На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Политические и правовые учения

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



2. Политико-правовые представления Платона.
Платон (427 – 347 до н. э.) – сын афинского гражданина. По своему социальному положению происходил из афинской рабовладельческой аристократии, был своим человеком в Сократовском кружке. В молодости был слушателем кружка учения Гераклита – Кратила.
"Государство", диалоги "Законы", "Политик". Государство трактуется им как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни - в полисе. 
Для Платона идеальной формой государства выступала аристократия как правление нескольких мудрейших и старейших философов. Пример - аристократическая Спарта. Платон говорил о неправильных, извращенных государственных формах:
1) утверждение частной собственности и обращение в рабов свободных землевладельцев. Вырождение аристократии мудрых в тимократию (власть воинов). Государство будет вечно воевать;
2) скопление богатства у частных лиц, образование имущественного ценза, захват власти плутократами (богатыми). Олигархическое государство раздирает вражда богачей и бедняков, оно будет вечно воевать с самим собой;
3) победа бедняков – устанавливается демократическая форма правления;
4) ненасытное стремление к свободе, опьянение ею, потеря управления властью ведет к тирании (господство одного ставленника народу). Это самое тяжелое заболевание государства, полное отсутствие каких-либо добродетелей.
Идеально:
1.Земля объявляется государственной собственностью.
2.Граждан в идеальном государстве должно быть 5040 человек. не входят рабы и иностранцы, 
3. 4 класса, в зависимости от имущественного ценза,
4.Производительность труда только за счет рабов.
5.Государственная власть смешанная; форма правления – монархия плюс демократия. Выборы происходят по большинству голосов.  два вида государственного устройства аристократического управления: а) над всеми стоят правители. Б)все подчиняются законам.
6. На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством.
7.  Во главе государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. У власти можно находиться не более 20 лет.
Важнее непосредственно законодательная мысль «Законов»: раз счастье гражданина не есть ценность, то для счастья полиса к отдельному человеку могут быть применены меры физического воздействия. Таким образом, санкция со времен Платона становится неотъемлемым признаком позитивного закона. Естественное, сообразное с божественной справедливостью государственное устройство.
 
 
3. Политико-правовой и религиозный идеал Аристотеля.
 развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля. Аристотель - автор «Политика» и «Афинская полития».
Аристотель в своих трактатах выдвинул предположение
1.  о естественном происхождении государства;
2. назвал человека политическим существом;
3. классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих;
4. выделил: правильные формы государственного правления (монархия, аристократия, полития), при которых целью политики является общее благо и неправильные формы (тирания, олигархия, демократия), где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих; залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя среднеобеспеченных граждан; высказывал идею верховенства закона 
5. Полития как лучшая форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития - «средняя» форма государства, и «средний» элемент в ней доминирует во всем: в нравах - умеренность, в имуществе - средний достаток, во властвовании - средний слой. 
Политика как наука у него тесно связана с этикой. Этика предстает как начало политики, введение к ней. Человека Аристотель рассматривает как существо политическое, а понятие «гражданин» (polites) определяется им через участие в суде и власти.
В целом право как политическое явление Аристотель называет «политическим правом». Политическое право делится им на естественное и условное (волеустановленное).
1. «Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его, соответствуют этим предписаниям семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае
2. Условное право - то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается». Под условным правом он понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право.
Аристотель считал, что мир, не имеющий ни начала, ни конца во времени, не мыслим без движения.  «Первый двигатель» - есть ум, мысль, и под его влиянием вселенная сама «желает двигаться», направляющим вещи к разумным целям, Аристотель видел сверхъестественное существо — божество. С другой стороны, Аристотель исключал всякое вмешательство бога в мировой порядок, у него отсутствовала вера в провидение и т. п., и вследствие этого он считал, что человек не должен требовать от бога ни любви, ни особого попечения о себе. 
 
 
4. Политико-правовые представления Цицерона.
Виднейшим идеологом римской аристократии в период республики был знаменитый оратор Марк Туллий Цицерон (106--43 гг. до н.э.). Свое политико-правовое учение он изложил, в диалогах «О государстве» и «О законах», в сочинениях по этике (например, в трактате «Об обязанностях») и в многочисленных речах.
 Гражданские общины возникают от природы. Первой причиной для объединения людей в государство послужила «врожденная потребность жить вместе». Государственная власть должна быть вручена мудрецам. Целью государства, согласно его концепции, является охрана имущественных интересов граждан.
 «Истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера»,- утверждал Цицерон. Этот высший, естественный и неписаный закон возникает задолго до того, как люди объединились в гражданские общины, и его нельзя изменить голосованием народа или решением судей. Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку - в противном случае они не имеют законной силы. На страже божественного естественного закона обязаны стоять жрецы. Возникновение права, подчеркивал Цицерон, «следует выводить из понятия закона. Права мудрых и достойных граждан, включая право собственности, вытекают непосредственно из природы, из естественного закона.
Цицерон утверждал, что государство - естественным организмом, но и искусственным образованием, «народным установлением». Цицерон признает равенство всех людей от природы. Имущественные и социальные различия между людьми, с этой точки зрения, возникают не от рождения, а в силу установившихся в обществе отношений. «Частной собственности, не бывает от природы». Она возникает на основании либо давнишнего завладения, либо победы в войне, либо закона и соглашения. Государство «держится на кредите».
Государство (res publica) есть достояние народа, где под народом понимается «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Право выступает основой государства, его определяющим началом.
 Говоря о народе имел в виду исключительно землевладельцев и крупных торговцев. Цицерон относит к числу презренных людей ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных мастерских, а также всех трудящихся.
Политический идеал Цицерона - аристократическая сенатская республика.
Три основные формы государства: царскую власть - монархию, власть оптиматов - аристократию и власть народа - демократию. Лучшая - монархия.
Каждая из этих простых форм власти неизбежно вырождается, что приводит к возникновению  - 1. тирания, 2. господство клики богатых, 3. власть толпы (черни). Наиболее совершенной и устойчивой формой правления Цицерон считал смешанное государство, сочетающее начала монархии, аристократии и демократии (приближалась Римская республика во времена «отцов» и «дедов»).
Законы естественные и позитивные.
1. Естественный закон: всегда справедливый, содержит разумные положения; является врожденным; вечным и постоянным; существует в неписанной форме; возникает раньше, чем какой либо «писаный закон», вернее, раньше, чем какое либо государство было основано»; отменить его полностью невозможно; распространяется на всех людей (Истинный закон).
 
 
5. Учение Полибия о круговороте политических форм.
Учения Полибия (210--128 гг. до н.э.) - греческого мыслителя, историка, автор концепции круговорота форм правления государства.
Основная работа Полибия «Всеобщая история». Логическое основание политического учения - историзм. История, считал Полибий, должна носить всеобщий характер. Она должна охватывать в своем изложении события, происходящие одновременно и на Западе, и на Востоке, быть прагматичной, т.е. связанной с военной и политической историей. Полибий разделял идеи стоиков о циклическом развитии мира. Под их влиянием Полибий создал концепцию круговорота форм правления государства:
Круговорот форм правления государства - это три правильные формы и три неправильные формы правления сменяют друг друга. Любое явление подвержено изменению. Любая правильная форма правления государства вырождается. Начиная с тирании, установление каждой следующей формы основывается на осмыслении предшествующего исторического опыта. Так, после свержения тирана общество уже не рискует вверять власть одному.
В рамках своей мыслительной конструкции Полибий определяет период, необходимый для перехода от одной формы правления к другой, что позволяет предсказать и сам момент перехода:
* жизнь нескольких поколений людей занимает переход от царской власти к тирании;
* жизнь одного поколения людей занимает переход от аристократии к олигархии;
* жизнь трех поколений людей занимает переход от демократии к охлократии (демократия вырождается через три поколения).
Полибий стремился найти такую форму, которая бы обеспечивала равновесие в государстве подобно плавающему кораблю. Для этого необходимо соединить три правильные формы правления в одну. Конкретным примером смешанной формы правления для Полибия была Римская республика, в которой сочетались: власть консулов -- монархия; власть сената -- аристократия; власть народного собрания -- демократия. У Полибия идеальная форма правления - это смешение трех правильных форм правления государства: монархии, аристократии, демократии.
 
 
6. Политико-правовые представления раннего христианства.
В пределах Римской империи в начале нашей эры появляется христианство, которое выступило с проповедью идей всеобщего равенства и свободы людей.
Ранние христиане обрушивались с нападками и проклятиями на всех богатых, и властвующих, клеймили порядки Римской империи, отвергали частную собственность, деление людей на свободных и рабов, богатых и бедных, отдавали свое имущество в распоряжение своих сект и общин (церквей).
В "Откровении Иоанна Богослова" ("Апокалипсисе"), написанном в 68–69 гг., предрекается гибель Риму, "великой блуднице". Защита бедных и критика богатых отчетливо звучит в "Евангелии от Луки". Резкие выпады против богатых содержатся и в "Соборном послании апостола Иакова".
В раннехристианских общинах, никто не имел своего имущества, "но все у них было общее", а средства для жизни члены общины делили между всеми "смотря по нужде каждого".
Для правопонимания ранних христиан, апеллировавших к божественному "закону свободы", характерно использование целого ряда прежних естественно-правовых идей и представлений. Существенное значение при этом придавалось принципу равенства всех людей. Проповедовали основной принцип естественного права и естественно-правовой справедливости – воздаяние равным за равное: "Каким судом судите, таким будете судимы".
Уже  во II в. жизнь в христианских общинах заметно изменяется. Усиливается власть руководителей общин, налаживается постоянная связь между ними, формируется церковная бюрократия (духовенство). Одновременно с этим идет процесс формирования официального вероучения, канонизации христианской литературы. Церковь начинает делать акцент на божественном характере всякой власти.
Уже апостол Павел отмечал, что "начальник есть Божий слуга", поэтому "надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести".
Процесс становления церковной иерархии, епископата и единой церкви, канонизации христианства сопровождался острой борьбой против разного рода сект и ересей.
В борьбе против ересей формировавшаяся и укреплявшая свои позиции христианская церковь нередко находила себе союзницу в лице официальной власти. Правда, во II–III вв. сама церковь была на полулегальном положении и христиане нередко подвергались гонениям. Но уже в 311 г. христианство было официально признано одной из равноправных религий в Римской империи, а в 324 г. оно стало государственной религией.
 
 
7. Политико-правовые представления Аврелия Августина. 
Аврелий Августин (354–430 гг.) – один из видных идеологов христианской церкви и западной патристики. Став христианином, он принял деятельное участие в травле "еретиков". С 395 г. и до конца жизни он – епископ Гиппона (Северная Африка). Его политические и правовые взгляды изложены в работах "О граде Божием", "О свободной воле" и т.д.
Разделяя человеческий род во все времена его существования на два разряда (живущих по человеку и живущих по богу), Августин замечает: " Граждан земного града рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает благодать".
Греховность земной государственно-правовой жизни проявляется в господстве "человека над человеком». Такое положение дел Августин называет "естественным порядком" человеческой жизни. В этом смысле "естественным" (для жизни "по человеку") оказывается и рабство.
Причина зла, согласно Августину, – в свободной воле и ее извращенности.
В вопросе о различных формах человеческой общности Августин говорит о наличии таких общностей, как семья, государство, общность языка, человеческое общество и, наконец, универсальная общность, объединяющая богов и людей.
По поводу определения государства Римляне как язычники, по его оценке, не были народом и государством в подлинном смысле, так как не знали истинной справедливости: игнорируя единого бога, они игнорировали и справедливость.
Формы правления различаются Августином в зависимости от тех обязанностей, которые возлагаются на верховную власть. Главными среди них он считает моральные и религиозные обязанности, в частности уважение к богу и уважение к человеку.
Несправедливого правителя, как и несправедливый народ, он именует тираном, несправедливую аристократию – кликой. Государство, в котором игнорируется право предстает в его оценке как погибшее государство.
В обязанности христиан по отношению к христианскому правителю вменяется лояльность, а в обязанность церкви – быть наставницей в гражданских добродетелях и в проповеди духа "братства".
Вечный закон как выражение божественного разума и воли определяет естественный порядок и, следовательно, естественное право. Тем самым естественное право в учении Августина возводится к богу.
 
 
8. Политическое учение Фомы Аквинского. Соотношение гос-ва и церкви.
Фома Аквинский (Аквинат) (1225-1274) был самым крупным представителем схоластической философии - католицистской теологии, ориентированной на оправдание постулатов веры средствами человеческого разума.  "О правлении властителей" (1265–1266), "Сумма теологии" (1266–1274).
(от Аристотеля) человек по природе есть "животное общительное и политическое". В людях изначально заложено стремление объединиться и жить в государстве, ибо индивид в одиночку удовлетворить свои потребности не может. По этой естественной причине и возникает политическая общность (государство). Процедура же учреждения государственности аналогична процессу сотворения мира богом. Деятельность монарха схожа с активностью бога. Прежде чем приступить к руководству миром бог вносит в него стройность и организованность.
Цель государственности – "общее благо". По мнению Аквината, реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев.
Стремясь подвести базу под вмешательство клира в дела государства и доказать превосходство духовной власти над светской, Аквинат ввел различение трех следующих моментов (элементов) государственной власти: 1) сущности, 2) формы (происхождения), 3) использования.
Сущность власти – это порядок отношений господства и подчинения. Данный порядок заведен богом. Таким образом, по своей исконной сути власть есть установление божественное.
Насколько действия правителя отклоняются от воли божьей, насколько они противоречат интересам церкви, настолько подданные вправе оказывать этим действиям сопротивление. Тот правитель превращается в тирана. Однако окончательное решение вопроса о допустимости крайних методов борьбы с тиранией принадлежит, по общему правилу, церкви, папству.
Тиранию Аквинат отграничивал от. монархии, которую оценивал как лучшую форму правления. Причем он выделял две разновидности монархического устройства – абсолютную монархию и монархию политическую. В сравнении с первой вторая, на взгляд Аквината, обладает рядом несомненных преимуществ. Власть государей тут зависит от закона и не выходит за его рамки.
Все законы связаны между собой нитями субординации. Пирамиду законов венчает вечный закон – универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной. Вечный закон заключен в боге и от него производны иные виды законов. Прежде всего – естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (бога) и уважать достоинство людей.
Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Его предназначение – силой и страхом принуждать людей  избегать зла и достигать добродетели.
Еще один вид закона – божественный. Он дан в Библии и необходим по двумя причинам. Во-первых, человеческий (позитивный) закон не способен полностью истребить зло. Во-вторых, из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде.
Право для него оно было прежде всего сферой правды, справедливости. Фома настойчиво проводил мысль: правовым (вернее, позитивно-правовым) человеческое установление является только тогда, когда оно не противоречит естественному праву.
Фома Аквинский – незаурядный и воинствующий защитник папства. Усердие Фомы Аквинского было оценено римско-католической церковью, присвоившей ему титул "ангельского доктора".
 
 
 
9. Политико-правовая концепция Марсилия Падуанского.
Марсилий Падуанский (1280—1343) — итальянский политический и правовой мыслитель.


Биография. Родился в Падуе, изучал медицину в Падуанском университете. Преподавал логику и метафизику Аристотеля в Парижском университете.
 
Основная работа – «Защитник мира». В своем пространном сочинен возлагает на церковь ответственность за все беды и несчастья мира. Церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти.
Эта власть и представляющее ее государство возникли - Поначалу семьи во имя общего блага и с общего согласия соединяются в роды, роды – .в племена, затем таким же путем и во имя той же цели консолидируются города; завершающая стадия – появление государства, базирующегося на общем согласии всех составляющих его лиц и преследующего их общее благо.
Настоящий источник всякой власти – народ. От него исходит как власть светская, так и духовная, только он один – носитель суверенитета и верховный законодатель. Правда, под народом Марсилий Падуанский разумел достойнейшую его часть. Делил членов общества на две категории: высшую и низшую. Высшая (военные, священники, чиновники) служит общему благу; низшая (торговцы, земледельцы, ремесленники) заботится о своих частных интересах.
Государственная власть действует прежде всего посредством издания законов. Они суть веления, подкрепляемые угрозой реального наказания или обещанием реальной награды. Право издавать юридические законы имеет народ. Законодательствовать должны наиболее заслуживающие выполнять подобную миссию люди, выбираемые народом. Законы обязательны как для самого народа, так и для издающих их лиц.
Он писал, что власть законодательная определяет компетенцию и организацию исполнительной власти. Эта власть может быть устроена по-разному. Но в любом случае она должна осуществлять волю законодателя –народа.
Марсилий Падуанский важное место отводил выборности как принципу конституирования учреждений и подбора должностных лиц государства всех рангов. Даже в условиях монархии, которая казалась ему наилучшим государственным устройством, должен был действовать этот принцип. Избираемый монарх, полагал -  наиболее подходящий правитель, а потому избирательная монархия гораздо предпочтительнее монархии наследственной.
Доказательно отстаивал самостоятельность государства (его независимость от церкви) в вопросах, связанных с отправлением публичной власти.


 
 
10. Политическое учение Н. Макиавелли.
Николо Макиавелли (1469–1527) – итальянский мыслитель, политический деятель, историк эпохи Ренессанса. Основные сочинения: «Государь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» др.
"История политических и правовых учений. Шпаргалка"
Макиавелли говорит о наличии объективной исторической необходимости, судьбе. Макиавелли также считает, что церковь должна служить интересам государства и народа. Христианство, по его мнению, проповедующее смирение, только обессиливает человека.
Государство – это целостная структура, которая образована подчиненностью управляемых управляющим. Государство состоит из законов и политической власти. В догосударственном состоянии люди жили как животные, а потом они объединились и выбрали самого достойного своим вождем. Постепенно у них стали вырабатываться этические нормы, представления о добре и зле и т. д. Позже его представления об идеальном государе изменились. Макиавелли считает, что подданные выбирают его не по принципу силы, а по принципу справедливости и мудрости.
Эволюция форм государственности зависит от наличия противодействующих друг другу социальных сил – народа и аристократии. Первый не хочет, чтобы его угнетали. Вторая желает, чтобы ей подчинялись.
В зависимости от числа правящих лиц Макиавелли выделяет:
1) единовластие, правление немногих; 2) правление всего народа.
В зависимости от целей государства и качества их достижения он вычленяет следующие типы:1) монархию;2) олигархию;3) демократию.
Все три типа относятся к так называемым неправильным формам. Они приводят к попранию законов, пренебрежению интересами государства.
Макиавелли вырисовывает идеал государства из уже существующих форм государственности. Республика должна быть результатом согласования всех трех государственных форм, а интересы правителя и народа должны находиться в согласии. Большую роль в этом играет закон. Закон связывает обязательствами и государя, и народ. Закон защищает государство и от произвола толпы, и от несдержанности правителя.
Аристократия необходима, так как именно из нее выдвигаются государственные деятели, военачальники, чиновники. Народ выступает своего рода гарантом неподкупности и соблюдения закона.
Каждое государство время от времени захватывают смуты. В этих случаях Макиавелли допускает введение диктатуры.
 
11. Утопия Томаса Мора.
Томас Мор (1478–1535) – английский юрист, философ, политический деятель. Главное произведение: «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжица о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
В книге в красочных тонах рассказывается, как прекрасна и счастлива жизнь на острове Утопия, где нет частной собственности и все принадлежит всем. Там все трудятся (при этом рабочий день не превышает 6 ч), денег нет вообще. Обществу принадлежит и вся производимая в нем продукция. Она вырабатывается семейно.
По своему государственному устройству Утопия представляет федеративную республику, которая состоит из 54 городов, представители этих городов заседают в сенате. В каждом из городов проживает около 6000 семей. Все государственные должности в Утопии выборные, а все важные дела городов решает народное собрание. В Утопии разрешены любые религии и секты, только религиозный фанатизм находится вне закона. Что касается атеизма, то он не приветствуется, так как безбожие нельзя допускать.
Основная задача должностных лиц острова состоит в том, чтобы никто не уклонялся от работы. За преступления в Утопии не карают строго. Человек обращается в рабство на время, совершает полезные для общества работы.
Пока существует частная собственность, нет никаких шансов на выздоровление социального организма.
Общество, согласно Т. Мору, является результатом заговора богачей. Государство же – их простое орудие. Они его используют в целях угнетения народа, для защиты своих корыстных материальных интересов. 
 
 
 
12. Коммунистическая утопия Т. Кампанелла
Утопист Томмазо Кампанелла (1568–1639) изложил свои утопические взгляды в произведении «Город солнца».
Город солнца – это социально однородное общество, которое ведет общинный образ жизни и где исповедуется простая и рациональная религия. В этом обществе нет места для частной собственности и семьи, потому что детей воспитывает государство. Установлен обязательный четырехчасовой труд. Хозяйственной единицей является не семья, а мастерская (или бригада). Кампанелла возражает против применения рабского труда. Но жизнь в Городе солнца еще более регламентирована, чем в Утопии. Все носят одинаковую одежду, одинаково питаются, одновременно начинают и завершают работу и т. д.
В "Городе Солнца" выделяет три ветви власти: Во-первых, военное дело; во-вторых, наука; в-третьих, воспроизводство населения, обеспечение его пищей и одеждой, а также воспитание граждан. Ветвями (отраслями) власти руководят три правителя, именуемые соответственно: Мощь, Мудрость, Любовь. Им непосредственно подчинены три начальника, каждый из которых, в свою очередь, распоряжается тремя должностными лицами.
Венчает управленческую пирамиду верховный правитель – Метафизик, превосходящий всех сограждан ученостью, талантами, опытом, умением. Он – глава как светской, так и духовной власти, ему принадлежит право окончательного решения по всем вопросам и спорам.
В целом в ранних социалистических доктринах присутствуют два практически несовместимых начала. 
 
 
13. Политико-правовая теория Ж. Бодена
В последней трети XVI столетия Франция с проникновением в нее кальвинизма оказалась ареной ожесточенного религиозного противоборства. Не на жизнь, а на смерть конфликтовали, с одной стороны, католики, с другой – протестанты. Никто из них не признавал принципа веротерпимости, т. е. не соглашался с равнозначимостью, равнодостоииством и равноправием различных конфессий.
Теоретическое обоснование того, каким образом королевская власть сумеет быть способной в любом случае защищать и осуществлять общегосударственные интересы, стоящие выше религиозных и иных распрей, предпринял выдающийся французский политический мыслитель Жак Боден (1530–1596) в труде "Шесть книг о республике".
По Бодену, "государство есть управление множеством семейств и тем, что является общим у них всех, осуществляемое суверенной властью сообразно праву". 
Ячейкой государства у Бодена выступает семья – прообраз и отражение государственной власти. Государственность как организация возникает посредством договора, и высшая ее цель гарантировать мир внутри общности и защищать общность от нападения извне, заботиться об истинном счастье индивидов. Гос-во – суверенно.
"Суверенитет – есть абсолютная и постоянная власть:
1. Абсолютность суверенитета имеет место тогда, когда суверенная власть не знает каких-либо ограничений для проявлений своего могущества.
2. Постоянство - когда суверенная власть существует неизменно в течение долгого срока; временная власть, устанавливаемая на какой-то определенный период, не может сохраняться в качестве верховной силы.
3. Суверенная - власть единая.
Пять отличительных признаков суверенитета: Первый из них – издание законов. Второй – решение вопросов войны и мира. Третий – назначение должностных лиц. Четвертый – действие в качестве высшего суда, суда в последней инстанции. Пятый – помилование.
Боден – убежденнейший сторонник действительно суверенной (в его трактовке – абсолютистской) монархической власти. Аристократические элементы возможны когда государь назначает на должности только знатных, лучших, богатых; демократические элементы начинают присутствовать в государственном управлении, если монарх открывает доступ к должностям практически всем свободным и разумным индивидам.
По способу осуществления:
1. законные, Законным является то государство, в котором подданные повинуются законам суверена, а сам суверен – законам природы, сохраняя за своими подданными их естественную свободу и собственность.
2.вотчинные (сеньоральные), Вотчинные государства суть те, в которых суверен силой оружия сделался обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства семьей.
3. тиранические. В тиранических государствах суверен презирает естественные законы, распоряжаясь свободными людьми, как рабами, а их собственностью – как своей.
Лучшее государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический или демократический характер. Такое государство он называет королевской монархией.
 
 
 
14. Политико-правовое учение Г. Гроция.
Гуго Гроций (1583–1645) – выдающийся голландский юрист и политический мыслитель. Его основной труд – это фундаментальное произведение "О праве войны и мира.
Предмет юриспруденции – это вопросы права и справедливости, а предмет политической науки – целесообразность и польза.
существуют два вида права:
1) естественное, устанавливаемое человеческим разумом. Разум оценивает, может ли оно быть одобрено или нет. Таким же образом люди оценивают свои поступки; стремился показать, что происхождение государства и внутригосударственного права (законов) является логически неизбежным следствием бытия естественного права. 
2) волеустановленное, берущее свое начало от воли человека. Оно делится на право человеческое и право Божественное.
перехода от "естественного состояния" к "гражданскому обществу" и государству следует, что в сфере политики к правовому принципу справедливости присоединяется политический принцип пользы (и целесообразности).
"Государство же, – подчеркивал Гроций, – есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы". Догосударственная стадия жизни людей характеризуется Гроцием как "естественное состояние". 
Сущность верховной в том, что это – власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по усмотрению чужой власти (т. е. суверенитет). Суверенитет, следовательно, составляет отличительный признак государства вообще.
Гроций упоминает 1.царскую (единодержавную) власть, 2. власть знатнейших вельмож, 3. свободную гражданскую общину, 4. демократическую республику и т. д. Отрицательное отношение к тирании и предпочтение единоличной и аристократической формам правления.
Считал, что собственные права и свободы подданных прекращаются с заключением соглашения об учреждении государства и гражданской власти.
Что "на самом деле наибольшую важность представляет вопрос о том, что предпочтительнее – свобода или мир". (мир) "справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение" (войны оборонительные, войны для сохранения целостности государства, защиты имущества). Несправедливые войны (войны захватнические, покорения других народов) - нарушение требований естественного права, божественных законов, положений права народов.
Важнейшие элементы государства:
1) верховная власть, издающая законы;
2) правосудие;
3) чиновничий аппарат;
4) система налогообложения;
5) объявление войны и заключение мира. Всеобщий носитель верховной власти – государство.
Различные формы государственного правления представляют собой результат коллективного договора между людьми.
 
 
 
15. Политико-правовое учение Т. Гоббса
Томас Гоббс (1588–1679) –один из наиболее выдающихся английских мыслителей. Политико-юридическая доктрина Т. Гоббса содержится прежде всего в его трудах: "Философское начало учения о гражданине", "Левиафан "
1. верховная власть- искусственная душа; 2.должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти – искусственные суставы;  3.награда и наказание – нервы; 4. благосостояние и богатство - силу; 5. безопасность народа, – его занятие; 6. советники - память;  7.справедливость и законы - искусственный разум и воля; 8. гражданский мир – здоровье; 9. смута – болезнь; 10. гражданская война – смерть.
По Гоббсу:
1. от природы люди равны физически и интеллектуально.
2. На способности влияют сам образ жизни и жизненные обстоятельства.
3. Каждый человек поступает из эгоистических соображений, а не из любви к ближнему, но такова его природа. Поэтому желающие обладать одной вещью становятся врагами. Возникает «война всех против всех». Это – догосударственное состояние, которое основывается на естественном праве, на эгоистических соображениях человека.
4. Но людям присущ и инстинкт самосохранения. Они заключают общественный договор, создавая государство.
5. Стремление к миру – фундаментальный, естественный закон. Он порождает коллективное отчуждение части прав каждого в пользу государства. Отказ совершается в пользу одного лица или группы лиц по договору.
6. В результате люди оказываются связанными обязательствами и вынуждены выполнять заключенные соглашения. Естественные права становятся всеобщими и обязательными.
Естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все прочее должно использоваться лишь в качестве средств достижения мира.
второй естественный закон - отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты.
третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения; в противном случае последние не будут иметь никакого значения.
16 естественных (неизменных и вечных) законов: не делай другому того, чего бы ты не желал, чтобы было сделано по отношению к тебе.
Государства, возникающие в результате добровольного соглашения, основанными на установлении - политическими государствами.
Власть суверена в нем всегда абсолютна, т. е. она безгранична: обширна настолько, насколько это вообще можно себе представить. Суверен сам издает и отменяет законы, объявляет войну и заключает мир, разбирает и разрешает споры, назначает всех должностных лиц и т. д. Подданные же по отношению к верховной власти прав не имеют, и потому она не может быть по праву уничтожена людьми, согласившимися ее установить.
Наделённое абсолютной властью государство должно "поощрять всякого рода промыслы, как судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки»
Государство гарантирует своим подданным свободу - делать все то, что не запрещено гражданским законом.
Может быть лишь три формы государства: монархия, демократия (народоправство) и аристократия. симпатии Т. Гоббса – на стороне монархии.
 
 
16. Политическое учение Б. Спинозы.
Новый рационалистический подход к проблемам общества, государства и права получил свое дальнейшее развитие в творчестве великого голландского философа и политического мыслителя Баруха (Бенедикта) Спинозы (1632–1677).
"Богословско-политическом трактате" (1670), "Этике, доказанной геометрическим методом" (1675) и "Политическом трактате" (1677).
Законы природы он характеризовал как "решения Бога, открытые естественным светом", т. е. раскрытые человеческим разумом, а не данные в божественном откровении.
Человек – это частичка природы и на него, как и на всю остальную природу, распространяются все естественные закономерности и необходимости. «Под правом природы, я понимаю законы или правила, согласно которым все совершается, т. е. самую мощь природы.»
Но чтобы перейти к жизни по законам разума, т. е. к жизни в мире, безопасности и вообще наилучшим образом, люди должны были договориться об этом. Этим способом общество может быть создано без всякого противоречия с естественным правом, а всякий договор может быть соблюдаем всегда с величайшей верность.
Отличительный признак гражданского состояния – наличие верховной власти (imperium), совокупное тело которой и есть, согласно Спинозе, государство (civitas). Под верховной властью имеется в виду суверенитет государства.
Верховная власть, согласно Спинозе, "не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться».
Спиноза в принципе отвергал право подданных (по гражданскому праву) на сопротивление властям, изменение, толкование или нарушение этих учредительных (конституирующих государство) договоров и законов. Иначе говоря, для подобной ситуации нарушения государственными властями условий договора Спиноза признает естественное право народа на восстание.
Спиноза был защитником свободы совести и веротерпимости.
Спиноза выделяет и освещает три формы государства (верховной власти) -– монархию, аристократию и демократию. Критически упоминаемая им тирания в числе форм государства не фигурирует. Отвергает он и всякую иную верховную власть, установленную путем завоевания и порабощения народа.
При своих явных симпатиях к демократическому государству Спиноза признает приемлемость монархия и аристократия.
При освещении проблем межгосударственных отношений Спиноза отмечает, что государства в своих взаимоотношениях находятся в естественном состоянии и "два государства – по природе враги". Право войны, таким образом, принадлежит каждому государству в отдельности, право же мира – это право по меньшей мере двух государств, именуемых союзными. "Война, – подчеркивал Спиноза, – должна вестись только в целях мира»
 
 
17. Дж. Локк – основоположник классического либерализма.
Джон Локк (1632–1704) – один из классиков раннебуржуазного либерализма. Его политико-правовые взгляды изложены в труде "Два трактата о государственном правлении" (1690).
По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывают в естественном состоянии, нет "войны всех против всех", господствует равенство. Природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям, отсутствуют органы, которые могли решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое сообщество, учредить государство.
От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений, хозяйственных единиц) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть.
Строя государство добровольно, прислушиваясь тут только к голосу разума, люди предельно точно (можно даже сказать, скупо) отмеряют тот объем полномочий, который они затем передают государству.
Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности – окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано.
Цели политического сообщества. - чтобы все (и каждый) могли обеспечивать, сохранять и реализовывать свои гражданские интересы: жизнь, здоровье, свободу.
Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может считаться законом. "Там, где нет законов, там нет и свободы".
Позитивные законы создаются по воле и решению большинства. Отсюда заключение: каждый человек, согласившись вместе с другими образовать единый политический организм, подвластный одному правительству, берет на себя "обязательство подчиняться решению большинства и считать его окончательным".
1. Правомочие принимать законы (законодательная власть) полагается только представительному учреждению всей нации – парламенту.
2. Компетенция претворять законы в жизнь (исполнительная власть) подобает монарху и кабинету министров. Их дело ведать также сношениями с иностранными государствами (отправлять федеративную власть).
Соответствующие типы публично-властной деятельности располагаются им в иерархическом порядке. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной!) в стране. Иные власти должны подчиняться ей.
Категорически отвергалось абсолютистски-монархическое устройство власти. Личные его симпатии - ограниченной, конституционной монархии.
Суверенитет народа, по Дж. Локку, в конечном счете (и это ясно обнаруживается в кризисных ситуациях) выше, значительнее суверенитета созданного им государства.
 
 
 
18. Политико-правовые представления Вольтера.
Франсуа Вольтер (1694–1778) – французский мыслитель и писатель.
Источник социальных бедствий – это суеверия, предрассудки и невежество, насаждаемые католической церковью. Вольтер был сторонником философии деизма. 
Вольтер обращается к концепции естественного права. Свобода для него – это свобода личности (свобода слова, совести, печати). Подлинная свобода возникает только тогда, когда люди не зависят друг от друга (отсутствие сословной зависимости). Вольтер признавал только зависимость от закона. Равенство – это равенство всех граждан перед законом.
Критику феодальных порядков Вольтер проводил с позиций рационализма. Согласно взглядам философа, на смену деспотическому правлению придет царство разума и свободы, в котором каждому человеку будут предоставлены естественные права – право на личную неприкосновенность, право частной собственности, свобода печати, свобода совести и др.
Намеченная Вольтером программа ликвидации крепостного права предусматривала освобождение крепостных, принадлежащих церкви и государству.
Управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство (“мы все в равной степени люди”), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство.
Теоретически он отдавал предпочтение республике, но считал, что она мало применима на практике. Образцом государственной организации своего времени Вольтер называл парламентские учреждения в Англии. Политический идеал Вольтера, особенно в последних работах, приближался к идее разделения властей.
По своему объективному значению его идеи имели революционный характер: они нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма. Вольтер предлагал упразднить сословность, аристократию заменить чиновно-бюрократическим аппаратом, изменить систему судопроизводства. Вольтер был сторонником просвещенной монархии. Идеальный правитель для него – это монарх-философ.
 
.
19. Политико-правовая программа Дидро и энциклопедистов
 
20. Политические и экономические представления физиократов
Физиокра?ты — французская школа экономистов второй половины XVIII в., основанная около 1750 г. Франсуа Кёне и получившая название «физиократия» ввиду того, что единственным самостоятельным фактором производства эта школа считала почву, природу
Термин "физиократы" вошел в употребление лишь в XIX в., при жизни Кёнэ и его учеников они себя называли "экономистами", а свое учение - "политической экономией" 
1. Физиократы решали вопрос о том, как должны складываться экономические отношения между людьми при свободном действии естественного порядка и каковы будут принципы этих отношений. Находятся и требование уничтожения старых узаконений и учреждений, задерживающих беспрепятственное проявление естественного порядка, и требование невмешательства государственной власти в экономические.
2. Физиократы противопоставили торговле и обрабатывающей промышленности сельское хозяйство как единственное занятие. Поэтому в их теории земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства.
3. Физиократы были проповедниками крупного хозяйства: только богатые фермеры составляют силу и могущество нации, только они могут дать занятие рабочим рукам и удержать в деревне жителей.
4.Под словами «богатый фермер» не следует понимать работника, который сам пашет, а хозяина, имеющего наемных рабочих; все мелкие фермеры должны были превратиться в батраков, работающих на крупных фермеров, которые и суть «истинные земледельцы».
5. Содействовать увеличению рабочей платы физиократы вовсе не были намерены: наблюдая вокруг себя одну бедность, желая поднять национальное богатство, они обращали внимание исключительно на количество предметов, находящихся в стране, без всякого отношения к их распределению.
6. В политическом отношении физиократы стояли на точке зрения просвещённого абсолютизма. Роль абсолютной власти понималась скорее в смысле силы, которая должна устранить все, что мешает «естественному порядку», чем в смысле силы, которая должна созидать нечто новое.
 
 
 
21. Политическая теория Ш. Монтескье. Правовое гос-во…
Шарль Луи Монтескье (1689–1755) – видный представитель французского Просвещения, юрист, политический мыслитель. "О духе законов" (1748).
Главная тема всей политико-правовой теории Монтескье и основная ценность, отстаиваемая в ней, – политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой свободы относятся справедливые законы и надлежащая организация государственности.
Законы Монтескье делил на естественные и человеческие. Человек, по его мнению, постоянно нарушает и естественные законы, и законы человеческие. Согласно естественным законам, когда человек жил в догосударственном состоянии, он стремился к миру и добыванию пищи. Постепенно равенство исчезает, возникают конфликты, войны, что порождает возникновение норм, регулирующих отношения:
1) между нациями (международное право);
2) между властвующими и подчиняющимися (политические законы);
3) между самими гражданами (гражданское законодательство).
Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо, таким образом, достаточно развитое состояние жизни людей в обществе, которое Монтескье называет гражданским состоянием.
Человеческий закон у Монтескье неразрывно связан с объективным пониманием справедливости. Она не создается законом. Это закон возникает как следствие наличия в обществе понятия о справедливости. Закон разумен в силу того, что создается людьми.
Монтескье выделял три формы государственного устройства: республику, монархию и деспотию. Монархию от деспотии отличает приверженность правителя к четко установленным законам. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). 
Монтескье применительно к демократии отмечает, что здесь народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. 
К основным законам аристократии он относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. 
Основным законом деспотического правления, где, собственно, нет законов и их место занимают произвол и прихоть деспота, религия и обычаи, является наличие должности полновластного визиря.
Он различает два вида законов о политической свободе: 1) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к государственному устройству, и 2) законы, устанавливающие политическую свободу в ее отношении к гражданину. 
Личностный аспект свободы – политическая свобода в ее отношении уже не к государственному устройству, а к отдельному гражданину – заключается в безопасности гражданина.
Основополагающим принципом законодательства является умеренность: "дух умеренности должен быть духом законодателя".
Республики Монтескье делил на два вида:
1) демократию, когда власть сосредоточена в руках народа;
2) аристократию, когда власть сосредоточена
 
 
 
22. Ш Монтескье – разделение властей.
Шарль Луи Монтескье (1689–1755) – видный представитель французского Просвещения, юрист, политический мыслитель.
Монтескье выступал с позиций детерминизма: в любом обществе действуют объективные факторы морального и физического характера, которые определяют формы государственного устройства и нормы права.
Монтескье выделял три формы государственного устройства: республику, монархию и деспотию.
Основная цель разделения властей – избежать злоупотребления властью. Чтобы пресечь такую возможность, подчеркивает Монтескье, "необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга".
Подобное взаимное сдерживание властей – необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах.  Причем ведущие и определяющие позиции в системе различных властей занимает, согласно Монтескье, законодательная власть.
Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношениях к государственному устройству. "Если, – замечает он, – власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их.
Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем.
Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем.
Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц".
 
 
 
24. Политическое учение Эдмонда Берка.
Английский политический деятель и публицист Эдмунд Берк (1729–1797). "Размышления о революции во Франции"
Совершенствование государственного строя всегда должно осуществляться с учетом вековых обычаев, нравов, традиций, исторически сложившихся законов страны. Задача сильных политических умов — "сохранять и одновременно реформировать"
Бёрк утверждал, что права людей — это преимущества, к которым люди стремятся. Их нельзя определить априорно и абстрактно, поскольку такие преимущества всегда зависят от конкретных условий разных стран и народов, от исторически сложившихся традиций, даже от компромиссов между добром и злом, которые должен искать и находить политический разум. К тому же реально существующие права людей включают как свободу, так и ее ограничения (для обеспечения прав других людей).
Мысль Бёрка сводилась к тому, что и права человека, и государственный строй складываются исторически, в течение долгого времени, проверяются и подтверждаются опытом, практикой, получают опору в традициях. Кроме того, Бёрк не был сторонником идеи всеобщего равенства людей.
Берк исходит из ошибочности теории общественного договора. Человек никогда не находился вне общества. Он – существо коллективное, с самого рождения связанное узами совместного бытия. Он отвергает право народа на верховную власть.
Берк полагает, что возможны только конституции, опирающиеся на традиции. Иной путь – путь порока и безнравственности. Опорой конституции служат обычаи, религия, нравы, даже предрассудки. Основой английской цивилизации Бёрк называл "дух рыцарства и религию.
Бёрк ссылается на бога — создателя мироздания, общества, государства. Сила действительной конституции — в давности, в традициях.
 
 
25. Политическое учение Жозефа де Местра.
Жозеф де Местр (1753–1821) резко критиковал Французскую революцию. Он считал, что когда-то Франция являлась образцом нравственности и религиозности. Но затем среди людей распространились вредные идеи против религии и собственности. Сам человек не может изменить общество к лучшему. На это существует воля Бога. Именно Бог дал человеку волю перестроить общество, результатом чего стали революция, хаос, террор, извращение сути закона и государства. Власть захватили тираны и злодеи. Де Местр говорит о том, что сколь бы ни была плоха монархия, революция более страшное зло.
Задача конституции — найти законы, подходящие для конкретного народа с учетом населения, нравов, религии, географического положения, политических отношений, добрых и дурных качеств народа. Суть основного закона в том, что никто не имеет права его отменить; поэтому он и не может быть установлен кем бы то ни было, ибо тот, кто вправе установить, тот вправе и отменить.
Все конституции закрепляют ту или иную степень свободы, причем народы получают свобод больше или меньше в зависимости от их потребностей. 
Де Местр призывал вернуться к средневековым порядкам и идеалам. Только монархическая форма государства соответствует воле бога. Поскольку религия является основанием всех человеческих учреждений (политический быт, просвещение, воспитание, наука), католическая церковь должна восстановить былую роль вершительницы судеб народов.
Просвещение и образование вредны, знания разрушают интуитивный стиль жизни и лишают традицию ее "магической власти". Светская и духовная власти должны соединиться в борьбе против инакомыслия. 
Де Местр — сторонник средневековой теократии.  В своем главном произведении — "О папе" писал, что мировой порядок станет прочнее, если авторитет римских пап будет поставлен выше власти монархов. Де Местр писал, что "европейская монархия не может быть утверждена иначе, как посредством религий", а "универсальным монархом может быть только папа".
 
 
25. Политические учения виконта де Бональда.
Луи де Бональд (1754–1840) видит в революции ослабления веры в Бога. Революция – это наивысшая стадия разложения общества. Законы человека должны согласовываться с Божественными законами. Даже Декларацию прав человека и гражданина он предлагал заменить Декларацией прав бога, поскольку "бог — автор всех совершенных законов".
Задача общества – защита личности и имущества. Идеал государственности – монархия. Ее фундамент – семья.
Цель любого общества — охрана лица и имущества. Монарху принадлежит общая охранительная власть. Но эта цель не может быть достигнута, если обществом управляет частная воля.
Де Бональд отрицал необходимость в обществе законодательной ветви власти. Источником закона должна быть природа вещей, а не группа лиц или отдельное лицо. Все необходимые институты и нормы сложились исторически, и нет смыла их менять.
Идеал Бональда — средневековая сословно-представительная монархия с сильной ролью церкви. В республиках все индивидуально, нет ничего общественного, господствуют частные воли. Демократия вообще тождественна деспотии.
Так, он стремился свести все к началу троичности (в космологии бог — причина, движение — средство, тела — действие; в государстве этому соответствуют правительство, чиновники, подданные; в семье — отец, мать, дети).
 
 
 
 
 
23. Политическое учение Руссо
Жан-Жак Руссо (1712–1778) – один из ярких и оригинальных мыслителей во всей истории общественных и политических учений. "Об общественном договоре, или Принципы политического права" (1762).
В естественном состояний, по Руссо, нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми.
Выход из создавшегося положения - договор о создании государства - явился, с точки зрения Руссо, обманом со стороны богатых. Государство и законы, созданные путем договора, "наложили новые путы на слабого»
 Для исправления ситуации Руссо предлагает создание Политического организма на основе подлинного договора между народами и правителями. Главная задача - построить государство, превратить скопление людей в суверенный народ, а каждого человека в гражданина. Р
 
В результате заключения справедливого общественного договора создаётся Целое, состоящие из стольких членов, сколько голосов насчитывает общее собрание. Бывшая Гражданская община теперь именуется Республикой, или Политическим организмом. Когда этот организм пассивен, его называют Государством, когда активен - Сувереном, а при сопоставлении его с ему подобными - Державою.
Члены ассоциации в совокупности именуются Народом, которому принадлежит суверенная власть. В основе общественного договора лежит воля. Власть суверена должна быть абсолютной. Его нельзя передать какой-то части народа. 
Руссо критикует теории разделения властей и представительной демократии. Законодательная власть может принадлежать только народу как целому.
Руссо различает четыре рода законов: политические, гражданские, уголовные и "наиболее важные из всех, - нравы, обычаи и особенно общественное мнение". Он подчёркивает, что к теме общественного договора относятся только политические законы.
В зависимости от того, кому вручена исполнительная власть, Руссо выделяет три формы правления: демократия (прямая и представительная), аристократия, монархия. Руссо считал, что демократическое правление наиболее пригодно для малых государств, аристократическое - для средних, а монархическое - для больших. Вместе с тем, государство, созданное на основе подлинного общественного договора тождественно республике.
Исполнительная власть создаётся не на основе общественного договора, а по решению суверена.
Руссо отстаивает принцип эгалитаризма. Он считает, что ни один гражданин не должен обладать достатком, чтобы иметь возможность купить другого, и не один не должен быть настолько бедным, чтобы быть вынужденным себя продавать.
Руссо не возражал против революционного перехода к новому государству, отмечая, однако, при этом, что сила не создаёт права - оно возникает только из соглашения.
 
 
 
27. Итальянское просвещение Дж. Вико, Ч. Беккария.
На рубеже XVIII столетия почти двухвековой социальный застой в Италии, вызванный превращением страны фактически в провинцию испанской короны уступает место активизации экономической деятельности и общественной жизни. Используя недовольство народных масс феодальными учреждениями, идеологи формировавшейся в ту пору буржуазии требуют создания условий для беспрепятственного развития капиталистического производства. Эту двойственную политическую позицию разделяют итальянские просветители, в том числе наиболее значительные из них — Дж. Вико и Ч. Беккариа.
Джамбаттиста Вико (1668—1744), главный труд «Основания новой науки об общей природе наций» (1725).
Пройденный историей цикл включает три фазы:
1. начальная стадия — божественная, эпоха богов. Она не знает государственности, не знает юридических норм. Законами здесь служат мистерии и прорицания оракулов, сообщавших людям волю богов. Управляют обществом жрецы. Материальные потребности, борьба противоположных устремлений подготовляют возникновение законов и государств. Вико не связывает возникновение государства с договором. Каждой форме государственности он указывает свое особое основание, свои причины появления.
2. На второй фазе - государство существует как власть аристократии. Право здесь — право грубой силы.
3. Последняя фаза— эпоха людей. Ей присущи республиканско-демократические устройства или же представительные монархии с достойными человека правами и свободами, обеспечивающими народный суверенитет. Законы тут мудро и гибко сочетают частные интересы со всеобщими, устанавливают равенство между людьми (равенство юридическое).
Идеи Вико долгое время не получали распространения признания, чего никак нельзя сказать о воззрениях его соотечественника, родоначальника так называемой классической школы в науке уголовного права Чезаре Беккариа (1738—1794) знаменитого труда «О преступлениях и наказаниях».
Сторонник естественно-правовой доктрины, Беккариа полагает, что когда-то постоянные войны и произвол вконец утомили индивидов и они, пожертвовав некоторой долей принадлежащей им свободы, соединились, чтобы спокойно и в безопасности наслаждаться остальной ее частью.
Он указывает на материальные корни социальной несправедливости. Право собственности — вот что оставляет в удел большей части человечества одно только нищенское существование.
Он предпочитает говорить об устранении нищеты и постепенном уравнении всех граждан как в нравственных, так и в материальных выгодах, доставляемых обществом; высказывается за всеобщее просвещение и хорошее воспитание; пишет о простых, мудрых законах и равенстве перед ними всех людей, о необходимости строгой законности и точном соблюдении обязательных гарантий прав личности.
 
 
28. Теория элит (Моска, Парретто, Михельс)
Как определенная система взглядов элитарные теории были сформулированы в конце XIX — начале ХХ 
Теория элит Г. Моски 
Во всех обществах существуют два класса: класс управляющих (элита) и класс управляемых. Правящий класс является малочисленным, он монополизирует власть и осуществляет управленческие функции.
Правящий класс стремится упрочить свое господство, используя свои знания и опыт в сфере государственного управления
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.