На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Молодёжь в севременной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
  ЩЕНИНА  Ольга Геннадьевна. 
 
 
 
 
 
 
 

  “МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОЙ  РОССИИ”

Библиография

    Ильинский И.М. “О молодежной политике российского  политического центризма.   М: Институт молодежи , 1999г.
    Политология. / Под ред. В.А.Ачкасова, В.А.Гуторова. – М., 2005.
    Ручкин Б.А., Гришина Е.А., Серикова Н.А. Российская молодежь: десять  главных проблем / НИЦ при Институте молодежи.- М., Социум, 1999.
    Комаровский В.С. Демократия и выборы в России: теория и история вопроса. / Социологические исследования. 1996, №5.
    Карпова Н.В. Политическая социализация молодежи современной России. Дисс.канд.соц.наук. – М., 2003.

    Дополнительная 

    Монография  “Ювенология и ювенальная политика в XXI в. Опыт комплексного междисциплинарного исследования”. Под ред. Е.Г.Слуцкого. С.-П.,2004.
    “Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ 2004. На пути к обществу, основанному на знаниях”. М., 2004
    Круглов А.Е. Интеграция молодежи в российское общество: социальный анализ. М., 2000.
   4.   Молодежь 97: надежды и разочарования. / НИЦ при Институте молодежи.  М.,  Социум, 1997.
    5.    В  какой России хотела бы жить  молодежь?; всероссийское социологическое                                             исследование. Аналитический доклад. / Российский независимый институт  социальных и национальных проблем. Рук. М.К.Горшков, М.П.Мчеднов, В.В.Петухов, М., 1999.
    Лисовский В.Т. Концепция воспитательной работы со студентами ВУЗов. СПб., 1997.       
    Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика: государственный доклад. / Отв. Ред. Луков В.А., Ручкин Б.А. – М., 1998.
    Кузнецов В.И. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи.- Ростов-на-Дону,1999. 
    9.  Проблемы  молодежи.// Фонд “Общественное мнение”.  Социологические исследования. Специальный  выпуск. Июль 2002г.   
    10.  Федеральная  целевая программа  “Молодежь  России” (2000-2005 годы). – М., 2002. 

Тема1: Молодежь как социально-демографическая  группа
1.1. Методологические  аспекты исследования молодежи.
1.2. Современное  состояние и тенденции развития  российской молодежи.
1.3. Реализация  основных направлений государственной  молодежной    политики в  2000-2003гг.
Тема 2: Проблемы молодежи в  современном российском обществе.
2.1.  Положение молодежи в современном  российском обществе.
2.2.   Анализ  молодежных проблем.
2.3. Государственная  молодежная политика и пути  решения молодежных проблем.
2.4. Тенденции  и перспективы развития молодежной  политики в РФ.
Тема 3: Образование и  молодежная политика.
3. 1. Концепция модернизации  российского образования.  Воспитательно-образовательные функции ВУЗов.
3.2. Доступность  высшего образования и его  качество. Общее и профессиональное  образование.
3.3. Отношение  общества к знанию. Значение получения  образования для россиян.
3.4. Система образования  и рынок труда.  Политическое участие молодежи.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Тема1:  Молодежь как социально-демографическая  группа 

          Современное российское общество  переживает ряд глубоких реформ  во всех сферах жизни: создание  основ рыночной экономики, гражданского  общества и правового государства.  Масштабность и глубина происходящих в России перемен свидетельствуют о процессах модернизации, затрагивающие интересы всего общества. В связи с этим необходимо  рассмотреть вопросы о воздействии этих реформ на положение наиболее динамичной социальной группы населения- молодежи, потому что именно молодежь претерпевает значительные изменения в своих интересах, взглядах, ценностях, культуре. От того, каковы позиции молодого поколения, каков его облик, зависит социальное развитие общества в целом, энергия, мировоззрение; нравственное здоровье молодых определяет судьбу, будущее народа.  Проблема социального выбора молодежи всегда остро стояла в переломные моменты истории отдельных государств и народов. В начале текущего столетия эта проблема принимает глобальный характер, так как от социальной ориентации молодежи таких крупных государственных образований к которым продолжает относится Россия зависит будущее развитие Земной цивилизации в целом.
           По официальным данным на 1 января 2002 года в России проживало 36 млн. молодых граждан (каждый четвертый её житель).  Доля молодых людей среди трудоспособного населения нашей страны составляет приблизительно 34%, к концу 2005 года она увеличится и достигнет в среднем по стране 37% (в регионах её численность будет колебаться от 30 до 50%). Этот демографический прогноз населения России разработан Госкомстатом РФ с учетом сложившейся ситуации и тенденции изменения рождаемости, смертности и миграции населения. 
          Молодежь характеризуется как социально-демографическая группа, выделенная на основе возрастных характеристик и отличающаяся от других социальных групп своими: положением в обществе, ценностями, интересами, потребностями.  Молодежный возраст большинство социологов определяет с 16 до 29 лет включительно. С.И.Иконникова и В.Т.Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считают, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни.  С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой.  Общность убеждений, интересов, ценностей, стремлений, симпатий – важный показатель позиции молодежи в обществе.   В.Чупров отмечает, что “…отличительное социальное качество молодежи… определяется способностью молодого поколения унаследовать и воспроизводить сложившуюся… структуру общественных отношений ”.
          Исследованием  проблем молодежи  занимаются ИСПИ РАН под руководством  профессора В.И.Чупрова и мониторинг  НИЦ при Институте молодежи  под руководством Б.А.Ручкина, В.А.Родионова.
          Под молодежью  в настоящее время  в соответствии  с действующими  нормативными документами  РФ понимаются  граждане в возрасте  от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, политику, семейные отношения).
         Молодежь принято  делить на четыре  возрастные группы:
    1. 14-16 лет - подростки. Это возраст продолжения полового созревания, 
    параллельно которому происходит становление   других биологических систем 
    организма.   Для  этого  возраста  характерны  максимальные диспропорции  в 
    уровне   и   темпах   физиологического   и   психологического   развития.   Это   в основном учащиеся средних школ и профессиональных учебных заведений, 
    находящиеся, как правило, на иждивении родителей или государства.

    2. 17-19   лет   -   юношество.   Биологически   это   период   завершения 
    физического созревания, возраст самоопределения - начала самостоятельной 
    профессиональной деятельности или  выбора и  осуществления качественно 
    новой  профессиональной  учебы.   Начинается  разделение  жизненных  путей 
    юношей   и   девушек,   что   в   последующем   приводит   к   более   глубокой 
    экономической,  политической  и культурной дифференциации среди них.  В 
    этом возрасте начинается процесс социализации - происходит приобретение 
    почти всей полноты гражданских прав, а вместе с тем расширяется  диапазон 
    общественно-политических    ролей    и    связанных    с    ними    интересов    и 
    ответственности.

    3. 20-24 года - собственно молодежь.   Человек в этом возрасте, являясь взрослым в физиологическом отношении, продолжает процесс социализации. Эту возрастную группу прежде всего составляют студенты и молодые люди, завершающие основную профессиональную подготовку, вступающие в производственную деятельность и создающие собственные семьи.
    4. 25-30 лет - старшая молодежь. В этом возрасте на основе личного 
    опыта производственной  и семейной  жизни,  а также участия  молодежи в 
    политических    отношениях    завершается    процесс    формирования    зрелой 
    личности. Молодые люди этого возраста играют роль родителей в собственных 
    семьях. Они уже нашли свой путь в жизни.

       Россия вступила в XXI век.  Молодое поколение выполняет особые социальные функции, которые никто другой выполнить не может. Порой они бывают неоднозначны и противоречивы.
     Во-первых, молодёжь наследует достигнутый уровень развития общества и государства и уже сегодня формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.
     Во-вторых, как и любая социальная группа, молодёжь имеет собственные цели и интересы, которые не всегда полностью совпадают с целями и интересами всего общества.
     В-третьих, в силу объективных причин молодёжь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений. С другой стороны, вступая в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.
     В-четвёртых, с одной стороны, молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической инициативы, с другой стороны ей присуще неполное включение в существующие социально-экономические и политические отношения.
     В-пятых, молодёжь - это социальный слой общества, который с одной стороны является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником пополнения криминала, наркомании, социальной напряжённости.
            В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться фактором как ускорения, так и торможения общественного развития.
Это зависит  от того, насколько молодёжь:
      -   знает,  разделяет и принимает цели  и задачи  государственного  и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;
       обладает   необходимыми   качествами   (физическими,   личностными, 
    образовательными, профессиональными) для решения стоящих задач;

      - обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного 
    включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.

  Особую  значимость данной проблеме придают динамизм и  противоречивость социально - экономических  процессов в нашем  обществе в период его реформирования. Наиболее уязвимой социальной группой в этих процессах вновь оказывается молодежь; именно она наименее экономически самостоятельна, наименее консолидирована, испытывает сильный прессинг со стороны различных политических сил и движений, не обладает четкими социальными ориентирами, сама находится в ситуации жизненного самоопределения. В тоже время, только молодые поколения способны преодолеть идеологические и психологические стереотипы, сформировать новые системы ценностных ориентации, создать идеалы гражданского общества будущего. Для этого у молодых людей есть все объективные предпосылки: творческий характер мышления и деятельности, высокая социальная и экономическая мобильность, психологическая гибкость, стремление к поискам ответов на смысложизненные вопросы, желание практически воплощать в жизнь систему новых ценностей, открытость к восприятию новых нетрадиционных массивов знания и т.п.
      
1.1. Методологические  аспекты исследования  молодежи как системы. 

     В современной научно литературе существует множество подходов к исследованию проблем развития молодежи и следовательно, масса различных определении сущности понятия «молодежь».
     Традиционным  является стратификационный подход, при котором молодежь определяется как особая социально-демографическая группа, ограниченная возрастными рамками, со своими специфическими социальными ролями, статусом и социальными позициями.
     Близок  к нему психофизиологический анализ молодежи основанный на понятии «молодость» как обозначении периода развития человеческой личности между половым созреванием и полной зрелостью. В качестве его дальнейшего развития в социальной философии выделяют социально-психологический подход описывающий молодежь как людей определенного возраста (обычно это интервал 14-29 лет) со своими биологическими и психологическими отношениями.
      Отдельной      группой      представлены      ролевой,      субкультурный    и конфликтологический подходы. Первый описывает «молодость» как особую поведенческую фазу в жизни каждого человека, когда человек не играет больше роли ребенка и в тоже время не является полноправным  носителем ролей взрослых людей.  Конфликтологический подход также опирается   на  понятие   «молодость»   как   период   в   жизни человека   полный   стрессов,   проблем,   конфликтов   с   самим   собой   и обществом и в этом плане чрезвычайно важный для каждого человека. На этом фоне молодые люди образуют особую социальную группу со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями (субкультурный подход).
         Непосредственно    к   этим    подходам    примыкает   субъективный. Молодость это особое ощущение мира, себя, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельность и интеракционистский  подход
    - молодость это одно из состояний души присущих каждому человеку, 
    которое   проявляется   в   спонтанном   поведении,   в   непосредственности, 
    нестандартности реакций.

        Каждый из перечисленных выше  подходов фиксирует особенности  изучения молодежи и феномена  молодости в конкретных научных  дисциплинах, при решении конкретных исследовательских задач.
         Развитие социологического интегративного подхода в настоящее время предполагает проведение «поколенческого анализа молодежи с присущими ему качествами поколенческого положения, поколенческой взаимосвязи и поколенческого единства. Опираясь на идеи, высказанные в частности К.Манхаймом, Г.Шельским, современная социология молодое поколение рассматривает как единство реальное на основе осознания его членами их взаимосвязи и как единство формальное, как принадлежность к данному поколению в исторически временном ряду (хронологический период жизни и деятельности, общность решаемых в нем задач, общность социальных и экономических условий проживания в данный период, общий жизненный опыт и т.п.).
         В отечественном обществоведении советского периода понятие «молодежь» употреблялось в нестрогом расширительном его смысле. Традиционный методологический подход определял молодежь как людей еще не ставших взрослыми. В основе лежала подмена психофизиологическими особенностями особенностей социальных, преувеличение социальной и культурно-идеологической гомогенности (однородности) молодежи.
         В последующем, обществоведение  начинает расширять и углублять  рамки понимания сущности молодежи. Молодежь определяется уже как особая социальная группа людей, выделяющаяся как своей биологией, так и ценностями, самостоятельный субъект социального творчества.
         Такого рода подход к определению  понятия молодежь был выработан  сравнительно недавно - в конце  60-х - начале 70-х годов нашего столетия. Произошло это на фоне массовых акций протеста молодежи: в США против войны во Вьетнаме; во Франции в виде массовых беспорядков молодежи мае 1968 года.
       Одновременно в этот период  происходит создание особой молодежной  культуры с ее акцентом на рок - и поп-музыке, особом стиле в одежде, особом стиле в танцах. Первоначально молодежную культуру определяли как форму социального протеста против устоявшихся общественных порядков и на этом основании она получила название - «контркультура». Постепенно в социальной философии пришло понимание, что имеет место новая культура.
       Молодежь закономерно является  сложным неоднородным социальным  образованием, так как существует  в таком же неоднородном обществе.
      Исследователи отмечают, что «настало время говорить о принципиально новом открытии молодежи, главным в котором является установление точки зрения на молодежь как на наиболее ценный для трансформирующегося общества период жизни человека, в котором он более чем когда-либо стремится к самоопределению, самоутверждению, саморазвитию и самореализации»1.
         В коллективной монографии «Молодежь России: тенденции и 
перспективы», изданной по материалам НИЦ при Институте молодежи, 
молодежь рассматривается как субъект общественного развития с 
учетом глобальных процессов: экономических, политических и 
социокультурных.
Здесь дефиниция молодежи подобна той, что была 
дана Коном. Однако интегрированность совокупности показателей: 
возраста, социального статуса и социально-психологических свойств, 
определяется уровнем     социально-экономического,     культурного

развития  и особенностями социализации в  российском обществе.
      Позже, уже во второй половине 90-х годов, в научной литературе возрождается дискуссия  методологии  исследования молодежи. Кроме того,  методологические  проблемы  изучение  современной  российской молодежи стали настолько актуальны, что в июне 1998 г. в НИЦ при Институте молодежи (г.Москва) была проведена научная конференция «Молодежь и становление новой России: методологические проблемы исследования   молодежи   в   современном   российском    обществе»   с участием  ведущих ювенологов     и  «молодежных»  социологов  России; публикуется  ряд  книг,   пишутся  докторские  диссертации.    

    Историческая  ответственность  перед молодым поколением диктует необходимость разработки концепции единой государственной ювенальной политики в Российской Федерации. Однако прежде чем говорить о необходимости единой ювенальной политики необходимо определиться с объектом и субъектами этой политики. В литературе существует мнение, что объектом или точнее объектами ювенальной политики могут быть:
    -  дети в возрасте до 13 лет включительно;
    -  молодые люди - граждане Российской Федерации в возрасте от 14 до 25 лет включительно;
    -  молодые семьи в первые три года после заключения брака  (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 25-летнего возраста;
    -  российские семьи с детьми  в возрасте до 18 лет;
    - российские граждане с двойным гражданством, а также лица без гражданства в возрасте от 14 до 25 лет – в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечет за собой соответствующие обязанности государственных органов.
    Субъектами  же ювенальной политики могут являться, по мнению этого же автора: 
      -  молодые граждане от 14 до 25 лет включительно;

      -   молодые семьи с несовершеннолетними  детьми;
      - государственные (федеральные) и местные (муниципальные) органы и их должностные лица, чья деятельность направлена на реализацию ювенальной политики;
    -   общественные организации, детские  и молодежные объединения и движения и иные организации, а также частные лица, имеющие право, в соответствии с действующим законодательством, на формирование и реализацию ювенальной политики;
    -  молодежные коммерческие организации  (молодежные предприятия со штатным составом работающих преимущественно молодежного возраста);
    - социальные  службы для детей и молодежи, организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальной поддержке, оказанию социально-правовых, социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, психолого-педагогических услуг семьям с несовершеннолетними детьми, детям и молодежи до 25 лет;
    - социальная  инфраструктура для молодежи, включая  систему необходимых для жизнеобеспечения семьи и молодого поколения объектов (зданий, строений, сооружений), а также организаций, деятельность которых направлена в том числе и на обеспечение охраны здоровья, образования, воспитания, социального обслуживания подрастающего поколения.
             Молодежь - это специфическая социально-демографическая группа в структуре общества, выделяемая на основе определенных, присущих только ей характерных однородных признаков (возраст, духовный мир, интересы, социальные ценности, устремления, поступки, характер поведения и т.д.), являющаяся активным участником социальных взаимоотношений и на определенных этапах своего становления являющаяся объектом или субъектом общественного воздействия.
      В современной социальной и нормативно-правовой практике весьма расплывчатой является возрастная характеристика молодежи. В настоящее время верхняя граница возраста молодежи определяется юридическим совершеннолетием, окончанием профессионального обучения, вступлением в брак, достижением высокого профессионального уровня, мате риальной независимости от родителей, завершением формирования личности, выполнением ролей, присущих взрослым и т.п.
      Однако  в настоящее время приобретение молодыми людьми различных социально-правовых статусов может затягиваться или, наоборот, сокращаться во времени. Признаки различных социальных групп и статусов выступают в роли социально-групповых ориентации для молодежи. Следовательно, во-первых, в зависимости от того, на какие социальные группы будет ориентирована молодежь, какие выберет способы для достижения желаемого социального положения, зависит вектор развития социальной структуры общества. Во-вторых, относительно самостоятельная социально-групповая структура молодежи выступает одним из субъективных оснований социальной стратификации вообще.
      Как показывают исследования, менталитет молодежи начинает формироваться на этапе так называемой первичной социализации, социальным переходом, то есть необходимостью принятия решений и осуществления выбора в самом широком смысле этого слова: дальнейшего образования, профессии, друзей, любимых, системы ценностей и идеалов, образа жизни, формирования собственного взгляда на мир и поиска своего места в нем. Наиболее специфичным признаком и основной направленностью менталитета молодых людей в этот период является устремленность в будущее.
           Социальный переход с одной стороны предполагает завершение физического созревания, а с другой, социальное и личностное самоопределение, нравственный, духовный и мировоззренческий поиск. В этом плане можно вполне согласиться с точкой зрения И.С.Кона, который подчеркивал, что промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет особенности его психики. С одной стороны, его волнуют проблемы собственной автономии по отношению к старшим, с другой, определения своего места во взрослом мире.
           До последнего времени общепринятые для российской действительности возрастные границы понятия "молодежь" были определены в интервале от 15 до 29 лет, т.е. в 15 лет. Целостный процесс социализации и индивидуализации молодежи разграничивался на определенные временные этапы. Условно: подростки до 18 лет, молодежь 18-24 лет и молодые взрослые 25—29 лет.
   Однако  в проекте Федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации" категория молодежь выделяется на основе несколько иных возрастных признаков: молодежь (молодые граждане, лица молодежного возраста) — лица в возрасте от 14 до 30 лет. Анализ имеющихся законодательных актов субъектов РФ показывает, что определенные в них границы молодежного возраста имеют более широкую амплитуду: от момента рождения до 35 лет (возраст молодого ученого, деятеля культуры и искусства).
     Структура молодого поколения может быть рассмотрена под углом зрения последовательной смены определенных фаз развития и роста, в основе которых лежат биологические, психологические, культурные и социальные изменения.
  Если  условно рассматривать период молодости  как переход от детства к «взрослости, характеризующийся определенным типом взаимоотношений между индивидом и социальным окружением, то можно выделить четыре типа социального взросления молодежи, которые охватывают в целом возраст от 11-12 лет до 29-30 лет.
   Эти этапы характеризуют процесс становления молодежи как субъекта общественной жизни. Каждому этапу присущ ведущий характер деятельности, особый социальный статус, своя специфика освоения социального опыта.
     Первый  этапподростковый (от 11 до 14 лет). В социальном плане он характеризуется тем, что все подростки этого возраста — школьники, находящиеся на попечении родителей или государства. До 14 лет социальный статус подростка мало чем отличается от детского, он является объектом защиты семьи, общества, государства, международных организаций и т.д. Но по достижению данного возраста подросток имеет право и обязан занять правовую статусную позицию: с 14 лет наступает уголовная ответственность. Так же с этого возраста подросток имеет возможность трудиться й получать за свой труд вознаграждение (региональное законодательство в ком вопросе не всегда соответствует федеральному, например, в Законе о молодежи Республики Татарстан в соответствии со ст. 23 предусмотрена возможность использование труда несовершеннолетних при достижении ими возраста 13 лет).
     Второй  этап юность (от 14 до 18 лет) — характеризуется завершением этапа первичной социализации, при этом социальный статус неоднороден, а спектр социальных ролей значительно расширяется. Статусная группа мчащихся по-прежнему является преобладающей, но с 16 лет молодой человек получает основные трудовые и гражданские права. С этого же возраста молодые люди имеют право вступить в брачно-семейные отношения, а завершение этапа знаменуется наступлением правовой зрелости — человек получает и политические права. С 16-17 лет в юношеской среде все активнее развиваются стратификационные процессы, связанные с решением главной задачи этого периода — выбором профессии. Выбор профессии — первое серьезное жизненное испытание для большинства юношей и девушек. В последние годы с развитием сети высших учебных заведений (прежде всего коммерческих) у молодежи появилось больше потенциальных возможностей и путей профессионального самоопределения, но одновременно увеличился разрыв "стартовых возможностей" между различными группами молодежи, выделяемых по социально-материальным признакам. Выбор профессии и типа учебного заведения приводит к дифференциации жизненных путей юношей и девушек, и это зачастую связано не только с дифференциацией умственных способностей и интересов, но и с дифференциацией материальных возможностей семей, т.к. высшее (в ряде случаев и среднее профессиональное) образование становится платным и оказывается не "по карману" для значительной части общества. На этом этапе в социально-профессиональной структуре общества выделяется значительный слой работающей молодежи 16-18 лет. Применительно к современным российским условиям этот слой молодежи наиболее полно представлен в сфере коммерческой деятельности. В 18 лет большинство юношей сталкиваются со вторым серьезным жизненным испытанием — обязанностью службы в армии. Значительное число молодых людей, по данным статистики, оказываются физически и морально не готовыми "испытать тяготы и лишения воинской службы". Как показывают социологические исследования, психологически не готовыми к этому оказываются и многие семьи, в которых распространилось мнение, что "в армии служат только неудачники". Этому способствует и нездоровая обстановка, складывающаяся в вооруженных силах России: средства массовой информации постоянно сообщают о случаях дезертирства молодых солдат из-за унижения их человеческого достоинства. В результате к середине 90-х годов уклонение от службы в армии приобрело массовый характер, в 1996 г. более 500 призывников заявили о своем конституционном праве на замену военной службы альтернативной гражданской службой.
   Обратим внимание еще на одно обстоятельство. По статистике МВД, половину всех преступлений совершают молодые люди от 14 до 30 лет. Наиболее криминальная часть этой возрастной группы — подростки 16-17 лет. Пик правонарушений неслучайно приходится на эти годы, т.к. в этот период практически все юноши переживают внутриличностный ролевой конфликт. С одной стороны, они унаследовали проблемы подросткового возраста, стремление к автономии от семьи, старших, с другой стороны, столкнулись с проблемами "мира взрослых", который требует выполнять взрослые роли в правовой, трудовой, нравственной сферах. Подобное противоречие становится одной из причин девиантного поведения юношества.
   Таким образом, второй этап — этап юности является исключительно важным и сложным в формировании социальной зрелости подрастающего поколения.
     Третий  этап — 18-23 года — период ранней молодости. В эти годы молодой человек становится физически зрелым. "Физическая зрелость — это такая степень развития отдельных органов и организма человека в целом, которая достаточна для реализации основных биологических функций и может послужить предпосылкой для выполнения им основных ролей".
      Значительная часть молодежи в этот возрастной период достигает социальной зрелости. Для нее ведущей сферой деятельности становится труд, молодые люди приобретают большую или меньшую степень материальной независимости от родителей, вступают в брачно-семейные отношения. В то же время для не менее значительной части молодежи, прежде всего студенческой, это время освоения высокой квалификации и различных сфер деятельности, т.е. их образовательный статус не является полным. Неполнота социального статуса обусловлена и тем обстоятельством, что большинство молодых людей в возрасте 18-23 лет не имеют собственного жилья и реальных перспектив на его получение.
   В целом этот этап можно охарактеризовать как этап достижения интеллектуальной зрелости.
    Четвертый, завершающий этап — этап молодости — 23-29 лет. Этот период характеризуется становлением духовной зрелости. "Духовно-мировозренческая зрелость происходит, как правило, в возрасте 27-28 лет, когда сформированы смысло-жизненные цели и система ценностей, определены мировоззренческие ориентиры и позиции, прошел период профессионального самоопределения и становления молодого человека". К 28 годам по данным статистики, более двух третей молодых людей находятся в браке и имеют детей.
   Таким образом, социальные возрастные фазы молодости  можно определить от 14 лет (начало уголовной ответственности) и до 29 лет (время предполагаемого достижения интеллектуальной и нравственно-мировозренческой зрелости).
     Ответ на вопрос «Следует ли изучать молодежь как социальную общность в виде относительно целостной системы?» должен быть недвусмысленным. Доминирующим моментом в изучении молодежи является поколенческая общность, ценность молодежи как социального ресурса развития и обновления российского общества Посткоммунистическое поколение в России обозначилось. Другого поколения нет. Но окажется ли способным это поколение молодых спустя некоторое время взять на свои плечи весь груз ответственности за преобразование и возрождение страны?
       Постепенно, в ходе дискуссий, сформировался взгляд на молодежь как на 
социально-демографическую группу, важнейшими группообразующими признаками которой признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные ими социально-психологические свойства.

      Одной из первых попыток определения молодежи в общественном содержании было определение, данное В.Т.Лисовским: «...поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших)  общеобразовательные,  профессиональные  и  культурные  функции  и подготавливаемых   (подготовленных)   обществом   к   усвоению   и   выполнению социальных ролей».
        Впоследствии были даны определения,  характеризующие молодежь с двух  основных позиций. Во-первых, как социально-демографическую группу, выделяемую на основе возрастных характеристик, во-вторых, как группу, отличающуюся специфическим положением и ролью в обществе, а также социально-психологическими свойствами, интересами, потребностями, ценностными ориентациями и т.д. Положение, роль в обществе и характеристики молодежи зависят от исторического периода, характера общественных отношений и культурных особенностей региона.  
      Таким образом, в 70-е годы  сложилось понимание переходного  периода как характерной черты молодежи, отражающей сущность ее основного противоречия: перехода от объекта к субъекту.
       Это понимание молодежи как  субъекта социального развития  и обновления общества стало возможно благодаря изменению общей парадигмы в теории человека, в которой личность стала рассматриваться не как продукт общественных отношений, а как субъект деятельности (деятельностный подход в теории личности).
    С этой точки зрения наиболее  полным представляется определение  В.Н.Боряза, данное с точки зрения сущностного становления молодежи:
        - молодежь представляет собой поколение, специфическую часть совокупности людей любого общества, застающую определенный уровень развития производительных сил и соответствующую структуру производственных отношений и совершающую процесс своего общественного становления от объекта наличных материальных условий общественного бытия через первое проявление в качестве элемента производительных сил и носителя производственных отношений до состояния полного выражения этих общественных качеств в своем лице. Вторым существенным признаком, позволяющим выявить специфическое содержание понятия «молодежь»,  выступает возраст, который дает возможность вычленить объем молодежи из общества.
      Низшей границей молодости является  физиологическая зрелость. В последнее время границы физиологической зрелости снизилась до рубежа 13-ти лет.
      Поскольку признак, определяющий  верхнюю границу группы, должен  иметь социальный характер, то этим рубежом следует считать окончание процесса жизненного самоопределения и приобретение устойчивого положения в системе общественных отношений. В восьмидесятые годы возрастная граница социальной зрелости составляла уже 30-35 лет. Столь значительное удлинение сроков адаптации молодежи в обществе связывается специалистами с двумя основными причинами: с увеличением периода обучения и образования и с невозможностью для значительной части молодежи взять на себя ответственность за материальное обеспечение себя и своей собственной семьи без помощи родителей. Таким образом, при выделении молодежи в соответствии с ее сущностными признаками границы молодежного возраста оказываются растянутыми, а молодежь как объект изучения - достаточно разнородной.
      Так, по нашему мнению, сегодняшнюю молодежь необходимо рассматривать в двух срезах:
      Первая группа (нынешние 25-30 летние) формировалась в советское время и в первые годы перестройки, с участием традиционных для тех лет институтов социализации - пионерской организацией, комсомолом и т.д. Формирование молодежи базировалось на принципах советского общества: заданности ценностей, правил общежития, определенности будущего, гарантий на труд, учебу, и в определенном смысле продвижения по иерархической лестнице. В то же время практически отсутствовало право на выбор мировоззрения и свободу мысли.
      Формирование и становление второй группы молодежи (приблизительно до 25 лет) совпало с ходом перестройки и дальнейших рыночных преобразований. Данный этап в истории нашей страны характеризуется закономерной в переходный период общей нестабильностью, противоречивыми общественно-политическими и экономическими условиями.
         По мнению Г. Гегеля, молодость - это возраст когда, у людей происходит "духовное рождение, делание их самостоятельными лицами".
    "Социологически  юность,- пишет И.С. Кон,- обычно  определяется как период перехода от зависимого детства к самостоятельной жизни взрослого человека... Юность выступает своеобразным «ролевым мораторием», когда человек «примеряет» различные социальные роли, не выбирая еще окончательно. Вместе с тем юность оказывается последним подготовительным этапом и одновременно началом самостоятельной жизни".
    Среди основных критериев  завершения социальной молодости можно  назвать следующие:
    приобретение полной экономической самостоятельности;
    освоение одной (нескольких) профессий или специальностей и получение 
    определенного общественного признания в них;

    достижение в политической и социальной сферах общественного статуса идентичного статусу взрослого человека.
    В социально-политическом плане юность - это время смены детских организаций на подростковые, общественно-политические. Оно знаменуется значительно более независимым и осознанным использованием свободного времени. Завершение указанного периода знаменуется получением паспорта гражданина РФ.
       В указанный период у юношей  и девушек значительно расширяется  диапазон выполняемых ролей, однако они часто их меняют, как бы примеряют к себе. Среди атрибутов политической социализации, соответствующих этому периоду, можно назвать следующие: получение права избирать, вступление в политические партии и участие в общественно-политических движениях. Вторая молодость, или второй молодой возраст знаменуется появлением признаков, связанных наступлением зрелости и началом увядания организма. В этот период большинство молодых людей реализуют свои основные природные, биологические функции, в том числе и репродуктивные. Общество видит в этих молодых людях уже не столько объекты социализации, сколько субъектов социально-политической, экономической и прочих видов деятельности.
    Однако  следует отметить, что возраст  является объективным, но далеко не однозначным показателем, характеризующим индивида. Зачастую исследователи, говоря о возрасте, имеют в виду различные понятия. Так, хронологический или абсолютный возраст представляет собой период времени от рождения до рассматриваемого момента. Биологический возраст соответствует стадиям развития организма и определяется по таким характерным физическим признакам, как, например половое созревание. Физиологически молодость как процесс развития биологической системы заканчивается в 19-20 лет у женщин и в 21-22 года у мужчин. Однако в социологическом значении завершение молодости не совпадает с биологическим и заканчивается значительно позже. Сегодня в возрастные рамки биосоциального развития поправки вносят акселерация и ретардация. Акселерация распространяется преимущественно на молодежь, представленную в «благополучных» стратах современного российского общества, при этом растет численность молодых ретардантов, т.е. людей, отстающих в своем развитии от сверстников. Психологический возраст фиксирует стадии психологического развития индивида.
    Социальный  возраст определяет время наступления  социальной зрелости, позволяющей индивиду выполнять «взрослые  роли» и нести  вытекающую из них ответственность.
      У аборигенов Австралии процесс  социализации происходит в основном до 9 - 11 лет. В официальных документах ООН молодежный возраст определен в границах от 15 и до 24 лет, что, вероятно, обусловлено ориентацией на государства Азии, Африки, Латинской Америки, где проживает большая часть молодежи мира и где вступление в самостоятельную жизнь происходит в более раннем возрасте. В ряде европейских стран, например в Польше, Болгарии, законодательно закреплена лишь верхняя граница молодежного возраста.
    В России, так же, как  и в СССР, законодательно закреплены границы  молодежного возраста в периоде с 14 до 30 лет  ( Закон СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР" от 16.04.91г. № 2114-1; Постановление Верховного Совета Российской Федерации "Об основных направлениях государственной молодежной политики в России" № 5090-1 от 03.06.93г.).
    Если  биологические возрастные рамки  молодежи имеют определенную тенденцию к снижению верхней границы (акселерация), то на социальные рамки верхних и нижних границ влияют иные факторы. Так, В.В. Павловский подчеркивает, что, хотя субъективно все члены общества "...заинтересованы в возможно более быстром переходе молодых граждан во взрослый гражданский возраст, однако объективно в настоящее время процесс такого перехода не сокращается во времени, а наоборот, растягивается для многих молодых людей".
1.2. Современное состояние  и тенденции развития  российской молодежи  

  Современное состояние и тенденции. За последние годы сложились следующие тенденции в изменении качества молодого поколения.
    Численность молодежной популяции постепенно уменьшается в связи с деформациями в естественном движении населения: сокращением рождаемости, возрастанием детской смертности, числа абортов и патологии родов, увеличением смертности среди экономически активного молодого поколения.
    Медико-биологические показатели состояния здоровья молодого поколения (детей, подростков и молодежи) ухудшаются в связи с длительным нарушением медицинских норм питания, ростом инфекционных заболеваний (включая туберкулез, венерические и СПИД),   ухудшением   экологической    ситуации,   увеличением стрессовых ситуаций в обществе, сокращением профилактических осмотров детей и подростков, отсутствием пропаганды здорового образа жизни в семье, школе и материалах СМИ.
    Две трети молодых россиян живут за чертой бедности, 10% - нищенствуют. Падение уровня жизни всего населения, сокращение расходов на питание, отдых, образование, бытовые нужды привело к обнищанию (материальному и духовному) большой части молодежи. В связи с этим происходят негативные изменения в общественном сознании молодежи, растет число преступлений, совершаемых на почве корысти. Дифференциация в уровне жизни между различными категориями подрастающего поколения (благополучных молодых людей не более 6-8 процентов) достигает 15-18 раз. Разбалансированность уровня доходов и уровня потребления привела к деформации интересов не только в сфере труда, но и потребления, возникновению конфликта мотивов в этих сферах.
    В последние годы молодежь отдает предпочтения занятости в сфере торговли и услуг. Отток молодежи из сферы материального производства наносит серьезный ущерб перспективам развития экономики.
    В условиях прогрессирующей коммерциализации системы образования сохраняются ограничения доступа подрастающего поколения к получению среднего (специального) и высшего образования. Наблюдается рост числа детей и подростков, оказавшихся вне стен учебных заведений (около 3 млн человек).
    Усиливается социальная и политическая апатия молодежи; падает престиж честного труда; растут потребительские настроения, замещающие собой установки на активную трудовую деятельность, а также духовность.
    Углубляется разрыв между поколениями, на фоне критического отношения к образу жизни, ценностям и взглядам родителей падает авторитет последних.
    Отмечается кризис молодой семьи, проявляющийся в уменьшении брачных союзов среди молодежи до 29 лет, распаде практически половины семей, сокращении рождаемости, бедственном положении многодетных и неполных семей, росте негативных проявлений в воспитании, образовании, социализации детей в семьях (в первую очередь - кризисных семьях), росте насилия над детьми в семьях (включая распространение сексуальных домогательств).
    Раздвигаются границы девиантного поведения; регистрируется рост и омоложение преступности, особенно среди несовершеннолетних и лиц женского пола; в сферу организованной преступности вовлекается все большее число детей и подростков. Увеличивается число проституток среди несовершеннолетних (в крупных городах России их, по некоторым оценкам, насчитывается уже более 25 тысяч). Растет наркомания среди молодежи.
    Контуры национальной трагедии приобретает социальное сиротство (620 тыс. детей).
  В то же время наряду с выраженными  негативными тенденциями в качестве подрастающего поколения наблюдаются и позитивные сдвиги.
  Так, выраженные положительные характеристики свойственны не более чем 10% молодежной популяции в возрасте до 29 лет. Эта качественно продвинутая часть молодежи еще не является гарантом эффективности для всей экономически активной части населения. Не исключено, что здоровые, образованные и профессионально подготовленные молодые люди, пригодные к интенсивному труду в XXI веке, предпочтут работать и жить за рубежом.
  Приостановление кризисных явлений, разрешение молодежных проблем, обеспечение перспектив для реализации подрастающего поколения как инновационного потенциала общества в условиях реформирования и системного кризиса возможны только при условии формирования и проведения научно обоснованной эффективной государственной политики в отношении подрастающего поколения - детей, подростков и молодежи. 

    1.3. Реализация основных  направлений государственной  молодежной    политики в 2000-2003гг.
  Остановимся на некоторых количественных параметрах, характеризующих тенденции развития молодого поколения современной России.
  Демографические параметры. В настоящее время страна вступила в стадию демографического кризиса: смертность превышает рождаемость. Сокращается брачность и рождаемость, распадается каждый второй брак, треть разводов приходится на молодые пары. Уже с середины 60-х годов уровень рождаемости не обеспечивает простого воспроизводства населения.
  Численность населения России, по данным Госкомстата  РФ, за первое полугодие 2000 г. сократилась на 425,4 тыс. человек и на 1 июля составляла 145,1 млн. человек. За этот же период в России родились 623,5 тыс. человек и умерли 1146,2 тыс. Устойчивая и долговременная естественная убыль населения отмечается в подавляющем большинстве субъектов Федерации, а естественный прирост - лишь в 12 регионах. Миграционный прирост за первое полугодие 2000 г. составил 100,7 тыс. человек, убыли из страны 1069,4 тыс. человек.
       Сохраняются деформированность  половозрастной структуры и перепады в численности отдельных поколений. С 2000 г. доля пожилых россиян в возрасте старше 60 лет превышает долю детей младше 15 лет. С начала века и до 2005-2007 годов численность детей и подростков немного увеличится, что актуализирует вопросы образования, быта и досуга, профессиональной подготовки и трудоустройства. Но молодежные группы по-прежнему будут наименьшими по численности в сравнении со взрослыми трудоспособными и пенсионными категориями населения.
  На  настоящий момент демографическая  ситуация является чрезвычайно острой. Прогнозируемая численность населения РФ к концу 2005 г. сократится еще на 2,8 млн человек (со 144,2 млн до 141,4 млн). Население же молодого возраста уменьшится за эти годы, по расчетам Госкомстата России, на 5,5 млн человек (с 27,8 млн до 22,3 млн). И хотя за тот же период на 2,6 млн человек (с 81,7 млн до 89,7 млн) возрастет численность населения в трудоспособном возрасте, уже после 2005 г. начнется абсолютное сокращение этого контингента населения, общие потери которого оцениваются Госкомстатом России за 2006-2015 годы в 7,4 млн человек.
  Начиная с 2008 г. следует ожидать нового сокращения числа родившихся вследствие вхождения в репродуктивный возраст малочисленного поколения женщин рождения конца 80-х и начала 90-х годов. Очевидно, число детей и молодежи после 2007 г. будет уменьшаться.
  Общее сокращение численности населения  России и, как результат, «снижение плотности его расселения создают опасность ослабления политического, экономического и военного влияния России, возможность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации». Такая оценка предстоящей ситуации содержится в докладе Министерства труда и социального развития РФ, который был представлен 12 февраля 2001 г. на заседании Правительства России.
  Медико-биологические характеристики. Здоровье в интегрированном виде отражает качественную сторону характера включенности личности в природную и социальную сферы и является важной естественной предпосылкой ее общей активности.
      По результатам комплексных медицинских осмотров детей и подростков России (2000 г.) только 15% детей оказались признаны здоровыми. Доля гармонично развитых детей и подростков (с правильным телосложением, соответствием роста и веса), по данным Минздрава РФ, составляет всего 8,5% всех школьников с 1-го по 11-й классы. У 40-45 процентов школьников имеются отклонения на уровне функциональных расстройств, которые при неблагоприятных условиях могут привести к серьезным заболеваниям и инвалидности в более зрелом возрасте. Удельный же вес здоровых призывников, по сведениям из того же источника (1999 г.), не превышает 6 процентов. Порядка 1,1 млн детей (до 14 лет) и 350 тыс. подростков (до 18 лет) страдают тяжелыми неврозами и душевными заболеваниями.
  В России сохраняется  высокий уровень  заболеваемости, на 30-40 процентов превышающий средние европейские показатели. Среди детей и молодежи наблюдается значительное количество заболеваний туберкулезом, психических расстройств, разного рода инфекционных болезней, случаев СПИД, гепатита, онкологических больных. Количество сердечно-сосудистых заболеваний на 40-50 процентов превосходит аналогичные показатели Европы и Америки.
  В настоящее время  во всем мире разворачиваются  кампании по борьбе с курением, ограничением потребления алкоголя. Согласно стандартам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), если потребление чистого спирта в год превышает 8 л на душу населения, это грозит вырождением нации. В России уровень потребления достигает, по официальным данным, 18 л чистого спирта, а по экспертным оценкам - около 22-23 литров в год. По информации, полученной из социологических обследований, практически 90 процентов подростков в возрасте до 18 лет «уже пробовали» спиртные напитки. Распространенность курения за последние десять лет возросла среди мужчин на 20%, среди женщин на 35%, а среди подростков на 50 процентов. Постоянно увеличивается число подростков, которые регулярно курят: согласно данным социологических опросов, их доля составляет сегодня 20 процентов. Еще 20-22 процента берут в руки сигарету «от случая к случаю или за компанию». На первом курсе вузов курят регулярно 40-50 процентов студентов; на пятом курсе -60 процентов.
       Происходят серьезные изменения в сексуальном поведении молодежи. Отмечается стойкая тенденция более раннего, чем 15 лет назад, начала половой жизни у юношей и девушек. В настоящее время каждая четвертая девушка в 15 лет уже имеет опыт половых контактов, в 16 лет таких девушек почти половина, а в 17 - большинство. Ранние половые связи сказываются на психическом и физическом развитии подростков, увеличивается риск абортов, впоследствии - сложных родов, а также запущенных (хронических) венерических заболеваний. Исследования указывают на высокую зависимость между наличием гинекологических заболеваний и возможностью последующего воспроизведения потомства. Растет удельный вес абортов у первобеременных и подростков до 17 лет. Число абортов в РФ среди несовершеннолетних составляет в среднем 40 000 ежегодно (в Петербурге от 2 до 4 тыс. ежегодно). Фонд народонаселения ООН, озабоченный ситуацией в России, избрал шесть российских городов для работы над проектом «Репродуктивное здоровье и репродуктивные права молодежи РФ».
  В Российской Федерации  продолжают рождаться  ослабленные дети. Более 70% беременных женщин имеют отклонения в состоянии здоровья; роды протекают нормально лишь у 40% рожениц; более половины новорожденных имеют отклонения в состоянии здоровья. Материнская смертность в мегаполисах России в 6 раз выше, чем Англии, Германии, США и Швеции. Стабильно высок процент (5-6%) преждевременных родов, который определяет как высокую смертность новорожденных, так в перспективе высокую заболеваемость среди детей и подростков, серьезные задержки и деформации в их физическом и психическом развитии. Приведенные цифры и факты говорят о невысоком репродуктивном здоровье молодежи, определяющем в перспективе и все здоровье нации.
  Наркотизация. Растет число наркоманов и лиц, злоупотребляющих наркотическими средствами, среди подростков. Эта закономерность подтверждается статистикой МВД РФ о росте числа преступлений, совершенных подростками в наркотическом состоянии, а также результатами медицинских осмотров юношей-подростков и призывников при приписке и призыве в армию. Практически 40% юношей и девушек в средних и крупных городах страны употребляют наркотические средства, но при этом наркоманами себя считают лишь 2% юношей и девушек. К наркотикам молодежь подталкивают как их относительная доступность, так и личностные психологические проблемы, семейное неблагополучие, сложные отношения с родителями, рассогласованность в личном восприятии окружающей жизни, а также поведение знакомых-наркоманов и дельцов наркобизнеса. Большая часть молодежи начинает принимать наркотики из-за любопытства. Приобретение наркотиков и наркотических средств в 60% случаев происходит через сверстников. В большинстве случаев подростки и молодежь плохо информированы о психофизиологических и социально-психологических последствиях приема наркотических средств. К группе риска сегодня можно отнести в той или иной степени 70-80 процентов юношей и девушек.
  По  мнению председателя Комитета Госдумы  по охране здоровья и спорту Н. Герасименко, одной из главных проблем, стоящих перед Россией в области здравоохранения, является разрыв между неуклонно растущей заболеваемостью молодых россиян (в связи с вредными привычками, стрессами, нестабильной жизнью) и высокой потребностью в медицинской помощи, которая не может быть предоставлена в силу ограниченности ее финансирования.
  Девиантное  поведение и проблемы беспризорности. В настоящее время в Российской Федерации уровень преступности (в том числе молодежной, подростковой) пока не превышает параметров, характерных для большинства промышленно развитых стран мира. По прогнозам ООН, в начале XXI века преступность в крупных городах России резко возрастет, в первую очередь среди подростков (особенно девушек 12-16 лет).
  Высокий уровень криминальной активности сохраняется  в неформальных группах и объединениях, которые исчисляются сотнями членов. По оценкам исследователей, около 50% подростков и молодежи в возрасте до 21 года входит в небольшие неформальные «тусовки», примерно 9% - в группы антисоциальной направленности. Маргинальность по отношению к общественным организациям и объединениям, с одной стороны, и к полулегальным преступным группам, с другой, формирует в неформальных группах криминогенную субкультуру.
  Значительное  влияние на девиантное поведение молодежи оказывает широкое распространение беспризорности в России. Наиболее полное и точное определение беспризорности мы находим в БСЭ, изданной в 1930 году. Беспризорность, беспризорное детство - тяжелое общественное бедствие, чрезвычайно распространенное как на Западе, так и у нас. Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших своих родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными.
  Государственные органы и МВД России ввели в  начале 90-х годов новое понятие «безнадзорность», введение которого, по нашему мнению, было направлено на занижение статистики по беспризорности. Международной неправительственной организацией было также предложено определение «уличные дети». Уличный ребенок (или уличная молодежь) - это любой несовершеннолетний, для которого улица (в широком смысле слова, включая незанятые жилища, незаселенные земли и т.д.) стала его обычным местопребыванием, а также тот, кто не имеет достаточной социальной защиты.
     Понятия, приведенные выше, не  охватывают фактически огромного количества детей, которые проводят большую часть дня на улицах, но живут дома со своими семьями. Феномен «уличные дети» является симптомом чрезвычайного социального и экономического неблагополучия. Уличных детей делят на три основные категории.
    Дети, которые работают на улице. Они проводят там значительную часть дня,  зарабатывая деньги,  и возвращаются домой поздним вечером. Они тесно связаны со своими семьями и, возможно, посещают школу. Иногда этих детей также называют «дети на улицах».
    Дети, которые вообще живут на улице, проводят большую часть времени вдали от своих семей. Как правило,  они вряд ли могут полагаться на защиту взрослых. Этих детей также называют «дети улиц».
    Существует категория детей, которые живут на улицах вместе со своими семьями.
  Специалисты отмечают: беспризорный или уличный ребенок - это не обычный здоровый ребенок, растущий в спокойных условиях семьи или благоустроенного детского учреждения. Основные психофизиологические свойства детей, формирующиеся в условиях уличной жизни, черпают свое содержание из раннего включения ребенка в жестокую борьбу, происходящую в атмосфере улицы, без целенаправленной воспитывающей помощи взрослых и детской среды. У этих детей и подростков очень развит инстинкт самосохранения, чего обычно не наблюдается у других представителей соответствующего возраста. Выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развивает привычку к искусственным возбуждениям: наркотикам, алкоголю, азартным играм. Чувственные элементы половой жизни проявляются ранее обычных физиологических возрастных норм. Наблюдаются авантюристические устремления, взращиваемые уличной жизнью, что резко увеличивает трудовую неустойчивость и недисциплинированность. Условия уличной среды рано ставят ребенка в положение реальной жизненной ответственности. Это ведет и к формированию таких социально-биологических свойств, как хорошая физическая закалка организма, реализм и точность восприятия, жизненная гибкость, смелость, солидарность в групповых действиях.
    В настоящее время  получили выраженное  оформление основные социально-экономические и социально-психологические (наряду с психофизиологическими) причины широкого распространения беспризорности в России. К социально-экономическим причинам относят факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие первичный быт людей (экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами), Социально-психологические  причины (они часто выступают как следствие социально-экономических факторов) связаны с кризисом семьи, увеличением разводов и числа семей, где есть только один родитель (опекун), ухудшением морального климата в отношениях между родителями, что сказывается на грубом обращении с детьми, физическими наказаниями, сексуальными домогательствами со стороны взрослых.
  Психологические причины увязывают с увеличением  числа детей, имеющих врожденные психофизические аномалии, черты асоциального поведения. Некоторые ученые соотносят их с генетическим предрасположением. Среди подрастающего поколения такие дети составляют группу в 3-5 процентов.
  В реальной жизни все  указанные причины  и факторы тесно  связаны между собой и влияют друг на друга.
  По  данным МВД РФ, ежегодно убегают  из дома по причине плохого обращения со стороны родителей более 50 тыс. юных россиян. Все чаще детишек оставляют в роддоме молодые женщины в возрасте от 14 до 17 лет. Госкомстат РФ констатирует: каждый пятый российский ребенок - детдомовец. Следует заметить: ни одна официальная служба не располагает точными данными о количестве беспризорных в России. Специалисты считают, что в каждом крупном городе России находятся от 5 до 30 тыс. беспризорных детей и подростков. Например, по данным экспертов, в Москве насчитывается около 60 тыс. беспризорных детей. Для них создано только 6 приютов от 10 до 50 койко-мест каждый.
  При наличии ряда условий, создающих  благоприятную почву для распространения данного явления (неизменного сохранения политики правительства, обострения экономического кризиса, расширения масштабов безработицы, поддержания военных конфликтов, окончательного не разрешения национальных проблем, провоцирующих увеличение потока беженцев и активизацию миграционных процессов), масштабы беспризорности могут достигнуть уровня 1922-1926 годов (6-8 млн беспризорных детей).
  Названные явления и процессы определяют пессимистический прогноз в отношении  роста преступности среди подростков и молодежи на первое десятилетие XXI века, а также увеличение границ социального сиротства.
      Неблагополучное состояние генофонда (состояние здоровья детей и подростков) и специфика объективных условий, когда негативные социальные обстоятельства, воздействуя на молодежную популяцию и «выбирая» наименее адаптированных, приспособленных к жизненным неурядицам (в силу конституционных особенностей нервной системы, психических свойств, физических аномалий), не  позволяют в перспективе исключать проявлений выраженной социальной патологии посредством асоциального и антисоциального поведения молодого поколения. Специфика общественных условий (усугубление деструктивных процессов в экономике, политике, снижение уровня жизни, деформации в общественном сознании людей, изменение социально-психологических установок и т.д.), а также выраженные фоновые изменения в генетическом коде популяции из-за экологического неблагополучия, длительного нарушения медицинских норм питания позволяют прогнозировать дальнейший рост молодежной и подростковой преступности в индустриальных центрах страны и в России в целом по сравнению с другими странами мира.
  Интегральная  оценка молодого поколения. Комплексный анализ современного состояния и тенденций развития подрастающего поколения позволяет заключить: инновационный общественный потенциал остается невысоким. Качество будущего экономически активного населения уже серьезно деформировано в демографическом, медико-биологическом, социальном и социально-психологическом отношениях. Системный кризис и деструктивные тенденции в российском обществе (политика, экономика, духовная и социальная сферы) значительно превысили защитные механизмы подрастающего поколения. Не решаемые сегодня молодежные проблемы уже завтра потребуют больших капиталовложений для решения (ликвидации, нейтрализации) проблемных ситуаций. Даже если в результате принятия превентивных мер удастся избежать социальных катаклизмов в молодежной среде, активизировать на местах деятельность властных структур и общественных организаций в решении острых проблем подрастающего поколения, потребуется достаточно много времени для стабилизации обстановки, улучшения качества молодого поколения.
  Многие  процессы носят необратимый  характер и во многом определят качество человеческого потенциала, генофонда и экономическое положение России в мировом сообществе в XXI веке.
      В современном  мире внимание  общественности привлечено  к проблеме обеспечения устойчивого, без экологических и социальных катаклизмов, развития человечества, к гармоничному функционированию триады «природа, население, хозяйство». Решение этой проблемы требует признания новой парадигмы взаимоотношений молодежи и общества, новой парадигмы общественного воспроизводства, в которой воспроизводство продукции и услуг выступает не как самоцель, а как средство воспроизводства людей и окружающей среды с определенными, заранее заданными качествами. Критерием развития общества становится повышение качества среды обитания  и главное — населения, качества человеческого потенциала. Успешное решение социально-экономических вопросов напрямую будет зависеть от жизнеспособности, качества нынешней молодежной популяции (демографических и медико-биологических параметров, образовательного, профессионального, культурного уровней, трудоспособности и гражданской зрелости).
  Каждое  новое поколение  несет в себе два  вида качеств, представленных по-разному: одни можно отнести к «адаптивно-функциональным», другие - «перспективно-воспроизводящим». От их соотношения в среде подрастающего поколения во многом зависит общественное развитие в целом. В реальной жизни формирование качеств обоих видов идет одновременно, но при необходимом доминировании одного из них. Если доминирует процесс формирования «адаптивно-функциональных» качеств, общественное развитие замедляется. В условиях выхода страны на путь стабильного развития именно молодежная популяция должна стать носителем новых «перспективно-воспроизводящих» свойств, необходимых для качественного обновления существующих общественных отношений на пути к цивилизованному рынку, правовому и демократическому обществу.
    В этой связи большое значение приобретает четкое определение государственной политики по отношению к молодежи. Перед государством стоит задача по изучению демографических, социальных проблем молодежи, созданию оптимальных условий для развития молодых граждан и расширения возможностей их самореализации.
  В последнее время в отношении  молодежи прослеживаются две социально-демографические тенденции: сокращение абсолютной численности и относительное увеличение ее доли в общей структуре населения России. Эти тенденции определяют не только демографические, но и социальные, экономические и политические последствия для российского общества.
  Особое  значение имеют социально-экономические  последствия. Доля молодых людей  в трудоспособном населении страны составляет приблизительно 35%, а к 2005 году прогнозируется ее увеличение в среднем на 37% по стране (в российских регионах ее численность будет колебаться от 30 до 50%). Молодежь составит почти половину трудовых ресурсов в Северо-Кавказском регионе, в республиках Тува, Алтай, Калмыкия и некоторых субъектах Федерации.
  Данная  тенденция позволяет утверждать: именно от молодежи зависят качественные и количественные показатели экономического состояния страны. Молодежь становится основным носителем экономического потенциала России. Уровень ее образования, профессиональной квалификации, ценностной ориентации, формы экономического поведения начинают оказывать существенное влияние на перспективы социально-экономического развития Российской Федерации.
  Вместе  с тем отсутствие долгосрочной государственной  стратегии в отношении молодого поколения может привести к нивелированию данного процесса и способствовать в конечном счете возникновению серьезных демографических и социальных негативных последствий. Очевидно, что влияние молодежи как субъекта экономической жизни будет увеличиваться прямо пропорционально ее доле в составе трудовых ресурсов.
    Представляется, что государственная  молодежная политика не должна ограничиваться только лишь одной возрастной группой, определяемой как молодежь. Возрастные границы социальной градации условны и относительны. Более правильно распространять ее на все подрастающее поколение - молодежь, подростков и детей. В этом случае правомерно говорить о государственной ювенальной политике. Данное определение более полно отражает возрастную и социальную специфику молодежи как объекта государственной политики и помогает точнее определить стратегические перспективы ее развития на период до 2012 г. и более отдаленную перспективу.
  При реализации молодежной политики необходимо учитывать, что молодое поколение - это не только объект проводимой в ее отношении политики, но и ее субъект. Молодые граждане участвуют в формировании и реализации молодежной политики в Российской Федерации путем участия в организации и проведении общественно значимых инициатив, посредством обращений в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления, взаимодействия молодежных, детских общественных объединений с указанными органами и других формах. Это определяет непосредственное содержание работы федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления при проведении государственной молодежной политики.
  Согласно  Конституции Российской Федерации  общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, а следовательно, молодежной политики находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Реализацией государственной молодежной политики в той или иной степени занимаются практически все федеральные органы государственной власти.
  Главным механизмом участия  в решении проблем  молодежи является осуществление социальных программ, по которым они выступают генеральными заказчиками, и включение в различные социальные программы, подпрограммы блоков по работе с молодежью. В связи с этим появляется необходимость выработки оптимальных механизмов взаимодействия между всеми ветвями власти в области государственной молодежной политики, разработки нормативно-правовой базы, ликвидации избыточных функций федеральных органов исполнительной власти, установление границ ответственности и компетенции каждого субъекта государственной молодежной политики.
  Эти проблемы призвана решить работа по формированию нормативной правовой базы как основы государственной политики в отношении молодежи.
      Нормативная правовая база государственной  молодежной политики не может состоять из одного всеобъемлющего закона о молодежи. Она должна формироваться с учетом развития отношений между государством и данной социальной группой, состояния молодежной политики в регионах и субъектах Российской Федерации и представлять собой комплексную систему нормативных правовых актов как федерального уровня, так и уровня субъектов Российской Федерации.
       На данный момент основными нормативными правовыми актами в области государственной молодежной политики являются Федеральный закон (от 18 июня 1995 г. № 98-ФЗ) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Указ Президента Российской Федерации (от 16 сентября 1992 г. № 1075) «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»; «Основные направления государственной молодежной политики», утвержденные постановлением Верховного Совета Российской Федерации (от 3 июня 1993 г. № 5090-1). Очевидно, что указанных нормативных правовых актов явно недостаточно для эффективной реализации государственной молодежной политики. В этой связи Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представительным и законодательным органом Российской Федерации, в частности Комиссией Совета Федерации по делам молодежи и спорту, ведется работа по разработке проектов федеральных законов, направленных на обеспечение государственной молодежной политики.
      Работа комиссии по формированию нормативной правовой базы заключается как в подготовке законопроектов, предусматривающих изменение и дополнение действующего законодательства, так и в разработке в порядке законодательной инициативы самостоятельных проектов федеральных законов. Комиссия также участвует в правовой экспертизе законопроектов, разработанных другими субъектами законодательной инициативы (комитетами и комиссиями Совета Федерации).
     В частности, комиссией подготовлены  проекты федеральных законов «О трудовом обучении и содействии занятости несовершеннолетних граждан (Об ученическом предприятии); «Об уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации»; «О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере».
  Была  подготовлена серия законопроектов, предусматривающих внесение изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». Изменения и дополнения касались финансирования общеобразовательных учреждений, общего образования, внеконкурсного приема в учебные заведения. Принят Федеральный закон «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"», предусматривающий увеличение стипендий, выплачиваемых студентам.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.