На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психологическая классификация профессий

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание

Содержание 2
Ведение 3
Становление психологии профессий 4
Предмет, задачи и методы профпсихологии 5
Основные  концептуальные положения 7
Основы дифференциальной психологии профессий 10
Понятие профессии 10
Психологическая классификация профессий 14
Заключение 20
Список литературы 21
 


Ведение

Актуальность темы реферата обусловлена рядом теоретических  и практических проблем в современной  психологии труда.  Прежде всего необходимо отметить. Что в современном обществе продолжается рост количества профессий, в связи с развитием рыночной экономики нашей страны. Что отмечают Климов Е.А., Зеер Э.Ф., Маркова А.К. и др. Вместе с тем практическое приложение психологии труда в различных социальных сферах требует дальнейшей разработки и осмысления понятия профессий с психологической точки зрения. Это породило такую научную сферу как профессиоведение. Часть которого является психология профессий.
Одновременно следует  отметить, что, не смотря на активное развитие психологии профессий, недостаточно современных описаний профессий в рамках психограмм и профессиограмм. Даже справочники по профессиям включают в среднем до ста профессий, что очень мало. Таким образом, в настоящее время нельзя считать удовлетворительной ситуацию теоретического и эмпирического исследования данных феноменов. Научные исследования проведенные в интересующей нас области расширяются, но их рост не соответствует потребностям практики.
Проведенный анализ показывает ряд условий, порождающих рассматриваемую  проблему:
    Практика психологического обеспечения различных видов деятельности выдвигает большое количество задач перед психологами в профессиональной сфере, что порождает противоречие между требованиями практики и реальными теоретическими исследованиями
    На смотря на более широкое развитие психологии труда мы обнаружили, что существует недостаточность информации по исследованию психологии профессий, что порождает противоречие между имеемыми данными и потребностями в них.
Эти противоречия послужили  отправной точкой в проблемной ситуации актуально требующей нашего реферативного исследования по теме психология профессий.
 


Становление психологии профессий  
 Становление и институциональное  оформление отечественной психологии  профессий как самостоятельной  отрасли прикладной психологии  обусловлено политическими, экономическими  и научно-исследовательскими предпосылками.  
В становлении профпсихологии как самостоятельной отрасли психологии можно выделить три этапа:   
1. Возникновение в конце XIX в.  психотехники как направления  в психологии, решающего психологические  проблемы научной организации  труда. Основными задачами исследования  психотехники являлись рационализация  трудовых приемов и условий  труда, снижение аварийности и  травматизма, совершенствование  производственного обучения. 
2. Развитие в начале XX в. самостоятельной научной отрасли — психологии труда (С.Г.Геллерштейн, А.К.Гастев и др.). Ее основные исследовательские задачи — закономерности формирования и проявления психики человека в труде, а также вопросы профотбора, профконсультации и трудовой экспертизы.
3. Выделение в 70-х гг. нашего  столетия в психологии труда  и индустриальной психологии  задач, направленных на решение  проблем взаимозависимости человека  и профессии. Эта область психологии  труда стала называться профпсихологией или психологией профессий. В рамках профпсихологии объединяются исследования по профконсультации, выбору профессий и профессиографии.  
Однако прямой перенос данных зарубежного  опыта представляется непродуктивным. Иные социально-экономические условия  и социокультурные традиции обусловливают необходимость построения отечественной психологии профессий.  
Выделение профпсихологии обосновывается тем, что в настоящее время речь идет не о приспособлении человека к профессиональному труду, а о его взаимосвязи с отдельной профессией, а также миром профессий в целом. Основными задачами исследований становятся описание и анализ профессионального поведения и его профессиональной биографии, а также развитие личности с начала профессиональной подготовки до ухода из профессиональной жизни.[1,11-15] 
 


Предмет, задачи и методы профпсихологии

 
 Согласно наиболее общему определению, психология — это  наука о законах отражения  объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения  животных. Дифференциально-интеграционные процессы в науке и практике привели  к образованию большого числа  отраслей психологии, каждая из которых  решает свои проблемы, имеет собственный  предмет, ведущие понятия, методы и  объяснительные принципы. Дифференциация обусловлена накоплением научных  фактов, знаний о закономерностях, механизмах психики. Главное же, что позволяет  выделить самостоятельную отрасль  науки, — это наличие собственного предмета исследования. 
Предметом профпсихологии являются психологические особенности, закономерности, механизмы профессионального становления личности. Отсюда следует, что профпсихология — это отрасль прикладной психологии, изучающая закономерности формирования профессиональных намерений, выбора профессии, овладения ею, становления и оценки специалиста и профессионала, а также профессиональных деструкции личности.   
Объектом профпсихологии является взаимодействие личности и профессии.   
Особо следует подчеркнуть  различие предметов психологии труда  и профпсихологии. Е.А.Климов так характеризует «...ядро психологии труда как науки: это отрасль психологии, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда».   
Профпсихология изучает профессиональное становление личности. В центре ее исследования — профессиональное развитие личности и профессиональное самоопределение. Личность при этом рассматривается как субъект профессионального становления.   
Важное значение придается  профессиональному поведению специалиста  в различных с оц и о культурных и социоэкономических условиях. Исследуются индивидуальные предпосылки и условия овладения конкретной профессией, а также ее влияние на структуру личности. Главное внимание обращается на профессиональные достижения, обусловленные когнитивными, мотивационными и психомоторными признаками личности. Анализируются отношения между человеком и его профессией, а также между профессиональной ролью и структурой мира профессий, исследуется социальное восприятие различных профессиональных ролей.   
Профпсихология пристально изучает значение профессиональной деятельности для современного человека, исследует траекторию индивидуального профессионального становления личности, развитие профессиональных экспектаций в детстве, детерминанты профессиональной зрелости, профессиональные ценности и мотивы труда, удовлетворенность профессиональным трудом, а также влияние профессии на биографию конкретного человека.   
Важными аспектами профпсихологии являются анализ профессиональной деятельности, установление типичных профессиональных задач, ситуаций, трудностей, выяснение профессиональных требований.   
Основываясь на анализе исходной проблемной ситуации и определении  предмета профпсихологии, сформулируем ее основные задачи;   
1) обоснование методологии  профпсихологии, включающей концепцию профессионального становления личности, ведущие понятия и принципы исследования;   
2) разработка исследовательских  методик, адекватных предмету  профпсихологии, и проектирование собственных методов;  
3) психологический анализ, классификация и характеристика  профессий; разработка принципов  и методики проектирования профессий;   
4) исследование психологических  механизмов и закономерностей  профессионального становления  личности; определение факторов, детерминирую- анализ кризисов профессионального становления;   
5) изучение профессиональных  деструкции специалиста; стагнации  и деформаций личности, снижения  профессиональной работоспособности;   
6) разработка психодиагностических  средств мониторинга профессионального  развития личности и аттестации  специалистов:  7) психологическое сопровождение профессионального становления личности; поддержка, стимулирование и помощь.
В течение всей профессиональной жизни человека; профконсультирование, личностно-развивающие технологии профессионального образования, аттестация, психотехнологии профессионального роста, профессиональная коррекция и реабилитация, психологическая подготовка к уходу из профессии. Исследовательские методы профпсихологии имеют общепсихологическое происхождение, методика отражает специфику предмета изучения. Профпсихология использует для исследования методы общей, возрастной, педагогической психологии, а также психологии труда. Специфическими методиками исследования профпсихологии являются метод составления профессиональной психобиографии, метод критических инцидентов, профессионально ориентированная графология, экспертная оценка профессионализма, ретроспекция профессиональных кризисов, рефлексия профессиональных деформаций и др.[1,15-19] 
 


Основные  концептуальные положения

 
 Методологической основой профпсихологии является концепция профессионального становления личности. Суть этой концепции заключается в том, что, выбирая профессии, осваивая их, профессионально совершенствуясь, личность изменяется; обогащается направленность, формируется опыт и компетентность, развиваются профессионально важные качества. Профессиональное становление сопровождается кризисами, конфликтами и деструктивными изменениями. Темп и траектория этого процесса детерминируются биологическими и социальными факторами, собственной активностью личности, а также случайными обстоятельствами, жизненно важными событиями и профессионально обусловленными инцидентами.   
Профессиональное становление — это большая часть онтогенеза человека, которая охватывает период с начала формирования профессиональных намерений до завершения профессиональной жизни. В этом гетерохронном процессе можно выделить стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профадаптации, профессионализма и мастерства. Кратко профессиональное становление можно определить как «формообразование» личности, адекватное деятельности, и индивидуализацию деятельности личностью.   
Ведущие понятия и основные концептуальные положения профпсихологии обобщены в табл.1. 
Таблица 1
Ведущие понятия
Концептуальные  положения
1
2
Профессиональное становление
Профессиональное становление  — это развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального  образования и подготовки, а также  продуктивного выполнения профессиональной деятельности
Стадии профессионального  становления 
Профессиональное становление  — процесс ге-терохронный, в отдельные периоды наблюдаются спады и скачки (вершинные достижения), конфликты и кризисы в зависимости от взаимодействия факторов индивидного, личностного и профессионального развития. В этом индивидуальном целостном процессе можно выделить стадии, характеризующиеся социальной ситуацией и ведущей деятельностью. К ним относятся стадии оптации, профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, первичной и вторичной профессионализации и профессионального мастерства
Вариативность профессионального  становления 
Темп и траектория профессионального  становления вариативны и определяются четырьмя группами факторов: возрастными, индивидуально-психологическими, профессионально-технологическими и социально-экономическими
Профессиональный рост
Профессиональный рост предполагает постоянное обогащение направленности, компетентности и профессионально  важных качеств, повышение эффективности  трудового функционирования
Психологическое сопровождение  профессионального становления
Создание условий и  возможностей для продуктивного  решения задач профессионального  развития и саморазвития личности, профессионального самоопределения  и самореализации, оказание психологической  поддержки и помощи человеку в  преодолении деструктивных тенденций  личностного и профессионального  развития
Профессиональное самоопределение
Самостоятельное осознанное согласование профессионально-психологических  возможностей человека с содержанием  и требованиями профессиональной деятельности, а также нахождение смысла выполняемого труда в конкретной социально-экономической  ситуации
Профессиональное самосохранение
Личностно ориентированная  система продуктивного профессионального  функционирования человека, заключающаяся  в готовности к постоянному самоизменению и самореализации своих профессиональных возможностей, самопроектированию и реализации продуктивных сценариев профессиональной жизни, преодолению деструктивных вариантов профессионального развития и карьеры
Деструкции профессионализации
Количественные (кумулятивные) и качественные (инновационные) изменения  в процессе профессионализации сопровождаются стагнацией и деформацией личности
Профессиональная самоактуализация
Ускорение профессионального  роста путем активизации потенциала личности, проявление сверхнормативной профессиональной активности, а также участие в разного рода развивающих психотехнологиях
Профессиональная социализация
Вхождение в профессию  и ее освоение сопровождаются профессиональной социализацией: нахождением своего места в профессиональной стратификации, выработкой профессионального менталитета, формированием ролевого поведения  и профессиональной идентификации

 
[1,19-21] 

Основы  дифференциальной психологии профессий

Понятие профессии

 
 Исходным концептуальным понятием профессиоведения является профессия. Трактовок понятия «профессия» в профессиоведческой литературе много. Прежде всего это занятие, требующее специальной подготовки, которое человек практикует регулярно и которое служит ему источником средств к существованию. Далее, профессия объединяет группу людей,' занимающихся однотипной деятельностью, внутри которой устанавливаются определенные связи и нормы поведения. Профессия выступает как особая форма социальной организации трудоспособных членов общества, объединенных общим видом деятельности и профессиональным сознанием. По определению Б.Шоу, профессия — это заговор специалистов против непосвященных.[1,122]
.А. Климов выделил следующие  значения употребления понятия "профессия":
    область приложения сил человека (как субъекта труда);
    общность людей-профессионалов;
    подготовленность человека, позволяющая выполнять определенную работу;
    деятельность, сам процесс реализации трудовых функций.[3,107]
Позднее Е.А. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия":
1. Профессия как общность людей,  занимающихся близкими проблемами  и ведущих примерно одинаковый  образ жизни (известно, что профессия  все-таки накладывает свой "отпечаток"  на всю жизнь человека). Конечно, уровень жизни (при общности самого образа жизни) может различаться у профессионалов с разной степенью успешности (кто-то научился "хорошо зарабатывать" за свой труд, а кто-то даже не стремится к тому, обнаруживая иные "радости" в своей профессии), но базовая система ценностей у представителей данной профессии примерно одинаковая, что и позволяет им говорить о ком-то из своих коллег как о более или менее состоявшемся специалисте (даже независимо от получаемых "доходов").
2. Профессия как область приложения  сил связана с выделением (и  уточнением) самого объекта и  предмета профессиональной деятельности  психолога. Здесь также решается  вопрос, в каких сферах жизнедеятельности  человек может реализовать себя  как профессионал. Применительно к некоторым сферам, например, к психологии, можно заметить, что вся история психологии (и философии) - это непрекращающиеся попытки понять, что же такое "психика", и как, с помощью какого "метода" ее лучше исследовать и развивать.
3. Профессия как деятельность  и область проявления личности. Часто забывают о том, что профессиональная деятельность не просто позволяет "производить" какие-то товары или услуги, но, прежде всего, она позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал и создает условия для развития этого потенциала (напомним, что еще К. Маркс говорил, что главный результат труда - это не производимые товары, а "сам человек в его общественных отношениях").
4. Профессия как исторически  развивающаяся система. Интересно, что само слово "профессия" восходит к латинскому profiteri - говорить публично. Таким образом, в феномене профессии исконно скрыты события, являющиеся предметом и общей и социальной психологии. Естественно, сама профессия меняется в зависимости от изменения культурно-исторического контекста и, к сожалению, возможны ситуации, когда изначальный смысл профессии может существенно извращаться. В частности, психология, по сути своей ориентированная на развитие неповторимой личности человека, может в определенные исторические периоды использоваться для откровенной манипуляции общественным сознанием и создания в сознании отдельных людей иллюзии решения их проблем (особенно когда эти психологические проблемы умышленно не связывают с общественными проблемами). 
5. Профессия как реальность, творчески  формируемая самим субъектом  труда (например, самим психологом). Это означает, что даже культурно-историческая  ситуация (эпоха) не является тотально  доминирующей, поскольку многое  зависит от конкретных специалистов. Именно они должны сами определять  место своей профессии (и свою  личную "миссию") в общественной  системе, а не просто выполнять  работу "по инструкции". Именно  благодаря конкретным специалистам  данная наука и данная практическая  сфера развиваются. Вероятно, подлинное  величие того или иного профессионала  определяется тем, насколько он  сумел содействовать развитию  своей науки не столько "благодаря"  сложившимся обстоятельствам (и  социально-экономическим условиям), сколько "вопреки" этим обстоятельствам.  А идеальным вариантом творческой  самореализации в профессии является  ситуация, когда работник даже  неблагоприятные обстоятельства  сумеет использовать во благо  (здесь нет никакого противоречия, т.к. нередко именно преодоление  трудностей позволяет сделать  что-то действительно значительное).[5,145-205]
Можно выделить следующие  основные характеристики профессии:
    это ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда);
    это общественно-полезная деятельность. Хотя четкого критерия "полезности" не существует, но интуитивно даже простые люди прекрасно понимают, от какого работника больше пользы, а от какого - меньше. Правда, неопределенность общественной полезности разных видов труда все-таки порождает сильную спекуляцию по этому поводу. Например, с помощью изощренной демагогии обосновывается, что труд спекулянта гораздо важнее труда честного труженика, а соответственно, обосновывается, что и получать он должен намного больше (в десятки раз - пример современной РФ). Вероятно, одним из перспективных направлений профессиографии должен стать не только традиционный анализ операционально-технологического содержания труда (этим неплохо занимаются технологи на производстве), сколько обоснование более справедливой оценки разных профессионалов с позиций психологического и культурологического анализа;
    это деятельность, предполагающая специальную подготовку (заметим, что это именно современное понимание профессии, хотя еще К. Маркс говорил о том, что "при развитой промышленности работник вынужден будет постоянно обновлять свою профессию").
    это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (моральное и материальное), дающее человеку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития (сейчас в качестве такого вознаграждения выступают в основном деньги);
    это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (чем человек занимается, дело человека, его работа - это его главная "визитная карточка");
    наконец, можно вспомнить определение профессии, данное еще в 1913 г. С.М. Богословским: Профессия - есть деятельность, и деятельность такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию", но при условии, что эта деятельность признается за профессию личным самосознанием данного лица. Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии - отношение конкретного работника к данной работе как к своей "профессии". Заметим, что данное понимание профессии было предложено С.М. Богословским задолго до Э. Фромма, который позже рассуждал об "отчужденном характере", когда человек не воспринимает свою работу как личностно значимую.[4,161-162]
Все это позволяет совершенно по-новому анализировать профессиональную деятельность с собственно психологических позиций. Например, даже если работник работает хорошо и им вполне довольно начальство, в психологическом плане у  него могут возникать серьезные  проблемы, когда он ненавидит то, что делает и т.п. 
Примечательно, что у американцев  различаются понятия "труд", "трудовые занятия" (occupation), связанные с различными уровнями выполнения работы, и собственно понятие "профессия" (profession), с которой связывают относительно высокие уровни выполнения данной работы.[5,46]
Квалификация - это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют: 1) формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и 2) реальную квалификацию, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Нередко рассогласование между реальной и формальной квалификацией конкретного работника лежит в основе многих производственных конфликтов. Например, неопытного работника (с низкой реальной квалификацией) ставят "по блату" на высокооплачиваемую работу и это, естественно, вызывает либо зависть со стороны других работников (если они, не обладая высокой квалификацией, сами хотели бы оказаться на его месте), либо это вызывает их справедливое негодование (если, конечно, у них еще сохранилось чувство собственного достоинства).
Интересно, что А.К. Маркова выделяет близкое понятие - "профессиональную компетентность", понимаемую как "индивидуальная готовность человека выполнять данную работу на высоком уровне".[6,31]
Должность является более размытым и путаным понятием, поэтому определить это понятие сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы (фраза: "меня на должность поставили" нередко и переводится так, что "из меня начальника сделали"). Иногда должность совпадает с пониманием квалификации (старший, младший сотрудник). Более распространенное понимание должности - это любая фиксированная работа и профессия (нередко в анкетах можно даже увидеть графу: "место работы и должность").
Более узкое определение  профессии с точки зрения конкретного  человека приводит В.Г.Макушин: профессия — это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию.  
Обобщение имеющихся трактовок  позволяет дать следующее определение. Профессия (лат. ргоГеззю) — это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества.  
В англоязычной среде различают  понятия «профессия» (ргоГеззюп) и «занятие» (оссираНоп). Термин «профессия» применяется лишь к небольшому кругу высокостатусных видов профессиональной деятельности. Все другие виды деятельности относятся к специальностям или видам работы, занятий.  
В отечественном профессиоведении разводят понятия «профессия» и «специальность». Профессия — понятие более широкое, чем специальность, ее отличительными признаками помимо профессиональной компетентности являются также социально - профессиональная компетенция, профессиональная автономия, самоконтроль, групповые нормы и ценности. Профессия, как правило, объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия — врач, специальности — терапевт, педиатр, окулист, уролог и др.; профессия — инженер, специальности — конструктор, технолог, металлург и др.; профессия— слесарь, специальности — сантехник, электрослесарь, слесарь-инструментальщик и др.  
Специальность — это комплекс приобретенных путем профессионального  образования, подготовки и в процессе работы специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности в  рамках той или иной профессии. Таким  образом, специальность — один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, направленный на достижение более частных или промежуточных  результатов либо на достижение общих  результатов специфическими средствами.[1,122-126]  

  Психологическая классификация профессий

 
 Психологическая классификация профессий  предназначена для профориентационной работы. Как уже было отмечено, мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тыс. профессий и около 40 тыс. специальностей. Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям. Особенностью психологической классификации является отказ от социологических, экономических и технологических критериев.  
Психологическая классификация  профессий должна обеспечивать валидную диагностику профессиональных интересов, склонностей и способностей. Отсюда возникает проблема нахождения психологических критериев, позволяющих объединить профессии в группы. Но главное, необходимо, чтобы классификация профессий облегчала нахождение профессии, в наибольшей мере удовлетворяющей личность, т.е. выбор профессии.  
Изучение литературы позволило  остановиться на критериях, максимально  учитывающих соответствие личности и профессии, так называемую профессиональную пригодность. При этом согласовываются  востребованные профессией психологические  структуры личности. По этим критериям  можно также осуществлять профессиональный отбор из числа лиц, которые будут  более успешно выполнять конкретную деятельность.
 В современных классификациях  эти критерии уже не используются  и ссылка на них — дань  истории психологии труда.  
Важной проблемой классификации  профессий были и остаются методы сбора данных, характеризующих профессию. К ним относятся наблюдение, самостоятельное  выполнение деятельности (трудовой метод), опрос работников, наблюдаемый опрос  на рабочих местах и др.  
Широкое распространение  за рубежом получили классификации  профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств  темперамента. Рассмотрим примеры таких  классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре  личности.  
Прежде всего необходимо выделить классификацию профессий  Дж.Холланда, разработанную в 1966 г. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж.Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.  
На основе установления основных компонентов направленности — интересов  и ценностных ориентации — Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский и художественный. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: реалистический тип — на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств, интеллектуальный — на умственный труд, социальный — на взаимодействие с социальной средой, конвенциональный — на четко структурированную деятельность, предпринимательский— на руководство людьми и' бизнес, художественный — на творчество. Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.  
Дж.Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды. Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами1.  
 Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее — конвенциональный.  
Суть теории Дж.Холланда заключается в том, что успех в профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом зависят, в первую очередь, от соответствия типа личности типу профессиональной среды, которая создается людьми, обладающими схожими позициями, профессионально значимыми качествами и поведением. Работники одной профессии обусловливают и определенную профессиональную среду, адекватную одному из шести выделенных тип
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.