На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социально психологический климат в коллективе

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 2
Раздел 1. Студенческая группа как объект социально психологического исследования 4
§1.1. Понятие и особенности учебной группы 4
§1.2. Мотивация учебной группы к образовательному процессу 6
§1.3. Методы оценки социально-психологического климата студенческой группы 11
Раздел 2. Прогнозирование социально-психологического климата 13
§2.1. Оценка микроклимата студенческой группы (В. М. Завьялова) 13
§2.2. Оценка микроклимата студенческой группы методом социометрии Джона Морено 15
§2.3. Предложения по улучшению психологического климата в целевой аудитории. 18
Заключение 20
Литература. 22 

 


Введение

     Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность  процессом и результатами труда. Огромное значение имеет характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение.
     Актуальность  проблемы социально-психологического климата диктуется прежде всего возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.
     Тема  социально-психологического климата  изучалась и изучается многими  людьми. В России особый вклад в изучение данного вопроса внесли С. Макаренко, Я. Л. Коломинский, Л. И. Уманский. В западной социальной психологии следует отметить немецкого психолога В. Мёде, американского психолога Ф.Олпорта, Фрейда, Р. Плутчика.
     Исследования  в области социальной психологии коллектива проводятся до сих пор. Обусловлено  это потребностью общества в повышении эффективности работы коллектива с одновременно его стабильным взаимодействием. В нашем случае, когда речь идёт об учебной группе, эффективность внутригруппового взаимодействия взаимосвязана с индивидуальным уровнем развития каждого её члена.
     Объектом  исследования является  учебная группа 2 курса специальности Управления персоналом финансово-экономического факультета ВГНА Минфина России.
     Предметом исследования – изучение социально-психологического климата в вышеуказанной учебной группе.
     Цель  работы – исследование социально-психологического климата в учебной группе.
     Задачи  работы
    Изучить учебную группу как объект социально психологического исследования
    Прогнозирование социально-психологического климата в изучаемой группе
    Предложения и рекомендации по улучшению социально-психологического климата в изучаемой группе
     Основными методами психологических исследований, применяемые для сбора первичных данных, являются:
    наблюдение,
    опрос,
    тест,
    эксперимент,
    моделирование.
     В рамках данного исследования мы будем использовать метод социометрии и метод тестирования. В результате чего получим максимально точную количественную и качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации.
 


Раздел 1. Студенческая группа как объект социально психологического исследования

§1.1. Понятие и особенности  учебной группы

     Общество  состоит из множества групп и  коллективов, различающихся по численности, месту и роли в общественной жизни  и деятельности. 
По численности выделяют макрогруппы (социальные прослойки, нации, вооруженные силы и т. д.) и микрогруппы (цех, школьный класс, студенческая академическая группа и т. д.). Группа - понятие более широкое, чем коллектив, А. С. Макаренко говорил, что коллектив - «это не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидуумов... Коллектив – это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношений товарища к товарищу - это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости».

     Студент формируется в коллективе. «...Развитие индивида,- как доказали К. Маркс  и Ф. Энгельс,- обусловлено развитием  всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном  общении».
     Хороший психологический климат в коллективе студенческой академической группы способствует уверенности, взаимной требовательности, товариществу, дружбе, достижению успехов в учении.
     Одной из важных целей студенческого коллектива является содействие подготовке каждого  его члена к предстоящей профессиональной деятельности, влияние на формирование необходимых для этого личных качеств.
     Студенческий  коллектив отличается от других следующими особенностями:
    основным видом деятельности (ученье, направленное на получение высшего образования);
    однородностью состава по возрасту, образованию и т. д.;
    собственным принципом обособления, отличающим ее от других,«чужих» групп;
    групповым давлением, т.е. воздействием на поведение членов группы;
    стремлением к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающим между людьми в ходе решения групповых задач;
    стабильностью состава;
    строгой последовательностью и планомерностью учебной работы;
    наличием органов самоуправления (староста группы, зам. старосты и т.д.);
    единством цели — стремление членов коллектива приобрести специальность и в последующем реализоваться в выбранной профессиональной области.
     Психология  студенческого коллектива включает как общую атмосферу его жизни  и деятельности, так и взаимоотношения, общественное мнение, коллективное настроение, традиции и т. д. Студенческий коллектив  характеризуется социальной направленностью  на овладение профессией, общностью  социально обусловленных потребностей, интересов, целей и задач, перспектив и обязательств, предусматривающих  достижение высоких результатов  в учебной и другой деятельности, наличием общих дел, в которых  принимают участие все члены  группы, отношением коллектива к избранной профессии как к призванию, определенным уровнем сплоченности.
     Исследования  академика А. В. Петровского свидетельствуют, что сплоченность как ценностно-ориентационное единство показывает степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для дел группы в целом. Показателем (индексом) сплоченности служит частота совпадений оценок или позиций членов группы по отношению к объектам, существенно значимым для группы в целом.
     Групповая сплоченность и существенно значимые для группы объекты формируются на основе индивидуальных предпочтений, складывающихся на основе индивидуальной мотивационной сферы. В связи с этим, исследование мотивационной сферы будет полезно для проведения нашего исследования.

§1.2. Мотивация учебной группы к образовательному процессу

     Проблема  мотивации учебной деятельности традиционна для педагогической психологии. Изучением ее роли, содержания, видов мотивов, их развития и целенаправленного  формирования занимались в разные годы Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Божович Л.И., Маркова А.К., Абрамова Г.С., Матюхина М.В., Щукина Г.И., Якобсон П.М. и другие ученые.
     Термин  «мотивация» используется в современной  психологии в двояком смысле: как  обозначающее систему факторов, детерминирующих  поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как  характеристика процесса, который стимулирует  и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
     Впервые термин "мотивация" употребил  в своей статье А. Шопенгауер. Сегодня этот термин понимается разными учеными по-своему.
     По  В.К. Вилюнасу, мотивация – совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
     А К.К. Платонов считает, что мотивация, как явление психическое есть совокупность мотивов.
     Мотив — одно из ключевых понятий психологической  теории деятельности, разрабатывавшейся  ведущими советскими психологами А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность».
     Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение  человека, его начало, направленность и активность.
     Представление о мотивации возникает при  попытке объяснения, а не описания поведения. Это - поиск ответов на вопросы типа «Почему?», «Зачем?», «Для какой цели?», «Ради чего?», «Какой смысл...?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения  и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.
     Существует  типология мотивации учебной деятельности. Сами по себе знания, которые студент получает в ВУЗе, могут быть для него лишь средством для достижения определенных личных целей (получить диплом, избежать нареканий, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае студента побуждает не интерес, любознательность, стремление к овладению конкретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:
    мотивация, которая условно может быть названа отрицательной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения студента, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, преподавателей, одногруппников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;
    мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятельности. Эта мотивация выступает в двух формах.
     В одном случае такая положительная  мотивация определяется весомыми для  личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Учение рассматривается как дорога к освоению больших ценностей культуры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в учении, если она достаточно устойчива и занимает существенное место в личности учащегося, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявления терпения и усидчивости. Это - наиболее ценная мотивация. Однако если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.
     Другая  форма мотивации определяется узколичными  мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.п. Кроме этого, может быть выделена мотивация, лежащая в самой учебной  деятельности, например мотивация, связанная  непосредственно с целями учения. Мотивы этой категории: удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора. Мотивация  может быть заложена в самом процессе учебной деятельности (преодоление  препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей и  пр.).
     Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями студента с другими людьми).
     Познавательные  мотивы включают:
     1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение преподавателем трудности задания; обращение к преподавателю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перерыве. Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.;
     2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на занятии: самостоятельное обращение студента к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к преподавателю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;
     3) мотивы самообразования, состоящие в направленности студентов на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на занятии: обращение к преподавателю с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия студентов по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение факультативов, составление плана самообразования и т.д.).
     Социальные  мотивы включают:
     1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания на основе осознания социальной необходимости, долженствования, ответственности, чтобы быть полезным обществу, семье, подготовиться к взрослой жизни. Проявления этих мотивов в учебном процессе: поступки, свидетельствующие о понимании студентом общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных;
     2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет. Проявления: стремление к взаимодействию и контактам со сверстниками, обращение к товарищу в ходе учения; намерение выяснить отношение товарища к своей работе; инициатива и бескорыстие при помощи товарищу; количество и характер попыток передать товарищу новые знания и способы работы; отклик на просьбу товарища о помощи; принятие и внесение предложений об участии в коллективной работе; реальное включение в нее, готовность принять участие во взаимоконтроле, взаиморецензировании.
     3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, стремлении осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с преподавателем и товарищами по группе, совершенствовать их. Проявление: стремление осознать способы коллективной работы и усовершенствовать их, интерес к обсуждению разных способов фронтальной и групповой работы в группе; стремление к поиску наиболее оптимальных их вариантов, интерес к переключению с индивидуальной работы на коллективную и обратно.
     Мы  рассмотрели основные компоненты оценки социально-психологического климата  студенческой группы. Однако для решения  задач, поставленных нами в начале работы необходимо, использование специальных  психологических методов.
     Для того чтобы иметь возможность  прогнозировать социально-психологический  климат, необходимо для начала оценить  существующий в данном коллективе общий  психологический климат, выявить  его сильные и слабые стороны, и только после этого прилагать  усилия, направленные на укрепление положительных  и избавляться от отрицательных  элементов этого климата.

§1.3. Методы оценки социально-психологического климата студенческой группы

     Основными методами изучения коллектива являются:
    наблюдение в различных ситуациях, чем эта ситуация сложнее, тем наблюдения будут более интересными и информативными;
    беседа с коллективом и отдельными студентами (выявление мнений, настроения, оценки, отношения к событиям);
    анкетирование, анализ опыта работы общественных организаций;
    метод социометрии.
     Существуют  различные методики диагностики  социально-психологического климата  в коллективе. Каждая из них имеет  свои диагностические и прогностические особенности.
     Методика  А. Ф. Филлера используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность.
     Методика  диагностики межличностных отношений  Лири предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
     Референтометрия – методика определения круга лиц чьё мнение важно для данного индивида и группы в целом. Методика интересна тем, что в ней исследуется взаимооценка друг друга членами группы по определённому набору качеств (умный, добрый, веселый, смелый и т.д.), а также в рамках данной методики происходит индивидуальная беседа экспериментатора с каждым испытуемым группы с целью определения членов группы, чья оценка важна для данного человека, что повышает достоверность получаемых результатов.
     В рамках нашего исследования рассмотрено две методики: методика оценки социально-психологического климата студенческой группы В.М.Завьяловой и метод социометрии Джона Морено.
     Они дадут более полную и реалистичную картину социально-психологического климата в изучаемой студенческой группе.
     Благодаря методике В.М. Завьяловой возможно оценить микроклимат студенческой группы и рассмотреть такие показатели, характеризующие социально-психологический климат, как: настроение группы, активность, работоспособность, степень психологической защищенности отдельного студента, наличие микрогрупп внутри коллектива, конфликтность, наличие неформальных лидеров и т.д.
     Одним из приоритетных направлений социально-психологической  работы является комплексное изучение межличностных отношений в группах  в интересах оптимизации в  них межличностных взаимоотношений, межличностной совместимости при  выполнении групповых задач и  положения личности в группе. Для  изучения круга отмеченных вопросов может помочь использование Метода социометрических измерений Джона Морено. Данная методика способна обеспечить получение достоверной информации о состоянии межличностных отношений в малых группах (в нашем случае классе), а также надежно прогнозировать уровень совместимости подростков по их социально-психологическим характеристикам. Для проведения запланированного исследования, мы выбираем данную методику.
 


Раздел 2. Прогнозирование социально-психологического климата

      Для того чтобы иметь возможность  управлять социально-психологическим  климатом, руководителю для начала необходимо оценить существующий в  данном коллективе общий психологический  климат, выявить его сильные и  слабые стороны, и только после этого  прилагать усилия, направленные на укрепление положительных и избавляться  от отрицательных элементов этого  климата.

§2.1. Оценка микроклимата студенческой группы (В. М. Завьялова)

      Нами  было проведено исследование в учебной группе 2 курса специальности Управления персоналом финансово-экономического факультета ВГНА Минфина России на основе методики разработанной и внедренной Завьяловой в качестве инструмента исследования социально-психологического климата. Методика расчета представлена в приложении 1. Результаты приведены в таблице 1.
Таблица 1
Степень удовлетворенности студентов психологическим  климатом исследуемой группы
№ п/п ФИО студента положительные баллы отрицательные баллы

Булыгин Валерий 26 11

Ковалев Владимир 18 14

Спицына Екатерина 27 8

Гурин Николай 26 1

Маринук Алена 42 0

Пенькова Виктория 38 0

Зубанкова Мария 28 4

Скляр Арина 25 6

Матвейчева Лидия 20 17

Габриэлян Лилит 24 5

Исакова Наталья 32 12

Старыгина Кристина 27 9

Привольнева Татьяна 16 19

Езерская Ксения 34 14

Бадалян Александр 30 6

Моисеева Анастасия 26 11

Лежнева Людмила 15 14

Ванягин Александр 33 9
     На  основании полученных данных была составлена диаграмма характеризующая микроклимат  в учебной группе 2 курса специальности Управления персоналом финансово-экономического факультета ВГНА Минфина России. 

 

     По  результатам данного исследования можно сделать следующие выводы.
     Только  З5 % опрашиваемых студентов фокус-группы оценивают психологический климат выше среднего (23-42 балла). Около 20 % респондентов считают что социально-психологическая обстановка в коллективе не благоприятна (менее 10 баллов).
     Анализируя  приведенные данные можно сказать, что уровень социально-психологической  удовлетворенности в коллективе отрицательный.
     Для более точного результата исследования необходимо ту же целевую группу проанализировать с использованием методики Дж. Морено.

§2.2. Оценка микроклимата студенческой группы методом социометрии  Джона Морено

     На  основании методики расчета разработанной  Дж. Морено примененной в исследовании в учебной группе 2 курса специальности Управления персоналом финансово-экономического факультета ВГНА Минфина России получены следующие данные (табл. 2).
Таблица 2
Позиции в группы, отражающие подвижное поле симпатий или антипатий членов любой  общности друг к другу
Ф.И.О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Итого

Бадалян   1 4   3     2                      

Булыгин 3             1       4           2  

Ванягин         2     1       3         4    

Габриелян               4       2         3 1  

Гурин 2   3         1       4              

Езерская                     4   1       3 2  

Зубанкова 4               3 2         1        

Ковалев         4             1         2 3  

Лежнева 2           3     1               4  

Моисеева 2               1         4 3        

Маринчук           4             3 1       2  

Матвейчева     3         2                 4 1  

Привольнева     4     1               3       2  

Пенькова           4         1   3         2  

Скляр             1     2     4         3  

Старыгина               4       2         1 3  

Спицына 2             3     4 1              

Исакова           4         2     1     3    
Кол-во выборов  
15
 
1
 
14
 
0
 
9
 
13
 
4
 
18
 
4
 
5
 
11
 
17
 
11
 
9
 
4
 
0
 
20
 
27
 
182
Кол-во баллов  
15
 
4
 
6
 
0
 
6
 
7
 
6
 
22
 
6
 
10
 
9
 
18
 
9
 
11
 
6
 
0
 
13
 
30
 
178
Общая сумма  
30
 
5
 
20
 
0
 
15
 
20
 
10
 
40
 
10
 
15
 
20
 
35
 
20
 
20
 
10
 
0
 
33
 
57
 
 
     По  таблице можно определить четыре типа позиций в группе, которые  отражают подвижное поле симпатий или  антипатий членов любой общности друг к другу. Эти позиции соответствуют  статусу в данной группе (его называют социометрическим или межличностным). Вычленяют четыре типа таких статусов, каждый из которых имеет образное название. Первый статус — "звезды", которых иногда называют "лидерами". Это члены группы, получившие наибольшее количество выборов по ряду. Среди  них может выделяться один, который  как бы "оторвался" от остальных. Вполне вероятно, что это действительно  неформальный лидер. В нашем исследовании наибольшее количество выборов получил  студент под номером 18 ( Исакова 57 балов).
     Второй  статус — "популярные", или предпочтительные. Это члены группы, получившие несколько  меньшее количество выборов. В нашем исследовании этот статус получили студенты под номерами 8 ( Ковалев 40 балов), 12 ( Матвейчева 35 балов), 1 ( Бадалян 30 балов), 17 ( Спицына 33 бала), 3 ( Ванягин 20 балов), 6 ( Езерская 20 балов), 11 ( Маринчук 20 балов), 13 ( Привольнева 20 балов), 14 ( Пенькова 20 балов)
     Третий  статус — "отвергаемые", или менее популярные. В нашем исследовании этот статус получили студенты под номерами 5 ( Гурин 15 балов), 10 (Моисеева 15 балов), 7 (Зубанкова 10 балов), 9 ( Лежнева 10 балов), 15 ( Скляр 10 балов), 2 ( Булыгин 5 балов)
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.