На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономические проблемы регионов России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 02.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3
1 РЕГИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА……………………..5
      Сущность и приоритетные направления региональной
    экономической политики……………………………………………….…5
      Цели и средства реализации региональной
    экономической политики……………………………………………….....9
    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
    РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………..13
      Экономические структурные проблемы……………………………….13
      Проблемы управления региональным развитием…………………….18
      Региональная политика и поддержка проблемных регионов………..21
    ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
    ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ….24
       3.1 Государственная поддержка «проблемных» регионов……………...…24
       3.2 Разработка федеральных программ регионального развития РФ…….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………...32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ 

     На  современном этапе российских реформ, когда основной задачей становится переход к устойчивому росту, возникает необходимость существенного реформирования социально - экономических систем регионов в Российской Федерации. Сглаживание экономических проблем - один из важнейших вопросов государственного строительства. Субъекты Федерации сильно различаются по площади, численности и плотности населения, уровню экономического развития, природным и климатическим условиям, национальным и историческим особенностям. Все это обусловливает значительные различия в потребностях бюджетного финансирования и налоговых базах отдельных регионов.
     Как показывает мировой опыт, не существует универсального механизма функционирования социально-экономической системы  регионов, пригодного для всех стран. Напротив, эта сфера представляет огромное разнообразие национальных систем. Причины - сильное влияние политики и исторических особенностей формирования государств. Сложность процесса адаптации социально - экономической системы регионов к изменяющимся внешним и внутренним условиям, ключевая роль государственного регулирования при формировании условий для устойчивого экономического роста.
     Объект  исследования этой работы – социально-экономическое  развитие регионов России и региональная политика федерального центра
     Цель  – изучить причины экономических проблем в региональном развитии Российской Федерации и выдвинуть способы ее преодоления.
     Значимость  и актуальность разработки мер региональной политики для преодоления социально-экономических проблем в настоящее время признана на государственном уровне. Поэтому разработка совершенствования региональной политики, обеспечивающей во всех регионах равное финансирование закрепленных за ними расходных полномочий, является актуальной.
     За  прошедшие годы в России неоднократно предпринимались попытки разработки целостной программы регионального развития, проходившие широкое экспертное и общественное обсуждение. Тем не менее, целостная системная программа, содержащая комплекс эффективных мероприятий по стабилизации и обеспечению устойчивого социально-экономического развития регионов страны до сих пор отсутствует. Сложность решения этой задачи обусловлена широким разнообразием специфики регионов, которые в значительной степени различаются как по уровню своего развития, природно-климатическим особенностями, так и характером накопленных проблем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 

      Сущность  и приоритетные направления региональной
      экономической политики 

     Федеративное  устройство российского государства, а также природно-географические, демографические, национально-культурные, хозяйственные различия регионов России определяют ведущую роль региональной политики в обеспечении экономической интеграции российских территорий и создании оптимальной системы экономического федерализма.
     Под региональной экономической политикой  в РФ понимается система целей и задач по управлению экономическим и социальным развитием регионов, а также механизм их реализации. Отсюда следует, что РЭП является органической частью общей социально-экономической политики государства, синтезирующей ее региональные аспекты. Она направлена на всемерное использование благоприятных факторов и ограничение действия негативных региональных факторов для достижения общих стратегических целей и задач социально-экономического развития страны. Вместе с тем это часть общей региональной политики, создающая экономические основы целостности российского государства, всех жизненно важных направлений развития российского общества.
     В рамках общей стратегии и тактики  социально-экономического развития страны предусматривается обеспечить решение целого ряда региональных проблем:
     - учет специфики регионов и  особенностей социально-экономической ситуации в них;
     - развитие экономического федерализма  и межрегиональной интеграции;
     - поддержка проблемных регионов (отстающих,  депрессивных, кризисных, а также регионов особого стратегического значения);
     - перенос ряда направлений реформ  в основном на региональный  уровень (особенно в содействии  развитию малого предпринимательства, социальной сферы, охраны природы и использования природных ресурсов);
     - ликвидация неравномерности социально-экономического  развития различных районов и регионов (или сокращение разрыва между ними).
     Общей тенденцией в РЭП как на национальном, так и на наднациональном уровнях является ее либерализация, а также стимулирование более полного использования научно-технического и производственного потенциала самих районов и регионов.
     Приоритетными направлениями в региональной политике являются: социальные, экономические, экологические, национальные и межэтнические отношения. Все они, безусловно, взаимосвязаны, но в центре этих приоритетов находится экономическое направление. [3, 58]
     В экономическом блоке приоритетными, безусловно, являются: социально-экономические  отношения собственности; земельные  отношения и формирование земельного рынка; бюджетно-налоговые отношения, отношения природопользования; селективная (выборочная) поддержка отдельных регионов. Все эти отношения относятся к проблемам экономического федерализма, которые подробно освещены в периодической печати.
     Эффективная реализация экономического направления  требует решения следующих задач:
     - Обеспечение эффективной специализации  региональных экономик в едином  экономическом пространстве России.
     - Совершенствование механизмов вертикальных  и горизонтальных взаимодействий хозяйствующих субъектов и органов управления, разработка специальных программ проведения реформ в регионах (региональных блоков общероссийской программы).
     - Участие в хозяйственном освоении  новых регионов, в том числе  с привлечением иностранного и отечественного частного капитала.
     - Преодоление распада межрегиональных  и межгосударственных экономических  связей.
     - Поддержка прогрессивных структурных  преобразований в старопромышленных  районах. 
     - Содействие усилиям по преодолению  кризиса в депрессивных регионах и районах с экстремальными природными условиями.
     - Стабилизация финансовой и денежно-кредитной  систем.
     Экологические задачи:
     - Устранение кризисных ситуаций  в районах с чрезмерными нагрузками  на природную среду.
     - Ликвидация последствий экологических катастроф (Чернобыльской, Челябинской аварий и др.).
     Задачи  в области национальных и межэтнических  отношений:
     - Содействие решению проблем русскоязычного  населения в странах ближнего  зарубежья.
     - Обеспечение специфических интересов  и прав малочисленных народов, возрождение присущих им форм хозяйствования.
     - Содействие традиционным формам  хозяйствования и переселению репрессированных народов.
     - Обеспечение условий для урегулирования  военных и межэтнических конфликтов.
     Государственная поддержка регионов должна быть ориентирована на обеспечение всем гражданам России независимо от места их проживания равных возможностей пользоваться правами и свободами на основе Конституции и законов РФ. Государственная поддержка призвана также компенсировать регионам потери от экстремальных природно-климатических условий, восполнять затраты на реализацию общегосударственных программ и т.д.
     Государственное регулирование и селективная  поддержка регионального развития осуществляется по двум каналам — прямым и косвенным. К прямым относятся трансферты из федерального бюджета, а также федеральные региональные программы. Косвенными видами государственной поддержки регионов можно считать поступления федеральных финансовых средств на социально-экономическое развитие территорий по каналам поддержки отраслей народного хозяйства.
     Правительство взяло курс на создание равных экономических  возможностей во всех регионах и повышение  однородности формируемого общероссийского рыночного пространства. С этой целью отменяются не оправдавшие себя налоговые и таможенные льготы и субсидии отдельным регионам и хозяйствующим субъектам. [7, 88] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Цели  и средства реализации региональной экономической политики
 
     Цели  региональной экономической политики Правительства имеют долговременный характер и связаны со стратегическими направлениями социально-экономического развития России.
     Главная цель предстоящего десятилетия в  области РЭП — это стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом регионе России, повышение на этой основе уровня и качества жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций РФ в мире.
     Более частными по сравнению с главной  целью являются:
     - укрепление экономического единства  страны на основе принципов федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка;
     - обеспечение примерно равных  условий социального развития  во всех регионах России;
     - всемерное использование региональных  факторов для формирования в регионах эффективной социально-ориентированной экономики.
     Для достижения этих целей необходимо решение  определенного круга задач. В  предстоящие годы в качестве основных задач РЭП могут быть названы:
     - повышение работоспособности основных  систем жизнеобеспечения и научно-производственного потенциала, преодоление спада производства прежде всего в наиболее развитых опорных регионах, сведение к минимуму социального и экономического ущерба от свертывания неконкурентоспособных производств;
     - оказание содействия по созданию  в каждом регионе — субъекте  федерации ресурсно-финансового потенциала, достаточного для решения основных задач социально-экономического развития;
     - оказание содействия восстановлению  нарушенных межгосударственных и межрайонных экономических связей, остающихся рациональными в новых условиях;
     - развитие общероссийского рынка  как интегрированной системы  региональных рынков товаров,  услуг, капитала и рабочей силы;
     - развитие межрегиональных инфраструктурных систем (транспорт, связь, информатика и др.);
     - решение острых социально-экономических проблем регионов Крайнего Севера и Дальнего Востока с учетом специфических интересов проживающих здесь малочисленных народов;
     - удержание в социально безопасных  рамках безработицы в крупных  центрах и индустриальных районах;
     - принятие мер к урегулированию миграции населения, обеспечение расселения переселенцев и беженцев в регионах, имеющих необходимые предпосылки.
     В практическом осуществлении задач  региональной экономической политики используются разнообразные формы и методы государственного воздействия. В качестве основных форм государственного регулирования регионального развития предусматривается:
     - использование федерального бюджета  для перераспределения финансовых  ресурсов между регионами; 
     - осуществление федеральных программ  развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием, участие в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
     - размещение федеральных заказов  на поставку продукции для  общегосударственных нужд.
     В составе каждой федеральной целевой  программы должен разрабатываться  территориальный блок.
     Основная  часть мероприятий Правительства, оказывающих воздействие на региональное развитие, будет осуществляться в рамках общей макроэкономической, структурно-инвестиционной, внешнеэкономической, социальной политики, проведения институциональных преобразований. При их разработке и реализации должны учитываться интеграционный (агломерационный) региональный эффект и соответствие интересам комплексного социально-экономического развития территорий Российской Федерации. Так, при проведении конкурсов инвестиционных проектов с долевым (20 %) участием государства важно учитывать их влияние на социально-экономическую ситуацию в конкретных регионах (создание рабочих мест, развитие социальной сферы и т.д.). [4, 97]
     По  мере расширения инвестиционных возможностей государства будет формироваться  фонд регионального развития, средства которого будут направляться на финансирование эффективных проектов регионального и межрегионального значения.
     В целях развития наукоемких производств, высоких технологий и активизации  международных экономических связей России в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру, будут создаваться условия для формирования свободных экономических зон, технополисов и также других "точек роста" и "локомотивов" экономики субъектов РФ.
     Для успешной реализации государственной  РЭП предусматривается продолжить создание системы правовых и организационно-экономических норм, научно-технических и проектных работ, совершенствование механизмов государственного регулирования регионального развития.
     - подготовить нормативно-правовые  документы о разграничении и  делегировании полномочий между  федеральными органами власти  и органами власти субъектов федерации, а также об общих принципах организации местного самоуправления;
     - законодательно-нормативно закрепить  процедуру оказания мер государственной  поддержки регионам;
     - пересмотреть структуру и размещение  подразделений федеральных служб в регионах;
     - шире использовать возможности  новых организационных форм экономического  сотрудничества (региональные и  межрегиональные ассоциации экономического  взаимодействия, территориальные ФПГ  и другие);
     - обеспечить единство нормативно-правового пространства для всех субъектов хозяйствования на всей территории Российской Федерации;
     - разработать систему мониторинга  и научных прогнозов финансово-экономического  и социального развития регионов  России. [9, 57] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
         2.1 Экономические структурные проблемы 

     Регионы, создававшиеся и развивавшиеся  в нерыночной логике, при помещении  их в рыночную среду перестали соответствовать масштабу экономических и социальных процессов открытого рынка. Часть субъектов Российской Федерации и городов - административных центров явно оказались не в состоянии обеспечивать конкурентоспособность собственного хозяйства не только в глобальном, но даже и страновом масштабе. В первую очередь, не нашли себя в новой экономике те поселения, которые исторически возникли в связи с решением старых геополитических задач (центры военно-промышленного комплекса, военные городки, закрытые административно-территориальные образования, монопрофильные поселения, полностью зависящие от технологии градообразующих предприятий и пр.). По экспертным оценкам, ежегодные потери Российской Федерации от неэффективной пространственной организации оцениваются в 2,25-3,0 % ВВП в год.
     Постепенная рыночная оптимизация хозяйственной  деятельности и численности населения в регионах, столкнувшись с неэффективной пространственной организацией страны, привела к росту расходов на поддержание инфраструктурного хозяйства, избыточного в теряющих население и производственные активы территориях и недостаточного в растущих регионах (ограниченность возможностей портового хозяйства, экспортных трубопроводов в нефтегазовом комплексе, систем жизнеобеспечения в ЖКХ). Зачастую, инженерные и социальные инфраструктуры были развернуты там, где они сейчас не нужны (в частности, 11—12% установленной мощности электрогенерирующих объектов в России не эксплуатируется уже длительное время), а там, где в этих инфраструктурах существует большая потребность, их явно недостаточно (энерогодефицит и перегруженность сетей уже ощущается и в Москве, и Санкт-Петербурге). Нередко данные инфраструктуры предельно устарели, а их эксплуатация чрезвычайно ресурсоемка. Например, эксперты отмечают, что 75% существующего жилого фонда России составляют самые энергозатратные в мире дома из сборного железобетона. На теплоснабжение данного фонда затрачивается не менее 45% энергоресурсов (около 430 млн. тонн условного топлива в год), что в 2,3 раза больше, чем расход топлива на производство электроэнергии. Постоянное наращивание расточительного теплопотребления и большие потери тепла в сетях привели к устойчивому дефициту тепловых мощностей и снижению надежности теплоснабжающих систем. Дефицит тепловой мощности почти в 190 городах России составляет 20% от потребности и, вполне понятно, что в холодные зимы этот дефицит увеличивается в разы. Потери тепла только при транспортировке теплоносителя из-за значительной протяженности и неудовлетворительного состояния магистралей достигают в зимний период 25-30%.
     Унаследованная  от СССР система расселения и территориальная хозяйственная организация Российской Федерации предопределили закрепление в первую очередь сырьевой специализации страны. Наиболее конкурентоспособной на мировом рынке частью страны оказываются сырьевые зоны России. Они «стягивают» на себя проектные мощности, поглощают свободные капиталы, квалифицированную и мобильную рабочую силу. В частности, большинство инфраструктурных проектов последнего десятилетия нацелены на обеспечение транзитной экономики. Специфической является направленность проектируемых крупных транспортных путей: от сырьевых зон к портам и пограничным переходам для вывоза на экспорт. Отсутствие зон высокоорганизованной урбанистической среды жизни (дефицит современных городских инфраструктур, информационных каналов, экологически благоприятных условий жизни в населенных пунктах, ограниченная транспортная доступность основных мировых центров) становится препятствием для концентрации на территории Российской Федерации ресурсов будущего: высококвалифицированной мобильной рабочей силы, инновационных технологий, источников информации, брэндов, культурных ценностей и так далее.
     Складывающаяся  в Российской Федерации новая  иерархия регионов не всегда обеспечивает рост связанности в стране. Существующие старые региональные границы, поддержанные административно, блокируют процессы социально-экономического развития, регионы-лидеры пока слабо влияют на развитие других территорий. Это выражается, с одной стороны, в значительных потерях, связанных с автономизацией хозяйственных и социальных комплексов отдельных территорий (например, конкуренция портовых комплексов и транспортных проектов на Северо-Западе России). С другой стороны, слабая связанность и непродуктивность взаимодействия регионов в существующей пространственной конфигурации выражается в том, что внутри страны возрастает разрыв в темпах роста экономики между отдельными субъектами Федерации. К 2008 году десять-двенадцать субъектов Федерации из 89 обеспечивали более 50% ВВП страны. В этих же регионах сосредоточились основные инвестиции и другие ресурсы экономики. Разрыв в социально-экономической ситуации становится основным социальным противоречием, порождающим политические конфликты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1 Доля отдельных субъектов Российской Федерации
     в суммарном ВРП России, %. 

  Доля в 2009 г., %   Доля в 2004 г., %
1. г. Москва      21,1 1.г. Москва      10,2
2. Тюменская область      10,1 2. Тюменская  область      6,3
3. Московская область      3,9 3. Свердловская  область      3,8
4. г. Санкт-Петербург      3,9 4. Московская  область      3,6
5. Республика Татарстан      2,8 5. г. Санкт-Петербург      3,2
6. Свердловская область      2,6 6. Самарская  область      3,2
7. Самарская область      2,5 7. Красноярский  край      3,0
8. Красноярский край      2,5 8. Нижегородская  область      2,8
9. Краснодарский край      2,5 9. Башкортостан      2,7
10. Республика Башкортостан      2,3 10. Челябинская  область      2,7
Всего 10 субъектов      54,2 Всего 10 субъектов      41,5
 
     Доминирующая  в стране внутренняя производственно-территориальная  организация большинства регионов не обеспечивает их конкурентоспособность  в глобальном рынке. В результате советской политики размещения производительных сил в России не существует практически ни одного конкурентоспособного территориального кластера как динамичной и внутренне конкурентной сети близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукции и совместно обеспечивающих хорошие рыночные позиции для страны, отрасли и самих предприятий. Примерно одна четверть всех субъектов Российской Федерации имеет монопрофильную экономику и основным донором их бюджетов выступают не производственные сети, а крупные вертикально-интегрированные корпорации. Даже несырьевая и старонаселенная Тверская область, имеющая полиотраслевую структуру хозяйства, на деле зависит от счетного количества предприятий (четыре предприятия лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности производят более 60% продукции отрасли; в машиностроении три предприятия суммарно дают более 44%; в энергетике два предприятия обеспечивают почти 90% производства). Монофункциональные регионы наиболее уязвимы при изменении экономических условий. Монофункциональных городов больше всего в старопромышленных региона Центра, Урала и в регионах нового освоения. В 13 регионах Российской Федерации доля таких городов превышает 60%. Хотя более 74% монофункциональных городов - малые и средние, с населением менее 50 тыс. человек, концентрация населения в них достаточно высока. Только в Свердловской области в монофункциональных городах проживает 1,5 млн. человек (42% городского населения), в моногородах республик Хакасия и Коми, Тюменской, Вологодской, Архангельской областей - более половины всего городского населения. На долю монофункциональных городов приходится более 40% городского населения Сибири. Поэтому инвестиции в России пока идут преимущественно в сырье, в крупные корпорации, в большие рынки, но не в конкурентоспособные в мировом масштабе территориально-производственные кластеры. 
 
 

         2.2 Проблемы управления региональным развитием 

     Стабилизация  бюджетной системы страны и экономический  рост дал государству необходимые  ресурсы для реализации политики выравнивания социально-экономического развития регионов. Сегодня можно констатировать, что административные и институциональные механизмы государственного управления региональным развитием во многом утратили свою эффективность, в контексте использованных инструментов достигнут предел эффективности политики выравнивания.
     Для российского государства в сфере  региональной политики возник целый  ряд новых проблем.
     Политика  выравнивания социально-экономического развития регионов, характерная для  эпохи первичной индустриализации, и рассчитанная на размещение в регионах основных фондов, предназначенных для выпуска типовой массовой продукции, а также предполагающая концентрацию рабочей силы, была заменена на политику выравнивания последствий открытия внутреннего рынка.
     Бюджетное выравнивание отстающих в адаптации к рыночным условиям регионов пока не привело к ожидаемым результатам. 
     Регионы-лидеры стали терять мотивацию к развитию, а среди остальных территорий начали проявляться иждивенческие  настроения.
     Для управления региональным развитием  в целом использовался ограниченный набор инструментов, сводившийся в основном к бюджетным трансфертам и федеральным целевым программам. Современные инструменты в систему государственного управления региональным развитием внедряются чрезвычайно медленно. Во-первых, проведение административной реформы и внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, сосредоточилось в основном на федеральном уровне государственной власти. В силу это трудно определить качество регионального управления,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.