Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Коммуникация в процессе управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?министерство транспорта РФ
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
ГОУ ВПО «Дальневосточный Государственный Университет
Путей Сообщения»
 
Институт экономики
Кафедра: “Менеджмент”
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: “Менеджмент”
Тема: “Коммуникация в процессе управления”
Вариант 17
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил: студент 335 группы
Тимошинов А.В.
Проверил: кандидат наук, доцент
Попов А.Б.
 
 
 
 
 
Хабаровск 2010
Содержание
Ведение……………………………………………………………….………3
1. Коммуникации в процессе управления……………………….…...……..5
1.1. Сущность и виды коммуникаций. Коммуникационный процесс…….….…5
   1.1.1. Понятие коммуникации. Язык…………………………….…….………..5
   1.1.2. Два аспекта коммуникации………………………………………….……6
   1.1.3. Виды коммуникаций………………………………………………………7
   1.1.4. Коммуникационный процесс……………………………………..……..10
   1.1.5. Этапы процесса коммуникаций…………………………….……..…….10
   1.1.6. Обратная связь и помехи……………………………………………...…13
1.2. Основные направления совершенствования межличностных коммуникаций………………………………………….……………..…..…12
   1.2.1. Семантические барьеры………………………………………...….……16
   1.2.2. Невербальные преграды………………………………………...…….…17
   1.2.3. Плохая обратная связь…………………………………………...………19
   1.2.4. Неумение слушать……………………………………………….………20
   1.2.5. Приемы постановки вопросов………………………………...…..…….20
1.3. Проблемы и пути совершенствования организационных коммуникаций………………………………………………………....……22
   1.3.1. Регулирование информационных потоков……………………….…….22
   1.3.2. Управленческие действия…………………………………...…..………22
   1.3.3. Система обратной связи……………………………………….…...……23
   1.3.4. Система сбора предложений…………………………...………..…..….23
   1.3.5. Информационные бюллетени…………………………………..………24
   1.3.6. Современные информационные технологии…………………….….....25
 
2. Совершенствование системы управления ОАО «ДВНИИТС»……………26
   2.1. Общая характеристика предприятия……………………….……….……26
   2.2. Внешняя и внутренняя среда организации………………………..……..31
   2.3. Миссия и цели предприятия………………………………………………40
   2.4. Методы управления………………………………………………………..42
   2.5. Организационная структура управления…………………………..…….44
 
3. Выводы и предложения по совершенствованию системы управления..…..48
Заключение…………………………………………………………………….…61
Список использованной литературы………………………………………..…..62
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Каждый сотрудник участвует ежедневно в процессе обмена информации в организации, и эффективность коммуникационного процесса влияет на успешность бизнеса в целом. Если нарушается процесс обмена информацией в организации, то сразу наступает рассогласование коллективных действий.
В современных условиях коммуникация является фактором создания добавленной стоимости. Стоимость, создаваемая коммуникационным процессом, проявляется в виде репутации организации, деловых связей, торговой марки, брэнда, патентов, авторских прав, потенциала сотрудников, ключевых компетенций… Что же делает коммуникации эффективными, а что препятствует передаче информации в организации? В чем особенность коммуникационного процесса в современных условиях?
Главным направлением совершенствование процесса коммуникации в менеджменте является совершенствование коммуникативных навыков всех участников коммуникативного процесса.
Человек приходит в организацию, руководствуясь личными целями и личными интересами. У организации также существуют свои цели и интересы. При работе человека внутри организации происходит согласование целей персонала и целей организации. В этом процессе информация является технологической основой, с помощью которой происходит это согласование.
Для исполнения роли технологической основы в менеджменте информация должна обладать определёнными характеристиками и свойствами – для этого используют различные информационные источники и учитывают факторы, влияющие на информационное обеспечение, и существующие ограничения использования информации.
Коммуникации в менеджменте выполняют интегрирующую роль. Объединение участников коммуникационного процесса происходит с помощью языкового общения. В коммуникации обязательно необходимо учитывать ёе два аспекта: личностный и информационный.
Целью работы является исследование организации ОАО «ДВНИИТС» как объекта управления и разработка рекомендаций по совершенствованию существующей структуры управления.
Задачи работы:
- дать общую характеристику организации;
- исследовать факторы внешней и внутренней среды, а также определить    сильные и слабые стороны организации, ее возможности и угрозы;
- раскрыть миссию и цели организации;
- описать методы управления;
- описать организационную структуру управления;
- разработать рекомендации по совершенствованию структуры управления.
Основным источником информационного обеспечения курсовой работы являются данные, отчеты и устав предприятия ОАО «ДВНИИТС».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Коммуникации в процессе управления
1.1. Сущность и виды коммуникаций. Коммуникационный процесс
 
1.1.1. Понятие коммуникации. Язык
 
Слово коммуникация происходит от латинского communico «делаю общим, связываю, общаюсь». Наиболее близким к нему по значению является русское слово общение.
Коммуникация выполняет жизнеобеспечивающую роль не только для каждого отдельного человека, но и в организации.
По преданию одного из африканских племен, бог при сотворении обитателей континента создал сначала барабанщика, и потом только охотника и кузнеца. Мудрый африканский бог понимал: племя выживет не столько благодаря меткому охотнику или ловкому кузнецу, сколько при наличии умелого барабанщика, который в минуту опасности  мгновенно соберет соплеменников. Такую же функцию «коллективного организатора» выполнял вечевой колокол на Руси.
Один из руководителей американской фирмы «Сирс», сумевший увеличить объем продаж с 5 до 15 млрд. долл. в год, так объяснил свою причину успеха: «Много лет назад мы поняли, что существует только один способ расширить дело – улучшить коммуникацию».
Каждая организация пронизана сетью информационных каналов, которые предназначены для сбора, анализа и систематизации информации о внешней среде, а также для передачи переработанных  сообщений обратно во внешнюю среду.
Специфичность взаимодействия людей в процессе их жизнедеятельности состоит  в использовании языка (животные тоже обладают звуковыми и двигательными средствами обмена информацией, однако взаимодействие между ними ученые называют «биологически целесообразным совместным поведением, направленным на адаптацию к среде»).
Язык является важнейшим средством человеческого общения. Коммуникация может иметь место лишь в том случае, если общающиеся люди понимают друг друга, то есть они говорят на одном языке  и у них имеется общий социальный опыт.
Пример: фирма «Дженерал моторс» выпустила на латиноамериканский рынок новую модель автомобиля и назвала его специально для латиноамериканцев – «Чеви нова». Модель не пошла на рынке. Проводя исследование, фирма, к своему ужасу, установила что слово «нова» по-испански означает «она не едет».
Главная цель  коммуникации – обмен информацией различного рода. Обмен информацией осуществляется с помощью языка. Хотя очевидно, что обмен информацией и общение происходит не только с помощью языка. С древнейших времен в человеческом обществе использовались дополнительные средства общения и передачи информации, многими из которых существуют до сих пор. (Примеры: свист, язык цветов, дорожные знаки и пр.).
Используя язык, менеджер устанавливает контакт с клиентами и подчиненными, мотивирует на выполнение тех или иных действий, выражает свое отношение.
С помощью профессионального языка менеджер осуществляет управленческое воздействие и взаимодействует с персоналом.
 
1.1.2. Два аспекта коммуникации
 
Коммуникации являются не только необходимым условием и следствием всякой деятельности – они отражают одну из ценностей человека. Не случайно говорят, что самой большой ценностью человека в жизни является общение. Циркулирующая в обществе информация, к созданию которой приложил руку человек, называется социальной. Источником социальной информации является человеческая деятельность.
По мнению американских исследователей Р. Акоффа и Ф. Эмери информацию по типу производимых ею изменений можно разделить на:
-                     сообщения информирующего характера;
-                     сообщения инструктирующего характера;
-                     сообщения мотивирующего характера.
Очевидно, что множество сообщений содержат в себе признаки каждого из этих трех типов.
Коммуникации проявляются, главным образом, в наличии информационных связей. Если они нарушены или их нет вообще, нет и не может быть коммуникации.
Информация – это необходимое условие коммуникаций, но понятие коммуникации не сводиться полностью к понятию информации или информационных связей. В коммуникациях важную роль играет личностный фактор. При одинаковой информации коммуникации складываются различным образом.
Эти два аспекта коммуникации – информационный и личностный – необходимо обязательно учитывать в менеджменте.
Управление не только опирается на коммуникации, но и создает коммуникации.
При формировании и управлении коммуникациями необходимо определить, к какому виду относятся  коммуникации.
 
1.1.3. Виды коммуникаций
 
Коммуникации отражают различные виды интересов, определяющих результаты деятельности человека.
В связи с этим можно выделить коммуникации социально-психологического, организационного и экономического характера. На формировании этих коммуникаций строится система стимулирования и мотивации.
Внешние коммуникации – коммуникации между организацией и внешней средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации.
Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание уделяется созданию определенного образа, имиджа организации на местном, общенациональном или международном уровне. Организация, где есть профсоюз, должна поддерживать связь с законными представителями лиц, работающих по найму. Если профсоюз в данной организации отсутствует, она может общаться со своими работниками ради того, чтобы профсоюз не появился. Это лишь немногие примеры из всего разнообразия способов реагирования организации на события и факторы внешнего окружения.
Внутренние коммуникации – коммуникации внутри организации между различными уровнями и подразделениями. Они могут быть формальными и неформальными.
Одноканальные и многоканальные коммуникации. Каждый человек имеет разнообразные интересы, которые и определяют множественность его коммуникаций. Но в определенной деятельности человека его интересы могут сводиться к одному типу связей. Это бывает при очень узкой специализации деятельности или очень ограниченных полномочиях. Одноканальные коммуникации часто выступают в виде явной и намеренно выделенной приоритетности проблемы в комплексе действий менеджера. Многоканальные коммуникации свидетельствуют о широте подхода к проблематике управления, разнообразии решаемых проблем.
Коммуникации могут быть устойчивыми и неустойчивыми. И тот, и другой вид может играть различную роль в управлении. В одном случае позитивное значение имеют устойчивые коммуникации, в другом, напротив, неустойчивые. Всё зависит от того, как те или иные коммуникации определяют качество управленческого решения.
Конечно, понятие устойчивости коммуникаций носит условный характер. Но каждый менеджер знает, какие связи ему мешают в работе и какие способствуют, какие устойчиво мешают, а какие могут быстро и безболезненно исчезнуть.
Коммуникации формальные и неформальные. Канал неформальных коммуникаций можно назвать каналом распространения слухов. Поскольку по каналам слухов информация передается много быстрее, чем по каналам формального сообщения, руководители пользуются первыми для запланированной утечки и распространения определенной информации или сведений типа «только между нами». В этом случае доверенным лицом выступает обычно секретарь или ассистент: известно, что во время неформального общения после работы или в перерывах, в «курилках», секретари часто обмениваются информацией, особенно, когда речь идет о вопросах, касающихся изменения внутрифирменной организации деятельности или перемещениях в штате. Исследования показывают, что информация, передаваемая по каналам неформального сообщения, то есть слухи, чаще оказывается точной; 80-99% слухов точны в отношении непротиворечивой информации о самой компании. Уровень точности, как правило, меньше, когда речь идет о личной или о сильно эмоционально окрашенной информации. Кроме того, независимо от точности все свидетельствует в пользу влиятельности слухов, будь их воздействие положительным или отрицательным.
Формальные коммуникации – коммуникации, которые определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов. Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.
По условию возникновения и характеру проявления в деятельности человека коммуникации могут быть ситуационными и постоянными. Ситуационные коммуникации нередко отражают возникновение конфликтов и тем самым требуют дополнительного внимания. Эти коммуникации могут быть разрушительными для организации. Ситуационные коммуникации возникают как результат деятельности менеджера. Ведь конфликт – не всегда отрицательное явление, он может быть и благом.

 

          1.1.4. Коммуникационный процесс.

 
Коммуникационный процесс — это обмен информацией между двумя или более людьми.
Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания инфор­мации, являющейся предметом обмена, т.е. сообщений. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене лю­дей. Вы, конечно, сами сталкивались со случаями малоэффективного обмена инфор­мацией с друзьями, семьей, сотрудниками на работе. Чтобы лучше понимать процесс обмена информацией и условия его эффективности, следует иметь представление о стадиях процесса, в котором участвуют двое или большее число людей.
В процессе обмена информацией можно выделить четыре базовых элемента.
1. Отправитель, лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и пере­дающее ее.
2. Сообщение, собственно информация, закодированная с помощью символов.
3. Канал, средство передачи информации.
4. Получатель, лицо, которому предназначена информация и которое интерпрети­рует ее.
При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимо­связанных этапов. Их задача — составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.
 
1.1.5. Этапы процесса коммуникаций.
 
Зарождение идеи.  Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информа­цией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи. Кит Дэвис подчеркивает важность дан­ного этапа: “Неудачное сообщение не станет лучше на глянцевой бумаге или от увеличения мощности громкоговорителя. Лозунг этапа — “не начинайте гово­рить, не начав думать”.
Чтобы осуществить обмен эффективно, он должен принять в расчет множе­ство факторов. К примеру, руководитель, желающий обменяться информацией об оценке результатов работы, должен четко понимать, что идея состоит в том, чтобы сообщить подчиненным конкретную информацию об их сильных и слабых сторонах и о том, как можно улучшить результаты их работы. Идея не может заключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных.
 
 
 
 
 
 
 
 
.
 
 
 
                                                          
 
 
 
 
                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                      
Рисунок 1 (простая модель процесса обмена информацией).
 
 
Руководители, неудовлетворительно обменивающиеся информацией, могут дей­ствовать неудачно, поскольку по отношению к ним именно так действует высшее руководство. Одна­ко вы находитесь в ином положении, чем ваше начальство.
Кодирование и выбор канала. Процесс трансформирования идеи в обращение, которое может быть передано.
Кодирование в коммуникационном процессе начинается с выбора системы кодовых знаков. Умение говорить, писать, жестикулировать, позировать играют важную роль в способности отправителя кодировать передаваемую идею. Система кодирования должна быть известна получателю. В качестве системы кодовых знаков могут выступать:
?      речевые системы, в основе которых лежит устная речь;
?      системы письма;
?      знаки телодвижений;
?      язык жестов;
?      видеосистемы;
?      звуковые системы (например, азбука Морзе) и т.д.
В результате кодирования формируется обращение. Смысл обращения представляет собой принадлежащие отправителю идею. При этом отправитель рассчитывает, что обращение воспримется адекватно заложенному в него смыслу.
Передача. На третьем этапе отправитель использует канал для доставки сообще­ния (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Речь идет о физиче­ской передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время, как мы видели, передача является лишь одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.
Декодирование. Для того, чтобы процесс коммуникации был завершен, передаваемый блок информации должен быть раскодирован таким образом, чтобы быть приемлемым для получателя. Каждый принимающий интерпретирует (декодирует) передаваемый блок информации с точки зрения своего предыдущего опыта и представлений. Чем тщательнее декодируется передаваемый блок информации, тем эффективнее коммуникация.
 
1.1.6. Обратная связь и помехи.
 
Правило искажения - Продвигаясь по инстанциям снизу вверх информация искажается.
Значение обратной связи. Как уже говорилось, очень желательно обеспечение обратной связи в коммуникационном процессе. Разумеется, обратная связь дает возможность начальнику определить, насколько эффективны его коммуникации и “уточнить передаваемый блок информации” в будущих коммуникациях.
В условиях организации обратная связь может быть осуществлена многими путями. При коммуникации в виде разговора с глазу на глаз администратор может добиться непосредственной (прямой) обратной связи в виде устного обмена мнениями с принимающим (и) или в виде более деликатных средств, таких как выражение на лице несогласия или непонимания. Или же в противном случае администратор будет вынужден обратиться к непрямым (косвенным) средствам обратной связи. Например, падение производительности, увеличение числа прогулов (отлучек) и текучесть рабочей силы или недостаточная координация (согласованность) между отделами могут указывать на нарушение коммуникаций. Эффективный руководитель старается быть осведомленным о результатах своих коммуникаций и оценить значение коммуникации в достижении целей организации.
Обратная связь заметно повышает шансы на эффективный обмен информа­цией, позволяя обеим сторонам подавлять шум. На языке теории передачи информа­ции шумом называют то, что искажает смысл. Источники шума, которые могут создавать преграды на пути обмена информацией, варьируют от языка (в вербальном или невербальном оформлении) до различий в восприятии, из-за которых может изменяться смысл в процессах кодирования и декодирования, и до различий в орга­низационном статусе между руководителем и подчиненным, которые могут затруд­нять точную передачу информации.
Определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе процесса обмена информацией происходит некоторое искажение смысла. Обычно мы ухитря­емся преодолеть шум и передать наше сообщение. Однако высокий уровень шума определенно приведет к заметной утрате смысла и может полностью блокировать попытку установления информационного обмена. С позиций руководителя, это дол­жно обусловить снижение степени, достижения целей в соответствии с передаваемой информацией.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. Основные направления совершенствования межличностных коммуникаций.
Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации.
Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Если вы ясно понимаете, что именно хотите сказать, и ваш словарный запас достаточно велик, то вы наверняка сумеете точно выразить свою мысль и предотвратите возможные недоразумения.
Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей.
Восемь разумных советов для общения.
?      Коммуникативные навыки приобретаются, а не наследуются. Вы родились плача, а не говоря. Вы научились говорить, подражая другим, это обучение никогда не должно заканчиваться.
?      Предположите, что следующее сообщение, которое Вы отправите, будет неправильно понято. Тогда Вы будете составлять информацию более вдумчиво, прогнозировать обратную связь и экзаменовать себя до тех пор, пока наконец-то не получите желаемых результатов.
?      Не бойтесь, что Вы изъясняетесь просто, лучше побеспокойтесь о том, чтобы Вас правильно поняли. Спросите себя: "Каким образом я могу составить это сообщение, чтобы поняли всю мою информацию?"
?      В словаре Вы можете не найти значения слова. Определения слов даны в словарях; их значения находятся в головах людей. Мы же передаем не значения, а сообщения (слова и поведение), которые отражают для людей значения этих слов.
?      Люди постигают смысл сказанного в большей степени благодаря тому, каким образом Вы это говорите, а не по тому, что Вы говорите. Фактически, 90% из того, что Вы передаете, воспринимается благодаря тону Вашего голоса и движениям Вашего тела.
?      Когда два человека находятся вместе, они общаются. Даже когда Вы не думаете о том, что посылаете другому человеку сообщение, Вы это делаете. Возможно, оно не будет таким, каким бы Вы хотели его отправить, но другой человек все равно его получит! Вы не можете не общаться.
?      87% информации, спрятанной в головах у людей, можно получить, посмотрев им в глаза. Если Ваши слова вступают в противоречие с Вашими поступками, Ваш собеседник поверит последним.
?      Общение - это сложный поведенческий, динамичный и изменяющийся процесс.
Это не просто обмен словами, как считает большинство людей. Вы многое можете сделать неправильно, многое можете не заметить, если вовремя не поймете этого.
 
1.2.1. Семантические барьеры.
 
Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые слова­ми. Поскольку слова (символы) могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и по­нято таким же образом получателем информации. Полный словарь английского языка приводит около 14 тыс. возможных определений к 500 наиболее употребитель­ным словам, 79 значений такого простого слова, как round (круг, круглый). Слово tip (конец) может быть, к примеру, интерпретировано официанткой как чаевые, а азар­тным игроком на скачках — как частная информация. Для полиграфиста lip — это специальное приспособление, наконечник. Существует и более распространенное значение — “верхушка” чего-либо, например, айсберга.
Семантические вариации часто становятся причиной неверного понимания, ибо во многих случаях вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем. Руководитель, говорящий подчиненному, что отчет представляется “адекватным”, может иметь в виду, что он полон и отвечает цели. Однако подчинен­ный может декодировать слово “адекватный” в том смысле, что отчет зауряден и требует значительного улучшения.
Символ не имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение символа выявляется через опыт и варьирует в зависимости от контекста, ситуации, в которой использован символ. Поскольку, у каждого человека свой опыт и каждый акт обмена информацией в определенной мере является новой ситуацией, никто не может быть абсолютно уверен в том, что другое лицо припишет то же значение символу, которое мы ему придали.
Семантические барьеры могут создавать коммуникативные проблемы для компа­ний, действующих в многонациональной среде. Например, фирма “Дженерал Мо­торс”, выбросив на латиноамериканский рынок модель “Чери Нова”, не добилась ожидаемого уровня сбыта. Проведя исследование, фирма к своему ужасу установила, что слово “нова” по-испански означает “она не едет”!..
 
1.2.2. Невербальные преграды.
 
Люди часто не могут найти слов, чтобы выразить свои чувства, или предпочитают не говорить о них. Любая коммуникация, осуществляемая без слов, считается невербальной коммуникацией. Сочиняете ли вы симфонию, зеваете, надеваете нелепую шляпу, смотрите кому-то в глаза или просто молчите - все это невербальные сообщения. Чувства, так же как информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов.
Психологи обнаружили, что сообщение, посланное на языке тела, воздействует на собеседника сильнее, чем вербальное. Например, если человек сквозь слезы будет убеждать друзей: "У меня все хорошо!", то они скорее поверят его слезам, чем словам. 55%  сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, 38% - через интонации и модуляции голоса и всего 7% остается словам.
Столь же информативна может быть одежда, она сообщает окружающим о настроении, чувствах и намерениях человека. Если же вам захочется выказать особое отношение к собравшимся на официальном приеме людям, вы можете прийти туда в теннисных шортах.
Вы выражаете свое отношение к человеку не только своим нарядом и манерами, но и тем, какую дистанцию вы соблюдаете при общении с ним. Различаются четыре зоны межличностного общения.
Зона интимного общения (от полуметра до непосредственного телесного контакта). На таком расстоянии обычно общаются влюбленные, родители с детьми, очень близкие друзья.
Зона личного общения (от 0,5 м до 1,5 м). Границы этой зоны различны для разных культур. Как правило, на такой дистанции общаются хорошо знакомые друг другу люди.
Зона формального общения (от 1,5 м до 3 м). На такой дистанции обычно ведутся деловые, а также случайные и малозначимые разговоры.
Зона публичного общения (более 3 м). Если вы сидите в огромном зале и слушаете выступление оратора, то можно сказать, что вы попали в ситуацию публичного общения. Пространство, отделяющее вас от выступающего, и является зоной публичного общения.
Как и семантические барьеры, культурные различия при обмене невербальной информацией могут создавать значительные преграды для понимания. Приняв от японца визитную карточку, следует сразу же прочитать ее и усвоить. Если вы положите ее в карман, вы тем самым сообщите японцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации — склонность американцев с недоумением реагировать на “каменное выражение” лица у собеседников, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев.
 
1.2.3. Плохая обратная связь.
 
Важнейшее значение в общении приобретает "обратная связь" – т.е. информация, которая содержит определенную реакцию на поведение партнеров по общению. Цель обратной связи состоит в оказании помощи другим людям в осознании того, как мы воспринимаем их поступки, как они влияют на наше поведение.
Существуют определенные правила, которые могут повысить эффективность обратной связи в процессе общения. Эти правила необходимо знать каждому руководителю, который в процессе своей деятельности постоянно общается с людьми – подчиненными, коллегами, вышестоящими начальниками.
?      В замечаниях, которые вы высказываете, следует затрагивать не личность, а особенности поведения вашего партнера.
?      Следует больше говорить о наблюдениях, а не о заключениях. Наблюдения – это то, что вы видели и слышали, а заключения – это ваша интерпретация, ваши оценки, суждения. Не следует создавать впечатления, что ваши выводы отражают объективную реальность.
?      Не следует высказываться в форме оценок, они не способствуют лучшему взаимопониманию в процессе общения.
?      В ситуациях, которые имели место, старайтесь сосредоточить внимание на поступках недавнего времени, а не далекого прошлого.
?      Следует давать как можно меньше советов. Лучше высказывать свои наблюдения, как бы делясь информацией и мыслями с партнерами.
?      Бессмысленно критиковать особенности поведения или личности партнера по общению, на которые нет возможности повлиять.
?      Для передачи нужной информации партнеру следует выбрать подходящую ситуацию и адекватную форму ее передачи.
 
1.2.4. Неумение слушать.
 
Закон Либермана - Врут все, но это не имеет значения, потому что никто не слушает.
Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. К несчастью, немногие научились слушать с той степенью эффективности, которая в принципе в наших силах. Многим кажется, что слушать — означает лишь вести себя спокойно и дать другому человеку говорить. Однако это лишь незначительный фрагмент процесса внимательного сосредоточенного слушания. Как показали иссле­дования, управляющий по сути дела слушает лишь с 25%-й эффективностью.
Важно не только слушать, но и слышать. И обычно проблемы бывают из-за того, что человек поглощен своими мыслями, а слова, которые он слышит, "в одно ухо влетают, а в другое ухо вылетают".  Бывает и так, что ваш собеседник вам чем-то неприятен. В этом случае вы тоже вряд ли будете внимательно слушать и слышать. В любом случае, если вы хотите повысить эффективность восприятия, есть несколько советов:
?      Определите цель. Подготовьтесь внимательно слушать.
?      Соберитесь. Не разглядывайте трещины на потолке, не считайте ворон за окном, смотрите только на говорящего.
?      Слушайте с интересом и избегайте поспешных суждений.
?      Перефразируйте услышанное и задайте уточняющие вопросы.
 
1.2.5. Приемы постановки вопросов.
 
При общении с другими могут возникать такие ситуации, когда предоставленной вам информации оказывается недостаточно. Если необходимо знать больше или прояснить смысл сказанного, мы задаем вопросы.
В разных обстоятельствах употребляются различные типы вопросов. Они бы­вают:
?      открытыми;
?      закрытыми;
?      специальными.
Психологи установили, что общению больше способствуют открытые вопросы. При ответе на закрытый вопрос ("Вам нравится ваша работа?") можно ограничиться простым "да" или "нет", тогда как открытый вопрос ("Что вам нравится в вашей работе?") требует развернутого ответа.
Специальные вопросы уточняют факты. Часто используются для выяснения каких-то цифр, дат рождения, адресов, названий улиц. К ним, например, относятся: "Ваш адрес... (такой-то)?", "Это номер...?"
Все варианты техники постановки вопросов помогают понять, что вам говорят. Необходимо помнить, что наиболее правильное решение можно  принять, только обладая наиболее полной информацией, и это - главная цель общения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.3. Проблемы и пути совершенствования организационных коммуникаций.
         
           1.3.1. Регулирование информационных потоков.
 
Руководители на всех уровнях организации должны представлять потребности в информации собственные, своих начальников, коллег и подчиненных. Руководитель должен научиться оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей, а также других потребителей информации в организации. Он должен стараться определить, что такое «слишком много» и «слишком мало» в информационных обмене.  Информационные потребности в значительной мере зависят от целей руководителя, принимаемых им решений и характера показателей оценки результатов его работы, а также его отдела и подчиненных.
 
           1.3.2. Управленческие действия.
 
Руководитель может практиковать короткие встречи с одним или несколькими подчиненными для обсуждения грядущих перемен, новых приоритетов, распределения работы и т.п. Руководитель может также по своему усмотрению предпочесть вариант периодических встреч с участием всех подчиненных для рассмотрения тех же вопросов. Многие организации настаивают на проведении работниками руководящего звена таких еженедельных встреч-совещаний. Подчиненный может предпринимать подобные шаги, добиваясь по своей инициативе контакта с руководителем или коллегами по работе. 
Управленческое планирование, реализация планов и контроль формируют дополнительные возможности управленческого действия в направлении совершенствования информационного обмена. Обсуждение и прояснение новых планов, вариантов стратегии, целей и назначений, необходимых для более эффективной реализации намеченного, контроль хода работ по плану-графику, отчеты по результатам такого контроля — вот дополнительные действия, подвластные руководителю для совершенствования информационного обмена.
 
            1.3.3. Система обратной связи.
 
Такие системы являют часть системы контрольно-управленческой информационной системы в организации. Один из вариантов системы обратной связи — перемещение людей из и части организации в другую с целью обсуждения определенных вопросов. Эффективно работающий руководитель преодолевает разрыв между собою и своими подчиненными путем создания продуманной системы коммуникаций, которая гарантирует прохождение сообщений вниз и восприятие их там. 
Опрос работников — еще один вариант системы обратной связи. Такие опросы до проводить с целью получения информации от руководителей и рабочих буквально по сотням вопросов: 1) четко ли доведены до них цели их деятельности; 2) с какими потенциальными или реальными проблемами они сталкиваются или могут столкнуться; 3) получают ли они точную и своевременную информацию, необходимую им для работы; 4) открыт ли их руководитель для предложений; 5) информированы ли они о грядущих переменах, которые отразятся на их работе. 
 
            1.3.4. Система сбора предложений.
 
Системы сбора предложений разработаны с целью облегчения поступления информации наверх. Все работники получают при этом возможность генерировать идеи, касающиеся совершенствования любого аспекта деятельности организации. Цель подобных систем — снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх.
Чаще всего такая система реализуется в варианте ящиков для предложений, куда работники фирмы могут анонимно подавать свои предложения. К сожалению, этот вариант не слишком эффективен, ибо часто отсутствует механизм подтверждения факта рассмотрения предложений, как и стимулирование работников, чьи предложения пошли организации на пользу. Программы, обеспечивающие такое стимулирование и располагающие механизмом, объясняющим, почему та или иная идея внедряется, позволяют работникам понять причины принятия или отказа от их предложений. Кроме того, у работников есть шанс получить денежное вознаграждение.
Систему сбора предложений можно создать и по-иному. Организация может развернуть частную телефонную сеть, через которую работники получают возможность анонимно звонить и задавать вопросы о назначениях и продвижениях в должности. Иногда на линии работают менеджеры, тут же отвечающие на задаваемые вопросы. Ответы направляются либо непосредственно работникам (если вопрос не анонимный), либо печатаются в информационном бюллетене фирмы.
Другой вариант системы обратной связи предусматривает создание группы руководителей и рядовых работников, которые встречаются и обсуждают вопросы, представляющие взаимный интерес. Еще один подход основан на кружках качества, а также группах неуправленческих работников, которые еженедельно собираются для обсуждения предложений по усовершенствованиям, а также возможных или существующих проблем, отражающихся на их работе.
            1.3.5. Информационные бюллетени.
Информационные бюллетени, публикации и видеозаписи организации. Относительно крупные организации, как правило, издают ежемесячные бюллетени, которые содержат информацию для всех работников. В подобные ежемесячные бюллетени могут входить статьи с обзором предложений по поводу управления, на темы охраны здоровья работников, нового контракта, нового вида продукции или услуг, которые намечено предложить потребителям в скором времени, подборка «работник месяца», ответы руководства на вопросы рядовых сотрудников.
        1.3.6. Современные информационные технологии.
 
Последние достижения в области информационной технологии могут способствовать совершенствованию обмена информацией в организациях. Персональный компьютер уже оказал огромное воздействие на информацию, которую руководители, вспомогательный персонал и рабочие рассылают и получают. Электронная почта дает работникам возможность направлять письменные сообщения любому человеку в организации. Это должно уменьшить традиционно неиссякаемый поток телефонных разговоров. Кроме того электронная почта — эффективное средство связи между людьми, находящимися в разных конторах, разных городах и даже в разных странах. Последние нововведения в системах телефонной связи позволяют одному человеку направить несколько сообщений разным людям, а затем позвонить и получить ответы на исходные сообщения. В ходе видеоконференций люди, находящиеся в разных местах, в том числе и в разных странах, обсуждают всевозможные проблемы, глядя друг другу в лицо.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Совершенствование системы управления ОАО «ДВНИИТС»
2.1. Общая характеристика предприятия.
2.1.1. Краткая история создания и развития. Организационно-правовая форма
Дальневосточный НИИ технологии судостроения был создан приказом Министерства судостроительной промышленности № 786 от 14 декабря 1957 года первоначально как филиал ЦНИИТС (в то время ЦНИИ-138) для выполнения НИОКР, оказания научно-технической помощи судостроительным и судоремонтным предприятиям Дальнего Востока в строительстве, ремонте и модернизации атомных подводных лодок и надводных кораблей, разработки технологии их строительства и ремонта, разработки и изготовления средств технологического оснащения.
В это время организация, имея отраслевую специализацию по трубообрабатывающему производству, монтажно-демонтажным работам по энергоотсекам атомных подводных лодок, разработало более 30 отраслевых стандартов и в настоящее время управляет рядом стандартов по сварке трубопроводов, сварке и наплавке сталей и цветных сплавов в судовом машиностроении, по изготовлению судовых изделий из полиамида 6 (капролона). Институт разработал и организовал производство целого ряда оборудования для трубообрабатывающего производства и механомонтажных работ, в том числе станки для обработки концов труб, фланцепроточные, труборезы, фаскорезы на весь диапазон труб, применяемых в судостроении, сварочные автоматы для сварки труб, малогабаритные станки «Москит» для обработки высокоточных отверстий в монтажных условиях непосредственно на корабле.
За последующие уже лет 20 после распада СССР предприятие претерпело сильные изменения. Во-первых, оно перестало финансироваться из бюджета, во-вторых, потеряла большинство высококвалифицированных кадров, которые сотрудники стали уходить в поисках более высокой заработной платы, в-третьих, потеряло клиентуру, поскольку вся отрасль пришла в упадок и не была платежеспособна. Поэтому предприятию пришлось искать новые рынки сбыта и принимать меры по сохранению кадров и имеющихся технологий (во время «бегства кадров» происходила и «утечка» технологий)
В целях самосохранения, в 1994 году институт  перестал быть филиалом ЦНИИТС г. Санкт- Петербурга и был преобразован в открытое акционерное общество «Дальневосточный научно-исследовательский институт технологии судостроения»  (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 1.06.1992 г. № 721).
Полное наименование общества – Открытое акционерное общество «Дальневосточный научно-исследовательский институт технологии судостроения»; сокращенное наименование организации: ОАО «ДВНИИТС». 
Институт аккредитован Министерством промышленности науки и технологии РФ в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научной политике» (свидетельство № 4867 от 20 февраля 2003г.) и имеет лицензию Российского агентства по судостроению АС 000688 (регистрационный номер РС-112 от 25.05.2003 г.), а также входит в перечень ОАО, в отношении которых осуществляется единая Государственная политика в сфере проведения работ по разработке,  производству и утилизации продукции военного и гражданского назначения.
Также институт вошёл в объединение предприятий судостроительной отрасли ФПГ «Дальний Восток», что является немаловажным показателем положения предприятия в регионе.
Организационно-правовая форма предприятия – открытое акционерное общество. Общество осуществляет свою деятельность согласно Федерального закона Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. №508-ФЗ,  действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации и другими законодательными актами Российской Федерации.
Юридический адрес ОАО «ДВНИИТС» – г. Хабаровск, ул. Ленина, 57. Обособленные подразделения: опытно-производственный участок на ул. Суворова, 4; обособленное здание на ул. Мухина, 8.
2.1.2. Виды, цели деятельности и наименование продукции
К основным видам деятельности ОАО «ДВНИИТС» согласно Устава относятся:
- проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в судостроении, судоремонте, топливо-энергетическом комплексе, машиностроительной, горнодобывающей, химической и других отраслях промышленности;
- участие в международном научно-техническом сотрудничестве;
- научно-методическая и аудиторская деятельность по сертификации систем качества, производства и продукции;
-информационно-консультативная, экспертная, посредническая и торгово-закупочная деятельность;
- учебная (образовательная) по подготовке, переподготовке и профессиональной реабилитации рабочих и специалистов для судостроения и других отраслей промышленности;
- деятельность по созданию высокоэффективных, перспективных методических средств и сертифицированных программ обучения;
-  иные виды деятельности, не запрещенные федеральными законами (в ОАО «ДВНИИТС» они представлены сдачей имущества в аренду, выполнением типографских работ, предоставлением услуг Интернет (на условиях коммерческого представительства), доходы предприятие получает и от собственной туристической базы).
В качестве примера практических результатов научно-исследовательской деятельности института можно назвать.
1. Разработку базовых моделей трубореза и фаскореза второго поколения, которые явились результатом последовательного обобщения применения труборезов и фаскорезов первого поколения на атомных подводных лодок, затем на АЭС, новая конструкция сможет также эффективно использоваться на ТЭЦ. Опытные образцы труборезов и фаскорезов изготовлены опытным производством института.
2. Изготовление постов для аргонодуговой сварки алюминиевых сплавов и нержавеющих сталей.
3. Создание конструкции и изготовление по заказам отечественных и зарубежных фирм стеклопластиковых лопастей ветроэнергетических установок. На конструкцию лопасти институтом получен в 2003 г. патент России на изобретение (автор Колотыгин В.В.).
4. Производство мощных домкратов 4 типоразмеров.
Основной целью ОАО «ДВНИИТС» согласно Устава является получение прибыли путем осуществления научно-технической, производственной, коммерческой и хозяйственной деятельности.
2.1.3. Этап жизненного цикла организации.
Вид деятельности
2005 г.
2006 г.
2007 г.
Темп роста, %   (‘07/’05)
Темп прироста, %(‘07/’05)
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
НИОКР, производство
13934
21,73
4025,79
6,61
15485,9
20,26
111,1
11,1
Аренда
45911
71,59
55041,97
90,31
59745,9
78,36
130,1
30,1
Прочее
4284
6,68
1879,47
3,08
1013
1,38
23,64
-76,36
Итого
64129
100
60947,23
100
76244,8
100
118,9
18,9
 
Из таблицы мы видим структуру прибыли  предприятия основную часть которой составляет сдача помещений в аренду. Данный вид деятельности обеспечивает стабильный доход фирме по сравнению с производством.

 
Жизненный цикл данного предприятия- полная зрелость.
Организация имеет приемлемые доходы, но темпы роста снижаются. Первоначальная научно-исследовательская деятельность предприятия давно уже отошла на второй план.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.2. Внешняя и внутренняя среда организации
2.2.1.Схема внутренней и внешней среды организации

2.2.2. Анализ влияния факторов внутренней и внешней среды на деятельность предприятия. Характеристика элементов внешней среды.
       Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны руководства организации и могут оказать влияние на её стратегию.
Выделяют 2 группы факторов:
- факторы макросферы: экономические, природные, демографические, политико – правовые факторы;
- отраслевые факторы: потребители, конкуренты, поставщики, рынок рабочей силы.
Проанализируем группу отраслевых (прямого воздействия) факторов внешей среды.
В связи со своей спецификой ОАО «ДВНИИТС», основными потребителями являются предприятия таких отраслей как машиностроение,  судостроение, горнодобывающие, лесная и деревообрабатывающая, нефтяная, энергетика и ветроэнергетика. Переносное малогабаритное оборудование  помимо судостроения и судоремонта широко применяются в атомных и тепловых электростанциях, в угольных разрезах,  на железных дорогах и при строительстве мостов. В связи с мелкосерийным производством, длительным циклом производства большинства продукции, ДВНИИТС реализует оборудование единично или мелкими партиями. Рынок сбыта узкий, рост практически отсутствует.
Конечно, раньше наиболее значимым сегментом для ОАО «ДВНИИТС» являлось судостроение, но с течением времени оно утратило свою значимость т.к. эта отрасль стала мало развивающейся и не платежеспособной. В настоящее время  наиболее значимыми и доходными сегментами являются предприятия энергетики: ветроэнергетика предъявляет спрос на ветряки из стеклопластика, в тепловой энергетике используются производимые ДВНИИТС движущиеся части (например, лопасти для насосов); атомная энергетика предъявляет спрос на автоматическое оборудование, позволяющее вести ремонт в специфических условиях  и агрессивной среде без присутствия человека. Кроме того, атомные электростанции Украины и  Центральной России  наряду с предприятиями тепловой энергетики являются крупными заказчиками лопастей для насосов. Машиностроительные и ремонтные предприятия являются крупными заказчиками оборудования для ремонта.
Надо заметить, что поставщики и покупатели в основном не постоянные, при этом многие связи предприятие сохранило со времен существования распределительной системы – сказывается отсутствие отлаженной системы работы с покупателями и поставщиками. Основными  покупателями являются: «Амурский судостроительный завод» (г. Комсомольск-на-Амуре), «Киевинструмент» (Украина), «Водоканал» (г. Хабаровск), «Мост Восток» (г. Хабаровск); налажены связи с покупателями с Сахалина, Камчатки, Приморья, Якутии. Материалы и комплектующие предприятие получает от поставщиков с Урала, из г. Санкт-Петербурга, Сибири, Хабаровского края.
Каждый товар имеет свой специфический рынок сбыта. Здесь важно отметить, что многие товары являются техническим ноу-хау ДВНИИТС.  В связи с этим отдельные виды оборудования не сталкиваются с конкуренцией на рынке. 
Тем не менее, по основным видам продукции у предприятия появились достаточно сильные конкуренты:
- «Пресс», г. Хабаровск;
- НИКИМТ, г. Москва – является очень сильным конкурентом т.к. производят аналогичное оборудование и у них хорошо отлаженная система распределения;
- «Констар», г. Москва – небольшая фирма, имеющая очень хорошую коммуникативную политику и финансовые возможности;
- «Гидрус», г. Хабаровск – предоставляют услуги по ремонту и восстановлению деталей;
- «Технос», г. Челябинск;
- Гидромаш, г. Хабаровск;
- ЭнерПром – московская холдинговая компания, ближайшее представительство которой расположено в городе Иркутске использует наступательную стратегию поведения, проявляя высокую активность на рынке, используя возможности рекламы, участвуя в выставках, предлагая скидки. В силу аналогичного ассортимента эта компания является сильнейшим конкурентом ДВНИИТС.
Таким образом, проведя общий анализ внешней среды предприятия, были выявлены следующие положительные факторы:
- давняя история предприятия, обусловившая имидж, стабильные производственные и организационные связи;
- востребованность предприятия, вследствие наличия «советского наследия»: технической документации, библиотеки научно-технических и проектных разработок, собственных инновационных решений;
- наличие лицензий и сертификатов, необходимых для осуществления деятельности.
и следующие отрицательные факторы:
а) экономический кризис в стране;
б) низкий платёжеспособный спрос большинства клиентов предприятия;
в) производство не сертифицировано по стандартам серии ISO. Нет сертификата серии ISO 9000, поэтому предприятие не может открыто выйти на зарубежные рынки;
г) узкий сегмент рынка сбыта.
Вывод: В результате анализа среды ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский институт технологии судостроения» можно заключить, что внешняя среда рассматриваемой организации содержит в себе больше угроз, нежели возможностей. Среди угроз можно выделить следующие.
1. Сильное влияние поставщиков и потребителей.
2. Усиление давления со стороны конкурентов (сильная ценовая конкуренция).
3. Расширение сбытовой деятельности конкурентов.
4.Отсутствие достоверной информации об  объёмах продаж конкурентов.
5. Финансовые проблемы потребителей.
6. Отдалённость предприятия от промышленно-развитых регионов России.
7. Отсутствие регулярных поставок, нет сотрудничества с посредниками.
8. Выход ведущих западных фирм на российский рынок.
Что же касается возможностей, то основными среди них являются:
- хорошая репутация среди давних клиентов;
- наличие возможности выхода на новые сегменты рынка;
- возможность сотрудничества с другими предприятиями по реализации и взаимному продвижению продукции;
- ориентация предприятия на посредническую сбытовую деятельность аналогичной продукции других производителей.
Анализ внутренней среды предприятия – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленных на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем [19].
Основные перемены в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди.
Наиболее значимой целью для ОАО ДВНИИТС в настоящее время является сохранение предприятия и обеспечение стабильности с точки зрения цен, рентабельности, рыночной позиции.
Люди являются основой любой организации. Люди в организации создают её продукт, они формируют культуру организации, её внутренний климат.
Внутренняя среда Института – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации.
Предприятие имеет следующие подразделения: административно-управленческий персонал (АУП), отдел кадров, отдел ведомственной охраны и экономической безопасности, бухгалтерия, Конструкторско-технологический отдел (КТО), юридический отдел, отдел информационных и компьютерных технологий (ИКТ), отдел маркетинга и коммерции (ОМиК), транспортный ОТДЕЛ, лаборатория Судостроительных технологий, лаборатория Сварочного производства, типография, конструкторско-технический отдел, лаборатория Полимерных материалов, производственный участок, энерго-механический отдел, туристическая база, хозяйственный отдел (ХО).
Лаборатория судостроительных технологий располагает комплексом исследовательского оборудования для исследования основных технологических операций при изготовлении судовых трубопроводов, стендом для изготовления труб по компьютерным программам без предварительной сборки на корабле, стендами для трёхмерного макетирования наиболее насыщенных помещений кораблей (модули машинных отделений, энергоотсеков и др.).
Лаборатория полимерных материалов имеет стенды для исследований эксплутационных характеристик технологии изготовления полиамидных судовых подшипников и судовых стеклопластиковых конструкций типа гребные пластмассовые винты и движительные комплексы.
Лаборатория сварочного производства располагает полным набором сварочного оборудования для исследований при ручной, полуавтоматической и автоматической сварке в среде защитных газов, под флюсом, при сварке порошковыми проволоками. Сварочная лаборатория имеет в своём составе оборудование для механических испытаний сварных соединений, химического и спектрального анализа материалов, для металлографических исследований сварочных соединений, рентгеновскую камеру и оборудование для ультразвукового контроля качества сварных соединений. Лаборатория имеет лицензию Морского и Речного Регистра РФ, а также Госгортехнадзора на право аттестации сварщиков, инженерно-технических работников сварочного производства, выполняющих работы им подведомственные, а все сотрудники лаборатории имеют соответствующую аттестацию.
Конструкторский отдел имеет в своём составе автоматизированное рабочее место, экспериментальный участок для отработки и испытаний разрабатываемого оборудования с соответствующим набором контрольно-измерительной аппаратуры.
Также институт располагает опытно-производственной базой, имеющей в своём составе литейный, кузнечный, заготовительный, термический, механической обработки, слесарно-механические, электрослесарный и испытательные участки, располагающие более 100 единиц оборудования по полному технологическому циклу и площадями 7200 м2.
Научно-техническая библиотека имеет фонд научно-технической литературы более 200 тыс. томов. Архивы стандартов и научно-технических разработок занимают площадь 110м2 и располагает фондом ГОСТов, ОСТов, РМ и другой нормативной документации более 80 тысяч экземпляров.
Качество выпускаемой документации и средств технологического оснащения обеспечивается необходимым уровнем квалификации сотрудников института, системой нормоконтроля, приёмкой разработок бюро технического контроля. В институте отработана система учёта и хранения технической документации, материалов, полуфабрикатов и изделий.
Типография института имеет в своём составе всё необходимое оборудование для размножения разрабатываемой проектно-технологической и конструкторской документации, её переплёта, для выпуска печатной и рекламной продукции. Также типография занимается собственной коммерческой деятельностью, принимая заказы со стороны.
Расширению деловых связей института с предприятиями страны во многом способствует деятельность отдела маркетинга и коммерции, который занимается маркетинговой и рекламной деятельностью, занимается поиском и переговорами с покупателями.
Неукомплектованность в численности в 2009 году по сравнению с утвержденным штатным расписанием составляет 23 человека. Самым неукомплектованным является КТО. Также не хватает специалистов в службе нормирования и контроля: специалиста по АХД, ведущего экономиста, специалиста по системе менеджмента качества, специалиста по стандартизации, сертификации, метрологии. Отсутствие последних двух специалистов приводит к тому, что предприятие вынужденно постоянно обращаться за данными услугами к сторонним организациям, что соответственно увеличивает прочие расходы организации.
Анализ внутренней среды позволил нам выявить сильные и слабые стороны ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский институт технологии судостроения».
Сильными сторонами является:
- сильный кадровый состав;
- высокая квалификация работников;
- возможность изыскания финансовых ресурсов для производственных целей и целей маркетинга;
- наличие своих производственных мощностей;
- возможность замены устаревшего производственного оборудования на новое;
- конкурентоспособность продукции по показателям качества;
- относительно невысокая стоимость продукции по сравнению с аналогичными моделями конкурентов;
- положительно сформировавшаяся репутация предприятия;
- наличие собственного конструкторского отдела
Слабыми сторонами являются:
а) высокая текучесть кадров;
б) отсутствия молодых высококвалифицированных кадров на рынке труда, «непрестижность» большинства рабочих профессий, преобладающее количество сотрудников на производстве предпенсионного и пенсионного возраста;
в) невысокая заработная плата работников и вследствие этого недомотивация их к труду;
г) наличие устаревшего оборудования;
д) невозможность своевременного выполнения заказов ввиду отсутствия требуемого товара в наличии;
е) недостаточно разработана стратегическая маркетинговая политика предприятия;
ж) недостаточная информированность потенциальных покупателей о продукции предприятия;
з) отсутствие чётких каналов сбыта;
и) недостаточное количество заказов на продукцию, что ведёт к удорожанию её стоимости;
к) не отслеживается обратная связь с покупателями продукции.
Анализ внутренней среды ОАО «Дальневосточный НИИ технологии судостроения» позволяет сделать выводы о том, что на предприятии наблюдается высокая текучесть кадров, но в то же время организация имеет оптимальную структуру управления и благоприятный социально – психологический климат в коллективе. Но наиболее важной сильной стороной, содержащейся во внутренней среде организации, будет являться стремление к накоплению научно-технического потенциала, а слабой стороной – тенденция к физическому и моральному старению основных средств.
2.2.3. SWOT – анализ

и т.д.................


Внутренние факторы
Внешние факторы

Возможности

Угрозы
А - стабилизация экономической ситуации в стране, Б - развитие промышленности, В - ускорение темпа роста рынка, Г - поиск контактов через сеть интернет, Д - свободные конструкторские производственные мощности, Е - широкая известность в регионе; Ж - возможность выхода на новые сегменты рынка, З - возможность сотрудничества с другими предприятиями по реализации и взаимному продвижению продукции, И - ориентация предприятия на посредническую сбытовую деятельность аналогичной продукции других производителей, К - естественные барьеры для конкурентов входящих на рынок наукоёмкой продукции.
Л- низкий платёжеспособный спрос, М - высокий уровень сборов и пошлин,
Н - производство не сертифицировано по стандартам серии ISO, О - влияние поставщиков и потребителей, П - усиление давления со стороны конкурентов, Р - использование результатов интеллектуальной деятельности конкурентами, С - расширение сбытовой деятельности конкурентов, Т - отсутствие базы данных о конкурентах, их продукции, объёмах продаж, У - финансовые проблемы потребителей; Ф - отдалённость предприятия от промышленно-развитых регионов России, Х - отсутствие регулярных поставок, нет сотрудничества с посредниками, Ц;- выход ведущих западных фирм на российский рынок.
 
Сильные стороны

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.