Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психологический портрет личности на основе наблюдения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение 
      Особенности составления психологического портрета
      Особенности составления поведенческого портрета
      Соотношение внешнего (поведенческого) и психологического портрета человека
Заключение
Список  литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
 
    Несомненным является  факт значительного вклада наблюдения, как метода психологического  исследования, в описании различных  психических явлений. Психологи   все   чаще   обращаются   к   наблюдению   как   способу познания психики людей. Несмотря на развитие различных методов психологии, наблюдение не потеряло своего значения, поскольку в психологии есть задачи, которые лучше всего решаются с помощью наблюдения, а некоторые — только благодаря наблюдению. В частности, в феноменологических исследованиях, где стоит цель выявить все многообразие   признаков,   присущих   изучаемому   феномену,   очень   часто единственным может стать метод наблюдения. Так были изучены застенчивость,   честность,   тревожность,   саморегуляция   и   другие психические явления. Возникновению таких понятий, как авторитарная личность, успешный лидер, стиль общения и других, как правило, предшествовали многочисленные наблюдения за поведением людей. Благодаря   обобщению   фактов,   собранных   в   наблюдении,   психология существенно продвинулась в раскрытии сущности различных психических явлений. Это эмпатия, ответственность, конформность и многие другие. Таким образом, наблюдение является  наиболее приемлемым при составлении как поведенческого портрета (где оно является одним из главных), так и частично психологического портрета. Обобщенно психолого-поведенческий портрет можно обозначить как портрет личности. Данный вывод делается на основании определения личности, данного Р. С. Немовым, «Личность  – это человек, взятый в системе таких его  психологических  характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих». [4,c.284 ]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Особенности  составления психологического портрета
 
 
    Большинство исследователей, занимающихся изучением психологического портрета, в структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки.
    Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – убеждения и отношения людей. Эти понятия являются относительно постоянными у человека и в своей совокупности представляют собой   психологический   портрет   личности .
      Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о  психологическом   портрете   личности.
      Они включают в него:
1) социально-демографические  признаки (пол, возраст, образование,  род деятельности);
2) социально-психологические  признаки (потребности, мотивы, отношения  к окружающим, уровни понимания);
3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический  тип или темперамент).[3,c.34 ]
       Современная психология рассматривает проблему познания  личности  по ее внешности в рамках взаимосвязи внешности и личностных свойств. В связи с этим можно выделить четыре основных способа познания  личности  на основании трактовки внешности:
    аналитический, когда каждый из элементов внешности связывается с конкретными  психологическими  свойствами;
    эмоциональны - качества  личности  приписываются человеку в зависимости от эстетической привлекательности его внешности;
    перцептивно-ассоциативный - человеку приписываются качества другого, внешне похожего на него;
    социально-ассоциативный - человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен  на   основе  восприятия его внешности.[6, c.342]
     Составить   психологический   портрет  - это  значит определить  психологическое   своеобразие конкретного лица, обратив  внимание на те характеристики, которые могут быть непосредственно  использованы для решения данной  задачи.
      Надо отметить, что от цели составления   психологического   портрета  будет зависеть и технология. Можно выделить психологический портрет   на   основе  житейской психологии, и тогда может быть достаточно только  наблюдения  или свидетельств людей, близко знающих объект психологического портрета.
       Если же речь идёт о психологическом портрете, имеющем под собой серьёзную научную  основу -  наблюдения, беседы или биографического анализа будет недостаточно. В этом случае необходимо использовать батареи психодиагностических методов.
        Кроме  того, назначение психологического  портрета может требовать акцентирования внимания преимущественно на тех или иных качествах или свойствах человека.
       Для составления  психологического   портрета  надо выделить следующие индивидуально-психологические качества (особенности)  личности :
- мимика, жесты, темпоинтонационные особенности речи (свидетельствуют о темпераменте человека);
- содержание высказываний (говорит о мотивах, ценностных ориентирах);
- лексика и характер высказываний (свидетельствуют о профессиональной принадлежности);
- произношение (говорит о национальности, местах постоянного или длительного проживания);
-жестикуляция, манера ношения одежды (помогают судить о возрасте, опыте и статусе).[5, c.80]
      Объективность  психологического   портрета  может быть обеспечена только в том случае, когда выявляется и оценивается весь комплекс внешних признаков состояний и свойств человека. Решающее значение при этом имеет умение быстро оценивать человека по следующим критериям:
1) уровень самооценки;
2) склад ума;
3) потенциал воздействия  на других людей (сильный или  слабый);
4) волевые качества;
5) эмоциональное состояние;
8) наличие комплекса неполноценности.[3, c.42]
       Следует подчеркнуть, что достаточно часто встречается  маскировочное поведение,с нарочно демонстрируемыми чувствами и переживаниями. Проявляя различную экспрессию, имитируя состояния подавленности, сдержанности, оптимизма, беспечности, человек нередко стремится замаскировать свое действительное психическое состояние в данный момент и свое отношение к сложившейся ситуации, ее отдельным элементам. Иногда люди достаточно сознательно играют определенные роли. Поэтому при взаимодействии важно поставить перед собой ряд вопросов:
 О чем говорит сдержанность, спокойствие или несдержанность, тревожность этого человека? Какую роль он пытается играть? Почему именно эту роль?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Особенности составления поведенческого портрета
 
 
    При составлении полной картины личностного портрета   необходимо использовать описание поведенческих особенностей человека. Поведение человека- это совокупность внешних, направленных личностно, социально-значимых действий. Исходя из данного определения поведения, можно сделать вывод о том, что составление поведенческого портрета осуществляется путём описания внешних признаков и проявления внешних действий, т.е. описание внешности. [1,c.158] 
    Внешность - это совокупность анатомических, функциональных и социальных признаков человека, доступных конкретно-чувственному анализу. Следует обращать внимание на те признаки внешности человека, которые дают ориентиры для его оценки. Необходимо различать в этой связи:
1) анатомические признаки  внешности;
2) функциональные;
3) социальные.
      При составлении поведенческого портрета следует использовать следующую общую схему:
    Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека: стиль одежды, прически испытуемого, насколько он стремиться в своем внешнем облике быть «таким как все» или выделяться, привлекать к себе внимание, равнодушен к своему виду или придает ему особое значение. Какие элементы это подтверждают, в каких ситуациях.
    Пантомимика: осанка, особенности походки, жестикуляция. Общая скованность, или, напротив, свобода движений, характерные индивидуальные позы.
    Мимические: общее выражение лица, сдержанность или выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких – скованной.
    Речевое поведение: молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, включение в речь пауз, темп речи.
    Поведение по отношению к другим людям, положение в коллективе и отношение к этому, способ установления контакта, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм), стиль общения ( авторитарное, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя0, позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности), наличие противоречий в поведении – демонстрация различных, противоположных по смыслу способов поведения в одинаковых ситуациях (каких).
    Поведенческие проявления отношения к самому себе: к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, к своим личным вещам.
    Поведение в психологически значимых ситуациях: при выполнении задания, в ситуации конфликта.
    Поведение в основной деятельности
    Примеры характерных индивидуальный вербальных штампов, а также высказываний, характеризующих кругозор, интересы, жизненный опыт.[5,134]

3. Соотношение внешнего и психологического (поведенческого) портрета человека

    Наблюдение определяется как целенаправленное восприятие психической жизни человека. Известно, что содержание психической жизни составляют познавательные процессы, эмоции, воля, система   отношений,   что   каждая   из   этих   сторон   психики   обусловлена присущими   человеку   индивидуальными   особенностями   его   способностей, характера, темперамента и др. Вопрос состоит в том, зачем надо наблюдать, чтобы увидеть (услышать) ту или иную сторону психики человека. Ответ на него оказался довольно сложным и имеет свою историю.

    Был   период,   когда   люди   отождествляли   внешние   проявления человека с его психической жизнью.[2,c.33] В процессе многовековых наблюдений были собраны факты, отражающие связь между внешними и внутренними особенностями человека, затем они обобщались и появлялись характеристики устойчивой, неизменной связи внешних проявлений и внутреннего содержания психики. Вот некоторые из подобных характеристик:

а) отождествление строения различных частей тела и  психических особенностей человека: узкий лоб — недостаток ума, пухлые губы   —   эротическая   чувствительность,   маленькие   глубоко   посаженные глаза —  злобность, уши ниже уровня бровей —  глупость, маленькие руки и ноги — аристократизм, высокомерие и  т. д.;

б) отождествление строения тела - антропометрических показателей - и особенностей темперамента и  характера, что нашло отражение  в антропометрических теориях темперамента У. Шелдона и Э. Кречмера; 

в) приписывание и закрепление за определенными  движениямими свершенно определенных устойчивых психических характеристик. Многочисленные примеры подобного  рода связи описаны в работах  А. Штангля, А. Пиза и др. Безусловно,   к   этим   сведениям   нужно   относиться   как   к   очень ценному и полезному знанию с тем лишь условием, что его нельзя абсолютизировать. Статистическая связь между перечисленными выше параметрами человека и его психикой, как правило, не является   достоверной. Вероятно, далеко не всегда совпадение в строении резцов, мочки ушей, козелка уха, ямочки на щеках   и   т. п.   является   основанием   для  благополучных   семейных или иных отношений. Жизненные наблюдения также, скорее всего, подтверждают, что далеко не всегда строение губ соответствует приписываемым особенностям эмоций, строение головы — качествам ума, строение тела — чертам характера и т. п.

     Однако собранный путем наблюдения материал о связи психики и внешне наблюдаемого поведения оказался шагом вперед в развитии   метода   наблюдения. Прежде всего удалось   описать,   выделить те внешние признаки, за которыми можно наблюдать и которые являются выразителями психической жизни человека. Самый общий из них — поведение человека.     Основные особенности поведения:

1)направленность  на цель, которая связывается  с каким-либо объектом или ситуацией; 

2) используемые  средства для достижения цели;

3) избирательность  средств, обусловленная ситуацией  или индивидуальными особенностями. 

    Эти признаки поведения выделяются как М. Я. Басовым, так и Э. Толменом.[3,c.115] Данная общая характеристика поведения как бы   создает   контекст   наблюдения   за   теми   признаками   поведения, которые являются выразителями психической жизни:   движения туловища,движения руки, выразительные   движения   лица, автоконтакты различных частей тела, положение тела по отношению к собственной оси и по отношению к различным объектам.

    Многие из перечисленных выше признаков описаны как проявления невербального поведения человека. Это не случайно, поскольку за многими из них закрепились особые значения, часто имеющие общечеловеческий смысл или смысл, понятный для какой-то   группы   людей:   профессиональной,   социальной,   этнической и др. Например, улыбка у всех народов читается как признак расположения,   доброжелательного   отношения,   а   кивок   головы вперед может означать согласие ( у русских)  и несогласие (у болгар).

     Другим внешним проявлением психической жизни человека являются речь и голос. Объектом наблюдения при этом могут быть следующие особенности речи: содержание, темп, ритм, интонации, паузы,   скорость,   экспрессия,   характер   голосовых   реакций - крик, вопль, стон, визг и т. п.; характеристики голоса: скрипучий, мягкий, колючий, высокий — низкий, молодой — старческий, звонкий —  глухой и т. п. 

    У человека, включенного в деятельность, объектом наблюдения может стать система движений и действий с присущими им характеристиками:   скорость,   темп,   координация,   последовательность, точность, правильность, автоматизм, уверенность и др. В зависимости от видов деятельности могут быть выделены специфические для того или иного вида деятельности качества движений и действий. Например, во многих видах спорта — амплитуда движений, антиципация движений и действий, напряженность — легкость и т. п.

    Внешним   выразителем   психической   жизни   человека   является его внешность (внешний облик). Через одежду, обувь, косметику, украшения, состояние кожи, волос, прическу можно многое узнать о человеке, его позиции, ценностях, ожиданиях, самооценке, отношении к себе и т. п.

     Для становления наблюдения как метода исследования важным явилось не только описание набора признаков, доступных восприятию и репрезентирующих психику, но и следующие их характеристики[5, c.17]:


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.