На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Тенденции развития современного мирового рынка ценных бумаг

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
 
Введение
1.   Фондовые биржи России
2.   Российский   рынок государственных   ценных бумаг
3.   Российский   рынок корпоративных   ценных бумаг
4.   Тенденции  развития современного   мирового   рынка ценных бумаг
Заключение
Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
История развития рынка ценных бумаг насчитывает несколько веков и началась с создания рынка государственных ценных бумаг, которые появились в XV - XVI вв. Необходимость появления таких бумаг была связана с высокими расходами государства, превышавшими доходы. Для привлечения дополнительных денежных средств государство выпустило ценные бумаги, которые были размещены на международном рынке, а затем и на внутреннем. Первые же корпоративные ценные бумаги появились в XVII в., однако широкое развитие они получили только в середине XIX в.
Появление ценных бумаг привело к необходимости формирования рынка, на котором они могли бы обращаться. В начале XVI в. эволюция торговых операций привела к возникновению фондовых бирж. В конце XVII - начале XVIII в. в Англии начинают появляться всевозможные акционерные предприятия и акции этих компаний выходят на биржу.
Начало XIX в. стало периодом крупных государственных займов, что вызвало оживление фондового рынка. Основными же фондовыми рынками в Европе в это время были Лондонская и Франкфуртская фондовые биржи.
В XX в. фондовый рынок продолжал развиваться, что проявилось не только в его количественном росте, но и качественном, в частности в уменьшении доли биржевого рынка, формировании организованного внебиржевого рынка, основанного на компьютерных технологиях.
Дальнейшее развитие рынка ценных бумаг привело не только к совершенствованию его структуры, но и появлению различных видов ценных бумаг, так называемых производных или полуценных ценных бумаг, финансовых инструментов – ваучеров, варрантов, депозитных и инвестиционных сертификатов и ряда других.
 
 
 
 
1.                  Фондовые биржи России
 
Рассматривая развитие   рынка   ценных   бумаг   в   историческом    аспекте, можно выделить несколько  периодов.   Во-первых, дореволюционный        (до  1917   г.),   затем  советский  период  и,  наконец, современный     этап,   начавшийся   с   приватизации  государственной    собственности.
Все эти   этапы   имеют   свою   специфику,   связанную   с условиями   их формирования,  есть  и некоторые  общие черты,  которые  позволяют лучше понять  и оценить современные  процессы развития   фондового   рынка.
Рынок   ценных   бумаг,   функционировавший   в   Российской   империи, играл   важную  роль   в экономической   жизни  страны.  Он  был   связан непосредственно   с состоянием   промышленности,   сельского         хозяйства, транспорта  и вообще с политико-экономическим   и финансовым  положением России. Его возникновение и становление говорило о том, что Россия плавно   входила   в круг   развитых   промышленных   держав,  поднималась на  новый   уровень   социально-экономического   развития,  требовавшего   аккумуляции   денежных   накоплений   промышленников,   купцов, банков, обычных  граждан  и направления   этих средств на производительное  потребление.
Исторической   точкой   отсчета   возникновения   российского   фондового рынка   можно считать   1769 г.,  когда  в Амстердаме  был   размещен  первый выпуск   Российского   государственного   займа.  Первоначально   потребности   государства   в   необходимых   финансовых   ресурсах   удовлетворялись большей   частью  за счет распространения   крупных   государственных   займов на  иностранных   рынках.  Собственно   на  российском   рынке государственные долговые бумаги   появились значительно  позже, лишь сорок лет спустя,  в   1809 г.
Условия   выпуска   и основные   правила   были   определены   Высочайшим указом   от 25 марта 1809 г.,  согласно  которому   размер дохода  был установлен   в 6% годовых   и плюс   1% грация   (премия).  Доходность  на государственные   ценные   бумаги   была   выше,  чем доход,   который   предоставляли   кредитные  учреждения.  Однако  последние  имели   более глубокие традиции,  пользовались  доверием   у населения, разветвленная   сеть делала   их доступной   и удобной  для   широкой   публики.  Поэтому   для успешного   размещения   выпуска   его  владельцам   предоставлялись   определенные льготы. Так, облигации   могли  приниматься   в залог   по всем подрядам   и откупам,  в определенной   части   приниматься   в уплату   казенных сборов  и таможенных   пошлин. Процент   и грация   по облигациям   выплачивались   ежегодно   вперед   за   год.  Несмотря   на   определенные   трудности, связанные   со становлением   рынка   государственных   долговых   обязательств,   в период   с   1809  по   1816  г.  было   выпущено   бумаг   на  сумму 354 млн. руб.
Успешное   размещение   первых   займов   положило   начало   регулярному   использованию   этого   источника   финансирования              государственной казны.  Однако  до  середины   XIX   в.  внутренние   государственные   займы покрывали   лишь   около 10% государственного   долга,   остальное   казна получала   за  счет   размещения   российских   займов   за   рубежом.
Государственные   процентные   бумаги   были   широко   представлены на российском  фондовом   рынке в биржевом   и внебиржевом   оборотах. В 30-х   годах   на   фондовом   рынке   появились   акции   и облигации          частных компаний,   выпуск   и обращение   которых  регулировались   принятым   в 1836 г. Законом о промышленных обществах. Однако их оборот   по сравнению с государственными   процентными   бумагами   и аналогичными   бумагами      на   западном    фондовом      рынке   был   незначителен,   что,   в общем-то,  соответствовало   уровню   развития   капитализма   в   России   в тот период.
К 1911 г. насчитывалось   1617 акционерных компаний, из них на Санкт-Петербургской   бирже   котировались   акции   лишь   275. Сделки   совершались главным   образом   с акциями   железных  дорог,   коммерческих   и земельных   банков,   нефтяных   и металлургических         предприятий,   страховых компаний.
Реформы   третьей   четверти   XIX     в.  создали   предпосылки   для   появления   на   фондовом   рынке   долговых     обязательств   местных    органов   власти.   Их  появление   диктовалось      острой   нехваткой    средств   для  развития   местной   культурно-хозяйственной       жизни. Доходность   на   эти   бумаги,   как  правило,    устанавливалась      выше,    чем   по  государственным долговым     обязательствам,     однако   с   последними   они   не   могли  конкурировать.
Во-первых,  это  было  вызвано   ограниченностью   их хождения   как  на биржевом, так   и «уличном»  рынке.  География   их обращения   была   ограничена тем регионом,  где их выпускали.  Во-вторых,  они  имели длительные сроки  обращения   в 39 и 49 лет, а иногда   и еще больше.
К началу    1913 г. облигационные   займы  имелись  у 65 городов,  однако более 80% сумм  по займам   приходилось на  восемь крупнейших   городов, в том   числе   Москву   и Санкт-Петербург.   Значительная   часть   этих займов размещалась   на  зарубежных   рынках  из-за  отсутствия   необходимых финансовых   ресурсов   на   местах.  Таким   образом,   на   российском фондовом   рынке  были   представлены   государственные   долговые   обязательства, долговые  обязательства   городов, акции   и облигации   промышленных  и транспортных   предприятий.
Государственные   бумаги   выпускались   правительством   как   именные, так и на  предъявителя.  С   1906 г.  владелец   предъявительских   облигаций государственных   займов  получал   возможность   заменить   их на   именные облигации   или   так   называемые  удостоверения   именной   записи.  Если  в первом  случае  проценты   выплачивались   предъявителю   купона,  то  проценты   по  удостоверению   именной   записи   выплачивались   только   тому лицу, на чье имя   было   выписано  удостоверение   или   на  его   поверенного в делах. До   1895 г.  Министерство  финансов не принимало  никаких заявлений  об  утрате  купонов,  затем   по  правилам,  принятым   в   1895 г.,  если владелец  ценной   бумаги   мог доказать   время  приобретения,   время   утраты и обстоятельства,   при   которых   утрачена   ценная   бумага,  то   можно было  рассчитывать   на   получение   капитала  и процентов   по   нему.  Поэтому   именные   ценные   бумаги   считались   более   надежными   и давали гарантию   прочности   владения   ценной   бумагой.
Обращение   предъявительских   ценных   бумаг   в именные   и   наоборот производила Государственная   комиссия   погашения   долгов.  Для   поощрения  развития   именных   бумаг   при   превращении   предъявительских   в именные все расходы  относились  на казенный счет, а при обратном превращении – на  счет   владельца   бумаги.
Акции     по   законодательству Российской  империи     были    именными бумагами. Но поскольку устав акционерного общества являлся    законодательным  актом,   положения   которого   имели    приоритет     над   положениями  общего    законодательства, постольку     во   многих    случаях   уставами   акционерных  обществ   делались   исключения в   пользу  акций   на предъявителя. Поэтому на рынке ценных бумаг преобладали      предъявительские   акции,  причем   доля  последних    постоянно   росла.   Так,   если в   1910   г.   соотношение   между   именными  бумагами     и  предъявительскими   было     1:2,  то   в  1912   г.  –   уже   1:3.
Торговля   ценными   бумагами   осуществлялась   на товарных   биржах и через   Государственный   банк   России.  Продажа   государственных   облигаций   проводилась   главным   образом   через   Государственный   банк  при активном   посредничестве   коммерческих   банков.  Первоначально   операции   с ценными   бумагами   на   биржах   осуществлялись   в соответствии с правилами   биржевой   торговли   конкретных   бирж.
Крупнейшей   биржей,   осуществлявшей фондовые   операции,   была Санкт-Петербургская,   на   которой   торговля  ценными   бумагами   началась   после  выпуска   первых   государственных   займов.  В   1883 г.  на ней были  приняты   первые  правила,  регулирующие  операции   с ценными бумагами.   В   1891  г.  аналогичные   правила   были   приняты   на   Московской бирже.
Кроме столичных бирж операции с фондовыми ценностями  вели Варшавская,  Киевская,  Одесская,  Харьковская   и Рижская   биржи.
Согласно   правилам,   биржевая   публика  фондового   отдела   состояла из действительных   членов,  постоянных   посетителей   и гостей.
Кроме того, фондовый отдел посещался представителями   Министерства  финансов   как  для   надзора,  так   и для  осуществления   сделок   с фондами   и валютой   за   счет   государственного банка и государственного казначейства.
Действительными членами могли   быть  только   представители   банков,   банкирских   контор   и лица,   имевшие   промысловое   свидетельство первого   разряда   на   производство   банковских   операций.  Действительные  члены   имели   право   заключать   сделки   на  бирже  через  своего  уполномоченного   и подручных,  не прибегая   к посредничеству   маклеров.
В отличие   от   действительных   членов   постоянные посетители, кроме права   присутствия   на  биржевом   собрании,   имели   право   заключения сделок   через   посредничество   фондовых   маклеров.  Постоянными   посетителями   могли   быть  лица,  имевшие   промысловое   свидетельство   первого   разряда.   Гости допускались   на   биржу   по  рекомендации   действительных   членов, уплачивали   за  каждое посещение по рублю и были лишены   права   заключать   сделки.  Все остальные   могли  совершать   сделки путем  открытия   специального   (онкольного)   счета   в банке,  на   который клиент   вносил   средства   для   покупки   ценных   бумаг   (не менее   100 руб.), при этом   банк   мог   закупить   бумаг   на  сумму,  которая   превышала   вложенные средства   в 5-8  раз.
Высшим  органом   управления   фондового   отдела   биржи   являлось  общее собрание   действительных членов.  Текущим   органом       управления являлся   совет   фондового   отдела,   он   определял   распорядок   собраний, издавал   правила   биржевых   сделок,   определял   маклерскую   таксу,   разрешал   возникающие   при  сделках   споры,   принимал   решения   о допущении ценных   бумаг   к котировке.  Состав   совета   утверждался        Министерством  финансов,   которое   оставляло   за   собой  право   изменять   этот   состав  по  своему   усмотрению.
Фондовые   маклеры   назначались   Министерством   финансов   по  представлению  совета   фондового   отдела.  Маклерам   запрещалось   совершать сделки  за  свой   счет,  они   выступали   только   посредниками.  О   всех  совершаемых   сделках   маклеры  обязаны   были   сообщать   котировальной   комиссии.   На   основе   этих   сведений   составлялись   официальные   котировочные   бюллетени,   которые   передавались   в   Министерство финансов   и публиковались   в «Биржевых   ведомостях»   и «Торгово-промышленной   газете».
Международный  политический кризис в   1914 г., приведший   к началу первой  мировой   войны,  вызвал   небывалую   панику   на  европейских   биржах. В течение нескольких дней после объявления войны российские биржи прекратили   операции   с ценными   бумагами.  Эти  операции  оказались дезорганизованными.
С конца   1914 г. в Петербурге,  а также в Москве и Киеве начали  проходить  частные   биржевые  собрания   для   осуществления   сделок   с ценными бумагами.   Массовый   характер   они   стали   принимать   в   Петербурге весной и летом   1915 г. в помещениях   биржи  и некоторых   крупных акционерных банков.  В конце   1916 г. началось   некоторое  оживление  на фондовом рынке,  что  явилось   неожиданным   для   правительства.
Открытие официальной фондовой биржи оттягивалось     Министерством  финансов в ожидании решения принципиальных вопросов   правительственной     политики    в   отношении    частных    эмиссий   и   стабилизации конъюнктуры   на   фондовом   рынке.   В январе   1917 г.  вновь   была   открыта   Санкт-Петербургская  фондовая    биржа.   Временным  правительством воспрещались      срочные   сделки,   объектом     сделок   могли   быть   только ценные   бумаги,     круг  участников    биржевых     собраний    ограничивался («гости»    не   допускались,  иностранные подданные – только с   разрешения     Министерства     финансов).   Для   упрощения     взаимных    расчетов акционерных      банков   по   покупкам   и   продажам  ценных   бумаг   при   Петербургской     конторе    Государственного     банка   был   утвержден   фондовый    расчетный    отдел.   При   этом  имелось   в  виду,  что  все   биржевые сделки    без  исключения    будут   подлежать    регистрации    и   контролю   со стороны     представителей    Министерства     финансов.   Нестабильная     политическая    ситуация   привела   к   тому,   что   биржа  просуществовала   всего один   месяц.
После   революции   рынок   ценных   бумаг  фактически   прекратил   свое существование.
Декретом   советского   правительства   23 декабря      1917  г.  были   запрещены  все операции   с ценными   бумагами,  и в начале   1918 г. были  аннулированы   государственные   займы.
С  переходом   к нэпу были сняты  ограничения   на  частную предпринимательскую   деятельность,   появились   государственные   и   смешанные акционерные  общества.  Государство  прибегало  к акционированию предприятий   для   привлечения   частного   капитала.   В период   нэпа   товарные   биржи   и фондовые   отделы   при   биржах существовали  с   1921 по   1930 г. Организация   фондовых бирж в СССР была предусмотрена   постановлением   ВЦИК   и СНК   о валютных   операциях.
В фондовых   отделах  допускались   сделки   по покупке  и продаже иностранной   валюты   и векселей,  чеков   и иных   платежных   документов, золота   и серебра   в слитках,   государственных     ценных   бумаг,   облигаций государственных   и кооперативных   предприятий,   а   также   допущенных к обращению   в СССР  иностранных   ценных   бумаг.
Ценности,  находившиеся   в обороте,  например   царские десятки, иностранные ценности и другие, по соображениям   экономической   политики не были допущены   на  биржу. Это  обусловило   возникновение   внебиржевого   рынка,   на   котором   к тому   же  осуществлялись   активные   спекулятивные   операции   и с отечественной   валютой.  Фондовые   отделы   находились   в   ведении   Наркомфина,   который   устанавливал   правила   совершения   сделок   и   осуществлял    надзор   за  их  деятельностью.   Органами управления   фондового   отдела   являлись   общее  собрание  членов   отдела, совет   фондового   отдела   и ревизионная   комиссия. Самостоятельно       фондовый     отдел  осуществлял     созыв  и   проведение общих   собраний,   организовывал      работы    различных   компаний,   учреждал должность     маклеров,   издавал   справочники     и   т.д.   Членами   фондового   отдела  бирж   и   их   постоянными   посетителями     могли   быть   представители   Наркомфина,      Народного     комиссариата     по   внутренней   торговле   и  Госбанка,    а  также   кредитные    учреждения,     кооперативные союзы,   крупные     частные    торговые    и  промышленные        предприятия, которым   по   закону   было   предоставлено    право   производить     фондовые биржевые   операции.
Помимо   членов   фондового   отдела   участниками   торгов   могли   быть постоянные   и   разовые   посетители.   Они   имели   право   совершать   операции   исключительно       через  маклеров.   Фондовые       маклеры    заключали сделки   согласно   Положению       о   биржевых   маклерах,   по   которому    они не имели     права  производить     операции    ни   за   свой   счет,   ни   от  своего имени,   не   могли   состоять   ни   на  какой-либо    службе   или   заниматься самостоятельной      коммерческой      деятельностью.   Это   делалось    с   целью создать   в   лице   фондового   маклера   профессионального    посредника    на бирже.   У   маклера   сосредоточивались      заявки   на   спрос   и   предложение валют    и   фондов.   На   основе   полученных      данных    маклер    заключал сделки.   Заключенные   сделки   оформлялись       им   в   так  называемой   «маклерской    записке».
Несмотря     на   большое   сходство   во   внешних   формах     организации фондовых  отделов  в России до революции   и в период нэпа, их экономическая   природа   была   различна.  Последние  являлись   не объектом   регулирующего   воздействия,   а   органами   регулирования        валютно-фондового рынка,   выражением   регулирующей   воли   государства.   В рамках   централизованного   управления   экономикой   распределение   материальных и финансовых      ресурсов   совершалось   преимущественно          государственными органами   разных   уровней.  При   этом  пропорции   в   распределении материальных   ресурсов   предопределяли   направления   движения   денежных средств.
Государство   могло   через   регулирование   оплаты   труда   и цен,  налоги, свободный   доступ   к ссудному   фонду   Госбанка,   наличноденежную и кредитную   эмиссию   привлекать   средства   для   реализации   своих   программ. Поэтому   оно не испытывало  острой  потребности   в налаживании реального   рынка   собственных   долговых   обязательств.   И   тем   не менее возрождение рынка   ценных бумаг в период   нэпа  произошло за счет расширения государственного кредита и формирования рынка   государственных   бумаг.   В 20-е  годы   было   размешено   24  госзайма.  Первоначально   реализация   займа   шла   в добровольной  форме, но длительные сроки  и трудности  распространения привели   Наркомфин   на  путь  принудительного   размещения. Облигации выдавались   в счет   заработной  платы   рабочим   и служащим. С    начала    30-х  годов   по   1957   г.   государство   осуществило     45  займов.   В   1948   г.   займы  1936—1946   гг.   были    конвертированы       в   государственный   2%-ный   заем       1948  г.   В   1957   г.   правительство  приняло   решение   об   отсрочке   начальной   даты      выплат    по   облигациям    на   20  лет до 1977   г.
Общим   для   всех   этих   займов   являлось,  во-первых,  то,  что   это была норма     принудительного       изъятия    средств   у   предприятий     и   заработной платы     у   населения,   а  во-вторых,     непривлекательность        из-за   невысоких    процентов     и   частого   невыполнения       обязательств      государством, которое     выражалось       в   отсрочке  выплат     или  конверсии     займов.   При этом   выплачивался   незначительный   доход   за   пользование   этими   средствами. Погашение   всех  послевоенных   займов   закончилось   в декабре   1991 г.
В первой   половине   90-х   годов   Россия   начала   переход   к   рыночной организации экономики. Приватизация промышленности и других объектов   государственной   собственности заложили основы формирования российского   фондового   рынка.

           2.  Российский   рынок государственных   ценных бумаг

Рынок     государственных  ценных    бумаг    обычно   занимает    ведущее   место     (до  50%)   в   общем   объеме    рынка    ценных     бумаг (государственных и  корпоративных). Российские государственные ценные бумаги   по своим  масштабам   преобладают   и на фондовом  рынке в   России.
С   переходом   к рыночной   экономике   российское   государство   стало более   активно   использовать   рынок   ценных   бумаг.   Значение   государственных   внутренних   выигрышных   займов  упало  практически   до нуля.
Последний   заем  из этой серии  был   выпущен   в   1992 г.  под   15% годовых, что  в связи  с огромной   инфляцией   полностью  его  обесценило.
Фактически   в   1992-1995  гг.  государство   почти   совсем   отказалось от практики размещения займов среди населения. Лишь с конца   1995 г. в обращение  поступили   первые  выпуски   сберегательного   займа,  нацеленные  на  продажу   населению.
Активно  использовать   рынок   ценных бумаг для   привлечения   средств в государственную   казну      заставило   то   обстоятельство,   что   дефицит государственного   бюджета   не должен   покрываться   путем  дополнительной денежной   эмиссии,  ибо только   на  этом   пути стало  возможно  постепенное снижение инфляционных   процессов в российской   экономике первой половины   90-х годов.
В этих   целях   государство   предприняло  несколько   попыток   привлечения средств   предприятий   и организаций,  наиболее   удачным   из которых оказались,  в конечном  счете, выпуски  ГКО, ОФЗ  и частично   казначейские обязательства.   Хотя   число   видов   государственных   ценных   бумаг,   обращающихся         на   российском      рынке,    достаточно      велико, первенство  прочно   захватили   ГКО  и ОФЗ, объемы   выпуска   которых   до августа   1998 г.  были   преобладающими.
Другой   особенностью   российского   рынка   государственных   облигаций, как   отмечалось   выше, была   их высокая   доходность   (до   100% годовых и более)   в отдельные   периоды,   позволявшая  привлекать   средства инвесторов  с других   рынков   капиталов,   которые   в российских   условиях 90-х  годов   были   не в состоянии   обеспечивать   подобную  доходность.
Однако   в   августе   1998  г.   рынок   государственных    ценных   бумаг   рухнул в связи   с отказом   государства   выполнять   свои   обязательства   перед инвесторами.   В ближайшей   перспективе   государство   будет   стремиться экономическим   путем   снизить   столь   высокую   доходность,   которая   в конечном   счете   разорительна   и не может   быть   оправдана   на  длительный период.
В отличие   от   рынка   корпоративных   ценных   бумаг   рынок   государственных   облигаций   в своей  большей   части   является   централизованным биржевым   рынком.  Ядром   этого   рынка  стала   Московская   межбанковская валютная   биржа  (ММВБ),  на  которой   сосредоточены  торговая,  расчетная и депозитарная системы,  обеспечивающие   на современном   уровне организацию  торговли   основными   видами   государственных   ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, облигациями   внутреннего   валютного   займа)   в режиме компьютерных   биржевых   торгов.
Российские   государственные   ценные  бумаги   обращаются   не только на внутреннем фондовом рынке, но и на зарубежных   рынках. Так, с конца 80-х  годов  на   международном   рынке  обращается   несколько   облигационных   займов   бывшего   СССР,   выпушенных   в разных           европейских валютах.  С   1996  г.  российское   правительство   размещает   на   внешнем рынке облигационные   займы.  С этого  же года  начиналась   практика допуска  иностранных   инвесторов   на   внутренний   рынок   российских   государственных   облигаций.
 
 
3.   Российский   рынок корпоративных   ценных бумаг

В   отличие   от   рынка   государственных     ценных   бумаг, который  существовал   в России  на протяжении   всего периода  ее социалистического развития, рынок  негосударственных,  или корпоративных, ценных бумаг возродился   в начале 90-х годов прежде всего в связи с началом процесса  приватизации   государственной   собственности   в   1992 г., а раньше – с образованием   акционерных   коммерческих   банков  и бирж.
Условно современную историю  российского   рынка         корпоративных ценных   бумаг   можно  разделить   на три   этапа.
Первый   этап   (1990-1992   гг.) – создание  предпосылок   для   развития фондового   рынка:  образование   фондовых   бирж   и рынка   акций   коммерческих   банков, товарных   и фондовых   бирж.
Второй  этап (1993 г. первая половина   1994 г.) – фондовый  рынок существует   в форме   рынка   приватизационных   чеков.
Третий   этап   (со второй   половины    1994 г. до настоящего  времени) – начало   обращения   акций   российских   акционерных   обществ;  зарождение рынка   корпоративных   ценных   бумаг   в общепринятом   понимании.
На   первом этапе  началось   формирование   законодательной   базы российского   рынка   ценных   бумаг.   Были   приняты   Положение   о   выпуске и обращении   ценных   бумаг  и фондовых   биржах   в РСФСР,  Положение об акционерных   обществах;  установлен   порядок   лицензирования            и аттестации   на   рынке   ценных   бумаг.
Второй этап это  начало,  расцвет   и закрытие  рынка   приватизационных   чеков,   которые   были   выпущены        государством     и   выдавались гражданам   России   бесплатно.  Последние  обменивали   их  на  акции приватизируемых       предприятий,   вкладывали    в   чековые  инвестиционные фонды   или  продавали   на  биржевом   и внебиржевом   рынках.
Важной особенностью второго и начала третьего этапа было наличие на российском  фондовом  рынке, кроме приватизационных   чеков, различного рода  псевдоценных бумаг (типа акций МММ и др.), которые активно покупались российским населением под влиянием, с одной стороны, соответствующей рекламы, а с другой – внешних обстоятельств  (высочайшая инфляция, нищета и т.п.), что провоцировало широкие слои населения вкладывать свои средства  в «высокодоходные ценные бумаги», которые оказывались в дальнейшем   совсем   не ценными, хотя   и бумагами.  Обманутые  ожидания широких слоев населения   на рынке ценных бумаг подорвали  веру частного инвестора  в этот рынок, возможно, на многие годы вперед.
Со  второй   половины     1994 г.  начался   складываться   новый   фондовый рынок,   на   котором   торговля    ведется   уже акциями   существующих   российских акционерных   обществ. В отличие от второго  этапа в ходе третьего формируется   рынок   крупных   инвесторов   и посредников – отечественных  и зарубежных,   который   имеет две  основные  цели.
Во-первых,   это борьба за собственность – покупка  контрольного пакета акций  предприятий,  которые либо  представляют   стратегические интересы для соответствующих  зарубежных  или отечественных компаний, либо являются высокодоходными,  имеют крупную  валютную  выручку   и т.п.
Во-вторых, это   получение  спекулятивной  прибыли   от   операций   на фондовом  рынке  благодаря   использованию  колебаний   цен  в зависимости от соотношения   спроса   и предложения,  политических   и экономических факторов,  с помощью   знаний   внутренней   информации   о   компании, недоступной  для других   участников   рынка   и т.п.
Для третьего этапа развития   российского  рынка   корпоративных   ценных бумаг   характерно:
•   дальнейшее   развитие  законодательной   базы   рынка;
•   прекращение   и преобразование   деятельности   чековых   инвестиционных фондов;
•   увеличение   числа   участников   фондового   рынка;
•   быстрое   развитие   страховых    и   негосударственных     пенсионных фондов;
•   образование   крупного   вексельного   рынка   в стране;
•   создание   организаций   инфраструктуры   фондового   рынка   (регистраторов, депозитариев,   расчетных   палат);
•   создание   рынка   первых   фьючерсных   контрактов   (валютных).
В отличие  от   первого   и второго   этапов,  в течение  которых   рынок   в значительной   мере был   биржевым,  на третьем   этапе  рынок   корпоративных ценных  бумаг   практически   полностью   превратился   во   внебиржевой рынок. Биржевая   торговля   акциями   приобрела   второстепенное  значение.
Российский   рынок   корпоративных   акций  условно делится   на две части:  рынок   наиболее ликвидных   акций,  насчитывающий   акции   примерно 20-30 компаний,  относящихся   к отраслям   нефтегазодобычи,   электроэнергетики,   телекоммуникаций,   металлургии,   транспорта,   которые постоянно  продаются   и покупаются   по рыночным   ценам; и рынок   всех остальных   акций,   прежде   всего   региональных       предприятий,   которые практически   отсутствуют   в свободном   обращении,   а   это  акции   порядка 40 000  акционерных   обществ   открытого   типа.   Кроме   эмитентов, к числу участников   фондового   рынка   в настоящее   время   можно   отнести около 3000  инвестиционных   компаний,   свыше  2000  коммерческих   банков, порядка   1000 страховых   организаций  и столько  же  негосударственных пенсионных   фондов.  Правда,   очень   многие  из   этих  участников   не принимают   активного   участия   на  рынке. Рынок   российских       акций   в   большой   степени   функционирует      за   счет иностранного       капитала   (до   августа   1998  г.   приток  его   составлял  1,5-2 млрд  долл.  в   год).  Всякий   отток   этого   капитала   по   причинам,   например, политического   характера,   ввергает        рынок   акций    в   глубокий   спад.   В то же   время   внутренние   финансовые   ресурсы   страны  сосредоточены главным    образом     либо   в   виде   наличных  сбережений     у   населения,   которое уже  не рискует   вкладывать   их   в акции   любого   вида,  либо   в виде  депозитов   в   Сберегательном     банке   России.
В   1995   г.   начался  выход   российских    корпоративных       ценных    бумаг на   внешние   фондовые       рынки    через  механизм     депозитарных      расписок (прежде   всего,   американских      депозитарных      расписок,   которые     обращаются   на   фондовом     рынке   США     и   европейск
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.