На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Профилактика девиантного поведения подростков

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
Введение.
Глава I. Теоретико-методологические основы девиантного поведения подростков.
1.1. Определение основных понятий, сущность, виды и формы девиации…………………………………………………………….……………11
1.2. Методологические подходы и методы  диагностики девиантного поведения в подростковом возрасте……………………………………………18
Глава II. Профилактика девиантного поведения подростков на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних»……………………………………………………………30
2.1. Особенности социальной  работы с подростками с девиантным поведением  в учреждениях социальной реабилитации…………………………30
2.2. Формы и методы профилактической работы с подростками с девиантным поведением……………………………………………….…………..38
Заключение ………………………………………………………………….57
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Актуальность исследования. В условиях перехода российского общества к рыночным отношениям произошли изменения в экономике, политике, социальной сфере, образе жизни и поведении большинства россиян. Наряду с позитивными переменами выявился ряд острых со­циальных проблем, непосредственно влияющих на становление моло­дежи. В настоящее время наблюдается ослабление влияния государст­венных органов на формирование личности, утрачена роль обществен­ных институтов в воспитательно-профилактической работе, ухудши­лось благосостояние большинства семей, резко сократились возможно­сти доступного отдыха, отмечен рост насилия, что актуализировало проблему девиантного поведения подростков.
Рост отклоняющегося поведения, распространение алкоголизации и наркомании, жестокость совершаемых преступлений вызывают особую тревогу общественности, прежде всего, потому, что они сопровожда­ются отрицательными последствиями - биологической, генетической и социальной деградацией личности, «выключают» из жизни часть пред­ставителей молодого поколения, усугубляют их дезинтеграцию в об­щество. Масштабы явлений сегодня таковы, что это серьезно угрожает национальной безопасности страны.
Самым тревожным является то, что подростковая девиация характеризируется постоянством и нежелательным динамизмом: в сферу противоправной деятельности втягивается все больше молодых людей, объединяющихся для совершения преступлений, число которых неук­лонно растет. Объективными основаниями, актуализирующими изуче­ние девиантного поведения подростков в российском обществе, также являются: во-первых, рост количества и многообразия деструктивных форм девиаций; во-вторых, омоложение и феминизация субъектов де­виации; в-третьих, сопоставимость криминальной активности малолет­них правонарушителей с преступностью взрослых; в-четвертых, сохра­нение негативных тенденций в социальной, экономической, духовной сферах общества позволяет делать прогнозы дальнейшего роста откло­нений; в-пятых, предпринимаемые государством меры, реализация профилактических программ не обеспечивают снижения социальных патологий.
В создавшейся ситуации наиболее актуальными и социально зна­чимыми задачами становится сдерживание роста подростковой девиа­ции, повышение эффективности превентивных мер. Вызывают оправ­данный интерес выявление особенностей подростковой девиации, обу­словленной воспитанием, личностными, социально-групповыми, пси­хологическими и иными характеристиками. Возникает потребность в формировании нового социального дискурса, отражающего основные особенности и тенденции, причины и факторы подростковой девиации, стратегию профилактической работы в современном трансформирую­щемся обществе.
В связи с этим назрела необходимость в комплексном изучении и социологическом обосновании сущности девиантного по­ведения, основанном на новых исследовательских подходах, изучении особенностей девиантного поведения подростков в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям, в разработке профи­лактических социальных технологий, учитывающих личностные, груп­повые и социальные факторы.
Степень научной разработанности проблемы. Исследуемая проблема девиации относится к категории сложных и многомерных явлений, находящихся на стыке различных наук: социологических, педагогических, социопсихологических, философских, культурологических, каждая из которых имеет собственные подходы к ее рассмотрению и обоснованию. Изучая сущность и природу отклонений, ученые в качестве основы девиации рассматривали наследственность и биологическое состояние человека (Э. Кречмер, Ч. Ломброзо, Т. Прайс, Г. Уиткин, У. Шелдон, и др.), внутриличностные психологические противоречия и конфликты с ближайшим социальным окружением (Г. Кэплан, Г. Тард, З. Фрейд, Э. Фромм, и др.). Социологическая трактовка девиации получила развитие в теориях аномии и социальной дезорганизации (Э. Дюркгейм, Ф. Знанецкий, Р. Мертон, Т. Парсонс, П.Сорокин, У. Томас, и др.), стигматизации (Г. Беккер, И. Гоффманн, Р. Коллинз, Э. Лемерт, и др.), культурологических (Р. Клауорд, П. Миллер,              Л. Оулин, Э. Сатерленд, Т. Селлин и др.) и конфликтологических концепциях (Р. Квинни, Л. Козер, К. Маркс, О. Турк, Ф. Энгельс и др.).
Становление социологии девиации в России до начала 70-х годов происходит в рамках других наук: права, философии, этики, педагоги­ки (М.С. Алемаскин, С.Ф. Анисимов, М.А. Архангельский, Л.П. Буева, Г.И. Волков, М.Н. Гернет, А.А. Герцензон, А.А. Гусейнов, М.М. Исаев, И.С. Кон, А.И. Титаренко и др.). Непосредственно социологические труды и разработки, формирующие социологию девиантного поведе­ния как специальную социологическую теорию, появляются в конце 60-х - начале 70-х гг. (В.С. Афанасьев, Ю.Д. Блувштейн, А.А. Габиани, Я.И. Гилинский, К.Е. Игошев, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, И.В. Ма-точкин, Г.М. Миньковский, Р.С. Могилевский, Д.А. Шестаков, А.М. Яковлев и др.)[1].
В настоящее время в социологии девиантного поведения сложи­лись определенные исследовательские направления: методологические проблемы эмпирического исследования девиантного поведения (О.М. Маслова, М.Е. Позднякова, Г.Г. Татарова); общая теория девиантности и социального контроля (Я.И. Гилинский, Т.В. Шипунова); криминоло­гическое направление исследований отклоняющегося поведения (Д.М. Овсянников, А.М. Шарипов); гендерные аспекты проблем девиа­ции (Л. Альперн, И.И. Шурыгина); проблемы наркотизма в молодеж­ной среде (Ю.Ю. Комлев, А.Л. Салагаев); девиантогенный потенциал ценностно-мировоззренческих установок различных социальных групп в современной России (А.В. Маркин, Т.А. Хагуров); гражданские и го­сударственные подходы к легализации проституции (Б.Ф. Калачев); ал­когольная ситуация в России: теоретико-методологические проблемы (Г.Г. Заиграев, Б.М. Левин); стигматизация и проблемы девиантности (Т.П. Липай); изучение ситуации потребления психоактивных веществ в современной России (А.А. Арефьева, С.А. Быков, К.В. Вышинский, Л.А. Журавлева, В.В. Киржанова, З.В. Коробкина, Б.М. и М.Б. Левины, М.Е. Позднякова, Г.И. Петракова, В.А. Попова, Ю.В.  Окуньков, Ф.Э.Шереги).[2]
Формирование личности подростка и проблемы отклоняющегося поведения в молодежной среде исследовались такими зарубежными и отечественными исследователями как У. Амос, З. Бауман, Э. Берджесс, К. Зейдельман, Д. Конрад, А. Коэн, Д. Клемменр, Г. Квей, К. Мангейм, М.С. Неймарк, М. Ричмонд, Т. Парсонс, Г.Я. Юзефич, В.Д. Ермаков, А.И. Долгова, И.С. Кон, И.С. Курек, В.Т. Лисовский, Л.А. Мильянен-ков, В.С. Собкин, В.Н. Соколова, Э.В. Соколов, В.Г. Степанов, Ф.Э. Шереги и др.[3]
Получили развитие отечественные психологические и педагогиче­ские исследования девиации в трудах М.А. Алемаскина, Б.Г. Ананьева, Н.С. Курек, Е.С. Меньшикова, Г.И. Петракова, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, И.П. Башкатова, С.А. Беличевой, Н. Вайзман, Д.В. Колесова, А.С. Макаренко, А.В. Мудрика, Д.И. Фельдштейна, рассмат­ривающих проблемы перевоспитания, психолого-педагогической рабо­ты с подростками девиантного поведения.
Вопросам разрешения социальных проблем посредством примене­ния социальных технологий стало уделяться большое внимание во вто­рой половине ХХ века. Все больше работ посвящается понятию, струк­туре, видам и сущности социальных технологий. Наиболее известныеисследователи в этой области: В.Г. Афанасьев, В.Н. Иванов, И.Г. Зай-нышев, А.К. Зайцев, В.И. Курбатова, М. Марков, В.И. Патрушев, Н. Стефанов, Е.И. Холостова и др.[4]
Применение социальных технологий в профилактике различных форм девиантного поведения отмечается в работах таких исследовате­лей: Ю.А. Аносовой, И.В. Дубровиной, Т.Б. Гречаной, Г.К. Зайцева, В.Н. Касаткина, В.И. Кожарской, Л.С. Колесовой, Н.В. Лядовой, С.С. Мицкевич, В.Н. Ослон, О.Л. Романовой, Б. Спрангера и др.
Различные аспекты социально-профилактической деятельности в молодежной и подростковой среде освещались в трудах отечественных педагогов: М.А. Алемаскина, Ш.А. Амонашвили, С.А. Беличевой, К.Н. Вейнтцеля, Я.Л. Коломинского, А.И. Кочетова, А.С. Макаренко, А.В. Петровского, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и других иссле­дователей. Ряд авторов посвятили свои работы роли досуга в профилак­тической работе с детьми, подростками и юношеством: Е.Н. Ерошенков, С.Н. Иконникова, М. Каплан, Д.Р. Келли, Р. Краус, В.Т. Лисов­ский, В.А. Сухомлинский, Э.В. Соколов, А.А. Сукало, В.Е. Триодин, Д.И. Фельдштейн, Г.И. Фролова и др. Созданы психолого-педагогиче­ские концепции работы с подростками «группы риска» - В.Н. Барсуков, Т.А. Бондоренко, В.Н. Ирхин, Н.С. Курек и др.
Различные аспекты социализации и девиации молодежи и подрас­тающего поколения в условиях общества переходного периода рас­сматриваются рядом авторов в Республике Бурятия. Так, различным формам отклоняющегося поведения населения посвящены работы И.Б. Балдаевой, С.К. Бураевой, И.И. Васильевой, З.А. Даниловой; вопросы особенностей социализации детей и молодежи в условиях реформиро­вания и структурных преобразований общества, изучают В.И. Затеев, Н.К. Жамсуева, Ю.И. Жегусов, И.И. Осинский, С.Г. Орешкина, Г.С. Ошорова, Ю.Б. Рандалов, Ц.Ц. Чойропов; девиацию молодежи и подростничества исследуют Е.В. Корякина, М.Ш. Мантатова; пенитенциар­ную девиантность рассматривает Л.И. Шиллер; реабилитацию и фор­мирование здорового образа жизни подростничества исследуют Д.Б. Раднаева, В.С. Тубчинова, Т.М. Хижаева; технологизацию социаль­ных процессов в обществе исследует П.А. Чукреев.
В Республике Бурятия также разработаны и начали внедряться профилактические технологии «Тропинкой здоровья», «Развитие антистрессовой устойчивости среди детей и подростков в условиях неблагоприятной социальной среды», «Я создаю здоровое общество» и др.
Однако, несмотря на бесспорную значимость этих исследований, ряд актуальных проблем девиации не получили в научной литературе должного освещения, в том числе причины и специфика подростковой девиации, особенности девиации в условиях перехода российского об­щества к рыночным отношениям, проблемы комплексной профилакти­ки девиантного поведения.
Требует более глубокого научного осмысления опыт социальной профилактики девиантного поведения подростков, поскольку при всем многообразии разработанных технологий, научных публикаций, посвя­щенных различным аспектам перевоспитания подростков, все они, в большей или меньшей степени, освещают ту или иную сторону пробле­мы, исследуют отдельные формы девиантного поведения и изначально не решают задачи комплексного решения подростковой девиации. В этом свете наше исследование, ставящее своей целью соединить фило­софские, социологические, психологические, культурологические и пе­дагогические аспекты преодоления девиантного поведения подростков в рамках единой междисциплинарной концепции представляется доста­точно конструктивным.
Объект исследования: девиантное поведение подростков и соци­альные технологии его профилактики.
Предмет исследования: особенности, тенденции девиантного по­ведения подростков и социальные технологии его профилактики на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Цель исследования заключается в выявлении основных особенно­стей и тенденций распространения девиантного поведения подростков и социальных технологий его профилактики на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних».
Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:
1.     Уточнить трактовку понятия «девиантное поведение», рассмотреть его виды и формы.
2. Определить методологические подходы и методы  диагностики девиантного поведения в подростковом возрасте.
3. Рассмотреть особенности социальной  работы с подростками с девиантным поведением  в учреждениях социальной реабилитации.
4. Выявить формы и методы профилактической работы с подростками с девиантным поведением.
Гипотеза исследования:
1.              Девиация подростков представляет собой сложное явление, ха-
рактеризующееся детерминацией трех взаимообусловленных состав-
ляющих:
•         особенностей личности подростка (возрастные изменения, об­раз жизни и ценностные ориентации);
•         ближайшего социального окружения (структурно-функцио­нальные изменения семьи, направленность деятельности референтных подростковых групп, СМИ, школы);
•         объективных противоречий общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой и ведут к формам поведения индивидов, не согласующихся с существующей нормативной системой;
Теоретической базой исследования послу­жили наиболее значимые труды отечественных и зарубежных общест­воведов, работы по философии, социологии, криминологии, педагоги­ке, психологии личности в которых раскрываются основные подходы к изучению подростковой девиации и социальным технологиям ее профилактики.
В дипломной работе применялись общенаучные методы исследования: структурно-функциональный, системный, метод наблюдения. Выбор конкретных ме­тодов исследования определялся требованиями целесообразности, пол­ноты проводимого анализа, рассмотрения явлений и процессов девиа­ции в динамике и в многообразии их проявлений.
Эмпирической базой для работы послужили результаты исследования направлений диагностической и профилактикой работы с подростками в ГУСО «Окинский реабилитацинный центр для несовершеннолетних».
В работе использовались социально-статистические, демографиче­ские и другие материалы Государственного комитета по статистике Российской Федерации и Республики Бурятия за период с 2005 по 2010 гг., тематические сборники научных трудов, материалы периодической печати.
Достоверность результатов исследования обеспечивается научным анализом обширного теоретического материала, согласованностью с фундаментальными положениями, теориями и концепциями различных областей знания. Обоснованность полученных выводов обеспечивается применением комплекса теоретических и эмпирических методов, адек­ватных объекту, целям и задачам исследования, комплексным характе­ром опытно-экспериментальной работы и подтверждается сравнением полученных данных с результатами исследований других авторов, вы­полненных как в Республике Бурятия, так и в других регионах России.
Научная новизна исследования заключается в обосновании инте-гративной социологической концепции девиации, согласно которой де-виантное поведение подростков есть результат трех взаимообусловлен­ных составляющих: личностных особенностей, ближайшего социаль­ного окружения и социальной дезорганизации общества.
В процессе исследования получены новые результаты, которые за­ключаются в следующем:
•         Предложена концептуальная модель девиации, являющаяся синтезом теорий социальной дезорганизации и психологических кон­цепций, определяющих влияние личностных и микрогрупповых факто­ров на девиантное поведение подростков, уточнена трактовка понятия «девиантное поведение»;
•         Обоснованы значимость и необходимость технологизации про­филактики девиантного поведения подростков в связи с выявленными негативными тенденциями явления, сложившимися в условиях перехо­да российского общества к рыночным отношениям;
•         Выявлены динамика и специфика возникновения отклонений подростков;
Теоретическая и практическая значимость работы. Предложен­ная теоретическая модель изучения девиации открывает возможности для более полного рассмотрения причинной обусловленности девиантного поведения подростков и его профилактики.
Автором предлагается использовать полученные результаты ком­петентными органами управления в определении направлений регио­нальной социальной, культурной и молодежной политики, в разработ­ке планов социального развития, а также программ, предполагающих профилактику девиантного поведения.
Результаты исследования будут полезны сотрудникам органов и учреждений, занимающихся образованием и воспитанием молодежи, осуществляющих профилактику девиантного поведения подростков.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух разделов, четырех параграфов, заключения, списка литературы и двух приложений.
 
Глава I. Теоретико-методологические основы девиантного поведения подростков.
 
1.1. Определение основных понятий, сущность, виды и формы девиации.
 
Под девиантным (лат. deviatio – «уклонение») поведением понимаются:
1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)[5];
2) социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)[6].
В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении – предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно. Исходным для понимания отклонений служит понятие «норма».
В теории организации сложилось единое – для естественных и общественных наук – понимание нормы как предела, меры допустимого (в целях сохранения и изменения системы). Для физических и биологических систем – это допустимые пределы структурных и функциональных изменений, при которых обеспечивается сохранность объекта и не возникает препятствий для его развития. Это – естественная (адаптивная) норма, отражающая объективные закономерности сохранения и изменения системы.
«Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций» (Я.И. Гилинский)[7]. В отличие от естественных норм физических и биологических процессов социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества.
Вот почему социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Это социальное творчество: научное, художественное, общественно-политическое. Негативные  дисфункциональны, дезорганизуют систему, подрывая подчас ее основы. Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид.
Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве социумов. Кроме того, одновременно существуют различные «нормативные субкультуры» (от научных сообществ и художественной «богемы» до сообществ наркоманов).
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью статуса, определяющего положение человека в обществе. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации и является отклоняющееся (девиантное) поведение.[8]
В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей.
1. Делинквентное поведение.
Делинквентное поведение - отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние - является разновидностью преступного (криминального) поведения человека. Отличия делинквентного от криминального поведения коренятся в тяжести правонарушений, выраженности антиобщественного их характера.
К.К. Платонов выделил следующие типы личности преступников[9]:
1. определяется взглядами и привычками, внутренней тягой к повторным преступлениям;
2. определяется неустойчивостью внутреннего мира, личность совершает преступление под влиянием сложившихся обстоятельств или окружающих лиц;
3. определяется высоким уровнем правосознания, но пассивным отношением к другим нарушителям правовых норм;
4. определяется не только высоким уровнем правосознания, но и активным противодействием или попытками противодействия при нарушении правовых норм;
5. определяется возможностью только случайного преступления.
В группу лиц с делинквентным поведением относят представителей 2, 3 и 5 групп. У них в рамках волевого сознательного действия в силу индивидуально - психологических особенностей нарушается или блокируется процесс предвосхищения будущего результата проступка.
Делинквентное поведение может проявляться, к примеру, в озорстве и желании развлечься. Подросток из любопытства и за компанию может бросать с балкона тяжелые предметы (иногда еду) в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву».
2. Аддиктивное поведение.
Аддиктивное поведение - это одна из форм девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, что направлено на развитие и поддержание интенсивных эмоций.[10]
Основным мотивом личностей, склонных к аддиктивным формам поведения, является активное изменение не удовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается как «серое», «скучное», «монотонное», «апатичное». Жизнь видится ему не интересной, в силу ее обыденности и однообразности.
Выделяются следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения: сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций; скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством; внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами; стремление говорить неправду; стремление обвинять других, зная, что они невиновны; стремление уходить от ответственности в принятии решений; стереотипность, повторяемость поведения; зависимость; тревожность.
У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений[11], характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности. Вместе с тем, объективно и субъективно плохая переносимость трудностей повседневной жизни, постоянные упреки в неприспособленности и отсутствие жизнелюбия со стороны близких и окружающих формирует у аддиктивных личностей скрытый «комплекс неполноценности». Однако, от заниженной самооценки, навеваемой окружающими, индивиды переходят сразу к завышенной, минуя адекватную.
Учитывая тот факт, что давление на таких людей со стороны социума оказывается достаточно интенсивным, аддиктивным личностям приходится подстраиваться под нормы общества, играть роль «своего среди чужих». Вследствие этого, он учится формально исполнять те социальные роли, которые ему навязываются обществом (например, учтивого собеседника).
3. Патохарактерологический тип поведения.
Под патохарактерологическим типом девиантного поведения понимается поведение, обусловленное патологa так называемые расстройства личности (психопатии) и явные, выраженные акцентуации характера. Дисгармоничность черт характера приводит к тому, что изменяется вся структура психической деятельности человека. В выборе своих поступков он часто руководствуется не реалистичными и адекватно обусловленными мотивами, а существенно измененными «мотивами психопатической самоактуализации». Сущностью данных мотивов является ликвидация личностного диссонанса, в частности рассогласования между идеальным «Я» и самооценкой.[12]
К патохарактерологическим девиациям относят также так называемые невротические развития личности - патологические формы поведения и реагирования, сформированные в процессе неврогенеза. К примеру, человек с навязчивыми ритуалами может подолгу и в ущерб своим планам совершать стереотипные действия (открывать и закрывать двери), целью которых является снятие состояния эмоционального напряжения и тревоги.[13]
К сходному параболезненному патохарактерологическому состоянию относят поведение, основанное на символизме и суеверных ритуалах. В подобных случаях поступки человека зависят от его мифологического и мистического восприятия действительности.
4. Психопатологический тип поведения.
Психопатологический тип девиантного поведения основывается на психопатологических симптомах и синдромах, являющихся проявлениями тех или иных психических заболеваний. Как правило, мотивы поведения психически больного остаются непонятными до тех пор, пока не будут обнаружены основные признаки психических расстройств. Пациент может проявлять отклоняющееся поведение в силу нарушения восприятия - галлюцинаций или иллюзий (например, затыкать уши или к чему-то прислушиваться, искать несуществующий объект), нарушений мышления (активно ограничивать сферы своего общения с окружающим миром в силу навязчивых идей и страхов), совершать нелепые поступки или месяцами бездействовать, надолго застывать в однообразной позе из-за нарушений волевой активности. [14]
Разновидностью патохарактерологического, психопатологического и аддиктивного типов девиантного поведения является саморазрушающее поведение. Суть его заключается в том, что система поступков человека направлена на деструкцию личности. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека, тогда как действительность рассматривается что-то оппозиционное, не дающее возможности полноценной жизни и удовлетворения насущных потребностей.
5. Девиации, обусловленные гиперспособностями человека.
Особым типом отклоняющегося поведения считают девиации, обусловленные гиперспособностями человека. Выходящими за рамки обычного, нормального рассматривают человека, способности которого значительно и существенно превышают среднестатистические способности. В подобных случаях говорят о проявлениях одаренности, таланта, гениальности в какой-либо одной из деятельностей человека.[15]
Отклонение в сторону одаренности в одной области часто сопровождается девиациями в обыденной жизни. Такой человек оказывается часто неприспособленным к «бытовой, приземленной» жизни. Он неспособен правильно понимать и оценивать поступки и поведение других людей, оказывается наивным, зависимым и неподготовленным к трудностям повседневной жизни. Если при делинквентном поведении наблюдается противоборство во взаимодействии с реальностью, при патохарактерологическом и психопатологическом - болезненное противостояние, то при поведении, связанном с гиперспособностями - игнорирование реальности. Человек существует в реальности  и одновременно как бы живет в собственной реальности, не размышляя о необходимости «объективной реальности».
Девиантное поведение имеет следующие клинические формы: агрессия; суицидальное поведение; злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение); нарушение пищевого поведения (переедание, голодание); коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм.); безнравственное и аморальное поведение и т.д.[16]
В зависимости от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.[17]
1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.
2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.
3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.
Таким образом, в результате анализа литературы мы пришли к выводу, что девиантное поведение можно условно разделить на следующие типы: делинквентное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей, важнейшими сторонами процесса социализации  выступают, прежде всего, усвоение индивидом социального опыта, являющегося по сути дела одной из главных характеристик того, как социальная среда  воздействует на человека; второстепенным же является момент воздействия человека на среду с помощью своей деятельности.
              Активность позиции личности в данном случае требует подробного изучения, которое должно включать целенаправленное, комплексное исследование закономерностей и противоречий становления и развития личности, что создаст научную основу для осуществления мер по ликвидации социальных проблем, воспитанию молодежи и управлению этим процессом.
 
 
1.2 Методологические подходы  и методы  диагностики девиантного поведения в период социализации
 
              Девиантное  поведение,  приобрело в последние годы массовый характер  и  поставило  эту  проблему  в центр  внимания  социологов,  социальных  психологов,  медиков,   работников правоохранительных органов.
По нашему мнению самым эффективным методом исследования девиантного поведения является психодиагностический. Проблема исследования психологического содержания девиантного (отклоняющегося) поведения является весьма актуальной. Особенно мало разработанной является проблема диагностики психологического содержания отклоняющегося поведения подростков. И соответственно острым является дефицит психодиагностических методик, направленных на анализ психологического содержания девиантного поведения подростков.
Обоснованная, своевременная и тщательно подобранная психологическая диагностика позволяет обозначать круг основных проблем, предназначенных для решения в процессе психологической коррекции, моделировать группы для проведения коррекции, а так же отслеживать уровень эффективности коррекционный программы через осуществление мониторинга по средствам проведения повторных диагностических срезов.
Теоретический анализ литературы позволяет выделить и обозначить ряд наиболее актуальных проблем связанных с вопросами психологической коррекции отклоняющегося поведения. В числе проблем, требующих безотлагательного решения стоят такие как, совершенствование методического аппарата обследования лиц с отклоняющимся поведением, создание материалов, пособий и универсальных моделей для диагностического обследования лиц с отклоняющимся поведением. Острота данных проблем обусловлена тем фактом, что  в настоящее время можно отметить лишь единичные работы, посвященные решению данных проблем, которые в то же время не могут в достаточной степени удовлетворить потребности практических психологов в повседневности имеющих дело с отклоняющимся поведением личности.
Среди таких работ, можно выделить работу О.В. Липуновой [18], в которой автор приводит разработанную им модель исследования лиц с отклоняющимся поведением.  Приведенная модель изучения лиц с девиантным поведением отражает комплексный характер общего уровня развития девиантной личности, состояние его эмоциональной сферы, индивидуально-личностные особенности, особенности мотивационной, познавательной  сфер, что необходимо для определения причин отклоняющегося поведения, прогнозирования коррекционной, профилактикой работы. Но, несмотря на осмысленность и четкость параметров предложенной диагностической модели, на наш взгляд можно выделить ряд существенных недостатков. Прежде всего, предложенная Липуновой О.В. модель ориентированна на диагностику индивидуально личностных свойств, но в модели  отсутствуют методики прямо позволяющие диагностировать определенный вид отклоняющегося поведения. Кроме того, при использовании модели в практической работе, мы получим психологический портрет личности, без вскрытия особенностей проявления девиаций. Исследование Липуновой О.В. строится на работе с эмоционально-волевой сферой личности девианта, хотя данный подход концептуально обоснован, и представляет высокую научную ценность, однобокость данной работы очевидна. Как в диагностике, так и в последующей коррекции, не возможно изолированно работать только с одной из сфер, необходимо создавать комплексную, поуровневую программу работы, в которой диагностика, должна занимать одно из основных мест.
Обращает на себя внимание и работа Бадмаева С.А[19], в которой автор, в качестве  основных методов диагностики отклоняющегося поведения использует методику диагностики акцентуаций характера А.Е. Личко и СМИЛ. Использование двух личностных опросников не может дать исследователю объемного представления об отклоняющемся поведении личности, кроме этого беря за основной критерии проявления отклоняющегося поведения акцентуированность личности, автор упускает из поля зрения массу других, более важных параметров отклоняющегося поведения личности. Возражая против такого подхода, хотелось бы пояснить, что взаимосвязь отклоняющегося поведения и акцентуаций характера существует, она может быть очевидна у некоторых людей, как отмечают специалисты (П.Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.), ряд типов акцентуаций характера в ряде случаев способны провоцировать отклоняющееся поведение, но вот только наличие акцентуации характера у человека, не может говорить о присутствии  у него, отклоняющегося поведения.
В исследовании Скрипник Т.В. проводится анализ влияния аниципирующих средств коррекции на отклоняющееся поведение[20]. В качестве методов диагностики отклоняющегося поведения автор предлагает использовать следующие – Формирование пространственных отношений Б.Ф. Ломова, матрицы Равенна, ОСТ В.М. Русалова, тест на определение черт характера Айзенка в интерпретации Т.В. Маталиной, а так же тест Р. Кеттела и М. Люшера.  Как можно увидеть, использование данной батареи методик в большей степени позволяет увидеть особенности индивидуально-личностных характеристик личности, но не отражает качественное своеобразие отклоняющегося поведения.
Среди небольшого количества работ раскрывающих методы диагностики отклоняющегося поведения личности, в настоящее время отсутствует единая комплексная программа или модель психодиагностического процесса направленная не просто на диагностику личностных черт, но и, прежде всего позволяющая констатировать факт наличия конкретного вида отклоняющегося поведения, определить степень дезадаптации а так же определить характер и особенности проявления отклоняющегося поведения у личности в различных ситуациях социального взаимодействия.
Мы считаем, что исходной точкой психологической коррекции отклоняющегося поведения является глубокая диагностика личности с целью выявления, прежде всего наличия отклонений (девиаций) поведения, их степени, характера, особенностей, а так же индивидуально-психологических особенностей. В результате диагностической работы психолог должен  суметь поставить психологический диагноз, который является результатом деятельности исследователя направленной на определение, описание и выяснения сущности индивидуальных особенностей социального поведения личности, оценки актуальных психических состояний, а так же прогноза дальнейшего развития поведения личности.
В исследовании  психологического содержания отклоняющегося (девиантного) поведения можно выделить ряд трудностей, с которыми сталкиваются психологи в процессе работы[21]. Во – первых, разность и неоднозначность толкования самого явления отклоняющееся поведения, порождает в свою очередь различные диагностические методы и приемы, направленные на изучение лишь некоторых аспектов поведения (например, педагогическую и социальную дезадаптацию, агрессию и др.), в то время как изучение отклоняющегося поведения должно исходить из того, что поведение личности отражает все психические процессы, формируя психический облик человека, и оно должно изучаться длительно, комплексно, объективно. Во – вторых, большинство методик позволяют либо косвенно, либо частично изучать некоторые характеристики отклоняющееся поведения, показывая в результатах лишь один или несколько параметров.  В – третьих, в настоящее время методики, исследующие отклоняющееся поведения в основном ориентированны на детей и подростков. Среди наиболее популярных и распространенных, можно выделить, например, опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками (модификация методики МПА В.Д. Завьялова) или показатель делинквентности в ПДО, патохарактерологический опросник, разработанный А.Е. Личко, который наиболее полно позволяет диагностировать психологические характеристики девиантного поведения, но и он ориентирован на клиническую область применения, клинические феномены и направлен, в первую очередь на изучение характерологических черт личности, а не непосредственно той психологической реальности, которая стоит за феноменом отклоняющегося поведения. Кроме того, по ряду психометрических характеристик он не соответствует требованиям, предъявляемым к психодиагностическим методикам этого класса в настоящее время и не является тест-опросником в строгом смысле этого слова. Методика СОП (склонность к отклоняющемуся поведению личности). Разработчиками методики СОП предпринята попытка конструирования психодиагностической методики, охватывающей комплекс взаимосвязанных проявлений отклоняющегося поведения подростков, направленной непосредственно на анализ психологической реальности, скрывающейся за девиантными поведенческими проявлениями, в частности, такого аспекта как личностные и социальные установки подростков в сфере отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию фактора социальной желательности в ответах испытуемых. Реализована в форме тест-опросника, представляющего набор специализированных психодиагностических шкал. Несмотря на свою ценность и значимость, перечисленные выше методики не могут быть использованы для лиц старше подросткового возраста, хотя проблема отклоняющегося поведения касается не только подростков. В – четвертых, в процессе изучения отклоняющегося поведения может возникать ряд объективных сложностей, которые в достаточной степени могут повлиять на результаты диагностики, на характер психологического диагноза и на общие выводы о наличие или отсутствии у личности отклонений в поведении. К таким сложностям мы отнесли ряд нижеследующих проблем:
Проблема социальной желательности ответов. Проблема социальной желательности ответов тесно связана с проблемой достоверности получаемых данных, которая при исследовании феномена отклоняющегося поведения является одной из центральных. Задавая вопросы относительно сексуальных девиаций, сексуального насилия, гомосексуального поведения, криминального поведения и т.п. мы чаще всего получаем от респондента или испытуемого социально желательные ответы. Давление социокультурных норм, стыд, опасение наказания со стороны правоохранительных органов побуждают большинство людей давать социально желательные для данной культуры ответы. Эта проблема имеет еще два аспекта. Первый связан с культурными различиями. В различных культурах: традиционной и индустриальной, сельской и урбанистической, христианской и мусульманской и буддийскойт; в различных субкультурах: подростково-молодежной, криминальной, наркотической, и прочих социально желательные нормы будут в значительной мере различаться. И чем сильнее человек идентифицирует себя  со всеми компонентами данной культуры, субкультуры и просто устойчивой референтной группы, тем больше вероятность, что он будет транслировать в ответах нормы, свойственные данной культуре. Второй аспект возрастной. Исследования ряда авторов показывают, что традиционные шкалы лжи, включающие вопросы, касающиеся нарушения общепринятых социальных норм, плохо работают на подростках. То есть обычные подростки с готовностью признаются в нарушении малозначимых общепринятых социальных норм. Собственно для них "нормой" является нарушение норм взрослого мира. А как раз девиантные подростки, имеющие опыт столкновения с представителями закона, в ситуации экспертизы дают социально одобряемые ответы. Соглашаясь с мнением А.Н. Орел, мы считаем, что чем более социально неодобряемые виды отклоняющегося поведения мы изучаем, тем большие искажения возможны[22].
Проблема соотнесения психологического качества (черты) и поведенческих проявлений. В процессе диагностического исследования зачастую можно получать такие показатели, которые являются ситуативно значимыми и отражают актуальное для личности состояние на данный момент. Исследования ряда авторов показывают, что диагностика с помощью тест-опросников или проективных методик, например агрессивности не всегда коррелирует с реальным поведением. В данном случае для избегание такого рода трудностей необходимо введение критериальной валидности, где критерием разделения испытуемых в группы является поведенческий критерий, фиксируемый в процессе длительного наблюдения, в условиях приближенных к реальным. В этой связи обозначается проблема использования наблюдения как метода психологической диагностики, а так же использование метода экспертных оценок. В случае применения метода наблюдения и метода экспертных оценок главная трудность заключается в однозначной формулировке вопросов для экспертов и параметров для наблюдения, характеризующих личность и поведение испытуемого, а также учета влияния пристрастности и субъективного личностного опыта эксперта[23].
Проблема адекватных индикаторов девиантного поведения, которые возможно измерять в ходе психологической диагностики. До начала диагностики очень важно определить те параметры, которые необходимо изучить в процессе исследования, каков общий поведенческий тезаурус людей чье поведение можно считать отклоняющимся.
Редкость некоторых видов девиантного поведения в генеральной совокупности и как следствие, необходимость либо больших выборок, либо использования целевых групп. Относительная редкость таких феноменов девиантного поведения, как например суицидное, некоторые виды аддиктивного поведения, некоторые сексуальные девиации требуют чрезвычайно больших выборок (порядка нескольких тысяч или даже десятков тысяч человек), чтобы было возможно применить к полученным данным стандартные методы статистического анализа. Другой способ решения этой проблемы - предварительный отбор в экспериментальные группы по внешнему поведенческому критерию людей с девиантным поведением и измерение психологических характеристик уже у них. Недостатком этого метода решения проблемы является то, что в выборку не попадают люди со средней и слабой выраженностью психологических черт релевантных различным видам девиантного поведения. Еще одной проблемой является частая неравномерность (не нормальность) распределения характеристик девиантного поведения в генеральной совокупности и, соответственно, в выборке, что не позволяет применять к ним методы статистического анализа, требующие нормальности частотных распределений исследуемых переменных.
              Определенной проблемой является выбор тест-опросников или проективных методик или анкет и интервью для измерения психологических характеристик девиантного поведения. На наш взгляд, тест-опросники позволяют наиболее корректно реализовать измерительные процедуры, но не позволяют исследовать глубинные психологические феномены. Проективные методы, как правило, слабо поддаются стандартизации и формализации и следовательно затрудняют измерительную процедуру. Но в тоже время они позволяют использовать невербальный стимульный материал и диагностировать глубинные психологические феномены. Интервью и анкеты позволяют диагностировать лишь декларируемые мотивировки девиантного поведения, декларируемые социальные нормы, социальные стереотипы, частично социальные установки и ретроспективую характеристику тех фактов девиантного поведения, о которых респондент согласиться рассказать[24].
Вот наиболее актуальные трудности, которые выступают перед исследователем, изучающим личность испытуемого имеющего отклоняющееся поведение.
Анализ литературы показал, что лица с отклоняющимся поведением зачастую имеют следующие проблемы:
- проблемы когнитивного плана (одной из причин девиантного поведения является нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, как результат педагогической запущенности в семье;
- нарушение в эмоциональной сфере, в частности нарушение эмоционального тонуса (неуравновешенность, вспыльчивость, импульсивность, лабильность настроения, эмоциональная неустойчивость);
- низкую общую культуру, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям, нарушение механизмов социально адаптации (неопрятность, бестактность, агрессивность, бродяжничество, ориентацию на узкогрупповые интересы и ценности и др.);
- конфликты, выражающиеся в противоречии между существующими нормами морали и права и неумением, или неспособностью индивида их соответствующим образом выполнять;
- достаточно часто у лиц имеющих, какие либо виды отклоняющегося поведения наблюдаются различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера, которые могут негативно проявлять себя через систему межличностных отношений,  выражаясь в отклонениях поведенческой сферы;
-  извращенные или гипертрофированные биологические потребности – гиперсексуальность, несублимированная в социально – активные формы деятельности, закрепившаяся на уровне дурных привычек, потребность в алкоголе, курении, наркотиках;
- проблемы развития в родительской семье,  такие как конфликты в семье, недостаток любви, смерть одного из родителей, родительскую жестокость или непоследовательность в воспитании в детском доме;
- общее недоразвитее коммуникативных навыков общения;
- деформацию ценностных ориентаций и ценностно – нормативных представлений, т.е. деформацию системы внутренней регуляции.
В процессе осуществления диагностики важно изучить ту, социальную ситуацию, в которой происходило  и в настоящий момент происходит развитие девиантной личности, необходимо стремиться к тому,  что бы она как можно более максимально позволяла исследовать не только на уровне индивидуально – личностных свойств, но и прежде всего позволяла определять особенности отклоняющегося поведения, его вид, характеристику и степень дезадаптации которую оно за собой влечет.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы видим, что психологическая диагностика позволяет в определении широкого круга проблем направленных на решение задач связанных не только с выявлением типа отклоняющегося поведения, но и так же на выстраивание системы психологической коррекции, определении механизмов влияния и средств коррекции.
«Современная молодежь проходит этап социализации, свое становление в очень сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных отношений. Отсюда у них формируются чувство растерянности, пессимизма, неверие в будущее. Растут экстремизм, криминальность, агрессивность»[25].
              Рост агрессивных тенденций в молодежной среде отражает одну из острейших социальных проблем общества, где за последние годы возросла преступность несовершеннолетних. При этом  тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие последствия.
              Высокая значимость и общественная опасность агрессивного поведения, особенно его криминальных форм, породила огромное количество исследований, различных концепций, объясняющих этот феномен.
              Различные авторы  в своих исследованиях, монографиях по – разному определяют агрессивность и агрессию. По Э. Фромму[26], агрессию следует понимать как, любые действия, которые причиняют, или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту. Агрессивность, по Р.С. Немову[27], понимается как враждебность – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред.
              «Психологический словарь» под редакцией Зинченко Н. А. [28] предлагает следующее определение: агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, носящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
              В настоящее время принимается следующее определение:
Агрессия – это форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.
Это определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, – такими как злость; с мотивами, – такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками, – такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий[29].
Агрессия  обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая  может стать конфликтной, неспособной, на сознательную кооперацию и т.д.             
Принято считать, что подростковая агрессия значительно превосходит агрессию взрослых. Чаще всего это объясняют необходимостью самоутверждения. Например, статистика подростковой преступности насчитывает ежегодно более тысячи убийств, несколько сот изнасилований, десятки тысяч телесных повреждений и других правонарушений с очевидным агрессивным подтекстом. Более того, за последние десять лет все отчетливее обнаруживается рост именно агрессивных преступлений, совершенных несовершеннолетними подростками, притом, что общее число правонарушений, совершенных подростками, в последние годы имеет тенденцию к снижению.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что  вне зависимости от направленности и особенностей поведения в большинстве подходов агрессивность и агрессивное поведение являются основными качественными характеристиками нарушений поведения. Знание  индивидуальных особенностей личности несовершеннолетних, объединенных в «криминогенный комплекс», дает возможность вовремя определять основные направления, формировать мероприятия по психокоррекции и профилактики девиаций в их среде.
 
 
Глава II. Профилактика девиантного поведения подростков на примере ГУСО «Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних»
 
2.1. Особенности социальной  работы с подростками с девиантным поведением  в учреждениях социальной реабилитации
 
Социальная работа с подростками "группы риска" как деятельность, направленная на оказание индивидуальной поддержки несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в современных методах ориентирует нуждающихся в помощи на собственную активность по ее разрешению и помогает им в этом. Поддержка и помощь детям и подросткам "группы риска", основную массу которых составляют беспризорные,  реализация их интересов и разрешение их проблем эффективно осуществляется социально-реабилитационными учреждениями.[30]
В отличие от детских интернатных учреждений, детских домов, характерным для социально-реабилитационных центров является то, что они призваны играть роль механизма быстрого реагирования на сложившуюся ситуацию, т.к. часто речь идет об оказании ребенку экстренной помощи, а это предполагает работу по принципу "открытых дверей", когда ребенок сам может обратиться в учреждение и его беспрепятственно туда помещают, не требуя каких-либо документов, официальных направлений. Реабилитационная работа ведется после помещения ребенка в реабилитационное учреждение.
Организация реабилитационного процесса в социально-реабилитационном центре осуществляется комплексно. Комплексный подход реабилитации основывается на ряде принципов: выявление и экспертная оценка реабилитационного потенциала каждого ребенка; выделение приоритетного направления реабилитации; дифференцированный подход к организации и реализации реабилитационных мероприятий; последовательность реабилитационного воздействия; преемственность методов реабилитации при комплексном воздействии.
Реабилитационная работа с ребенком в учреждении строится по следующим основным этапам: подготовительный- это сбор информации: знакомство с ребенком, с семьей, социальным окружением и условиями среды, обследование и социальная диагностика физического и психического состояния; организационный - анализ информации, выявление возможностей, дифференциация проблем и нужд, разработка программы индивидуальной работы; практический - реализация индивидуальной программы, непосредственно реабилитационная деятельность. 
На подготовительном этапе специалисты собирают как можно больше информации о ребенке, о социальной ситуации, о семье, родственниках и т.д. Полученная информация фиксируется, для того чтобы в дальнейшем ее можно было проработать. На этом этапе с каждым воспитанником составляется карта социальных связей, в которой ребенок указывает всех людей, играющих ту или иную роль в его жизни. Благодаря этой карте специалисты имеют возможность, с учетом интересов и желания ребенка, определить план мероприятий для составления индивидуальной программы реабилитации.
Модель организации психолого-педагогической работы в учреждении строится по принципу психолого-педагогического сопровождения. Одна из форм сопровождения ребенка - социально-реабилитационный консилиум (МПСПК). Консилиум позволяет объединить усилия специалистов по социальной работе, педагогов, психологов, медиков и всех других субъектов реабилитационного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию. Консилиумы - это организационный этап реабилитационной деятельности. Первый консилиум проходит через 10-14 дней после поступления ребенка в учреждение. Основным документом для работы консилиума является "Индивидуальная программа работы с воспитанником учреждения", куда заносятся результаты обследования ребенка специалистами.
Индивидуальная программа социальной реабилитации создается на основе всестороннего изучения ребенка сотрудниками центра: медиками, воспитателями, учителями, социальными педагогами, специалистами по социальной работе и др. В программе реабилитации отражается обобщенная информация о подростке, содержащая следующие сведения: состояние физического и психического здоровья, наличие санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков; степень общеобразовательной подготовки; степень отношений подростка к взрослым, сверстникам, самому себе, познанию, труду, игре и т.д.[31]
Цель работы специалистов по социальной карте реабилитации - это привитие ребенку общественно-полезных норм и ценностей, улучшение его физического и психического здоровья, укрепление внутреннего потенциала.
Состояние детей и подростков, оказавшихся в ситуации безнадзорности и беспризорности, постоянно ухудшается, в связи с чем большое внимание уделяется медицинской реабилитации. Основные компоненты медицинской реабилитации - это оздоровительная работа с использованием традиционных и нетрадиционных методов медицины; проведением глубокой диагностической работы по выявлению причин психических и соматических нарушений здоровья ребенка, организация стационарного лечения, формирование здорового образа жизни.
Широко используется в оздоровлении несовершеннолетних фитотерапия (витаминный, успокаивающий и тонизирующий сборы) и витаминотерапия. По медицинским показаниям разрабатывается индивидуальная программа для занятий в тренажерном зале. " Внимание к состоянию здоровья детей создает благоприятную почву для изменений отношений с окружающими: уменьшается раздражительность, реже проявляется агрессивность".[32]
Важнейшим направлением деятельности центра является социально-реабилитационная, т.е. организация эффективного сопровождения в ходе развития ребенка, работа с микросредой, в которой постоянно проживает ребенок, оказание помощи в интеллектуальном и личностном развитии, снятие психологических барьеров, страхов и т.д. В связи с этим реализуется программа по восстановлению социальной нормативности ("От я до Я"), программа по восстановлению толерантного сознания ("Жить в мире с собой и другими"), программа по профилактике психического здоровья ("Счастливый подросток") и др.
Специальной формой обучения общению являются социально-психологические тренинги, которые помогают адаптации детей к жизни в условиях СРЦН и вне его.[33] Тренинги облегчают процесс овладения подростками знаниями, умениями и навыками эффективного социального поведения, создают возможности для более полного самопознания и самоопределения.
В реабилитационной работе с несовершеннолетними используется игровая терапия. Она основывается на доверии к ребенку, к его безграничным возможностям, вере в его самостоятельность. Применение игровой терапии в процессе реабилитации позволяет ребенку наиболее полно выразить и исследовать свое собственное "Я" (чувства, мысли, переживания и поступки), т.к. игра - естественное для ребенка средство коммуникации.[34]
Составляющим элементом коррекционно-реабилитационной работы является создание условий для организации досуга детей. Реабилитационный процесс должен включать использование различных форм арттерапии (домашний театр; музыкальное, танцевальное, изобразительное творчество; флористика и т.д.). При этом воспитанники самостоятельно  выбирают вид досуговой деятельности.
Серьезное внимание в реабилитации несовершеннолетних уделяется развитию навыков культуры поведения. Специалисты центров корректируют взаимодействие детей в совместной деятельности, прививают им навыки культуры принятия пищи, приучают к выполнению правил поведения в общественных местах.
Одним из приоритетных направлений является педагогическая реабилитация, включающая в себя создание и соблюдение особого режима обучения; формирование положительной мотивации и активизации познавательной деятельности; организацию индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе на основе индивидуальных программ развития, раннюю профориентацию подростка; помощь в устройстве на работу; организацию педагогического образования родителей или лиц, их заменяющих. Специалистами реабилитационных центров для несовершеннолетних уделяется большое внимание изучению причин школьной дезадаптации поступивших детей, т.к. каждый из них имеет трудности в обучении и отставании по нескольким классам. Обучение подростков в таких случаях организовано на строго индивидуальной основе и осуществляется в различных вариантах: в образовательной школе или классах компенсирующего обучения, если способности подростка к познавательной деятельности деформированы.
Во многих случаях реабилитировать подростка - значит снять у него страх перед школой, восстановить и укрепить общие навыки, способность к волевому усилию, придать ему уверенность в своих силах и на этой основе пробудить у него желание быть учеником. Полученные навыки для части подростков могут стать основой в дальнейшей профессиональной деятельности, повысить уровень их социально-бытовой адаптации, расширить возможности их трудоустройства, что является основой в определении активности и самостоятельности в дальнейшей жизни
Основополагающим моментом реабилитационной работы в центре является создание новой среды обитания, отличной от той, в которой до сих пор был ребенок. Это достигается не богатой обстановкой, а созданием удобств, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно, не стесненно и получил бы возможнос
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.