На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Примеры и последствия «провалов» государства России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Оглавление 

Введение 3
Глава I.  «Провалы» государства: понятие, причины .5
     I.1.Теоритический аспект «провалов» государста….………………5
     I.2.Источники и типы возникновения «провалов» в государстве…9
Глава II.  Примеры и последствия «провалов» государства России 14
     II.1.Проблемы принятия государственных решений………..........14
     II.2.Проблема бюрократии в России……………………….…...….18
Заключение 26
Список литературы ....27
Приложения……………………….………………………………………..…28 

 

     
     ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальностью данной работы является то, что в  современном мире главную роль в  экономике страны играет государство. Оно призвано обеспечить эффективность  и справедливость распределения  ресурсов страны, принимая во внимание частные интересы, а так же осуществлять контроль над индивидами и обществом  в целом.
     «Провалы» государства заключаются в его неспособности обеспечить эффективную аллокацию ресурсов и соответствие социально-экономической политики принятым в обществе представлениям справедливости.
     Все вышеперечисленные факторы актуальности определили цель нашего исследования.
     Цель работы - изучить «провалы» государства в России.
     В соответствии с поставленной целью, решались следующие задачи:
     - изучить методологические основы  теории «провалов» государства;
     - выявить источники возникновения  «провалов» государства;
     - рассмотреть «провалы», связанные с принятием государственных решений;
     - рассмотреть «провал» бюрократического аппарата в России.
     Методы  исследования:
     - обработка, анализ научных источников;
     - анализ научной литературы, учебников, пособий и источников Internet по исследуемой проблеме.
     Объект  исследования – «провалы» государства.
     Предмет исследования – «провалы» государства  в России: примеры, причины и последствия.
     К сожалению, данной проблеме не уделяли должного внимания в России, не смотря на то, что она очень актуальна для нашей страны.
       Истоки зарождения теории провалов государства берутся из теории общественного выбора, а именно является следствием развития последней теории.
     Теория  зародилась в 60-х годах XX века, ключевую роль в этом сыграли представители так называемой Вирджинской школы в экономической теории. Благодаря многочисленным работам Дж. Бьюкенена, а также других специалистов в области теории общественного выбора, как Дж. Бреннан, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Таллок, Р. Толлисон и др., был достигнут существенный прогресс в разработке, как базовых идей теории общественного выбора, так и дочерних теорий, опирающихся на эти идеи. Одна из которых и есть теория «провалов» государства.
 

     
     ГЛАВА I. «ПРОВАЛЫ» ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ 

     I.1. Теоретический аспект «провалов» государства 

     Для того, чтобы рассматривать теорию «провалов» государства необходимо определить суть следующих понятий.
     «Провалы» (фиаско) государства - это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов1.
     Обычно  к провалам государства относят2:
     1. Ограниченность необходимой для принятия решений информации подразумевая, что так же как на рынке имеет место быть асимметричная информация, так и правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии достоверных статистических данных. Более того, мощные группы с особыми интересами, активное лоббирование, мощный бюрократический аппарат искажают даже имеющуюся информацию.
     2. Несовершенство политического процесса: рациональное неведение, лоббирование, манипулирование голосами по причине несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т.д.
     3. Ограниченность контроля над бюрократией включает в себя быстрый рост государственного аппарата, который формирует все новые и новые проблемы в этой сфере.
     4. Неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений в виду того, что экономические агенты часто ведут себя совсем не так, как предполагает правительство. Их действия искажают смысл и цели предпринятых правительством законов. Часто государственные  мероприятия приводят к отличным от первоначальных целей результатам. Поэтому итоги действий государства зависят не только от него самого.
     Наличие несовершенных и неполных рынков ведет к рыночным «провалам». Из этого можно предположить, что и «провалы» государства рождаются из недостатков нерыночного механизма при согласовании частных издержек и выгод, принимающих политические решения с издержками и выгодами общества в целом3.
     1. Разъединение тягот и выгод означает искажение спроса на нерыночную продукцию в конечном счете происходит из-за того, что те, кто получают выгоды от решения государства, и те, кто эти выгоды оплачивает не одно лицо.
     На  микроуровне указанный разрыв присутствует, когда выгоды от государственных  услуг распространяются сравнительно узкую группу населения, в то время  как издержки их осуществления ложатся  на всех налогоплательщиков. В результате гораздо больше стимулов к поддержке имеют пользователи этих услуг, чем спонсирующая сторона к противодействию им. На обычном рынке их цена, с учетом издержек проигравшей стороны, была бы значительна, и вряд ли бы их можно было продать.
     Таким образом, здесь можно увидеть некий отрицательный внешний эффект от деятельности государства, затрагивающий больший круг участников, чем потребители выгод от этой деятельности.
     На  макроуровне разрыв возникает из-за того, что правительство, принимая решения, опирается на голоса большинства, тогда как основная часть налоговой базы принадлежит меньшинству. В результате появляются возможности и стимулы расширять программы перераспределения, поскольку спрос на них определяется большинством, тогда как средства на их осуществление поступают от меньшинства. Таким образом, если на микроуровне меньшинство как бы политически эксплуатирует большинство, то на макроуровне - наоборот.
     В итоге разрывы на обоих уровнях  вносят свой вклад в избыточный спрос  на услуги государства (программы, регулирование, перераспределение): в первом случае - так как его удовлетворение означает превышение общественных затрат над  выгодами (аллокационную неэффективность), во втором - в силу подавления стимулов у высокодоходного меньшинства  к инвестициям, инновациям и, тем самым, мешая созданию условий долговременного экономического роста.
     2. Узкий временной горизонт (завышенная ставка дисконтирования) у политиков подразумевает, что в силу временного пребывания у власти ставка дисконтирования (предпочтение настоящих благ будущим) у политиков значительно выше, чем у общества в среднем. Срок службы политика около  5- 10 лет, что существенно ниже срока жизни отдельного человека. Поэтому будущие блага и издержки значительно недооцениваются политиками и, наоборот, переоцениваются краткосрочные блага и издержки.
     Поскольку прибыль политики и группы интересов среди избирателей получают именно за определенные государственные действия в текущем периоде (разные виды вмешательства в рыночный механизм), то в пользу их расширения смещаются общественно-политические предпочтения.
     3. В политическом процессе «вознаграждение» в виде голосов избирателей получают те политики, которые акцентируют общественное внимание на программах по «исправлению» рынка, принимают соответствующие законы, однако не отвечают за реальное положение вещей. Если государственные меры терпят поражение, то обычно ссылаются на недостаточность степени государственного вмешательства. В результате у общества создается и поддерживается иллюзия постоянной дефицитности последнего.
     4. Обострение восприятия обществом провалов рынка (как истинных, так и мнимых) принимает вид того, что провалы государства нередко выдаются за провалы рынка. Так, часто криминализация экономики представляется как провал рынка, хотя очевидно, что поддержание правового порядка - первейшая функция государства. При отсутствии такового рыночные сделки сопровождаются высокими транзакционными издержками.
     5. Существования давления политических организаций можно обосновать тем, что в последние десятилетия, как это можно видеть на западе, возрастает активность в политике таких организаций, как защитники окружающей среды, прав социально уязвимых групп населения, потребителей. Многие из их требований таким или иным образом связаны с усилением контроля государства за рыночными процессами. Завоевывая места в органах законодательной власти, они стараются добиться принятия выгодных им законов. Экспансия госрегулирования выгодна также юристам, которые получают дивиденды от сумм исков, предъявляемых за нарушение того или иного правила.
     Предложение услуг государства также характеризуется рядом особенностей, которые могут определять провалы государства4.
     1. Трудность определения и измерения выпуска. Нерыночной продукции часто трудно дать определение, не говоря уже о том, чтобы измерить ее количество или оценить качество. Всевозможные измерители таких нерыночных услуг, как оборона, регулирование, социальные программы, весьма спорны. Особенно трудно оценить качество таких услуг, так как отсутствует информация, которая при выпуске рыночной продукции передается производителям через выбор и поведение потребителей. Лишь некоторые виды услуг, которые предоставляются как государственным, так и частным сектором, можно попытаться сопоставлять по качеству (например, образование в частных и общественных школах).
     2. Единственный производитель. Нерыночная продукция часто производится единственным агентством, т.е. имеет место быть монополия, которая защищена законодательно. Отсутствие конкуренции увеличивает сложность оценки качества нерыночной продукции. В случае производства квазиобщественных благ (образование, здравоохранение) конкуренция нередко существует, но она сильно ограничена по сравнению с конкуренцией между частными производителями.
     3. Отсутствие эффективного регулятора. Нерыночное производство не имеет никаких ограничивающих сил подобных механизму прибылей и убытков при выпуске рыночной продукции. Отсюда и отсутствие надежного механизма прекращения государственной деятельности, когда она неэффективна.
     Подводя итог данного параграфа, напомним, что  «провалы» представляют собой неэффективность  функционирования государства. Их можно  отнести к неэффективности, возникающей  при принятии государственных решений  на всех этапах этого процесса. Так  же, они появляются ввиду специфики  спроса и предложения на нерыночную продукцию.   

I.2. Источники и типы возникновения провалов в государстве 

     Из  рассмотренных выше характеристик  нерыночного спроса и предложения  вытекают три основных типа провалов государства. К таковым можно  отнести следующие5.
     1. Разрыв между затратами и выручкой. Избыточные и возрастающие издержки. Рынки связывают издержки той или иной деятельности с полученным доходом, который и обеспечивает данную деятельность. Эта связь осуществляется через цены, которые уплачивает потребитель, имеющий выбор - покупать товар или нет, и если покупать, то что и сколько. Нерыночная деятельность лишена такого связующего звена, поскольку приносимые ею доходы поступают из государственной казны. Таким образом, возникает несоответствие между реальной ценностью нерыночных услуг государства и издержками их обеспечения. Так как потребитель участвует в определении их количества и структуры только через несовершенный политический механизм.
     Разрыв  между затратами и выручкой означает, что резко возрастает вероятность  неэффективной аллокации ресурсов. Там, где доходы, поддерживающие деятельность, не зависят от издержек ее обеспечения, на производство данного ее объема может быть выделено больше ресурсов, чем это необходимо, или же произведено  ее больше, чем требуется.
     В результате в производстве нерыночной продукции, будь то регулирование, управление трансфертными платежами или  непосредственное производство общественных благ, присутствует сильная и непреодолимая  тенденция к избыточным издержкам, или, иначе говоря, к X-неэффективности. Нерыночное производство осуществляется внутри множества производственных возможностей. Если существуют технологические возможности снижения издержек, повышения производительности или реализации экономии от масштаба, то эти возможности будут проигнорированы или, в лучшем случае, использованы не в полной мере. Перемены приносят лишние заботы, издержки бездействия отсутствуют или крайне малы, а возможный выигрыш от осуществления перемен весьма неопределенный.
     В то же время в нерыночном производстве присутствует также и тенденция  к повышению избыточных издержек с течением времени. Те, кто принимает  решения в рыночном хозяйстве, имеют  стимулы снижать издержки с течением времени по причине действительной или потенциальной конкуренции  или по причине возможностей получить дополнительную прибыль. Напротив, ответственные  за нерыночное производство могут иметь стимулы увеличивать издержки (например, штат организации) или же увеличивать выпуск, несмотря на то, что предельные издержки выше предельной выручки. Можно сказать, что функция издержек при нерыночном производстве не только выше минимально возможной, но и имеет тенденцию сдвигаться вверх с течением времени. Это говорит не только об X-неэффективности, но и о динамической неэффективности нерыночного производства. Последняя во многом связана также со вторым типом провалов государства.
     2. Собственные цели организации. Служащие обществу агентства имеют свои частные цели, и эти цели во многом определяют характер их деятельности. Здесь имеются в виду цели, которые применяются внутри нерыночной организации для руководства, регулирования и оценки ее деятельности и деятельности ее персонала. Именно они, а не общественно установленные цели формируют индивидуальную и коллективную мотивацию и поощрение поведения внутри агентства.
     Нетрудно  заметить, что в этом случае имеет  место проблема «принципал-агент» применительно к взаимодействию общества и органов государственной власти и управления. Общество в лице избирателей выступает в роли принципала, тогда как последние выполняют роль агентов. В результате появляется характерный разрыв целей в силу наличия у агентов собственной мотивации и неспособности принципала в лице общества составить такой всеобъемлющий контракт, который бы ликвидировал этот разрыв.
     Для нерыночной организации в силу рассмотренных  выше особенностей спроса и предложения  такой разрыв не препятствует ее существованию. В то же время собственные цели нерыночной организации становятся составляющими функции полезности, которую ее персонал максимизирует.
     Проявления собственных целей также имеет название «Внутренние эффекты». Наличие внутренних эффектов (целей) означает, что «частные» издержки и выгоды (т. е. издержки и выгоды организации) доминируют над включенными обществом в свои расчеты. Внутренние цели и толкают вверх кривую нерыночного предложения, порождая растущие издержки.
     Внутренние цели определяются нерыночными отношениями организаций. Во-первых, исходя из того, что этим организациям, как и фирмам, свойствен так называемый рутинный процесс. Так, заложенные при основании такой организации и оправданные на этапе ее становления нормативы (штат, материалы) остаются таковыми и далее, становясь нередко излишними. Во-вторых, эти цели сознательно формируются таким образом, чтобы максимизировать денежный и неденежный доход ключевых фигур агентства. И наконец, специфические внутренние цели задаются с учетом увеличения выгод групп интересов из избирательных округов, которым удалось внедрить в агентства своих представителей.
     В качестве внутренних целей могут  фигурировать увеличение бюджета (по принципу «больше – лучше»), техника вне зависимости от экономической целесообразности (по принципу «новое и сложное – лучше»), приобретение информации и контроль (по принципу «знать то, что не знают другие, - лучше»). Если увеличение бюджета примерно в равной степени свойственно всем нерыночным организациям в качестве цели деятельности, то стремление к новой технике особенно характерно для военных ведомств, тогда как информация в большей мере составляет специфическое богатство таких организаций, каковыми, например, являются некоторые так называемые специальные службы. Речь идет здесь не о той информации, которую от них ожидает и готово оплачивать общество, а о той, которая собирается ими в «добровольном порядке» и используется при необходимости во внутриполитической борьбе (в первую очередь в форме так называемых утечек информации). Понятно, что в данном случае внутренняя цель не соответствует заданной обществом и ее реализация есть растрата ресурсов.
     В то время как внешние эффекты  в рыночном секторе являются издержками и (или) выгодами, выпадающими на долю общества, но не на долю производителя, внутренние эффекты в нерыночном секторе являются обычно выгодами, приходящимися на долю производителя, но оплачиваемые обществом в качестве издержек производства заказанной им нерыночной продукции. Внутренние эффекты, таким образом, предназначены удовлетворять особые интересы нерыночных производителей, а не вносить вклад в выпуск продукции, которую от них ждет общество.
     3. Побочные эффекты. Государственное вмешательство может порождать непредвиденные побочные эффекты. Вероятность их весьма высока, так как власти оперируют весьма грубыми инструментами и редко бывают в состоянии просчитать последствия своих действий.
     Важное различие побочных и внешних эффектов состоит в том, что отрицательные внешние эффекты фирма, как правило, обязана в той или иной степени компенсировать и может компенсировать за свой счет, тогда как негативные побочные эффекты нерыночной деятельности государство, как правило, не компенсирует пострадавшей стороне. К тому же, строго говоря, государство в отличие от частной фирмы не может в принципе компенсировать что-то «за свой счет». В случае выплат компенсаций оно лишь определенным образом перераспределяет средства налогоплательщиков.
     Итак, в данном параграфе мы рассмотрели основные типы «провалов» государства, каким образом они выделяются и по какой причине возникают.
     Подводя итоги к обсуждению теоретических аспектов «провалов» государства в данной главе, можно сделать следующие выводы: «провалы» государства, как правило, можно обнаружить, описать и предсказать, как и «провалы» рынка;  «провалы» государства неотделимы от всех видов нерыночной продукции государства; выбор между рынком и государством - это не выбор между несовершенством и совершенством, а это выбор между несовершенными альтернативами.
     ГЛАВА II.  ПРИМЕРЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ «ПРОВАЛОВ» ГОСУДАРСТВА РОССИИ 

     II.1. Проблемы принятия государственных решений 

     В этом параграфе будут рассмотрены следующие темы: информационная недостаточность и искаженность принятия государственных решений, несовершенство политического процесса и последствия политических решений.
     Итак, начнем с первого типа провалов: проблема недостаточности информации для принятия решений.
     Первым  этапом в процессе принятия государственных  решений является определение приоритетных проблем. Для этого собирается, обрабатывается и анализируется информация об интересах  индивидов, социальных групп и общественных объединениях. Это могут быть различные  сообщения, сведения о социальном мире и любые другие источники, позволяющие  понять интересы людей.
     Уже на первоначальном этапе возникают  такие проблемы, как ассиметрия информации, а вместе с этим и неправильное определение целей политики, лоббирование, существование групп со специальными интересами, которые еще больше искажают информацию.
     Что касается Российской практики, то все  реформы всегда проводились «верхушками» власти и, как правило, имели положительные  последствия. Исключением стала  реформа по приватизации в конце  XX века. Печальный опыт показал, что отсутствие обоснованности, поспешность, неучтенность социального фактора программы привел к «фиаско» самой программы. Эта ошибка привела к снижению уровню жизни населения, неравенству в распределении доходов, коррупции и т.д. Хотя изначально эти меры были призваны помочь обществу, сделать его богаче, а рыночные товары более доступными. Из всего этого можно понять на сколько важно обладать достоверной информацией.
     К следующему типу провалов относятся  несовершенство политического процесса. Для начала, дадим определение  политическому процессу.
     Политический  процесс – это деятельность социальных общностей, общественных организаций, групп, отдельных лиц, преследующих свои собственные определенные политические цели6
Как уже было отмечено в теоретической части, несовершенство политического процесса включает в себя такие проблемы, как рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами из-за несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты и т.д.

     Группы  специальных интересов для достижения своих целей используют механизм лоббирования, т.е. проводятся определенные мероприятия, которые подталкивают представителей власти к принятию выгодного  для этих групп решения.
     Что касается, самих представителей власти, то для поддержки со стороны населения, они прибегают к логроллингу, т.е. поддерживают друг друга путем  «обмена голосами».
     Классической  формой логроллинга является «бочонок с салом» – закон, включающий набор небольших локальных проектов. Чтобы получить одобрение, к общенациональному закону добавляется целый пакет разнообразных, нередко слабо связанных с основным законом предложений, в принятии которых заинтересованы различные группы депутатов. Чтобы обеспечить его прохождение, к нему добавляют все новые и новые предложения («сало»), пока не будет достигнута уверенность в том, что закон получит одобрение большинства депутатов7.
     Такой процесс в себе опасность для  «простых» людей, так как важные решения могут быть приняты в результате предоставления частичных налоговых льгот и удовлетворения местных интересов, а не рационального решения.
     Государственные деятели пытаются выиграть предвыборную гонку, заполучить голоса избирателей. При этом государственные расходы  увеличиваются, стимулируя тем самым инфляцию. А это уже ведет к усилению государственного контроля и разрастанию бюрократического аппарата. Как следствие правительство все больше контролирует государство и не дает развиваться экономике.
     Так же не стоит забывать о поиске политической ренты, а именно о стремлении экономических  агентов получить выигрыш от несовершенства политического процесса.
     Рассмотрим  проблему лоббирования в России более  подробно.
     Лоббизм возникает при большом многообразии интересов, возникающие вследствие социального расслоения; за счет доступа  к власти, который предоставляет  демократическое государство8.
     Целями  лоббизма являются преимущественно  социально-экономические вопросы, такие  как собственность и права  распоряжения; так же предоставление прав на занятие определенными видами деятельности; государственный заказ; квоты; лицензии; кредиты; тарифы на энергоресурсы  и т.д.
     В зависимости от сферы действия лоббизм  можно выделить на законодательное, исполнительное и судебное лоббирование, т.к. именно влияние на эти сферы  помогают влиять на важные решения. 
     Как утверждают специалисты, в России лоббирование характерно для органов исполнительной власти. Это в свою очередь связано  с тем, что кардинальные решения редко производятся законодательной властью нашей страны.
     Как ни странно, но лоббирование может быть употреблено во благо общества, но это зависит от тех целей, которые  пытаются достичь группы данным средством.
     Характерным явлением России в 1990-х гг. было принятие органами государственной власти правовых и нормотворческих актов, предусматривающих  различные привилегии и льготы для  некоторых предприятий или регионов. В результате российский бюджет недополучил значительные денежные средства. Насколько целесообразными являлись действия российских властей, какими принципами они руководствовались, кому были выгодны принятые решения, что получили от предоставленных льгот налогоплательщики – вопросы, на которые очень сложно ответить.
     Нужно отметить, что условия разгосударствления, приватизации, передела собственности резко активизировали негативную, преступную лоббистскую деятельность в России в 90-х годах. Потери от такого лоббизма определить весьма нелегко. И когда чиновник одновременно является и депутатом, и представителем лоббистской группировки, провести в его действиях грань между протекционизмом, лоббизмом и коррупцией практически не возможно.
     Размеры лоббизма в современной России, как  отмечают современные исследователи, не имеют аналогов в мире и в  истории. В условиях неразвитости политико-правовой системы и несовершенства законодательной власти лоббирование становится основной формой представительства интересов, но при этом находится вне внимания государственных органов, прессы, общественности и закона. К сожалению, механизм взаимодействия общества и власти в процессе принятия политических решений сегодня не публичен, а зачастую коррумпирован и хаотичен; каналы влияния на органы государственной власти монополизированы сильнейшими группами давления, а целый ряд общественных движений и организаций не имеют возможности донести свои интересы до власти. Третьим типом проблемы «провалов» государства является невозможность предсказания политических последствий9.
     Для государства важно проявлять  ответственность в судьбе своей  страны. Любые последствия, принятых им решений, должны предугадываться, а  действия четко продумываться. На практике выполнить эти условия оказывается  крайне сложно, т.к. современное общество намного сложнее, чем можно предположить, а рынок требует повышения  активности, больших усилий от общества.
     Здесь, важно отметь важность доверия народа к правительству, что, к большому сожалению, в нашей стране отсутствует.
     Таким образом, проблемы принятия решений, рассмотренные  в данном параграфе, можно свести к проблемам на следующих этапах политического процесса: сложность постановления проблемы, ввиду отсутствия достоверной информации;  манипулирования на этапе принятия решений; неспособность предугадать последствия проводимых реформ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.