На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Опытно экспериментальная и методическая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы развития детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания…………………6
1.1. Понятие, сущность и особенности осуществления сенсорного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике……………………..6
1.2. Общая характеристика и основные элемента сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………..13
Глава 2. Опытно – экспериментальная  и методическая работа по сенсорному развитию детей младшего дошкольного  возраста…………....20
2.1. Диагностика сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………...20
2.2. Методические рекомендации по развитию детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания…………….....29
Заключение……………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………….34
Приложения…………………………………………………………….37
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность темы исследования. Сенсорное развитие во все времена  было и остается важным и необходимым  для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это  развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах  предметов, их форме, цвете, величине, положении  в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования  деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной  культуры, созданной человечеством.
Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как  он воспринимает мир путем, во многом зависит его психическое развитие.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В  этой связи каждая возрастная ступень  становится благоприятной для дальнейшего  психического развития и всестороннего  воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в  его жизни имеет чувственный  опыт. На этапе младшего дошкольного  возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Степень изученности проблемы. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В ряде работ отечественных и зарубежных психологов и физиологов (М.П. Денисова и К.Л. Фигурин, А.И. Бронштейн и Е.П. Петрова, Н.И. Касаткина и А.И. Левикова, М.О. Шрифтзетцер, Дж. Гибсон и др.) показана важная роль повышения тактильной чувствительности, слухового анализа в развитии восприятия.
Исследования развития детей  младшего дошкольного возраста показывают, что развитие сенсорных функций  ребенка этого возраста определяется предметной деятельностью (Абдуллаева Ш.А., Новоселова С.Л., Щелованов Н.М. и др.). Внешние свойства предмета при этом перестают определять собой действие, они, с одной стороны, дают возможность узнать предмет, а с другой - должны быть учтены при выполнении предметного действия. В результате проведенных психолого-педагогических исследований установлено, что основной линией сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является формирование восприятия отношений между предметами по их внешним свойствам в ходе овладения практической деятельностью (Ананьев Б.Г. Рыбалко Е.Ф.).
Цель, задачи, предмет и объект исследования. Исходя из всего выше сказанного, цель данной курсовой работы - теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать влияние правильно подобранных методов и средств сенсорного воспитания на развитие детей младшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие, сущность и особенности осуществления сенсорного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике;
-  охарактеризовать основные элемента сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста;
- провести диагностику сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста;
- разработать методические рекомендации по развитию детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания.
В качестве объекта исследования выступает процесс развития детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания.
Предмет исследования - игровая деятельность как средство развития сенсорных навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Теоретическая и методологическая основа исследования. При проведении исследовательской работы были использованы следующие методы и приемы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, индивидуальные беседы с детьми, тестирование, эксперимент, математические методы обработки количественных результатов исследования, методы группировки и сравнения.
Методологической основой  исследования послужили теоретические  положения отечественных и зарубежных ученых: М.П. Денисова, К.Л. Фигурин, А.И. Бронштейн, Е.П. Петрова, Н.И. Касаткина, А.И. Левикова, А.В. Запорожец, В.М. Бехтерев, Н.М. Щелованов, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Дж. Гибсон и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что применяемые методы и средства работы с детьми младшего дошкольного возраста в процессе сенсорного воспитания помогут эффективному развитию навыков детей и становлению личности.
 
 
 
Глава 1. Теоретические основы развития детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания
 
1.1. Понятие, сущность и особенности осуществления сенсорного воспитания в отечественной и зарубежной педагогике
 
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько  совершенно ребенок слышит, видит, осязает  окружающее.
Сенсорное развитие ребенка  – буквально с первых дней его  жизни является залогом успешного  осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы  сенсорное воспитание планомерно и  систематически включалось во все моменты  жизни малыша, прежде всего, в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение  в пространстве и т.п.).
В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как  целенаправленное развитие и совершенствование  сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).1
В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному.
С.А. Козлова, Т.А. Куликова дают такое определение. Сенсорное  воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.2
По Поддъякову Н.Н., сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).3
В определениях Козлова  С.А. и Поддъякова Н.Н. речь идет о целенаправленном процессе. В первом определении указано кто руководит процессом, во втором – на кого он направлен, результатом воздействий в одном являются формирование чувственного познания, совершенствование ощущения и восприятия, в другом – развитие сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Развитие способностей более высокий уровень развития всех познавательных процессов.
Запорожец А.В. определяет сенсорное воспитание следующим  образом. Сенсорное воспитание –  направленно на формирование у ребенка  процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т.д.
Запорожец А.В. и Поддъяков Н.Н. дают разные названия результата, в одном случае ощущения, восприятие и представления – это процессы, в другом – сенсорные способности.
Венгер Л.А. понимает под сенсорным воспитанием – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.4 Данное определение отличается от предыдущих понятий и указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т.е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Под сенсорной культурой Венгером Л. А. подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.
Таким образом, проанализировав и просинтезировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Отечественная система  сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др.
Говоря о восприятии, психологи называют его деятельностью, процессом, способом, формой познания действительности, механизмом, указывают на многогранность и сложность этого процесса. Ученые выделяют следующие свойства восприятия:
- целостность - ребенок воспринимает объекты целостно, а не отдельные его части;
- ортоскопичность – мы видим предметы правильно, той величины, формы и цвета, какими они являются постоянно;
- категориальность и предметность, или осмысленность - возникающие в восприятии чувственные данные и формирующийся при этом наглядный образ тотчас же приобретают предметное значение, т.е. относятся к определенному предмету;
- историчность восприятия заключается в том, что оно только относительно непосредственный акт познания мира историческим человеком.5
Теория восприятия строится на том, что человек познает окружающий мир, опираясь на деятельность анализаторов. Анализатор – это термин, введенный  И.П. Павловым для обозначения нервного аппарата, обеспечивающего восприятие и анализ внешних и внутренних раздражителей и формирующего специфические  для данного анализатора ощущения.6
Каждый анализатор состоит  из трех частей. Периферический конец, то есть рецептор, непосредственно  обращен во внешнюю среду. Это  сетчатка глаза, улитковый аппарат  уха, чувствительные приборы кожи и  т.п., которые через проводящие нервы  соединяются с мозговым концом, т.е. определенной областью мозговой коры. Отсюда затылочная кора является мозговым концом зрительного, височная – слухового, теменная – кожного анализаторов. В свою очередь, мозговой конец уже  в коре больших полушарий разделяется  на ядро, где осуществляется наиболее тонкий анализ и синтез тех или  иных раздражителей.
Основу восприятия составляют ощущения, вызываемые воздействиями  на органы чувств, точнее воздействия  на чувствительные аппараты (рецепторы). В зависимости от того, какой анализатор задействован или орган чувств, выделяют обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, тактильные ощущения. Любая информация, поступающая к нам через органы чувств, имеет свой специфический  вид для каждого из них. А в  реальном мире каждый предмет может  обладать разными видами информации (разными свойствами). Роль восприятия заключается в том, что оно  объединяет все свойства предмета и  формирует у нас представление  о целом предмете со всеми свойствами.
Группа педагогов и  психологов А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др. утверждают, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Первой ступенью познания является чувственный опыт, чувственное познание. В процессе сенсорного воспитания подготавливается переход от чувственного к рациональному познанию, от восприятия к мышлению, формируется основа последующей интеллектуальной деятельности.
Чувственное и рациональное познание рассматриваются как разные стороны единого процесса познания ребенком объективного мира, как разные формы познавательной деятельности, находящиеся между собой в  органической взаимосвязи. Вместе с  тем развитие сенсорных процессов  играет существенную роль в совершении практической деятельности ребенка.7
В педагогике и психологии сенсорное развитие ребенка подразумевает  развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах  предметов: их форме, цвете, величине, положении  в пространстве, а также запахе, вкусе формирование музыкального слуха, совершенствование звукового анализатора  речи и др.
Педагоги и психологи (А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др.) пришли к выводу, что для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.
Под сенсорными эталонами  обозначаются обобщенные сенсорные  знания, сенсорный опыт, накопленный  человечеством за всю историю  своего развития.8
В результате многовекового  опыта человечество выделило такие  системы общепринятых сенсорных  эталонов, как звуковысотная шкала музыкальных звуков, решетка «фонем» родного языка, системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, спектр цвета, величины и т.д.
Под способами обследования понимаются определенные перцептивные действия, в процессе которых дети выявляют свойства предметов, объектов, явлений.9
Поддъяков Н.Н. считает, что ребенка нужно учить воспринимать предметы и явления: развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства.
Также он отмечает, что при наглядном ознакомлении слово играет большую роль, однако, с другой стороны словесный путь должен быть подкреплен чувственным опытом. Знания, полученные словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны.
Для развития полного восприятия предметов Н.П. Сакулина, Н.Н. Поддъяков предлагают такую последовательность обследования предметов, общую для разных видов деятельности:
- восприятие целостного облика предметов;
- вычленение основных частей обследуемого предмета и определение их свойств (формы, величины, строения и др.);
- определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева);
- вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям;
- повторное целостное восприятие предмета.
В каждом возрасте перед  сенсорным воспитанием стоят  свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Успешность познавательного  развития во многом определяется уровнем  развития сенсорных процессов, то есть тем, насколько верно ребенок  воспринимает окружающий мир. Важнейшими процессами при этом являются:
- достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации;
- хорошая сенсорная координация и двигательная ловкость;
- способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне сниженной роли фантазии, что является основой аналитического мышления;
- хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механической ее формы;
- достаточное развитие мелкой моторики руки;
- овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонематического слуха, начальное овладение символическими операциями, зрелость мотивационной системы ребенка, обеспечивающей способность тратить усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.10
Связь эстетического и сенсорного воспитания заключается в том, что  дети учатся не только соотносить цвета  по сенсорным эталонам, но и под  руководством взрослого учатся видеть красоту цвета в окружающей действительности: в объектах природы, картинах, народных игрушках, одежде самих детей.
Таким, образом, сенсорное  воспитание является задачей умственного, эстетического и физического  воспитания.
Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители  зарубежной дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы, в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания.
 
1.2. Общая характеристика и основные элементы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
 
В каждом возрасте перед  сенсорным воспитанием стоят  свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни это  обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися  яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления  об основных разновидностях цвета и  формы и об отношении между  двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни, у младших дошкольников формируют  сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями  по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.11
Одновременно с формированием  эталонов необходимо учить младших  дошкольников способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме  вокруг образцов-эталонов, последовательному  осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных  действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость  развивать у младших дошкольников аналитическое восприятие: умение разбираться  в сочетаниях цветов, расчленять форму  предметов, выделять отдельные измерения  величины.
К специальным задачам  сенсорного развития можно отнести:
- развитие всех видов восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного, восприятие пространства и времени);
- формирование системы перцептивных действий;
- формирование зрительно-моторной координации, межсенсорных связей и перцептивных операции;
- развитие скорости и дифференцированного восприятия явлений и объектов;
- развитие устойчивости, целостности и обобщенность восприятия;
- формирование умений обозначить сенсорные признаки и перцептивные действия словом.
Большое значение в сенсорном  воспитании имеет формирование у  детей представлений о сенсорных  эталонах - общепринятых образцах внешних  свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои - во вкусовом, обонятельном восприятии.
Особый характер носят  эталоны величины. Поскольку величина - относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер. Система мер сознательно  устанавливается людьми, причем за основу может быть принята в принципе любая произвольная единица.
Одновременно с формированием  эталонов необходимо учить детей  способам обследования предметов: их группировке  по величине и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и  описанию формы, выполнения все более  сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость  развивать у детей аналитическое  восприятие: умение расчленять форму  предметов, выделять отдельные измерения  величины.
В детском саду ребенок  обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и  умениями во всех этих областях требует  постоянного внимания к внешним  и внутренним свойствам предметов. Поэтому  задачи сенсорного воспитания должны реализоваться практически  во всех видах деятельности и на всех занятиях.
На начальном этапе  детей обучают восприятию простой  нерасчлененной формы. Затем переходят  к обучению и тренировке восприятия формы, не вполне совпадающей с геометрической. Далее детей учат выделять в предмете главные детали, существенные и характерные признаки предметов. На следующем этапе детей учат составлять объекты из отдельных частей. Учат анализировать пространственные отношения отдельных элементов предмета. Формируют представления о пространственных отношениях.12
Эти задачи решаются в процессе изобразительной, конструктивной и  трудовой деятельностью, занятий математикой, музыкой, при ознакомлении с окружающим миром и др., посредствам дидактических  игр и упражнений.
Изложенные представления  о содержании и методах ознакомления детей младшего дошкольного возраста с различными свойствами предметов  послужили основой для разработки системы заданий, которые можно ставить перед детьми:
1. Задания на выполнение предметных действий:
- раскладывание однородных предметов на две группы в первую очередь в зависимости от их величины и формы, позже цвета. Целью обучения является фиксация внимания детей на свойствах предметов, формирование у них простейших приемов установления тождества и различия величины и формы. Материалом служат однородные предметы двух величин и пяти форм. В ходе обучения детям сообщаются слова, необходимые для регуляции выполняемых ими действий: форма, такой, не такой, большой, маленький.
- Размещение вкладок разной величины, формы в соответствующих гнездах. Цель обучения — выработка у детей умения соотносить свойства (форму, величину) разнородных предметов. Материалом служат большие и малые вкладыши из дерева и рамки с соответствующими отверстиями, вкладыши пяти форм и решетки для их размещения.13
2. Элементарные продуктивные действия:
- выкладывание мозаики разной величины и формы по образцу в сочетании со словесным заданием. Цель обучения — фиксировать внимание детей на том, что величина и форма могут быть признаком разнообразных предметов и использоваться для их обозначения, научить детей осознанно использовать свойства при воспроизведении особенностей образца. Материалом служит мозаика разной величины и формы.
- рисование красками. Цель обучения — закрепить у детей отношение к свойствам предметов как к характерным признакам, подвести их к самостоятельному выбору цвета, формы, величины для передачи специфики хорошо знакомых предметов. Материалом являются краски восьми цветов и разноцветные листы бумаги.14
Немало важную роль в сенсорном  воспитании играет планомерность обучения детей, которая является одним из важнейших принципов решения  комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях.
Существенным фактором в  планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с  закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной  деятельности и т. д.
Ещё одним необходимым  принципом в методике сенсорного воспитания детей является принцип  последовательности, обусловливаемый  в ознакомление детей вначале  с вполне осязаемыми сенсорными свойствами — величиной и формой предметов, которые можно обследовать путем  ощупывания, а уж потом с таким  сенсорным свойством, как цвет, ориентировка на который возможна только в плане  зрительного восприятия.
Непременным условием является вариативность заданий. Она преследует несколько целей:
- использовать по мере  надобности предметы разной величины  и формы; 
- поддерживать у детей  интерес к занятию путем усложнения  действий с объектами; 
- формировать более совершенные  и обобщенные способы ориентировки  в их сенсорных свойствах.
На первых занятиях дети выполняют задания по раскладыванию  однородных предметов на две группы по величине. Форма и цвет предметов  должны быть одинаковыми. В задачи обучения входит формировать у детей умения фиксировать внимание на величине предметов, использовать простейшие приемы для  определения тождества и различия однородных предметов по величине, понимать слова такой, не такой, большой, маленький. Материалом служат деревянные круги и квадраты двух размеров: маленькие и большие. Дополнительно  могут использоваться две полосы плотной бумаги белого цвета разной ширины.
На последующих занятиях детей учат группировать предметы по форме. Если говорить об особенностях восприятия формы, то следует отметить, что выбор по образцу однородных предметов заданной формы для  детей сложнее, чем соотнесение  разнородных предметов, осуществляемое в основном путем проб и ошибок. Особое значение в практической ориентировке детей имеет овладение способами  обследования формы. Основная роль при  этом  отводится таким методам, как сотрудничество со взрослым, обведение контура предмета рукой ребенка, направляемой взрослым, с последующим переходом к самостоятельному обведению контура предмета и затем чисто зрительному анализу свойств. В качестве дидактического материала для этих занятий служат круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине и цвету.
В процессе самостоятельной  деятельности ребенок осуществляет действия, направленные на группировку  объектов, соотнесение их по форме  и величине. Так, играя со сборной  матрешкой, малыш соотносит между  собой детали куклы,  в значительной мере ориентируясь на их величину. Таким  же образом педагог создает условия  для закрепления у детей в самостоятельной игре со строительным материалом представлений о величине, форме. Дети накапливают сенсорный опыт, накладывая кубик на кубик или кирпичик. Таким же образом ребенок учитывает величину колец при нанизывании их на стержень пирамидки. Воспитатель обращает внимание детей на сенсорные свойства предметов при наведении порядка в игровом хозяйстве.
Важным условием для полноценного сенсорного воспитания детей является создание специальной развивающей  среды (организация сенсорно - стимулирующего пространства, сенсорных уголков, оснащение  дидактическими играми и пособиями).15
Можно также создать условия  для осуществления преемственности  деятельности педагогов и родителей  воспитанников по развитию восприятия и сенсорно-перцептивной деятельности.
Таким образом, методика работы с детьми младшего возраста – это  поэтапный процесс, который включает в себя тематическое планирование, систематичность и повторяемость  пройденного материала. И оборвать этот процесс – значит оборвать сенсорное развитие и воспитание ребёнка. Основным методом сенсорного воспитания детей является обследование. Способы обследования, применяемые  в сенсорном воспитании, разнообразны и зависят, во-первых, от обследуемых  свойств, а во-вторых, от целей обследования.
 

Глава 2. Опытно – экспериментальная и методическая работа по сенсорному развитию детей  младшего дошкольного возраста
 
2.1. Диагностика сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
 
В рамках настоящей курсовой работы была разработана и применена  методика педагогического обследования детей младшего дошкольного возраста. В этой методике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития
Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину, умения выделять цвет как признак  предмета, уровня развития целостного образа предмета.
1.  Констатирующий эксперимент.
Цель: выявить знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала.
Задачи:
- провести диагностический  опрос младших дошкольников в  восприятии цвета, формы, величины;
- зафиксировать полученные  данные в таблицу.
Методы: педагогический эксперимент, показ практических действий.
Приемы: сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением.
Оборудование: набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник) 4 основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый), трех разных величин (большой, средний, маленький).
Форма организации: групповая (по шесть человек в подгруппе).
Результаты отображены в  таблицах 1 - 3 и на рис. 1 - 3.
Таблица 1
Диагностика знания младших  дошкольников в области сенсорных эталонов величины
Ф.И.О. ребенка
Архипов С.А.
+
+
+
Березин А.Н.
+
-
+
Горбушин С.М.
+
+
+
Ермолина Е.Д.
+
+
+
Земляникина Г.С.
+
+
+
Королев Д.П.
+
+
+
Курсинова Н.Н.
+
+
+
Меньшикова О.А.
+
-
+
Обрядов В.С.
+
-
+
Перепелкина В.А.
+
-
+
Рязанова Е.Н.
+
+
+
Семенов Р.В.
+
+
+
ИТОГО:
12  +
8 +,   4 -
12 +

Источник: сост. авт.
 

Рис. 1. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величин
Источник: сост. авт.
 
Таким образом, знания младших  дошкольников в области сенсорных  эталонов величин свидетельствуют  о возможности детей определять большие и маленькие размеры  предметов.  Затруднения с определением предметов средних размеров возникло у четырех детей, т.е. у 33 %.
 
 
 
Таблица 2
Диагностика знания младших  дошкольников в области сенсорных  эталонов цвета
Ф.И.О ребенка
Архипов С.А.
+
+
-
+
Березин А.Н.
+
+
+
+
Горбушин С.М.
+
+
+
+
Ермолина Е.Д.
+
+
-
+
Земляникина Г.С.
+
+
+
+
Королев Д.П.
+
+
-
+
Курсинова Н.Н.
+
-
+
+
Меньшикова О.А.
+
+
+
+
Обрядов В.С.
+
+
+
+
Перепелкина В.А.
+
+
+
+
Рязанова Е.Н.
+
+
+
+
Семенов Р.В.
+
+
+
+
ИТОГО:
12  +
11  +  1-
9  +      3 -
12  +

Источник: сост. авт.
 

Рис. 2. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета
Источник: сост. авт.
 
Согласно представленным данным, знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета говорят о возможности  детей определять красный и желтый цвет предметов.  Затруднения возникли с разграничением синего и зеленого цвета у 9% и у 25% соответственно.
 
 
 
 
 
Таблица 3
Диагностика знания младших  дошкольников в области сенсорных  эталонов формы
Ф.И.О ребенка
Архипов С.А.
+
-
+
-
+
Березин А.Н.
+
-
+
-
-
Горбушин С.М.
+
-
+
+
+
Ермолина Е.Д.
+
-
+
-
+
Земляникина Г.С.
+
-
+
-
+
Королев Д.П.
+
-
+
-
+
Курсинова Н.Н.
+
+
+
-
+
Меньшикова О.А.
+
+
+
-
+
Обрядов В.С.
+
+
+
+
+
Перепелкина В.А.
+
-
+
+
+
Рязанова Е.Н.
+
-
+
+
+
Семенов Р.В.
+
-
+
-
+
ИТОГО:
12  +
3+, 9 -
12  +
4 +, 8 -
11  +, 1 -

Источник: сост. авт.
 

Рис. 3. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов формы
Источник: сост. авт.
 
Итак, знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов формы характеризуют возможности  детей безошибочно определять круг и квадрат.  Затруднения возникли с определением овала у трех детей, прямоугольника – у восьми, треугольника – у одного ребенка.
Вывод: Исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов, уровень сенсорного развития средний.
2.  Формирующий эксперимент.
 На основе полученных  данных  было выделено шесть  младших дошкольников, с которыми систематически и целенаправленно был проведен педагогический эксперимент.
Цель: повышение уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины, цвета, формы.
Метод: педагогический эксперимент, наблюдение за практической деятельностью младших дошкольников.
Приемы: сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением.
Оборудование: система дидактических игр на воспитание восприятия детьми цвета, формы, величины.
Система дидактических игр  на воспитание восприятия цвета:
1. Спрячь мышку. Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 цветах (красный, синий, желтый, зеленый).
2. Подбери по цвету. Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по форме.
3. У кого какое платье. Дидактическая задача: закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет, различать основные 4 цвета (приложение 1).
Система дидактических игр  на воспитание восприятия формы:
1. Подбери фигуру. Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в  их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.
2. Кому какая форма. Дидактическая задача: закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур (кругов, овалов).
3. Геометрическое лото. Дидактическая задача: закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура)  (приложение 2).
Система дидактических игр  на воспитание восприятия величины:
1. Башня. Дидактическая задача: закрепить представление об относительности величины предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими  и объемными предметами.
2. Что там? Дидактическая задача: закрепить умения детей устанавливать отношение 3  предметов по величине при составлении матрешки.
3. Сбор фруктов. Дидактическая задача: развить глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины (приложение 3).
Комплексная дидактическая  игра:
1. Лото «Цвет и форма». Дидактическая задача: закрепить представления детей о 5 геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и 4 основных цветов  (красный, синий, желтый, зеленый), научить ориентироваться на 2 признака одновременно (цвет и форма), отвлекаясь от величины (приложение 4).
3.  Контрольный эксперимент
После проведения системы  дидактических игр был проведён контрольный эксперимент. Выявлялось восприятие цвета, величины, формы младших дошкольников обоих подгрупп: участвующих в эксперименте и не прошедших обучение посредством дидактических игр.
Цель: выявить закрепление знаний младших дошкольников участвующих в эксперименте. Сравнить полученные данные с умениями и знаниями младших дошкольников первой подгруппы, не участвующих в эксперименте.
Методы: педагогический эксперимент, показ практических действий.
Приемы: сенсорное обследование с наглядным объяснением.
Оборудование: набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый) 3 разных величин (большой, средний, маленький).
Результаты исследования отображены в таблицах 4 – 6 и на рис. 4 – 6.
Таблица 4
Диагностика знания младших  дошкольников в области сенсорных  эталонов величины
Ф.И.О ребенка
Архипов С.А.
+
+
+
Березин А.Н.
+
-
+
Горбушин С.М.
+
+
+
Ермолина Е.Д.
+
+
+
Земляникина Г.С.
+
+
+
Королев Д.П.
+
+
+
Курсинова Н.Н.
+
+
+
Меньшикова О.А.
+
+
+
Обрядов В.С.
+
+
+
Перепелкина В.А.
+
-
+
Рязанова Е.Н.
+
+
+
Семенов Р.В.
+
+
+
ИТОГО:
12  +
10 +,   2 -
12 +

Источник: сост. авт.
 

Рис. 4. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величин
Источник: сост. авт.
 
 
Таблица 5
Диагностика знания младших  дошкольников в области сенсорных  эталонов цвета
Ф.И.О ребенка
Архипов С.А.
+
+
+
+
Березин А.Н.
+
+
-
+
Горбушин С.М.
+
+
+
+
Ермолина Е.Д.
+
+
+
+
Земляникина Г.С.
+
+
+
+
Королев Д.П.
+
+
-
+
Курсинова Н.Н.
+
+
+
+
Меньшикова О.А.
+
+
+
+
Обрядов В.С.
+
+
+
+
Перепелкина В.А.
+
+
+
+
Рязанова Е.Н.
+
+
+
+
Семенов Р.В.
+
+
+
+
ИТОГО
12  +
12  +
10 +, 2 -
12  +

Источник: сост. авт.
 

Рис. 5. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета
Источник: сост. авт.
 
Дети, с которыми проводилась  экспериментальная работа, показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины, чем дети, с  которыми целенаправленно не проводились  дидактические игры.
 
 
 
 
 
Таблица 6
Диагностика знания младших  дошкольников в области сенсорных  эталонов формы
Ф.И.О ребенка
прямоугольник
Архипов С.А.
+
+
+
+
+
Березин А.Н.
+
-
+
-
+
Горбушин С.М.
+
-
+
+
+
Ермолина Е.Д.
+
+
+
+
+
Земляникина Г.С.
+
-
+
-
+
Королев Д.П.
+
-
+
-
+
Курсинова Н.Н.
+
+
+
+
+
Меньшикова О.А.
+
+
+
+
+
Обрядов В.С.
+
+
+
+
+
Перепелкина В.А.
+
-
+
+
-
Рязанова Е.Н.
+
+
+
+
+
Семенов Р.В.
+
-
+
-
+
ИТОГО:
12 +
6+,6 -
12  +
8 +, 4 -
11  +, 1 -

Источник: сост. авт.
 

Рис. 6. Знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов формы
Источник: сост. авт.
 
Таким образом, данные, полученные в ходе эксперимента, подтверждают факт, что дидактические игры повышают уровень сенсорного развития младших  дошкольников. На основании этого  можно сделать вывод, что эффективность  дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины, а  так же конструирования очень  велика. Разброс показателей дает возможность говорить о необходимости целенаправленного, систематического проведения дидактических игр.
Обращает на себя внимание факт зависимости знаний младших  дошкольников от постоянств проведения на занятиях и вне дидактических игр. По данным, полученным в ходе эксперимента, можно утверждать, что 6 из 12 младших дошкольников, участвующих в формирующем эксперименте, показали лучший результат по сравнению с детьми, с которыми занятия не проводились. Дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают сенсорную культуру младших дошкольников и развивают сенсорное восприятие цвета, формы, величины.
 
2.2. Методические рекомендации по развитию детей младшего дошкольного возраста средствами сенсорного воспитания
 
Проведение диагностического исследования  позволило дать методические рекомендации, способствующие повышению уровня развития сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста.
1. Необходимо выделить условия планирования и индивидуальной работы с детьми, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать желание поиграть с дидактическим материалом.
2. Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя: «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Необходимо учитывать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.
3. Сенсорное воспитание необходимо планировать в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию, втыканию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.
4. Проведение игр и упражнений должен предусматривать учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Обучение необходимо начинать с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком. При этом взрослый находится за спиной ребенка и действует его руками. Постепенно отпускает свои руки, давая возможность ребенку выполнять самостоятельно предложенные действия. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане.
5. Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.
6. Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.
Таким образом, своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В заключение работы сделаем  обобщающие выводы.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и  формирование представлений о внешних  свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить  трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования  деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики, а также известные представители  отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального  развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от того, насколько совершенно ребенок  слышит, видит, осязает окружающее.
С восприятия предметов и  явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
В детском саду ребенок  обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и  умениями во всех этих областях требует  постоянного внимания к внешним  и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в  рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его  формы, цвета, материала. Конструирование  требует тщательного исследования формы предмета (образца), его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух - точное дифференцирование речевых звуков - и зрительное восприятие начертания букв.
В ходе проведенного практического  исследования было выявлено:
- знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов величин свидетельствуют о возможности детей определять большие и маленькие размеры предметов.  Затруднения с определением предметов средних размеров возникло у четырех детей, т.е. у 33 %;
- знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов цвета говорят о возможности детей определять красный и желтый цвет предметов.  Затруднения возникли с разграничением синего и зеленого цвета у 9% и у 25% соответственно;
- знания младших дошкольников в области сенсорных эталонов формы характеризуют возможности детей безошибочно определять круг и квадрат.  Затруднения возникли с определением овала у трех детей, прямоугольника – у восьми, треугольника – у одного ребенка.
Дети, с которыми проводилась  экспериментальная работа, показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины, чем дети, с  которыми целенаправленно не проводились  дидактические игры.
 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
    Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Под ред. Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с.
    Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / Под ред. А.К Бондаренко. – М.: Просвещение, 2001. – 169 с.
    Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст]: учебное пособие / Под ред. В.М. Букатова.– М.: «Флинта», 2007. – 450 с.
    Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2000 – 144 с.
    Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2004. – 190 с.
    Выготский, Л.С. Психология [Текст] /Под ред. Л.С. Выготского. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2007. – 859 с.
    Глушкова, Г.А. Игра или упражнение [Текст] / Г.А. Глушкова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 12. – С. 29 – 34.
    Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Дубровская // Дошкольная педагогика. – 2010. – № 6 (15) – С. 21 – 26.
    Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебное пособие / Под ред. С.А. Козлова. - М., 2008. – 306 с.
    Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Издательство «Смысл», 2009. – 228 с.
    Литвин, О.А.  История дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. О.А. Литвина. – М.: Просвещение, 2006. – 421 с.
    Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 306 с.
    Новоселова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 2005. – 207 с.
    Педагогика \ Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 2003. – 400 с.
    Педагогика \ Под ред. А.А. Буржаева. - М.: Норма, 2009. – 500 с.
    Педагогика \ Под ред. Д.А. Живновского. - М., 2007. – 336 с.
    Педагогика \ Под ред. Н.Г. Каменского. – М., 2008. – 407 с.
    Педагогика \ Под ред. П.И. Пидкасистого. – 5-е изд., доп. и перераб. - М., 2008. – 254 с.
    Педагогика \ Под ред. О.С. Семенова. - М., 2010. – 372 с.
    Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Под ред. Б.М. Семенова. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2007. – 608 с.
    Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 2003. – 96 с.
    Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.И. Аванесовой. – М.: Просвещение, 2001. – 192 с.
    Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -  М.: ВЛАДОС, 2002. – 463 с.
    Рожков, О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному развитию детей [Текст] / Под ред. И.В. Дворова. – М.: Издательство ИПО «МОРЭК», 2004. – 300 с.
    Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений / Под ред. С.Л Рубинштейн. – СПб: «Питер», 2005. – 255 с.
    Словарь практического психолога [Текст] / Под ред. С.Ю. Головина. – М.: Норма, 2008. – 800 с.
    Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / А.И. Сорокина. М.: – Просвещение, 2000. – 96 с.
    Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст]: учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и доп. / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – 196 с.
    Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии [Текст]: пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение: Владос, 2005. – 291 с.
    Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2003. – 164 с.
 
 


Приложение 1
Дидактические игры по изучению цвета
Игра: «Спрячь мышку»
Словарь: название 4 основных цветов – красный, желтый, зеленый, синий.
Демонстрационный материал: листочки бумаги 4 цветов (20 – 15), посредине  белый квадрат (8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же 4 цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка.
Раздаточный материал: цветные  листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты.
Ход занятия:
1. Смотрите, ребята, какая  маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая  она маленькая, пушистенькая, серенькая.  Погладьте ее.  Дети по очереди  гладят мышку.  
- А вы знаете, где живет  мышка? В норке. От кого прячется  мышка? От кошки. Смотрите, нет  ли где кошки, а то наша  мышка боится. Поможем мышкам  спрятаться в норке? Сейчас  мы поиграем с вами в игру  «Спрячь мышку».
2. Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу 4 квадрата четырёх цветов. Видите в окошко выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку».
Вызываю по очереди 3 младших  дошкольников и предлагаю им по очереди  закрыть три окошка, выясняю, все  или окошки хорошо закрыты.
Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её  исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей». 
 «Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку.  Детям раздается по одному листочку – «мышкиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов)  и по 4 квадрата всех цветов. « А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такова же цвета, как и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, у кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность детям,  исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.
3. Итог. «Все сегодня хорошо  играли, все спрятали мышек, только  некоторые ребята  ошиблись (указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно  хорошо спрячут мышек. 
 
Игра: «Подбери по цвету»
Дидактическая задача: закрепить представления о 4 основных цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение).
Наглядный материал: кукла.
Раздаточный материал: карточки – коврики (30х20), разделенная на 4 клетки (10х10) разных цветов; по две три  геометрические фигуры разного цвета (красный, синий, желтый, зеленый),  величины из картона.
Ход игры:
1. Дети сидят за столом. Слышен стук в дверь. Я открываю  дверь и виду куклу с корзинкой  в руках. В корзинке лежит  игра. « Смотрите ребята, к нам  в гости пришла кукла Таня  и принесла интересную игру. Здравствуй  Катя, поздоровайтесь с Катей  ребята. Кукла Таня хочет с  нами поиграть. Давайте посмотрим,  что лежит в корзине».
2.« Дети мы будем  играть в игру «Подбери по  цвету». У вас есть коврики  из разноцветных клеток. Посмотрите, какие геометрические фигуры  лежат на ваших тарелочках. Разложите  их по клеточкам коврика, так  чтоб их не было видно. У вас есть 2 фигурки одинакового цвета,  на такую вы их и положите.  А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Таней посмотрим, что у вас получится. Если фигура будет другого цвета, то она будет видна. Цвет фигуры должен совпадать с цветом коврика и самая нижняя совпадать по величине».
3. После того как, дети  разложили геометрические фигуры  кукла Таня ходит с воспитателем  по рядам и проверяет правильность  исполнения задания. Если ребенок  ошибается, то объясняю, почему  и куда правильно надо положить  фигуру. Подвожу итог. «Все ребята  молодцы, хорошо справились с  заданием. А кто ошибся, тот обязательно  сделает правильно в следующий  раз. Теперь я пойду к другим  ребятам, чтоб с ними тоже  поиграть. До свидания".
 
Игра: «У кого  какое платье»
Дидактическая задача: учить младших дошкольников выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона. Материал: Демонстрационный: Куклы. Вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья), фланелеграф, магниты.
Ход игры:
1. Смотрите, ребята, какие  красивые куклы водят хоровод  на нашем фланелеграфе. Давайте внимательно рассмотрим их и выясним, чем они отличаются друг от друга.
2.Чем отличаются друг  от друга наши куклы? Правильно,  цветом платья. Я буду показывать  вам куклу, а вы говорить, какого  цвета у неё платье. Показываю  по одной кукле и поочередно  опрашиваю младших дошкольников, уточняя и исправляя их ответы.
3. Итог: Какие молодцы,  ребята, многие из вас правильно  назвали цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого  цвета их платье. Так же мы  выяснили, что у основных цветов  есть оттенки и они имеют  свое название.  
 


Приложение 2
Дидактические игры на определение  формы
Игра: «Подбери фигуру»
Дидактическая задача: закрепить  представления младших дошкольников о геометрических фигурах, упражнять  в их назывании, научить подбирать  фигуры  по образцу, закрепить навык  обследования геометрических форм приемом  обведения и накладывания.
Демонстрационный материал: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.
Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических фигур, по 1 фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке.
Ход игры:
1. Посадить младших дошкольников  за стол и вынести из раздевалки  большого, мягкого зайца. «Смотрите,  кто к нам пришел. Это зайчик  из лесу прискакал. Он совсем  не знает, что такое геометрические  фигуры. Он перепутал все фигуры  и ни одной не вставил правильно.  Сейчас мы с вами поиграем  в очень интересную игру «Подбери  фигуру» и объясним зайчику,  какие бывают фигуры и как  их обследовать. 
2. Показать круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показать овал, тоже обводит его пальцем. «А это какая форма?». То же самое проделать с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы младших дошкольников воспитатель исправляет. Попросить младших дошкольников обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на наклеенную фигуру и только при полном совпадении – класть формы и такие же фигуры на подносах. Разложить все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с нарисованными.
3. Итог. « Мы сегодня  научились подбирать фигуры по  форме – круг, квадрат, овал, треугольник,  прямоугольник.  
 
Игра: «Кому какая форма»
Дидактическая задача: научить  младших дошкольников группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины.
Наглядный материал: большие мишка и матрешка.
Раздаточный материал: по 3 круга  и овала разных  цветов и размеров, по 2 небольших подноса для каждого  ребенка.
Ход занятия:
1. Сейчас я вам расскажу  одну историю, про игрушки.  Жили – были мишка и матрешка. И были у них яркие, красивые  фигурки. Как – то раз разбаловались  мишка и матрешка и перемешали  все фигуры. А так как они  внешне очень похожи, то сами  не смогли отличить овал от  круга. Вот и принесли к нам  в группу, чтобы мои умные ребятки  разложили по подносам овалы  от круга.  
2. Воспитатель демонстрирует  круг и овал, просит младших  дошкольников вспомнить название  этих фигур, показать, чем они  отличаются друг от друга, обвести  контуры фигур пальчиком. «  А теперь все кружочки положите  на один поднос  - матрешке, а  все овалы на другой поднос  – мишке». Наблюдает, как дети  выполняет задание, в случае  затруднений предлагает ребенку  обвести фигуру пальцем и сказать,  как она называется.
3. Итог.  «Мы сегодня  научились отличать круги от  овалов. Мишка все овалы отнесет  в лес, а матрешка  - заберет  круги домой. Принесите подносы  с кругами и отдайте их матрешке. Теперь вернитесь к своим столикам  и принесите подносы с овалами,  отдадим их мише. Молодцы, теперь мишка и матрешка с вами прощаются.         
 
Геометрическое лото
Дидактическая задача: научить  младших дошкольников сравнивать форму  изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.
Материал: 5 карточек и изображениями  геометрических фигур: по 1кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по 5 карточек с изображением предметов  разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный  шар), квадратный (коврик, платок, оконная  рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта).
Ход игры:
1. Ребята, нас окружают  геометрические фигуры. Сейчас мы  с вами поиграем в игру, которая  называется «Геометрическое лото»  и попробуем увиде
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.