На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Характеристики межличностных конфликтов

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


министерство  образования науки России
федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет психологии и педагогики
Кафедра «Социальная педагогика» 
 
 
 
 
 
 

Реферат
по конфликтологии
на тему:
«Характеристики межличностных конфликтов» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка
заочного  отделения
срок  обучения 3,5 года
специальность
«Социальная педагогика»
Абылгазина  А. Х.
Проверил:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Омск - 2011
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3 

1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА,  ЕГО СУЩНОСТЬ................................................4 

2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ   КОНФЛИКТЫ
2.1.Конфликт в организации..................................................................................6 

2.2. Конфликты  в обществе...................................................................................9 

2.3. Конфликты  в семье........................................................................................13 

3. ПУТИ ВЫХОДА  ИЗ КОНФЛИКТА
3.1. Поведение  в конфликтах...............................................................................15 

3.2. Управление  конфликтами в организации....................................................17 

3.3. Управление  конфликтами в обществе..........................................................20 

3.4.Предупреждение  и разрешение семейных конфликтов..............................21 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................23
ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................24
 
  

  

  

  

 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Сегодня никому не надо доказывать, что проблема, связанная с изучением конфликтов имеет право на существование. К проблемам возникновения  и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и  политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
    Этот все возрастающий интерес в немалой степени связан с ростом напряженности в разных сферах социального взаимодействия, с острой потребностью и различных общественных структур и отдельных людей практической помощи в разрешении конфликтов.
    Наше общество оказалось не подготовленным к этой сложной ситуации. Ориентация на “бесконфликтное” развитие делало проблематику конфликтов не перспективной. Это привело не только к ее фактическому исключению из области ее научного исследования, но и к тому, что в обществе не сформировались механизмы работы с конфликтами. Попытки копирования опыта зарубежных конфликтологов, особенно в области социальных и производственных проблем не рассчитанного на универсальное приложение в любых социокультурных условиях оказываются малоуспешными.
    В какой-то мере это противоречие – осознание необходимости научного осмысления и практической работы с конфликтами и неготовности к ней касается и психологов.  В тоже время проблема конфликта является фундаментальной для психологической науки. Во многих теоретических подходах психологические конфликты, их характер и содержание становятся основой объяснительных моделей личности. Противоречия, конфликты, кризисы, переживаемые человеком являются источником развития личности, определяют ее жизненный конструктивный или деструктивный сценарий.       Не меньшую роль они играют  и в социальной жизни, как в его интерперсональных отношениях, так и в межгрупповом взаимодействии. Таким образом, проблема конфликта  проходит через разные области психологического знания. Нет необходимости говорить о том практическом интересе, который связан с работой с конфликтами.
    К самым распространенным психологическим  конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все  сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном  итоге, так или иначе, сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходит столкновение между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения  и способов  управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста.  

  

1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА,  ЕГО СУЩНОСТЬ 

    Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
    Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX в. выделилась специальная область знания — конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.
Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой жизни.  

Что же такое конфликт?
    Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий. Если речь идет о взаимодействии людей.
Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - столкновение про-тивоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. 

Наблюдения показывают, что 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. Происходит это из-за особенностей нашей психики и того, что большинство людей либо не знает о них, либо не придает им значения.
Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и  развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно.
Коварную  суть конфликтогенов можно объяснить  тем, что мы гораздо более чувствительны  к словам других, нежели к тому, что  говорим сами. Есть такой афоризм: "Женщины не придают никакого значения своим словам, но придают  огромное значение тому, что слышат сами".
Отсутствие  согласия обусловлено наличием разнообразных  мнений, взглядов, идей, интересов, точек  зрения и т. д. Однако оно, как уже  отмечалось, не всегда выражается в  форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда  существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта.
Если  конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют функциональными (конструктивными). Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют дисфункциональными (деструктивными). Так что нужно не раз и навсегда уничтожить все условия для возникновения конфликтов, а научиться правильно ими управлять. Для этого надо уметь анализировать конфликты, понимать их причины и возможные последствия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ   КОНФЛИКТЫ
2.1.Конфликт  в организации 
 

В организациях конфликт проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым  из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу. 

Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях. 

Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными. 

Взаимозависимость задач. Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи.
Например, директор книготоргового предприятия  может объяснить низкий уровень  продажи книжной и полиграфической  продукции пассивностью в работе маркетинговой службы предприятия. Руководитель маркетинговой службы может в свою очередь винить отдел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждается его подразделение. 

Различия  в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве более разнообразной продукции, исходя из спроса (потребностей рынка); при этом производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается выпуском простой однородной продукции. Отдельные работники тоже, как известно, преследуют собственные цели, не совпадающие с целями других. 

Различия  в способах достижения целей. У руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей, то есть при отсутствии противоречивых интересов. Даже, если все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной, о том, как это сделать, люди могут иметь разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее. 

Неудовлетворительные  коммуникации. Конфликты в организациях очень часто связаны с неудовлетворительными коммуникациями. Неполная или неточная передача информации или отсутствие необходимой информации вообще является не только причиной, но и дисфункциональным следствием конфликта. Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами. 

Различия  в психологических  особенностях — еще одна причина возникновения конфликтов: как уже говорилось, не следует считать ее основной и главной, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый нормальный человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т. д. Каждый человек своеобразен и уникален. Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов. В этом случае можно говорить о психологической несовместимости. Вот почему в настоящее время менеджеры все большее внимание уделяют подбору и формированию "слаженных команд". 

Некоторые специалисты-психологи считают, что  существуют конфликтные типы личности. 

Конфликтная личность — демонстративный тип. 

1. Хочет  быть в центре внимания.
2. Любит  хорошо выглядеть в глазах  других.
3. Его  отношение к людям определяется  тем, как они к нему относятся.
4. Ему  легко даются поверхностные конфликты,  любуется своими страданиями  и стойкостью.
5. Хорошо  приспосабливается к различным  ситуациям.
6. Рациональное  поведение выражено слабо. Налицо  поведение эмоциональное.
7. Планирование  своей деятельности осуществляет  ситуативно и слабо воплощает  его в жизнь.
8. Кропотливой  систематической работы избегает.
9. Не  уходит от конфликтов, в ситуации  конфликтного взаимодействия чувствует  себя неплохо.
10. Часто  оказывается источником конфликта,  но не считает себя таковым. 

Конфликтная личность — ригидный тип. 

1. Подозрителен.
2. Обладает  завышенной самооценкой.
3. Постоянно  требуется подтверждение собственной  значимости.
4. Часто  не учитывает изменения ситуации  и обстоятельств.
5. Прямолинеен  и негибок.
6.С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.
7. Выражение  почтения со стороны окружающих воспринимает как должное.
8.Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида.
9. Малокритичен  по отношению к своим поступкам. 10. Болезненно обидчив, повышенно  чувствителен по отношению к  мнимым или действительным несправедливостям. 

Конфликтная личность — неуправляемый  тип. 

1. Импульсивен,  недостаточно контролирует себя.
2. Поведение  такого человека плохо предсказуемо.
З. Ведет  себя вызывающе, агрессивно.
4. Часто  в запале не обращает внимания  на общепринятые нормы.
5. Характерен  высокий уровень притязаний.
6. Несамокритичен.
7. Во  многих неудачах, неприятностях  склонен обвинять других.
8. Не  может грамотно спланировать  свою деятельность или последовательно  претворить планы в жизнь.
9. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.
10. Из  прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее. 

Конфликтная личность — сверхточный  тип. 

1. Скрупулезно  относится к работе.
2. Предъявляет  повышенные требования к себе.
3. Предъявляет  повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что  людям, с которыми работает, кажется,  что к ним придираются.
4. Обладает  повышенной тревожностью.
5. Чрезмерно  чувствителен к деталям.
6. Склонен  придавать излишнее значение замечаниям окружающих.
7. Иногда  вдруг порывает отношения с  друзьями, знакомыми потому, что  ему кажется, что его обидели.
8. Страдает  от себя сам, переживает свои  просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь  за них даже болезнями (бессонницей,  головными болями и т.п). 

9. Сдержан  во внешних, особенно эмоциональных  проявлениях. 10. Не очень хорошо  чувствует реальные взаимоотношения  в группе. 

Конфликтная личность - бесконфликтный тип. 

1. Неустойчив  в оценках и мнениях.
2. Обладает  легкой внушаемостью.
3. Внутренне противоречив.
4. Характерна  некоторая непоследовательность  поведения.
5. Ориентируется  на сиюминутный успех в ситуациях.
6. Недостаточно  хорошо видит перспективу.
7. Зависит  от мнения окружающих, особенно  лидеров.
8. Излишне  стремится к компромиссу.
9. Не  обладает достаточной силой воли.
10. Не  задумывается глубоко над последствиями  своих поступков и причинами  поступков окружающих. 

Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. Конфликтность - не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист - практический психолог.
Речь  идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности. 
 
 
 

2.2. Конфликты в обществе 
 

Общество  как сложный социальный организм живет и развивается
по своим  законам. В нем, как и в любой  другой социальной системе, возникают  конфликты.
Объективной основой возникновения конфликтов в обществе является наличие в нем совокупности социальных отношений между субъектами социального взаимодействия особого рода - нациями, государствами, классами (социальными группами), партиями, союзами и т.д.
Под конфликтами  в обществе мы будем понимать конфликты  различных сфер общественной жизни (экономической, политической, социальной и духовной), в которых происходит столкновение интересов, ценностей, взглядов и целей особых субъектов социального взаимодействия — наций, государств, классов, партий, союзов и т. д. 

Таким образом, конфликты в обществе подразделяются на четыре основные группы: экономические, политические, социальные и духовные. В каждой из названных групп в зависимости от тех или иных факторов и условий выделяются конкретные виды конфликтов. Например, в группе экономических конфликтов могут быть выделены внутренние (охватывающие конкретное государство) и внешние (международные); крупномасштабные и местные и т. п. 

Дадим краткую характеристику каждой из четырех  групп конфликтов в обществе. 

Экономические конфликты 

Экономические конфликты возникают между субъектами социального взаимодействия на основе столкновения экономических интересов.
Экономические конфликты — это противоборство субъектов социального взаимодействия (наций, государств, классов и т. д.) на основе противоположных экономических интересов, обусловленных положением и ролью в системе общественных отношений (отношений собственности, власти, права и т. д.). Понятие экономического конфликта означает не что иное, как борьбу различных общественных сил за влияние в сфере экономики: борьбу за экономические ресурсы, рынки сбыта, приоритет в производстве товаров и т.д. Главным фактором, определяющим экономические конфликты, является отношение собственности, которое в той или иной форме находит свое воплощение в субъектах социального взаимодействия. 

Основными субъектами экономических конфликтов являются государства, экономические  союзы, крупные финансовые объединения, монополии и т. д.
Экономические конфликты могут проявляться  на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях и вовлекать в свои орбиты тысячи и миллионы людей, политические партии и государства.
Экономические конфликты отличаются и по формам своего проявления. Такими формами  могут быть: конкуренция, экономическая  блокада, эмбарго, забастовка и др. 
 

Политические  конфликты 

Объективные предпосылки возникновения политических конфликтов скрываются в сфере политических отношений, ядром которых выступают  отношения власти.
Политические  конфликты — это противоборство субъектов социального взаимодействия (наций, государств, классов, политических партий, организаций и т. д.) на основе противоположных политических интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловленных положением и ролью в системе власти. 

Понятие политического конфликта означает не что иное, как борьбу различных общественных сил за влияние в институтах государственной власти (правительстве, парламенте, местных и региональных органах управления и т. п.). Иначе говоря, основным предметом политических конфликтов выступает государственная власть. Ибо только государственная власть позволяет реализовать различные интересы тех или иных общественных сил и не только в политике, а и во всех других сферах социальной жизни.
Основными субъектами политических конфликтов выступают: государства, международные политические союзы, политические партии, организации и др.
Управление  политическими конфликтами осуществляется на международном, государственном, региональном и местном уровнях. Особое место  в управлении политическими конфликтами  принадлежит государству, международным политическим организациям, политическим партиям и другим субъектам политических отношений на соответствующих уровнях. 

Социальные  конфликты 

Объективная основа возникновения социальных конфликтов заключена в противоречиях социальной сферы, основными характеристиками которой являются:
а) комплекс условий труда, быта и досуга;
б) степень  доступности культурных благ и услуг (образования, информации, литературы, искусства и т. д.);
в) гарантии жизнеобеспечения и безопасности, включая  охрану здоровья, социальное обеспечение, трудоустройство, защиту прав и достоинств личности;
г) возможности  социальных перемещений и жизненного самоопределения (выбор профессии, места жительства и т. д.). 

Социальные  конфликты тесно связаны с  экономикой и политикой государства и возникают как результат нарушения прав и гарантий граждан, принадлежщих к тем или иным социальным группам, ущемления их интересов, связанных с указанными характеристиками социальной сферы. Основной формой проявления социальных конфликтов является недовольство граждан, их протест против существующей ситуации, которая сложилась не по их воле.
В этом смысле социальные конфликты отличаются от других конфликтов в обществе, в  которых наблюдается активное противоборство заинтересованных субъектов социального взаимодействия. Однако следует иметь в виду, что растущее недовольство граждан в социальной сфере может привести к социальному бунту или взрыву, который может приобрести политическую направленность, связанна со свержением существующей власти.
Социальные конфликты - это особая форма противоборства граждан с властями, обусловленная ущемлением интересов граждан, а также нарушением их прав и гарантий в социальной сфере. 
 
 

Конфликты в духовной сфере  общества (духовные конфликты) 

Конфликты в духовной сфере общества возникают на основе противоречий, складывающихся в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей. Такие конфликты охватывают сферу общественного сознания, науку, религию, литературу, искусство, а также те социальные институты, которые управляют этими явлениями.
Конфликты духовной сферы - это противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных интересов и взглядов в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей. 

Субъектами  конфликтов в духовной сфере могут быть как отдельные государства, международные сообщества, социальные группы, партии и т. д., так и отдельные личности. Одной из существенных особенностей таких конфликтов является то, что они затрагивают культуру народов, их традиции и обычаи.
Конфликты в духовной сфере весьма многообразны. Наиболее распространенными и острыми  из них являются религиозные конфликты, конфликты в сфере искусства, а также идеологические конфликты. Основными формами проявления таких  конфликтов являются: дискуссии, критика, преследование инакомыслящих и др. Наиболее распространенной и острой формой духовных конфликтов является идеологическая борьба.
Управление  конфликтами в сфере духовных отношений предполагает все виды деятельности, связанные с прогнозированием, предупреждением, ограничением и разрешением конфликтов. В процессе управления духовными конфликтами следует учитывать тот факт, что такие конфликты зачастую затрагивают культуру народов, их традиции и обычаи, что придает им особую остроту и затяжной характер. Разрешение таких конфликтов возможно лишь на основе взаимного уважения культурных и национальных ценностей, признания права каждого народа на свою культуру. 
 
 
 
 
 

2.3. Конфликты в семье 
 

Семейные  конфликты являются одной из самых  распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.
Уникальность  семейных отношений обусловливает  не только специфику возникновения  и протекания конфликтов в семье, но и особым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее членов.  

Семейные  конфликты — это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов. 

Семейные  конфликты имеют свои особенности, учет которых необходим при предупреждении и разрешении таких конфликтов. 

1. Прежде  всего, семейные конфликты отличаются  особым предметом, специфика которого  обусловлена уникальностью семейных  отношений. Важнейшей особенностью семейных отношений является то, что их основное содержание составляют как межличностные отношения (любовь, кровное родство), так и правовые и нравственные обязательства, связанные с реализацией функций семьи: репродуктивной, воспитательной, хозяйственно-экономической, рекреативной (взаимопомощь, поддержание здоровья, организация досуга и отдыха), коммуникативной и регулятивной.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.