На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Технологии педагогического общения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«белгородский государственный университет»
 
 
факультет РОМАНО-ГЕрМАНСкой филологии
 
 
Кафедра ПЕдагогики
 
 
 
 
 
 
ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Курсовая работа

студентки дневного отделения 4 курса группы 030702
Ряжечкиной Ирины Владимировны
 
                                                                              Научный руководитель
              кандидат педагогических наук
                            доцент Л. Д. Рагозина
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Белгород 2010
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Педагогическое общение в структуре деятельности учителя…….5
1.1    Понятие о технологии педагогического общения…………………….5
1.2    Техника речи…………………………………………………………..10
1.3    Характеристика этапов педагогического общения………………….13
ГЛАВА 2. Стратегии педагогического общения……………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
 
На определяющую роль и большое значение педагогического общения в учебно-воспитательном процессе указывали многие выдающиеся педагоги. А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для учителя овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: "Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть...»
Анализ деятельности педагогов, особенно начинающих, показывает, что сплошной, органичный процесс, который в системе обыденного общения протекает без особых усилий со стороны общающихся, в целенаправленной воспитательной деятельности вызывает определенные трудности, связанные прежде всего с тем, что педагог не знает структуры и законов педагогического общения, у него не развиты коммуникативные способности и коммуникативная культура в целом. Он не владеет общением как профессиональным инструментом своей деятельности.
Проблема, затронутая в нашей работе, является действительно актуальной в наше время. Нам как будущим педагогам необходимо разобраться во всех тонкостях педагогического общения, овладеть наиболее продуктивными технологиями взаимодействия с учащимися.
В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер. Оно выступает в ней как инструмент воздействия, и обычные условия и функции общения получают здесь дополнительную "нагрузку", так как из аспектов общечеловеческих перерастают в компоненты профессионально-творческие.
Цель работы: Раскрытие особенностей технологии педагогического общения.
В связи с поставленной целью мы ставим перед собой следующие задачи:
-изучить материал по данной проблеме;
- раскрыть понятие о технологии педагогического общения;
- определить особенности техники речи учителя;
- рассмотреть общую характеристику этапов педагогического общения;
- изучить стратегии педагогического общения сокурсников.
Объектом исследования является педагогическое общение.
Предметом исследования выступает технология педагогического общения.
Методы научного исследования:
1)     анализ научной литературы;
2)     опрос.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В СТРУКТУРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
 
 
1.1 Понятие о технологии педагогического общения
 
 
Педагогическое общение – система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которых является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств [Сластенин 2004: 198]. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.
А.А. Леонтьев выделяет следующие характеристики педагогического общения в структуре педагогической деятельности: контактность, ориентированность, направленность, психологическую динамику процесса. В последней редакции они определены как специализация и степень опосредованности, ориентация общения и психологическая динамика [Леонтьев 1999: 167]. Содержание специализации общения подчёркивает важность объединения всех средств – вербальных и невербальных для повышения эффективности речевого воздействия, контактность рассматривается по степени сближения во времени и пространстве произносимого общения и его восприятия.
Специфика педагогического общения  определяется  назначением этой деятельности, направленной на реализацию целей развития личности. В процессе педагогического общения осуществляется обучение приемам  и способам умственной деятельности,  формирование мыслительных процессов, управление процессами учения, обучение приемам работы, постоянное поддержание заинтересованности учащихся на самом уроке, мотивационное обеспечение учебного процесса, нормативных  взаимоотношений  с коллективом и с учителем,  снятие эмоциональной напряженности [Бодалев 1995: 154]. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.
В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика).
Педагогическое  общение  в большей части достаточно регламентировано по содержанию,  формам, а потому оно не является лишь способом удовлетворения абстрактной потребности в общении. В нем отчетливо выделяются ролевые позиции педагога и обучаемых, отражающие "нормативный статус" каждого.
Известный исследователь В.А.Кан-Калик  отмечал,  что воспитание будет эффективным  в том случае, если вызывает у ребенка положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения[Кан- Калик 1985: 16]. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического  общения.  Незнание такой технологии приводит к тому, что коммуникативные действия осуществляются путем проб и ошибок.
Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов( психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации [Ильин 1992: 123].
Начинающий педагог должен формировать у себя навыки моментального включения системы коммуникативных приспособлений в каждой новой педагогической ситуации.
Одним из средств, подкрепляющих воздействие общения, можно назвать инициативность, которая требует определенного поведения и звучания речи. В системе педагогического общения инициативность выступает как важнейшая коммуникативная задача педагога. Естественно, что формы выражения инициативности разнообразны. Инициативность может быть двух видов:
1) Педагог открыто выступает как инициатор общения.
2) Он выступает как скрытый инициатор деятельности, причем в этом случае у школьников создается впечатление, что инициаторами этой деятельности являются они сами. Следующей важной задачей является, с одной стороны, удержание инициативы в общении, придании ей необходимых ситуативных форм и т.п.
Для детей очень важен внешний вид педагога: жесты, мимика, пантомимика и т.д.
Дети "читают" лицо учителя, угадывая его отношение, настроение, поэтому лицо должно не только выражать, но и скрывать чувства [Знаков 1994: 111]. Не следует нести в класс маску домашних забот и неурядиц. Нужно показать на лице и в жестах лишь то, что относится к делу, способствует осуществлению учебно-воспитательных задач.
Конечно, выражение лица должно соответствовать характеру речи, отношений. Оно, как и весь внешний облик, должно соответствовать характеру речи, отношений, должно выражать уверенность, одобрение, осуждение, недовольство, радость, восхищение, безразличие, заинтересованность, возмущение в десятках вариантов. Широкий диапазон чувств выражает улыбка, свидетельствующая о духовном здоровье и нравственной силе человека. Выразительные детали мимики- брови, глаза. Поднятые брови выражают удивление, сдвинутые - сосредоточенность, неподвижные - спокойствие, равнодушие, находящиеся в движении - восторг.
Наиболее выразительны на лице человека глаза. Учителю следует внимательно изучить возможности своего лица, умение пользоваться выразительным взглядом, стремиться избегать черезмерной динамичности лицевых мускулов и глаз ("бегающих глаз"), а также безжизненной статичности ("каменное лицо"). Взгляд учителя должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, окнам, потолку. Визуальный контакт является техникой, которую необходимо сознательно развивать. Нужно стремиться держать в поле зрения всех учащихся.
Мускульная мобилизированность - обязательное условие начала всякого общения. Выражается в общей собранности внимания и, следовательно, в направлении взгляда, в глазах, в дыхании и в общей подтянутости мускулатуры тела, в частности - в подтянутости спины. Это рабочее состояние тела, готовность преодолеть препятствия, которые еще не возникли, но вот-вот возникнут. Хорошо, когда мускульная мобилизированность несколько опережает речевое воздействие, как бы внутренне мобилизуя и самих детей на предстоящее общение, укрепляя этим самым вербальную его основу.
Пантомимика - это движение тела, рук, ног. Она помогает выделить главное, рисует образ. Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее достоинство личности. Прямая походка, собранность говорят об уверенности педагога в своих силах, знаниях. В то же время сутулость, опущенная голова, вялые руки свидетельствуют о внутренней слабости человека, его неуверенности в себе.
Учителю необходимо выработать манеру правильно стоять перед учащимися на уроке. Все движения и позы должны привлекать учащихся своим изяществом и простотой. Не должно быть плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки вертеть в руках посторонние предметы, почесывать голову, потирать нос, дергать за ухо.
Жест педагога должен быть ограниченным и сдержанным, без резких взмахов и острых углов. Предпочтительны круглые жесты и скупая жестикуляция. Различают жесты описательные и психологические. Описательные жесты изображают, иллюстрируют ход мыслей. Они менее важны, но встречаются чаще. Гораздо важнее психологические жесты, выражающие чувства. Например, говоря: "Будьте добры", мы поднимаем кисть руки на уровень груди ладонью кверху, чуть подавая ее от себя. Следует учесть, что жесты, как и другие движения корпуса, чаще всего предупреждают ход высказываемой мысли, а не следуют за ней.
Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, повернуться лицом к классу, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Рекомендуются движения вперед и назад по классу, а не в стороны. Шаг вперед усиливает значимость сообщения, помогает сосредоточить внимание аудитории. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушателям.
Мимика - искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движением мускулов лица. Нередко выражение лица и взгляд оказывает на учащихся более сильное воздействие, чем слова. Жесты и мимика, повышая эмоциональную значимость, способствуют лучшему ее усвоению.
Продуктивность педагогической деятельности во многом предопределяется уровнем овладения учителем технологией педагогического общения.  Анализ педагогической практики показывает,  что  многие серьезные  затруднения в решении задач обучения и воспитания возникают из-за неумения учителя правильно  организовать  общение  с детьми.  Какие  бы классификации методов обучения и воспитания ни предлагались, воздействие педагога на личность школьника осуществляется только через живое и непосредственное общение с воспитанниками.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помочь ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.
 
1.2 Техника речи
 
 
 
Процесс восприятия и понимания речи учителя учащимися тесно связан со сложным процессом учебного слушания. Поэтому ясно, что процесс правильного восприятия учащимися учебного материала зависит от совершенства речи учителя [Мудрик 1997: 205].
Дети особенно чутки к речевым данным педагога. Неправильное произношение каких-либо звуков вызывает у них смех, монотонная речь вызывает скуку.
Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая представляет собой комплекс навыков в речевом дыхании, голосообразовании и дикции, который позволяет учителю донести до учеников все богатство своего слова. Рассмотрим, что надо учитывать педагогу при общении.
Дыхание.
В повседневной жизни, когда наша речь преимущественно диалогична, дыхание не вызывает трудностей. Но на уроке, особенно когда учителю приходится говорить длительное время, нетренированное дыхание дает о себе знать: может участиться пульс, покраснеть лицо, появиться одышка.
В чем же отличие речевого (фонационного) дыхания от обычного? Вдох и выдох обычного дыхания осуществляется через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность обычного дыхания - вдох, выдох, пауза. Для речи его не хватает. Речь и чтение требуют большого количества воздуха, экономного его расходования и своевременного его возобновления. В речевом дыхании выдох длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха - пауза для укрепления брюшного пресса, а затем длинный звуковой выдох. Его организация имеет большое значение для постановки речевого дыхания и голоса, их развития и совершенствования. Существуют специальные упражнения, развивающие и укрепляющие диафрагму, брюшные и межреберные мышцы.
Что бы речь учителя была более выразительной он должен умело владеть голосом, дикцией, ритмикой [Ильин 1992: 167].
Голос.
Каковы же особенности голоса педагога? Прежде всего это сила звука. Сила зависит от активности работы органов речевого аппарата. Чем больше давление выдыхаемого воздуха через голосовую щель, тем больше сила звука.
Важное условие слышимости голоса - полетность. Этим термином специалисты определяют способность посылать свой голос на расстояние и регулировать громкость.
Существенное значение имеет гибкость, подвижность голоса, умение легко его изменять. Подвижность голоса, прежде всего, касается его изменений по высоте. Высота - тональный уровень голоса. Человеческий голос может свободно изменяться по высоте в пределах двух октав, хотя в обычной жизни мы обходимся тремя-пятью нотами. Диапазон - объем голоса. Границы его определяются самым высоким и самым низким тоном. Сужение диапазона ведет к появлению монотонности. Однообразие звучания притупляет восприятие, усыпляет.
Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски. Тембр- окраска звука, яркость, а так же его мягкость, теплота, индивидуальность. В звучании голоса всегда присутствует основной тон и ряд обертонов, т.е. дополнительных звуков, более высокой, чем в основном тоне, частоты. Чем больше этих дополнительных тонов, тем ярче, красочнее звуковая палитра человеческого голоса.
Все эти свойства голоса вырабатываются специальными упражнениями. Воспитание голоса - процесс индивидуальный и трудоемкий. Он требует строго индивидуальной методики и контроля со стороны опытных специалистов.
Дикция.
Для учителя четкость произношения - профессиональная необходимость, способствующая правильному восприятию учениками речи педагога. Дикция- ясность и четкость в произношении слов, слогов, звуков. Она зависит от слаженной и энергичной работы всего речевого аппарата, который включает губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, голосовые связки.
Если недостатки в речи органического происхождения, то помогут не учебно-тренировочные упражнения, а медицинское вмешательство.
Совершенствование дикции связано, прежде всего, с отработкой артикуляции-движения органов речи. Этому служит специальная гимнастика, которая включает упражнения для разминки речевого аппарата и упражнения для правильной отработки каждого звука. Естественно, быстро исчезнуть неправильные навыки не смогу. Нужны труд, терпение, регулярная тренировка [Зазюн 1989: 154].
Ритмика.
Скорость в целом и длительность звучания отдельных слов, а так же пауз в сочетании с ритмической организованностью, размерностью речи составляют ее темпоритм. Это очень важный элемент речи, так как интонация и паузы сами по себе, помимо слов, обладают силой эмоционального воздействия на слушателя.
Скорость речи зависит от индивидуальных качеств учителя, содержания его речи и ситуации общения. Трудную часть материала учитель излагает замедленным темпом, дальше можно говорить быстрее. Обязательно замедляется речь, когда нужно сформулировать тот или иной вывод - определение, правило, принцип, закон. Следует учитывать и степень возбуждения: чем более возбужден ученик, тем медленнее и тише следует говорить учителю.
Для достижения выразительности звучания следует мастерски пользоваться логическими и психологическими паузами. Без логических пауз речь безграмотна, без психологических - безжизненна. Паузы, темп и мелодика речи в совокупности составляют интонацию. Монотонная речь вызывает скуку, понижение внимания и интереса.
Основные трудности,  которые  испытывает педагог в общении с учащимися,  связаны с неумением наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке,  выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач,  с непониманием внутренней психологической позиции ученика. Наконец, это трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального  отношения  к  учебному материалу,  а также неумение управлять собственным психическим состоянием в общении. 
 
 
1.3 Характеристика этапов педагогического общения
 
 
 
      Профессиональное педагогическое общение имеет специфические характеристики, функциональную направленность. Анализ взаимодействия между субъектами педагогического общения позволяет сделать вывод о том, что контакты между ними реализуются в ходе последовательно сменяющихся этапов. Этапы общения отличаются друг от друга, имеют свои цели, способы осуществления.
Следует отметить тот факт, что разные педагоги и ученые выделяют разное количество этапов педагогического общения и характеризуют эти этапы по-разному.
Л.А.Григорович в составе педагогического общения выделяет три компонента: 1) Мотивационный, 2) Когнитивный и 3) Поведенческий [Григорович 2003: 115].. Представленная ученым структура процесса общения состоит из следующих стадий:
1. Потребность в общении.
2. Ориентировка в целях общения в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование (чаще бессознательно) темы, стиля, общения, речевых фраз.
5. Реализация общения.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника.
7. Коррекция направления, стиля общения.
Как видно, каждый из этих пунктов составляет определенный этап в структуре педагогического общения
Педагоги Л.А. Байкова и Л.К. Гребёнкина, опираясь на идеи В.А. Кан-Калика, подчёркивают, что профессионально-педагогическое общение имеет определённую структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку [Кан-Калик 1997: 86].  Исходя из этого можно выделить соответствующие этапы профессионально-педагогического общения:
-моделирование предстоящего общения в процессе  подготовки  к уроку или мероприятию (прогностический этап);
-организация непосредственного общения (начальный период  общения) - "коммуникативная атака";
-управление общением в педагогическом процессе;
-анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.
Следует отметить тот факт, что большинство учёных также придерживаются этой точки зрения. В свою очередь, мы считаем, что предложенные В. А. Кан-Каликом этапы являются наиболее корректными, их проведение способствует наиболее успешному осуществлению педагогического общения.  Является целесообразным остановиться на данной структуре педагогического общения и  подробно рассмотреть каждый этап в отдельности. 
1) Первая стадия  педагогического общения - его моделирование связана с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия,  адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом.
Предварительное моделирование помогает педагогу  представить вероятностную  схему взаимодействия.  Кроме того,  на этой стадии происходит перевод педагогических задач в сферу задач коммуникативных,  достигается их соответствие, обеспечивающее продуктивную реализацию целей педагогического взаимодействия.
Необходимым элементом моделирования предстоящего общения является предвидение возможной психологической атмосферы,  например на уроке выбор средств достижения эмоциональной синхронности взаимодействующих субъектов.  Это,  в свою очередь, определяет собственно педагогические аспекты взаимодействия,  позволяет педагогу представить свое коммуникативное поведение и эмоциональное состояние.
В.А.Кан-Калик, считая коммуникативную подготовку  учителя  к уроку важным элементом педагогического общения, разработал технологию ее осуществления.  Она может быть  представлена  следующими рекомендациями:
-вспомните конкретный класс или ряд классных  коллективов,  в которых предстоит давать уроки;
-попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом,  стремитесь развивать положительные эмоции от общения с классом и блокировать отрицательные - они будут вам мешать;
-вспомните, какой тип общения свойствен вам именно  в  данном классе, возможен ли он на сегодняшнем уроке, вписывается ли в него;
-попытайтесь представить,  как класс воспримет вас и материал урока;
-соотнесите присущий  вам  стиль общения с классом с задачами (обучающими,  развивающими,  воспитывающими) сегодняшнего  урока, попытайтесь добиться их единства;
-работая над конспектом,  планируя фрагменты и  части  урока, представьте себе общую психологическую атмосферу их реализации;
-вспомните ваши взаимоотношения с отдельными учащимися, избегайте  стереотипных  психологических установок по отношению к детям;
попытайтесь почувствовать  предстоящую  атмосферу общения на уроке, это сделает вас более уверенным [Кан-Калик 1997: 183].
2) На втором этапе происходит соотнесение ранее известного с новой информацией. Этот этап протекает достаточно быстро (2-5 минут), но имеет большое значение для ориентации в ситуации общения. Условно его называют "коммуникативной атакой", во время которой учитель завоевывает инициативу в общении. На этом этапе нужны техника быстрого включения класса в работу, владение приемами самопрезентации и динамичного воздействия.
Необходимо показать свою заинтересованность  в общении, задать вопросы, на которые могут быть получены положительные ответы, обращаться к детям лучше всего по именам.
За чрезвычайно малый промежуток времени конкретизируется спланированная ранее модель общения, уточняются условия и структура предстоящего общения, осуществляется начальная стадия непосредственного взаимодействия, начинается управление инициативой в общении.
3) Третий этап - управление общением – характеризуется развитием контактов между учениками и учителем. В данной ситуации педагог решает массу коммуникативных задач, связанных с педагогическими. Учителю необходимо поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. На этом этапе педагогу приходится быстро принимать решения при возникающих затруднительных или непредвиденных ситуациях, отклонениях от заранее смоделированного общения. В этом случае вносятся необходимые поправки или заменяется вариант общения.
На этом этапе важно различать и уметь использовать нюансы в настроении, в поведении детей. Также необходимо умение сопереживать, понимать состояние другого и построить общение на основе этого понимания. Все это помогает педагогу решать разнообразные педагогические задачи, связанные с обучением и воспитанием детей.
4) Четвертая стадия  - анализ осуществленного общения и моделирование нового, соотнесение средств и результата. Педагог должен выявить сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учётом необходимых корректив[Дука 1997: 97].
Представленная логика и этапность  процесса  педагогического общения  в реальной педагогической деятельности могут быть и иными.  Некоторые этапы могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными,  а иногда,  напротив, чрезмерно растянутыми. Однако представленная  логика  раскрывает  наиболее  типичные  ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2 СТРАТЕГИИ ПЕДАГОГИЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
 
Проблема межличностного взаимодействия в современной школе приобретает все большее значение. Организация процесса взаимодействия педагога и школьников в учебной деятельности оказывает непосредственное влияние на развитие субъектов образовательного процесса. Исследования показывают, что педагогическая деятельность осуществляется через межличностное взаимодействие. При неэффективном взаимодействии происходит нерезультативная передача знаний, возникают конфликты, затруднения в общении, что не способствует полноценному развитию личности ребенка[Леонтьев 1999: 360].
Особое значение приобретает необходимость индивидуализации педагогической технологии, применяемой учителем к состояниям и свойствам школьника. Это требует особой стратегии взаимодействия в диаде "учитель - ученик", предполагающей наличие у педагога открытости, чувствительности к внешним влияниям, в данном случае к индивидуальным особенностям ребенка, его эмоциональным состояниям и мотивационным тенденциям. Под "стратегией взаимодействия" понимается осознаваемый выбор стилевых и содержательных характеристик организации и построения общения, определяемый не только содержанием ситуации, но и личностными предпочтениями субъекта [Герасимов 2001: 64].
Поскольку педагогическое общение - это общение, осуществляемое в рамках конкретной профессиональной деятельности, то стратегии общения, определяемые степенью выраженности процессов "контакта" и "обратной связи", могут иметь свою содержательную особенность.
Исходя из анализа специфики педагогического общения, можно предположить, что "контакт" в процессе педагогического общения будет выступать как особое качество учителя, как способность открыто демонстрировать другим, в том числе и ученикам, свою индивидуальность, информировать учащихся о себе, своих состояниях, предпочтениях, стремлениях, позициях, взглядах. Открытость учителя ("контакт"), вероятно, будет создавать у детей возможность спрогнозировать действия педагога, определить возможные его отношения к ученику и его поступку, повышать коммуникативную компетентность детей.
"Обратная связь" в педагогическом общении должна выражаться в наличии у педагога чувствительности к внешним влияниям (информации, поступающей от учеников, содержащая их реакцию на действия учителя), как способности педагога наладить информационный поток об изменениях, происходящих на уроке у детей, в результате его активности, об их эмоциональных состояниях, возникающих в процессе взаимодействия, и способности учителя изменять свое поведение, перестраивать содержательные характеристики взаимодействия, с учетом поступающей от учеников информации[Герасимов 2001: 72].
Сочетание степени выраженности описанных выше процессов позволяет выделить следующие четыре стратегии взаимодействия: "Арена", "Фасад", "Слепая зона", "Мертвая зона"[Герасимов 2003: 364].
«Арена» - во взаимодействии с учащимися в высокой степени представлены и процесс обратной связи, и процесс контакта;
«Фасад» - хорошо выражен процесс обратной связи, но не явно, т. е. минимизирован, процесс контакта;
«Слепая зона» - процесс контакта преобладает над обратной связью;
«Мертвая зона» - процесс контакта и обратной связи минимизированы.
С целью выявления стратегии педагогического общения нами был проведён опрос, в котором участвовали студенты четвертого курса факультета Романо-германской филологии групп 030702 и 030701 (17 человек) – будущие учителя английского и немецкого языка, стоящие на пороге прохождения практики в школах города Белгорода.
Данные опроса вы свели в общую таблицу (табл. 1) и диаграмму (рис. 1):

и т.д.................


Стратегии педагогического общения
Количество человек
«Мертвая зона»
4
«Слепая зона»

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.