На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предприятие как субъект хозяйствования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

    Центральным звеном рыночной экономики, в котором  принимаются и осуществляются решения  об использовании ограниченного  количества благ с учётом обстоятельств  внешней среды, выбора вариантов  решения проблем, направленных на достижение желаемых конечных результатов являются хозяйствующие субъекты.
    В условиях рыночной экономики предприниматель  свободен в использовании возможностей выбора вариантов решения проблем, альтернатив развития и определения  своих целей. Однако существующая экономическая  система выступает “как рамочное условие предпринимательской деятельности”. Помимо прочих условий эта система  определяет организационно-правовые формы  предприятий как хозяйствующих  субъектов.
    Организационно  – правовые формы предпринимательской  деятельности отличаются крайним разнообразием: к этой категории относятся как  гигантские корпорации, подобные General Motors, так и местные специализированные магазины или семейные продуктовые лавки с одним-двумя служащими и ежедневным небольшим объемом продаж. Такое разнообразие порождает необходимость классифицировать фирмы по некоторым критериям, таким, например, как правовой статус.
    Принимая  решение о выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем  возможных прав и обязательств, что  зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга  партнеров, существующего в стране законодательства.
    Правовая  форма предприятия представляет собой комплекс правовых и хозяйственных  норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений  между работниками и собственником  предприятия, между предприятием и  другими, внешними по отношению к  нему хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Этими правовыми нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и деятельность предприятий.
    Наличие организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, является важнейшей предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики  в любом государстве, в том  числе и в Беларуси.
    Цель  данной работы заключается в рассмотрении предприятия, как субъекта хозяйствования. Объектом исследования является предприятие, как субъект хозяйствования в Республике Беларусь. 

    В соответствии с поставленной целью  курсовой работы рассматриваются следующие  задачи:
    определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования предприятий;
    оценка эффективности организационно-правовых форм предприятий;
    изучить предприятие, как субъект хозяйствования.
    Поставленные  задачи были выполнены путём анализа  экономической литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1
ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 

      Цели, задачи, механизм создания и функционирования
 
    Предприятие — самостоятельный субъект хозяйствования с правом юридического лица, который  на основе использования трудовым коллективом  имущества производит и реализует  продукцию, оказывает услуги[2 c. 25].
    Как вытекает из определения, предприятие  обладает самостоятельностью, правами  юридического лица. Государство не вмешивается в хозяйственную  и иную деятельность, гарантирует  соблюдение прав вне зависимости  от формы собственности. В нашей  стране деятельность предприятия регламентируется Законом "О предприятиях в Республике Беларусь" от 17 ноября 1997 г. с внесенными изменениями в закон 14 декабря 1990г. « О предприятиях в Республике Беларусь»[10].
    Самостоятельность предприятия проявляется в том, что оно разрабатывает производственную программу и реализует продукцию (услуги); сдает в аренду, предоставляет бесплатно здания, сооружения, оборудование, иное имущество; использует по своему усмотрению чистую (остающуюся после выплаты всех платежей) прибыль; самостоятельно определяет перспективу развития; определяет стратегию внешнеэкономической деятельности; выступает инициатором акционирования, создания иных хозяйственно-правовых форм и др.
    Учредителем предприятия могут быть: государство; физическое лицо; юридическое лицо.
    Предприятия республиканской собственности создаются органами управления республики, государство не отвечает по обязательствам предприятия, и наоборот. Предприятия коммунальной собственности создаются местным советом или уполномоченным им органом. Убытки, полученные предприятием вследствие выполнения распоряжений власти, подлежат возмещению.
    Прежде  чем приступить к производственной деятельности, хозяйствующий субъект  обязан зарегистрироваться и  получить лицензию (в случае лицензирования предполагаемого направления работы); при реорганизации или смене собственника обязательна перерегистрация.
    Основным  обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности, в соответствии с названным законом, является прибыль.
    Права юридического лица проявляются в  таких признаках, как:
    наличие имущественного права;
    присутствие обязанностей и ответственности;
    возможность заключать договоры, быть истцом и ответчиком в суде.
        Данные предприятию права имеют  рыночную направленность — предприятие  самостоятельно, на хозрасчетных  началах ведет финансово-хозяйственную  деятельность. При этом учитываются  нужды потребительского рынка,  мотивация труда и инициатива  индивидуумов.
         Основная цель предприятия —  удовлетворение материальных и  духовных потребностей на основе  экономической эффективности. Следовательно,  задачами предприятия должны  стать такие, как:
    высокая результативность хозяйствования;
    разработка и постоянное повышение уровня технологии;
    наращивание высокопроизводительного технического потенциала;
    рациональная организация производства и управление им;
    координация своей деятельности в соответствии с рыночными тенденциями и др.
    Любое предприятие состоит из подразделений, объединяющих аналогичные (одинаковые, близкие) функции, работников. Система  логически взаимосвязанных подразделений, отражающих внутреннее строение предприятия, называется организационной структурой предприятия.
    Прорабатывая  организационную структуру, производитель  должен изучить состояние ряда направлений:
государственная экономическая политика (модель построения общества: механизмы создания и развития модели; приоритетное развитие отраслей и др.);
государственная поддержка производителей (налоговая, ценовая, денежно-кредитная, таможенная политика);
государственное регулирование хозяйственной деятельности (регистрация, лицензии, статотчетность и др.);
формирование  морально-психологического климата (отношение  населения к предпринимательству); поведение государственного аппарата и др.;
состояние и стабильность законодательной базы и ряд других. Только на основе достоверных комплексных данных предпринимательской информации можно приступать к созданию предприятия. Основными этапами создания могут быть следующие:
    изучение емкости внутреннего и внешнего рынков, в том числе анализ текущего и потенциального спроса, платежеспособности, удовлетворения потребностей рынка действующими субъектами хозяйствования, исследование характера ценообразования, тенденций рынка;
    разработка стратегии, определение номенклатуры и ассортимента продукции, создание производственной программы, исследование перспективы роста;
    поиск партнеров, детальное изучение их деловой репутации;
    технико-экономическое обоснование;
    подготовка учредительных документов (договор, устав);
    регистрация;
    получение лицензии, если предполагаемый вид хозяйственной деятельности (оказания услуг) подлежит лицензированию.
      Классификация предприятий (объединений)
 
    Классификация предприятий может быть дана с  использованием ряда признаков.
    По  цели и характеру деятельности можно  выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых  обеспечивается бюджетным финансированием  государства.
    В соответствии с формами собственности, установленными законодательством  РБ, могут действовать предприятия  следующих видов[5, с.132]:
    индивидуальные предприятия, основанные на личной собственности физического лица и исключительно его труде;
    частные предприятия, основанные на собственности отдельного гражданина, с правом найма рабочей силы;
    семейные предприятия, основанные на собственности и труде членов одной семьи;
    государственные предприятия, основанные на общегосударственной собственности;
    коллективные предприятия, основанные на собственности трудового коллектива предприятия;
    совместные предприятия, основанные на базе объединения имущества разных собственников. В числе их учредителей могут быть иностранные юридические лица и граждане;
    арендные предприятия, основанные на договорном временном владении и использовании имущества, которое необходимо арендатору для осуществления предпринимательской деятельности. Объектами аренды могут быть целые имущественные комплексы предприятий, их структурных подразделений или отдельные единицы имущества.
    Предприятия различаются по признаку принадлежности капитала[6, c. 37]: национальные, заграничные (капитал является собственностью иностранных предпринимателей, контролирующих их деятельность) и смешанные.
    По  форме хозяйствования выделяют хозяйственные  товарищества, представляющие объединение  предпринимателей.
    Вид предприятия могут определять технологическая (региональная) целостность и степень  подчиненности. По этому признаку разнятся головные и дочерние предприятия  и их филиалы. Головные предприятия  контролируют деятельность дочерних и  филиалов.
    Дочернее  предприятие является юридически самостоятельным  и организационно обособленным, самостоятельно осуществляет коммерческие операции и  составляет отчетный баланс, но контрольный  пакет акций принадлежит головному  предприятию.
    В отличие от дочерних предприятий  филиал не пользуется юридической и  хозяйственной самостоятельностью, не имеет собственного устава и баланса, действует от имени и по поручению  головного предприятия. Почти весь акционерный капитал филиала  принадлежит головному предприятию.
    По  функционально-отраслевому виду деятельности выделяют следующие виды предприятий[6, c.112]: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, торговые, производственно-торговые, торгово-посреднические, строительные, инновационно-внедренческие, лизинговые, банковские, страховые, туристические, предприятия связи и т.п.
    В соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численности  его работников предприятие может  быть отнесено к малым, средним и  большим.
К малым  относятся предприятия с численностью работающих:
    в промышленности и строительстве - до 200 человек;
    в других отраслях производственной сферы - до 50 человек;
    в науке и научном обслуживании - до 100 человек;
    в отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек;
    в розничной торговле - до 15 человек.
    Предприятия могут объединяться в:
    ассоциации - договорные объединения, созданные в целях постоянной координации хозяйственной деятельности, но лишь в той области, к которой имеет отношение ассоциация;
    корпорации - договорные объединения, созданные на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников;
    консорциумы - временные уставные объединения промышленного и банковского капитала для достижения общей цели. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование;
    концерны - уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей;
    картели - договорные объединения предприятий одной отрасли для осуществления совместной коммерческой деятельности;
    синдикаты - разновидность картельного соглашения, предполагающая реализацию продукции через единый совместный сбытовой орган или уже имеющуюся сбытовую сеть одного из участников объединения;
    тресты - монополистическое объединение предприятий, ранее принадлежащих разным предпринимателям, в единый производственно-хозяйственный комплекс. Поскольку здесь интегрируются все направления деятельности, такие предприятия полностью утрачивают свою юридическую и хозяйственную самостоятельность;
    холдинги - специфические организационные формы объединения капиталов. Подобные объединения образуются, когда акционерное общество (товарищество) само непосредственно не занимается производственной деятельностью, а лишь использует свои финансовые средства для приобретения контрольных пакетов акций других акционерных фирм с целью финансового контроля за их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал;
    финансовые группы (финансово-промышленные группы) - объединения юридически и экономически самостоятельных предприятий разных отраслей народного хозяйства, при формировании которых в качестве главных ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. Финансовую группу возглавляют один или несколько банков, которые распоряжаются капиталом предприятий, входящих в объединение, координируют все сферы их деятельности. При этом основным доходом деятельности банка должны быть дивиденды от повышения эффективности работы предприятий,  а не процент на кредит.
 
 
 
      Методы  стратегического управления предприятием
 
    Все многообразие стратегий, которые коммерческие и некоммерческие организации демонстрируют  в реальной жизни, являются различными модификациями нескольких базовых  стратегий, каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии  внутренней и внешней среды, поэтому  важно рассматривать причины, почему организация выбирает ту, а не другую стратегию. Рассмотрим следующие методы стратегического управления[7, c.236].
    Ограниченный  рост. Эту стратегию применяет  большинство организаций в сложившихся  отраслях со стабильной технологией. При  стратегии ограниченного роста  цели развития устанавливаются «от  достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия (например, инфляцию). Если руководство в основном удовлетворено  положением фирмы, то очевидно, в перспективе  оно будет придерживаться той  же стратегии, так как это самый  простой и наименее рискованный  путь действий.
    Рост. Эта стратегия чаще всего применяется  в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для  нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года.
    Сокращение  или стратегия последнего средства. Эта стратегия выбирается организациями  реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в  прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают  устойчивую тенденцию к ухудшению, и никакие меры не изменяют этой тенденции.
    Комбинированная стратегия. Эта стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных  альтернатив - ограниченного роста, роста и сокращения. Комбинированной  стратегии, как правило, придерживаются крупные организации, которые активно  функционируют в нескольких отраслях. Так, организация может продать  или ликвидировать одно из своих  производств и взамен приобрести одно или несколько других. Каждая из вышеупомянутых стратегий представляет собой базовую стратегию, которая, в свою очередь, имеет множество  альтернативных вариантов. Так, стратегия  роста может осуществляться путем  приобретения другой фирмы (внешний  рост) или путем значительного  расширения ассортимента выпускаемой  продукции (внутренний рост).
    Стратегия сокращения имеет альтернативы: ликвидация - самый радикальный вариант, когда  организация перестает существовать; отсечение лишнего, при котором фирма ликвидирует или перепрофилирует свои неэффективные подразделения.
    Базовые стратегии служат вариантами общей  стратегии организации, наполняясь в процессе доводки конкретным содержанием. Проверяется на соответствие целям  организации, сопоставляется с соответствующими стадиями жизненного цикла товара, спроса или технологии, формулируются  стратегические задачи, которые придется решать  в процессе достижения целей, устанавливаются сроки решения  задач (по этапам), определяются потребные  ресурсы.
    Процесс выбора стратегии включает следующие  основные шаги: уяснение текущей стратегии; анализ портфеля продукции; выбор стратегии  фирмы и оценка выбранной стратегии. Уяснение текущей стратегии очень  важно потому, что нельзя принимать  решения по поводу будущего, не имея четкого представления по поводу того, в каком состоянии находится  организация, и какие стратегии  она реализует.
    Анализ  портфеля продукции представляет собой  один из важнейших инструментов стратегического  управления, поскольку дает наглядное  представление того, как взаимосвязаны  отдельные части бизнеса и  как портфель как сумма существенно  отличается от простой суммы его  частей и гораздо важнее для фирмы, чем состояние ее отдельных частей. С помощью анализа портфеля продукции  могут быть сбалансированы такие  важнейшие факторы бизнеса, как  риск, поступление денег, обновление и отмирание.
    Выбор стратегии  фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние  фирмы, с учетом результатов анализа  портфеля продукции, а также характера  и сущности реализуемых стратегий. Основными ключевыми факторами, которые должны быть в первую очередь  учтены при выборе стратегии, являются следующие.
    Сильные стороны отрасли и сильные  стороны фирмы зачастую могут  играть решающую роль при выборе стратегии  роста фирмы. Ведущие, сильные фирмы  должны стремиться к максимальному  использованию возможностей, порождаемых  их лидирующим положением, и к укреплению этого положения. При этом важно  искать возможности развертывания  бизнеса в новых для фирмы  отраслях, обладающих большими задатками  для роста. Лидирующие фирмы в  зависимости от состояния отрасли  должны выбирать различные стратегии  роста. Так, например, если отрасль идет к упадку, то следует делать ставку на стратегии диверсификации, если отрасль бурно развивается, то выбор  стратегии роста должен падать на стратегию концентрированного либо интегрированного роста.
    Слабые  фирмы должны вести себя по-другому. Они должны выбирать те стратегии, которые  могут привести к увеличению их силы. Если таких стратегий нет, то они должны покинуть данную отрасль. Например, если попытки усилиться в быстро растущей отрасли с помощью стратегий концентрированного роста не приведут к желаемому состоянию, фирма должна реализовать одну из стратегий сокращения.
    Цели  фирмы придают уникальность и  оригинальность выбору стратегии применительно  к каждой конкретной фирме. В целях  отражено то, к чему стремится фирма. Если, например, цели не предполагают интенсивного роста фирмы, то и не могут быть выбраны соответствующие стратегии  роста, даже, несмотря на то, что для  этого есть все предпосылки как  на рынке,  в отрасли, так и в  потенциале фирмы.
    Интересы  и отношение высшего руководства  играют очень большую роль в выборе стратегии развития фирмы. Например, бывают случаи, когда высшее руководство  не хочет пересматривать ранее приятые  им решения, даже если и открываются  новые перспективы. Руководство  может любить рисковать, а может, наоборот, стремиться любыми способами  избежать риска. И это отношение  может быть решающим в выборе стратегии  развития. Например, отношение высшего  руководства к риску играет ключевую роль в выборе стратегии разработки нового продукта или освоения новых  рынков. Личные симпатии или антипатии  со стороны руководителей также  могут очень сильно влиять на выбор  стратегии. Например, может быть взят курс на диверсификацию, это поглощение другой фирмы исходя только из того, чтобы свести личные счеты или  доказать что-то определенным лицам.
    Финансовые  ресурсы фирмы также существенно  влияют на выбор стратегии. Любые  изменения в поведении фирмы, такие как выход, на новые  рынки, разработка нового продукта и переход  в новую отрасль, требуют больших  финансовых затрат. Поэтому при выборе стратегий поведения фирмы, имеющие  большие финансовые ресурсы либо обладающие легким доступом к ним, находятся  в гораздо лучшем положении и  имеют для выбора гораздо большее  количество вариантов стратегий  нежели, фирмы с сильно ограниченными  финансовыми возможностями.
    Квалификация  работников, так же как и финансовые ресурсы является сильным ограничительным  фактором при выборе стратегии развития фирмы. Углубление и расширение квалификационного  потенциала работников - важнейшее  условие, обеспечивающее возможность  перехода к новым производствам  либо качественному технологическому обновлению существующего производства.
    Не  обладая достаточно полной информацией  о квалификационном потенциале, руководство  не может сделать верного выбора стратегии фирмы.
    Обязательства фирмы по предыдущим стратегиям создают  некую инерционность в развитии фирмы. Невозможно полностью отказаться от всех предыдущих обязательств в связи с переходом к новым стратегиям. Поэтому при выборе новых стратегий необходимо учитывать тот факт, что еще некоторое время будут действовать обязательства прежних лет, которые будут сдерживать либо корректировать возможности реализации новых стратегий. В связи с этим, чтобы избежать сильного негативного влияния старых обязательств, необходимо их по возможности полно учитывать при выборе новых стратегий и закладывать их выполнение в процесс осуществления новых стратегий фирмы.
    Степень зависимости от внешней среды  существенно влияет на выбор стратегии  фирмы. Бывают такие ситуации, когда  фирма настолько зависит от поставщиков  или покупателей ее продукции, что  она не вольна, делать выбор стратегии  исходя из возможностей более полного  использования  своего потенциала. В этом случае внешняя зависимость  может играть большую роль в выборе стратегии фирмы, чем все остальные  факторы. Сильная внешняя зависимость  может быть обусловлена также  правовым регулированием поведения  фирмы, например антимонопольным законодательством, социальными ограничениями, зависимостью от природной среды, зависимостью от политических факторов и т. п.
    Временной фактор должен обязательно приниматься  во внимание при всех случаях выбора стратегии. Связано это с тем, что и возможности, и угрозы для  фирмы, и планируемые изменения  всегда имеют определенные временные  границы. При этом важно учитывать  и календарное время, и временную  продолжительность интервалов последующего осуществления конкретных действий по реализации стратегии. Фирма не в  любой момент и не в любые календарные  сроки может осуществлять стратегию, а только в те моменты и в  те сроки, в которые появляется возможность  для осуществления стратегии. Очень  часто успеха в осуществлении  стратегии и, следовательно, в конкурентной борьбе добивается та фирма, которая  лучше научилась учитывать время  и соответственно управлять процессами во времени.
    Оценка  выбранной стратегии. Оценка выбранной  стратегии в основном осуществляется в виде анализа правильности и  достаточности учета  при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Вся процедура оценки выбранной  стратегии, в конечном счете, подчинена  одному, приведет ли выбранная стратегия  к достижению фирмой своих целей. И это является основным критерием  оценки выбранной стратегии. Если стратегия  соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим  направлениям.
    Соответствие  выбранной стратегии состоянию  и требованиям окружения. Проверяется  то, насколько стратегия увязана  с требованиями со стороны основных субъектов окружения, в какой  степени учтены факторы динамики рынка и динамики развития жизненного цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т. п.
    Соответствие  выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбранная  стратегия увязана с другими  стратегиями, соответствует ли стратегия  возможностям персонала, позволяет  ли существующая структура успешно  реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии  во времени и т. п.
    Приемлемость  риска, заложенного в стратегии. Оценка оправданности риска проводится по трем направлениям: реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии; к каким негативным последствиям для фирмы может привести провал стратегии; оправдывает ли возможный  положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.
    Обеспечение реализации стратегии. Выполнение стратегии  является критическим процессом, так  как именно он в случае успешного  осуществления приводит фирму к  достижению поставленных целей. Очень  часто наблюдаются случаи, когда  фирмы оказываются не в состоянии  осуществить выбранную стратегию. Это бывает потому что, либо неверно  был проведен анализ и сделаны  неверные выводы, либо потому, что  произошли  непредвиденные изменения во внешней  среде. Однако часто стратегия не выполняется и потому, что управление не может должным образом включать имеющийся у фирмы потенциал  для реализации стратегии. В особенности  это относится к использованию  трудового потенциала.
    Анализ  деятельности фирм, успешно реализовавших  свои стратегии, показывает, что они  в своей деятельности следовали  следующим правилам. Во - первых, цели, стратегии и планы были хорошо доведены до работников с тем, чтобы  добиться с их стороны как понимания  того, что делает фирма, так и неформального  их вовлечения в процесс реализации стратегий, в частности добиться выработки у сотрудников обязательств перед фирмой по реализации  стратегии. Во - вторых, руководство не только своевременно обеспечивало поступление всех необходимых  для реализации стратегии ресурсов, но и имело план реализации стратегии  в виде целевых установок и  фиксировало достижение каждой цели.
    В процессе  реализации стратегий  каждый уровень руководства решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции. В данной главе процесс реализации стратегий  рассматривается как составляющая стратегического управления. Поэтому  остановимся на изучении  этого  процесса только с позиций верхнего уровня руководства, являющегося субъектом  стратегического управления. Так  как высшее руководство должно вести  фирму к достижению целей посредством  соответствующей реализации стратегий, его деятельность на стадии реализации стратегий может быть представлена в виде пяти последовательных этапов[8, c.169].
    Первый  этап - углубленное изучение состояния  среды, целей и разработанных  стратегий. На данном этапе решаются следующие основные задачи:
    окончательное уточнение сущности определенных целей, выработанных стратегий, их корректности и соответствия друг другу, а также состоянию среды. Посредством этого как бы дается окончательное «добро» на реализацию стратегий. При этом возможны корректировки, если произошли изменения в среде, а также в том случае, если обнаружены недостатки в ранее проведенном анализе целей и стратегий;
    более широкое доведение идей стратегий и смысла, целей до сотрудников фирмы с целью подготовки почвы для усиления вовлечения сотрудников в процесс реализации стратегий.
    Второй  этап состоит в том, что высшее руководство должно принять решения  по эффективному использованию имеющихся  у фирмы ресурсов. На этом этапе  проводится оценка ресурсов, принимаются  решения по их распределению, а также  по созданию условий для заинтересованного  вовлечения сотрудников в процесс  реализации стратегий. Важной задачей  является приведение ресурсов в соответствие с реализуемыми стратегиями. Для  этого составляются специальные  программы, выполнение которых должно способствовать развитию ресурсов. Например, это могут быть программы повышения  квалификации сотрудников.
    На  третьем этапе высшее руководство  принимает решения по поводу организационной  структуры. Выясняется соответствие имеющейся  организационной структуры принятым к реализации стратегиям и, если это  необходимо, вносятся соответствующие  изменения в организационную  структуру фирмы.
    Четвертый этап состоит в проведении необходимых  изменений в фирме, без которых  невозможно приступить к реализации стратегии. Проблема изменений исключительно  тонкая, сложная и болезненная. Изменения  не могут быть проведены без учета  объективных факторов. Часто требуется  несколько лет для того, чтобы  провести серьезное изменение на фирме.
    При проработке вопроса изменений очень  важно не только концентрировать  внимание на том, для чего делается изменение, к чему оно должно привести, что и как следует изменить, но также и на том, как изменение  будет воспринято, какие силы и  в какой форме будут сопротивляться, какой должен быть выбран стиль проведения изменения и какими методами оно должно осуществляться. Поэтому для успешного проведения изменение высшее руководство должно  независимо от типа, сущности и содержания изменения составить сценарий возможного сопротивления изменениям; провести действия с целью ослабления стремления к сопротивлению изменениям; устранить или уменьшить до минимума реальное сопротивление; закрепить проведенное изменение.
    Пятый этап участия высшего руководства  в реализации стратегии состоит  в том, что оно проводит пересмотр  плана осуществления стратегии  в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникающие обстоятельства. Стратегический план не догма, естественно, он может и должен при определенных обстоятельствах подвергаться модификации. Однако при этом необходимо избегать изменений плана при появлении  любых новых обстоятельств. Новый  план может быть принят только тогда, когда он сулит возможности получения  выгод, заметно больших, чем те, которые  будут получены при осуществлении  реализуемого стратегического плана.
    Оценка  и контроль выполнения стратегий. Оценка и контроль выполнения стратегий  является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как  идет процесс достижения целей, и  собственно целями организации. Основными  задачами любого контроля являются: 1) определение того, что и по каким  показателям проверять; 2) оценка состояния  контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами  или другими эталонными показателями; 3) выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки; 4) корректировка, если она необходима и возможна. При контроле выполнения стратегий  эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что  стратегический контроль направлен  на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к  достижению целей фирмы. Это принципиально  отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность выполнения стратегического  плана, правильность осуществления  стратегии или правильность выполнения от дельных работ, функций и операций, ибо он сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии, и  приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Корректировка  по результатам стратегического  контроля может касаться  как  стратегий, так и целей фирмы. 
 

ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 

      Организационно-правовые формы коммерческих предприятий
 
    Одной из распространённых форм предприятий  выступают хозяйственные товарищества, которые могут создаваться в  виде полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Товарищества, как правило, представляют собой объединения лиц.
    Важным  новым признаком хозяйственного товарищества после принятия ГК РБ от 1999г. (до 2000г. хозяйственные товарищества не имели статуса юридического лица) является то, что полное товарищество наделяется правами юридического лица и, следовательно, имеет право открывать  счета в банках, иметь печать, нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления  любых видов деятельности, не запрещённых  законом[1].
    Полным  признаётся товарищество, объединяющее двух и более предпринимателей (предприятий). В этом товариществе участники (полные товарищи) в соответствии с заключённым  между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью  и несут ответственность по его  обязательствам, принадлежащим им имуществом (действует неограниченная ответственность). Эта форма юридического лица создаётся  и действует на основании учредительного договора, который подписывается  всеми его участниками.
    Участники полного товарищества несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам своего предприятия. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим  до момента его выбытия, в течение  двух лет со дня утверждения отчёта о деятельности товарищества. Участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в  складочный капитал товарищества к  моменту его регистрации. Остальная  часть должна быть внесена участником в сроки, установленные учредительным  договором. При невыполнении указанной  обязанности участник обязан уплатить товариществу десять процентов годовых  с невнесённой части вклада и  возместить причинённые убытки, если иные последствия не установлены  учредительным договором.
    Вкладом в имущество товарищества могут  быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
    Механизм  действия ответственности участников полного товарищества по его обязательствам снижает привлекательность этой организационно-правовой формы хозяйствования и поэтому она не получила широкого распространения на практике.
    Управление  в этом товариществе осуществляется по общему согласию всех участников, решение  принимается большинством голосов, если это оговорено учредительным  договором. Участники обязаны участвовать  в его деятельности. Прибыль и  убытки распределяются пропорционально  долям участников во вкладочном капитале (может быть и другой порядок по договорённости между участниками). Если вследствие понесённых товариществом  убытков стоимость его чистых активов станет меньше размера его  складочного капитала, полученная товариществом  прибыль не распределяется между  участниками до тех пор, пока стоимость  чистых активов не превысит размер складочного капитала.
    Полные  товарищества сосредоточены преимущественно  в сельском хозяйстве и сфере  услуг и представляют собой, как  правило, небольшие по размерам предприятия, деятельность которых достаточно легко  контролируется их участниками.
    Для отдельных участников (коммандитистов) более привлекательным с позиций  ответственности является участие  в создании товарищества на вере, или  коммандитного товарищества. Оно  представляет собой объединение  нескольких граждан и (или) юридических  лиц на основании договора между  ними в целях ведения хозяйственной  деятельности.
    Это хозяйственное товарищество, в котором  наряду с участниками, осуществляющими  от имени товарищества предпринимательскую  деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными  товарищами), имеется один или несколько  участников – вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных  с деятельностью товарищества, в  пределах сумм внесённых ими вкладов  и не принимают участия в осуществлении  товариществом предпринимательской  деятельности.
    Товарищество  на вере создаётся и действует  на основании учредительного договора. Учредительный договор подписывается  всеми полными товарищами.
    Управление  деятельностью товарищества на вере осуществляется полными товарищами.
    Вкладчик  товарищества на вере обязан внести вклад  в складочный капитал.
    Вкладчик  товарищества на вере имеет право:
    получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале, в порядке, предусмотренном учредительным договором
    знакомиться с годовыми отчётами и балансами товарищества
    по окончании финансового года выйти из товарищества и получить свой вклад в порядке, предусмотренном учредительным договором
    передать свою долю в складочном капитале или её часть другому вкладчику или третьему лицу. Вкладчики пользуются преимущественным перед третьими лицами правом покупки доли (её части).
    Товарищество  на вере ликвидируется при выбытии  всех участвовавших в нём вкладчиков. Однако полные товарищи вправе вместо ликвидации преобразовать товарищество на вере в полное товарищество.
    Таким образом, на участников-полных товарищей  в товариществе на вере, распространяется неограниченная ответственность по долгам товарищества, а на вкладчиков - ограниченная, в пределах их вкладов. Полные товарищи, рискующие всем своим  имуществом, имеют соответственно и  большие права. Только они имеют  право принимать решения, связанные  с использованием общего имущества, только они управляют хозяйственной деятельностью товарищества. Вкладчики же права голоса не имеют, они могут рассчитывать только на установленный в договоре процент от прибыли. Оставшуюся прибыль делят между собой полные товарищи.
    Данная  форма товарищества не вызвала активного  интереса у предпринимателей. Одной  из причин этого, вероятно, является то, что данная организационно-правовая форма была признана законодательно относительно недавно. Товарищество на вере может объединить людей, не располагающих капиталом, и носителей многообещающих замыслов с богатыми людьми, имеющими свободные деньги и не желающими заниматься предпринимательской деятельностью. Могут быть и другие варианты использования этой формы хозяйствования.
    Для переходного периода белоруской экономики весьма удобными являются хозяйственные общества, которые  могут создаваться в форме  обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью и акционерных обществ. Большинство  обществ представляют собой объединение  капиталов.
    Хозяйственными  обществами признаются коммерческие организации  с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счёт вкладов  учредителей (участников), а также  произведённое и приобретённое  хозяйственным обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
    Хозяйственное общество может быть создано одним  лицом, которое становится его единственным участником.
    Участниками хозяйственных обществ могут  быть граждане и юридические лица.
    Вкладом в имущество хозяйственного общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права  либо иные права, имеющие денежную оценку.
    Денежная  оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в отдельных случаях, предусмотренных  законом, подлежит независимой экспертной проверке.
    Общество  с ограниченной ответственностью (ООО) представляет собой такую форму, которая учреждается одним или  несколькими лицами, уставный капитал  которого разделён на доли, определённые учредительными документами (устав  и учредительный договор –  при наличии участников и уставов, если один участник). Учредители этого  общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных  с деятельностью общества в пределах стоимости внесённых ими вкладов.
    В Гражданском кодексе Республики Беларусь сформулировано требование о  предоставлении на момент государственной  регистрации документа, подтверждающего  оплату не менее 50% уставного капитала (10% для производственных кооперативов). Число участников ООО не должно быть более пятидесяти.
    В случае если число участников общества превысит установленный предел, общество в течение года должно преобразоваться  в открытое акционерное общество или в производственный кооператив. Если в течение указанного срока  общество не будет преобразовано  и число участников общества не уменьшится до установленного предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке. Учредители общества заключают учредительный  договор и утверждают устав общества. Учредительный договор и устав  общества являются учредительными документами  общества .Если общество учреждается  одним лицом, учредительным документом общества является устав, утверждённый этим лицом. В случае увеличения числа участников общества до двух и более между ними должен быть заключён учредительный договор.
    В учредительном договоре учредители общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию. Учредительным  договором определяются также состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников общества из общества.
    Уставный  капитал общества составляется из номинальной  стоимости долей его участников. Величина уставного капитала общества должна быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом  на дату представления документов для  государственной регистрации общества.
    Размер  доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах  или в виде дроби. Каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определён  учредительным договором и который  не может превышать одного года с  момента государственной регистрации  общества.
    На  момент государственной регистрации  общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее  чем на половину. Общество вправе ежеквартально, раз в полгода или раз в  год принимать решение о распределении  своей чистой прибыли между участниками  общества. Решение об определении  чистой прибыли общества, распределяемой между участниками общества, принимается  общим собранием участников общества.
    Часть прибыли общества, предназначенная  для распределения между его  участниками, распределяется пропорционально  их долям в уставном капитале общества.
    Высшим  органом общества является общее  собрание участников общества. Компетенция  общего собрания участников общества определяется уставом общества. Каждый участник общества имеет на общем  собрании участников общества число  голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, если иное не предусмотрено в уставе общества.
    Уставом общества может быть предусмотрено  образование Совета директоров (наблюдательного  совета) общества. Руководство текущей  деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом  общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным  исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчётны общему собранию участников общества и совету директоров общества. Общество не обязано публиковать  отчётность о своей деятельности. Данная правовая форма наиболее распространена среди мелких и средних предприятий.
    В Беларуси могут создаваться общества с дополнительной ответственностью, которыми признаются учреждённые одним  или несколькими лицами общества, уставный капитал которого также разделён на доли определённых учредительными документами размеров. Эта новая форма имеет много сходного с обществом с ограниченной ответственностью. Особенностью же данной формы является иная ответственность учредителей – они отвечают солидарно на субсидиарных началах в кратном размере к стоимости их вкладов. Основным должником остаётся само общество. Но если его активов окажется недостаточно для расчётов с кредиторами, остаток долга принимают на себя учредители в размерах, кратных уставному взносу. Кратность при этом определяется учредительным договором.
    Каждое  создаваемое хозяйственное общество (в любой форме) представляет собой  юридическое лицо, действует в соответствии с принятыми его участниками уставом и учредительным договором, имеет собственное наименование с обязательным указанием его организационно-правовой формы. Имеющиеся в составе общества в качестве участников юридические лица сохраняют свою самостоятельность и статус юридических лиц. В белоруской экономике значительный удельный вес по численности персонала и по объёму выпускаемой продукции занимают акционерные общества, особенно созданные в результате приватизации предприятий государственной и частной форм собственности. Создаются открытые и закрытые акционерные общества.
    Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой  разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные  права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Участники  акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанный с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Общество несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Правовая форма акционерного общества предпочтительна для крупных предприятий, где существует большая потребность в финансовых ресурсах.
    Акционерное общество, участники которого могут  отчуждать принадлежащие им акции  без согласия других акционеров, признаётся открытым акционерным обществом (распространяют свои акции посредством открытой продажи). Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и  их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законами и иными  правовыми актами. Число акционеров открытого общества не ограничено. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков.
    Акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или  иного заранее определённого  круга лиц, признаётся закрытым акционерным  обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые  им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному  кругу лиц.
    Как следует из экономической литературы, многие предприятия тяготели к созданию закрытых акционерных обществ, чтобы  избежать прихода нежелательных  участников со стороны. Число участников закрытого акционерного общества не должно превышать числа, установленного законом об акционерных обществах (не должно превышать пятидесяти человек), в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока – ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.
    Акционерное общество обеспечивает централизацию  капитала и является основной организационной  формой современных средних и  крупных предприятий в условиях рыночного типа экономики. Учредители общества заключают между собой  письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления  ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права  и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным  документом общества. Учредительным  документом общества является устав.
    Уставный  капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций  общества, приобретённых акционерами. Его величина определяет минимальный  размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может  быть менее размера, предусмотренного Законом Республики Беларусь от 09.12.1992 (ред. От 30.07.2008) «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной ответственностью» (минимальный размер имущества для открытых АО должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда и для ЗАО – не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда, установленного законодательством, действующим на дату регистрации предприятия).
    Открытая  подписка на акции акционерного общества не допускается до полной оплаты уставного  капитала. При учреждении акционерного общества все его акции должны быть распределены среди учредителей. Каждый владелец акции формально  становится совладельцем акционерного общества. Однако мелкие держатели  акций практически не оказывают  какого-либо влияния на управленческие решения, принимаемые акционерами  компании. Такое влияние оказывают  только те акционеры, у которых имеется заметная часть акций. Они обладают большим количеством голосов: пропорционально числу их акций в процентах к их совокупному количеству (в акционерных обществах действует принцип “одна акция – один голос”). Но на практике возможность управления акционерным обществом даёт владение 15-30% всех акций.
    ОАО отличается от ЗАО тем, что в ОАО  число акционеров не ограничено, а  в ЗАО - число участников не должно быть более 50. Если число акционеров закрытого акционерного общества превысит 50 человек, то в течение года АО должно преобразоваться в открытое акционерное  общество. Другое отличие - порядок  выпуска и размещения акций - в  ОАО он носит публичный характер, а в ЗАО - ограниченный конкретными  физическими и юридическими лицами. 
    Акционеры отвечают по обязательствам акционерного общества, несут возможные убытки, рискуют только в пределах нарицательной  стоимости принадлежащего им пакета акций. В данном случае речь идёт об ограниченной ответственности членов акционерного общества. Само же общество не отвечает по имущественным обязательствам акционеров, принятым ими в индивидуальном, частном порядке.
    Акционерное общество - одна из наиболее сложных  организационно-правовых форм предприятий. Поэтому в нём должно быть несколько  органов управления, внутреннего  и внешнего контроля, органов общего собрания, распределение между ними компетенций, установление порядка  принятия этими органами решений, определённые действия их от имени общества, определение  ответственности за причинённые  убытки. Такие органы определены Законом “Об акционерных обществах”. Ими являются:
    общее собрание акционеров;
    совет директоров (наблюдательный совет);
    единоличный исполнительный орган (генеральный директор);
    коллегиальный исполнительный орган (правление, исполнительная дирекция, исполнительный директор);
    ревизионная комиссия (орган внутреннего контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества);
    счётная комиссия (постоянно-действующий орган общего собрания).
    Собрание  акционеров является высшим органом  управления обществом. Именно через  участие в нём владельцы голосующих акций реализуют право на участие  в управлении делами общества. Однако собрание акционеров может рассматривать  и принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены Федеральным  законом к его компетенции, причём перечень вопросов не может быть расширен по усмотрению самих акционеров.
    Общее собрание акционеров избирает совет  директоров и его председателя. Совет  директоров назначает единоличный, а при необходимости – и  коллегиальный исполнительный орган. Рассмотрим особенности акционерных  обществ как одной из организационных  и финансово-экономических форм хозяйствования.
    Эти особенности состоят в следующем:
    общества используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов через выпуск акций для того, чтобы начать дело;
    ограниченная ответственность. Акционер в случае банкротства акционерного общества рискует потерять деньги, которые он потратил на приобретение акций;
    участие акционеров в управлении обществом (выше дана характеристика их возможностей в управлении акционерным общество);
    право акционеров на получение ежегодного дохода в виде дивиденда;
    использование возможностей стимулирования персонала (предоставление преимущественного права управляющим и работникам на приобретение акций, их продажу в рассрочку, со скидкой и т.д.).
Во всём мире эта организационно-правовая форма  представляет собой более совершенный  механизм организации экономической  деятельности. Положительными чертами  акционерных обществ являются: разделение акционерного капитала на равномерные, свободно обращающиеся доли – акции; ограниченная ответственность акционеров по обязательствам общества в размере  стоимости акции; уставная основа объединения, которая позволяет легко менять число участников и размеры акционерного капитала; разделение функции общего руководства (собрание акционеров) от управления хозяйственной деятельностью (дирекция общества) и т.п.
Характерные черты АО:
    оно является юридическим лицом;
    оно несет имущественную ответственность перед кредиторами;
    оно располагает имуществом, полностью обособленным от имущества отдельных акционеров;
    владеет наличным акционерным капиталом, разбитым на части (акции).
    Преимущества  АО:
    способны привлекать дополнительные инвестиции путем выпуска акций, ограничивают ответственность партнеров-акционеров стоимостью акций при общем экономическом интересе;
    снижают предпринимательские риски;
    облегчают переливы капиталов из отрасли в отрасль.
    Определённое  место в системе коммерческих организаций принадлежит производственному  кооперативу (артель). Эта организационно-правовая форма хозяйствования представляет собой добровольное объединение  граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной  деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля и др.), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении  его членами (участниками) имущественных  паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного  кооператива может быть предусмотрено  участие в его деятельности юридических  лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.