На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности развития отечественного машиностроения

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение 3
1.Значение машиностроения и его отраслевой состав 4
2. Проблемы развития российского машиностроения 8
3.Потенциал машиностроения России 11
4.Конкурентоспособность экспорта на внешнем рынке 15
Заключение 18
Список источников и литературы 19
 
 
     Введение
     Машиностроение  по праву считается ведущей отраслью промышленности страны. Именно ее развитие отражает уровень научно-технического потенциала и оборотоспособности России. Машиностроение по числу занятых и по стоимости выпускаемой продукции занимает первое место среди всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинам и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.
     От  отрасли машиностроения зависит производительность общественного труда, научно-технический прогресс, материальное благосостояние народа. Потому что главная задача отрасли - обеспечение всех отраслей народного хозяйства высокоэффективными машинами и оборудованием; повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и достижение в этой области передовых научно-технических позиций в мире; быстрый переход на производство новых поколений машин и механизмов, способных обеспечить многократный рост производительности труда и внедрение прогрессивных технологий, в первую очередь энерго- и ресурсосберегающих; подъем уровня механизации и автоматизации всех стадий производственной разработки образцов до массового выпуска готовых изделий.
     Но  в последние десятилетие машиностроение испытывает трудности . Нынешняя структура экономики нашей страны не отвечает современным требованиям. В ней преобладают отрасли добывающей промышленности и первичной обработки при недостаточном развитии конечных производств, особенно высокотехнологичных и наукоемких. Это и мешает обеспечению конкурентоспособности продукции машиностроения на внешнем рынке.

1.Значение машиностроения и его отраслевой состав 

          Машиностроение  является одной из самых старых отраслей, оно имеет огромное значение в хозяйстве России. Машиностроение обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики, производит многие предметы потребления (часы, холодильники и другую бытовую технику). В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности первое место как по числу занятых, так и по стоимости продукции. По уровню развития машиностроения судят об уровне развития любой страны.
     Отраслевой  состав машиностроения очень сложен. Оно состоит более чем из 70 отраслей. Главными его отраслями являются электроника, электротехника, вычислительная техника, робототехника, приборостроение, точное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение, транспортное, станкостроение, автомобилестроение, локомотивостроение, вагоностроение, самолетостроение, судостроение.    
       Производство многих видов современной  машиностроительной продукции требует  больших трудовых затрат, высокой  квалификации рабочих. Особенно  трудоемки приборостроение, производство  ЭВМ и другие новейшие отрасли.  Эти отрасли также требуют  постоянного внедрения последних  достижений науки, т. е. являются  наукоемкими. Размещаются такие  производства в крупных городах  или рядом с ними, там, где  имеется много квалифицированных  рабочих и инженеров, располагаются  центры научных исследований, имеется  развитая инфраструктура. Зато ориентация  машиностроения на источники  металла в эпоху НТР значительно  снизилась. Машиностроение все  больше становится отраслью повсеместного  размещения.    
     Сегодня в России существует около 48 тыс. заводов  машиностроительной отрасли. На российских предприятиях производят в основном отдельные детали и узлы машин  и механизмов, которые поступают  на головные заводы, где из них собирают уже готовые изделия. На многих машиностроительных заводах изготавливают запасные части или узлы для ремонта уже работающих машин, поломка которых совсем не редкость. Это освобождает от необходимости изготавливать на головном заводе абсолютно все детали и узлы, которые нужны для производства готовой продукции.
     Машиностроение  выпускает самую разную продукцию: и шагающий экскаватор весом в  тысячи тонн, и почти невесомые, по сравнению с ним, ручные часы. Объём  производства готовых изделий тоже разный: легковых автомобилей, например, выпускают сотни тысяч, а баллистических ракет – всего несколько штук в год.
     Росссийское машиностроение подразделяется на энергетическое, авиационное, транспортное, сельскохозяйственное ракетно-космическое, железнодорожное, двигателестроение машиностроение, оборонно-промышленный комплекс, судостроение.
       Энергетическое машиностроение производит различное оборудование для электростанций, а также двигатели для морских и речных судов и др. Такие гигантские и сложные изделия как паровые котлы, весом тысячи тонн и высотой с 10-ти этажный дом выпускают Белгородский, Таганрогский и Бийский котельные заводы. Турбины и генераторы, требующие труда высококвалифицированных рабочих и инженеров, и уникального оборудования производят в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. Заводы по изготовлению реакторов для АЭС находятся в Санкт- Петербурге и Волгодонске.
     Авиационное машиностроение выпускает технику  самого высокого класса. Авиационная  техника оснащена различными приборами, имеет электронные устройства, которые  помогают управлять летчику машиной, ориентироваться в пространстве, использовать систему вооружения. В  мире широко известны российские фирмы  «Сухой», «Миг», «Бериев», «Туполев», «Камов», «Миль», «Ильюшин». Центры самолетостроения в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Таганроге.
     Транспортное  машиностроение имеет для нашей  страны стратегическое значение. Производство автомобилей в отечественном  транспортном машиностроении занимает первое место. В столице разместились два завода – «Москвич» и «ЗИЛ». В Поволжье – заводы-гиганты в  г. Тольятти, Ульяновске, Набережных-Челнах, Горькове. Промышленные автобусы выпускают в Павлове (на Оке), вездеходы - в Заволжье и Арзамасе, самосвалы - в Саранске. Крупнейшие центры морского судостроения – Санкт-Петербург, Выборг, Северодвинск, Комсомольск-наАмуре, Астрахань. Морские и речные суда производят в Рыбинске, Зеленодольске, Волгограде, Навашине, Городце.
     Сельскохозяйственное  машиностроение ориентированно на производстве техники для больших коллективных хозяйств (колхозов). В России много  тракторных заводов, которые производят почти все известные типы тракторов. Самые мощные колесные тракторы «Кировец» изготовленные на Кировском заводе в Санкт-Петербурге, а самые маленькие – во Владимире.
     Ведущее место в электронном машиностроении принадлежит Москве и московской области, Зеленограду, Санкт-Петербургу, Пскове, Новгороде, Саратов, Уфа, Пермь, Ижевск, Новосибирск, Красноярск, Владивосток.
     Российские машиностроители  в 2010 году увеличили объем производства на 24% по сравнению с прошлым годом. Доля продукции машиностроения впервые превысила 20% от общего объема промышленного производства России. Основной рост достигнут в результате экономической стабилизации: повысилась инвестиционная активность в таких отраслях, как тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное и дорожно-строительное машиностроение.
     Переживающее  нелегкие времена российское машиностроение может обновиться, а ряд отраслей - стать локомотивами роста. Так думают руководители Минпромнауки, предложившие правительству программу модернизации отрасли. Одна из идей - ввести чиновников в конкурсные комиссии естественных монополий по закупке оборудования, чтобы те научили газовиков, энергетиков и железнодорожников выбирать отечественное.  
        По сведениям Минпромнауки, в машиностроительный комплекс входят 21 отрасль и 7500 предприятий. Состояние большинства из них незавидное: оборудование изношено и морально устарело, в ряде подотраслей производственные мощности загружены меньше чем наполовину. В 2009 г. свыше 40% предприятий были убыточны, кредиторская задолженность почти вдвое больше дебиторской. Отрасли попали в порочный круг. На старом оборудовании не выпустишь конкурентную продукцию, а малый объем продаж и нехватка
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Проблемы развития российского машиностроения

     Переход к рыночной экономике наиболее тяжело и болезненно сказался на машиностроительном комплексе: объемы производства сократились  в несколько раз, доли машиностроения в выпуске промышленной продукции  уменьшилась до 20, а экспортируемой машиностроительной продукции —  до 8,5 %. Тогда как в других странах (табл. 1) картина совершенно иная.
     Таблица 1
     Страна      Доля  машиностроения, %
     Россия      20,0
     Польша      27,8
     Китай      35,2
     Италия      36,4
     Франция      39,3
     Англия      39,6
     Канада      40,5
     США      46,0
     Япония      51,5
     Германия      53,6
 
         Ситуация в России усугубилась еще и неопределенностью в государственной инновационной и технической политике, перетоком финансовых средств в сырьевой сектор экономики, который так и не стал, как это первоначально декларировалось, катализатором развития смежных отраслей. Кроме того, государство в процессе формирования рыночных отношений явно недостаточно участвовало в регулировании экономической деятельности хозяйствующих субъектов, принимая определенные законодательные и нормативные акты. В результате машиностроение, которое обеспечивает средствами производства другие отрасли, т.е. определяет темпы роста производительности труда, затраты энергии, материалоемкость и новое качество конечного продукта в этих отраслях, фактически перестало развиваться. И только в последние годы государственная промышленная политика начала переходить на принципиально новые позиции — позиции разработки стратегических и структурных преобразований как отдельных отраслей машиностроения, так и всего комплекса, что позволяет повысить его инвестиционную привлекательность для крупного российского бизнеса.
             Главная цель такого перехода — достижение технического уровня промышленности, аналогичного уровню в современных развитых государствах, национальные экономики которых относятся к пятому технологическому укладу. Это означает, что необходимо опережающее инновационное развитие машиностроения с темпами роста не ниже 10 % в год. Но чтобы выйти на такие темпы и перейти на инновационный путь развития, необходимо решить ряд проблем. И прежде всего — проблему неудовлетворительного состояния активной части основных фондов, т.е. парка технологического оборудования, поскольку большая часть его физически и морально устарела. (По данным Госкомстата, 65 % оборудования эксплуатируется 15—20 лет, а оборудование, которое можно назвать современным, т.е. срок эксплуатации которого меньше пяти лет, составляет менее 5 %.).
           Вторая проблема — рентабельность производства. После 1998 г. она, как известно, росла и в 2001 г. достигла 17 %, однако в 2004 г. вновь начала снижаться и сейчас составляет 13 %.Третья проблема — производительность труда: в машиностроении и металлообработке занята третья часть промышленного производственного персонала страны. Однако выпуск продукции в расчете на одного работающего — один из самых низких в промышленности. Она не превышает 361 тыс. руб. в год, тогда как в среднем по промышленности — почти 716 тыс. руб. Соответственно и уровень заработной платы в машиностроении в 2009 г. был равен 18057 руб. в месяц, что ниже, чем в целом по промышленности (30905 руб.). А это трудности с кадрами.
          Четвертая проблема — темпы роста. Со второй половины 2001 г. они явно замедлились. И хотя, например, в 2003 г. в целом составили 9,4 %, в отдельных отраслях машиностроения выпуск продукции, по сравнению с 2002 г., снизился. Так, в металлургическом машиностроении — на 6 %, подъемно-транспортном — на 7,7, тракторном и сельскохозяйственном — на 23,6 %.
           Причины такого положения известны. Это опережающий рост цен на продукцию и услуги "естественных" монополий; недостаточная структурированность ряда отраслей машиностроительного комплекса, что негативно отражается на выработке и проведении единой технической политики; почти полное отсутствие возможностей импортозамещения и роста экспорта.
          Пятая проблема — недоиспользование производственных мощностей. Например, в станкостроении уровень загрузки производственных мощностей составляет около 20%, а на предприятиях сельхозмашиностроения - не более 25%. 
       Все проблемы связанны с низкой конкурентоспособностью продукции по срокам поставки, комплектностью, условиям расчетов, сервисом, обученностью персонала и др., неразвитость внутренних рынков для многих видов машиностроительной продукции и их несоответствие имеющимся производственным мощностям.

3.Потенциал машиностроения России

     В последнее время в связи с замедлением роста промышленного производства и экономики России в целом особую актуальность приобрела проблема поиска точек роста — отраслей, динамичное развитие которых позволит экономике выйти на необходимые для удвоения ВВП темпы роста.
     Симметричной проблемой уже не экономистов, а финансистов является поиск субъектов, кредитование которых позволит обеспечить стабильные процентные поступления при высоком уровне надежности вложений. Нехватка качественных заемщиков среди предприятий промышленности и реализация политики управления кредитными рисками уже привели в 2004 г. к стагнации кредитования промышленного производства. На злободневность задачи поиска точек роста кредитной активности указывает и тотальный характер, который приобрело предоставление банками розничных продуктов — выдача ресурсов физическим лицам, гораздо менее нормативно регулируемая с точки зрения кредитных рисков, чем кредитование предприятий.
           Пока кредиты населению предоставляются преимущественно для покупки товаров длительного пользования и автомобилей — то есть продукции, производимой машиностроительным комплексом. Это означает, что в обмен на объективное повышение рискованности активов кредитных организаций (в связи с рискованностью слабообеспеченных кредитов населению) российская экономика практически ничего не приобретает: рост потребительского спроса поддерживает в основном импорт (бытовой техники и автомобилей), а не увеличивает спрос на отечественную промышленную продукцию.
           Таким образом, кредитование населения в нынешнем "авантюрном" варианте, с одной стороны, увеличивает риски банковской системы и оттягивает ресурсы, которые могли бы быть вложены в развитие российской промышленности, с другой, — финансируя импорт, способствует более быстрому снижению конкурентоспособности отечественного промышленного производства. Эти соображения делают весьма целесообразным более детальный анализ перспективности исключительно неоднородного по своей природе машиностроительного комплекса с точки зрения расширения кредитных вложений в него.
     Исходя из "принципа осторожности" в предоставлении финансовых ресурсов анализ кредитной привлекательности отраслей машиностроения базируется исключительно на их фактических финансовых показателях и учитывает их производственные перспективы лишь как дополнительный фактор, определяющий главным образом структуру их потребности в ресурсах под оборот или в инвестициях.
     Доля машиностроительной продукции в объеме выпуска промышленности составляет около 17% — вдвое меньше, если сравнивать этот показатель со структурой промышленного производства Германии и США. Существенной особенностью российского машиностроительного комплекса является его историческая привязка к оборонному машиностроению, учитываемому статистикой в дипломатично названной статье "Другие отрасли машиностроения". Предприятия этой отрасли произвели в 2008 г. около 29% машиностроительной продукции, на них приходится 49% оборотных активов и около 45% кредитных ресурсов машиностроительного комплекса.
     Второй важной особенностью и, одновременно, серьезнейшей проблемой машиностроения является высокая доля в нем неконкурентоспособного российского автомобилестроения: производя около 29% машиностроительной продукции с минимальной рентабельностью выпуска, эти производства все менее интересны кредитным структурам: на долю автомобилестроения в 2008 г. приходилась всего четверть кредитов и займов машиностроения, тогда как тремя годами ранее — 38%.
     Наряду с этим в машиностроительном комплексе существуют небезынтересные для потенциальных кредиторов производства, финансовые показатели которых позволяют рассчитывать как на доходность, так и на надежность кредитных вложений в них.
     В то же время практически неприемлемый с точки зрения кредитных рисков рейтинг рентабельности автомобилестроения, промышленности межотраслевых производств, строительно-дорожного и коммунального машиностроения, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, по-видимому, привел к значительному снижению интереса кредитных организаций к предприятиям этих отраслей.
     Вместе с тем отрасли, характеризующиеся нормальным — выше среднего, но не лучшим — уровнем рентабельности, представляют собой объект для более заинтересованного рассмотрения с точки зрения расширения кредитования. Их доля в объеме кредитных заимствований машиностроения хоть и увеличилась, но достаточно мала с учетом объема выпускаемой ими продукции . Таким образом, исходя из показателей рентабельности тяжелое, энергетическое и транспортное, химическое и нефтяное машиностроение, электротехническая, станкостроительная и инструментальная, а также подшипниковая промышленность представляют собой значительный резерв для расширения кредитных вложений.
     Платежеспособность машиностроительного комплекса  не приемлема. (оборотные активы превышают текущие обязательства), но достаточно низком уровне на фоне платежеспособности других промышленных производств. Вместе с тем такой уровень платежеспособности — "заслуга", главным образом, автомобильной промышленности и тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Низкая рентабельность производства, вынуждает проведения капитальных затрат из собственных источников (в силу объяснимой нехватки кредитных ресурсов для инвестиций), наконец, простое "проедание" прибыли приводили к тому, что их оборотные активы на 30–40% меньше, чем текущая кредиторская задолженность и задолженность по кредитам и займам.
     С другой стороны, отрасли, кредитование которых рискованно в силу их низкой рентабельности, — автомобилестроение, промышленность межотраслевых производств, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение — являются не вполне надежными и с точки зрения их платежеспособности. Более того, список отраслей, требующих повышенной осторожности при рассмотрении их как потенциальных заемщиков, можно дополнить химическим и нефтяным машиностроением, платежеспособность которых также невысока.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Конкурентоспособность экспорта на внешнем рынке

     Одной из первостепенных проблем российских предприятий, с точки зрения внешнеэкономического аспекта, является низкий уровень конкурентоспособности  производимой продукции. Помимо того, что отечественные производители  затрудняются выйти с ней на внешний  рынок, они также вытесняются  с внутреннего рынка. Но, тем не менее, стоит сказать, что Россия располагает определенными благоприятными предпосылками для повышения  уровня конкурентоспособности производства.
     В стране имеется крупная минерально-сырьевая база, имеются уникальные технологии и опытно-конструкторские разработки, в частности в авиакосмической  промышленности и ВПК. Очень важно  также то, что занятая в народном хозяйстве рабочая сила обладает сравнительно высокой квалификацией  и относительной дешевизной.
     В целях построения высокоэффективной  экономики, внешнеэкономическая политика России должна быть ориентирована на развитие экспорта и на импортозамещение. Процесс импортозамещения решает целый комплекс социально-экономических задач, таких как возрождение промышленного комплекса, сокращение безработицы, укрепление экономической безопасности страны. Но тем не менее не целесообразно создавать автаркически замкнутое производство. И поэтому основное внимание должно уделяться экспортному сектору. Модернизация предприятий требует закупки современного оборудования за рубежом, а экспорт может выступать главным источником средств для этого.
     В современных условиях к важнейшим  перспективным целям развития экспорта развития экспорта продукции машиностроения следует отнести:
      восстановление объемов машинотехнического экспорта, включая военную технику;
      расширение вывоза продуктов интеллектуального труда, таких как лицензии, «ноу-хау», результаты НИОКР, программное обеспечение;
      преимущественный рост наукоемкого экспорта – продукции и услуг авиационной, космической и атомной отраслей и так далее;
      развитие кооперационного сотрудничества – налаживание поставок за рубеж и из-за рубежа узлов и деталей для изготовления совместно реализуемой продукции;
      выполнение по заказам из-за границы прикладных научных исследований в целях совершенствования совместного производства;
      расширение технического содействия в строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов, а также в их техническом оснащении.
     Весьма  важным исходным пунктом для выработки  внешнеэкономической стратегии  российских предприятий является анализ рынков сбыта. Поэтому для предприятия  весьма целесообразно проводить  маркетинговые исследования для  повышения эффективности от выхода на внешние рынки.  Должен проводиться  анализ географии, емкости, специфических  особенностей и требований рынков сбыта, возможных изменений в величине и характере спроса. То есть определению  экспортной политики предприятия должно предшествовать выявление перспектив реализации конкретной продукции на определенных рынках. Очевидно, что  выдержать конкуренцию на внешнем  рынке смогут лишь те производители,. Которые в состоянии чутко улавливать изменения в характере спроса, гибко приспосабливаться к нему. Такой подход представляется более продуктивным, по сравнению с традиционной подготовкой программ, исходя из производственных возможностей и финансовых потребностей российских предприятий.
     Также, следует сказать, что дальнейшее развитие внешнеэкономической деятельности российских предприятий и их интеграция в мировое хозяйство невозможно без наличия кооперационных связей  с иностранными партнерами. анализ тенденций в мировом хозяйстве убеждает в необходимости приоритетного развития международной кооперации в производстве и экспорте наукоемкой, высокотехнологичной продукции. Кооперирование производства позволит предприятиям осваивать новые технологии, методы организации и управления  в производстве. Кооперация производства дает российским предприятиям возможность беспрепятственного выхода на внешние рынки, а также успешно реализовывать кооперированную продукцию на внутренних рынках.
     Машиностроительным, как и всем предприятиям России требуется  обновление основных производственных фондов, по причине их физического  и морального устаревания, а также  обновление технологического уклада и  структуры производства. Все это  требует существенного объема инвестиций. А так как в стране наблюдается  дефицит собственных инвестиционных ресурсов, то возникает необходимость  в привлечении  иностранных. Для  этого необходимо заинтересовать иностранного инвестора рациональным инвестиционным проектом, который, к сожалению, отсутствует  у большинства предприятий.  

Заключение

     В современных условиях крупное производство не может полноценно развиваться  только в пределах своей страны. Это наглядно продемонстрировала политика автаркии, проводимая нашим государством в годы советской власти. Отечественные  предприятия успешно действовали  только в территориальных рамках СССР. Но с падением «железного занавеса»  выяснилось, что уровень развития производства в нашей стране намного  уступает западному. И в связи с этим у отечественных предприятий возникли затруднения в осуществлении внешнеэкономических связей.
     Но  следует сказать, что наши предприятия  обладают достаточным потенциалом  для выхода из сложившейся ситуации. В стране имеется огромная минерально-сырьевая база, множество научно-конструкторских  разработок, достаточно квалифицированные  трудовые ресурсы.
     Перспективы развития внешнеэкономической деятельности связаны с повышением конкурентоспособности  производства, внедрением новейших технологий, проведением маркетинговых исследований, включением в процесс МКП и  МНТС, привлечением иностранных инвестиций.
     Внешнеэкономическая деятельность российских предприятий  должна активно поддерживаться и  стимулироваться государством. Только так Россия сможет успешно интегрироваться в мировое хозяйство. 
 
 
 

 

Список  источников и литературы
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.