На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Методические основы логопедического обследования лиц с дизартрией

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические основы проблемы изучения лиц, страдающих дизартрией..
1.1.1. Понятие «дизартрия».
1.1.2. Этиопатогенетические  механизмы дизартрии.
1.1.3. Классификация  дизартрии
1.2. Особенности двигательных нарушений у лиц с дизартрией
1.3. Особенности психической сферы у лиц с дизартрией
Глава II. Методические основы логопедического обследования лиц с дизартрией
2.1. Обследование речи у детей, страдающих дизартрией
2.2. Содержание работы по коррекции речи у детей с дизартрией
Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 

Введение 

      Дети  с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при
нормальном слухе  и сохранном интеллекте.
      Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту.
      В настоящее время, несмотря на достаточную методическую разработанность данной темы, нераскрытыми остаются такие, как: вопросы симптоматики, механизмов структуры речевого дефекта у детей со стертой дизартрией, методы ее дифференциальной диагностики; отсутствуют оптимальные методы ее коррекции. В связи с этим актуальным является вопрос логопедического изучения лиц, страдающих дизартрией. [1]
      В  настоящее время проблема дизартрии детского возраста интенсивно разрабатывается в клиническом, нейролингвистическом, психолого-педагогическом направлениях. Наиболее подробно она описана у детей с церебральным параличом (Данилова Л. А., Лебединсая К.С., Левина Р.Е., Лопатина Л.В., Мастюкова Е. М., Панченко И. И., Певзнер М.С., Правдина-Винарская Е. Н., Приходько О.Г., Семенова К. А., Эйдинова М. Б.  и др.). В зарубежной литературе она представлена работами G. Bohme; М. Climent, Т. Е. Twitchell; R. D. Neilson, N. О. Dwer. [1.]
      Основной  целью исследования является разработка содержания логопедического обследования лиц, страдающих дизартрией.
Объект исследования – процесс речевого развития лиц, страдающих таким нарушением, как дизартрия.
Предметом являются особенности речевого развития лиц  с дизартрией и содержание логопедического обследования детей с дизартрией.
Данные цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих  задач:
- проанализировать  научную и методическую литературу  по проблеме данного исследования;
- разработать содержание логопедического обследования детей с дизартрией
- предложить  игры и упражнения, направленные  на коррекцию дизартрии у детей.
психологические особенности личности с диагнозом  дизартрия.
 


Глава I.
Теоретические основы проблемы изучения лиц, страдающих дизартрией.. 

1.1.1. Понятие «дизартрия». 

      Дизартрия (от греч. dys – расстройство, arthroo – членораздельно произношу) — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, модуляция, в целом произношение становится невнятным. При тяжелых поражениях центральной нервной системы речь становится невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц. Такие нарушения называются анартрией (а — отсутствие данного признака или функции, артрон — сочленение).[3]
      Дизартрические  нарушения речи наблюдаются при  различных органических поражениях мозга, которые у взрослых имеют  более выраженный очаговый характер. У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии, (поражением нервной системы плода и новорожденного). Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе, по данным различных авторов, от 65 до 85% (М. Б. Эйдинова и Е. Н. Правдина-Винарская; Е. М. Мастюкова.). Отмечается взаимосвязь между степенью тяжести и характером поражения двигательной сферы, частотой и тяжестью дизартрии. При наиболее тяжелых формах детского церебрального паралича, когда отмечается поражение верхних и нижних конечностей и ребенок практически остается обездвиженным (двойная гемиплегия), дизартрии (анартрии) наблюдаются практически у всех детей. Отмечена взаимосвязь между тяжестью поражения верхних конечностей и поражением речевой мускулатуры (Е. М. Мастюкова,).
  Менее выраженные формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других нерезко выраженных неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. В этих случаях легкие (стертые) формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции (Л. Т. Журба и Е. М. Мастюкова, 1980).
      Нередко дизартрия наблюдается и в  клинике осложненной олигофрении.[3] 

1.1.2. Этиопатогенетические механизмы дизартрии
      Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробный период развития, в момент родов и после рождения.
Причины:
- асфиксия;
- родовая травма;
- поражение нервной системы при гемолитической болезни;
- инфекционные заболевания нервной системы;
- черепно-мозговые  травмы;
- нарушение мозгового кровообращения;
- опухоли головного мозга;
- пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мебиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.
      Клинико-физиологические  аспекты дизартрии определяются локализацией и тяжестью поражения мозга. Анатомическая и функциональная взаимосвязь в расположении, развитии двигательных и речевых зон, проводящих путей определяет частое сочетание дизартрии с двигательными нарушениями различного характера и степени выраженности.
      Нарушения звукопроизношения при дизартрии  возникают в результате поражения  различных структур мозга, необходимых  для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся:
    периферические двигательные нервы с мышцами речевого аппарата (языка, губ, неба, нижней челюсти, глотки, гортани, диафрагмы, грудной клетки);
    ядра периферических двигательных нервов, расположенных в стволе головного мозга;
    ядра, расположенные в стволе и подкорковых отделах мозга и осуществляющие элементарные эмоциональные, безусловно рефлекторные речевые реакции типа плача, смеха, вскрикивания, отдельных эмоционально выразительных восклицаний и др. Поражение перечисленных структур дает картину периферического характера (пареза).[1.]
Двигательный  механизм речи обеспечивается также  более высоко расположенными следующими мозговыми структурами:
    подкорково-мозжечковыми ядрами и проводящими путями, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса и последовательность мышечных сокращений речевой мускулатуры, синхронность (координированность) в работе артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата, а также выразительности речи. При поражении этих структур наблюдаются отдельные проявления центрального паралича (пареза) с нарушениями безусловных рефлексов, а также с выраженными нарушениями просодических характеристик речи – ее темпа, плавности, громкости, эмоциональной выразительности и индивидуального тембра.
    проводящими системами, обеспечивающими проведение импульсов от коры мозга к структурам нижележащих функциональных уровней двигательного аппарата речи (к ядрам черепно-мозговых нервов, расположенных в стволе головного мозга). Поражение этих структур вызывает центральный парез (паралич) речевой мускулатуры с повышением мышечного тонуса в мышцах речевого аппарата, усилением безусловных рефлексов и появлением рефлексов орального автоматизма с более избирательным характером артикуляционных расстройств.
    корковыми отделами головного мозга, обеспечивающими как более дифференцированную иннервацию речевой мускулатуры, так и формирование речевого праксиса. При поражении этих структур возникают различные центральные моторные расстройства речи.
Патологоанатомические изменения при дизартрии описаны многими авторами (В.Слонимская, 1935; Л.Н.Шендерович, 1938; Ф.Щззутрушь, 1885 и др.).[4]
      Характерными  признаками нарушений артикуляционной  моторики при дизартрии являются дискоординационные расстройства. Они  проявляются в нарушении точности и соразмерности артикуляционных  движений. Эти нарушения обычно сочетаются с трудностями сохранения определенных артикуляционных поз за счет появления насильственных движений – тремора (мелкого дрожания кончика языка).
      Наличие насильственных движений и оральных синкинезий в артикуляционной мускулатуре  – частный признак дизартрии. Они искажают звукопроизношение, делая речь малопонятной, а в тяжелых случаях почти невозможной. Синкинезии могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре, но и в скелетной. При движениях языка у детей нередко возникают сопутствующие движения пальцев правой руки, особенно часто большого пальца.
      Характерным признаком дизартрии являются нарушения  проприоцептивной афферентной импульсации  от мышц артикуляционного аппарата. Дети слабо ощущают положения языка, губ, направление их движений, они  затрудняются по подражанию воспроизвести и сохранить артикуляционный уклад, что задерживает развитие артикуляционного праксиса.
      Таким образом, основные симптомы дизартрии  – нарушения звукопроизношения  и просодической стороны речи – определяются характером и степенью выраженности проявлений артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. При дизартрии нарушается низший фонологический уровень языка.
      Поражение фонологического уровня языка в  период интенсивного развития речевой  функции в некоторых случаях  может приводить к сложной дезинтеграции и патологии всего речевого развития ребенка. В связи с этим у отдельных детей с дизартрией имеет место задержка темпов речевого развития, речевая инактивность, вторичные нарушения лексико – грамматического строя речи. 

1.1.3. Классификация дизартрии.
      Существуют  различные подходы к классификации  дизартрии. В их основу положены принцип  локализации мозгового поражения, степень понятности речи для окружающих, синдромологический подход. Наиболее распространенная классификация в отечественной логопедии создана с учетом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи. 

По локализации  очага поражения 

бульбарная       псевдобульбарная        корковая         подкорковая          мозжечковая
                 (ложная)          (экстрапирамидная) 

Бульбарная  дизартрия: чаще всего встречается у взрослых, очаг поражения находится в продолговатом мозге (бульбусе).
Псевдобульбарная  дизартрия (ложная): по клиническим симптомам очень похожа на бульбарную, но различается по степени выраженности. Встречается только у детей. Возникает из-за поражения кортико-бульбарных путей.
Корковая: возникает в коре головного мозга при этом страдает двигательная зона коры. Выделяют такие виды корковой дизартрии:
- постцентральная афферентная;
- моторная эфферентная.
Корковая дизартрия является наиболее сложной и спорной в этой классификации. Ее существование признается не всеми авторами. Спорный вопрос о корковой дизартрии в значительной степени связан с терминологической неточностью и отсутствием единой точки зрения на механизмы моторной алалии и афазии.
Согласно точке  зрения Е.Н.Винарской (1973), понятие корковой дизартрии является собирательным. Она допускает существование  различных ее форм, обусловленных  как спастическим парезом артикуляционных мышц, так и апраксией. Последние формы обозначаются как апраксическая дизартрия.[5] 

Подкорковая (экстрапирамидная) дизартрия: поражается подкорковые образования -  стриополидарная система, лимбическая система, ретикулярная формация.
Мозжечковая дизартрия: возникает из-за поражения мозжечка 

По клинической  картине 

Паралитическая      спастическая        паретическая        гиперкинетическая      смешанная 

Паралитическая  дизартрия: происходит полное обездвиживание какого-либо органа артикуляции.
Спастическая  дизартрия: наблюдаются спазмы лицевых мыщц. 

Паретическая  дизартрия: при этой форме у ребенка частично обездвиживаются мыщцы какого-либо органа артикуляции.
Гиперкинетическая дизартрия: эта форма нарушения обусловлена повышением тонуса лицевых мышц. 

По степени выраженности 

            анартрия          дизартрия      стертая дизартрия 

Анартрия характеризуется  полной неспособностью человека говорить, а стертая дизартрия – минимальными дизартрическими расстройствами.
      Классификация дизартрии по степени понятности речи для окружающих была предложена французским невропатологом Андре Тардьё (1968). Он выделил четыре степени тяжести речевых нарушений у детей с церебральным параличом:
1. Нарушения  звукопроизношения выявляются только  специалистом в процессе обследования  ребенка.
2. Нарушения  произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих.
3. Речь понятна  только близким ребенка.
4. Речь отсутствует  или непонятна даже близким  ребенка. Четвертая степень нарушения  звукопроизношения, по существу, представляет собой анартрию.
      Основными признаками (симптомами) дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной, моторики и речевого дыхания.
Р.А. Белова-Давид пишет: «Ограниченная подвижность артикуляционных мышц представляет собой основное проявление пареза или паралича этих мышц. Именно это и определяет структуру дефекта при дизартрии».
При дизартрии, в отличие от дислалии, может нарушаться произношение, как согласных, так  и гласных звуков. 
 
 
 

      В зависимости от типа нарушений все  дефекты звукопроизношения при дизартрии делятся на:
    антропофонические (искажение звука);
    фонологические (отсутствие звука, замена, недифференцированное произношение, смешение).
      Для всех форм дизартрии характерны нарушения  артикуляционной моторики, которые  проявляются рядом признаков. [6]
      Для лиц, страдающих данным нарушением характерны нарушения мышечного тонуса, характер которых зависит, прежде всего, от локализации поражения мозга. Выделяют следующие его формы в артикуляционной мускулатуре:
    спастичность артикуляционных мышц – постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре, при выраженном повышении мышечного тонуса язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Напряженная спинка языка, приподнятая к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонетическому недоразвитию. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта. Активные движения при этом ограничены. Невозможность или ограничение объема движения языка вперед может быть связано со спастичностью подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц, а также мышц, прикрепляющихся к подъязычной кости.
    гипотония – это снижение мышечного тонуса: язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания. И в силу этого, рот обычно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. [6]
      При дизартрии наряду с речевыми нарушениями  выделяют неречевые. Это проявления бульбарного и псевдобульбарного  синдрома в виде расстройств сосания, жевания, физиологического дыхания  в сочетании с нарушениями  общей моторики и особенно тонкой дифференцированной моторики пальцев рук. Диагноз дизартрия ставится на основе специфики речевых и неречевых нарушений. [3] 

1.2. Особенности  двигательных нарушений у лиц  с дизартрией.
     Двигательная  система выполняет важную роль в  развитии ребенка. В отличие от иных анализаторных систем двигательная имеет «вкрапления» во все другие. Движения, мышечные импульсы, сопутствуя любому другому ощущению, составляют своего рода компонент ощущения, которое существенно усиливается действием двигательных импульсов.
     Двигательные  нарушения обычно проявляются в  более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги и с легким поворотом головы и глаз в сторону вперед вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.  

     Несмотря  на то, что у детей не наблюдаются  выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк.
     Труднее у таких детей воспитываются  культурно-гигиенические навыки, требующие  точных движений различных групп  мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно.
     Для таких детей характерны также  затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко  научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.
     Поражение двигательной сферы у детей с дизартрией при детском церебральном параличе может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения, при достаточном объеме движения. В других случаях, при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии (неумение выполнить целенаправленные практические действия). Дети с трудом осваивают навыки самообслуживания. [2.] 

1.3. Особенности  психической сферы у лиц с  дизартрией
1.3.1. Эмоционально-волевые нарушения.
     Нарушения в эмоционально-волевой сфере  проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям.
     В дошкольном и школьном возрасте они  двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого.
     Другие  пугливы, заторможены в новой  обстановке, избегают трудностей, плохо  приспосабливаются к изменению  обстановки.[2.]
1.3.2. Нарушения формирования пространственных представлений.
      Формирование  пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с дизартрией. Знания  о  пространстве, пространственная ориентировка развиваются  в  условиях  разнообразных  видов деятельности  школьников:  в  играх,  наблюдениях,  трудовых  процессах,   в рисовании и конструировании.
    К  концу дошкольного возраста у  детей  с  дизартрией  формируется   такие
знания о пространстве,  как:  форма  (прямоугольник,  квадрат,  круг,  овал,
треугольник,    продолговатый,    закругленный,    выгнутый,    заостренный,
изогнутый),  величина  (большой,  маленький,  больше,  меньше,   одинаковые,
равные,  крупно,  мелко,   половина,   пополам),   протяженность   (длинный,
короткий, широкий, узкий,  высокий,  слева,  справа,  горизонтально,  прямо,
наклонно), положение  в пространстве и  пространственная  связь  (посередине,
выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше,  спереди,
сзади, за, перед).
    Овладение   указанным  знаниями  о  пространстве  предполагает:   умение
выделять и  различать пространственные  признаки,  правильно их  называть  и
включать   адекватные   словесные   обозначения   в   экспрессивную    речь,
ориентироваться  в  пространственных  отношениях  при  выполнении  различных
операций, связанных  с активными действиями.
    Полноценность   овладения  знаниями  о   пространстве,   способность   к
пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием  двигательно-
кинестетического, зрительного и слухового  анализаторов  в  ходе  совершения
различных видов  деятельности  ребенка,  направленные  на  активное  познание
окружающей действительности.
    Развитие  пространственной ориентировки  и представление  о  пространстве
происходит в  тесной связи с формированием  ощущения  схемы  своего  тела,  с
расширением практического  опыта детей,  с  изменением  структуры  предметно-
игрового действия, связанного с дальнейшим  совершенствованием  двигательных
умений. Формирующиеся  пространственные представления находят  свое  отражение
и дальнейшее развитие в предметно-игровой,  изобразительной,  конструктивной
и бытовой деятельности детей.
    Качественные  изменения при  формировании  пространственного  восприятия
связаны с развитием  речи у детей, с пониманием и активным употреблением  ими
словесных обозначений  пространственных  отношений,  выраженных  предлогами,
наречиями.
    Овладение   знаниями  о  пространстве  предполагает  умение  выделять  и
различать  пространственные  признаки  и  отношения,  умение  их   правильно
словесно  обозначать,  ориентироваться  в  пространственных  отношениях  при
выполнении различных  трудовых  операций,  опирающихся  на  пространственные
представления. Большую роль в развитии пространственного  восприятия  играет
конструирование и лепка,  включение  адекватных  действиям  детей  словесных
обозначений в  экспрессивную речь.
      Клинико-психические особенности этих детей описаны в литературе (Е. М. Мастюкова, 1977; Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, 1978; Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, 1980, 1985). [1.]2.5. Психолингвистические особенности.
     Определение структуры дефекта при дизартрии на современном уровне развития науки невозможно без привлечения данных психолингвистики о процессе порождения речи. При дизартрии нарушается реализация двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания: голосовых, темпо-ритмических, артикуляционно-фонетических и просодических нарушений. В последние годы внимание многих лингвистов привлекается к просодическим средствам высказывания (расстановка пауз, выделение отдельных элементов высказывания акцентом, включение нужной интонации) в аспекте изучения соотношения семантики и синтаксиса. При дизартрии просодические нарушения могут вызывать своеобразные семантические нарушения и затруднять коммуникацию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.