На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Политическое лидерство и политический лидер

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и  науки Российской Федерации
Государственное общеобразовательное учреждение высшего  профессионального образования
     «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет
     информационных  технологий, механики и оптики»
Институт  международного бизнеса  и права
Реферат
по дисциплине «Политология»
на тему «Политическое лидерство и политический лидер» 
 
 

Выполнила: студентка III-ого курса
очной формы  обучения ИМБИП
группы 3443 Горохова А.С.
                                                                                      Проверил:___________________
____________________________
                                                                          Баллы:______________________
                                                                         Подпись:____________________
                                                                          «___» ________________2011год 
 

Санкт –  Петербург
2011

     Оглавление.

 
     Введение. 2
     Лидерство. Политическое лидерство. 3
     Лидер. Политический лидер. 9
     Институализация функций лидера. 15
     Современный политический лидер. 17
     Заключение. 20
     Список  литературы. 21 
 

 

     

     Введение.

 
   Лидерство существует во всех сферах общественной жизни - в бизнесе, науке, искусстве, семье и школе. Открыв словарь, мы можем прочесть, что лидер (англ. 1еаdеr - ведущий, руководитель) - это  лицо, способное воздействовать на других в целях организации какой-то совместной деятельности. Но особенно ярко лидерство проявляется в  сфере политики.
   Политический  лидер - это не просто организатор  политических действий и движений, это человек, способный изменить ход политической истории, определить направление политических процессов, обозначить перспективные политические цели.
   Политический  лидер - это человек, который руководит  не только политическими процессами, но и осуществляет функции по управлению обществом, способен изменять ход событий  и направленность политических процессов. Политическому лидеру надо обладать природными качествами такими, как  сила характера, воля, обаяние, решительность, тонкая интуиция. Профессиональные качества лидеров заключаются в аналитических  способностях, в умении быстро и  точно ориентироваться в обстановке, аргументированно противостоять чужому мнению.
 

     

     Лидерство. Политическое лидерство.

 
     Понятие лидерства широко распространено в  социологии, политологии, психологии и  ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов  эффективного руководства, а также  отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые успешно используются на практике.
     В современном обществоведении существует несколько подходов к определению  политического лидерства.
     Можно выделить следующие из них:
    Определение лидерства как влияния на других людей.
     Лидерство - это влияние, авторитет, власть и  контроль над другими. Однако не любое  влияние обеспечивает лидерство. Для  него характерны по меньшей мере три особенности:
     1) во-первых, чтобы влияние было  постоянным. К политическим лидерам  нельзя причислить людей, оказавших хотя и большое, но разовое воздействие на политический процесс, историю страны.
     2) во-вторых, руководящее воздействие  лидера должно осуществляться  на всю группу, организацию, общество. Известно, что внутри любого крупного  объединения существуют несколько  или даже множество центров  локального влияния. Причем постоянному  влиянию со стороны членов  группы подвергается и сам  лидер. Особенностью политического  лидера является широта влияния,  его распространенность на все  объединение.
     3) в-третьих, политического лидера  отличает явный приоритет во  влиянии. Отношениям лидера и  последователей присуще неравенство  во взаимодействии, однозначная  направленность воздействия от  лидера к членам группы.
     2. Лидерство - это управленческий  статус, социальная позиция, связанная  с принятием властных решений,  это руководящая должность. Такая  интерпретация лидерства вытекает  из структурно-функционального подхода,  предполагающего рассмотрение общества  как сложной, иерархически организованной  системы социальных позиций и  ролей. Занятие в этой системе  позиций, связанных с выполнением  управленческих функций (ролей)  и дает человеку статус лидера. Иными словами, лидерство - это  положение в обществе, которое  характеризуется способностью занимающего  его лица направлять и организовывать  коллективное поведение некоторых  или всех его членов.
     3. Политическое лидерство - это  особого рода предпринимательство,  осуществляемое на политическом  рынке, при котором политические  предприниматели в конкурентной  борьбе обменивают свои программы  решения общественных задач и  предполагаемые способы их реализации, на руководящие должности. При  этом специфика политического  предпринимательства состоит в  персонализации “политического товара”, его отождествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании этого товара как “общего блага”. Такая интерпретация политического лидерства вполне возможна. Однако она применима главным образом лишь к демократическим организациям: государствам, партиям и т.д.
     Политическое  лидерство означает не только поведение  людей, находящихся на высших ступенях власти, но и тех, кто находится  на среднем и более низким уровне; не только монархов, президентов и  премьеров, но и губернаторов, мэров, лидеров партийных организаций  и т.п. Под политическим лидерством имеется в виду не только лидерство  отдельных личностей, но и "коллективное лидерство" и взаимодействие лидера со своими последователями как единое образование. Это означает существование  лидерств не только в определенном типе общественных институтов (например, партии, законодательной власти или  бюрократии) или в политических процессах (например, в процессах принятия политических решений, выборов и революций); пожалуй, не найдется такой сферы общественной жизни, где бы ни существовало лидерства.
     Понятие политического лидерства имеет  два аспекта: формально-должностной  статус, связанный с обладанием властью, и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый аспект имеет ключевое значение для оценки личности как политического  лидера. Второй же аспект, являющий собой  личностные качества и реальное поведение  на занимаемом посту, определяет главным  образом лишь получение и сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного  и нерезультативного, “хорошего” или  “плохого” руководителя.
     Проблема  политического лидерства возникает  только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками  являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и  внутри парламентская деятельность (фракционная). Когда идет интеллектуальная непрерывная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы и устремления, тех или иных групп людей. Отсутствие условий необходимых для появления  проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем.
     Представления о политическом лидерстве тесно  связаны с понятием «политической  элиты». Политическая элита — это  группа людей, участвующая в принятии политических решений или воздействующая на принятие этих решений. Все люди различны по своим качествам. Наиболее талантливые индивиды и образуют элиту общества.
     Политическое  лидерство находится в неразрывной  связи с властью — это главный  компонент лидерства. Ведь лидерство  в том и состоит, что один или  несколько человек, подчиняя своей  воле массы других.
     Проблемы  лидерства обострились в связи  с общей политизацией жизни, усилением  политической борьбы. Амбиции политиков, их притязания, популизм могут принести существенный урон. Все большее значение в наше время приобретают проблемы формирования "команды" лидера и  вовлечение в активную деятельность молодых лидеров.
     Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним  относятся, прежде всего, потребность  в самоорганизации, упорядочении поведения  отдельных элементов системы  в целях обеспечения ее жизненной  и функциональной способности. Такая  упорядоченность осуществляется через  вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые  связи) распределение функций и  ролей, и прежде всего, через выделение  управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей  эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает  ни кто иной, как лидер.
     Среди современных теорий и концепций  политического лидерства особого  внимания заслуживают следующие.
     Теория  черт (Э. Богардус), в которой природа лидерства объясняется выдающимися качествами отдельных личностей. Сторонники этой теории представляют возникновение лидерства как результат срабатывания личных качеств, способностей руководителя, проявляющихся независимо от ситуации и настроения массы людей, которую они берутся возглавить. Среди черт присущих лидеру называют ум, твердую волю, целеустремленность, организаторские способности, компетентность. Ордуэй Тид выделял следующие черты: физическая и эмоциональная выносливость; понимание назначения организации и направления ее деятельности, лидер должен иметь цели и воодушевлять других на их достижение, энтузиазм. дружелюбие и привязанность, порядочность.
     Ситуационная  концепция (В. Дилл, Т. Хилтон) отстаивает идею зависимости лидерства от определенных внешних социальных условий. Лидер рассматривается как функция ситуации, детерминирующая роль отводится обстоятельствам. Авторы не отрицают определенное значение личных качеств лидера, но они рассматриваются как вторичные по отношению к факторам внешней среды. Лидеры используют “логику событий” в случаях, когда наступает подходящее время для того, чтобы пустить в ход свое влияние. “Закон ситуаций” гласит, что ситуация заранее задается и лидер, реагируя на нее должен постоянно демонстрировать черты и свойства, которые программировались этой ситуацией.
     Теория  личностно-ситуативная (Дж. Браун, Г. Гертц, К. Кейс) пытается найти компромисс признания роли как внешних, так и внутренних факторов обусловливающих деятельность лидеров. Более конкретным проявлением такого подхода является теория конституентов.
     Теория  конституентов (Ф. Стэнфорд) доказывает, что лидер является выразителем ожиданий, чаяний внешних по отношению к нему последователей (активисты, последователи, избиратели) и соответствие лидера своему статусу определяется не столько его личностными качествами, сколько его способностью удовлетворить запросы и интересы тех, кто обеспечил его становление. Поэтому, в силу доминирования внешнего влияния лидер неизбежно превращается в своеобразную «куклу» поддерживающих его социальных кругов.
     Психологические концепции (З. Фрейд, Э. Фромм, Т. Адорно) акцентируют внимание на субъективных сторонах лидерства. По мнению З. Фрейда, в основе лидерства лежит подавленное либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к власти. Авторитарная личность стремится избавиться от своих комплексов путем навязывания своей воли другим людям. Психоаналитическое направление расширило представление о внутренних мотивациях стремления к лидерству.
     В структуре теоретических моделей  важное место занимает понятие «стиль лидерства», с помощью которого определяются способы достижения лидером своих  целей. Западный исследователь Д. Бёрнс выделил три стиля лидерства:
     - стиль «невмешательства», которому  свойственно то, что лидер неохотно  выходит из узкого круга своей  личной ответственности и компетентности: «стоять у руля» государственной  машины с многочисленными ее  сложностями - не его стихия;
     - стиль «координатора», предполагает  более активное участие лидера  в повседневном течении государственных  и общественных дел, но лидер  такого типа исходит из чисто  прагматических соображений –  сохранить единство и стабильность  своей структуры, расширять поддержку  электората;
     -стиль  «реформатора», обязывает лидера  не только заявлять принципиальные  идеологические убеждения, но  и иметь политическую волю  к тому, чтобы воплотить свою  идею в жизнь. 
 
 

 

     

     Лидер. Политический лидер.

 
     Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.
     С незапамятных времен человечество познало  только три способа выдвижения лидеров: борьба за лидерские позиции в  иерархии, которая предполагает фактически насильственные способы их достижения; упорядоченное наследование по признакам  родства, старшинства; выборы по законам  демократии, древней и примитивной  или же современной, сложной и  изощрённой.
     В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически  в каждом виде деятельности, и в  любой исторический период.
     Термин  “лидер” имеет два значения:
    индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным “эталоном”, к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы).
    лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.
     Положение лидера вынуждает его быть очень  аккуратным в повседневной и политической жизни, ибо его дела, поступки, поведение, качества постоянно на виду и все  это более строго оценивается  людьми, и от этого во многом зависят  успех или неудача той партии, того курса, того направления которому он служит.
     Существует  много различных типологий лидеров. Наиболее простую из них составляет разделение их на лидеров в собственном  смысле слова и вождей. Когда лидерство  перестает быть рациональным, начинает опираться на иррациональные, эмоциональные  предпочтения толпы, на массовый психоз, лидер превращается в вождя. Тогда  общество отождествляется в массовом сознании с государством, политика — с идеологией, воля вождя —  с волей народа.
     Еще одна типология берет начало от классической типологии господства, разработанной  М. Вебером.
     Соответственно  в ней выделяются три типа лидеров:
     1. Традиционные лидеры — их власть  основывается на традиции, является  привычной и ни у кого не  вызывает сомнений; например, при  восшествии на престол законного  наследника династии он становится  политическим лидером страны  по праву традиции престолонаследия.
     2. Легальные лидеры — они приходят  к власти благодаря действию  правовых механизмов, то есть  избираются или назначаются на  вакантные руководящие должности.  Такое лидерство, хотя и зависит  во многом от личных качеств  избираемого, наполовину заключено не в нем самом, а в должности, которую он занял. Потеряв должность, он потеряет и власть.
     3. Харизматические лидеры ближе  всего к вождям, вернее, власть  вождя типологически подпадает  под эту категорию. Власть харизматического  лидера опирается на реальные  или воображаемые личностные  качества, имеющие сверхъестественную  или, по крайней мере, иррациональную  природу. Когда массы убеждаются  в отсутствии или ослаблении таких качеств лидера, их интерес к нему пропадает, и он теряет власть.
     Лидерство и лидеры - сфера деликатная и  тонкая. В ней легко нарушить меру, сорваться в области неудач, даже впасть в крайности - то ли чрезмерно  преувеличить роль лидера, то ли серьезно недооценить лидера, его возможности, способности, не воспользоваться ими.
     Тут многое зависит и от непосредственного  окружения, "команды", круга помощников, советников, экспертов, консультантов  и т. д. Естественно, что каждый и  должен и вправе играть свою роль и  не поддаваться искушениям политики и власти.
     Необузданные  политические амбиции, притязания, популизм могут приносить существенный урон. Все большее значение в наше время  приобретают проблемы формирования "команды" лидера и вовлечение в активную деятельность молодых  лидеров.
     Политический  лидер - это символ общности и образец  политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти. Причем данное определение особо подчеркивает первостепенную значимость субъективных качеств политического лидера и  утверждает, что лидерство создается  стихийно, самим народом.
     Личность  политического лидера является сложнейшим образованием и состоит из различных  взаимосвязанных элементов. Не все  они в одинаковой степени "ответственны" за политическое поведение.
     Наиболее  влиятельные личностные характеристики:
    представления политического лидера о себе самом;
    потребности и мотивы, влияющие на политическое поведение;
    система важнейших политических убеждений;
    стиль принятия политических решений;
    стиль межличностных отношений;
    устойчивость к стрессу.
     Лидер политический - глава государства, руководитель политической партии, общественной организации, движения.
     В настоящее время особое внимание обращается на лидерство на различных  уровнях государства, общества, различных  коллективах, а так же коллективное лидерство. Без глубокого знания проблем уровня жизни, интересов  различных общностей людей, общественного  мнения трудно претендовать на роль политика даже местного масштаба.
     В тоже время, очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или  иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться  на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение  по политической лестнице до самых  ее высот.
     Но  в тоже время сама политическая система  не должна зависеть от личных качеств  политического лидера, его слабостей  и достоинств. Иначе эта система  не будет демократичной, а скорее всего, будет прообразом будущей  диктатуры. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности. Опасность для политического лидера также представляет собой и негативизм, обвинение и бичевание "врагов".
     Прошедшее время подтвердило необходимость  выдвижения на руководящие посты  политических лидеров нового, демократического типа способных вести подлинную  борьбу за влияние в среде граждан, доказывающих свою способность управлять  словом и делом.
     Проблема  компенсации реальных или воображаемых дефектов личности была поставлена ещё  известным психологом А. Адлером. Согласно его концепции, человек для компенсации низкой самооценки стремится к власти как средству такой компенсации. Таким образом, самооценка, будучи не адекватной, может стимулировать поведение человека в отношении политически целей - власти, достижений, контроля и других.
     Политический  лидер в любой ситуации за редким исключением ведёт себя в соответствии с собственной самооценкой. Поведение его зависит от того, кем и как он себя осознает, как он сравнивает себя с теми, с кем он взаимодействует.
     Очень важно заметить что, чем выше самооценка, у политиков, тем хуже они реагируют  на ситуацию, тем ниже их реактивность. Лидеры с высокой самооценкой  менее зависимы от внешних обстоятельств, они имеют более стабильные внутренние стандарты, на которых они основывают свою самооценку.
     Политические  деятели с низкой самооценкой  оказываются более зависимыми от других людей и таким образом, более реактивными. Они являются более чувствительными и изменяют свою самооценку в зависимости от одобрения или неодобрения других.
     Самооценка  политического лидера накладывает  очень важный отпечаток на внутри- и внешнеполитический курс его страны. Если у него в течение жизни  сформировалась заниженная самооценка то его постоянное недовольство собой могло быть той самой движущей силой, которая толкала его на взятие всё новых и новых барьеров в сфере внутренней или внешней политики. Такими были Ленин, Сталин, Никсон, Рейган, такими являются Саддам Хусейн, Дудаев. Каждой своей победой они постоянно доказывали себе, что они чего-то стоят. Но взятые барьеры их уже не радовали. И они стремились к новым, чтобы опять удостовериться в собственной значимости. Заниженная самооценка толкает политического лидера на "великие" шаги на международной арене: крупномасштабные военные или, наоборот, миротворческие акции, неожиданные для окружения экстравагантные повороты во внешней политике и многое другое.
     Лидеры  государств, с завышенной самооценкой  переоценивая собственные качества политика и главнокомандующего, зачастую не замечают всеобщей и внешней, и  внутренней реакции на свой курс на международной арене. Они упиваются собственным успехом и относят критику к злобствующим завистникам.
     Другой  тип лидеров, с завышенной самооценкой  сталкиваясь с недооцениванием их политики как в стране гак и за рубежом, сильно страдают от аффекта неадекватности. Когда их политика строилась с их собственной точки зрения на принципах высокой морали или же казалась им продуманной и продуктивной, а она была воспринята как безнравственная или же бессмысленная, то тогда такие политические лидеры шли на самые неожиданные шаги. Американский президент Джонсон очень сильно страдал, что его вьетнамская война стала вызывать негативное отношение и в США, и в мире. Его близкие советники отмечали, что весьма часто, получив донесение об острой негативной реакции в других странах и в различных слоях американского общества, сетуя на то, что его не ценят, не любят и не понимают, он отдавал приказ об очередной бомбардировке Вьетнама. Круг, тем самым, замыкался.
     Лидеры  с адекватной самооценкой представляют лучший образец партнеров на политической арене. Их внешняя и внутренняя политика не мотивирована стремлением к самоутверждению. Адекватно оценивающий свои политические способности лидер, как правило, уважительно и высоко оценивает  других лидеров. Не боясь, что его  унизят, обидят, обойдут, твердо зная, собственную  высокую цену, считая себя не хуже других с кем ему приходится взаимодействовать, такой лидер будет вести политику, которая позволила бы добиться поставленных целей и дала бы обоюдную выгоду.
 

     

     Институализация функций лидера.

 
     Процесс зарождения политического лидерства  можно наблюдать на примере стихийно возникшего митинга. Он может начаться на базе спонтанно собравшейся толпы  без участия политических лидеров. Однако в ходе такого митинга обычно появляются инициаторы, пытающиеся перевести  эмоциональный порыв в коллективные действия. Если это удается, то инициаторы становятся зачинщиками, которые могут  повести людей, скажем, на штурм правительственных  учреждений. В том случае, если лежащие в основе преимущественно стихийных действий людей, потребности и мотивы имеют для них достаточно высокую личностную значимость и требуют систематических коллективных усилий, то в процессе их осуществления происходит устойчивое распределение функций и их институциализация, появляются лидирующие позиции и сами политические лидеры, т.е. возникают элементы политической организации. Примерно таким способом возникло после августовского 1991 г. путча в СССР, движение защитников “Белого Дома” и конституировались его лидеры.
     Институализация лидирующих позиций отражается в понятии формального лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах, и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах.
     Субъективная  способность и готовность человека к выполнению роли лидера, а также  признание за ним права на руководство  со стороны членов группы (организации, общества), характеризуется категорией неформального лидерства. В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институализация лидирующих позиций может не происходить, здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества лидеров, их способность объединить группу, повести ее за собой.
     В крупных объединениях, эффективность  коллективных действий которых требует  четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности  управления и жесткости подчинения (например, в армии), институализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями обязательны. Именно к такому типу объединений и деятельности относится политика. В ней действуют огромные массы людей, ставящие перед собой вполне определенные, ясно осознанные цели и испытывающие непрерывное противодействие со стороны политических оппонентов. В силу таких особенностей политики, институализация и формализация лидирующих позиций, проявляются в ней особенно отчетливо. Это придает формальным аспектам политического лидерства особое, приоритетное значение. В политике, выполнение потребностей социальной системы и ее подсистем в самоорганизации и упорядочении деятельности масс людей, зависит не столько от индивидуальных качеств лидеров (хотя это тоже очень важно), сколько от силы и влияния институтов власти.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.