На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сэз Беларуси

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  ЯНКИ КУПАЛЫ» 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ  

Кафедра экономики и управления на предприятии 
 

Курсовая  работа по дисциплине «Специализация» 
 

СТИМУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ  И ПУТИ ЕЁ ПОВЫШЕНИЯ  НА ПРЕДПРИЯТИИ 
 
 
 

Специальность «Экономика и управление на предприятии» 
 

Автор работы
Студент 5 курса, 1 группы  (з/с)                                                         В.В.Хугаев 

                                                  
Руководитель
Ст. преподаватель                                                                       Д.В.Примшиц 

Гродно 2011 

    СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. Теоретические аспекты оценки эффективности функционирования СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН…………5
1.1. Механизм создания и функционирования СЭЗ……………………..…….....5
1.2. Регулирование деятельности резидентов в СЭЗ…………………..…………9
1.3. Мировой опыт функционирования СЭЗ…..…………………………..….....15
2. Анализ эффективности функционирования СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН…………………………………………...…………...24
2.1. Основные результаты деятельности СЭЗ Республики Беларусь.....……….24
2.2. Эффективность функционирования белорусских СЭЗ и их значение для экономики страны………………………………………………………...……….34
2.3. Проблемы и перспективы развития белорусских СЭЗ………………...…...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………44
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………...........46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Острая  необходимость во внутренних и внешних  капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока  иностранных инвестиций побудили к  поиску новых механизмов привлечения  внешних инвестиций. Создание свободных  экономических зон является перспективным  направлением в экономической политике Республики Беларусь. Во многих странах  мира они зарекомендовали себя эффективным  механизмом привлечения иностранного капитала, что особенно важно для  Беларуси, остро нуждающейся в  инвестициях для проведения экономических  преобразований. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы.
    В основу концепции создания СЭЗ в  Беларуси был положен международный  опыт организации и развития этих территориальных образований с  особым налоговым и таможенным режимом, а также совместные разработки отечественных  и зарубежных специалистов.
    Свободные экономические зоны являются инструментом инвестиционной политики для привлечения  отечественных и иностранных  инвестиций с целью создания новых  производств, внедрения перспективных, в том числе высоких технологий, создания современных экспортоориентированных  и импортозамещающих производств, обеспечения благоприятных условий  для экономического роста в Республике Беларусь.
    Цель данной работы - выявить особенности свободных экономических зон  и определить эффективность их функционирования в Республике Беларусь.
    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    изучение теоретических основ свободных экономических зон;
    рассмотрение практики функционирования свободных экономических зон в мире;
    анализ деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь.
    определение эффективности функционирования свободных экономических зон Республики Беларусь
    Методы  исследования – анализ источников материала, изучение различных версий по данному вопросу, а также систематизация данных.
    В первой части работы рассмотрены теоретические аспекты оценки эффективности функционирования СЭЗ.
    Вторая  часть посвящена анализу итогов функционирования СЭЗ на территории нашего государства.
    Для написания данной курсовой работы использовались печатные периодические издания, книжные  издания, интернет-ресурсы. Среди отечественных  исследователей выделяются своими работами Я.С. Друзик, Т.П.Данько, З.М.Окрут, И.Игнатов, В.Бутов
 

      1.Теоретические аспекты оценки эффективности функционирования СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН 

    1.1. Механизм создания и функционирования СЭЗ 

    В мировой практике внешнеэкономической  деятельности существуют различные  модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных  формирований есть и такие хозяйственные  структуры, которые известны как  свободные экономические зоны (СЭЗ)
    В самой общей форме принято  определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается  беспошлинный или льготный экспортно-импортный  режим и достигается его некоторая  торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. СЭЗ может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом [1, с. 259]
    СЭЗ - ограниченная часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.
    В указе Президента Республики Беларусь «О свободных экономических зонах  на территории Республики Беларусь»  дается следующее определение СЭЗ: «свободной экономической зоной  является часть территории Республики Беларусь с точно обозначенными  административными границами и  специальным правовым режимом, включающим льготные условия хозяйственной  и иной деятельности. В СЭЗ государство  обеспечивает инвесторам защиту инвестиций, доходов и гарантирует беспрепятственное  осуществление предусмотренных  законодательством прав и свобод» [2,с.6].
    Как видно из вышеизложенного, единого определения СЭЗ не существует. Но можно прийти к определенным выводам: во-первых, СЭЗ – это неотъемлемая часть страны; во-вторых, на данной территории действует целая система льгот; в третьих, «свободной» зона является только в смысле освобождения от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за импортом; в четвертых, быть резидентом СЭЗ не значит абстрагироваться от существующего экономического правопорядка; и в пятых, СЭЗ, при верном к ним подходе, способствуют решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач.
    В зависимости от вида деятельности, преобладающей на территории той или иной свободной экономической зоны, можно выделить следующие ее виды:
    зоны свободной торговли, характеризующиеся упрощенными правилами пересечения границы для товаров, низкими таможенными пошлинами и иными льготами, имеющими своей целью поощрение торговли, ускорение торгового оборота, снижение торговых издержек. Разновидностью этих зон являются свободные таможенные зоны, связанные с освобождением или со снижением таможенных пошлин для их резидентов, а также транзитные зоны, свободные порты, транзитно-экспедиторские зоны и др.;
    промышленно-производственные зоны, являющиеся результатом эволюции зон свободной торговли, когда в них стали ввозить не только товары, но и капиталы, что обеспечило возможность заниматься производственной деятельностью наряду с торговлей и торговым обслуживанием;
    технико-внедренческие зоны, функционирующие в виде инновационных центров, технопарков, технополисов и т.п. Их цель — создание благоприятных условий для научно-практической деятельности в регионах и стране в целом;
    сервисные зоны, являющиеся территориальными образованиями с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные услуги субъектам хозяйствования, занятых финансовым, страховым, консалтинговым и другим обслуживанием бизнеса. К сервисным зонам относятся оффшорные зоны, создаваемые с целью привлечения в страну иностранного капитала, и туристские зоны, призванные активизировать приток туристов в регион;
    - комплексные свободные экономические зоны, сочетающие в себе особенности вышеперечисленных зон [3, с. 186]
    Цели  стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие - с целью привлечь иностранную технологию, третьи – для уменьшения социальной напряженности. Однако, не смотря на все разнообразие целей и задач создания СЭЗ в общем их можно поделить на экономические, социальные и научно-технические.
    Экономические: более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства; привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства; использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукций; увеличение валютных поступлений в бюджет страны.
    Социальные: комплексное развитие отсталых регионов; увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения; обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров; насыщение национального рынка высококачественными товарами.
    Научно-технические: использование новейших зарубежных и отечественных технологий; приобщение к новым формам управленческого труда; привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров; повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов. [4, с. 83]
    Все цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе  условий, создаваемых, для зарубежных инвесторов принимающей страной. Наиболее важными условиями для нормального функционирования СЭЗ выступают:
    политическая стабильность в стране создает общий благоприятный инвестиционный климат.
    наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;
    наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);
    очень важным условием является природно-географическая среда;
    благоприятная экономическая конъюнктура - притягательная сила для любого инвестора [5, с. 319 -320].
    СЭЗ Беларуси создаются в целях привлечения  национальных и иностранных инвестиций для дальнейшего развития ориентированных  на экспорт производств, основанных на новых и высоких технологиях, обеспечения благоприятных условий для структурной перестройки экономики страны и ее регионов, эффективного использования имеющихся производственных площадей, обеспечения занятости населения, апробации новых методов хозяйствования в разрезе различных форм собственности.
    Основными задачами СЭЗ являются:
    развитие промышленного производства и расширение объемов экспорта продукции (товаров, работ, услуг);
    производство и реализация импортозамещающей продукции согласно перечню, утверждаемому Правительством Республики Беларусь;
    внедрение передового управленческого опыта, комплексного использования государственного, частного отечественного и иностранного капитала;
    отработка механизмов создания благоприятного инвестиционного климата для структурной перестройки национальной экономики;
    развитие торгово-экономического сотрудничества с другими государствами, расширение международного торгового обмена через Республику Беларусь;
    эффективное использование имеющихся производственных мощностей, инженерной и транспортной инфраструктур, реконструкция отдельных объектов производства, вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных природных ресурсов и источников энергии [6, с.14-15].
 
    1.2. Регулирование деятельности  резидентов в СЭЗ 

Порядок создания и функционирования СЭЗ, срок функционирования СЭЗ и порядок  продления срока функционирования СЭЗ на территории государства –  члена таможенного союза определяются законодательством этого государства  – члена таможенного союза.
На территории СЭЗ могут размещаться и использоваться товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товары таможенного  союза, не помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и иностранные товары, помещенные под иные таможенные процедуры.
Особенности помещения товаров  под таможенную процедуру  свободной таможенной зоны и завершение этой процедуры.
Под таможенную процедуру СТЗ помещаются товары, предназначенные для размещения и использования резидентами  на территории СЭЗ, на которой применяется  таможенная процедура СТЗ, в целях  осуществления резидентами предпринимательской  и иной деятельности в соответствии с соглашением об осуществлении  деятельности на территории СЭЗ.
Заметим, что резидентам СЭЗ предоставлено  право помещать под таможенную процедуру  СТЗ товары таможенного союза. При  этом товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ, и помещенные под  таможенную процедуру СТЗ, рассматриваются  как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза для  целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного  регулирования.
В то же время под рассматриваемую процедуру  не могут помещаться товары, запрещенные  к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, и товары, запрещенные  к вывозу с таможенной территории таможенного союза.
Под таможенную процедуру  СТЗ могут также  помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры, за исключением  товаров таможенного союза, находящихся  на территориях  Особых экономических  зон, созданных в Калининградской  и Магаданской областях Российской Федерации в соответствии с законодательством  Российской Федерации, или ввозимые на такие территории.
Операции, совершаемые с  товарами, помещенными  под таможенную процедуру  СТЗ.
В отношении  товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, допускается совершение любой операции, если совершение таких  операций соответствует условиям соглашения об осуществлении деятельности на территории СЭЗ, в том числе:
    складирования (хранения, накопления, дробления) товаров;
    операции по погрузке (разгрузке) товаров и иных грузовых операций, связанных с хранением;
    операций, необходимых для сохранности товаров, а также обычных операций по подготовке товаров к транспортировке, включая дробления партии, формирование отправок, сортировку. упаковку, переупаковку, маркировку, операций по улучшению товарных качеств;
    операций, предусматривающих совершение сделок по передаче прав владения, пользования и распоряжения этими товарами;
    операций по переработке товаров, в результате проведения которых товары теряют свои индивидуальные характеристики, и по изготовлению товаров, а также операций по ремонту товаров;
    потребления товаров [7,с.27-28].
Статус  товаров, размещенных  в СЭЗ.
Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, сохраняют статус иностранных товаров, а товары таможенного  союза, помещенные под таможенную процедуру  СТЗ, сохраняют статус товаров таможенного  союза.
В отношении  товаров, вывозимых их СЭЗ, их статус определяется следующим образом:
    К товарам таможенного союза относят:
    товары, изготовленные (полученные) из товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру СТЗ;
    товары таможенного союза, помещенные или не помещенные под таможенную процедуру СТЗ.
    К иностранным товарам относят:
      иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру СТЗ;
      товары, изготовленные из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ;
      товары, изготовленные из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и товаров таможенного союза.
        Однако из этого правила имеется временное исключение. Так, определение статуса товаров, изготовленных с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, в случае если таможенная процедура СТЗ завершается вывозом таких товаров за пределы таможенной территории таможенного союза, осуществляется в соответствии со ст. 19 Соглашения.
    Кроме того, действует еще одно очень  важное исключение. Так, определение  статуса товаров, изготовленных  с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру  СТЗ резидентами, зарегистрированными  до 1 января 2012 г., осуществляется в соответствии со ст. 19 Соглашения до 1 января 2017 г.
    Завершение  действия таможенной процедуры СТЗ.
        Действие таможенной процедуры СТЗ в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, завершается помещением таких товаров и товаров, изготовленных (полученных) их товаров,  помещенных под таможенную процедуру СТЗ, под таможенные процедуры, установленные ТмК ТС.
    При этом под таможенную процедуру реимпорта  помещаются:
    товары таможенного союза, помещенные под таможенную процедуру СТЗ, которые остались в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или естественной убыли при нормальных условиях перевозки;
    товары, изготовленные исключительно из товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, в том числе с использованием товаров таможенного союза, не помещенных под таможенную процедуру СТЗ, в случае если такие товары не вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза;
    товары, изготовленные из товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру СТЗ и иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, в случае если изготовленные товары признаны товарами таможенного союза и не вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза;
    товары, изготовленные из товаров таможенного союза, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, товаров таможенного союза, не помещенных пот таможенную процедуру СТЗ, и иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, в случае если изготовленные (полученные) товары признаны товарами таможенного союза и не вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза;
    товары, изготовленные с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, в случае если товары, изготовленные с использование иностранных товаров, признаны товарами таможенного союза и не вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза [7, с.29-30].
    Важнейшим аспектом функционирования СЭЗ является система льгот, предоставляемая инвесторам (резидентам и нерезидентам), которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот.
    Каждая  страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот, устанавливаемых  в СЭЗ, в достаточной степени  индивидуальна и связана с  реализуемыми на ее территории программами  и проектами. Однако в экономической  литературе называют четыре основные группы льгот:
    фискальные  льготы, стимулирующие развитие определенных видов предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и к уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения предпринимателей;
    финансовые  льготы в виде установления низких цен за пользование землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры, коммунальными услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;
    административные  льготы обычно предоставляются администрацией СЭЗ с тем, чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и выезда иностранных граждан и оказания различных услуг. Простота административных процедур всегда положительно оценивается инвестором, а порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала;
    внешнеторговые  льготы. Они в основном связаны с введением упрошенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.
    Все указанные льготы, как показала мировая  практика, могут применяться в  самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом привлечения иностранной капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем при таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы [8, с. 87-88].
    Помимо  этого для резидентов СЭЗ установлен особый таможенный режим, предусматривающий  следующее:
    субъекты хозяйствования СЭЗ имеют право осуществлять общепринятые экспортно-импортные, товарообменные и посреднические операции по товарам и услугам, производимым в зоне;
    на продукцию собственного производства резидентов СЭЗ не устанавливаются квоты и не вводится лицензирование при вывозе ее на остальную часть таможенной территории Белоруссии, а также за ее пределы, за исключением товаров, по которым страна имеет международные обязательства;
    импорт товаров (услуг) в СЭЗ осуществляется без квотирования и лицензирования, кроме тех, которых определяется специальными правилами и межправительственными соглашениями;
    освобождение от уплаты таможенной пошлины (за исключением сборов за таможенное оформление) на товары и иное имущество, импортируемые на территорию СЭЗ и экспортируемые с этой территории. Что касается товаров, ввозимых в СЭЗ и затем вывозимых на остальную часть таможенной территории государства, облагаются таможенными пошлинами и платежами;
    продукция собственного производства резидентов СЭЗ, вывозимая за пределы зоны, освобождается от уплаты таможенных платежей, за исключением сборов за таможенное оформление;
    обязательному декларированию в установленном порядке подлежат товары и иное имущество, ввозимое на территорию СЭЗ, а также вывозимое с этой территории.
    Важным  финансовым аспектом функционирования СЭЗ является регламентация уставного  фонда ее резидентов. Условия формирования уставного фонда аналогичны условиям для предприятий с иностранными инвестициями, но более жесткие чем  для других субъектов хозяйствования Минимальный размер фонда составляет 50 тыс. долл. Объявленный в учредительных документах предприятия-резидента СЭЗ уставной фонд должен быть сформирован каждым участником не менее чем на 50% в течение первого года со дня регистрации в качестве резидента СЭЗ и в полном объеме - до истечения двух лет со дня регистрации. [8, с. 88-89] 

    
1.3. Мировой опыт функционирования СЭЗ 

   С развитием международной торговли и увеличением инвестиций транснациональных  корпораций все больше стран, особенно развивающихся, расценивают создание СЭЗ как важный фактор для привлечения  иностранных капиталов и увеличения экспорта. В середине 90-х годов  в мире функционировало более 4 тыс. разного рода СЭЗ. В ближайшие  годы, по оценкам западных специалистов, через различные СЭЗ будет  проходить до 30% мирового товарооборота. В основном свободные порты сосредоточены  в Европе и Америке, а зоны экспортной переработки - в Азии и Африке. Больше половины парков высокой техники  и технологий всего мира находится  в Северной Америке. За последние  годы количество СЭЗ быстро увеличивается  и постоянно обновляется модель их развития: во-первых, различные специальные экономические зоны стали сливаться, а монофункциональных зон становится все меньше и меньше; во-вторых, связи между СЭЗ и другими районами страны усиливаются (включая закупку сырья и комплектующих, сбыт продукции); в-третьих, повышается технологичность продукции, производимой в СЭЗ.
    Для Республики Беларусь важное значение имеет обобщение зарубежного опыта, особенно в отношении деятельности комплексных зон, поскольку в Беларуси все зоны являются комплексными, и адаптация опыта применительно к условиям функционирования белорусских СЭЗ.
    Богатый опыт создания и функционирования свободных  экономических зон имеет Китай. Составной частью экономических  реформ, проводимых в Китае, явилась  «политика открытости», направленная на привлечение иностранного капитала в китайскую экономику в виде кредитов, займов, прямых иностранных инвестиций, создание совместных и иностранных предприятий. Одним из основных направлений такой политики стало создание специальных экономических зон. В настоящее время в Китае действует система таких структур: специальные экономические зоны, открытые приморские города, зоны экономического и технологического развития, зоны развития высоких технологий, свободные торговые зоны (бондовые зоны), зоны приграничного экономического сотрудничества, зоны местного уровня, а также частные инвестиционные зоны [1,с.267].
   Создание  СЭЗ Китая увенчалось успехом  не только благодаря географическим и политическим преимуществам, важным фактором явилась их особая модель экономического развития.
   Первоначальная  модель китайских СЭЗ - зоны экспортной переработки. Например, СЭЗ «Шэньчжэнь»  была названа «экспортной специальной  зоной». На первом этапе СЭЗ привлекала в основном только иностранные капиталы, не поощряя отечественные предприятия  вкладывать инвестиции в зону. В  дальнейшем, учитывая иностранный опыт создания СЭЗ и реалии китайской  экономики, стали создаваться комплексные  СЭЗ, которые включали и другие функции  исходя из специфики китайской экономики.
   Вслед за «Шэньчжэнь» в 1980 г. были созданы другие специальные экономические зоны: Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь. В апреле 1988 г. создана пятая специальная зона комплексно назначения «Хайнань».
    Комплексные зоны обладают следующими особенностями:
    большая площадь. Если зоны свободной торговли и экспортной переработки не превышают 1 км2, то площадь комплексных СЭЗ, например «Шэньчжэнь», составляла 327 км2, население - 1850 тыс. чел. Самая большая по площади СЭЗ «Хайнань» -34 тыс. км2;
    городская экономическая структура. Модель городской СЭЗ имеет такие преимущества, как множество точек экономического роста, обширное поле для регулирования экономической структуры, большое пространство для выбора инвесторов. Городская СЭЗ обладает административной управленческой структурой, как у всех городов Китая;
    управление полузамкнутого типа. Таможня устанавливает контрольный пункт на транспортной магистрали и осуществляет беспошлинный контроль над предприятиями. Такая форма управления полезна для содействия обмену и сотрудничеству СЭЗ с внутренней экономикой страны;
    многофункциональность. СЭЗ Китая не только играют роль обыкновенной зоны экспортной переработки и зоны свободной торговли, но и служат «окном» и «мостиком», соединяющим внутреннюю и внешнюю экономики;
    сочетание экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Продукция СЭЗ может частично реализоваться на внутреннем рынке Китая, замещая импортную продукцию. Такой курс ускорил развитие СЭЗ и способствовал развитию внутренней экономики, а также усилил привлекательность инвестиционной среды СЭЗ[1, с.268].
   В отличие от многих развивающихся  стран создание китайских СЭЗ  идет в основном не за счет прямого  финансирования государства. В первые годы (около 10 лет) центральное правительство  оказывало финансовую поддержку, помогало администрациям накапливать средства на их освоение и развитие следующими способами:
    государственные банки предоставляли долгосрочные кредиты с низкими процентами (50% ставки субсидируется бюджетом);
    СЭЗ освобождались от лимита внесения налоговой оплаты и валютной выручки в госбюджет (до реформы налоговой системы);
    часть доходов от торгово-промышленного налога и налога на добавленную стоимость (около 50%) оставлялась на строительство СЭЗ;
    импорт товаров для создания инфрастуктуры освобождался от обложения таможенной пошлиной.
    В Китае сложилась богатая практика финансирования СЭЗ, для чего используется множество моделей финансового обеспечения. Одна из самых больших китайских СЭЗ «Шэньчжэнь», например, на свое становление и развитие направила часть собственных накоплений, которые составили 37% всех инвестиций. Вложения зарубежных инвесторов - 24%, внутренние кредиты - 22%, бюджетные ассигнования - 10%. Средства китайских фирм, центральных и муниципальных ведомств составили всего лишь 7% [1, с. 269].
    Большое значение в практике финансирования СЭЗ отводится кредитным ресурсам. Компании за счет банковского кредита  создают на небольшом участке  необходимую инфраструктуру, строят производственные здания, а затем  сдают их в аренду китайским и  зарубежным инвесторам. За счет арендных платежей погашаются банковские кредиты. В некоторых зонах предприятия  иностранных и национальных инвесторов могут обеспечиваться водой, электроэнергией  и услугами транспорта, что позволяет интенсивно использовать осваиваемую территорию зон.
   В Китае отсутствует единый закон  о создании и регулировании деятельности СЭЗ. Так, создание и функционирование первых четырех специальных экономических  зон (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь) регулируется решениями Всекитайского  собрания народных представителей (ВСНП). Зоны технико-экономического развития и «Хайнань» были созданы решением Госсовета КНР.
    В общем плане процесс учреждения, хозяйствования, приостановления и  ликвидации предприятий с участием зарубежных инвестиций регламентируется тремя важнейшими законами, а именно: Законом КНР о хозяйствовании предприятий смешанного китайско-зарубежного капитала, Законом КНР о хозяйствовании предприятий китайско-зарубежного сотрудничества, Законом КНР о предприятиях зарубежного капитала.
   Согласно  законам, доля инвестиций иностранного участника должна составлять не менее 25% уставного капитала. Верхний предел участия не устанавливается. Также разрешается и создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу. Срок деятельности предприятия может не ограничиваться. Государство дает предприятиям гарантию от национализации.
    В китайских СЭЗ преобладает рыночное регулирование. Центральные власти устанавливают ограниченный перечень основных директивных показателей, в частности: объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, поставляемой централизованно, годовой финансовый доход, стабильные в течение нескольких лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитной и денежной эмиссии.
   В СЭЗ Китая уплачиваются следующие  виды налогов: подоходный налог с  предприятий (в Республике Беларусь - это налог на прибыль); налог  на добавленную стоимость (НДС); налог  на транспортные средства; налог на операции с недвижимостью; акцизы; таможенные пошлины; личный подоходный налог со служащих[9, с.120-121].
   Для предприятий с иностранными инвестициями, действующих в СЭЗ, предоставляется  широкий набор налоговых льгот  и преференций:
   льготная  ставка подоходного налога в размере 15% (общенациональная ставка по Китаю - 30%) устанавливается в отношении  дохода производственных и непроизводственных предприятий, действующих в зонах. Предприятия с контрактным сроком не менее 10 лет пользуются двухгодичными налоговыми «каникулами» начиная с первого прибыльного года, а в третий-пятый годы ставка налогов снижена на 50% (для технологий с длительным периодом освоения льготный период продлен до 7 лет);
    по истечении периода снижения или освобождения от подоходного налога на основании соответствующих положений законов предприятия, экспортирующие 70% и более своей продукции в стоимостном выражении, могут уплачивать подоходный налог по ставке 10% в любом году, а предприятия с передовыми технологиями - по такой же ставке в течение следующих трех лет;
    иностранному инвестору, реинвестировавшему в Китае прибыль на срок не менее 5 лет, возвращается 40% от уплаченного подоходного налога в соответствии с реинвестируемой долей, В случае организации высокотехнологических производств может возвращаться и 100% реинвестируемой прибыли;
    предприниматели, инвестировавшие свой капитал в низкорентабельные отрасли или в отдаленные и экономически отсталые районы, вознаграждаются скидкой с подоходного налога в 15-30% сроком на 10 лет после 5-летнего полного или частичного освобождения от его уплаты.
   При экспорте продукции не взимаются  НДС и акцизы. Также НДС не взимается: с производственного оборудования, ввозимого иностранным участником в счет своей доли инвестиций; с  полуфабрикатов, сырья, деталей и  узлов, компонентов и упаковочных  материалов, импортируемых для изготовления экспортной продукции; с любого производства экспортных товаров, кроме нефти, нефтепродуктов и другой продукции, относительно которой  установлены особые правила.
   Положительным моментом действия специального правового  режима в СЭЗ Китая является тот  факт, что льготы и преференции  для иностранных инвесторов дифференцированы в зависимости от вида СЭЗ и  приоритетности задач, решаемых совместными  и иностранными предприятиями. При  организации высокотехнологических, наукоемких производств ставка подоходного  налога ниже (10%), больший период освобождения и льготного налогообложения.
   СЭЗ «Шэньчжэнь», как известно, является показательным примером китайских  СЭЗ. Успешное привлечение и использование  иностранных инвестиций - важный фактор развития этой зоны. За последние 20 лет  в СЭЗ «Шэньчжэнь» было утверждено более 20 тыс. проектов с инвестициями из более 60 стран, использованы иностранные  инвестиции на сумму более 20 млрд долл. США.
   На  начальном этапе СЭЗ «Шэньчжэнь»  вела крупномасштабное строительство  инфраструктуры. Был построен ряд  коммунальных объектов, таких как  объекты по водоснабжению и электроснабжению, дороги, связь и др. Кроме того, правительство осуществляло особую льготную политику. В 1985 г. в зоне было зарегистрировано уже более 1000 проектов с иностранными инвестициями. Объем инвестиций на каждый проект достиг 850 тыс. долл. США.
    Благодаря географическим преимуществам и  благоприятной политике хозяйствования и управления, СЭЗ «Шэньчжэнь»  стала городом, где сосредоточено иностранных инвестиций больше, чем во всех других городах Китая. Именно крупные притоки иностранных инвестиций обеспечили 30% прироста ВВП СЭЗ «Шэньчжэнь» за последние 20 лет [9, с. 122-123].
   Вступление  Китая во Всемирную торговую организацию  потребовало осуществления ряда мер по увеличению открытости китайской  экономики.
   В соответствии с требованиями, принятыми  при вступлении Китая в ВТО, еще  шире открываются такие сервисно-коммерческие сферы, как банки, страховое дело, внутренняя и внешняя торговля, туризм, электронная связь, транспортные перевозки, аудит, адвокатура. Для зарубежных предпринимателей, вкладывающих инвестиции в западные регионы страны, смягчаются ограничения  в отношении отраслей и паевых долей.
    Успешному функционированию свободных экономических  зон Китая способствовали следующие  факторы: стабильность общественно-политической ситуации, развития китайской экономики  и финансового рынка, значительные валютные резервы, наличие избыточных трудовых и природных ресурсов, выгодное географическое положение (выход к  морю, достаточное количество портов, большая территория), быстрое развитие транспортной инфраструктуры, наличие  зарубежной китайской диаспоры, вкладывающей свой капитал в национальную экономику, а также благоприятные условия  для ведения бизнеса, включающие обширную систему льгот и преференций.
    В последнее время одним из способов, позволяющих заинтересовать китайских  промышленников в инвестировании средств  за рубеж, стало открытие «филиалов» китайских СЭЗ на территориях  других стран (США, Объединенные Арабские Эмираты и др.).
   Наряду  с достоинствами развития СЭЗ  Китая в последнее время возникли некоторые проблемы: в производственной сфере из-за опережающего роста обрабатывающих отраслей наблюдается значительное отставание в развитии сырьевой базы, приоритетное развитие зон привело  к разрыву в уровнях
   Многие  из указанных выше факторов, в частности  такие, как выход к морю, большая  территория, избыточные природные и  дешевые трудовые ресурсы, наличие многочисленной зарубежной диаспоры, которая могла бы вкладывать капитал в развитие отечественной экономики, объективно не присутствуют в Республике Беларусь. Вместе с тем с учетом адаптации к условиям функционирования СЭЗ Беларуси опыт Китая можно использовать в отношении отдельных механизмов, касающихся системы управления, финансирования развития СЭЗ, стимулирования привлечения внутренних инвестиций, организации деятельности технопарков.
    В системе управления белорусских  СЭЗ практически отсутствует  единый координирующий орган, который  бы оперативно реагировал на возникающие  проблемы, снижающие инвестиционную привлекательность СЭЗ и изменяющие условия осуществления хозяйственной  деятельности. Правда, в законе Республики Беларусь «О свободных экономических  зонах» оговорена возможность создания Наблюдательного Совета при Совете министров с участием заинтересованных министерств, ведомств, местных исполнительных и распорядительных органов и  глав администраций. Создание Совета позволит гармонично сочетать республиканские  и местные интересы, координировать связи между налоговыми, таможенными, банковскими и другими службами, местными органами управления и администрациями  СЭЗ и тем самым значительно  ускорить процесс принятия решений  по повышению эффективности деятельности СЭЗ и совершенствованию условий их функционирования [10, с. 36].
    Серьезного  внимания требует механизм финансирования развития инфраструктуры территорий зон, которая является конкурентообразующим фактором не только в привлечении  инвестиций, но и в последующем  сбыте продукции.
   Использование на эти цели в основном средств фонда развития СЭЗ не в полной мере создает условия для реализации крупных и средних инвестиционных проектов, в ряде случаев требующих строительства инженерно-коммуникационной, транспортной и другой инфраструктуры, а следовательно, и значительных затрат. При строительстве такой инфраструктуры целесообразно использовать, кроме средств Фонда развития СЭЗ и бюджетных средств, бюджетные займы и бюджетные ссуды, выдаваемые сроком на 5 лет, долгосрочные льготные кредиты. Для этого необходимо разработать механизм их возврата применительно к особенностям деятельности резидентов СЭЗ.
    В настоящее время все белорусские  зоны работают в одинаковых условиях независимо от приоритетности и технологичности реализуемых инвестиционных проектов. Следовало бы в большей степени стимулировать реализацию высокотехнологических наукоемких проектов путем уменьшения ставки налога на прибыль, увеличения периода освобождения и льготного налогообложения.
   В белорусских СЭЗ сохраняется  большая зависимость производства продукции от импортных поставок сырья, материалов, комплектующих в основном из стран вне СНГ (2005 г. - 79,3% общего объема импорта, 2006 г. -77,4%). В этой связи целесообразно разработать комплекс мер по стимулированию использования местных сырьевых ресурсов и повышению их качественных параметров [10,с.37]. 

 

     2. Анализ эффективности  функционирования  свободных экономических  зон Республики  Беларусь 

    2.1. Основные результаты  деятельности СЭЗ Республики Беларусь 

    СЭЗ в Республике Беларусь организованы в целях обеспечения благоприятных условий для ускорения экономического развития республики, в том числе экономики регионов, расширения производства потребительских товаров и услуг, увеличения экспорта продукции, создания новых рабочих мест на базе новой техники и технологий, привлечения отечественных и иностранных инвестиций и решения других социально-экономических задач. В Республике Беларусь действуют шесть СЭЗ: «Брест». «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест». За период своего функционирования СЭЗ доказали целесообразность их создания для социально-экономического развития регионов и республики в целом. За счет привлечения иностранных инвестиций задействуются ранее пустующие и неэффективно используемые производственные площади, создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии, растут объемы производства и экспорта товаров из СЭЗ, увеличиваются налоговые поступления и сборы в бюджет и во внебюджетные фонды [11].
    Свободная экономическая зона «Гродноинвест»
СЭЗ "Гродноинвест" приступила к работе в 2002 году. Ее территория состоит из 6 участков в Гродно, Гродненском  районе и городе Лиде общей площадью около 2,2 млн.га. В настоящее время  в СЭЗ "Гродноинвест" зарегистрировано 59 резидентов. На предприятиях работают более 10,7 тыс. человек.
 Свободная экономическая зона "Гродноинвест" 2010 году увеличила объем инвестиций в основной капитал по сравнению с 2009 годом в полтора раза до Br100 млрд. В течение последних двух лет зарегистрировано 17 новых резидентов с общим объемом заявленных инвестиций более $180 млн. В частности, были открыты производства по выпуску кормовых добавок, металлотканых сеток, полимерминеральных отделочных материалов, ортопедических матрацев и др.
 В  настоящее время в "Гродноинвест" реализуется 32 перспективных инвестпроекта, в том числе 12 - по созданию новых предприятий. (рис.2.1.). 


Рис.2.1.Структура  ин. инвестиций, привлечённых резидентами  СЭЗ «Гродноинвест» [12]
 
 ПРИОРИТЕТНЫЕ ОТРАСЛИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ: 

Топливная промышленность:
    производство альтернативных видов топлива;
 Химическая  и нефтехимическая промышленность:
    производство изделий из пластмасс;
    производство средств защиты растений;
    производство различных видов клея;
    производство товаров бытовой химии;
    производство полиэтиленовых и полипропиленовых труб;
    производство тары и различных видов упаковки;
    гальваническое производство;
    производство канцелярских товаров и товаров для спорта и туризма.
 Машиностроение  и металлообработка:
    производство запасных частей к автомобилям и с/х технике;
    производство медицинского оборудования и инструментов, металлорежущего и металлообрабатывающего оборудования, оборудования для переработки с/х продукции;
    производство жидкостных, воздушных и вакуумных насосов;
    производство машин и устройств для подъема;
    производство электрических аккумуляторов;
    производство электрических трансформаторов;
    производство электротоваров и радиоаппаратуры;
    производство угольных электродов;
    производство сантехнических изделий;
    производство технологической оснастки;
    производство посуды;
    производство метизно-хозяйственных товаров;
 Промышленность  строительных материалов:
    производство строительных материалов (рис.2.2.). 

    

    Рис.2.2.Продукция  по отраслям[12] 

    Свободная экономическая зона «Брест»
    Лучшим доказательством эффективной деятельности СЭЗ «Брест» является динамика ее развития. На начало 2011 года в зоне зарегистрировано 69 предприятий-резидентов из 18 стран, объем вложенных  инвестиций составляет свыше 700 млн. дол. (525 млн. EURO). Основные страны-инвесторы:  Россия,  Германия, Польша.
    Анализ деятельности СЭЗ "Брест" показывает высокую эффективность работы предприятий-резидентов. Суммарный объем производимой продукции ежегодно увеличивается в 1,2 раза. В 2010 году он достиг 2 триллиона бел. рублей, что составляет  около 670 млн. дол. (500 млн. EURO). При этом продукция из СЭЗ качественна, современна и конкурентоспособна.
    Являясь экспортоориентированной, СЭЗ «Брест» играет большую роль и в наращивании экспортного потенциала региона. Внешнеторговый оборот в 2010 году составил 700 млн. дол. США (525 млн. EURO).
    За время существования СЭЗ «Брест» резидентами выпущено продукции на 4,5 миллиарда долларов США, в 2010 году предприятия-резиденты произвели продукции на 2 триллиона рублей, что составляет 14 % в общем объеме производства промышленности Брестской области.
    Сегодня СЭЗ "Брест"  один из основных "работодателей" Брестского региона: на предприятиях зоны  трудится свыше  13 тыс.  человек. Только за один 2010 год резидентами СЭЗ было создано 1229 новых рабочих мест. Средняя заработная плата на предприятиях-резидентах СЭЗ за 2010 год составила 1 млн 290 тыс. руб. (около 430 долларов США).
     Визитной карточкой СЭЗ «Брест» могут служить предприятия хорошо известные в республике и за её пределами:
    СП «Санта Бремор» (переработка морепродуктов, производство мороженого)
    ЧУП «Гефест-Техника» (производство бытовой газовой и электрической техники для кухонь)
    ИП «Инко-Фуд» (переработка мяса и производство мясных изделий)
    УП «СТиМ» (производство эмалей и пластиков дорожной разметки, машин для нанесения дорожной разметки)
    ЗАО «Инволюкс» (производство офисной мебели)
    ООО «Вегас» (производство матрасов всех видов)[13]
    Свободная экономическая зона «Минск»
    Свободная экономическая зона «Минск» (СЭЗ «Минск») создана 2 марта 1998 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 93 «О создании свободных экономической зоны «Минск» сроком на 30 лет. Инициаторами создания СЭЗ «Минск» выступили Минский городской и областной исполнительные комитеты.
     В 2010 году объем внешней торговли товарами резидентов СЭЗ "Минск" составил 791,8 млн. долларов США и увеличился по сравнению с 2009 годом на 55,3%, сообщает главное статистическое управление Минска.
    Доля СЭЗ "Минск" в общем объеме внешнеторгового оборота резидентов свободных экономических зон Беларуси составила 25,2%.
    За пределы страны резидентами СЭЗ "Минск" в 2010 году поставлено товаров на 400,8 млн. долларов США, что на 49,8% больше, чем в 2009 году. Экспорт товаров в основном ориентирован на рынки стран СНГ, удельный вес в общем объеме экспорта составил 91,8%, при этом 81,4% пришлось на Россию. Среди экспортных товаров в истекшем году наибольший удельный вес занимали прутки и профили алюминиевые (14,6% общего объема экспорта), тара пластмассовая (10%), металлоконструкции из черных металлов (10%), металлоконструкции алюминиевые и их части (9,9%), провода изолированные, кабели (8,1%), свинина свежая или охлажденная (5,3%).
     Импортировано товаров резидентами СЭЗ "Минск" в 2010 году на 391 млн. долларов, или на 61,4% больше, чем в предыдущем году. Импорт товаров из стран вне СНГ составил 291,7 млн. долларов (74,6% общего объема импорта). В товарной структуре импорта преобладают алюминий необработанный (10,1%), прокат плоский из углеродистой стали плакированный (6,4%), свинина свежая или охлажденная (5,7%), проволока медная (4,5%), плиты, листы, полосы алюминиевые (4,4%), бумага и картон мелованные (2,9%). Положительное сальдо внешней торговли составило 9,8 млн. долларов.
      За 2010 год резидентами СЭЗ "Минск" освоено 223,8 млрд. рублей инвестиций, из которых 52,8% — собственные средства предприятий. Преобладающая доля вложенных инвестиций направлена на приобретение машин и оборудования (49%) и строительно-монтажные работы (24,8%).
     На 1 января 2011 года хозяйственную деятельность осуществляли 87 резидентов СЭЗ "Минск", из них 76 организаций заняты в сфере промышленности. Объем произведенной промышленной продукции, работ, услуг в фактических отпускных ценах в 2010 году составил 2 трлн. 108,8 млрд. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 38,4% по сравнению с 2009 годом. На предприятиях СЭЗ "Минск" число рабочих мест на конец года составило 10.395, дополнительно введено 1.502 рабочих места, что на 25,8% больше, чем в 2009 году. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников СЭЗ "Минск" за 2010 год составила 1 млн. 862 тыс. рублей, что на 582 тыс. рублей выше уровня среднемесячной заработной платы резидентов СЭЗ Беларуси [14].
Свободная экономическая зона «Могилёв»
    Свободная экономическая зона «Могилев» – это часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении ее резидентов устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности.
    СЭЗ «Могилев» создана Указом Президента Республики Беларусь «О создании свободной экономической зоны «Могилев» от 31 января 2002 г. № 66. Основной задачей СЭЗ «Могилев» является привлечение инвестиций для создания экспортно-ориентированных и высокотехнологичных производств. Особый статус свободной экономической зоны обеспечивает благоприятные условия для привлечения капитала в экономику республики.
     СЭЗ «Могилев» состоит из 8 участков общей площадью 2 108,0 гектара. Площадь свободных земельных участков для нового строительства составляет 789,8 га. Также на территории СЭЗ «Могилев» имеется 160 тыс. кв. м. неиспользуемых производственных площадей, пригодных для размещения производств. Все участки СЭЗ «Могилев» отличаются развитой инженерно-транспортной инфраструктурой [15]. 
Свободная экономическая зона «Витебск»
СЭЗ "Витебск" образована в августе 1999 года. В СЭЗ  зарегистрированы 37 резидентов, из которых  более 60% совместные и иностранные  предприятия, созданные с участием инвесторов из 13 стран, в том числе  Германии, Польши, США, Чехии, Великобритании, России, Канады, Голландии и Израиля (рис.2.3.). 


Рис.2.3.Количество зарегистрированных резидентов [16] 

 Территория  свободной экономической зоны  включает семь секторов общей  площадью более 1,2 тыс.га. Основу  промышленного потенциала СЭЗ  составляют предприятия, работающие  в сфере машиностроения, деревообработки,  пищевой, химической, топливной и  легкой промышленности (рис.2.4.). 


Рис.2.4.Продукция  по отраслям[16] 

В январе-сентябре 2010 объем производства промышленной продукции на предприятиях-резидентах составил Br487,7 млрд., что в сопоставимых ценах на 17,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Экспорт товаров предприятий-резидентов СЭЗ "Витебск" в январе-сентябре вырос почти на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и превысил $97 млн. Основной объем экспорта (более 90%) приходится на страны СНГ, доля России в общем объеме экспортных поставок превышает 80%. По итогам внешнеторговой деятельности СЭЗ "Витебск" за январь-сентябрь сформировано положительное сальдо в размере $9,5 млн. (без учета нефти и нефтепродуктов положительное сальдо составило $11,3 млн.) (рис.2.5.). 
 
 
 
 
 
 
 


Рис.2.5. Внешнеторговые операции СЭЗ «Витебск» [16] 

    В настоящее время на территории СЭЗ  «Витебск» реализуется более 30 инвестиционных проектов с участием капитала из 13 стран (Германии, Польши, США, Чехии, России, Великобритании, Болгарии, Литвы, Канады, Латвии, Эстонии, Кипра и Беларуси). Величина заявленных инвестиций с нарастающим итогом составляет около 100 миллионов долларов США (рис.2.6.). 

    
    Рис.2.6. Инвестиционная деятельность СЭЗ Витебск (по годам, млрд. руб.)[16] 

    Свободная экономическая зона «Гомель-ратон»
    Свободная экономическая зона "Гомель-Ратон" создана указом Президента в 1998 году. Территории СЭЗ расположены городе Гомеле и Гомельском районе, а также в Мозыре и Речице на площади 5,3 тыс.га. За время функционирования СЭЗ привлечено $140 млн. иностранных инвестиций
     По состоянию на 1 марта 2011 года в реестрах регистрации резидентов СЭЗ "Гомель-Ратон" числилось 45 предприятий, из которых 24 являются коммерческими организациями с иностранными инвестициями (13 совместных, 11 иностранных). Причем в 2010 году было зарегистрировано семь новых резидентов, создано 497 рабочих мест.
     Объем финансирования проектов иностранными инвесторами в 2010 году составил более $33 млн. - это на 64% больше по сравнению с 2009-м. Прямые иностранные инвестиции увеличились в 1,8 раза и достигли $32 млн.
      В текущем году администрации СЭЗ планирует привлечь около $100 млн. прямых иностранных инвестиций. В процессе реализации инвестиционных проектов численность работающих на предприятиях свободной экономической зоны должна вырасти еще на 500 человек.
     Среди наиболее крупных проектов, запланированных на текущий год, - строительство и эксплуатация завода по переработке твердых бытовых отходов и промышленных отходов мощностью 150 тыс.т, где предполагается создать 150 рабочих мест, и увеличение производства укупорочных материалов для банок, бутылок, контейнеров и другой тары - 110 новых рабочих мест. Финансирование этих проектов будет осуществляться за счет иностранных источников и собственных средств предприятий.
     В 2010 году зарегистрировано 7 новых предприятий-резидентов СЭЗ:
    ООО «Экологические системы - Мозырь» (создание мини-завода по производству резиновой крошки),
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.