На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Инфекционные болезни нервной системы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат
 
По дисциплине: «Невропатология »
По теме: «Инфекционные болезни нервной системы »
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПЛАН
 
Введение………………………………………………………………………
3
1
Инфекционные заболевания центральной нервной системы……….
5
2
Менингит……………………………………………………………….
6
3
Энцефалиты, менингоэнцефалиты, энцефаломиелиты, хорея………
10
4
Полиомиелит……………………………………………………………
18
5
Невриты, полиневриты………………………………………………...
21
6
Сифилис нервной системы…………………………………………….
27
7
Туберкулезные поражения нервной системы ………………….…….
30
8
НейроСПИД……………………………………………………………
33
Вывод………………………………………………………………………….
34
Литература……………………………………………………………………
35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Инфекционно-воспалительные заболевания головного мозга могут развиваться преимущественно в мозговом веществе (энцефалит), в синусах (тромбоз синуса), завершаться отграниченным скоплением гноя в веществе мозга (абсцесс мозга). В их основе лежит проникновение различных экзогенных и эндогенных микроорганизмов. Известно несколько сот патогенных и условно патогенных видов микробов, вирусов, грибков.
От инфекции (оспы, холеры, энцефалитов, менингитов и др.) еще в начале ХХ века умирало около 50% населения, в настоящее время – менее 5%. На долю энцефалитов, абсцессов мозга и тромбозов синусов приходится около 6% органических заболеваний нервной системы.
Все инфекционно-воспалительные заболевания нервной системы подразделяются на первичные и вторичные. К первичным вирусным формам относят, прежде всего, комариные и клещевые энцефалиты, к вторичным – энцефалиты сыпнотифозный, коревой, при скарлатине, оспе и т.д., а также абсцессы мозга и синус-тромбозы.
Всесторонне изучение инфекционно-воспалительных заболеваний центральной нервной системы началось во второй половине XIX века после основополагающих открытий в области микробиологии.
В начале  исследования касались вторичных энцефалитов (малярийного, сыпнотифозного и др.). С середины 30-х годов ХХ в. в связи с успехами вирусологии началось активное изучение вирусных энцефалитов – комариных и клещевых. Большая заслуга в исследованиях этиологии, эпидемиологии и клинике весенне-летнего клещевого энцефалита принадлежит Л.А. Зильберу, Е.Н. Павловскому, М.П. Чумакову, А.Н. Шаповалу, А.Г. Панову, Л.И. Оморокову и многим другим замечательным русским ученым.
Абсцессы мозга и синус-тромбозы были описаны в конце XIX – начале ХХ в. К. Вестфалем, Г. Оппенгеймом, а также русскими неврологами и нейрохирургами – В.К. Хорошко, Н.В. Бурденко, П.Г. Корнянским, И.Я. Раздольским и др. [6].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
 
К группе учеников, подлежащих переводу в специальные школы, в большинстве случаев относят детей, перенесших ме­нингиты, энцефалиты, менингоэнцефалиты и другие формы нейроинфекций. В отдельных случаях встречаются дети с те­ми или иными формами поражения нервной системы в ре­зультате перенесенного сифилиса, туберкулеза, а также рев­матизма.
Возбудителями болезней являются различные виды микро­бов и вирусов, преимущественно поражающих нервную систе­му и объединяемых в клинике под общим названием нейроин­фекций. В отдельных случаях нервная система может также страдать вторично в результате воздействия ряда общих ин­фекций.
Перенесение ребенком указанных заболеваний часто сопро­вождается поражением различных нейропсихических функ­ций — зрения, слуха, речи, интеллекта, приобретающих ино­гда стойкий характер, что препятствует обучению таких детей в обычных школах.
Особенности патологических симптомов, развившихся в ре­зультате болезни, зависят от целого ряда условий: интенсивно­сти болезнетворного агента, характера локализации болезнен­ного процесса, степени выраженности защитных свойств орга­низма и др. Очень важное значение в указанном смысле имеет возраст ребенка, в котором он перенес мозговое заболевание. Так, наблюдения показывают, что для ранних форм свойствен­на более тяжелая картина остаточных явлений, особенно недо­развитие психических функций. При более поздних формах заболевание иногда может протекать сравнительно легко; в этом случае быстрее происходят положительные сдвиги за счет компенсаторных возможностей мозга [3].
Перейдем к описанию отдельных форм заболеваний.
 
 
 
2. МЕНИНГИТ
 
Менингит— воспаление мозговых оболочек. Заболевание вызывается различными бактериальными формами, но чаще всего группой кокков (менингококки, стрептококки, пневмо­кокки). Одной из наиболее часто встречающихся форм менин­гита является цереброспинальный менингит, вызываемый особой группой менингококков. Заболевание это чаще распространяется в виде эпидемических вспышек в зимнее и весеннее время.
Резервуаром и источником меиингококковой инфекции яв­ляется зараженный человек. Во внешней среде под действием солнечного света, температуры возбудители заболевания (ме­нингококки) быстро погибают. На слизистой оболочке носа здоровых детей они могут находиться довольно длительное время, и этим обусловливается так называемое бациллоноси­тельство.
Заражение может распространяться при попадании носовой слизи бациллоносителей на кожу или слизистые оболочки дру­гих детей, находящихся в контакте (во время игры, при поце­луях, через общее полотенце, носовой платок и другие предме­ты, которыми пользовался бациллоноситель).
Острая картина болезни довольно характерна. Обычно забо­левание начинается с высокой температуры, сопровождается рвотой, сыпью на коже, сильными приступами головной боли, иногда бессознательным состоянием. Характерными призна­ками болезни являются позы больного: откинутая назад голо­ва из-за патологического напряжения затылочных мышц (ри­гидность затылка), подогнутые к животу, полусогнутые в ко­ленных суставах ноги (симптом Кернига), повышенная кож­ная чувствительность (гиперестезия), светобоязнь.
Продолжительность острого периода, за исключением мол­ниеносных и затяжных форм, обычно 1 — 2 недели, после чего может наступить выздоровление или смерть.  В прошлом смертность от менингита составляла от 25 до 50%. В связи с применением антибиотиков и сульфамидных препаратов со­кратилось время течения болезни, и резко уменьшилась смертность. Картина резидуальных (остаточных) явлений выражается теперь в более легкой степени.
Для менингита характерно развитие различных осложне­ний, которые могут возникать в период острого протекания бо­лезни или выявляться после перенесенного заболевания как остаточные явления. Так, на фоне самого заболевания у детей могут возникнуть судорожные приступы, указывающие на за­интересованность в процессе самого вещества мозга. Воспалительный процесс может переходить с оболочек головного моз­га на периферические нервы — слуховой и зрительный, реже отводящий и тройничный, создавая определенную клиничес­кую картину. Очень рано, на высоте острой симптоматики, развивается гидроцефальный синдром, сохраняющийся впоследствии в разной степени, в зависимости от возраста больно­го и степени тяжести заболевания.
Расстройство высшей нервной деятельности после менин­гита, перенесенного в более позднем возрасте, может также характеризоваться целым рядом патологических особеннос­тей. Однако в этих случаях они выражены слабее. Это касает­ся интеллектуальных расстройств, которые носят временный характер и чаще проходят по типу своеобразной астении: де­ти становятся очень рассеянными, жалуются на головные бо­ли, быстро истощаются, нередко отмечается ослабление па­мяти.
Различные инфекционные болезни оставляют след в состоя­нии нервной системы. Возможны различные осложнения, сте­пень выраженности которых зависит от времени воздействия на растущий организм (внутриутробно перенесенное заболевание или болезнь после рождения) этиологического фактора (возбудителя болезни), своевременности диагностики и соот­ветствия лечебных мероприятий.
В клинике нервных болезней в качестве последствия пере­несенных заболеваний описывают микроцефалию и гидроце­фалию, интеллектуальную недостаточность (олигофрению), расстройства зрения, слуха, речи, моторики и другие психопа­тологические расстройства.
Микроцефалия. Обычно при микроцефалии наблю­даются тяжелые формы олигофрении. Характерной чертой является малый размер черепа и мозга, особенно не­доразвиты большие полушария. Вес мозга очень мал — 200 — 400 г. Отмечается упрощенный рисунок борозд и извилин. При гистологическом исследовании обнаружены неправильное рас­положение клеток в слоях коры, недостаточность их количества, бедность волокон. Со стороны физического развития наблюда­ется диспластичность телосло­жения, отставание роста от средних возрастных норм. Ха­рактерна походка — больные ходят, согнувшись вперед. Дети-микроцефалы подвижны, одна­ко эта подвижность дефектна, здесь много лишних нецелесооб­разных движений, отсутствует устойчивость. Характерна об­щая гипотония, разболтанность суставов. Со стороны психики отмечается тяжелое слабоумие, чаще в форме имбецильности или глубокой дебильности. По характеру эти дети веселы и добродушны. Речь обычно недоразвита. Последние годы во вспомогательных школах делают попытки обучать некоторых микроцефалов (с менее выраженной формой умственного недоразвития) в специальных классах для имбецилов.
Олигофрения инфекционного происхож­дения. Указанные формы олигофрении встречаются наибо­лее часто. Причиной в данном случае является перенесение ре­бенком внутриутробно или после рождения нейроинфекций. Эта форма олигофрении нередко сопровождается нарушением моторики и резкими отрицательными сдвигами со стороны эмоциональной сферы, что, по-видимому, связано и с пораже­нием подкорковых узлов. Причем в одних случаях характер­ным является наличие синдромов повышенной возбудимости, моторной расторможенности, резко выраженных низших вле­чений, склонность к аффектам. В других — имеет место общая заторможенность, вялость (торпидные формы). В более легких случаях, особенно когда нет выраженной картины воспали­тельного процесса, а неблагоприятное влияние инфекции сво­дится преимущественно к нерезко выраженной интоксика­ции, указанная симптоматика проявляется в более умеренной степени.
Наряду с детьми-олигофренами, у которых имеются те или иные степени недоразвития коры мозга после органических поражений центральной нервной системы,  встречаются дети, отстающие в развитии, имеющие низкую успеваемость. Иногда их смешивают с подлинными олигофренами и направляют во вспомогательные школы. Эти дети чаще всего не переносили мозговых заболеваний или переносили их в легкой степени (легкие черепно-мозговые травмы, интоксикации и др.).
Главным отличием таких детей от олигофренов является то, что их малая психическая активность, выражающаяся, прежде всего в сниженной успеваемости, чаще носит временный характер, и постепенно такие дети выравниваются, неко­торые из них нормально продолжают обучаться в массовой школе [3].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3. ЭНЦЕФАЛИТЫ, МЕНИНГОЭНЦЕФАЛИТЫ, ЭНЦЕФАЛОМИЕЛИТЫ, ХОРЕЯ
 
 
К группе энцефалитов относятся воспалительные процессы, поражающие головной мозг независимо от локализации, кото­рая может быть различна.
Течение энцефалита сопровождается как общемозговыми симптомами, так и очаговыми (гнездными). К общемозговым относятся: потеря сознания от легкого затемнения до полного его выключения, головная боль, головокружение, рвота, из­менение пульса и дыхания. Очаговые симптомы могут быть различны в зависимости от локализации болезненного про­цесса в различных областях мозга. Так, могут иметь место двигательные, речевые расстройства, эпилептиформные при­падки.
Энцефалиты в медицинской практике делятся на первич­ные, или эпидемические, и инфекционные; некоторые из ин­фекционных относятся к аллергическим. К первичным энце­фалитам, распространение которых носит эпидемический ха­рактер,  относят:  эпидемический энцефалит А (летаргический). Течение его сопровождается, помимо целого ряда общих симптомов, свойственных энцефалитам, тяжелыми расстрой­ствами сна. Энцефалит Б (японский), переносчиками вируса которого являются комары. Заболевание протекает тяжело, может осложняться психозами и стойким снижением интел­лекта. Возбудитель (вирус) клещевого, или весенне-летнего, энцефалита передается через укусы лесных клещей. Типич­ным является поражение шейных отделов спинного мозга, в результате чего возникают параличи мышц, шеи и рук.
Описан и ряд других вирусных энцефалитов, носящих эпидемический характер. Инфекционные энцефалиты и энцефаломиелиты, возникающие как осложнение детских ин­фекций, характеризуются в своем течении многими общими чертами, хотя могут иметь место и особенности, свойствен­ные той или иной инфекции, вызвавшей энцефалит.
Заболеванию энцефалитом способствует ряд причин, обусловливающих ослабление защитных свойств детского организ­ма. К этим причинам относятся: врожденная неполноценность нервной системы, общая соматическая ослабленность, рахит, неблагоприятные условия быта и слабость иммунобиологичес­ких свойств организма. Рассмотрим некоторые формы энцефа­литов.
Эпидемический энцефалит (энцефалит А). Заболевание эпидемическим энцефалитом связано с проникновением в ор­ганизм особого нейровируса, поражающего центральную нервную систему. Заболевание носит характер эпидемии и бывает чаще зимой. Однако отдельные случаи эпидемическо­го энцефалита могут встречаться в любое время года. Болезнь свойственна любому возрасту, но чаще ею заболевают дети. Изучение детского состава специальных школ, а также лите­ратурные данные показывают, что в последнее время выра­женные формы этого заболевания у детей стали встречаться сравнительно редко.
Для начального периода болезни наиболее типичными симптомами являются: повышение температуры до 38 — 39°, головная боль, двоение в глазах и расстройство сна. Некоторые больные находятся беспрерывно в сонливом состоянии. Их бу­дят для приема пищи, потом они вновь погружаются в сонное состояние. У других выражена бессонница. Характерен ряд навязчивых движений подкоркового типа, дети что-то переби­рают руками, иногда наблюдаются подергивания отдельных мышц (миоклония). Отмечаются некоторые вегетативные рас­стройства — усиленное слюнотечение, жировые выделения на коже лица.
Течение болезни может осложняться нарушениями от­дельных функций в области двигательной сферы, речи, пси­хики, которые и формируют сложный симптомокомплекс так называемых остаточных явлений. Характер этих послед­ствий после эпидемического энцефалита в значительной сте­пени зависит от того, какие области мозга были поражены бо­лезненным процессом наиболее интенсивно. Эпидемический энцефалит чаще поражает подкорковую область (стрио-паллидарную систему) и межуточный мозг. Отсюда в картине ос­таточных явлений часто наблюдаются расстройства двига­тельных функций, эмоциональной сферы, а также наруше­ние обмена веществ. Расстройства двигательной сферы раз­личны, иногда имеет место своеобразная заторможенность движений, сопровождающаяся дрожанием рук, головы, реже бывают параличи и парезы. Обычно наблюдается довольно характерная картина: лицо ребенка амимично, взгляд непо­движен,  устремлен вдаль, общая заторможенность движе­ний, слюнотечение. Речь монотонная, лишенная модуляций и эмоциональной выразительности. Однако подобные случаи своеобразной адинамии в детском возрасте редки. Чаще кар­тина остаточных явлений после эпидемического энцефалита проявляется в таком нарушении нервной деятельности, кото­рое характеризуется общей двигательной расторможенностью в связи с ослаблением регулирующей роли коры на под­корковые образования, наличием гиперкинезов. В этих слу­чаях в поведении детей получают преобладание низшие эмо­ции в виде аффектов гнева, повышенной сексуальности, пре­обладает неустойчивое, чаще мрачное настроение. В педаго­гической практике специальных детских учреждений у неко­торых детей отмечаются случаи ненормально повышенного аппетита или жажды (булимия, полидипсия), сексуальных извращений  патологической злобности, жестокости, своеоб­разной навязчивости.
Степень выраженности патологических изменений в облас­ти эмоционально-волевой сферы и характера последствий эпи­демического энцефалита может быть различна. Иногда эти нарушения могут быть тяжелыми, что отражается на учебной де­ятельности ребенка, — резкая неуспеваемость, срывы дисцип­лины, частые конфликты в семье и школе. Правильно органи­зованные педагогические и лечебные мероприятия могут зна­чительно сглаживать указанные последствия болезни.
Вестибулярная форма энцефалита харак­теризуется такими симптомами, как головокружение, расст­ройство походки, сопровождаемые тошнотой, рвотой, что свя­зано с нарушенной функцией вестибулярного аппарата. Обыч­но это заболевание протекает сравнительно благоприятно, оставляя иногда в качестве остаточных явлений парезы глазных мышц. В других случаях в качестве остаточных неврологичес­ких симптомов наблюдаются тикозные подергивания в мыш­цах, особенно лица, шеи. Описаны формы особых приступов частой икоты (эпидемическая икота), которая рассматрива­лась некоторыми как проявление абортивно протекающего эн­цефалита.
Сенсорная форма энцефалита (Г.Е. Сухаре­ва) развивается в связи с перенесенными детскими инфекци­ями, а иногда — постепенно и без видимых причин. Начало заболевания острое: повышение температуры до 40°, голов­ная боль, иногда боли в животе, расстройства восприятия, менингеальные симптомы. Со стороны нервной системы от­мечается асимметрия лицевых мышц, нарушение мышечно­го тонуса, иногда скоропроходящие монопарезы, непостоян­ные патологические рефлексы. Острая стадия может быть ко­роткой — 10—12 дней, после чего начинается вторая, подострая стадия, которая может продолжаться значительное вре­мя и протекать по типу периодических приступов недомога­ния. Для этой стадии характерно разнообразие сенсорных расстройств. Чаще нарушаются зрительные и пространствен­ные восприятия. Иногда предметы воспринимаются в изме­ненной форме или только их отдельные части, наблюдаются фотопсии, искры, огненные зигзаги и т.п. Дети часто видят цветные точки, шарики, круги, жалуются на изменение ок­раски окружающего: все видно как сквозь туман, сетку либо чересчур резко окрашено в цвета радуги (красная окраска указывалась чаще других). Акустические расстройства выра­жаются в изменении интенсивности, тональности звука, че­ловеческий голос воспринимается то тихо, то громко, кажет­ся то близким, то далеким. Имеет место также извращение вкуса, реже обоняния. В школьной практике у таких детей отмечены расстройства письма и чтения. Грубые расстройст­ва интеллекта встречаются редко, чаще наблюдались истощаемость, неспособность к интеллектуальному напряжению. Частым симптомом при этом заболевании являются голо­вные боли, головокружение. Болезнь может протекать дли­тельно и сопровождаться нестойкими периодами улучшения.
Инфекционный энцефалит (менингоэнцефалит, энцефало­миелит). Под инфекционными энцефалитами в клинике под­разумеваются воспалительные, чаще токсические процессы, возникающие в результате перенесения ребенком различных инфекционных заболеваний. Болезненный процесс в этих слу­чаях захватывает не только различные области головного моз­га (рассеянная локализация), но и спинной мозг. Отсюда эти заболевания чаще протекают по типу менингоэнцефалитов и энцефаломиелитов.
В настоящее время известно, что любая инфекция при соответствующих условиях может вызвать заболевания энцефа­литом. Однако чаще последние возникают после обычных дет­ских инфекций (кори, скарлатины, краснухи, коклюша). На­иболее часто встречаются энцефалиты, обусловленные коре­вой инфекцией. Если клиника инфекционных энцефалитов как в острой, так и в резидуальной стадии достаточно изуче­на, то механизмы возникновения этого заболевания еще не совсем ясны и трактуются различно. Одни исследователи по­лагают, что инфекционный энцефалит обусловлен проникно­вением в головной мозг возбудителя, вызвавшего основную инфекцию; другие считают, что основная инфекция лишь ос­лабляет организм и защитные структуры мозга, что способст­вует проникновению в центральную нервную систему специ­ального вируса.
Острый период инфекционного энцефалита характеризу­ется различно. Иногда на фоне тяжело протекающей основ­ной инфекции (корь, скарлатина) отмечается ухудшение общего состояния, знаменуемое резким подъемом температу­ры, бессознательным состоянием, судорогами, появлением менингеальных симптомов (ригидность затылочных мышц, симптом Кернига и т.п.). Эти случаи иногда могут оставаться нераспознанными и трактоваться как тяжелое течение основ­ной инфекции. В других случаях сравнительно легко проте­кающая инфекция в исходной стадии внезапно дает резкое ухудшение в своем течении: подъем температуры, ухудше­ние общего состояния, менингеальные явления.
Инфекционный энцефалит характеризуется как общемоз­говыми, так и очаговыми симптомами, причем некоторые оча­говые симптомы начинают появляться даже в острой стадии (развитие парезов, судорог, афазии). Другие могут отмечаться позже.
Резидуальная стадия вторичного энцефалита нередко ха­рактеризуется обилием патологических симптомов. Здесь мо­гут встречаться двигательные расстройства (паралич, парезы, гиперкинезы), речевые нару­шения в виде сенсорных и мо­торных афазий, дизартрии (псевдобульбарная дизартрия) и др. Эти дефекты встречаются чаще и выражены нередко бо­лее массивно, чем при эпидеми­ческом энцефалите.
Характерные изменения на­блюдаются со стороны психи­ческой деятельности, особенно страдает интеллект, в отличие от эпидемического энцефали­та, при котором интеллекту­альные расстройства выраже­ны значительно слабее, а ино­гда и отсутствуют. Характер изменений психической деятельности после перенесенных вторичных энцефалитов также в значительной степени обус­ловливается возрастом, в котором перенесено указанное забо­левание. Так, при рано перенесенных энцефалитах, характе­ризующихся тенденцией к разлитой локализации (в связи с анатомо-физиологическими особенностями мозга ребенка раннего возраста), чаще наблюдается значительное снижение интеллекта по типу олигофрении. Хотя следует отме­тить, что олигофренам с подобной этиологией чаще, чем другим, свойственны и некоторые локальные нарушения. Эти де­ти характеризуются также тяжелыми нарушениями со сторо­ны эмоционально-волевой сферы и характера, что в значи­тельной степени сближает их с детьми-олигофренами, пере­несшими эпидемический энцефалит. Физиологическими ме­ханизмами указанных расстройств являются резкие наруше­ния нейродинамики, ослабление внутреннего коркового тор­можения, в связи, с чем происходит усиление подкорковых влияний (растормаживание подкорковой области). В поведе­нии детей, перенесших энцефалит, возникает ряд патологиче­ских особенностей, в какой-то степени аналогичных тем, которые были описаны при характеристике резидуальной ста­дии эпидемического энцефалита. Это в основном склонность к аффективным вспышкам, неустойчивому настроению, усиле­нию низших физических влечений, что ведет к большим труд­ностям при осуществлении воспитательной работы.
Лечебные мероприятия при менингитах и энцефалитах раз­нообразны. Обычно применяют антибиотики, уротропин, сульфамидные препараты, сыворотки. В резидуальной ста­дии — физиотерапию, лечебную гимнастику, логотерапию.
Хорея — заболевание нервной системы (головного мозга) вызываемое ревматической инфекцией. Заболевание чаще происходит в сырое и дождливое время — осенью, весной. Обычно ему предшествует перенесение ангины, полиартри­та, иногда гриппа. Начало подострое. Первым признаком бо­лезни является заметное изменение в характере детей, кото­рые становятся в этих случаях повышенно раздражительны­ми, капризными, склонными к аффектам гнева, слезливы­ми. В школе отмечаются рассеянность, безразличное отно­шение к занятиям. Постепенно развиваются насильственные движения (гиперкинезы) в мышцах лица, рук, ног, ту­ловища.
В связи с развитием гиперкинезов движения ребенка стано­вятся затрудненными, меняется почерк, вещи падают из рук, появляются различные насильственные движения мышц в ли­цевой мускулатуре, напоминающие гримасы. Постепенно гиперкинезы распространяются и на нижние конечности, поход­ка становится затрудненной. Резко меняется речь из-за за­труднения движений языка. Заболевание сопровождается повышенной температурой. Так как хорея является ревматичес­ким поражением головного мозга — энцефалитом, то ему со­путствуют изменения со стороны сердечно-сосудистой систе­мы (пороки сердца).
Исследование мозга больных, умерших от ревматического энцефалита и порока сердца, выявило поражение подкорки, в частности стриатума. Небольшие изменения находили и в ко­ре головного мозга.
В большинстве случаев хорея протекает относительно благополучно и заканчивается полным выздоровлением. Ис­ключение составляют редкие формы, при которых наблюда­ются стойкие осложнения сердечной деятельности. Однако заболевание, даже и в легкой степени, требует постельного режима и соответствующего лечения. При недостаточном лечении и режиме у ребенка надолго остаются отдельные по­дергивания в мышцах, усиливающиеся при волнении, а так­же фиксируются патологические черты характера в форме неустойчивого настроения, склонности к аффектам, агрес­сивности. Отдаленным последствием хореи может быть раз­витие заикания [3].   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4. ПОЛИОМИЕЛИТ
 
Раньше считали, что это острое инфекционное заболевание центральной нервной системы, преимущественно серого ве­щества спинного мозга, свойственно главным образом детско­му возрасту. Еще в 1883 г. проф. А.Я. Кожевников впервые высказал предположение об инфекционной природе этой бо­лезни и в своих лекциях дал описание клиники полиомиелита. Затем более точное и подробное изучение заболевания бы­ло дано Д. Гейне и О. Медином, за что впоследствии оно стало носить название болезни Гейне—Медина. В настоящее время доказано, что заболевание вызывается фильтрующимся виру­сом. Полиомиелит относят теперь к общим инфекциям, по­скольку наблюдаются формы заболевания без поражения нервной системы.
Полиомиелит проявляется как в виде отдельных, споради­ческих случаев, так и в виде эпидемий.
Заболевание отмечается в конце лета и осенью, что дает воз­можность предполагать участие в его передаче мух, оводов, клопов, блох и других насекомых и паразитов.
Полиомиелитом чаще болеют дети до 4—5 лет. Во время эпи­демий описаны случаи полиомиелита у детей от 6 месяцев до 12 лет, а также и у взрослых. Перенесенная инфекция оставляет после себя стойкий иммунитет. Долгое время предполагали, что вирус полиомиелита поражает только большие двигатель­ные клетки передних рогов спинного мозга. В последнее время установлено, что заболевание поражает не только передний рог, но и задний, оболочки, корешки, спинно-мозговые узлы, нервные окончания, мышцы, а также может распространяться и на головной мозг. Ввиду такого распространения выделяют следующие формы полиомиелита: спинальные, бульбарные и церебральные. Для полиомиелита характерна неравномер­ность в отношении глубины поражения. Так, патологоанатомически доказано, что рядом с полностью пострадавшими клетка­ми встречаются незначительно пострадавшие или здоровые.
В течение заболевания различают несколько периодов. Вслед за проникновением вируса в организм следует инкуба­ционный (скрытый) период, который в среднем продолжает­ся от 10 до 14 дней. Характерными для данного периода явля­ются общее недомогание, головная боль и отсутствие аппети­та. Дети утрачивают обычную живость, становятся вялыми, капризными.
В клиническом течении уже развившейся болезни можно выделить 4 периода: предпаралитический, или менингеальный, паралитический, восстановительный и остаточный.
Начинается заболевание с лихорадочного состояния и подъ­ема температуры до 38—40°. Появляются сонливость или раз­дражительность, головная боль, понос, рвота или катаральные явления верхних дыхательных путей. У детей до года отмечаются частые срыгивания, выбухание и пульсация большого родничка. Для полиомиелита в начальной стадии заболевания характерны симптомы поражения мозговых оболочек: ригидность (напряжение) затылочных мышц, симптом Кернига, бо­ли в области спины. Иногда уже в начале болезни отмечают на­рушение дыхания. У подавляющего большинства больных на­рушения дыхания возникали вследствие паралича дыхатель­ных мышц на фоне распространенных вялых параличей мышц туловища и конечностей (Е.В. Готовцева, 1955).
Следует отметить, что во всех периодах за­болевания психические симптомы почти ничем не отличаются от тех ас­тенических реакций, которые наблю­даются у некоторых детей и при дру­гих инфекционных заболеваниях. В остаточном же периоде в результате параличей дети резко ограничены в своих движениях.
Вообще дети, перенесшие полиомие­лит и имеющие остаточные явления в форме двигательного дефекта, по-разно­му реагируют на свое состояние. Чаще они становятся настойчивыми, упря­мыми. Ребенок стремится компенсиро­вать свой дефект, активно приспособля­ясь к окружающему. Однако ввиду де­фектности движений восприятия и представления ребенка об окружающей среде ограничены, что накладывает сво­еобразный отпечаток на его характер, интересы, умственную деятельность.
Правильно организованная и систе­матическая педагогическая работа по­могает большинству детей достигнуть уровня своих здоровых товарищей. Тя­желых нарушений со стороны интел­лекта (слабоумия), как правило, в исходе не отмечается. Пси­хические изменения у детей, перенесших полиомиелит, чаще затрагивают характер и эмоционально-волевую сферу и зави­сят от степени дефекта, от своевременности и правильности организованной педагогической работы.
Ранняя госпитализация больных детей и вовремя начатое лечение имеют огромное значение для прогноза. В острой стадии болезни необходимо соблюдать полный покой. Больные должны лежать на жестком матраце с разогнутыми ногами. К отвисшим стопам нужно подкладывать ящичек или закреп­лять их шиной.
Профилактические меры направлены на то, чтобы предохранить здоровых детей от инфекции. Для этого изолируют больных, дезинфицируют помещение и вещи. Окружающие лица и ухаживающие за ребенком должны чаще мыть руки, прополаскивать дезинфицирующими растворами ротовую и носовую полости. Посуду больного необходимо кипятить. Кроме того, необходимо вести борьбу с насекомыми и пара­зитами. В настоящее время в нашей стране с целью профи­лактики полиомиелита проводятся массовые вакцинации детей [3].
 
 
 
 
 
5. НЕВРИТЫ, ПОЛИНЕВРИТЫ
 
Неврит лицевого нерва. Причины возникновения неври­та лицевого нерва различны. Одной из наиболе
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.