На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
По  дисциплине: «БЖД»
Организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: ***************
                                                                                                   Проверил: преподаватель
                                                                                                                            *************** 
 
 
 
 

Красноярск 2011
     Содержание
Введение………………………………………………………………………...........................3
Глава 1. Общие положения  и основные понятия………………………………………….4
Глава 2. Организация безопасности жизнедеятельности  в образовательных  учреждениях…………………………………………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………………………….15
Список  литературы…………………………………………………………...........................16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     В последние годы руководством страны и системы образования уделяется  самое пристальное внимание вопросам безопасности образовательных учреждений (ОУ) всех видов и уровней. Это  обусловлено многочисленными фактами  опасных происшествий в ОУ: пожары в общежитиях и интернатах, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического  терроризма.
     В связи с ростом количества опасных  и чрезвычайных ситуаций (ЧС) одной  из важнейших задач общего и профессионального  образования становится формирование безопасной, здоровой образовательной  среды и культуры безопасности. Работник системы образования, как и любой  другой области, не может считать  себя профессионалом, если он не владеет  основами безопасности жизнедеятельности (БЖ). Психолого-педагогическая подготовка сотрудников ОУ к опасностям и  освоение ими культуры безопасности являются определяющими факторами  в профилактике заболеваний, травматизма, правонарушений и иных происшествий в ОУ.
     Трагические события в Москве и Беслане, в  Нью-Йорке, Лондоне и Мадриде наглядно показали важнейшую роль знания основ  БЖ в подготовке населения (в т. ч. персонала ОУ, учащихся, воспитанников  и их родителей) к выживанию при  проявлениях терроризма и в иных опасных ситуациях.
     Актуальность  проблемы обеспечения безопасности в образовательной сфере обусловлена  растущей динамикой опасных ситуаций в ОУ, а также высокой детской  заболеваемостью, травматизмом и смертностью  в России (в 3–4 раза выше, чем в  других странах). В настоящее время  безопасность становится обязательным условием и одним из критериев  эффективности деятельности ОУ.
     Целью данного реферата является изучение организационных основ обеспечения безопасности в образовательных учреждениях.
     Для чего в  работе поставлены следующие  задачи:
     - рассмотреть общие положения  и основные понятия касательно  безопасности жизнедеятельности  в образовательных учреждениях;
     - изучить принципы организации  безопасности в ОУ. 
 
 
 

Глава 1. Общие положения  и основные понятия
     Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить  к травматизму, заболеваниям, а порой  и к смерти. Вред человеку может  наносить любая деятельность: трудовая, учебно-трудовая, а также отдых  и развлечения. Анализ заболеваний  и происшествий в ОУ дает основания утверждать, что любая деятельность учащихся и персонала ОУ потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий. Эти положения составляют основу теории и методики обеспечения безопасности человека во всех видах его деятельности. Практика показывает теснейшую связь между возникновением опасных ситуаций и происшествий самых различных видов.
     Но  из этого вытекает и следующая важная особенность: любые меры, принимаемые для повышения защищенности ОУ от техногенных опасностей или террористических актов, одновременно обеспечивают усиление защищенности ОУ от социальных, биологических, природных, криминальных, информационных и иных видов угроз [1].
     Для полноценного рассмотрения организационных основ обеспечения безопасности жизнедеятельности в ОУ необходимо ввести и пояснить некоторые термины.
     Безопасность  образовательного учреждения – система  мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей  и имущества от внутренних и внешних  угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий  организации учебно-воспитательного  процесса, криминальной и техногенной  обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций. Безопасность  образовательного учреждения охватывает широкий спектр направлений  и позиций: охрана труда, радиационная безопасность, экологическая безопасность, взрывобезопасность, электротехническая безопасность, пожарная безопасность. Данные направления в различной  степени коррелируют между собой  и влияют друг на друга [2].
     Опасность – воздействие или угроза поражающего (деструктивного) воздействия неблагоприятных процессов, явлений, событий, иных внешних и внутренних факторов на учащихся и персонал ОУ, их жизнь, здоровье, права и свободы, имущество и окружающую среду.
     Опасный фактор – природный, социальный, техногенный процесс (явление), действие которого угрожает жизни и здоровью учащихся (воспитанников или работников ОУ), их имуществу, среде обитания, правам и интересам.
     Опасный производственный фактор – негативный фактор, воздействие которого в ходе образовательного или трудового процесса на обучаемого или работника ОУ может привести к травме или заболеванию. Это частный случай опасного фактора.
     Опасная ситуация – любая неблагоприятная обстановка, в которой действуют или могут начать действовать негативные факторы, угрожающие жизни и здоровью человека, его правам и свободам, имуществу и окружающей среде. При правильном поведении может благополучно разрешиться без тяжких последствий и не перерасти в ЧС.
     ЧС (чрезвычайная ситуация) – официальный термин, используемый в документах, – неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате действия особо опасных факторов на людей, их среду обитания, предполагающая наступление тяжких последствий, введение специальных сил, мер и планов. К ЧС относятся сильные эпидемии, наводнения, землетрясения, всевозможные катастрофы, вооруженные конфликты, захваты заложников, террористические акты.
     ЧП (чрезвычайное происшествие) – обиходный разговорный термин, обозначающий опасное явление, ситуацию, происшествие любого вида с неблагоприятными последствиями. Крупное ЧП часто соответствует признакам ЧС.
     Безопасные  условия труда и иных видов  жизнедеятельности – это благоприятные условия труда (учебы), при которых воздействие на человека вредных или опасных природных, социальных, техногенных, производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных пределов (нормативов).
     Уровень защищенности (безопасности) зависит от имеющихся ресурсов и возможностей, мер и средств противодействия неблагоприятным факторам, которые сотрудники ОУ, родители и учащиеся умеют применять. Безопасность не бывает абсолютной, она всегда относительна в сравнении с каким-либо стандартом или образцом. Чем больше средств и способов своей защиты человек знает и применяет, тем меньше риск ЧС, тем реже он попадает в неприятные ситуации, тем интереснее и спокойнее он живет.
     Техника безопасности – совокупность мероприятий, трудовых приемов и средств, с помощью которых минимизируется травматизм и заболеваемость обучающихся и работников ОУ в процессе занятий, учебно-трудовой и досуговой деятельности в образовательной или производственной сфере (термин из сферы охраны труда).
     Охрана  труда – система сохранения жизни, здоровья обучаемых и работников ОУ в процессе учебной, трудовой и досуговой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Охрана труда и других видов жизнедеятельности сотрудников ОУ, обучающихся (воспитанников) – это неотъемлемая составная часть системы обеспечения безопасности ОУ, а также часть более общей системы национальной безопасности страны. Защита трудовой и образовательной деятельности – это часть защиты всей жизнедеятельности. То есть охрана труда и образовательного процесса в ОУ – это составная часть более широкой области – обеспечения безопасности жизнедеятельности.
     В зависимости от источника возникновения  и характера действующих факторов опасные и чрезвычайные ситуации подразделяют на виды, представленные на  рис. 1:
     
     Рис. 1 – Опасные и чрезвычайные ситуации в ОУ
     Часто опасные ситуации являются смешанными. Например, ураганы и землетрясения  сопровождаются пожарами, авариями, а  наводнения и засухи – эпидемиями и кражами. Техногенные и природные  опасности в ОУ часто переплетаются  с социальными факторами и  последствиями (например, ДТП, обрушение  здания).
     В ЧС ежегодно погибает до 2–3 тыс. человек. А основные потери (до 250 тыс.) происходят не в чрезвычайных, а в повседневных, менее опасных ситуациях, которые  в силу своей обыденности (нечрезвычайности) не попадают в статистику МЧС и  не получают адекватного освещения  в учебниках, программах и других материалах по БЖ. Отчасти поэтому  многие нынешние и будущие родители и педагоги плохо подготовлены к обеспечению БЖ своих детей. Актуальность проблемы безопасности в ОУ обусловлена многочисленными реальными фактами опасных ситуаций в ОУ и высокой смертностью в этих ситуациях. Кроме того, несчастье с ребенком всегда приобретает особый общественный резонанс. Именно этим определяется необходимость выявления и изучения всех видов опасностей в сфере образования.
     Из  природных явлений в ОУ чаще приносят беду холода, жара, наводнения, штормы, ураганы, реже – оползни, сели, землетрясения, цунами. Из социально-криминальных опасностей в ОУ чаще отмечаются конфликты среди учащихся, факты вандализма и хулиганства, кражи, грабежи, вымогательство, телесные повреждения, ложные сообщения о готовящихся терактах; реже имеют место реальные взрывы, поджоги, убийства, захват заложников из числа учащихся. Техногенный ущерб чаще всего связан с ДТП, пожарами, протечками и авариями с водой, происшествиями с электропроводкой и приборами. Социальные опасности возникают в тысячи раз чаще, чем природные. Количество пострадавших от всех видов криминальных опасностей по российской статистике – около 3 млн человек ежегодно, а с учетом скрытых и незаявленных фактов преступлений – около 10 млн человек. Принимая во внимание страдания близких и членов семей потерпевших, эту цифру можно увеличить в пять-шесть раз. Эти данные говорят об актуальности и необходимости изучения материалов о социально-криминальных опасностях для каждого работника ОУ и учащегося. От природных и техногенных опасностей пострадавших в сотни раз меньше.
     Многие  опасные, но не чрезвычайные ситуации внешне не сразу воспринимаются как  таковые, и мы к ним привыкаем, как к потоку машин, контактам  с посторонними. У современного городского жителя значительно снижен порог  чувствительности к скрытым опасностям. Для персонала и сотрудников  охраны ОУ это недопустимо. Часто относительно малоопасные ситуации (опыт на уроке химии, занятия в спортзале, дискотека, поездка на автобусе) могут мгновенно перерасти в опасные. Например, едкое вещество попало в глаз, машину начало заносить на скользкой дороге, загорелся электроприбор, завязалась драка и т. д.  Чаще всего ОУ сталкиваются со смешанными происшествиями: социально-криминальными, социально-природными и социально-техногенными. Каждый год учащиеся на лестницах ломают руки и ноги, травятся пищей, попадают под колеса автотранспорта. Статистика разных лет иногда поразительно сходна, что свидетельствует о некоторых закономерностях в появлении факторов, ведущих к малым и большим происшествиям.
     В ОУ необходимо прогнозировать следующие  возможные виды угроз (происшествий, опасностей, несчастных случаев, ЧС):
     1) Социально-политические:
     - массовые беспорядки и нарушения общественного порядка; угрозы правам и свободам граждан;
     - акты политического (международного, религиозного) экстремизма и терроризма.
     2) Угрозы военного характера:
     - военные конфликты и противостояния;
     - действия вооруженных сил против незаконных вооруженных формирований.
     3) Социально-криминальные:
     - противоправное проникновение посторонних в ОУ; хищения имущества обучающихся, воспитанников, работников ОУ;
     - хулиганские действия, насилие, вандализм; причинение вреда здоровью, самотравматизм; вымогательство, мошенничество; употребление и распространение наркотиков;
     -    уличные проявления экстремизма, наличие преступных группировок;
     -    угрозы осуществления терактов;
     -    теракты криминального характера (взрывы, поджоги, применение отравляющих веществ, захват заложников и иные).
     4) Техногенные и социально-техногенные:
     - транспортные аварии (катастрофы);
     - пожары, взрывы газа;
     - разрушение, обрушение конструкций зданий, сооружений и т.п.
     5) Природные и социально-природные:
     - стихийные бедствия (шторм, холод, эпидемии);
     - эпидемии и заболевания, заражения людей, животных и растений возбудителями опасных инфекций;
     - метеорологические опасные явления; природные пожары.
     6) Угрозы экологического характера:
     - деградация суши (почвы, недр, ландшафта). Смог. Превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных примесей в атмосфере в 30 раз;
     -  загрязнение водных бассейнов, нехватка питьевой воды и воды для обеспечения технологических процессов в системах жизнеобеспечения.
     7) Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
     - групповые случаи опасных инфекционных заболеваний с уровнем смертности или заболеваемости, превышающим среднестатистический в 3 и более раз. Инфекционные или лихорадочные заболевания невыясненной этиологии;
     - аварии на предприятии, работающем с культурами (возбудителями) I–IV групп патогенности;
     - массовые отравления некачественными продуктами питания и водой, опасными химическими веществами в быту;
     - появление опасных для человека больных диких животных и птиц.
     В составляемых паспортах и планах обеспечения безопасности ОУ должны учитываться и отражаться возможные  количественные показатели ущерба от этих угроз, характеристики и размеры  возможных зон поражения, степень  вредного воздействия на жизнь и  здоровье людей, а также данные о  группировках правонарушителей в прилегающем  к ОУ микрорайоне, о фактах вандализма, угроз, вымогательства, иных возможных  противоправных действиях. По каждой возможной опасной ситуации в паспортах безопасности и комплексных планах прогнозируются и планируются (с привлечением специалистов и консультантов) ответные действия персонала ОУ, аварийных служб и бригад по ликвидации этих угроз, аварий, ЧС и их последствий. 

     Глава 2. Организация безопасности жизнедеятельности  в образовательных  учреждениях
     Среди различных видов безопасности для  образовательных учреждений приоритетными  являются пожарная, электрическая и  техническая. Решить проблему обеспечения жизнедеятельности, безопасности образовательных учреждений и реально почувствовать достижимость конечного результата возможно программным методом.
     Программный метод решения проблемы – это  создание различных программ, позволяющих сосредоточить (сконцентрировать) финансовые, материальные, организационные ресурсы, привлечение средств разных источников и направление их целевым (адресным) путем на решение наиболее значимых, конкретных проблем образовательных учреждений в оптимальные сроки [3].
     Для решения какой-либо проблемы применяется концепция, то есть система взглядов, руководящих идей или принципов. Концепция безопасности ОУ может быть представлена в виде виртуальной модели, помогающей ответить на ряд вопросов при проектировании систем безопасности ОУ.
     Чтобы выстроить эффективную концепцию  безопасности ОУ, необходимо постоянно  осуществлять мониторинг и прогнозирование  возможных опасностей и на этой основе определять желаемые параметры элементов  будущей системы безопасности.
     Главная идея концепции может быть сформулирована следующим образом: безопасность и  охрана труда в ОУ должны быть организованы так, чтобы заранее исключить  или уменьшить риск возможных  неблагоприятных происшествий в  учебно-воспитательном процессе. Поэтому  осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований безопасности работниками и руководителями ОУ является обязательным условием организации  безопасных и здоровых условий труда  работающих, а также при проведении занятий с учащимися в классах, учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных мероприятий. Принципы, цели и задачи обеспечения безопасности в ОУ определяют главную идею концепции безопасности и являются критериями выбора того или иного решения, варианта отдельного элемента системы безопасности. На основе действующего законодательства и опыта управления ОУ эти принципы можно сформулировать следующим образом.
     1) Гуманность: уважение и учет интересов личности независимо от ее возраста и положения. К сожалению, не всегда действия педагогов отвечают этому принципу, что вызывает ответную реакцию и повышает риск происшествий в ОУ.
     2) Законность: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Конституция РФ, ч. 3 ст. 55).
     3) Демократичность: учет мнений родителей, органов правопорядка, коллектива работников и обучаемых, а также специалистов. Иногда мнение, оценки и предложения одного опытного специалиста не совпадают с мнением большинства учащихся; переубеждать их в таких случаях следует демократичными методами.
     4) Тесное взаимодействие со специалистами и службами безопасности, хозяйственными и силовыми структурами. Для этого следует постоянно поддерживать как официальные, так и личные контакты.
     5) Рациональность и экономичность. Любые меры по обеспечению безопасности стоят дорого, но они того стоят. Речь идет о реальных мерах, а не о декоративных стендах и папках для проверяющих. Разумеется, стоимость мер безопасности может существенно различаться, причем самые дорогие – не всегда самые лучшие. Как говорил один специалист, правильно проинструктированная бабушка-вахтер порой полезнее и эффективнее дорогой системы видеоконтроля.
     6) Организованность, непрерывность. Обеспечение безопасности ОУ – непрерывный повседневный процесс, он не может быть одноразовым актом. ОУ настолько сложный объект, что в любое время может возникнуть любая угроза.
     7) Планирование и контроль.
     8) Предвидение и упреждение. Чем точнее предвидение, тем эффективнее упреждающие профилактические меры. Есть немало простейших способов прогнозирования, которые позволяют повысить степень готовности ОУ к ЧС. Однако на практике преобладает недооценка возможности практического применения методов прогнозирования различных рисков: «пока гром не грянет – мужик не перекрестится».
     9) Системность и целостность, комплексный охват всех элементов системы безопасности ОУ как единого целого. Реальная безопасность может быть обеспечена только при комплексном учете всех ее аспектов, при использовании всех средств защиты и противодействия во всех структурных элементах ОУ, на всех этапах образовательного процесса, а также на путях перемещения учащихся.
     10) Научность и информационная поддержка. Обеспечение безопасности требует не только затрат, но и, в первую очередь, знаний и определенной подготовки, научных рекомендаций.
     Цели  мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:
     -  защита обучающихся, воспитанников, педагогов, их прав и интересов, имущества от опасных воздействий;
     -   обеспечение нормального функционирования и развития ОУ;
     - снижение ущерба от негативных воздействий и последствий опасных и чрезвычайных ситуаций;
     -  улучшение качества жизни, повышение благополучия воспитанников и педагогов (за счет снижения смертности и травматизма, повышения сохранности здоровья, имущества, окружающей среды).
     Задачи  мероприятий по обеспечению безопасности ОУ:
     - формирование готовности к опасностям и к противодействию им. Изучение видов опасностей, способов их преодоления;
     - раннее выявление причин и признаков опасных ситуаций, их предотвращение и устранение;
     - обеспечение условий и возможностей для самозащиты, спасения и защиты других людей;
     - экономическое, техническое и правовое обеспечение системы безопасности ОУ;
     - формирование навыков правильного поведения при опасностях;
     - формирование культуры безопасного мышления и поведения, интереса каждого обучаемого, родителя и педагога к обеспечению безопасности ОУ.
     Правоохранительные  и иные органы обеспечения безопасности не в состоянии полностью обеспечить эффективную защиту одновременно и  повсеместно. Поэтому в ОУ, как  и в других организациях, создаются  собственные системы безопасности. Это совокупность взаимосвязанных  и упорядоченных руководителем  различных сил, средств и методов  обеспечения безопасности. Правильный подбор этих элементов, их расположение, сочетание и организация взаимодействия многократно повышают защищенность ОУ. Главная задача руководителя ОУ состоит в эффективной интеграции всех элементов системы безопасности.
     Основными элементами системы безопасности ОУ являются:
     1) Субъекты обеспечения безопасности ОУ:
     - руководство ОУ, персонал ОУ и охраны, службы обеспечения, спасения и помощи (ДПД, ДНД);
     - администрация района, правоохранительные органы;
     - органы управления образованием, органы здравоохранения.
     2) Физическая защита здания ОУ:
     - освещение зданий, периметров и территорий;
     - ограждения, запоры, решетки на окнах;
     - барьеры и цепочки для ограничения пропуска посетителей;
     - шлагбаум, противотаранные устройства на подъездах к объектам ОУ.
     3) Охрана ОУ:
     - вахтеры, сторожа, персонал охраны, руководство;
     - организация охраны и режима;
     - пакет документов по организации охраны;
     - организация обучения сотрудников охраны;
     - организация оперативного информирования руководителей ОУ и охранных предприятий о фактах (действиях), представляющих опасность;
     - план совместных мероприятий ЧОП и ОУ.
     4) Технические средства охраны и безопасности ОУ:
     - система пожаротушения и дымоудаления, сигнализация;
     - системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (милиции, ГО и ЧС, пожарной службы, скорой помощи) о ЧС в ОУ;
     - системы видеонаблюдения;
     - системы автоматического электронного допуска; металлодетекторы ручные и стационарные; системы передачи тревожных сигналов.
     5) Финансовое и ресурсное обеспечение:
     - оплата охранных услуг ЧОП, вневедомственной охраны, сторожей;
     - средства на установку и содержание охранной сигнализации, системы радиомониторинга и оповещения оперативных и дежурных служб (тревожной кнопки);
     - средства на оборудование ОУ системами видеонаблюдения, освещения, автоматического контроля доступа в ОУ, металлодетекторами;
     - средства на устройство новых и на ремонт существующих ограждений;
     - энергетические и иные ресурсы.
     6) Организация взаимодействия с органами безопасности (МВД, ФСБ, МЧС) и органами местного самоуправления.
     7) Воспитательная работа с учащимися.
     8) Работа с родителями, родительскими комитетами, попечительскими советами:
     9) Персонал ОУ: подготовка руководящих и педагогических работников к действиям по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности и противодействию экстремизму;
     10) Правовые и организационные документы по безопасности ОУ (делопроизводство):
     11) Методические документы по безопасности ОУ.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.