью. 

     1.1.3.Законы управления 

     Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями.
     В науке управления также имеются свои законы и закономерности.
     Законы управления:
     - закон необходимости разнообразия, по которому разнообразие управляющей системы должно быть не меньше, чем у управляемого объекта. Чем сложнее объект управления тем сложнее должен быть и орган который им управляет. Управляющая подсистема должна быть достаточной разнообразностью и хорошей пропускной способностью для переработки информации и выдачи управляющего решения с целью эффективного функционирования системы;
     - специализация управления предполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению её функций, их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, поэтому управление требует высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, организационной, экологической, демографической и т.д.;
     - интеграция управления означает объединение в управлении различных специализированных действий на разных уровнях управления единый управленческий процесс. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи и интересы организации и её членов, которые необходимы  для поддержания норм жизнедеятельности и развития системы с учетом внешних и внутренних факторов развития;
     - экономия времени характеризуется эффективностью управления и позволяет достигнуть поставленных целей с наименьшими затратами времени и ресурсов;
     - приоритетности социальных целей. Ни производство, ни политика, ни экономика являются целями развития общества, а повышение качества жизни, его членов, их благосостояния, усовершенствование образа жизни.
     Объективные законы управления, в отличие от государственных (правовых) законов, регулирующих общественные отношения, это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, между системой управления и социальной средой.
     Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, которые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления.
     Закономерные (законом обусловленные) структурные и функциональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реализуются в виде тенденций, пробивающихся через множество конкретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий, подчиняющихся вероятностным «правилам игры». Реализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способностей, но также и от управляемого объекта2.
     Роль законов управления выражается в том, что они:
     - образуют теоретический фундамент науки;
     - способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному;
     - позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;
     - позволяют анализировать зарубежный опыт;
     - выражают качественные свойства и связи процессов и явлений, характеризующих отношения управления и направления их развития.
     Законы управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, структуре системы управления, в механизме и методах управления; в процессе управления.
     Закон - это постоянная существенная связь (зависимость) между процессами и явлениями.
     Категория «закон» относится к той же группе категорий, что и «закономерность».
     Как законы, так и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.
     В теории управления понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования или как часть закона.
     На основе данной методологии сформулированы законы организации Э.А. Смирновым и другими учеными. Это закон синергии, закон самосохранения, закон развития, закон информированности - упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности и др. законы.
     Законы организации и законы управления - в сущности, идентичны3. С той лишь разницей, что теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управления изучает принципы, законы и закономерности управления этими объективно обусловленными процессами.
     М.Г. Лапуста в данном контексте формулирует законы управления при использовании ИСУ (информационных систем управления).
    Во-первых, это закон экономии интеллектуальной энергии. Он реализуется за счет создания базы знаний посредством набора типовых целей, ситуаций, вариантов решения проблем с перечнем возможных последствий, обучающих тренингов.
    Во-вторых, это закон перехода информированности в компетентность. Он реализуется за счет прозрачности информации и возрастания количества работников, имеющих к ней доступ. Накопление информации дает синергетический эффект, скачкообразно повышающий компетентность и потребность в получении новой информации.
    В-третьих, это закон перехода от административных методов управления к организационным. Он реализуется за счет применения эффективных технологий управления. Известно, что основу административных методов составляет координация, предусматривающая развитую систему административных мер. Администрирование - это признак слабой профессиональной компетенции руководителя.
     Основу организационных методов управления, согласно данной концепции, составляют планирование и организация (например, это бизнес-план или организационное проектирование).
     Закон — необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Понятие закона родственно понятию сущности. Существуют три основные группы законов: специфические, или частные (например, закон сложения скорости в механике); общие для больших групп явлений (например, закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора); всеобщие, или универсальные. Познание законов составляет задачу науки. 

     1.1.4.Закономерности управления 

     Закономерности управления – это форма правления одного или нескольких законов. В результате открытия лежат факты, а также количественная и качественная зависимость между ними.
     Выделяют следующие закономерности:
     - единство системы управления – это необходимость построения системы управления на основе единых принципов, методах управления. Данная закономерность является:
     а) единство принципов управления для всех звеньев (отрасли, предприятия, организации, комплексы) и ступени системы управления;
     б) единство организационных форм системы управления;
     в) единство основных функций управления заключается в полноте функционального содержания управленческими делами и тесноте связей всех функций управления;
     г) единство методов управления;
     д) единство процесса управления. Проявляется в непрерывности и ритмичности, согласованности всех стадий и этапов.
     - пропорциональность и соотносительность системы управления. Обеспечение и сохранение пропорциональности системы управления отражает связи и зависимости между субъектами управления в каждой системе, а также между субъектами и инструментами управления, обеспечивающих выполнение задач при минимальных условиях. Все звенья и ступени управления в процессах функционирования и развития должны соблюдать определенную пропорциональность и соотносительность своих характеристик с учетом оптимальных ресурсов социально-экономического потенциала и пропускной способности каналов связи;
     - соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистемы. Если управляющая подсистема имеет больший уровень развития, чем управляемая, то возрастают потери в управлении. Если уровень развития управляемой выше, чем  управляющей, то возрастают потери ресурсов в процессе достижения целей системы;
     - оптимальное сочетание централизации и децентрализации. Эта закономерность означает необходимость распределения задач, функций и полномочий по уровням иерархии управления (ступеням). Рациональное сочетание тенденций централизации и децентрализации управления – это рациональное соотношение внешнего воздействия на любое звено системы управления и его самоуправления. Увеличение степени централизации до определенного уровня способствует росту управляемости и эффективности системы управления. Чрезмерная централизация сковывает инициативу составляющих систему элементов, тормозит ее развитию и снижает эффективность. Централизация – это сосредоточение всех функций управления в руках руководителя и его заместителя. Децентрализация – это распределение функций управления по звеньям управленческой системы. Децентрализация ведет к увеличению самостоятельных элементов системы, а полная децентрализация ведет к рассогласованию действий элементов системы и распаду самой системы.  

     1.2.Менеджмент как вид деятельности 

      Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид 
деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий – функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: «Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать». В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента, например: 
прогнозирование, целепологание, планирование, организация деятельности, мотивирование персонала: контроль, учет и анализ . Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера. Следует отметить неоднозначность определения термина «менеджмент». Современное понимание этого термина, в том числе и включая то, которое 
приведено в Оксфордском словаре, определяет менеджмент как:

      1) вид деятельности, процесс управления 
людьми в разнообразных организациях;

     2) область человеческого знания, особое искусство, навык 
управления;

     3) определенную категорию людей, осуществляющих работу по управлению, совокупность (группу) менеджеров отрасли, предприятия, подразделения.
     Необходимо понимать, что не существует организаций без менеджмента, но, тем не менее, менеджмент не является первичным (начальным) атрибутом организации. Необходимость в менеджменте наступает позже, когда сформированы основные цели и задачи, определены ресурсы, внутренние функции, структура объекта управления. Главной задачей менеджмента при этом является «оживление» объекта управления, организация слаженного взаимодействия ресурсов, в том числе и трудовых (персонала).
     Тем не менее, менеджмент является всеобъемлющим видом деятельности. Другими словами, в управлении нуждаются не только социально-экономические системы, но и сам процесс создания этих систем. Например для того, чтобы управлять организацией, её необходимо сначала создать, определить цели, миссию, задачи, ресурсы. Стадия создания организации – это стадия проектирования, результат которой прямым образом зависит от качества системы управления проектами. Таким образом, необходимость в менеджменте возникает всегда, когда появляется потребность в коллективном, групповом осмысленном труде, поскольку сразу же возникает потребность в управлении им.
     Труд менеджера или руководителя необходим в любой компании. Нельзя представить компанию без менеджеров. Видимо, не существует, да и не может практически существовать ни одной компании, в которой бы они отсутствовали. Поскольку менеджеры работают в каждой компании и фактически решают одну и ту же общую задачу, то это позволяет утверждать, что менеджмент (управление, руководство) — это вид профессиональной деятельности. Причем менеджмент как вид человеческой деятельности, связанной с управлением людьми и организацией их целенаправленной совместной деятельности, носит всеобщий характер.
Профессиональные  знания и навыки менеджера должны обладать определенной универсальностью, они в своей основе применимы, практически, в любой компании. Данное требование распространяется в основном только на менеджеров высшего звена (топ - менеджеров), 
знания которых можно считать универсальными и применимыми в любой отрасли, как производственной, так и непроизводственной сферы.         Действительно, нет большой разницы между управлением крупной нефтяной 
компанией и, например, крупным автомобильным концерном. С понижением ранга менеджера происходит специализация его знаний по отношению к данной конкретной отрасли деятельности. Таким образом, можно 
выделить две основные ступени менеджмента как вида человеческой деятельности:

     1) высший (универсальный) менеджмент;
     2) специализированный (отраслевой) менеджмент.
      Менеджмент как вид человеческой деятельности носит всеобщий характер, и потребность в нем возникает всегда, как только появляется потребность в целенаправленной совместной человеческой деятельности. 

     1.3.Менеджмент как процесс 

     Ряд ученых склонны рассматривать менеджмент через призму процесса принятия решений, считая его основой теории менеджмента.  
Принятие решений - важная составляющая менеджмента, необходимая при преобразовании исходных элементов в результаты деятельности. Это действие связано со всеми функциями менеджмента, но не исчерпывает их. Оно является лишь частью менеджмента. В функции менеджмента помимо принятия решений входит воздействие принимающих решений на тех, кто их реализует. 

     С развитием кибернетики стало формироваться понимание менеджмента как информационного процесса. Безусловно, наличие информации является важной предпосылкой выполнения функций субъекта управления, т.е. менеджера. Посредством информационных процессов реализуются все функции менеджмента. Поэтому каждая организация создает информационную систему. Однако, несмотря на значимость информационного процесса, отождествлять с ним менеджмент нельзя. Это - один из важных аспектов менеджмента и условие его реализации. 
      Группа математиков, в основном представители «науки управления» (management science), тесно связанной с такой научной дисциплиной, как исследование операций (операционный анализ), рассматривают менеджмент как систему математических формул или моделей.  
В действительности «наука управления» (исследование операций) не заменяет менеджмент. Его функции не сводятся к применению математических методов и моделей. В менеджменте много проблем, которые невозможно выразить в математической форме. В частности, при указанном подходе игнорируются человеческие аспекты деятельности организации. Математика в менеджменте нужна, но едва ли можно управлять пользуясь только ее средствами. 

     Вместе с тем можно согласиться с мнением, выражаемым в некоторых публикациях в области «науки управления», что содержание этой дисциплины сводится к применению научных методов для анализа и решения проблем менеджмента. 
     Менеджмент не может обойтись без применения научных методов. Они помогают при формировании и развитии познавательной базы, имеют особенно большое значение в управлении производством, эффективны при планировании и контроле, играют важную роль в ходе принятия решений, поддающихся алгоритмизации. 
     Различные подходы к менеджменту не являются самостоятельными, независимыми теориями, а представляют собой результат интеллектуального разделения труда при изучении и разработке процесса управления и поэтому в своей совокупности составляют логически упорядоченную теорию. 
     Для комплексного понимания и наилучшей реализации менеджмента необходимы разнообразные знания, получаемые при использовании всех известных подходов. Каждый из них в определенной мере способствует объяснению и совершенствованию управления. Только интеграция, синтез достижений отдельных научных дисциплин в сочетании с практическим опытом могут дать целостное представление о менеджменте и помочь при разработке его теории. Проблема в том, чтобы найти способ, позволяющий использовать достижения многих научных дисциплин, обобщить опыт менеджеров и на этой базе разработать теорию менеджмента. Эта цель достижима только на основе применения системного подхода. 
     Менеджмент как процесс управления.
     
     Рисунок 1 – Менеджмент как процесс управления 

     1. По видам управления менеджмент подразделяется на три стадии: стратегическое управление, оперативное управление и контроль:
    стратегическое управление включает в себя выработку основных общефирменных целей; прогнозирование результатов развития отрасли или рынка, на которых действует фирма; анализ сильных и слабых сторон фирмы; оценку и выбор стратегии деятельности; создание системы управления реализацией стратегии (в которую входят высшее руководство и отдел стратегического планирования).
    оперативное управление — деятельность по реализации определенных указанных целей, включающая в себя:
     - организацию в виде создания  необходимой структуры и привлечения необходимых ресурсов;
     - выполнение управленческих функций  в условиях созданной структуры.
    контроль - это анализ достигнутых результатов (обратная связь); является исходным пунктом нового цикла управления.
     2. Менеджмент охватывает несколько основных сфер деятельности фирмы ? управление:
    стратегией (стратегический менеджмент);
    маркетингом (маркетинговый менеджмент);
    финансами (финансовый менеджмент);
    персоналом (кадровый менеджмент);
    исследованиями и разработками (инновационный менеджмент).
     3. Менеджмент предполагает выполнение следующих
     управленческих  функций:
    планирование;
    организация;
    координация;
    мотивация;
    принятие решений;
    руководство;
    учет и анализ;
    контроль;
    регулирование и др.
     Главной целью менеджмента является обеспечение прибыльности деятельности предприятия, которая обеспечивается рациональной организацией производственного процесса, управлением производства, развитием технико-технологической базы, эффективным использованием кадров, повышением квалификации, творческой активности и лояльности.
     Прибыльность свидетельствует об эффективности производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат и максимизации доходов от выпуска и реализации продукции и услуг или их оптимальному сочетанию.
     Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования предприятия исходя из того, что прибыль является не причиной существования фирмы, а результатом ее деятельности. Прибыль создает определенные гарантии дальнейшего существования фирмы, поскольку только накопление прибыли в виде резервов позволяет ограничивать и преодолевать риски, связанные с рынком.
     Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуется наличие определенных резервов и предоставление менеджерам свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности для быстрого реагирования и адаптации к изменениям.
     Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.
     В связи с этим, в задачи менеджмента входит:
     • обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
     • стимулирование работы сотрудников  фирмы путем создания для них  лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
     • постоянный контроль эффективности  деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;
     • постоянный поиск и освоение новых  рынков;
     • определение конкретных целей развития фирмы;
     • выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности решения;
     • разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их решения;
     • выработка системы мероприятий  для решения намечаемых проблем  на различные временные периоды;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.