На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Россия и церковь

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?26
 
План
 
Введение…………………………………………………………………….      3
Глава 1. Основные правовые режимы государственно-церковных    отношений…………………………………………………………………..      7             
1.1.        Режим государственной церкви в современных государствах….     9
1.2.        Режим светского государства……………………………………...    15
Глава 2. Россия и церковь………………………………………………….    19
2.1.        Становление и развитие государственно-церковных отношений           в России……………………………………………………………..     19
2.2.        Правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России………………………………………………..     25
Заключение………………………………………………………………….     33
Список литературы ………………………………………………………...     38
Приложения…………………………………………………………………     41

Введение
В настоящее время повышен интерес к проблемам социальной трансформации нашего общества. В прошлом остался обвал старой политической системы, крушение комплекса экономических, политических, культурных и религиозных ценностей. В новом тысячелетии в эволюции России все более заметную роль играет религиозный фактор. Это обусловлено политическими и экономическими реформами, которые способствовали пересмотру взглядов на политику, культуру и религию. Обращение к религии и ее институтам является закономерным процессом в условиях трансформирующегося общества. Религиозные принципы воспринимаются современным обществом в качестве ориентиров нравственного возрождения.
Построение и эффективное функционирование государства находится в непосредственной зависимости от содержания и направленности политики.
Формирование политики, адекватной потребностям государства, является необходимостью в условиях современного общественного развития. Совершенно особое значение при этом приобретает культурно–цивилизационный аспект проблемы. Как показывает опыт прошлых лет, игнорирование культурно–цивилизационных параметров политики ведет к серьезным провалам во многих областях общественной жизни.
В суждениях крупнейших ученых  постоянно встречаются выводы, подтверждающие особую роль культуры, традиций, ментальности народа в сохранении, выживании и приспособлении социальных общностей к изменяющимся условиям. Религия выступает одним из вышеперечисленных элементов, ломка которых неизбежно ведет к распаду самой общественной системы.
В настоящее время целый комплекс объективных условий и субъективных факторов обуславливают актуальную потребность раскрывать вопросы, связанные с положением религии в современном мире, активизацией ряда ее организаций, суть различных подходов к религиозному феномену. Все это определяет теоретическую и практическую актуальность научного анализа современных отношений государства и религии.
Христианское учение способно указать величайшую социальную истину – внутреннее сплочение на основах мелких общественных организаций. Оно указывает выход людям, удерживая их от отчаяния и безысходности, готовит способы и для возрождения государства. Внутреннее сплоченное общество является важным условием для стабильности государства.
В настоящий период произошла переоценка принципов взаимоотношений государства и религиозных организаций. И это закономерное явление, так как в период социально–политических перемен, когда многие люди оказываются выбитыми из привычной колеи жизни, они находят утешение в религии. Религиозные процессы напрямую соприкасаются с политической, экономической, социокультурной сферами жизни общества. Религия является одним из важных системообразующих компонентов политической культуры. Она всегда была источником традиционалистских ценностей и частью образа жизни. Не преувеличивая значения религии в жизни современного общества, следует отметить, что она является важным звеном в построении гражданского общества.
Взаимоотношения государства и религии на разных этапах общественного развития определялись разными обстоятельствами, в силу этого существовали различные взгляды на проблему взаимоотношений государства и религии. Проблемами взаимодействия государства и церкви занимались многие духовные и светские мыслители.
Среди русских религиозных мыслителей конца ХIХ – ХХ века вопрос о соотношении церкви, государства, религии, нации обсуждался весьма активно. В науке он получил название «русской идеи». Сегодня весьма актуально наследие И.А.Ильина, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, Л.Франка, В.С.Соловьева, Н.О.Лосского и других. К их работам обращаются современные политики, обосновывая свои политические действия, выбирая наиболее приемлемые для своих доктрин и позиций. При этом одни абсолютизировали в «русской идее» объединительную роль православия, другие – нации, третьи – государства.
Современный этап дает новые возможности рассмотреть целый комплекс вопросов в отношении государства и религии, государства и церкви, усиление религии и причины вызывающие это явление.
Анализ опубликованных исследований и документальных материалов по данной теме показывает, что исследование данной проблемы лишь частично рассматривалось в политологической науке, и это еще раз доказывает необходимость более глубокого анализа государственной политики в области религии на современном этапе.
Основополагающей целью исследования является определение причин и условий, ведущих к усилению роли церкви в современном государстве.
Для этого необходимо в ходе исследования решить следующие задачи:
?   Рассмотреть правовые режимы государственно-церковных отношений, а именно, режим государственной церкви и режим светского государства в современных государствах.
?   Обозначить роль и место Православной церкви в становлении и развитии государственно-церковных отношений в России.
?   Осветить правовое положение церкви и религиозных организаций в современной России.
Объект исследования: взаимоотношения государства и церкви.
Предмет исследования: взаимосвязь политических и религиозных отношений в условиях трансформации общества в России.
Методологическая основа данного исследования обусловлена темой курсовой работы, которая затрагивает аспекты политологии, философии, социологии, права, истории, религиоведения и теологии.
Основу методологии работы составили диалектические законы, которые обеспечивают единство анализа проблемы, и категории познания политических, исторических и социальных процессов и явлений, рассматриваемые на основе следующих методов: структурно–функционального, исторического (необходимого для реконструкции взаимоотношений государства и церкви). При анализе документального материала использовался метод критического анализа.
В основу исследования легли официальные документы органов государственной власти, материалы Русской православной церкви; данные социологических опросов, проводимых различными исследовательскими центрами; публикации периодической печати, информация из сети Интернет и т.д.
Данная курсовая работа представляет собой результат самостоятельной работы над проблемой, в ходе которой проанализирована философская, политическая, юридическая, социологическая, историческая литература, важнейшие государственно–правовые документы, законодательство Российской Федерации, социальная концепция Русской Православной Церкви.
В результате проведенного исследования сделаны самостоятельные выводы теоретического характера.
Структура курсовой работы определена ее темой и построена по проблемно–хронологическому принципу. Работа состоит из введения, двух глав, содержащих по два пункта, заключения, списка использованной литературы, приложения. Полный объем работы – 40 страниц. Список использованной литературы включает в себя 42 наименования.
 

Глава 1. Основные правовые режимы государственно-церковных отношений
История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.
Выдающийся русский философ И.А. Ильин (1883-1954) так определил соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны - по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча - ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны... в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг».[1]
Исследователи выделяют три основные модели государственно-церковных отношений:
1. Модель «Государственная Церковь».
Эта модель предполагает весьма тесное сотрудничество Церкви и государства в широком спектре общественных отношений. Основы веры обязательно изучаются в начальных и средних государственных школах. Религиозные праздники зачастую имеют государственный статус. Государственная Церковь имеет привилегии и преференции. Глава государства часто является и главой Церкви. В настоящее время статус государственной Церкви имеет евангелически-лютеранская церковь в странах Северной Европы, англиканская церковь в Великобритании, исламские государства и по существу Израиль. Хотя официально он считается светским государством, но миссионерская деятельность неиудейских религиозных организаций там запрещена, а позиции иудаизма очень высокие.
В дореволюционной России статус государственной Церкви имела Русская Православная Церковь. А в настоящее время среди Поместных Православных Церквей статус государственной религии существует в Греции, Финляндии, на Кипре. Правда, в Финляндии православные являются религиозным меньшинством, живущим в окружении инославных христиан.
2. Сепарационная модель взаимодействия Церкви и государства.
- государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, а Церковь – в дела государства, она только удовлетворяет религиозные потребности людей;
- государство не контролирует и не ведёт учёт своих граждан по религиозному признаку, Церковь не выполняет никаких государственных функций;
- государство не оказывает Церкви материальной поддержки.
«По существу это модель поведения светского государства. Самым радикальным её образцом является пример взаимоотношений Церкви и государства во Франции. Творцы французского варианта — представители радикальной буржуазии — исповедовали атеизм и либерализм, отрицая само существование Бога и незыблемых моральных ценностей», — пишет      В.Сальников. Эта модель опирается на принцип «религия — частное дело каждого человека». Вместе с тем во Франции по средам учащиеся имеют свободный день для посещения церковной школы.
В свою очередь, американская модель, также отделяя церковь от государства, признаёт её основным фактором общественной жизни страны. Неверующий человек в США не имеет политического будущего. Например, атеист никогда не станет президентом. Ведь во время инаугурации тот приносит присягу на Библии. Религиозные формулы присяги также действуют в суде и армии. Заседания в палате представителей и сенате открывает капеллан — протестантский армейский священник.
Немецкая модель взаимодействия Церкви и государства, будучи формально сепарационной, всё-таки ближе к следующему виду — кооперационной. Хотя Германия провозглашается светским государством, её Конституция начинается словами: «Сознавая свою ответственность перед Богом...». Особенностью германской модели отношений является выделение исторически доминирующих церквей, имеющих право на особые отношения с государством и его поддержку. При этом выделяются и деструктивные культы, за которыми установлен контроль со стороны спецслужб.
3. Кооперационная модель взаимодействия между государством и Церковью.
В рамках данной модели Церковь и государство заключают особые договоры о сотрудничестве и взаимоуважении — конкордаты. Они характерны для католических стран.
Какая модель действует в России?
К сожалению, четкой сформированной модели государственно-церковных отношений у нас не существует.
 
1.1.           Режим государственной церкви в современных государствах
Анализ законодательства и практики позволяет выделить два основных вида статуса церкви в государстве:
1) Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.
2) Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.
Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестанско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви.
Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:
1) В сфере экономических отношений - за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 года Русская православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей.
2)Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Например, в Великобритании государство за свой счет содержит капелланов в армии и в тюрьмах. В дореволюционной России православная Церковь получала крупные субсидии от государства (пример - 1907 год - 31 млн.  рублей на содержание церковного аппарата). 
3)Церковь наделяется рядом юридических полномочий - она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев - регулировать брачно-семейные отношения.
4)В области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в  государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов. Православная Церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя. Все руководящие государственные должности вправе занимать лишь лица, исповедующие государственную религию (Дания, Норвегия, Парагвай, Швеция и др.).
5)В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.
6)Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов. В Великобритании изучение религии является обязательным предметом в начальных  и средних государственных школах. В Израиле во всех школах обязательно изучение иудаизма.
Государственных церквей в Европе осталось немного: лютеранская Церковь в Норвегии, Швеции и Дании, англиканская Церковь в Англии. В Финляндии лютеранская церковь наделена особым статусом. В конституции Греции православие признается преобладающей религией. На практике же положение церкви в этих странах мало чем отличается от ее существования в государствах, выбравших режим отделения. Например, английская королева официально является главой англиканской Церкви, но должность ее скорее номинальная, на самом деле англиканской Церковью управляет религиозная иерархия. Тем не менее, для принятия определенных решений, качающихся внутренней организации Церкви, требуется голосование в парламенте. Таким образом, статус государственной религии, даже в смягченной современной форме,  все же ставит Церковь в большую зависимость от государства.
Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам. В конституциях и других конституционных актах Марокко, Пакистана, Иордании, Бахрейна, ОАЭ и других стран закреплена концепция исламской формы правления и соответственно привилегированное положение ислама, роль которого в мусульманских государствах особенно велика. Религия регулирует все стороны жизни общества посредством правовой системы, основанной на учении ислама - мусульманского права. Конституционное объявление ислама государственной религией служит закреплению верховенства мусульманского права по отношению к принимаемым государством законам. Исследователи отмечают, что ни одно из арабских государств не устанавливает светского характера государства. Даже там, где конституция не провозглашает ислам государственной религией, этот не означает отделение религии от государства, а лишь служит признанием существования кроме ислама других конфессий (Ливия, Судан).
В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. Например, правительственным меморандумом 1918 года на территории британских колоний допускалась деятельность миссионерских организаций католической церкви, обладающих статусом «признанных обществ», то есть обществ, чья деятельность удостоверялась Вестминстерским архиепископом. В России на положении «терпимой» религии находился ислам. Духовные дела мусульман были отнесены к ведению МВД. Лица неправославного вероисповедания официально именовались иноверцами.
В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике. В частности, в Италии, где в 1984 году правительство и Ватикан подписали конкордат, отменяющий положение католической религии в качестве единственной государственной религии Италии, позиции католицизма, тем не менее, очень сильны.
Режим отделения церкви от государства существует во многих странах - в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями:
1)Государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии и не ведут учета граждан по этому признаку.
2)Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность (если при этом не нарушаются действующие законы). В частности, государство не вмешивается в содержание вероучений, обрядов, церемоний культа и другие формы удовлетворения религиозных потребностей, во внутреннее самоуправление религиозных организаций, во взаимоотношения органов религиозных организаций, в их отношения с верующими, а также в расходование средств, связанных с религиозными потребностями.
3)Государство не оказывает церкви материальной или какой-либо иной, в том числе финансовой, поддержки.
4)Церковь не вмешивается в дела государства, а лишь занимается вопросами, связанными с удовлетворение религиозных потребностей граждан. Государство, со своей стороны, охраняет законную деятельность церкви и религиозных организаций.
5)Церковь не выполняет каких-либо государственных функций.
Сегодня в большинстве западных стран церковь отделена от государства, но отделение не понимается, как во Франции начала века или, тем более, как в бывшем СССР. Религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций. Церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.
В 1976 году отделение церкви от государства произошло в Испании, а в 1984 даже в Италии, несмотря на исторически теснейшую связь итальянского государства с центром католической церкви (Ватикан).
Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности. Так, Франция, провозгласив в 1905 году отделение церкви от государства (Закон от 9 декабря 1905 года), тем не менее использовала определенные средства контроля миссионерской деятельности в своих бывших колониях, например контроль за содержанием проповедей, установила разрешительный порядок открытия миссионерских школ, а также регулировала посредством законов некоторые элементы внутрицерковной организации (образование церковно-территориальных округов, статус миссионерских организаций).
Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.[2]
В демократических государствах, как правило, признаются равноправными все религии и церкви, в большинстве церковь отделена от государства, любая привилегия и дискриминация запрещена. Их конституционно-правовой статус закрепляется в Конституции и законодательстве. Их деятельность регламентируется законодательством, а основные принципы заложены в Конституции. В условиях авторитарных режимов религия или преследуется властями, или наоборот государство подчинено религии (исламские государства). В Саудовской Аравии, Иране, Пакистане религия приобретает государственный характер, ислам стал политико-идеологической основой государства, шариат — системой норм, регулирующих общественные отношения. Шариат (мусульманское право) в этих странах обладает  юридической силой выше, чем закон и даже Конституция. В ряде государств монарх признается духовным главой всех подданных. Есть демократические государства, где религиозные общины и церкви провозглашены в качестве господствующей - Греция, Болгария; в ряде стран их деятельность подробно регламентирована законодательством – Франция; в Италии отношения между Церковью и государством строятся на договорной основе, согласно итальянской Конституции оба субъекта независимы и суверенны. В ряде стран церковь финансируется государством.
 
1.2.           Режим светского государства
Динамика влияния религии на общественную жизнь описывается двумя основными понятиями: сакрализация и секуляризация.
Сакрализация (от лат. Sacer - священный) - это процесс вовлечения в сферу религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Сакрализация сопровождала весь процесс становления человеческого общества, формирования его культуры. Позднее к процессу сакрализации присоединился процесс клерикализации (от позднелат. Clericalis - церковный), которая означала не только регуляцию всей личной и общественной жизни, но и разработку соответствующего идеологического обоснования, основными этапами которого были кодификация, догматизация и канонизация вероучения, стремление замкнуть все сферы интеллектуальной деятельности в систему богословско-теологического мышления.
Противоположный сакрализации процесс называется секуляризацией.
Секуляризация (от позднелатинского Saecularis - мирской, светский) - это процесс освобождения и сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. Проще говоря, это процесс обмирщения. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.
Государство вполне способно обеспечить религиозную свободу, но при соблюдении определенных условий. Нейтралитет секулярного государства можно понимать по-разному. Существует узкое, так сказать «оборонительное» понимание, когда государство считает веру частным делом, не препятствует гражданам исповедовать религию, но никак не способствует реализации этого права. Религиозная жизнь, в основном, уподобляется отправлению культа, а церкви рекомендуется «не выходить из ризницы». Но государственный суверенитет может быть и открытым, положительно активным. Тогда государство, не нарушая принципа гражданского равенства разных религий, помогает верующим реализовать свое право на религиозную свободу, признает за церковью право участвовать в общественно жизни, согласно формуле: «церковь отделена от государства, но не от общества». Ведь как религия и церковь имеют определенное социальное измерение, так и общество имеет свое религиозное измерение. В свою очередь, церковь защищает незыблемые фундаментальные нравственные принципы, на которых должно стоять общество, она служит все тому же обществу.
Выступления церкви порой расценивают как недопустимое посягательство на светский характер государства. Но может ли государство существовать без нравственных основ? Кажется, оптимальный вариант существования современного общества - секулярное государство, открытое к религии, признающее ее положительное общественное значение и сознающее ограниченность своей собственной, политической, сферы.
На основе всего сказанного выше можно сделать вывод о том, что в результате процесса секуляризации в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. Сформировались светское государство, светская школа, светская культура.
В настоящее время ряд государств через конституционное провозглашение светского (секулярного) характера государства стремится устранить участие церкви в политической деятельности. Вместе с тем церковь вовлекается в решение социальных проблем общества путем образования различных обществ милосердия. Таким образом, государство использует церковь в качестве социального института, обеспечивающего коммуникативные и интегральные связи в политической системе. Несмотря на провозглашение отделения церкви от государства, фактической их изоляции не произошло.
Интеграционная функция церкви направлена на объединение социальных интересов. Вместе с тем церковь выполняет еще одну важную функцию, которую можно условно обозначить как сознательный контроль, так как церковь ориентирует людей руководствоваться в своих действиях и поступках общепринятыми гуманистическими ценностями.
Считаю необходимым отметить еще один момент взаимоотношений церкви и общества. Распространяется убеждение, что современное общество определенными силами искусственно клерикализуется. Симптомы этого явления отчетливо проявляются в средствах массовой информации (особенно на телевидении), в сфере образования, в армии, органах государственного управления. Об этом свидетельствует демонстративное проявление религиозности со стороны государственных деятелей.
Духовная жизнь общества многообразна, она включает в себя культуру, в том числе искусство, область верований, национальный аспект, в том числе языковый и др.  Действующая Конституция России отказалась от принципа жесткой опеки государства над духовной жизнью общества и устанавливает принцип светского государства.
Светским государством следует считать такое государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.
Согласно ст. 14 Конституции России Российская Федерация объявлена светским государством: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства».
 

Глава 2. Россия и церковь
2.1.           Становление и развитие государственно-церковных отношений в России
Воздействие религии на общество реализуется через ее инсти­туты. Русская Православная Церковь, являясь подсистемой общества, в свою очередь оказывает влияние на его жизнь и развитие, на поведе­ние и взаимоотношения людей на разных уровнях — от индивидуального и межличностного, до государственного уровня. Русская Православная Церковь во все периоды истории России являлась значительным “действующим лицом” общественно-политической и духовной жизни.
Со времен утверждения христианства на Руси православная цер­ковь была важнейшим и неотъемлемым элементом государственности и всей политической системы российского общества. Однако далеко не всегда государственная политика, проводимая представителями церкви, однозначно вписывалась в политику феодальной монархии. Да­леко не всегда были безоблачными взаимоотношения церковной иерар­хии и властителей Руси. Однако российское государство и православ­ная церковь так тесно переплетены, что невозможно изложить историю первого, не излагая историю второй.[3]
Проникновение православия в Киевскую Русь началось с середины Xв., но официально оно стало государственн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.