На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Китайская модель смешанной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…1
1  Понятие смешанной экономики……………………………………………….3
1.1 Смешанная экономика как наука, ее характерные черты и особенности....3
1.2 Страны со смешанным типом экономики…………………………………...6
2 Структура экономики Китая…………………………………………………..17
2.1 Экономика Китая…………………………………………………………….17
2.2 Направления развития китайской экономики……………………………...19
2.3 Китай во внешнеэкономической деятельности……………………………22
2.4 Китайская экономика в условиях кризиса…………………………………28
3 Китайская модель смешанной экономики…………………………………...30
3.1 Основа китайской модели…………………………………………………...30
3.2 Понимание китайской модели с точки зрения истории…………………..30
3.3 Китайская модель смешанной экономики…………………………………32
3.4 Китайская модель как «социалистическая смешанная экономика»……...35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список использованных источников………………………………………….  40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире ни одна из стран не может развиваться  в условиях самоизоляции. Они существует не в вакууме и не могут находиться в отрыве от других стран. Страны связаны  между собой с помощью экономических  отношений. Поэтому процесс исторического  развития рано или поздно ставит перед  любой страной вопрос о необходимости  изменения ее экономической системы, приспособления  к новым, изменившимся условиям развития современного мира. Мировая практика показывает, что  в стремлении к более выгодной организации рыночного хозяйства, страны заимствуют друг у друга подход и методы решения основных экономических  проблем.
Заметный и постоянно  растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в  Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость. Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира, включая и Россию. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами. Успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.
Необходимые внутренние предпосылки  для этого есть. Китай обладает большой территорией, является крупнейшей страной по численности населения, занимает важное геостратегическое положение и особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) [1, 158].
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время Китай является одним из самых ярких примеров государств, добившихся большого успеха в экономике. Таким образом, изучая историю развития его экономики и ее модель, можно понять причины такого успеха и применить на практике данные сведения в целях изучения и анализа систем других государств или для дальнейшего и более глубокого исследования данной страны.
        Целью работы является изучение смешанной модели китайской экономики.
      Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач: 
    изучить смешанную экономику как науку,
    дать характеристику экономике государства Китай,
    изучить смешанную модель экономики в Китае.
     Смешанная экономика – это тип современной общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и Японии, а также в продвинутых развивающихся странах. Смешанная экономика - это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство. Китай является страной со смешанным типом экономики. В данной курсовой работе будут рассмотрены общие характеристики Китая, его экономика, ее основа, историческое развитие и традиции, а также понятие смешанной экономики, ее черты и особенности
      Работа изложена на 40 страницах и имеет следующую структуру: введение, 3 главы, заключение и список использованных источников.
      Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность, формулируются цели и задачи исследования.
      В первой  главе рассматривается понятие  смешанной экономики, а также  страны со смешанным типом  экономики.
      Во второй  главе рассматривается структура  экономики Китая, направления ее развития, внешнеэкономическая деятельность Китая, а также его экономика в условиях кризиса.
      В третьей  главе рассматривается китайская  модель смешанной экономики, а  именно что является основой  китайской модели, понимание ее  с точки зрения истории, а  также китайская модель как  «социалистическая смешанная экономика».
      В заключении  изложены основные выводы и  подведены итоги, сделанные в  ходе изучения материала.
      В библиографии  содержится список использованных  источников, изученных в ходе  выполнения данной работы, составляющий  22 наименования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Понятие смешанной экономики
 
      В данной  главе будет рассмотрено понятие  смешанной экономики, ее особенности  и характерные черты, а также  дана краткая характеристика  стран с данным типом экономики.
 
 
      Смешанная экономика как наука, ее характерные черты и особенности
 
      Смешанная  экономика – это тип современной общественно-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и Японии, а также в продвинутых развивающихся странах. Смешанная экономика - это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство.
      Смешанная экономика носит многосекторный, многоукладный характер. Частная собственность, составляющая каркас рыночного хозяйства, сосуществует и взаимодействует в ней с государственной собственностью, собственностью неприбыльных организаций, коллективными и кооперативными формами собственности. На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства, образуются различные сектора и уклады национальной экономики. Основными секторами в развитых странах являются частный сектор, включающий уклады среднего, крупного и мелкого предпринимательства, монопольно-олигархический уклад; государственный, муниципальный кооперативный и семейный сектора, сектор неприбыльных организаций: каждый сектор занимает свою нишу в экономике в зависимости от того, насколько эффективно он удовлетворяет ту или иную потребность общества [2, 73].
      Для смешанной экономики характерна интеграция частных и общественных начал, которая пронизывает развитие всех форм собственности, секторов и укладов, механизмов регулирования и определяет как тенденции ее развития, так и ее противоречия. Это проявляется во все большем превращении частной собственности из индивидуальной в частно-коллективные формы собственности, в развитии различных форм акционерной собственности, в т. ч. трудовой, собственности различных институтов и фондов, осовременивании индивидуально-частной и мелкогрупповой собственности, усилении роли собственности неприбыльных организаций.
      Усложняется и механизм экономического регулирования, который образуется противоречивым взаимодействием рыночного и государственного экономического и социального регулирования.
      Современные смешанные общественно-экономические системы это социально ориентированные системы. Об их социальной направленности свидетельствуют высокие жизненные стандарты различных социальных слоев. Сужается шкала дифференциации доходов и уменьшается социальное расслоение. Средние (по доходам) слои и группы составляют ядро социальной структуры общества и основу его социальной стабильности.
      Рост благосостояния, сглаживание социальной дифференциации, активная социальная политика государства, включающая развитие системы социальной защиты и социальных гарантий, ведут к смягчению социальных конфликтов, открывают возможности для постепенного движения развитых стран к социальному консенсусу. Тем не менее, время от времени и в условиях сотрудничества различных социальных групп и слоев вспыхивают социальные конфликты различного масштаба. За пределами консенсуса остаются некоторые наиболее уязвимые и эксплуатируемые группы наемных работников: иммигранты, временные работники, нелегально проживающие иностранные рабочие.
      Общая линия на развитие смешанной  системы не означает однообразия  и стандартизации. Реально в разных  странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими "национальными коэффициентами смешения" разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияния тех или иных социально-политических сил и т.п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.
      Но,  тем не менее, все эти системы можно условно разбить на группы, объединенные общими чертами и признаками. Классификация может идти по  различным показателям.
        С минимальным участием государства в  регулировании национального  хозяйства. В этой модели преобладает сфера рынка по сравнению с государственным сектором. Таково положение в США. Здесь примерно 4/5 валового национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под контролем государства. В данной модели государство выполняет в первую очередь минимально необходимые функции. Прежде всего, делом государства является обеспечение экономики нужным количеством денег, которое должно предотвращать инфляцию. Другой государственной функцией является регулирование внешних эффектов, которые представляют собой побочные последствия хозяйственной деятельности отдельных участников рынка. Государство призвано: а) измерять внешние эффекты и проводить перераспределение доходов граждан с помощью специального налога; б) предотвращать «социальные выбросы» (проводить предварительную государственную проверку проектов строительства новых предприятий на их экологическую безопасность); в) административно запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей; г) обязывать предпринимателей затрачивать капитал на восстановление разрушенной природной среды. Особая задача государства — управление нерыночным сектором национального хозяйства, который предоставляет населению товары и услуги общественного пользования. Речь идет о национальной обороне, государственном управлении, единой энергетической системе и национальной сети коммуникаций, всеобщем образовании, здравоохранении, фундаментальных науках и т.п.
      С максимально допустимым участием государства  в хозяйственном  механизме (при сохранении рынка). Данная модель основывается на значительном развитии государственного сектора экономики (до 40% ВНП находится под государственным контролем). Такое положение можно наблюдать в Швеции, Австрии, Германии, Японии, Южной Корее и Китае. Прежде всего, государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. В этих целях оно улучшает рыночный механизм: разрабатывает и осуществляет хозяйственное законодательство, обеспечивает сохранность рыночных связей, улучшает положение дел на отдельных видах рынков.
     Далее, государство  старается стабилизировать экономическое  развитие: сглаживать взлеты и  падения деловой активности, сдерживать  безработицу, поддерживать устойчивый  экономический рост. В период  кризисного спада оно увеличивает  выплаты пособий по безработице,  расширяет возможности получения  кредита, уменьшает норму процента. Напротив, в период хозяйственного  подъема сокращаются пособия  безработным, уменьшается объем  государственного кредита, повышается  норма процента.
      Государство регулирует социальные отношения. Особое внимание при этом уделяется отношениям между работодателями и трудящимися. Государство определяет размер минимальной заработной платы, следит за обязательным заключением коллективных договоров между предпринимателями и профсоюзами, а также проверяет условия труда на предприятиях. Разрабатываются и проводятся в жизнь программы экологической безопасности населения, принимаются меры к развитию образования, здравоохранения [3, 265].
     В другой классификации можно выделить несколько моделей. Неоэтатистский вариант основан на кейнсианской концепции и подразумевает большое влияние государства на развитие экономики. Эта модель характерна для таких стран как Япония, Франция, Великобритания и Италия. Неолиберальный вариант смешанной экономики является вариантом социально-регулируемой рыночной экономики. Слишком большое вмешательство государства нежелательно, поэтому рыночный механизм не был скован столь узкими рамками. Большое внимание здесь отводилось месту работника в участии управлением предприятия, также проводилась денационализация объектов. Эта модель существовала в США и ФРГ. Модель централизованного согласия являлась как бы компромиссом между двумя другими моделями. В этом случае существовало согласие разных социальных сторон. В двухсторонней системе этими сторонами являлись работники предприятий и государство, а в трехсторонней отдельно выделялась администрация этих предприятий. Такая модель была характерна для Швеции [4, 79]. 
 
 
      Страны со смешанным типом экономики
 
        К странам со смешанным типом экономики могут быть отнесены следующие государства:
         1. Шведская  модель.
      Термин “шведская модель” возник в связи со  становлением  Швеции  как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении  государств. Он появился в  конце  60-х  годов,  когда  иностранные  наблюдатели  стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной  политикой реформ  на  фоне   относительной    социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ  успешной  и безмятежной Швеции  особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
      Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые  отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей  рыночные  отношения  и государственное регулирование,  преобладающую  частную  собственность  в сфере производства и обобществление потребления.
      Еще один способ определения шведской модели исходит из того,  что  в шведской политике  явно  выделяются  две  доминирующие  цели:   полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет  методы  экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (имеется  в виду,  прежде  всего, сфера   перераспределения,   а    не государственная    собственность) рассматриваются как результаты этой политики.
      Наконец, в самом широком смысле шведская модель  это весь  комплекс социально-экономических и политических  реалий  в  стране  с  ее  высоким уровнем жизни и широким масштабом  социальной  политики.  Таким  образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.
      Основными целями модели, как уже отмечалось, в  течение  длительного времени были полная занятость и выравнивание  доходов.  Их  доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения.  Более полувека с 1932 г. (за  исключением  1976-1982  гг.)  у власти  находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ). Швеция  отличается  от других стран принятием полной занятости в качестве главной  и  неизменной цели экономической  политики,  а шведский  народ в целом активный  ее сторонник.
     Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г.  выдвинул  концепцию Швеции  как “дома народа”, где говорилось об  общности  интересов нации в создании общего дома,  большие группы  населения вне рабочего  движения  смогли принять его взгляды.  В Швеции  социал-демократические идеи  привлекают значительную часть средних слоев.
           На экономическое развитие, определенное влияние оказали культура  и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций  является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире  компания  “Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до  сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.
     Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен,  конкурентоспособности шведской  промышленности  и   экономического роста.   В частности, инфляция - угроза, как равенству, так и конкурентоспособности шведской   экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы  поддержания полной  занятости,  которые не приводят к инфляции  и отрицательному  воздействию на  экономику. Как показала  практика,  дилемма между безработицей  и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели.
      Шведская  модель  исходит  из  положения,  что   децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство  не  вмешивается  в производственную деятельность предприятия, а активная политика  на  рынке труда должна свести к минимуму социальные  издержки  рыночной  экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного  сектора  и  как можно  большем  перераспределении  государством   части   прибыли   через налоговую систему  и  государственный  сектор  для  повышения  жизненного уровня населения, но без воздействия на  основы  производства.  При  этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.
      Это привело к очень большой роли государства   в   Швеции   в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги  и государственные расходы,  достигшие рекордных   уровней.   В реформистской идеологии   такая    деятельность    получила    название  “функциональный социализм”. На шведскую модель значительное влияние оказывают исторические предпосылки, культура и традиции, к которым следует относить и предпринимательство, зародившееся в стране давно. Шведская модель смешанной экономики на протяжении уже нескольких десятилетий является достаточно стабильной и устойчивой, т. к. дает людям социальные гарантии и уверенность в завтрашнем дне. Правительство старается  обеспечивать полную занятость населения, устанавливает социальные гарантии,  в том числе и заботится о пенсионном обеспечении. Поэтому для Швеции не характерны забастовки рабочих и массовая безработица, являющиеся протестом против существующего строя или социально-экономического положения дел в стране.
      Коммунальная собственность в стране не слишком велика и сконцентрирована в основном в сфере жилищно-коммунальных услуг. Национализации подлежат предприятия связанные с добывающей промышленностью, транспортом, судостроением. Эти предприятия обычно являются акционерными обществами.
      Основой шведской модели является положение о том, что рыночная система производства должна быть децентрализованной. Государство не вмешивается в деятельность фирм, но активно занимается перераспределением доходов граждан и проводит активную политику на рынке труда, поэтому так велико его роль в управлении национальным доходом. Экономическое регулирование в Швеции имеет всеобъемлющий и широкий характер: государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство [5, 32]. 
       2. Американская  модель.
      Современная американская модель смешанной экономики представляет собой либеральную рыночную модель, где приоритетными являются частная собственность, рыночно-конкурентные механизмы и высокий уровень социальной дифференциации населения. Для современной модели смешанной экономики в США характерны следующие изменения:
      - Значительный  рост информационного сектора.
      - Усиление неравенства населения, которое становится  всё более сложным. Однако оно происходит наряду с резко возросшим жизненным уровнем населения.    
      Малообеспеченные граждане могут существовать на приемлемом уровне за счёт выплат социальных пособий и частичной компенсации их затрат. Из этого следует вывод, что американская модель не стремится к социальному равенству, а наоборот лишь увеличивает разрыв между богатыми и бедными. Также к отличительным качествам американской модели можно отнести стремление к личной инициативе и личному успеху, а не к работе в группе. По своей сущности эта модель ближе к рыночной, так что государство старается не вмешиваться в экономику. Но в отдельных отраслях промышленности доля рыночного сектора значительно превышает долю частного. В США большую роль в экономике играет наука и наукоемкие отрасли. Значительная доля доходов американских компаний создается за пределами страны, что указывает на глобализацию экономики. Успешное функционирование американской смешанной экономики обусловлено помимо прочих факторов постоянным притоком трудовых ресурсов из-за рубежа.
      Пришедшая к власти в 1980 г.  ультраконсервативная  республиканская  администрация  Р. Рэйгана провозгласила курс на сокращение  государственного  вмешательства  в экономику, укрепление рыночного начала  в  хозяйственном  механизме  страны, поощрение частнокапиталистической инициативы. В  принятой  конгрессом  США  в 1981 г. экономической программе президента  Р.  Рейгана   предусматривалось общее снижение  ставок подоходного налога на 23%,  выгодное в первую очередь состоятельным слоям,  и предоставление  крупных налоговых льгот корпорациям, замораживание роста федеральных расходов,  в первую очередь за  счет  урезывания  социальных  программ,  сведение к минимуму государственного регламентирования хозяйственной деятельности,  проведение ограничительной кредитно-денежной  политики.
      Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на  развитие  экономики США в 80-х годах,  научно-техническая  революция  и  структурная  перестройка хозяйства. Ускорение использования научно-технических достижений и  массовое распространение технических новшеств позволяет охарактеризовать  десятилетие 80-х годов в США как начало новой фазы  научно-технического  прогресса.  Суть ее составляет переход к формированию технического уклада, в центре  которого принципиально новые формы соединения науки с производством,  создание  новых элементов материальных и духовных производительных сил. Основу его  образуют микроэлектроника, робототехника, информационные системы, производство  новых видов  материалов,  биотехнология.  Особый  упор  делается  на  формирование рабочей силы, соответствующей новому техническому базису производства. Ускоритель    этого    процесса всеобъемлющая компьютеризация производства, охватывающая применение  станков с  программным  управлением,  центров  обработки  и   хранения   информации, роботов,  гибких  производственных  систем   и   других   современных   форм автоматизации  производства  и  управления.  Среднегодовые  темпы   прироста продукции электро-вычислительной техники с конца 70-х годов в  течение  ряда лет удерживались на уровне 20-25%, а производство настольных  компьютеров  в первой половине 80-х годов ежегодно удваивалось.
       Экономическое  развитие США,  как  и   других  государств  членов  НАТО, участвующих в  гонке  вооружений,  убедительно  свидетельствует  о  пагубном влиянии наращивания военного потенциала на экономику. Иначе и быть не может, так как использование экономических ресурсов для военных приготовлений есть растрата  части общественного   продукта, ежегодно повторяющееся безвозмездное изъятие  их  из  воспроизводственного  процесса. Достаточно обратиться к бюджету Соединенных Штатов в 80-х годах, чтобы  стала ясной  прямая  зависимость  между  ростом  расходов  на   военные   цели   и сокращением доли ассигнований на социальные нужды.
      США удалось с помощью высоких ставок ссудного  процента  обеспечить  в 80-х годах в крупных масштабах приток капитала из-за границы. Использование внешних источников  финансирования  позволило  США,  в течение   рядя   лет, преодолевать противоречия между интересами государства и  частных  заемщиков капитала на внутреннем кредитном рынке. Оборотной стороной такой перекачки финансовых ресурсов из других буржуазных  государств   явилось   быстрое увеличение  внешней  задолженности  США.   Еще   в   1983 г. Заграничные капиталовложения США составляли 834 млрд. долл., а иностранные в  США  711млрд. долл., а в 1985 г. соответственно 940 и 980 млрд.  долл.  Это  значит, что в середине 80-х годов самый крупный кредитор капиталистического мира превратился в чистого должника. Такого развития событий никто не мог предвидеть еще в начале 80х годов.
      Эта модель, основанная на частной собственности, не ограничивает рыночные механизмы и дает возможность рынку самому находить точку равновесия. Поэтому государство здесь играет регулирующую, а не контролирующую роль. Однако в некоторых отраслях экономики государство сохранило лидирующие позиции. Например, оно контролирует систему образования, оборонную промышленность, ведает социальными вопросами и частично здравоохранением. Государство также оказывает помощь предприятиям и гражданам в виде льготных кредитов, ипотечных программ, выплаты социальных пособий и т. д. Однако социальное неравенство в США достаточно велико, несмотря на все попытки уменьшить разрыв в доходах. Частичное свертывание программ помощи малоимущим и рост конкуренции способствовали этому явлению. В 60-х годах прошлого века пришла кредитно-денежная политика, которая регулировала объем денежной массы в стране путем изменения процентной ставки.
      В последние годы повышенное внимание уделяется науке и наукоемким отраслям, поэтому большие средства из бюджета тратятся на оказание финансовой помощи исследовательским центрам, институтам и т. д. Правительство понимает, что без должного развития науки и внедрения новых технологий в производство страна станет неконкурентоспособной на мировой арене. Также в США развита кредитная система. Кредитами повсеместно пользуются не только юридические, но и физические лица. Регулирование этой сферы осуществляется Федеральной резервной системой (ФРС). ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.
      Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики США является государственный (федеральный) бюджет. Бюджетно-налоговое регулирование применяется правительством, прежде всего, для сглаживания остроты кризисных явлений и для создания стимулов по поддержанию темпов экономического роста. Налоговая система в США включает прямые и косвенные налоги (акцизы). По степени пропорциональности к облагаемой сумме они делятся на прогрессивные и регрессивные. На всех уровнях взимаются: индивидуальные подоходные налоги, налоги с прибыли корпораций, налоги и взносы в фонды социального страхования, налоги на наследство и дарение, акцизы, таможенные пошлины. Штаты и местные органы управления взимают налоги с розничной продажи, налоги на движимую и недвижимую собственность. Применяется льготное налогообложение.
      Американская социально-экономическая модель, в отличие от других моделей, ориентируется на минимизацию участия государства в производстве товаров и услуг, на дерегулирование своей экономики. Доля прямого вмешательства государства в экономику в последние десятилетия здесь явно снижается, а доля государственного финансирования социальной сферы (соцобеспечение, здравоохранение, образование, наука и т.д.) растет.
      В экономике США очень мало государственных предприятий, и почти все они находятся в секторах ВПК и АЭС, то есть в стратегически важных видах производства, защищенных социальным законодательством. Вмешательство же государства в производство заключается, в основном, в обеспечении условий частной конкуренции, антимонопольной борьбы, соблюдения контрактных и иных соглашений и правопорядка вообще.
      Американская социально-экономическая модель базируется на акционерном капитале. Бурный рост этой формы частной собственности в США начался раньше, чем в других странах, и шел на протяжении всего ХХ в. Особенно быстро и масштабно нарастала численность мелких совладельцев, предприятий малого бизнеса.
     В отличие от многих других социально-экономических моделей капиталистических государств американская модель в качестве главного источника накопления и инвестиций имеет не кредитно-банковскую, или финансовую систему, а фондовый рынок. При этом огромную роль в инвестиционном процессе страны играют всевозможные частные фонды – пенсионные, инвестиционные, страховые и пр. На их долю приходится до 60% стоимости акций на фондовом рынке США. Именно фондовый рынок обеспечивает быстрый и четкий переход собственности из одних рук в другие, когда предприятия в целом или по частям становятся попросту товаром, ориентирующимся на платежеспособный спрос.
      Практически все финансовые учреждения в США являются частными – акционерными, кооперативными, государству же принадлежит небольшое число специализированных кредитных учреждений, которые выполняют конкретные функции по поддержанию стабильности главных звеньев кредитной системы, а также кредитованию сельского хозяйства и жилищного строительства.
      Важнейшей чертой американской социально-экономической модели является её ориентация на ускоренный научно-технический прогресс, на формирование инновационной модели своей экономики. В 2006 г. США расходовали на НИОКР 330 млрд. долл., Евросоюз – 150, Япония – 120, Россия – 30-40 млрд. долл. По уровню инновационности и конкурентоспособности своей экономки США идут впереди Японии и ЕС. В США и Великобритании, где наука и предпринимательство тесно связаны друг с другом, большое распространение получили крупные территориальные научно-производственные комплексы в виде технопарков и технополисов, которые пользуются активной поддержкой государства и местных органов власти, – в США их более трехсот.
      Американская социально-экономическая модель традиционно опирается не только на рыночные биржевые и инновационные ценности, но и на ценности протестантизма – независимость, прагматизм, личную ответственность и инициативу. Здесь традиционно действует принцип «помоги себе сам», а не расчет на помощь со стороны, в частности от государства. В США трудно себе представить такие государственно-частные монополии, как, например, Газпром, Авиапром или РАО ЕЭС [5, 79]. 
      3. Германская модель.
      Современная модель  смешанной экономики в Германии  представляет собой социальное рыночное хозяйство, где рыночные принципы сочетаются с функционированием многослойной  институциональной структуры субъектов социальной политики, призванной смягчить их жесткость или элиминировать их  недостатки. В связи с этим  важнейшей задачей правительства становится обеспечение баланса между рыночной  эффективностью и социальной справедливостью.
      В основе  рыночной  эффективности лежат принципы  конкурентной политики, среди них, принцип «оптимальной интенсивности» конкуренции. Он предполагает  «широкую»  олигополию с умеренной индивидуализацией продукции. Основные принципы конкурентной политики отражены в конкурентном праве, которое все в большей степени  ориентируется  на европейское. Особое внимание в нем уделяется защите качества конкуренции. В процессе конкурентной борьбы могут быть использованы только те средства, которые обеспечивают эффективность процесса и делового общения. В случае нарушения  общепринятых  этических  норм  предусматривается  возмещение ущерба. Наряду с этим товарные знаки и марки защищены правовыми нормами и приняты ограничения во времени для патентов (20 лет).
      Эффективность  рынка в Германии определяют  по его соответствию интересам потребителя  (т.е. суверенитета потребителя).  Во  избежание  стать «забытым  социальным  партнером»  на  уровне  правительства  постоянно принимаются  меры  по  элиминированию  «навязчивой»  рекламы  и недостаточной  прозрачности  рынка. Однако  эффективная  конкуренция предусматривает ответственность, инициативу и активность каждого человека в обеспечении своего существования по принципу «всё, что человек в состоянии сделать сам, не должно выполнять за него общество» (так называемый принцип дополнительности). В социальной политике германского правительства предусматривается справедливость,  социальная  защита  и  социальный  мир.  Социальная справедливость предполагает справедливое распределение произведенных благ среди всех  членов  общества. Она призвана сглаживать неравномерность в первичном распределении доходов. Государство в этом  случае  гарантирует определенный уровень жизни каждому гражданину своей страны. Социальная защита  охватывает  мероприятия, которые предохраняют  население от различных жизненных рисков  (страхование на  случай  болезни,  несчастных случаев,  выплата пенсий  и пособий по  безработице и др.),  т.е.  государство берет на  себя  ответственность за  условия существования каждого члена общества.  Социальный  мир  предусматривает  социальное  согласие  на  уровне всех социальных групп.
      В   связи  с  обеспечением  сочетания   рыночной  эффективности  и  социальной  справедливости  правительство   осуществляет  активную государственную  политику. Несмотря на это, в экономике Германии появились тенденции, аналогичные американским.  В  частности,  в  стране  возникли проблемы,  связанные  с  занятостью  населения.
      Германская модель, сочетающая рынок с высокой степенью государственного интервенционизма, характеризуется следующими чертами:
      - индивидуальная  свобода как условие функционирования  рыночных механизмов и децентрализованного принятия решений. В свою очередь,  это условие обеспечивается активной  государственной политикой поддержания конкуренции;
- социальное  равенство  - рыночное распределение  доходов  обусловлено объемом  вложенного  капитала или количеством   индивидуальных усилий, в то время   как достижение относительного  равенства требует энергичной  социальной политики. Социальная  политика опирается на поиск  компромиссов между группами, имеющими  противоположные интересы, а также  на прямое участие государства  в предоставлении социальных  благ, например, в жилищном строительстве; - антициклическое  регулирование; 
- стимулирование  технологических  и организационных инноваций;
- проведение  структурной  политики;
- защита  и поощрение  конкуренции. 
     Перечисленные особенности германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из которых является органическое единство рынка и государства.
      Другой  особенностью экономического пути развития Германии является так называемый «рейнский  капитализм», характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии крупными акционерами промышленных компаний и компаний в сфере услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются более сильными, чем в других странах мира.
      В современное  время Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности. У Германии в конце 1990-х годов были довольно низкие темпы роста ВВП, которые были почти в три раза ниже, чем у США в этот же период. Зарегистрирован самый высокий с 1933 г. уровень безработицы, который в свой пик (в марте 1997 г.) составил 11,3% экономически активного населения. Вплоть до лета 1999 г. продолжал снижаться курс немецкой марки, достигнув уровня 1,92 марки за доллар США в конце июля. Высокий уровень социальных гарантий привел к тому, что 40% чистой прибыли немецких компаний идет на оплату труда, на отчисления в социальные фонды. Из 100 евро чистой заработной платы в среднем на отчисления работодателей в социальные фонды приходится 81 евро. Достаточно велик уровень пособий по безработице, что способствует иждивенчеству части немцев. Для поддержания социальных пособий на должном уровне используется мощный фискальный пресс на население и компании. Уровень налогообложения в стране к концу 1990-х годов достиг невиданных размеров.
      Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных  инвестиций приводит к тому, что  Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. В Германии, несмотря на утроение объема иностранных инвестиций в экономику страны до величины 58 млрд. долл. в 2002 г., на долю иностранных инвесторов приходится 7,5%.
Доля  государственных  расходов в экономике  Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных  расходов порождает проблему с дефицитом  бюджета и государственным долгом. Усложняет проблему социально-рыночного  хозяйства Германии консолидация восточных  и западных земель.
      Для экономики  Германии характерна «сверхиндустриализация», то есть достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению со многими развитыми странами мира. Только Япония является в большей степени индустриальной, чем Германия. Это не случайно, так как специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной продукции. Несомненно, что Германия в конце 2002-го года достигла определенного пика развития национальной модели экономики, которая теперь нуждается в серьезной модернизации. Скорее всего, Германии потребуется либерализация экономики и консервативные реформы по американскому образцу. Из-за слабости структурных преобразований в экономике Германия с каждым разом все менее справляется со своей ролью локомотива развития Европы и ЕС [5, 128].
      4.Японская  модель.
      Темпы экономического роста послевоенной Японии, достигнув пика в 50-х годах (среднегодовой прирост ВВП составлял 14,9%), обнаружили затем долговременный понижающийся тренд: в 60-х — 11,3%. За этим трендом стоит смена этапов экономического развития страны. Среди них — этап реформ первых послевоенных лет (1946—1952 гг.), этап высоких темпов роста (1955—1973 гг.), этап адаптации к росту цен на сырье и топливо и к интернационализации экономики (1974—1989 гг.) и этап структурного кризиса 90-х годов.
     В годы «экономического чуда» Япония преодолела техническое отставание от наиболее развитых стран и освоила технологии массовой переработки сырьевых и топливных ресурсов и массового стандартизированного выпуска готовых изделий.
      Сегодня Япония единственная из развитых стран  проводит широкомасштабные экономические  реформы.
     Начиная с 1994 г. правительство принимало годовые программы дерегулирования, а в 1998 г. была принята трехлетняя программа, пересмотренная и дополненная 31 марта 2000 г. В ней было намечено дерегулирование трудовых отношений (условий найма рабочих и служащих), сделок с недвижимостью, банковского дела, страхования, операций с ценными бумагами. В Японии, где долгосрочное планирование было сначала ориентировано на экспортный потенциал, добились успехов в обеспечении экономического роста. Однако вследствие ухудшения общемировой экономической конъюнктуры появились трудности, связанные с платежным балансом и инфляцией. Проблема была решена двумя способами. Во-первых, японские компании добились успехов за счет концентрации и интернационализации производства. Во-вторых, были созданы условия для доступа иностранного капитала в страну. Сначала было разрешено его участие в пропорции 50/50, а затем число предприятий для иностранного капитала было расширено. В результате в Японии, как и в других странах неоэтатистской ориентации, интерес к долгосрочному планированию и государственному регулированию упал.
      Японская  модель  смешанной экономики представляет  собой модель регулируемого корпоративного  капитализма,  в которой благоприятные возможности накопления  капитала  сочетаются  с активной  государственной политикой и особым социальным значением корпоративного начала. Экономике Японии 90-х годов ХХ в. были  присущи проблемы,  связанные с потерей индекса конкурентоспособности;  с организацией  новой волны экспортной экспансии в Азии; с последствиями азиатского финансового кризиса; с темпами экономического  роста.  Свою  первую  позицию в индексе конкурентоспособности Япония потеряла еще в 1991 г. В последующие годы положение ухудшилось: в 1995 г. - пятая позиция, в 1997 г.- десятая, в 1998 г. - восемнадцатая позиция. Причем в 1998 г. Япония пропустила вперед не только индустриальные страны, но и Тайвань, Австралию и Новую Зеландию. Такая ситуация  была  обусловлена политикой дешевого  доллара,  проводимая  США, желающими расширить «свою собственную экспортную  экспансию».
      В 2000 г. прирост ВВП составил 2,4%, промышленного производства — 5,9%. Началось  дерегулирование рынка труда. Численность  работающих по временным контрактам начала расти после того, как были сняты ограничения на профессии по временному найму. До последнего времени японские компании устанавливали низкий возрастной лимит (40 лет) для приема на работу, но в конце 2000 г., по примеру США, возрастной лимит был вообще отменен. К концу 2000 финансового года (к апрелю 2001 г.) совокупный внутренний долг центрального правительства и местных администраций достиг 130% ВВП. Это наихудшая в развитом мире фискальная ситуация. Абсолютная цифра накопленного долга составила 689 трлн. иен (5,6 трлн. долл.). Отрицательные эффекты долгового кризиса, испытываемого правительством, будут серьезны. Только на обслуживание государственного долга в 2000 финансовом году было затрачено 25,8% расходной части бюджета. Кроме того, держатели облигаций японского правительства, видя, что национальный долг растет, уходя в бесконечность, могут начать предъявлять эти бумаги к продаже. На внутреннем рынке оптовые цены практически неизменны. Их годовой прирост на 0,1% объясняется только подорожанием импортной нефти. Розничные цены снизилась на 0,7%. Это считается тревожным явлением, напоминающим об опасности «дефляционной спирали». Цены на товары длительного пользования снизились больше всего — на 20% по сравнению с уровнем 1995 г. Растущий импорт из Китая и других стран с низкими издержками тоже оказывает давление на цены. Но важнейшей причиной снижения цен является вялость потребительского спроса [5, 196]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Общая характеристика государства Китай
 
      В данной  главе рассматриваются общие  сведения о экономико-географическом  положении Китая и о его  политике.
 
 
      Общие сведения о Китае
      Китай занимает обширную часть  территории Восточной и Центральной  Азии. Площадь страны — 9,6 млн.  км2 (третье место в мире после  России и Канады), что составляет  почти 1/4 площади Азии.
      Многообразие ландшафта Китая  отнюдь не удивительно. Эта  огромная страна протянулась  с севера на юг, от берегов  пограничной сибирской реки Амур  до поросших пальмами островов  в Южно–Китайском море на 5500 км, и с запада на восток, от перевалов Памира до полуострова Шаньдун на 5200 км. Протяженность сухопутных границ Китая — свыше 20 тыс. км, а длина береговой линии — 18 тыс. км. Граничит Китай с Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном, Индией, Непалом, Бутаном, Лаосом, Вьетнамом, Северной Кореей, Монголией, Мьянмой.
      Горы с вершинами, взметнувшимися  выше 8 тыс. м, пески и барханы  бескрайних пустынь, просторные  равнинные пастбища и узкие  долины, стиснутые со всех сторон  террасовыми полями; широкие реки, идиллические озера и изумрудная  зелень рисовых полей — все  это Китай. 
      Трудно представить себе более  своеобразную, загадочную и притягательную  страну. Здесь контрасты во всем  и на каждом шагу: сжигающий  все живое зной азиатских пустынь,  буйство тропических лесов Южного  Китая и вечный холод и безмолвие  ледников «крыши мира» — Тибета; фешенебельные кварталы Пекина  со сверкающими зеркальными зданиями  банков и хижины из стеблей  бамбука, крытые пальмовыми листьями; респектабельные молодые служащие  совместных предприятий и банков, свободно говорящие по-английски,  и миллионы крестьян, которые  могут позволить себе горячую  пищу лишь раз в день, а мясо  — по праздникам; тысячелетняя  культура, утонченная философия  и толпы людей на улицах, изо  всех сил работающие локтями,  чтобы пробиться к автобусу  или в вагон метро. И все  же, несмотря на всю экзотику, есть в Китае что-то очень  близкое, знакомое и понятное  нам, может быть, общее социалистическое  прошлое. Не зря казахстанские  туристы чувствуют себя в этой  стране как дома [6, 385].
 
 
      Экономико-географическое положение Китая
 
      Китай – государство в Центральной и Восточной Азии. 35 градусов Северной широты, 105 градусов Восточной долготы.
      Территория. (граница Индии с Китаем является спорной; после длительных переговоров два небольших участка российско-китайской границы были демаркированы только в 1997 г.; большая часть границы с Таджикистаном является спорной; 33-ех километровый участок границы с КНДР в горах Пэктусан не определен; Китай оспаривает острова Спратли у Малайзии, Филиппин, Тайваня, Вьетнама и, возможно Брунея; спорной является морская граница с Вьетнамом в заливе Тонкин; Парасельские острова захвачены КНР, но оспариваются Вьетнамом и Тайванем; КНР выдвигает претензии на японские острова Сенкаку; наземный участок границы с Вьетнамом не определен; Китай рассматривает Тайвань как мятежную провинцию).
      Общая площадь - 9 596 960 кв. км, площадь суши - 9 326 410 кв. км, площадь рек и озер - 270 550 кв. км.
      Использование земель: Пахотные земли - 10%, земли, используемые в растениеводстве - 0%, земли, используемые в животноводстве - 43%, леса - 14%, остальные земли - 33% [7].
      В Китае часты тайфуны (около пяти в год на южном и восточном побережье); наводнения; цунами; землетрясения; засухи.
      Китай находится в умеренном, субтропическом и тропическом климатически поясах. Юго-Западная часть Китая занята Тибетским нагорьем (средняя высота около 4 500 м.), обрамленным горными системами Гималаев, Каракорума, Куньлуня, Наньшаня и Сино-Тибетскими горами; на Западе и Северо-западе - высокие равнины (Таримская, Джунгарская, Алашань) и горы Восточного Тянь-Шаня. Восточная часть страны менее высока; на Северо-востоке - Маньчжуро-Корейские горы, Большой и Малый Хинган, равнины и бассейны реки Сунгари, южнее Лессовое плато, Великая Китайская равнина; на Юге - горы Наньлин, Юньнань-Гуйчжорское нагорье. Климат на Западе континентальный, на Востоке преимущественно муссонный. Средние температуры января от -24С на Севере и в Тибетском нагорье до 18С на Юге, июля на равнинах от 20С до 28С. Годовое количество осадков уменьшается от 2 000 - 2 500 мм. (на Юге и Востоке) до 50 - 100 мм. (на Севере и Западе). Осенью часты тайфуны. На Востоке - разветвленная сеть рек - Янцзы, Хуанхэ, Сунгари, Сицзян; на Западе - пустыня Такла-Макан, на Севере - часть пустыни Гоби. 
Главные экологические проблемы - загрязнение воздуха, вызванное широким применением угольного топлива; кислотные дожди; нехватка воды (особенно в северных районах);  загрязнение воды неочищенными сбросами; вырубка лесов; эрозия почв (начиная с 1949 г. безвозвратно утеряно около пятой части сельскохозяйственных земель); торговля исчезающими видами флоры и фауны [8].
      На востоке омывается водами Желтого, Восточно-Китайского и Южно-китайского морей Тихого океана. У берегов Китая есть много островов, среди них наиболее крупные Тайвань и Хайнань.
  Столица - Пекин.
      Китай - республика в составе 23 провинций, 5 автономных районов, 4 городов центрального подчинения.
      Глава государства - президент (избирается Всекитайским собранием народных представителей на 5-летний срок). 
Законодательный орган - однопалатное Всекитайской собрание народных представителей (2 979 мест - депутаты избираются от муниципальных, региональных и провинциальных народных собраний на 5-летний срок).
Законодательная система  основана на сложной системе национальных традиционных уложений, в значительной степени на уголовном праве, с 1.01.1987 г. действует гражданский кодекс, с 1.01.1980 г. действуют новые кодексы, продолжается совершенствоваться система  административного, уголовного и коммерческого права.  Государственный язык - китайский (пекинский диалект) [9].
 
 
      Традиции китайской политики
 
      В политическом плане на Западе действует демократическая модель, с её многопартийностью и разделением трёх ветвей власти. В настоящий момент в китайской политике происходят перемены, она находится в переходном состоянии, в разных сферах и в разной степени принимая и впитывая в себя элементы демократии, выгоду от плюрализма и системы делегирования полномочий. Однако, несмотря на все эти перемены, Китай никогда не был и не станет государством, соответствующим западной модели. 
      Таким образом, в чём же заключаются особенности китайской политической модели? На этот вопрос также можно ответить с точки зрения истории. В новейшее время, после своих контактов с Западом, Китай уже пробовал построить политическую систему по западному образцу, но потерпел фиаско. Впоследствии, на протяжении более чем полувекового периода войн и революций, традиционная власть, принадлежащая императору, постепенно трансформировалась в более современную власть Партии. Нетрудно заметить, что традиционная власть императора имеет очень много схожего с властью Партии в наши дни. Например, как император, так и Партия являются тем, что объединяет силы китайского общества, тем, что воплощает в себе политику "великого культурного единения", опорой меритократической системы. Однако во власти Партии присутствуют также и элементы современности, которых не было при власти императора. Власть императора могла идти всего лишь в одну сторону, против течения, и не могла демократизироваться, партийная же власть не является таковой. Она покоится на базе системы современной централизации, однако она может осуществить также и демократические преобразования. 
      Что же касается западной политической модели, то для неё характерно решение вопросов через вынесение их на поверхность, что и объясняет существование оппозиционных сил и оппозиционных партий. В Китае всё по-другому. И для традиционной власти императора, и для современной власти Партии характерна "сакрализация", перенесение внутрь решения внешних вопросов через свободный политический процесс. Партийная власть – костяк китайской политики. Не уяснив первое, чрезвычайно трудно понять второе. 
      С исторической точки зрения у каждой из этих двух моделей есть свои достоинства и недостатки. На Западе многопартийность – сердце демократии, но только по прошествии столетий она стала выглядеть так, как выглядит сегодня. В стране со стабильным и сбалансированным социально-экономическим ростом демократия может работать достаточно хорошо. Пусть даже эти партии и сменяют друг друга раз за разом, однако с политической точки зрения все они обладают признаками одной партии. Это происходит потому, что на Западе существует мощная прослойка среднего класса и независимо от того, какая партия будет у власти – все они будут заботиться об интересах этой прослойки. Часто говорят, что западные партии объединяют в себе силы общества, однако в большой степени средний класс объединяет в себе эти партии, не давая им радикализовываться. В общественном развитии также хорошо заметна и поляризационная функция многопартийности. В те периоды, когда экономика идёт на спад, общество сильно фрагментируется, средний класс слабеет и сокращается, вплоть до полного его исчезновения. В таких условиях многопартийность превращается в силу, которая раскалывает общество. Мы можем найти массу тому примеров в африканских, южноамериканских и азиатских странах [10, 103]. 
      В традиционном Китае политические процессы также протекали достаточно открыто. Несмотря на то, что вся центральная власть принадлежала императору, однако на местах управляли административные структуры (сложный термин времён китайского феодального общества: "власть по взаимной любви", "ты – мне, я – тебе", "власть, кормящая сама себя за счёт народа" - прим. пер.). Хотя они и были в высшей степени бюрократизированы, но вполне открыты для общества. История свидетельствует, что чем больше администрация открыта для общества, тем более эффективным становится управление государством. И наоборот, если администрация недостаточно открыта, и возникают трения между властью императора и местной администрацией (авторитет императора падает), то это ведёт к возникновению кризиса. У партийной власти существует та же особенность. Эффективность управления зависит от того, насколько Партия открыта по отношению ко всем социальным прослойкам и всеобщей выгоде. Одновременно с этим, эффективность администрации зависит от её структурированности и специализированости. 
      Как и всякая другая модель, "китайская модель" постоянно прогрессирует и эволюционирует. В эпоху глобализации энергия преобразований, действующая на "китайскую модель", особенно велика. Став частью мировой системы, "китайская модель" многократно взаимодействует с другими моделями и либо активно у них учится, либо пассивно поддаётся их влиянию. С этой точки зрения, это общая для всех моделей тенденция. Однако одинаковые тенденции не ведут к идентичным преобразованиям. Подвергаясь внешнему влиянию, "китайская модель" сохраняет присущие ей особенности, и, несмотря на изменения, сохраняет свою изначальную сущность. Как и другие [11, 365].  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3 Структура экономики  Китая
 
      В данной  главе речь пойдет об экономике  Китая, направлениях ее развития, внешнеэкономической деятельности  данного государства, а также  о развитии ее в условиях  кризиса.
 
 
3.1 Экономика Китая
 
      Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран. Однако исследование среднегодовых темпов роста ВВП на душу населения показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики. Решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства. На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России. Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста. И наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией. Более высокие темпы роста в Китае объясняются высоким удельным весом сельскохозяйственного населения в начале реформ. Однако статистические данные по удельному весу занятых в сельском хозяйстве, % показывает, что темпы экономического роста не зависят от структуры занятого населения. При доле занятых в сельском хозяйстве на уровне, близком к 70,5% (Китай в 1978 г.), значения среднегодовых Темпов экономического роста в разных странах колеблются от -6,0% до +8,2%. Следовательно, структура занятости не объясняет высокие темпы экономического роста в Китае.  
      Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость. Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. В 1952-1978 гг. ВВП на душу населения в Китае снижался и по отношению к российскому и по отношению к среднемировому уровням . 
Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира, включая и Россию. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами.     Успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. Например, в отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (т.н. шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный (градуалистский) характер. В отличие от России, где государство "ушло" из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла. Социальная политика. Доля лиц, получающих пособия, субсидии и дотации из государственного бюджета, достаточно низкая в Китае и в начале реформ, в дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от этого доля лиц, получающих финансовую поддержку из бюджета в России, и в начале реформ превышавшая китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще на 16%. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем является восьмикратным. Благодаря как уменьшению числа лиц, получающих поддержку из бюджета, так и сокращению величины пособий, приходящихся в среднем на одного человека, общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП. В отличие от этого социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно возросли с 6,3 до 12,6% ВВП. Теперь разрыв по этим показателям между Россией и Китаем вырос до четырнадцатикратного. В результате сокращения расходов на пособия по безработице в Китае заметно уменьшились стимулы для регистрации работоспособных граждан в качестве безработных. Уровень безработицы сократился почти вдвое ~ с 5,3 до 2,9%, а доля занятых во всем населении поднялась с 42,3% в 1978 г. до 53% в 1997 г., что способствовало ускорению экономического развития. Из-за увеличения социальных расходов в России стимулы к участиютрудоспособных граждан в производительной деятельности заметно уменьшились. Во многом благодаря этому уровень безработицы возрос с 2,6% в 1991 г. до 9% в 1997 г., в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась с 49,7 до 44,4%. Сокращение численности занятых и их удельного веса в общей численности населения способствовало углублению экономического кризиса в России. Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. В отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к протекционизму отношение импортных пошлин к общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 1997 г [12, 114].
      Еще 20 лет тому назад, Китай будучи «голодным», в настоящее время «кормит» не только себя. Весь мир заполнен китайскими товарами, качество которых часто весьма высокое. Это радиоэлектроника, станки и технологическое оборудование, металлы, ткани, ковровые изделия, продукция сельскохозяйственного производства, тысячи видов современных игрушек, изделия легкой промышленности. Развит экспорт вооружений, производимых, в основном, по российским лицензиям. По данным за январь 1999 года объем промышленного производства в Китае составил 18,2 млрд. долларов США. К 2000 году Китай планирует достигнуть оборота в 11 млрд. долларов в компьютерной индустрии, что позволит ему стать одним из крупнейших в мире производителей компьютерной техники. За короткий период Китай превратился в экономически развитую страну и занял достойное место в мировой экономике [13, 75].
 
 
3.2 Направления развития  китайской экономики
 
      Промышленность
      В КНР создана крупная многоотраслевая промышленность. Наряду с традиционно развитыми отраслями (текстильной, угольной, черной металлургии), возникли и такие новые отрасли промышленности, как нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая, авиационная, космическая, электронная. По общему количеству промышленных предприятий КНР занимает первое место в мире. В настоящее время в тяжелой промышленности работают около 3/5 всех трудовых ресурсов, занятых в индустрии, вырабатывается половина промышленной продукции. Как и во всем мире, в Китае внедряются новые и новейшие технологии, большое внимание уделяется ресурсо- и энергосбережению.
      Энергетика Китая выделяется в мире масштабами развития: по производству основных энергоносителей страна занимает одно из ведущих мест в мире. В энергобалансе КНР на уголь приходится около 3/4 энергии, на нефть – 1/5, доля гидроресурсов и газа невелика. Особенность энергетики Китая – использование очень большого количества некоммерческого топлива (отходы сельского хозяйства, лесозаготовок, камыш), которое крестьяне употребляют для отапливания жилищ и приготовления пищи.Китай – крупный производитель нефти и занимает 6-е место в мире. Разрабатывается свыше 125 месторождений. Добываемые нефти разнообразны по качеству – от легких малосернистых до тяжелых и парафинистых.
      Газовая промышленность представлена добычей природного и попутного газа, получением искусственного промышленного (коксового, сланцевого) и полукустарного (биометан) газов.
      Металлургия. КНР выделяется в мире запасами и добычей железорудного сырья, однако потребности отрасли обеспечиваются не полностью. Для получения легированных и специальных сталей страна располагает месторождениями вольфрама, молибдена, марганца мирового значения.
      Машиностроение. Самыми развитыми в данной отрасли промышленности являются: станкостроение, тяжелое и транспортное машиностроение. Выпуск автомобилей в Китае наращивается высокими темпами, причем в первую очередь расширяется производство автомобилей на совместных предприятиях.
      Химическая промышленность. Сырьевая база отрасли обеспечена крупной горно-химической промышленностью (поваренная соль, фосфориты, пириты), растущей нефтехимической и значительным количеством сырья растительного происхождения. По производству минеральных удобрений КНР занимает первое место в мире.
      Легкая промышленность – традиционная промышленность Китая. Оказывает сильнейшее воздействие на размеры внутреннего товарооборота, занятость населения, развитие сельского хозяйства. Это одна из самых экономически эффективных отраслей в хозяйстве Китая. Важнейшие из подотраслей – текстильная, быстро развиваются швейная, трикотажная, кожевенная, обувная.
      КНР – один из мировых лидеров в выпуске чая, табака, а в последние годы и пива. По производству табачных изделий страна занимает первое место в мире, чая – второе, несколько уступая Индии, а по пиву догоняет США. Экспортное значение имеет только чайная промышленность.
      Сельское хозяйство
      Сельскохозяйственное производство – важнейшая отрасль экономики КНР, призванная обеспечить продовольствием самое многочисленное население в мире. Кроме того, все большее количество продукции отрасли идет на экспорт.
      Китай – страна древней земледельческой цивилизации. По разнообразию возделываемых культур он занимает одно из первых мест в мире: используется свыше 50 видов полевых, более 80 огородных и свыше 60 видов садовых культур. Положение территории страны в трех климатических поясах определяет сложную географию растениеводства -  ведущей отрасли сельского хозяйства Китая. Основным направлением растениеводства является зерновое. КНР остается лидером в мире по сбору всех видов зерна.
      Рис – основная продовольственная культура, по сбору которой Китай занимает первое место в мире. На обширной территории страны рисоводство распространено повсюду, за исключением районов высокогорий с суровым климатом и пустынь. Второй по значению продовольственной культурой является пшеница. По ее сбору КНР также лидирует. Хлопчатник – главная среди технических культур Китая – занимает 2/5 всех их посевных площадей. Из сахарных культур выращиваются как сахарная свекла, так и сахарный тростник. Традиционными для Китая являются плодоводство и овощеводство.
      Животноводство в КНР опирается на естественную кормовую базу – луга и пастбища. Преобладает кочевое и полукочевое скотоводство. Основной отраслью является свиноводство. Развиты и другие отрасли животноводства: крупный рогатый скот, домашняя птица.
      Велико значение водных промыслов, по производству продукции, которой Китай лидирует. Для рыборазведения широко используются рисовые поля. В последние годы широкое развитие получает практика освоения морских отмелей для выращивания рыбы, креветок, моллюсков и водорослей.
      Минеральные ресурсы
      Китай не является лидером по обладанию минеральными ресурсами:
добыча  нефти – 160 млн. тонн или 4.73% от мировой  добычи, добыча железной руды – 38 млн. тонн, производство цветных металлов: алюминия – 9.1% от мировой добычи, меди – 8.8% от мировой добычи, свинца и  цинка – 14.7% от мировой добычи.
      Однако Китай занимает одно из ведущих мест по производству удобрений, хотя является страной со средним уровнем развития химической промышленности.
      Транспорт и связь
      Для КНР – страны с огромной численностью населения, большой территорией, крайне неравномерным размещением производства и природных ресурсов – транспорт имеет особенно важное значение. Динамично развивающаяся экономика Китая обуславливает заметный рост грузоперевозок.  В середине 90-х гг. главным видом транспорта по объему перевезенных грузов является автомобильный (свыше 75% всех грузоперевозок). Ведущее место после автомобильного транспорта по грузообороту занимает водный. За ним следуют железнодорожн
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.