На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Пути повышения экономической эффективности производства молока в частном производственном унитарном предприятии «17 Сентября Агро»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РЕФЕРАТ 

  Тема  дипломной работы: «Пути повышения экономической эффективности производства молока в частном производственном унитарном предприятии «17 Сентября Агро» 

      Объем  работы: 74  с.,  6 рис., 35 табл., 28 лит. ист.
      Ключевые  слова: ЖИВОТНОВОДСТВО, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, МОЛОКО, КОРМОВАЯ БАЗА, СЕБЕСТОИМОСТЬ
      Объект  исследования - частное производственное унитарное предприятие «17 Сентября Агро» Столинского района Брестской области.
     Цель  исследования – всесторонний и углубленный теоретический и практический анализ эффективности производства молока в сложившихся условиях в ЧПУП «17 Сентября Агро».
     Сформулированная  цель конкретизирована в плане решения  следующих основных и частных  задач исследования:
     - изучить тенденции развития животноводческой  отрасли в целом по Республике Беларусь;
     - проанализировать особенности животноводства  в ЧПУП «17 Сентября Агро»;
     - произвести анализ себестоимости  молока и выявить резервы ее  снижения с сохранением качества молочной продукции;
     - предложить мероприятия по освоению  резервов снижения себестоимости молока для ЧПУП «17 Сентября Агро»
     В аналитической части работы и  при обосновании анализа эффективности производства использованы материалы учетной и аналитической документации бухгалтерии и планово-экономического отдела ЧПУП «17 Сентября Агро» за 2006 – 2008годы.
     В процессе работы выполнены следующие исследования:
     - дана характеристика современного состояния и организационно-экономических аспектов развития животноводства в Республики Беларусь;
     - рассмотрены проблемы продовольственной безопасности;
     - сделан анализ состояния животноводства в ЧПУП «17 Сентября Агро»;
     - изучена кормовая база хозяйства;
     - проанализирована себестоимость производства молока;
     - выявлены резервы увеличения объема производства молока;
     - определены мероприятия по снижению его себестоимости.
      Практическая  значимость работы – внедрение в производство рекомендаций и предложений, вытекающих из проведенного исследования, может позволить более эффективно реализовать возможности в ЧПУП «17 Сентября Агро», рационально использовать материально-технические и финансовые ресурсы в отрасли, увеличить объемы производства молока на предприятии, и повысить его эффективность.
      Область возможного фактического применения: планово-экономические отделы и службы  предприятий АПК РБ.
      Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой проблемы. 
 
 
 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

      Введение ………………………………………………………………………7
       1. Состояние и организационно-экономические аспекты развития животноводства в Республике Беларусь………………………...………………………..10
1.1. Сущность продовольственной безопасности и продовольственная безопасность в Республике Беларусь………………………………………………………10
1.2. Стратегия продовольственной безопасности республики……………..........18
1.3. Роль скотоводства в экономическом развитии сельскохозяйственного производства ……………………………………………………………………………23
1.4. Производства молока: мировые тенденции . ………………………………...34
      2. Анализ хозяйственной деятельности ЧПУП «17 Сентября Агро»…….39
2.1. Краткая характеристика хозяйства ………………………………………….39
2.2. Анализ животноводства ………………………………………………………45
2.3. Анализ себестоимости производства молока ……………………………….47
2.4. Анализ кормовой базы. ……………………………………………………….57
2.5. Анализ факторов, влияющих на объём производства молока……………...59
      3. Резервы снижения себестоимости производства молока………………64
3.1. Определение резервов снижения себестоимости молока ЧПУП «17 Сентября Агро»…………………………………………………………………………….64
3.2. Пути снижения себестоимости сельскохозяйственной  продукции и мероприятия по освоению резервов ……………….…………...………………………65
      Заключение………………………………………………………...…….......67
      Список  использованной литературы….………………………….…...........70 

 

       Введение 

        В условиях перехода экономики  Республики Беларусь к рыночным  отношениям еще большее научно-практическое значение приобретает такая важнейшая социально-экономическая категория как эффективность производства. Этот итоговый хозяйственный показатель в рыночной экономике играет главенствующую роль особенно применительно к сельскому хозяйству республики, к его продовольственному подкомплексу, обеспечивающему население жизненно необходимыми продовольственными товарами, в том числе и такими высокопитательными как молоко.
      Организация производства молока, являющегося для  республики традиционным, составляющим основной потенциал для внутреннего рынка и экспорта, имеет особое значение для Беларуси. Это требует объективной оценки состояния его производства и выработки научных предложений дальнейшего совершенствования организации, ведения анализа и повышения эффективности производства молока.
      Повышение эффективности производства молока во многом зависит от обоснованности, своевременности и целесообразности принимаемых управленческих решений. Все это может быть достигнуто в процессе анализа производства. Однако только правильно организованная работа по аналитическому исследованию результатов производства может обеспечить его действенность и эффективность, основательно повлиять на ход производственных процессов.
    Проведение  анализа эффективности производства молока должно быть органической частью служебных обязанностей каждого специалиста, руководителя разных уровней, обязанностью служащих, которые имеют отношение к принятию управленческих решений. Отсюда следует еще один важный принцип организации анализа – обоснованное распределение обязанностей по проведению анализа эффективности производства молока между отдельными исполнителями.
    В рыночной экономике, когда предприятия  работают на основе самофинансирования, существенно возрастает роль такой стоимостной категории как себестоимость.
    Снижение  себестоимости продукции, работ и услуг – важнейший резерв роста прибыли и повышения рентабельности производства. Уровень себестоимости произведенной продукции зависит от эффективности использования предприятием основных и оборотных средств, трудовых ресурсов и земельных угодий, от совершенства технологии производства и эффективности его управления.
    При современных масштабах сельскохозяйственного  производства каждый процент снижения издержек выражается огромной суммой. С ростом объема производства сумма сэкономленных средств будет еще большей. Уменьшение себестоимости продукции является важным фактором увеличения не только накопления, но и общественного и личного потребления, так как оно служит основой для снижения цен на продукты сельского хозяйства. Иными словами, оно имеет не только важное экономическое, но и политическое значение.
    Себестоимость продукции является важнейшим показателем  экономической эффективности сельскохозяйственного  производства. В нем синтезируются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. Снижение себестоимости – одна из первоочередных и актуальных задач любого общества, каждой отрасли, предприятия. От уровня себестоимости продукции зависят, сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность, темпы расширенного воспроизводства, уровень закупочных и розничных цен на сельскохозяйственную продукцию.
    Особую  актуальность проблема снижения себестоимости приобретает на современном этапе. Поиск резервов ее снижения помогает многим хозяйствам повысить свою конкурентоспособность, избежать банкротства и выжить в условиях рыночной экономики.
     Цель  исследования – всесторонний и углубленный теоретический и практический анализ эффективности производства молока в сложившихся условиях в ЧПУП «17 Сентября Агро».
     Сформулированная  цель конкретизирована в плане решения следующих основных и частных задач исследования:
    изучение закономерностей и тенденций изменения состояния производства сельскохозяйственной продукции;
    поиск резервов экономии затрат на производство продукции;
    разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
     В качестве объекта исследования выбрано  молочное скотоводство ЧПУП «17 Сентября Агро».
     В аналитической части работы и  при обосновании анализа эффективности производства молока использованы материалы учетной и аналитической документации ЧПУП «17 Сентября Агро». Практическая значимость работы – внедрение в производство рекомендаций и предложений, вытекающих из проведенного исследования, позволит более эффективно реализовать возможности молочной сырьевой базы ЧПУП «17 Сентября Агро», рационально использовать материально-технические и финансовые ресурсы в отрасли молочного скотоводства, увеличить производство молока и повысить его эффективность.
     Исходными материалами для исследования явились  данные ЧПУП «17 Сентября Агро»». 
 

 

1. Состояние и  организационно-экономические  аспекты
развития  животноводства в  Республике Беларусь 

1.1. Сущность продовольственной безопасности и продовольственная безопасность в Республике Беларусь
      Рассматривая  сложившиеся и прогнозируемые тенденции  в области продовольственного обеспечения, следует отметить, что оно является основополагающим для экономики во все времена и во всех государствах. В последнее время его роль возросла настолько, что речь уже идет о "продовольственном кризисе" и "продовольственной безопасности", определение которой все чаще встречается как в политической, так и экономической литературе.
      Ряд международных авторитетных организаций, прежде всего организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства, постоянно отслеживая наличие продовольственных ресурсов в мире и прогнозируя их на перспективу, информируют национальные правительства о возможных проблемах. Периодически продовольственная проблема рассматривается на международных представительных форумах (саммитах), на которых предлагаются направления действий мирового сообщества.
      Следует отметить, что за последние 25 лет  произошли изменения подходов к решению проблемы продовольственной безопасности, суть которых заключается в следующем.
      Вначале предполагалось, что с помощью  достижений научно-технического прогресса  в сельском хозяйстве продовольственная  проблема будет решена в глобальном масштабе, благодаря чему будет обеспечено ее решение и на национальном уровне (подход от общего к частному).
      В последующий период по мере обоснования  перспективных тенденций развития мирового хозяйства с учетом ограничивающих факторов, вызывающих глубинные процессы в мировой экономике и не позволяющих прогнозировать высокие темпы прироста продовольственных и сырьевых ресурсов даже в отдаленной перспективе, появляется новый подход, который предполагает решение продовольственной безопасности в национальном масштабе, а через него – в глобальном (от частного к общему).
      Одно  из направлений решения продовольственной  проблемы — увеличение финансовой и технической помощи развитых и богатых стран бедным регионам. Участники форума согласились, что индустриальные страны, развитие которых оказало наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, должны компенсировать этот ущерб путем выделения 0,7 % своего валового внутреннего продукта в качестве продовольственной помощи нуждающимся нациям, преимущественно развивающимся, где экологический ущерб менее значителен. Особую позицию на форуме заняли Соединенные Штаты Америки, представители которых заявили, что помощь будут оказывать, как и прежде, т.е. кому сочтут необходимым и в объеме, который посчитают целесообразным.
      В последние годы к развивающимся  странам в группу риска по продовольственному обеспечению в соответствии с классификацией FАО, а соответственно и претендентов на оказание помощи, попадают ранее благополучные государства. В их числе семь республик бывшего СССР. Армения, Азербайджан, Грузия, Кыргызстан, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан характеризуются как испытывающие хронический дефицит продовольствия.[26]
      Стратегическая  цель развития агропромышленного комплекса  – достижение и поддержание продовольственной безопасности страны. Это означает, что совокупные потребности в сельскохозяйственной продукции и продовольствии должны обеспечиваться в основном за счет собственного производства. Установлено, что национальное агропромышленное производство должно балансировать не менее 85% спроса и предложения сельскохозяйственной продукции и занимать не менее 80% внутреннего рынка продовольствия. Вместе с тем по 5 важнейшим продуктам, являющимся традиционными для страны - мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, хлеб и хлебопродукты, картофель, - важно иметь 100%-ю обеспеченность потребности, а по другим, таким, как масло растительное, сахар, рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты - не менее 70%. Но и здесь следует стремиться к наиболее полному насыщению внутреннего рынка за счет собственного производства. Правда, есть продукция, прежде всего некоторые виды овощей и фруктов, которая не может производиться в Беларуси в силу своего происхождения. Она всегда будут поступать из-за рубежа. Но рынок такой продукции весьма узок и не занимает более 3-5% от общего сельскохозяйственного товарооборота.
      Безусловно, сказанное не исключает импорта  какого-то количества мясных и молочных продуктов, мучных, картофельных изделий и других в порядке межгосударственной торговли и развития мирохозяйственных отношений. Более того, такой продуктообмен весьма желателен, поскольку он способствует интеграции национального агропромышленного комплекса в мировую экономику и повышению его конкурентоспособности. Поэтому примерно такое же количество продовольствия (адекватное импорту), а еще лучше - превосходящее, стране необходимо поставлять на мировые рынки. Но в целом следует подчеркнуть, что импорт готового продовольствия на внутреннем потребительском рынке не должен превышать 15 - 20% общей реализации. В противном случае может происходить утрата продовольственной, а вернее, экономической безопасности и независимости страны.[26]
      Правда, следует сразу же оговориться, что  баланс экспорта и импорта, спроса и  предложения лишь отчасти, а именно в пределах 10-20%, может регулироваться государственно-административными мерами, например квотами, ограничениями, пошлинами и интервенциями. Преобладание таких мер вызывает, как правило, дефицит продукции и дисбаланс спроса и предложения, поскольку происходят деформация цен, диспропорциональность межотраслевого товарообмена, искажение механизма налогообложения и т.п. Следовательно, потребительский рынок должен в основном регулироваться экономическими мерами и рычагами, способствующими в первую очередь стимулированию агропромышленного производства и интересов товаропроизводителей.
      Подрыв  основ национального производства ведет к его свертыванию и  замещению импортным. Уже сейчас мировые товаропроизводители и  поставщики готовы поставить на внутренний рынок любой страны, в том числе и Беларуси, любое количество продовольствия, причем вначале по демпинговым ценам с тем, чтобы вытеснить национальных товаропроизводителей и завоевать рынки сбыта. В мире нет проблемы произвести продукцию, есть проблема ее сбыть. Поэтому идет постоянная экономическая конкуренция между ведущими мировыми производителями и поставщиками продовольствия за рынки сбыта, сферы экономического влияния, перераспределение регионов распространения. И это нормально. В процессе такой борьбы совершенствуются технологии производства, улучшается качество продукции, расширяется ассортимент, повышается квалификация товаропроизводителей и поставщиков.
      Но  если при этом не защитить внутренние рынки и национальных товаропроизводителей, то, как показывает мировой опыт, вначале дешевый импорт захлестывает страну-импортера, а затем появляется диктат поставщиков. Низкие цены исчезают, и начинается выкачивание из данной страны ее национальных богатств. В итоге государство, не способное защитить и поддержать своих товаропроизводителей, приходит к финансированию и поддержке иностранных товаропроизводителей и поставщиков и превращается в придаток или экономическую колонию ведущих мировых экспортеров.
      В силу этого сельскохозяйственные предприятия  Беларуси требуют всесторонней государственной поддержки и защиты, в том числе и от конкуренции с иностранными поставщиками продовольствия. Необходимость такой защиты имеет под собой и объективную почву. Дело в том, что природно-климатические условия Беларуси намного хуже, чем, скажем, в развитых странах Западной Европы. У нас меньшее количество в году положительных температур, продолжительный зимний период, требующий повышенных затрат на заготовку кормов для животных и строительства капиталоемких животноводческих помещений и хранилищ для сельскохозяйственной продукции, более низкое качество почвы и др.
      В целом уровень производственного  потенциала агропромышленного комплекса  Беларуси в 2-3 раза ниже, чем в среднем  в странах Европейского союза. Следовательно, материальные и трудовые затраты  на производство сырья и готового продовольствия здесь оказываются адекватно выше в сравнении с западноевропейскими. Объективно ниже производительность труда, окупаемость вкладываемых средств и, как результат, ниже эффективность хозяйствования.
      Сельское  хозяйство Беларуси требует комплексной и разнообразной государственной поддержки, с помощью которой возможно преодоление нынешнего системного экономического кризиса, и дальнейшее позитивное развитие.
      Продовольственную безопасность следует понимать как  возможность государства и способность сельхозпредприятий поставщиков, сферы переработки и сбыта обеспечить необходимое и достаточное производство продукции требуемого качества и ассортимента и сбалансированность потребительского рынка по спросу и предложению продуктами отечественного производства. В центре продовольственной безопасности должны находиться сельские товаропроизводители, максимально заинтересованные в поставках продовольствия, расширении производства, повышении эффективности хозяйствования и защищенные системой законодательных и экономических мер от рисков разрушительного и деструктивного характера. В данной связи товаропроизводители должны иметь все условия эффективного хозяйствования, заниматься всеми видами деятельности, которые не запрещены законодательством и не противоречат нормам поступательного развития общества.
      Конечной  целью продовольственной безопасности являются потребители сельскохозяйственного  сырья и готовой продукции, и, прежде всего конечные и розничные  потребители товаров. Именно на них должны быть сориентированы производство, переработка продукции и сбыт. В этой связи основным критерием продовольственной безопасности должно стать удовлетворение потребительских предпочтений и разнообразных стремлений всех категорий потребителей. Показателями здесь могут быть медицинские и биологические нормы и нормативы целесообразности потребления, биологическая и экологическая безопасность производства и потребления продуктов для человека.
      Таким образом, продовольственная безопасность - понятие комплексное, многостороннее и многоцелевое. В обобщенном виде - это продовольственная политика государства и его стратегия, направленная на создание системы текущих и перспективных условий рационального хозяйствования, динамичного развития агросектора и укрепления его экономики.
      В структурном плане продовольственная  безопасность может иметь различную интерпретацию. Например, с позиции государства продовольственная безопасность – это достижение и поддержание экономической и социальной стабильности общества, укрепление престижа страны в системе мирохозяйственных связей; с точки зрения агропромышленного комплекса – это создание ряда условий для динамичного развития отрасли, наращивания производственного потенциала, воспроизводства и накопления капиталов; с точки зрения товаропроизводителей - расширение возможностей для зарабатывания доходов, реализации экономических интересов и целей, а также защита от внешней и внутренней разрушительной конкуренции; с позиции потребителей – доступность, качество и ассортимент продовольственных товаров, их высокая потребительская ценность, с точки зрения общества – экологически равновесное производство, не противоречащее окружающей среде и способствующее поддержанию природного баланса и т.д.
      Количественные  параметры производства важнейших видов продовольственных и сырьевых ресурсов, достаточные для обеспечения внутреннего потребления на душу населения исходя из научно-обоснованных норм формирования необходимых фондов и резервов, а также экспортного потенциала, в перспективе до 2010 г. должны быть следующими: зерно 8,0-9,0 млн. т, картофель -9,0-10,0, овощи - 1,5-1,7, плоды и ягоды -0,6-0,7, сахарная свекла - 2,0-2,2, молоко -7,0-7,5, мясо в живом весе - 1,5 млн. т. Производство сахара следует довести до 250 тыс. т, растительного масла - 60 тыс. т. Это обеспечит общий баланс внутреннего рынка продовольствия на национальном и региональном уровнях за счет собственного производства на 100%, в том числе позволит иметь экспортный потенциал в размере 15-20 % общего объема сельскохозяйственного производства. При этом импорт продовольственных ресурсов не превысит 15% внутреннего объема сельскохозяйственного товарооборота.
      Достижение  названных параметров требует реализации комплекса мероприятий, связанных с технико-технологическим перевооружением сельского хозяйства, укреплением производственного потенциала, интенсификацией земледелия и животноводства, социально-экономическими преобразованиями. Их осуществление должно проходить в несколько этапов, первейший из которых – выработка и принятие Концепции и Программы продовольственной безопасности страны. Такая Концепция и Программа в настоящее время разработаны, одобрены решениями Министерства сельского хозяйства и продовольствия и Министерства экономики Республики Беларусь и предложены для широкого использования. Их суть – в определении критериев и показателей продовольственной безопасности, методов и средств ее достижения, источников обеспечения, социально-экономических результатов применения разработок на практике.[22]
      Следующий этап требует конкретизации стратегических уровней продовольственной безопасности, выработки приоритетов аграрной политики, а также механизмов их достижения, принятия мер государственного характера поэтапной реализации стратегии. Прежде всего, это законодательное закрепление основных направлений и принятие целевых программ развития сельского хозяйства.
      На  данном этапе важны также широкая  переструктуризация и переспециализация сельского хозяйства, переразмещение производства и производительных сил, взаимоувязка конкретных макро-  и микроэкономических мероприятий по комплексному решению продовольственной проблемы. Настоящий этап должен предусматривать и механизмы гибкого стимулирования производства, консолидированные меры государственной поддержки агропромышленного комплекса.
      Названные меры необходимы для достижения в эти годы равновесия спроса и предложения продукции сельского хозяйства не ниже критического уровня. В количественном выражении минимальный критический уровень сельскохозяйственного производства, ниже которого происходят явная потеря безопасности, ослабление экономических позиций страны, усиление ее зависимости от импортных поставок и обострение угрозы разорения национального сельского хозяйства, имеет для Беларуси вполне конкретные критерии. Это 5,5-6,0 млн. т зерна, 6,0-6,5 млн. т картофеля, 0,8-1,0 млн. т овощей, 0,35-0,45 млн. т плодов и ягод, 1,3-1,4 млн. т сахарной свеклы; 4,2-4,5 млн. т молока, 0,9-1,0 млн.  т мяса в живом весе, 150-180 тыс. т сахара-песка из собственного сырья и 40-45 тыс. т растительного масла.[22]
      В Белорусском НИИ аграрной экономики  выполнены расчеты порогов целесообразности производства всех видов сельскохозяйственной продукции, ниже которых производство при нынешнем уровне развития производительных сил и производственных отношений  становится в Беларуси низкоэффективным и убыточным. По зерну в среднем это 17-19 ц/га, картофелю - 90-100, сахарной свекле - 150-170 ц/га; удою молока на корову - 1900-2000 кг, среднесуточным привесам крупного рогатого скота на откорме - 400-500 г, свиней - 350-400 г. Продуктивность растениеводства и животноводства ниже названных уровней вызывает резкий рост себестоимости, быстрое падение окупаемости ресурсов, а следовательно – неоправданный перерасход материально-технических ресурсов. Рост издержек начинает обгонять цены реализации и выручку от сбыта, и производство в итоге становится экономически несостоятельным.
      Это значит, что необходимо в ближайшем  будущем разработать механизмы, конкретные меры и источники средств выхода на оптимальные для Беларуси уровни агропромышленного производства, позволяющие формировать достаточный внутри республиканский и экспортный продовольственный потенциал, придать аграрному комплексу страны экспортную ориентацию и довести объемы экспорта качественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия до 2,0-2,5 млрд. долл. США в год, или увеличить в 3 и более раз по сравнению с нынешним объемом.
      Без этого рассчитывать на формирование рыночной экономики бесперспективно. Нельзя построить эффективную макроэкономику при деградирующем производстве на микроуровне. Страны Запада, а в последнее время многие страны Центральной и Восточной Европы обретают экономическую стабильность, обеспечивая устойчивое высокопроизводительное сельское хозяйство. 
 

1.2. Стратегия продовольственной безопасности республики
      Признавая международные соглашения, положения, программы и планы по агроэкономической  политике и принимая их в качестве основополагающих документов, Республике Беларусь необходимо определить границы  продовольственной безопасности, разработать стратегию и направления развития национального сельского хозяйства для ее достижения с учетом рационального использования производственного потенциала и международного разделения труда в целях обеспечения стабильности экономики. Частично это учтено в проекте концепции "Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь" (раздел "Агропромышленный комплекс"). Концептуальные положения базируются на стратегии и тактике устойчивого социально-экономического развития АПК как приоритетной отрасли народного хозяйства на 2005 г. и отдаленную перспективу.
      Принимая  во внимание, что продовольственная  безопасность – это такое состояние экономики, при котором, независимо от конъюнктуры мирового рынка, гарантируется стабильное обеспечение населения продовольствием в количестве, соответствующем научно обоснованным параметрам (предложение), с одной стороны, и создаются условия для поддержания потребления на уровне медицинских норм (спрос) – с другой, важнейшие направления ее достижения заключаются в следующем:
      1) стимулирование стабильного развития агропромышленного производства до уровня, достаточного для формирования в полном объеме республиканского и региональных фондов основных видов продуктов питания, сырья, а также для экспортной ориентации АПК;
      2) содействие (на основе роста благосостояния населения) повышению покупательной способности продуктов питания до уровня потребления их по медицинским нормам (3500 ккал/день) при сокращении удельного веса расходов на продовольствие в семейном бюджете до 30-35 %;
      3) создание резерва валютных ресурсов, необходимых для импорта недостающего продовольствия и сырья, за счет экспорта продукции сельского хозяйства и продовольствия;
      4) принятие мер организационно-экономического характера, обеспечивающих стабильное повышение самообеспечения продовольствием, сокращение объемов импорта и развитие импортозамещающего производства.
      Исходя  из природных условий, особенностей ведения сельского хозяйства и потенциала АПК для достижения надежности продовольственной безопасности долю собственного производства в продовольственных ресурсах в оценке по питательности необходимо довести до 85 % (нижняя граница продовольственной безопасности 60 %). Кроме того, для импорта недостающих продуктов питания предстоит создать специальный резерв валютных средств.
      Для достижения стабилизации экономики страны, сбалансированного спроса и предложения продовольствия и сельскохозяйственного сырья на внутреннем рынке, проведения активной деятельности на мировом рынке необходимо разработать систему мероприятий, определяющих государственную аграрную политику и экономическую поддержку развития агропромышленного комплекса, отраслей, продуктовых подкомплексов и производства конкретных видов продукции. Главная задача этой политики – создание эффективного агропромышленного производства с целью обеспечения населения продовольствием, промышленности – сырьем в объемах, необходимых для экономического роста, социального развития страны и экспортной ориентации АПК при сокращении импорта до рационального уровня.
      Применительно к главной задаче основные направления аграрной политики должны предусматривать решение ряда задач, суть которых заключается в следующем:
      - создание нормативных документов и реализация конкретных программ восстановления и развития агропромышленного производства с выделением кратко- и среднесрочных государственных и межгосударственных мероприятий;
      - введение эффективного механизма формирования продовольственных и сырьевых ресурсов, основанного на экономическом стимулировании продуцентов и развитии рыночной инфраструктуры, пересмотр внешнеэкономической политики в интересах обеспечения защиты отечественных товаропроизводителей;
      - разработка механизма регулирования ценовых отношений на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, более совершенных налоговых, кредитных, страховых и других регуляторов;
      - создание современной системы планирования и прогнозирования агропромышленного производства;
      - совершенствование земельных отношений, установление государственного контроля за использованием земли; восстановление разрушенных мощностей крупнотоварного производства; обеспечение правового и экономического равенства всех форм хозяйствования;
      - стимулирование развития кооперации и интеграции всех типов предприятий различных форм собственности при производстве, переработке, сбыте сельскохозяйственной продукции, агросервисном обслуживании, в торговле и кредитовании;
      - широкое применение интенсивных энерго- и ресурсосберегающих технологий производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; совершенствование системы управления, организационно-правовое оформление и выделение АПК как единого объекта;
      - социальное преобразование села, создание экономических условий для повышения жизненного уровня сельского населения;
      - усиление роли регионов в решении продовольственной проблемы на основе разработки и реализации программ восстановления и развития агропромышленного производства и систем ведения АПК;
      - восстановление и развитие научного потенциала, применение механизма экономического стимулирования ученых и специалистов; государственная финансовая поддержка научно-технических программ.
      Решение продовольственной проблемы предусматривается  проводить в несколько этапов. Первый этап связан с осуществлением экстренных мер по преодолению спада  производства, погашению задолженности  селу, обеспечению сельских товаропроизводителей техникой, удобрениями и средствами защиты растений, горюче-смазочными и другими материалами. В этот период были разработаны стратегические направления аграрной политики, созданы и применены нормативно-правовые акты, регулирующие функционирование предприятий всех форм хозяйствования.
      Второй  этап (до 2010 г.) обеспечивает стабилизацию положения в сельском хозяйстве. Формируется рыночная инфраструктура. Административное управление АПК  полностью заменяется экономическим, совершенствуются взаимоотношения аграрного сектора и других отраслей народного хозяйства, создаются необходимые экономические условия для социального развития села.
      Третий  этап (до 2015 г.) предполагает прирост  производства сельскохозяйственной продукции на основе применения новейших технологий, решение продовольственной проблемы и достижение оптимального уровня во внешнеэкономической деятельности.
      Каждому из этапов присущи свои направления  формирования продовольственных ресурсов. Однако имеются и общие черты:
    товаропроизводители реализуют продукцию исходя из экономической выгоды;
    правительство и местные органы исполнительной власти определяют квоты закупок для государственных нужд, гарантируют закупку продукции по договорам по ценам, обеспечивающим получение дохода продуцентами.
      Последовательное  проведение агроэкономической политики, направленной на достижение продовольственной безопасности, потребует значительных инвестиций для развития агропромышленного производства. Поскольку альтернативных собственному производству вариантов достижения поставленной цели нет, то государство обязано изыскивать необходимые средства и создавать условия для приоритетного развития АПК как гаранта его продовольственной безопасности, политической независимости и суверенитета.
      Продовольственная безопасность является важной составной  частью национальной безопасности и не ограничивается рамками экономической безопасности государства или сообщества стран. Решение вопросов продовольственной безопасности в той или иной мере связано с другими, неэкономическими аспектами национальной безопасности, включая и военно-стратегический аспект.
      С проблемами производства продовольствия тесно связаны вопросы экологической безопасности. Сельскохозяйственная деятельность – одна из основных причин ухудшения экологической ситуации в мире (падение плодородия земель, заражение водоемов ядохимикатами и т.п.). В то же время истощение естественных ресурсов стало серьезным ограничением развития растениеводства и животноводства.
      Важным  аспектом внутренней национальной безопасности является состояние здоровья населения, качество и продолжительность жизни. Эти вопросы в значительной мере определяются тем, насколько полноценно его питание.
      Решение проблемы продовольственного обеспечения  предполагает необходимость максимального сохранения основных направлений специализации сельского хозяйства, сложившихся в результате межреспубликанского разделения труда и наиболее полно отвечающих природным и экономическим условиям Республики Беларусь. Более широкое распространение должно получить совершенствование внутриотраслевых пропорций – оптимизация структуры мяса, зерновых и кормовых культур. Наряду с этим, ориентируясь на самообеспечение продовольствием, предстоит оптимизировать производство продукции по зонам, категориям хозяйств и регионам в целом.
      Формируемый внутренний продовольственный рынок  представляет собой совокупность свыше 30 специализированных рынков сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. В настоящее время наибольший интерес для экономики республики представляют рынки зерна, сахара, растительного масла, картофеля, мясных, молочных продуктов, льна и некоторые другие. Причем на первых трех агропромышленный комплекс представлен в качестве импортера, а на последующих – экспортера продукции.
      Достижение продовольственной безопасности при условии поддержания спроса на внутреннем рынке на уровне научно обоснованных медицинских норм и сохранения экспортной ориентации АПК возможно при следующих объемах производства: валовые сборы зерна 9-10 млн. т, картофеля 10-12, овощей 1,3-1,4, сахарной свеклы 1,2-1,5 млн. т, маслосемян рапса до 250-400 тыс. т, производство молока и мяса на уровне 6-7 млн. тонн и 1,1-1,3 млн. тонн соответственно. По своему потенциалу при соответствующем стимулировании производства сельское хозяйство способно нарастить такие объемы.[22] 

1.3. Роль скотоводства в экономическом развитии
сельскохозяйственного производства 

      Животноводство  является ведущей отраслью сельского  хозяйства Беларуси, и оно может высокопродуктивно и эффективно развиваться лишь в условиях интенсивного земледелия, рационального использования сельскохозяйственных угодий, наращивания объемов кормов в соответствии с регламентацией рационов по структуре и качеству.
      Значение  скотоводства в народном хозяйстве  определяется, прежде всего, высокими питательными свойствами его продукции. По пищевым достоинствам молоко занимает первое место среди всех животноводческих продуктов. По научно обоснованным нормам питания на человека в год в среднем требуется молока и молочных продуктов 380 кг, из них цельного молока 120 кг, обезжиренного 16,8 кг, творога 8,0 кг, сыра и брынзы 6,6 кг, сметаны 5,8 кг, сливочного масла 6,0 кг. Средняя научно обоснованная норма потребления мяса на душу населения в год составляет 80 кг, в том числе говядины и телятины 22 – 28 кг. [26]
      Крупный рогатый скот по сравнению с другими  видами животных обладает наивысшей молочной продуктивностью. От коровы при правильном выращивании и содержании получают по 5000 – 8000 кг и более молока в год при жирности до 4 % и выше. В сутки коровы могут давать молока по 25 – 40 кг и более.
      От  крупного рогатого скота поступает  основная масса мясной продукции. В  мясном балансе страны говядина и  телятина занимают более 43 %. От скотоводства получают также ценное кожевенное сырье. Из утилизации отходов боен получают ряд ценных продуктов – от мыла до эндокринных препаратов. Потребляет же крупный рогатый скот наиболее дешевые растительные корма, отходы сахарной, винокуренной, маслобойной и других отраслей промышленности. При этом из одного и того же количества переваримых питательных веществ он дает в несколько раз больше продукции (в сухом веществе), чем животные любого другого вида.
      Скотоводство  как отрасль играет существенную роль в развитии других отраслей сельского хозяйства. Растениеводству оно поставляет ценнейшее органическое удобрение – навоз, свиноводству – молоко, необходимое для поросят раннего возраста и т. п. Как наиболее интенсивная отрасль с быстрым и равномерным оборотом средств, она оказывает влияние на экономику всего сельского хозяйства.
      Рассмотрим  динамику развития скотоводства (таблица 1.1).
    Таблица 1.1 Динамика развития скотоводства в Республике Беларусь
Показатели Годы
1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Поголовье КРС, тыс. гол. 5054 4221 4085 4005 3924 3963 3980 3989 4007 4131
в т.ч. коров (П), тыс. гол. 2137 1845 1784 1716 1658 1613 1565 1506 1459 1452
Получено  молока (V), тыс. т 5070 4490 4834 4773 4683 5149 5676 5896 5904 6225
      Примечание: Источник: Белстат
      Как видно из таблицы 1.1, в рассматриваемом  периоде за 1995-2008 гг. производство молока выросло, хотя поголовье коров снизилось. Это значит, что возросла продуктивность коров. Рассчитаем величину прироста производства молока на 1 голову молочного стада за рассматриваемый период:
  1) изменение поголовья коров (?П) составило:
  ?П = |П2008 – П1995| = |1452 – 2137| = 685 тыс. гол.
  2) прирост производства молока (?V) равен: 
  ?V = V2008 – V2005 = 6225 – 5070 = 1155 тыс. т
  3) прирост производства молока  на 1 голову молочного стада (?УД)  определяется по формуле:
  ?УД = = 1155 тыс. т / 685 тыс. гол = 1,68 т/гол.
      То  есть, несмотря на снижение поголовья  на 685 тысяч голов, надои возросли на 1,68 т/гол.
      В стране разводят 49 пород и породных групп крупного рогатого скота, из них 27 молочного направления, 16 молочно-мясного и мясомолочного, 6 мясного. По численности наибольшее распространение имеет молочно-мясной и мясомолочный скот (одна только симментальская порода двойного использования составляет 30,4 %). Из молочных наиболее распространен скот черно-пестрой породы – 17,5 %, мясные же занимают лишь 4 %.
      Среди молочных пород в большинстве  районов наиболее эффективным является черно-пестрый скот. Животные этой породы в наибольшей степени соответствуют  и промышленной технологии. Скотоводство – одна из ведущих отраслей сельского хозяйства. В валовой продукции молоко и говядина занимают почти треть.
      Эта отрасль обладает рядом специфических  особенностей. В связи с потреблением большого объема грубых и сочных кормов крупный рогатый скот содержится, как правило, при наличии больших площадей кормовых культур и естественных кормовых угодий. Порайонные различия существенно влияют на эффективность скотоводства. В зонах с большими площадями естественных кормовых угодий и благоприятным климатом требуется значительно меньше затрат на получение единицы продукции. Здесь даже относительно экстенсивное ведение скотоводства, прежде всего мясного, дает зачастую высокий экономический эффект.
      Специфика скотоводства состоит и в том, что оно является сравнительно фондоёмким. Это объясняется, с одной стороны, техническими особенностями, а с другой – тем, что скот как средство производства сам имеет довольно высокую стоимость. Кроме того, для осуществления производственного процесса в животноводстве необходимы помещения, заготовленные корма и т. п. Как и любую другую отрасль, скотоводство необходимо  размещать в наиболее выгодных для его развития экономических условиях, в первую очередь по кормопроизводству. Это значит, что выгул и откорм крупного рогатого скота организуются там, где имеется много дешевых, главным образом естественных кормов и отходов пищевой промышленности. При производстве молока, кроме того, учитываются размещение естественных кормовых угодий, производство силосных культур и зеленых кормов.
      Согласуясь с основными закономерностями разделения труда в народном хозяйстве, оно имеет  свои объективные специфические особенности.
      Главная из них определяется свойствами молока – его высокой ценностью как продукта питания, малой транспортабельностью,  небольшими сроками хранения. Ввиду этого молочное скотоводство приходится размещать не только там, где выгодно, а почти повсюду, где имеется население, то есть по всей территории страны. Это, разумеется, приводит к удорожанию производства молока в районах, где условия для развития молочного скотоводства менее благоприятны.
      На  размещение производства молока большое  влияние оказывает также развитие транспортных связей и средств. Себестоимость  его перевозок в связи со спецификой транспортных средств значительно выше, чем других видов сельскохозяйственной продукции.
      Главный фактор снижения расходов на перевозку  молока – сокращение ее дальности. Поэтому пригородное размещение молочного скотоводства оказывается, как правило, более выгодным, чем завоз молока и молочных продуктов из районов с лучшими кормовыми условиями. В то же время строительство дорог, совершенствование всех видов транспортных средств, развитие сферы обслуживания отрасли дают возможность размещать производство молока в более благоприятных условиях, расширять его географию, углублять специализацию молочных хозяйств и на этой основе снижать общественные издержки.
      При размещении скотоводства учитывают  также наличие трудовых ресурсов и возможности обеспечения ферм средствами механизации. Молочное скотоводство относится к числу наиболее трудоемких отраслей животноводства и требует сравнительно больших затрат труда. В современных условиях успешное развитие этой отрасли немыслимо без внедрения на фермах новой технологии, основанной на использовании современных машин, электроэнергии, автоматики. Механизация производственных процессов, создавая условия для сокращения трудовых затрат, предъявляет, в свою очередь, повышенные требования к квалификации кадров. Откормочные комплексы возводят вдали от городов, в зонах с наиболее благоприятными условиями кормопроизводства, разведения и выращивания репродукторного молодняка.
      В экономике молочного скотоводства первостепенное значение имеет рост среднегодовых удоев. Увеличение валовых  надоев от того же поголовья – важный фактор повышения окупаемости затрат путем сокращения доли поддерживающей части корма и затрат труда на единицу продукции.
      Эффективность скотоводства характеризуется системой показателей, важнейшими из которых  являются: валовой объем производства продукции, в том числе в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий, и продуктивность животных – среднегодовой надой на корову молочного скота, производство мяса на структурную голову, деловой выход молодняка, среднесуточные и годовые приросты молодняка, скороспелость, живая и убойная масса откормочного скота; производительность труда в отрасли, на предприятии, ферме; себестоимость того или иного вида продукции; уровень рентабельности и прибыль, полученные от реализации молока и говядины.[26]
      Молочное  скотоводство развивается почти  во всех сельскохозяйственных предприятиях (примерно в 92%), сочетаясь с выращиванием и откормом крупного рогатого скота или с производством свинины. Для ведения отрасли коллективные хозяйства используют в среднем 15-16% материально-денежных средств, что составляет около 1/3 всех затрат, направляемых в животноводство и расходуют 36% кормов; отрасль обеспечивает соответственно поступление 14-15% и 25-27% товарной продукции. 
      Поголовье коров в зависимости от выраженности специализации, природных условий и экономики хозяйств находится в границах: с минимумом до 400 и максимумом – 1700 голов, в среднем по республике около 500 коров. Причем продуктивность молочных коров, интенсивность и эффективность отрасли возрастают с концентрацией поголовья, что характерно для хозяйств с более высоким уровнем развития экономики. Чтобы молочное скотоводство стало действительно ведущей отраслью сельского хозяйства и обеспечивало необходимые накопления, требуется в короткие сроки задействовать доступные экономические и организационные меры по повышению интенсивности отрасли и продуктивности молочных стад коров, восстановлению в хозяйствах поголовья до оптимальной его численности, одновременно решать задачи усиления государственного стимулирования, расширять производство высококачественной  продукции, увеличивать объем ее реализации на внутреннем и внешнем рынках. [22]
      На  первом этапе 2005 - 2010 гг. удои молока на корову во всех категориях хозяйств должны быть доведены до 3,0-3,5 тыс. кг в год при расходе кормов на 1 ц продукции коров 1,25-1,30 ц к.ед. и прямых затрат труда – 4,0-4,5 чел.-ч. В последующем, важно выйти на уровень продуктивности молочного скота 4,0-5,0 тыс. кг на корову (в абсолютном объеме в масштабе республики – 7-7,5 млн. т) с расходом кормов на 1 ц молока- 1,05-1,15 ц к.ед., снизив затраты труда до 3,0-3,5 чел.-ч (приблизиться к высокоинтенсивным в сельскохозяйственном отношении зарубежным странам). 
      Усилия  и средства хозяйств, обслуживающих  предприятий и организаций должны быть сконцентрированы на улучшении качества заготавливаемых травяных кормов, приготовлении и скармливании сбалансированных комбикормов. Использование кормов высокого качества, отвечающих требованиям полноценного рациона, позволит больше получать молока на каждую единицу затрачиваемых кормов и других средств.
      Наращивание производства молока, повышение эффективности  отрасли требует  организации целенаправленной работы по созданию в хозяйствах высокопродуктивных молочных стад, увеличению удельного веса чистопородных коров. В этой связи целесообразно повысить статус племенных заводов, усиливая стимулирующие факторы их развития.
      В целях интенсификации молочного  скотоводства, реконструкции функционирующих и строительство новых ферм, оснащения их современным оборудованием, аппаратурой и на этой основе увеличения производства молока, его поставок потребителям и получения достаточных накоплений денежных средств, требуется установление со стороны государства паритетных цен на реализуемое хозяйствами молоко и приобретаемые промышленные средства, льготное субсидирование производителей и т.д.
      В производстве и закупках мяса сложились  примерно такие же пропорции спада, с резким уменьшением после 1990-1991 гг., затем с незначительными колебаниями в последующем временном периоде. Больший процент сокращения характерен для говядины и мяса птицы, меньший – по свинине, главным образом за счет стабилизации производства и некоторого его прироста (на 5,5-7,5%) в личных подсобных хозяйствах.
        В общем объеме производимого  в сельском хозяйстве республики мяса (в живой массе) большая часть приходится на говядину: в 2007-2008 гг. – 45,7-46,2% или 433,3-452,8 тыс. т (в 1995 г. – 55,6%); второе место занимает свинина – 40,9-41,0% или 389,5-400,9 тыс.т (в 1995 г. – 31,6%); третье – мясо птицы – 10,5-10,7% или 100,0-105,4 тыс. т (в 1995 г. – 11,2%). [26]
      Производственные  мощности по переработке молока в  среднем на 1 предприятие составляют 210 т в смену, суммарная мощность - 5,0 млн. т в год. Ассортимент вырабатываемой в республике молочной продукции включает более 1000 наименований, в том числе масла - 30, сыров - более 160, цельномолочной продукции - более 500 наименований.
      На  внутреннем рынке Беларуси реализуется  около 45% производимых в стране молокопродуктов.
      В целях удовлетворения спроса населения Республики Беларусь продукцией животноводства расширяется ассортимент, и увеличиваются объемы вырабатываемой в республике молочной продукции. Созданы новые виды цельномолочной продукции, широкий ассортимент творожных десертов, кисломолочных продуктов и др. В целях улучшения качества выпускаемой продукции проводится техническое перевооружение предприятий и молочной отрасли с установкой новых видов современного оборудования.
      По  данным Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь, за январь-февраль 2008 г. потребителям республики реализовано молока и молокопродуктов в пересчете на молоко - 340,1 тыс. т. Подробные сведения приведены в табл. 1.2.
      Таблица 1.2. Объемы реализации молока и молочной продукции потребителям Беларуси в январе-феврале 2008 г.
Вид молочной продукции Объем реализации
Цельномолочная  продукция, тыс. т 176,3
Сыры, тыс. т 5,9
Масло животное, тыс. т 4,8
Молочные  консервы, муб 4,3
      Примечание: Источник: Белстат
      По  данным Министерства сельского хозяйства  и продовольствия Республики Беларусь, производство молочной продукции в Республике составляет 4,6 млн. т в год, потребление – 2,245 млн. т в год.
      По  данным Министерства сельского хозяйства  и продовольствия Республики Беларусь, наибольшие запасы на складах предприятий на 1 декабря 2008г. сложились по такому виду молочной продукции, как казеин. Наличие существенных запасов отмечено практически по всем видам молочной продукции, в том числе по маслу и сухому обезжиренному молоку - более 50%. Наименьшими были запасы цельномолочной продукции (рис. 1.1).
      

      Рис.1.1. Запасы молочной продукции на складах по состоянию на 01.12.2008 г. к среднемесячному объему производства, %
      Возможности увеличения производства и повышения качества продукции на основе интенсивного выращивания и откорма каждой головы скота весьма велики. Сельскохозяйственные предприятия, создав интенсивную кормовую базу, при усилении государственного стимулирования и заработной плате, заинтересовывающей работников в производительном труде, в состоянии привести в действие имеющиеся резервы наращивания говядины, роста доходности отрасли. Главные из них – повышение суточных привесов, сокращение сроков выращивания и откорма скота с реализацией в 1,5 годичном возрасте высокими весовыми кондициями; уменьшение яловости коров и увеличение приплода, его сохранности для последующего интенсивного выращивания сверхремонтного молодняка на мясо.
      Исходя  из рекомендуемой для условий  Беларуси рациональной и экономически обоснованной структуры мяса, где говядина должна составлять не менее 40-45%, потребность в ней народного хозяйства республики может быть обеспечена при имеющейся численности крупного рогатого скота, развивая отрасль интенсивно и сохраняя поголовье.
      Возрастающий  спрос населения на молоко и мясо вызывает необходимость больших затрат на расширение их производства. Это закономерное явление. Однако выручка от дополнительно получаемых молока и говядины не всегда покрывает расходы. Вследствие этого в динамике увеличиваются затраты на единицу продукции.
      На  удорожание рационов оказывает влияние  также увеличение доли покупных кормов, которые примерно в 2 раза дороже фуража собственного производства.
      При кормлении молочных коров и выращиваемого  на откорме молодняка крупного рогатого скота наблюдается высокий удельный вес концентратов по сравнению с пастбищными, зелеными и грубыми кормами, что ведет к удорожанию рационов.
      Важным  фактором снижения издержек на единицу  продукции скотоводства является улучшение использования продуктивного потенциала животных.
      Динамику  среднегодовых удоев молока в  общественных хозяйствах рассмотрим в таблице 1.3.
 

      Таблица 1.3. Динамика производства и продуктивности животных
Показатели Годы
1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Валовое производство молока, тыс. т 5070 4490 4834 4773 4683 5149 5676 5896 5904 6225
Среднегодовой удой молока от 1 коровы, кг 2372 2434 2710 2781 2824 3192 3627 3915 4047 4287
      Примечание: Источник: Собственная разработка
      Данные  таблицы показывают, что в рассматриваемом периоде самая высокая продуктивность животных сложилась в 2008, в последние годы наблюдается рост этого показателя.
      Отставание  роста продуктивности от темпов удорожания кормов объясняется, как уже отмечалось ранее, с одной стороны, несбалансированностью и низким качеством рационов, а с другой – несоблюдением пропорциональности других факторов производства молока: племенного и возрастного состава стада, воспроизводительных функций животных, а также квалификации кадров. Многочисленные примеры рентабельной работы молочных ферм и комплексов из разных зон страны подтверждают незыблемость закона комплексности факторов производства. В росте себестоимости молока большую роль играет увеличение затрат на оплату труда, которая опережает темпы роста его производительности.
      В структуре себестоимости прироста крупного рогатого скота главное  место  занимают корма и расходы  на заработную плату – 70 %. В связи с меньшей трудоемкостью обслуживания мясного контингента крупного рогатого скота здесь по сравнению с молочным скотоводством значительно ниже доля расходов на оплату труда, но выше расходы на корма, содержание техники. Эффективность молочного скотоводства в значительной степени зависит от цен реализации продукции, от того, в какой мере они покрывают средние издержки производства. Многие годы производство молока в колхозах и совхозах было убыточным.  Чтобы решить данную проблему, были повышены закупочные цены на животноводческую продукцию, а также установлены надбавки к ценам низко рентабельных и убыточных хозяйств. С ростом закупочных цен на молоко и введением надбавок к ним были улучшены условия для рентабельного производства.
      Рассмотрим  динамику закупочных цен на молоко в таблице 1.4.
  Таблица 1.4. Динамика закупочных цен на молоко тыс. руб. за тонну
    Годы Экстра  сорт Высший  сорт Первый  сорт Второй  сорт
    2005 350 330 220 140
    2006 410 382 245 215
    2007 820 650 600 350
    2008 905 715 660 380
      Примечание: Источник: Постановления Совета Министров Республики Беларусь №1276, №1780, №1300, №1483.
      Значительные различия в рентабельности производства молока были обусловлены не только уровнем закупочных цен, но и уровнем надбавок к ценам за достигнутые объемы производства низко рентабельным и убыточным хозяйствам. Повышая материальную заинтересованность, надбавки в то же время противоречат специализации хозяйств, не стимулируют производство молока в наиболее благоприятных условиях. Они не побуждают хозяйства к сокращению материальных и денежных затрат. Надбавки низко рентабельным и убыточным предприятиям порождают иждивенческое настроение, не стимулируют повышение качества молока.
      Важным  направлением повышения эффективности  молочного скотоводства является повышение качества молока. От качества молока в значительной мере зависит эффективность работы молочной и маслосыродельной промышленности. По научным данным, молоко нормального качества должно содержать в среднем 3,8 % жира, 3,3 – белка и 4,7 % молочного сахара. Кроме того, качество молока оценивают по вкусу, цвету, запаху, кислотности, чистоте.
        Важную роль в расширении ресурсов мяса играют личные подсобные хозяйства. На их долю приходится сейчас 28 % валового и 13 % товарного производства мяса в стране. Опыт многих областей свидетельствует о том, что личное подворье при правильном к нему отношении позволяет успешно решать проблему обеспечения населения мясом и молоком.
      Крупным резервом увеличения производства говядины является интенсификация использования мясного скота – сокращение сроков его откорма и повышение убойной массы. В этом случае не только возрастают темпы производства мяса, но и примерно на 1/3 сокращается расход кормов на единицу продукции.
      Существенным  источником увеличения мясных ресурсов служат снижение яловости маточного поголовья, сокращение падежа и вынужденного убоя молодняка. Увеличение выхода приплода с 75-80 до 90-95 %, интенсивное выращивание и своевременнее осеменение телок (в возрасте 16 - 18 месяцев), улучшение откорма взрослого скота, особенно коров, дадут возможность получить дополнительно еще около 1,5 млн. т говядины.
      Молочные и молочно-мясные породы крупного рогатого скота дают основную массу говядины (более 90%). Но даже при самом интенсивном выращивании на мясо всего ремонтного поголовья удовлетворить полностью потребность в говядине, телятине и кожевенном сырье очень трудно. Решение проблемы требует создания специализированной отрасли скотоводства.
      Переход на интенсивное молочное и мясное скотоводство требует большого количества кормов, особенно увеличения и повышения качества сена. В структуре рационов по питательности мясным породам необходимо примерно 39 % зеленой массы, 33 – грубых кормов, 8 – силоса и 20 % зернофуража.
      Таким образом, увеличение производства молока и мяса  связано, прежде всего, с  более интенсивным ведением отрасли, с повышением продуктивности молочного и мясного стада. Эти меры позволят обеспечить потребности населения в важнейших продуктах питания и стабилизируют продовольственную безопасность в республике. 

1.4. Производство молока: мировые тенденции
      Важность  молока как одного из основных компонентов  питания в настоящее время бесспорна. Естественно, что логически первым элементом, формирующим рынок молока, а значит, и его потребление населением, является производство.
      Изменения в мировом экономическом и  социальном развитии оказали существенное влияние и на молочную отрасль, прежде всего за счет прироста населения и структурных изменений на рынке. Определяющей тенденцией 1980-1995 гг. явилось ежегодное повышение производства молока почти на 1,5%. Важно отметить, что прирост показателей этой отрасли был наиболее динамичен в развивающихся странах  и достиг за рассматриваемый период 38%.
      Конец 80-х годов в мире был отмечен  значительным приростом численности скота и повышением интенсивности его использования, в результате чего темпы роста валового производства молока в 2,5 раза превышали темпы роста поголовья коров. После 1990 г. вплоть до 1995 г. проявилась тенденции сокращении поголовья молочных коров и падения продуктивности животных, которые привели к падению валового производства.
      Увеличение  количества коров в 1995 г. привело к нарастанию производства молока. В Беларуси ситуация в молочной отрасли изменялась в сторону уменьшения всех показателей при значительной амплитуде колебаний их значений.
      Наибольшее  поголовье крупного рогатого скота  сосредоточено в странах Азии (около 32%), при этом интенсивность его использования находится на невысоком уровне. В 1994 г. доля этих стран в мировом производстве молока составляла порядка 15%. На втором месте по численности КРС находятся страны Южной Америки (до 22%), где скотоводство развивается преимущественно экстенсивными методами, а поэтому в них производится только около 8% молока.
      Около 13% мирового поголовья КРС находится  в странах Центральной и Северной Америки, от которого получено до 1/4 произведенного в мире молока. Наибольшей интенсивностью использования скота отличаются европейские страны, где при наличии 1/12 от численности КРС в мире получено более 1/3 валового надоя молока. Таким образом, уровень интенсивности производства молока в Европе превосходит среднемировой показатель более чем в 4 раза.
      Удельный  вес Беларуси в мировом производстве составлял около 1% и к 1995 г. существенно  упал, прежде всего, за счет снижения продуктивности.
      Структурные изменения в мировом скотоводстве выразились в существенном сокращении поголовья молочных коров, которое сопровождалось повышением продуктивности и расширением ввода в молочное стадо потенциально более продуктивных ремонтных телок. Первые позиции по поголовью коров среди стран с развитым молочным скотоводством занимают США, Германия и Франция.
      В настоящее время возрастает удельный вес черно-пестрого и голштинского скота, сокращается численность животных менее продуктивных пород. Значительное распространение в селекционно-племенной работе с молочным скотом получило использование быков-улучшателей, совершенствование кормления и содержания коров.
      В результате действия вышеприведенных  факторов количество стран, получивших средний удой на уровне более 6000 кг, достигло в 2004 г. 9, в то время как в 1995 г. их было 5, а в 1980 г. - только 1. Наивысшая продуктивность отмечена в Израиле, США и Швеции (табл. 1.5).
Таблица 1.5. Валовой надой и продуктивность коров
 
 
Страна
Производство  молока, млн. т Средний удой на корову, кг
2005г 2006г. 2007 г 2007г. в %к  итогу 2005г 2006г 2007г.
Мир 546,4 556,3 561,2 100 2029 2071 2071
Австралия 9,3 9,7
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.