На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


диссертация Экологическое воспитание младших школьников

Информация:

Тип работы: диссертация. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Содержание
 
Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы  изучения экологической культуры…….5
1.1. Экологическое воспитание в школе как следствие экологической проблемы……………………………………...5
1.2. Сущность экологической культуры у младших школьников……………………………………………………10
1.3.        Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения………………………………………16
Глава 2. Экспериментальное изучение уровня сформированности экологической культуры младших школьников………………………….26
2.1. Описание базы и методик исследования……………….26
2.2. Диагностика и анализ результатов изучения сформированности экологической культуры у младших школьников……………………………………………………29
       Заключение………………………………………………………………….33
       Литература…………………………………………………………………..35
       Приложение 1…..…………………………………………………………...37
Приложение 2………………………………………………………………44
Приложение 3………………………………………………………………54
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.
Современная школа находится в поиске моделей учебно-воспитательного процесса, которые могли бы обеспечить всестороннее развитие личности школьников. В настоящее время многие авторы экспериментальных образовательных программ подтверждают необходимость преобразования педагогического процесса в школе с таким расчетом, чтобы обучение в современной школе способствовало экологическому воспитанию уже в младших классах.[7, c.26].
Актуальность обусловлена противоречием между увеличивающимся негативным воздействием антропогенных факторов на окружающую среду и отсутствие эффективных экологических технологий экологического образования и воспитания.
Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. Изучением проблемы экологического воспитания в школе занимались Плешаков А.А.[21], Руднянская Е.И.[24], Седых В.И. [25], Цветкова И.В. [32], и другие.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе [23, c.115]. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.
Поэтому цель данной работы: изучение сформированности экологической культуры младших школьников.
Гипотеза исследования: у младших школьников существуют возможности формирования ответственного отношения к природе.
Объект - процесс формирования экологической культуры у младших школьников.
Предмет - экологическая культура младших школьников в учебной деятельности.
Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:
1)     Теоретический анализ проблемы сформированности экологической культуры у младших школьников;
2)     Подбор диагностических средств для изучения субъективного отношения к природе  у младших школьников;
3)     Проведение экспериментального исследования уровня сформированности экологической культуры у младших школьников;
4)     Психологический анализ результатов экспериментального исследования сформированности экологической культуры младших школьников. 
Экспериментальная база исследования: 10 учеников 2-го класса Косолаповской средней школы Мари-Турекского района РМЭ.
Методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, связанной с темой исследования; анкетирование школьников, анализ полученных результатов.
Методики исследования:
1. Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил»
2. Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»
Глава 1. Теоретические основы изучения
экологической культуры
 
1.1.          Экологическое воспитание в школе как следствие экологической проблемы
 
Наука экология относительно молодая, она возникла из потребности сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно широки. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия [32, с.89].
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.
Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы.
Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте.
Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое.
Ян Амос Коменский говорил о том, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед постепенно". В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным". То есть Коменский вывел дидактические принципы, обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновывается принципы постепенности и обучение от общего к частному.
Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, об их неотделимости друг от друга.
Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж.-Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог - демократ А. Гумбольдт, а затем французский педагог и философ Ж.Ж.Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.
Ж.Ж.Руссо в книге "Эмиль, или о воспитании" предлагал воспитывать детей вдали от испорченной цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией [24, c.132].
Г. Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.
Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формального изучения и бездушного отношения к ней выступали русские просветители: В. Г. Белинский (1842 г.), А. И. Герцен (1844 г.), Н. А. Добролюбов (1858 г.), Д. И. Писарев (1861 г.), Н. Г. Чернышевский (1863 г.). Они ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе [26, c.68]
Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К. Д. Ушинский (1861,1864 гг.). Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем [30, c.95]. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К. Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике". [31, c.165] В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.
Вот как раскрывается логика природы паука: "Паука нельзя назвать красивым животным; многие чувствуют к нему отвращение и даже боятся его: такой у него разбойничий вид. Но не забудем, что ядовитые змеи бывают иногда очень красивы...
Паук же не только безвреден, но даже очень полезен, истребляя множество наших крылатых мучителей - комаров и мух"[30, c.97]. Кроме насекомых в книге повествуется о морских животных, деревьях, ягодах, цветах, зерновых культурах, пальмах, грибах и проводится классификация растений. Данный отдел заканчивается рассказом о сотворении мира. И здесь Ушинский снова обращается к логике природы: "Животное веселилось, не требуя красоты, искало только пищи и, пожирая премудрые создания божьи, не подозревала, сколько премудростей в каждой, самой маленькой травинке". Идеи Ушинского о воспитании средствами природы в дальнейшем разрабатывались многими педагогами-натуралистами.
Как видим, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина "экологическое воспитание".
К началу 60-х годов с обострением экологической ситуации резко возрастает внимание к вопросам  охраны природы. Стремление победить природу постепенно уступает место осознанию необходимости беречь природу, рационально использовать её богатства. Возрастает число публикаций о задачах школы в области природоохранительного воспитания (статьи Н.М.Верзилина, Н.А.Рыкова и др.). В 60-е годы во всех союзных республиках принимают законы об охране природы, которые обязывают министерства просвещения включать в ряд учебных предметов вопросы охраны природы [27, c.35].
В педагогических журналах, в том числе и в «Начальной школе», начинают регулярно печататься статьи по проблемам природоохранительного воспитания. В 1968 году в Париже была созвана Межправительственная конференция ЮНЕСКО по рациональному использованию  и охране ресурсов биосферы, принявшая обширную программу действий «Человек и биосфера». В этой программе впервые был отмечен глобальный, общечеловеческий характер образования в области окружающей среды. Позднее международные конференции по вопросам охраны среды и образования в этой области становятся регулярными.
Развитию исследований в области  природоохранительного воспитания способствовало создание в 1969 году в Научно-исследовательском институте содержания и методов обучения АПН СССР лаборатории природоохранительного (позднее экологического) образования. Заметный вклад в разработку теоретических вопросов природоохранительного образования в это время внесли академик АО И.Д.Зверев, И.Т.Суравегина, А.Н.Захлебный [20, c.123].
Итак, образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Поэтому изучение существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. Сущность экологической культуры у младших школьников
 
По мнению большинство теоретиков экологическая культура - составная часть нравственного воспитания [24, c.84]. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).
Определяя сущность экологического воспитания  выделяют, во-первых: особенности этого процесса: 1) ступенчатый характер: а) формирование экологических представлений; б) развитие экологического сознания и чувств; в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе; 2) длительность; 3) сложность; 4) скачкообразность; 5) активность; во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя: 1) развитие экологического сознания; 2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности; 3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; 4) воспитание устойчивой воли; 5) формирование значимых целей экологической деятельности. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста [21, c.74].
Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).(16)
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.
Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую. Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе [17, c.136].
Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности). Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем); экологии человека (науки о системных связях человека с окружающей средой).
Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций, принципиально отличающихся от господствующих. С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе. В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека. Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный [18, c.120].
Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.
Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.
Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.
Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников [27, c.84]
 Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности.
Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.
На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе формирования экологического отношения особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).
Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетический подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы.
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступает внеклассная работа. Она строятся с учетом специфических целей предмета [15, c.137]. 
Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как  лично значимым.
Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Наказание рассматривается как крайняя, исключительная мера воздействия на учащихся.
Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Таким образом, создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3. Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения
 
Уроки природоведения представляют наибольшие возможности для экологического воспитания младших школьников. Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.
На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме [7, c.92].
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.
В исследованиях психологов и педагогов (например, В. В. Давыдова) выявлено, что уже у старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями в природе. Эти представления успешно развиваются у учеников в курсе "Ознакомление с окружающим миром"(1 класс, I - IV) . Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получать в курсе "Природоведение". Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком [6, c.72].
Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса [4, c.63].
Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.
Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
В курсе природоведения можно выделить три уровня изучения природы.
Первый уровень: объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания нас связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться.
Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания.
Третий уровень: рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят. Какие природные изменения нас интересуют в природе прежде всего?
Во-первых: сезонные - в их основе лежит действие природных факторов; во-вторых: изменения, вызванные деятельностью человека. Эти процессы возникают в природе благодаря факторам, которые передаются по цепочке существующих связей. Третий уровень изучения природы помогает учащимся на основе экологических знаний объяснить явления природы, а в некоторых случаях и предсказать их.
Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях. Известно, что связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Например, известно, как ярко проявляются способности живых организмов к жизни в воде. У организмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма связи с неживой природой: движение воздуха - ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки [16, c.124].
Между неживой и живой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха.
Почва образована взаимосвязью неживой и живой природы с живыми организмами. Она занимает как бы промежуточное положение между неживой и живой природой, служит связующим звеном между ними. Многие полезные ископаемые, которые относятся к неживой природе (известняк, торф, каменный уголь и другие) образовались из остатков живых организмов.
Экологические связи внутри живой природы тоже очень разнообразны. Связи между различными растениями наиболее заметно проявляются в косвенном влиянии одних растений на другие.
Например, деревья, изменяя освещенность, влажность, температуру воздуха под пологом леса, создают определенные условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других. Так называемые сорняки в поле или огороде, поглощают значительную часть влаги, питательных веществ из почвы, затеняя культурные растения, влияя на их рост и развитие, угнетая их [28, c.64].
Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).
Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях "насекомоядные животные", "хищные животные". Интересны связи между животными одного вида, например, распределение гнездовой или охотничьей территории, забота взрослых животных о потомстве.
Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений питательные органические вещества, растения от грибов - воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.
Перечисленные виды связей между неживой и живой природой, между компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а природным сообществом.
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее [24, c.78].
Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Воздействие человека на природу может быть прямым - сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным - нарушение местообитания живых организмов, то есть нарушение того состояния неживой или живой природы, которое для данных организмов необходимо: загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и так далее.
Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком уроке и как именно рассматривать. Это может решить только учитель, работающий в конкретном классе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к ученикам, подбора для них заданий разной степени сложности.
Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания, как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.
Получая определенную систему знаний на уроках "Естествознание" и "Природоведение", ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе [28, c.64].
Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.
Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от 1 к 4 классу.
Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.
Из всего сказанного раннее следует, что воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
 Система учебных программ «Зелёный дом» А.А.Плешакова,  обеспечивая ознакомление младших школьников с окружающим миром, одновременно включает вопросы экологического характера. Наряду с общеобразовательными курсами «Мир вокруг нас» и «Природоведение» в ней имеется факультативный курс «Экология для младших школьников» [21, 22]. В курсе «Мир вокруг нас» начинается формирование бережного отношения учащихся к богатствам природы и общества, навыков и правил поведения в природе. При изучении этого курса раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе, уделяется внимание воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности. Это позволяет на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека.
При изучении курса «Природоведение» (2-3 класс) раскрываются сложившие противоречия между обществом и природой, пути их разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, к которым относятся: защита неживой природы и почв от загрязнений, разрушение и истощение почв, сохранение многообразия видов организмов и целостности сообществ, охрана природы как необходимое условие сохранения жизни людей.
Важная задача курса – преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. В процессе изучения у учащихся формируются убеждения о необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в родной стране и на всей планете. Учащиеся приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Широко используется моделирование: создание графических и динамических схем, отражающих те или иные взаимосвязи в природе, как, например, простейшие пищевые связи между организмами, взаимодействие человека и природы. Для улучшения правил поведения в природе используются знаки, содержащие выраженные в графической форме запреты и предписания, касающиеся тех или иных действий человека [16, c.75].
В процессе изучения природоведения учащиеся на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения, узнают об экологических проблемах различных природных зон, природоохранительной работе. Этот курс максимально экологизирован. Каждая тема содержит большой природоохранительный материал, что позволяет за три года дать учащимся элементарные научные экологические знания, сформировать экологическое мышление и определённые нормы поведения.
Факультативный курс «Экология для младших школьников» призван расширять экологические представления младших школьников, формируемые в основном курсе, конкретизировать их; углублять теоретические знания учащихся в области экологии, сформировать ряд основополагающих экологических понятий, соответствующих возрастным возможностям младших школьников. Кроме того, в этом курсе предусмотрена разнообразная практическая деятельность учащихся по изучению окружающей среды и её охране [7, c.84].
Содержание предмета направлено на создание условий для непосредственного участия младших школьников в природоохранительной деятельности. При изучении каждой темы учащиеся знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе: заготовка корма для птиц, подкармливание птиц поздней осенью, зимой и ранней весной, сбор семян цветочно-декоративных растений, сбор колосков на полях после уборки урожая для подкормки птиц и т.д.
Особое внимание уделяется рациональному использованию человеком природных богатств. Учащимся даётся представление о том, что уничтожение одного компонента природы влечёт за собой гибельные последствия для других (вырубка леса ведёт к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т.д.). Такое знакомство с законами охраны природы очень важно для учащихся младших классов, так как именно в этом возрасте начинается формирование экологически грамотной личности.
В программе по природоведению З.А.Клепининой вопросам охраны природы также уделено большое внимание [10, c.92]. Содержание учебного предмета направлено на создание условий для непосредственного участия младших школьников в природоохранительной работе. В программе предложены мероприятия по охране природы, к которым по мере изучения курса привлекают учащихся. Много внимания уделено экскурсиям в природу, где дети не только знакомятся с окружающим миром, но и на конкретных примерах получают представления о взаимосвязях, знакомятся с деятельностью человека и влиянием антропогенного фактора на природную среду. Однако следует отметить, что вопросы охраны природы включены фрагментарно в каждый из изучаемых разделов, но основные экологические представления в программе отсутствуют.
Программа Н.Р.Виноградовой и других «Окружающий мир» направлена на формирование социального опыта школьника, осознание связей в системе «человек-природа-общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней [6, c.82]. Преимущество программы заключается в том, что устанавливается более тесная связь между познанием природы и социальной жизнью. В содержании программы обеспечивается более чёткая преемственность изучения окружающего мира между начальной и средней школой. Однако доля непосредственно экологических понятий весьма незначительна, хотя и в ней достаточное место отведено экскурсиям в природу.(3)
В программе А.А.Вахрушева, А.С.Раутиан «Мир и человек» экологическим вопросам уделено большое внимание. Начиная с 1 класса, учащиеся знакомятся с основными экологическими представлениями, природоохранительными мероприятиями. Природа и общество рассматриваются в неразрывной взаимосвязи, органическом единстве. Это позволяет достаточно рано начать формирование у детей целостного представления о природе, о роли и месте в ней человека. Идея «всё связано со всем» как бы цементирует разнообразные элементы в содержании курса, усиливает его воспитательную и развивающую направленность. Здесь на конкретном материале раскрывается эстетическое, практическое, познавательное и оздоровительное значение природы для человека. Учащиеся знакомятся с теми изменениями, которые возникают в природе в результате деятельности человека, убеждаются в необходимости природоохранительных мероприятий [4, c.98].
Таким образом, можно сделать вывод, что во все программы по естествознанию для начальной школы в той или иной степени включены вопросы по охране природы и экологии.
Итак, образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Поэтому изучение существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе.
Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста
Через познание экологических связей и отношений на уроках природоведения, ученики изучают окружающий мир. Большое значение имеет раскрытие связей между природой и человеком, как частью природы, так как он существует внутри природы и неотделим от нее. Это позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.
 
 
Глава 2. Экспериментальное изучение уровня сформированности экологической культуры младших школьников
 
2.1. Описание базы и методик исследования
 
В первой главе мы рассмотрели теоретические основы экологической культуры у младших школьников. В практической части мы решили экспериментальным путем изучить уровень сформированности экологической культуры младших школьников.
Мы предположили, что у младших школьников существуют возможности формирования ответственного отношения к природе.
Экспериментальная база нашего исследования: Косолаповская средняя школа Мари-Турекского района. В исследовании приняли участие 10 учеников 2-го класса, в возрасте от 8 до 9 лет. Их вниманию были предложены следующие диагностические методики:
 
1. Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил»
Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики уров­ня развития интенсивности субъективного отношения к природе непрагматической модальности и его структуры. Под интенсивно­стью отношения понимается его структурно-динамическая харак­теристика, показывающая, в каких сферах и в какой степени проявляется отношение.
Опросник включает 4 основных шкалы, соответствующих че­тырем теоретически выделенным компонентам интенсивности: перцептивно-аффективному, когнитивному, практическому и поступочному, а также дополнительную шкалу натуралистичес­кой эрудиции.
Описание методик дается по тексту книги: С.ДДерябо, В.А.Ясвин. Экологическая психодиагностика. Даугавпилс, 1994.
Перцептивно-аффективная шкала (ПА) направлена на диаг­ностику степени изменений в системе аффективно окрашенных «эталонов» личности эстетического, этического и витального ха­рактера, обусловленных отношением к природе, которые прояв­ляются на уровне эстетического и этического освоения объектов природы, повышенной восприимчивости к их чувственно-выра­зительным элементам, стремлении их «получать» — своеобразном «сенсорно-эстетическом голоде», свободе от неадекватных соци­альных эстетических стереотипов, отзывчивости на витальные проявления природных объектов, реализующейся через эмпатию и идентификацию и т.д.
Когнитивная шкала (К) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности познавательной актив­ности, связанной с объектами природы, обусловленных отноше­нием к ней, которые проявляются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и пере­рабатывать информацию об этих объектах, в особой «информаци­онной сензитивности» к ним.
Практическая шкала (Пк) направлена на диагностику степени изменений в мотивации и направленности практической деятель­ности с природными объектами, обусловленных отношением к ней, которые проявляются в готовности и стремлении к непрагматичес­кому практическому взаимодействию с природными объектами.
Поступочная шкала (Пс) направлена на диагностику изменений и поступках личности, обусловленных отношением к природе, про­являющихся в активности личности по изменению окружения в соответствии с этим отношением.
Дополнительная шкала натуралистической эрудиции (НЭ) направлена на диагностику совокупности имеющихся у личности сведений об объектах природы.
Каждая шкала состоит из 10 дихотомических пунктов (по прин­ципу «да—нет»), всего — 50 пунктов.
Ретестовая надежность методики — по параметру интенсив­ности — на интервале в 2 недели по критерию Пирсона для испы­туемых 14—15 лет (п= 172) равна 0.829.
Надежность — как внутренняя согласованность по методу Кьюдсра-Ричардсона на выборке, состоящей из разных социально-возрастных групп (п=719) равна 0.693.
Валидность по содержанию обеспечивалась при составлении матрицы-спецификации.
Опросник «Натурафил» предназначен для диагностики интенсивности отношения к природе, в первую очередь у школьников 10—17 лет, поскольку нормы разработаны именно идя этой категории испытуемых. Методика проводится в устной или письменной форме, испытуемые на специальном бланке от­мечают свои ответы. Возможен индивидуальный и групповой вариант проведения.
 
2. Вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»
Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении при­роды. В ней использовались принципы вербальных ассоциативных Методик (Залевская, 1982; Клименко, 1975, 1982; Леонтьев, 1967; Титова, 1975).
Можно выделить четыре типа таких установок: личность вос­принимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); как объект изучения, получения знаний («когнитивная»); как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматичес­кая»). «ЭЗОП» — это «эмоций», «знания», «охрана», «польза» — такие рабочие названия типов установок использовались во вре­мя создания методики.
Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит сти­мульное слово и пять слов для ассоциаций. Например: ЛОСЬ — Следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наи­более характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей установки. (Четыре слова соответствуют четырем типам установ­ки, пятое — для отвлечения внимания, «мусорное» слово).
Методика проводится в устной форме. На бланке испытуемый фиксирует только ответ. Возможен индивидуальный и групповой вариант.  В письменном варианте методика может использоваться с испытуемыми, начиная с 10—11 лет. (Возраст ограничен лишь умением быстро писать). В индивидуальном варианте можно не использовать бланк для ответов: испытуемый сообщает их экспериментатору устно. В этом случае минимальный возраст испытуемого 6—7 лет и ограничен только его способностью понять инструкцию.
Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлагается выбрать одно из пяти следующих, которое, по его мнению, больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в высоком темпе, у испытуемого не остается времени осмыслить варианты (5 вариантов оказалось для этого наиболее оптимальным) и он вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову». Этот вариант как раз и характеризует доминирующую экологическую установку.
Количество выборов того или иного типа представляется (в процентном отношении от максимально возможного, а затем присваивается соответствующие ранги: 1, 2; 3 и 4. Тип установки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассматривается как ведущий у данной личности.
Полный вариант методик находится в Приложении 1.
 
 
 
 
 
 
 
2.2. Диагностика и анализ результатов изучения сформированности экологической культуры у младших школьников
В результате исследования уров­ня развития интенсивности субъективного отношения к природе по методике «натурафил» мы получили следующие данные. Как видно из таблицы 1, половина детей обнаруживает средний уровень интенсивности отношения к природе (50%). Треть испытуемых показали высокий уровень интенсивности, а пятая часть – очень высокий уровень.
Таблица 1. Результаты исследования по методике «натурафил»
 
Показатели
Очень высокий
Высокий
Средний
Низкий
Очень низкий
Субъективное отношение к природе
20%
30%
50%
-
-
Невербальная эрудиция
20%
20%
40%
20%
-

Из таблицы 1 видно, что большая часть наших испытуемых имеет довольно высокий уровень натуралистической эрудиции. Результаты исследования представлены в Приложении 3, протоколы исследования – в Приложении 2.
Полученные результаты мы наглядно отобразили в диаграммах 1 и 2.
Диаграмма 1. Результаты исследования интенсивности субъективного отношения к природе младших школьников по методике «натурафил»
 

Диаграмма 2. Результаты исследования натуралистической
эрудиции младших школьников по методике «натурафил»
 

Итак, мы видим, что большинство младших школьников имеют достаточно высокий уровень развития интенсивности субъективного отношения к природе и показывают высокую натуралистическую эрудицию.
Далее мы провели диагностику доминирующей установки в отношении природы по методике «ЭЗОП». Результаты показаны в таблице 2.
Таблица 2. Результаты исследования по методике «ЭЗОП»
Установки
Кол-во детей, имеющих данную установку
Кол-во детей, у которых данная установка отсутствует
Объект красоты
20 %
-
Объект изучения
20 %
-
Объект охраны
50 %
-
Объект пользы
10 %
20 %

 
Как видно из таблицы 2, половина наших испытуемых воспринимает природу как объект охраны (50%), а у пятой части детей (20%) установка на природу, как объект пользы, не проявляется вообще. Полученные результаты мы изобразили графически в диаграмме 3.
Диаграмма 3. Результаты исследования типа
доминирующей установки в отношении природы.
 

Итак, как видно из диаграммы 3, преобладающая установка в отношении природы, у младших школьников, - эстетическая, когда природа воспринимается, как объект охраны. Следующие по популярности установки в отношении природы, когда она воспринимается как объект красоты и объект изучения. Лишь пятая часть младших школьников имеют прагматическую установку, то есть относятся к природе, как к объекту пользы. Более того, у пятой части испытуемых установка на природу, как объект пользы, не проявляется вообще.
Таким образом, изучив полученные в ходе психологического эксперимента данные, мы пришли к выводу, что у младших школьников существуют возможности формирования ответственного отношения к природе.
 
 
 
 
 
Заключение
Проблема экологического воспитания существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы.
Образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Поэтому изучение существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе.
Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста
Через познание экологических связей и отношений на уроках природоведения, ученики изучают окружающий мир. Большое значение имеет раскрытие связей между природой и человеком, как частью природы, так как он существует внутри природы и неотделим от нее. Это позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.
В целях изучения сформированности экологической культуры у младших школьников, мы провели экспериментальное исследование на базе второго класса Косолаповской средней школы Мари-Турекского района РМЭ. Мы предположили, что у младших школьников существуют возможности формирования ответственного отношения к природе.
В результате психологической диагностики мы выяснили, что  большинство младших школьников имеют достаточно высокий уровень развития интенсивности субъективного отношения к природе и показывают высокую натуралистическую эрудицию. Преобладающей установкой в отношении природы, у младших школьников, является - эстетическая, когда природа воспринимается, как объект охраны. Следующие по популярности установки в отношении природы, когда она воспринимается как объект красоты и объект изучения. Лишь пятая часть младших школьников имеют прагматическую установку, то есть относятся к природе, как к объекту пользы. Более того, у пятой части испытуемых установка на природу, как объект пользы, не проявляется вообще.
Таким образом, изучив полученные в ходе психологического эксперимента данные, мы пришли к выводу, что у младших школьников существуют возможности формирования ответственного отношения к природе. Что полностью подтверждает нашу гипотезу. Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Однако, данная работа не претендует на окончательный результат. Для более полного изучения проблемы формирования экологической культуры, на наш взгляд, будет целесообразно изучить зависимость ответственного отношения к природе с другими качествами личности младших школьников. Для того, чтобы развивать и поощрять эти качества на протяжении всего периода школьного обучения.
Литература
1.                  Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М, 2006
2.                  Биологический энциклопедический словарь./Под ред. Гилярова В.Н. М.: Советская энциклопедия, 1986.
3.                  БогдановаТ. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка. – М., 2004.
4.                  Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Наша планета земля. Учебники 1,2,3,4 классов. М. Баласс. 2001.
5.                  Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М, 2001.
6.                  Виноградова Н.Р., Калинова Г.С. Окружающий мир. Учебники 1,2,3,4 классов. М.2003.
7.                  Гардеева Т.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся. Начальная школа №2 2004. с.75
8.                  Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М, 2006.
9.                  Клепинина З.А. Я и мир вокруг нас. Учебники 1,2 классов. Смоленск 2002.
10.             Клепинина З.А. Природоведение. Учебники 3,4 классов. Смоленск 2001.
11.             Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие.- М.: Педагогика, 1989.
12.             Крайг Г. Психология развития. – Санкт-Петербург, 2002.
13.             Крюкова Н.С. Праздник «Птицы – наши друзья». Досуг в школе №3 2002. с.16.
14.             Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2002.
15.             Мельник Е.Л., Исаева Л.А. Интегрированные уроки при изучении природы. Начальная школа №5  с.74. 1998.
16.             Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М.: 2002.
17.             Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М, 2002.
18.             Огонькова Т.В. Интегрированное обучение в начальной школе на основе сюжетного построения учебных занятий. Начальная школа плюс до и после. №1 с.40. 2003.
19.             Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. М.: 2000.
20.             Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М, 2000.
21.             Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебники 1,2,3 классов. М.: 2003.
22.             Плешаков А.А. Природоведение. Учебник 4 класса. М.: 2002.
23.             Развитие мотивов у детей 6 – 7 лет. Особенности психического развития детей 6 – 7- летнего возраста// Ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Вегнер. – М, 2004.
24.             Руднянская Е.И. Интегрированные уроки по общеобразовательным дисциплинам и природоведению в начальных классах. Волгоград. 2003.
25.             Седых В.И. Формирование у младших школьников ответственного отношения к природе. \Начальная школа №5, с.34, 1995.
26.             Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. – М, 1996.
27.             Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. /Начальная школа №2, с.42, 1988/
28.             Смирнова И.В. Из опыта интегрированного преподавания. Начальная школа плюс до и после. №4, с.47, 2003.
29.             Ушинский К.Д. Собр. Соч. – М., 1948, Т.4.
30.             Ушинский К.Д. Собр. Соч. – М., 1949, Т.6.
31.             Ушинский К.Д. Собр. Соч. – М., 1988, Т.11.
32.             Цветкова И.В. Экология и культура. 1998.
33.             Шиндина В.М. Сказка «Теремок» на экологический лад. Педсовет. №6 2003.
34.             Эльконин Д.Б. Психология игры. – М, 2002
35.             Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. – М, 2004.
Приложение 1.
Диагностические методики
1. Методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «натурафил»
Инструкция:
«Перед Вами ряд вопросов о Вашем отношении к природе, на которые мы просим ответить "да" или "нет" (на вопросы, отме­ченные «*» можно отвечать "не знаю"). Отвечать на вопросы сле­дует быстро, так как первая реакция лучше всего отражает Ваш выбор.
В данной методике нет "хороших" и "плохих" ответов. Ваше мнение ценно для нас именно таким, какое оно есть. При ответе «да» на бланке ответов ставьте «+» рядом с номером вопроса, при ответе "нет" - "-", "не знаю" – «н».
При проведении методики «на слух» вопросы зачитываются один раз. Время на ответ 3—5 секунд. Общее время проведения методики с учетом самостоятельной подготовки испытуемыми бланка для ответов — около 25—30 минут.
Испытуемым раздаются бланки следующего образца.
БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
1.  6.   11. 16.  21. 26. 31.   36.   41.   46.
2.  7.   12. 17.  22. 27. 32.   37.   42.   47.
3.  8.   13. 18. 23. 28. 33.   38.   43.   48.
4.  9.   14. 19. 24. 29. 34.   39.   44.   49.
5.  10. 15. 20. 25.  30. 35.  40.   45.   50.
 
Текст методики:
1.  Вас радует, когда тигр в цирке прыгает сквозь огонь?
2.  Верно ли, что, придя к кому-то в гости, и увидев там библиотеч­ку, Вы невольно ищете глазами книги, связанные с природой?
3.  Вам было бы чуждо ухаживать за животными, принадлежащими кому-то из членов Вашей семьи?
4. Проходя мимо, Вы бы стали освобождать животное из капкана?! •5. Верно ли, что хвойные деревья отличаются от лиственных еще и тем, что не сбрасывают свою хвою?
6.  Комнатные растения улучшают Ваше настроение?
7.  Увидев в лесу незнакомое растение, Вы постараетесь узнать как оно называется?
8.  Вы специально покупаете растения, чтобы ухаживать за ними?
9.  Правда ли, что Вы скорее всего не станете мешать близкому человеку нарвать в лесу букет красивых, но редких цветов? (да - не стану; нет - стану)
*10. Алоэ относится к кактусам?
11.  Мох на деревьях портит их внешний вид?
12. Листая книгу и встретив в ней изображение незнакомого растения, Вы захотите прочесть и его описание?
13.  Если в Вашей семье заводят комнатные растения, то они буду посажены и Вашими руками?
14.  Верно ли, что если Вы очень торопитесь и на Вашем пути оказались заросли ландышей, то вы, вероятно, не станете их обходить? (да - не стану; нет - стану)
*15. Семена ели созревают осенью?
16.  Как Вам кажется, Вы способны пожалеть раздавленного таракана?
17.  Вам приходилось переписываться со специалистами-биологами или задавать вопросы редакциям научных журналов?
18.  Вы тратите деньги на Ваши увлечения, связанные с природою
19.  Вы можете сказать, что благодаря Вашим стараниям у кого-нибудь отношение к природе в чем-то улучшилось?
*20. Окунь — это хищная рыба?
21.  Вы считаете крыс противными?
22.  Если началась передача или фильм о животных, то Вы, скорее всего, переключите телевизор на другую программу?
23. Если Вам на день рождения принесут хомячка, рыбок или других животных, то Вы удивитесь такому подарку и растеряетесь?
24. Вам приходилось помогать животным в трудное для них время?
*25. Паук — это насекомое?
26.  Вы бы стали любоваться ядовитыми змеями в зоопарке?
27.  Вы встанете в длинную очередь за билетами на выставку ее кошек, птиц, рыбок или других интересных Вам животных?
28.  Вам приходилось получать потомство от Ваших животных?
29.  Вам случалось по собственному желанию делать заметки о животных для журнала, газеты или стенгазеты?
*30. Спаниель — это служебная собака?
31.  Вы считаете крапиву неприятным растением?
32.  Вы находите интересным послушать сообщения знатоков при­роды об их наблюдениях?
33.  Вы готовы потратить время, чтобы научиться у специалиста собирать, засушивать и сохранять природные материалы для ком­позиций?
34.  Правда ли, что Вы вряд ли отзоветесь на объявление в газете с предложением поехать в воскресенье расчищать лес от мусора?
*35. Бамбук — это трава?
36.  Вы согласны, что серьезный человек не станет просто так бро­дить по лесу? (да, не станет; нет, станет)
37.  Вы испытываете потребность в поиске новых знаний о при­роде?
38.  Вы согласитесь по просьбе музея собрать и оформить бота­ническую или зоологическую коллекцию природы Вашей мест­ности?
39.  Вы стремитесь раскрывать людям красоту, тайны природы?
*40. Биология — это наука об изучении всей природы?
41. Вы сочтете чудаком человека, который находит приятным ква­канье лягушек на болоте?
42. Просматривая научно-популярные журналы, Вы в первую оче­редь обращаете внимание на статьи о природе?
43.  Вы согласны часами проводить время с человеком, который научил бы Вас вести наблюдения за жизнью природы?
44.  Вы участвуете в работе экологических групп, движении «зеле­ных» и т.п.?
*45. В пустыне можно замерзнуть, простудиться?
46.  У Вас вызывают неприязнь бродячие собаки и кошки?
47.  Вы бы поехали специально в другой город на зоологическую выставку, в ботанический сад, музей природы?
48.  Вам трудно умело оборудовать аквариум или клетку для попу­гаев?
49.  Вам приходилось вступать в конфликт с людьми, которые силь­нее Вас или выше по своему положению, если они могли нанести ущерб природе?
*50. Белый медведь охотится на пингвинов?
 
Обработка и интерпретация результатов
Результаты методики обрабатываются с помощью специаль­ного ключа. «Результативным» считается ответ испытуемого, который совпадает с ключом, и за него дается один балл. (Отметим, что ответ «не знаю» по шкале натуралистической эрудиции всегда считается «нерезультативным».)
 
КЛЮЧ ОПРОСНИКА «НАТУРАФИЛ»
Растения        Животные     Природа
1.-    6.+ 11..     16.+ 21- 26.+ 31.-36.- 41.-  46.-                        ПА
2.+   7.+ 12.+    17.+  22.- 27.+ 32.+37.+ 42.+ 47.+                              К
3.-    8.+ 13.+    18.+ 23.- 28.+ 33.+38.+43.+ 48.-                              Пк
4.+   9.-  14.-     19.+ 24+29.+ 34.-39.+44.+49.+                       Пс
5.-     10.- 15.-     20.+ 25- 30.-   35.+40.- 45.+ 50.-                   НЭ
 
Интенсивность отношения = ПА + К + Пк + Пс;
Результат по шкале определяется как сумма баллов в данной строке. Первая строка — перцептивно-аффективная шкала (ПА), вторая — когнитивная (К), третья — практическая (Пк), четвертая — поступочная (Пс), пятая — дополнительна шкала натуралистической эрудиции (НЭ). Параметр интенсивного субъективного отношения к природе определяется как сумма баллов по четырем основным шкалам.
Результаты по каждой шкале (от 0 до 10 баллов) переводят в стандартную Шкалу станайнов с М = 5 и s = 2 с помощью таблицы 1.
Таб.1. Таблица перевода баллов по шкалам опросника
«Натурафил» в станайны
исходные баллы
012345678910
ш
Перцептивно-аффективная
1112 3456789
к
Когнитивная
11234456789
а
Практическая
112 34556789
л
Поступочная
112 34567899
ы
Натуралистической эрудиции
2 34 567899 99

 
Показатель параметра интенсивности, полученный путем сум­мирования результатов по четырем основным шкалам, перево­дится в стандартную Т-шкалу с М=50 и s=10 с помощью таб. 2.
Таблица 2.Таблица перевода баллов интенсивности опросника
«Натурафил» в Т-шкалу
 
Баллы
0    1    2    3    4    5    6    7    8    9   10   11   12   13  14   15   16   17   18   19   20 
Т-баллы
10  10  17  17  21  21  27  27  30  30  34  34   37   37  40  40    43   43    46   46  49
Баллы
21   22   23  24   25   26   27   28  29  30  31  32   33   34   35   36  37  3 8   39   40
Т-баллы
49  52   52   55   55   58   58   62  62  65  65   68  68   71   71   75  75   77    77   83
 
Результаты, полученные по стандартным шкалам, являются окончательными данными исследования.
Отметим, что использование таблиц перевода в стандартные оценки позволяет рассматривать результат испытуемого по отноше­нию к популяции школьников 10—17 лет и определить его положе­ние по сравнению со средним показателем для школьников (таб. 3).
Таблица 3. Интерпретация показателей интенсивности
отношения к природе

и т.д.................


станайн / Т-баллы

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.