На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Арт-терапия как метод психологии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                                                                                ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
               ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
           УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
                                                      Имени первого президента Бориса Ельцина
                                                     ФАКУЛЬТЕТА  ПСИХОЛОГИИ
                         Кафедра общей психологии и психологии личности 
 
 

АРТ-ТЕРАПИЯ   КАК   МЕТОД    ПСИХОЛОГИИ 
 

                                                                                                         

                                                                                                      Курсовая работа
                                                                                                       студентки 4  
                                                                                                       курса
                                                                                                       заочного
                                                                                                       отделения
                                                                                                       Демидовой Н.Б.              
 
                                                                                      
                                                                                                        Научный
                                                                                                        руководитель
                                                                                                        Чаликова О.С.
                                                                                                 
                                                
                                             

                                            Екатеринбург  
                                                 2011 год
Содержание: 

Введение………………………………………………………………………  3 
1. Понятие  арт-терапии как метода психологии ……………………….  5
1.1. Исходные арт-терапевтические понятия ………………………………   5
1.2. Возникновение  и развитие арт-терапии в историческом  контексте …………………………………………………………………………………...7
2. Арт-терапевтическая  работа с детьми  и подростками………………11
2.1. Виды  и формы  арт- терапевтической работы ( индивидуальные, групповые) ………………………………………………………………………………… 11
2.2  Связь и отличия «педагогического» и «медицинского» подхода  в арт-терапии . ………………………………………………………………………15
2.3. Комплексные арт-терапевические коррекционно-развивающие программы ……………………………………………………………………17
3. Применение методов арт-терапии для развития творческих и познавательных  способностей……………………………………………22
3.1.Связь изобразительного творчества
с познавательной деятельностью……………………………………………22
3.2. Арт-терапевтические программы развития
познавательных  способностей……………………………………………… 24
Заключение…………………………………………………………………   29
Список  литературы…………………………………………………………30   
 
 
 
 
 

Введение
Арт-терапия, как профессиональная деятельность, – сравнительно новая область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает целительным эффектом, известно еще с древности. На протяжении всей человеческой истории искусство отражало мир человеческих страстей и служило людям как средство психологического и духовного возрождения. 
И  в  настоящее время в образовательных, медицинских и социальных учреждениях  разных стран все более активно  применяется такой подход как  психотерапия искусством. Она представлена четырьмя основными направлениями -  арт-терапией, драматерапией, танцевально-двигательной терапией и музыкальной терапией.
И в нашей стране быстро растет интерес к разнообразным направлениям терапии творчеством, в том числе и арт-терапии. Мы думаем, что наиболее значимыми факторами интереса являются ориентация арт-терапии на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, ее акцент на естественном проявлении мыслей, чувств и настроений в творчестве.
В России арт-терапия использовалась преимущественно  как метод в рамках психиатрии и психотерапии. Однако в последнее  десятилетие арт-терапия бурно  развивается в самостоятельную  дисциплину. Наиболее серьезная работа ведется в Санкт-Петербурге, где  создана Арт-терапевтическая ассоциация, работает авторская программа кандидата  медицинских наук А.И. Копытина, включающая базовую информацию по арт-терапии (при Государственном институте практической психологии «Иматон»); проводится ежегодная международная арт-терапевтическая конференция; начиная с 1997 года издается мультидисциплинарный журнал «Исцеляющее искусство».
В данной курсовой работе мы рассмотрим основные арт-терапевтические понятия, историю  развития  этого направления в  России  и за рубежом, методы и  формы арт-терапии.  Применение арт-терапевтических  методов в психотерапевтической  работе с детьми  и для развития  творческих и познавательных способностей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие  арт-терапии как метода психологии 

         1.1.Исходные арт-терапевтические понятия
              Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравнительно недавно. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразительным) творчеством...» Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечебные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.
      Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которыми многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности средствами художественной деятельности.  
       Цели и задачи арт-терапии:  
• Диагностическая, коррекционная, стрессотерапевтическая , релаксирующая  
• Лечебная, гармонизирующая, развивающая , креативогенная  
• Самовыражение , коммуникативная , социализирующая  
      Области применения арт-терапии:  
• Психология, психиатрия, педагогика, образование, воспитание, социальная сфера, сфера бизнеса  
 

       Содержание арт-терапии:
1.изотерапия  2. цветотерапия  3. пластическая арт-терапия (глина, песочные фантазии, каракули) 4. маскотерапия  5. боди-арт-терапия 6. песочница  
7. фототерапия 8. видеотерапия  9. медитативная арт-терапия 10.мандалотерапия  11. куклотерапия  12. драматерапия 13. игротерапия     15. музыкотерапия 16. вокалотерапия  17. сказкотерапия 18. телесно-ориентированная терапия 19. танцевально-двигательная терапия 20. арт-синтез-терапия  21.психосинтез  22. супервизия 23. профилактика профессионального «выгорания» специалиста.  
        В России  арт-терапия является методом психологии и психотерапии. Арт-терапевтическая практика делится на арт-коррекцию и арт-стимуляцию. Арт-коррекция - на терапию и собственно коррекцию . Арт-стимуляция ориентирована на психопрофилактику, реабилитацию, тренинги (здоровьесберегающая задача, общее развитие, повышение креативности).  
Таким образом, арт-практики (по задачам):  
I. Арт-коррекция:  
1) терапия  
2) коррекция (решает большую часть задач)  
II. Арт-стимуляция:  
1) снятие напряжения (инсайт)  
2) общее развитие  
3) повышение креативности  
 
 
 
 
 

      Возникновение и развитие арт-терапии  в историческом контексте 
Арт-терапия, как и многие другие терапевтические  методы, уходит своими корнями далеко вглубь истории. Предметы древнего искусства, художественные изображения выполняли  не только декоративные функции, но и  магические. Художественные образы были частью ритуалов, направленных на защиту древних людей от опасных проявлений окружающей среды, нападений диких  животных, от всего неизведанного. Кроме  того, эти символические образы стали  предметом поклонения первобытных  людей в качестве «икон», помогавших людям в удачной охоте. Люди древности верили в магическую силу художественных символов. Так египтяне заворачивали различные символические предметы в мумии в качестве предметов, способствующих их сохранению. Особую роль в древних культурах играли магические маски, игравшие роль защиты людей, носивших их, от опасных влияний.
Во многих современных культурах искусство  продолжает использоваться как символическое  средство физического и психологического восстановления людей. Индейские племена  используют специальные песни и  ритуальные танцы для излечения  различных недугов. Тибетцы используют песочные рисунки в форме мандалы  – магического круга, на котором  они концентрируются в процессе медитации, молитв. Духовная концентрация на мандалах преследует своей целью  исцеление, освобождение от страданий.
         Как самостоятельное профессиональное направление в лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работе арт-терапия насчитывает всего несколько десятилетий своей истории. В качестве эмпирического метода арт-терапия начала формироваться с середины XX века, когда получил широкую известность и распространение опыт работы некоторых художников и арт-педагогов (например, А. Хилла в Великобритании), пытавшихся вовлечь пациентов различных лечебных учреждений в занятия изобразительным искусством. Примерно в то же время ряд психотерапевтов с психоаналитической подготовкой начали применять принципиально новые формы интеракций, осуществлявшихся через работу с изобразительной продукцией клиентов (например, М. Наумбурх в США). В тот период пионеры арт-терапевтического направления подчас сочетали в себе разные профессиональные роли, являя пример гибрида художника и психотерапевта. Их статус и функции в лечебных и образовательных учреждениях были недостаточно ясны не только окружающим, но и им самим.
1960-1980-е гг. оказались решающими в становлении арт-терапевтического направления. Именно тогда были созданы первые профессиональные объединения, способствовавшие внедрению и более четкому определению роли арт-терапевтических методов в разных областях практической работы. Начали действовать первые центры арт-терапевтического образования, в некоторых странах произошла государственная регистрация арт-терапии как самостоятельной специальности.
Большие изменения в деятельности арт-терапевтов произошли в последние 10-15 лет. Окончание «холодной войны», утверждение принципов информационной открытости и европейская интеграция стимулировали процессы профессионального обмена и распространения наиболее передовых и эффективных форм арт-терапевтической работы. Кроме того, впервые был поставлен вопрос о разработке и введении единых стандартов профессиональной арт-терапевтической подготовки и практики.
  В 1980-1990-х гг. во многих странах мира произошло заметное изменение культурного климата, вызванное активизацией интегративных процессов, притоком иммигрантов, перемещением значительных групп беженцев, трансформацией гендерных ролей и другими факторами.
  Важные  изменения в деятельности арт-терапевтов выражаются в оформившейся за последние  годы ориентации на внегоспитальную  сферу: все больше специалистов работает при социальных муниципальных центрах (так называемых «центрах дневного пребывания» и «дневных стационарах»), приближенных к населению, что заставляет учитывать потребности разных социальных групп, проводить работу с амбулаторными психиатрическими пациентами, подростками, бездомными, безработными, лицами с алкогольной и наркотической зависимостью и т.д.
  Среди многочисленных изменений в деятельности арт-терапевтов за последние годы следует  также отметить повышение их роли в социальной и образовательной сферах. Речь идет, главным образом, о работе в специализированных школах и с детьми, посещающими общеобразовательные школы, но имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, отражающиеся на их успеваемости. Иногда арт-терапевтам приходится совмещать свою работу с работой педагога.
  Параллельно в содержании и характере деятельности арт-терапевтов произошло «созревание» арт-терапевтических методов, развитие теории и форм практической работы. Арт-терапевтическое направление в течение некоторого времени формировалось, главным образом, как сугубо эмпирическое, и его теоретическая база первоначально была весьма слаба. Немаловажную роль сыграло в этом то, что многие пионеры арт-терапии были художниками или арт-педагогами. Они не были склонны заниматься теоретическим обоснованием своей работы, полагая, что основной лечебно-коррекционный эффект от использования художественного творчества достигается за счет «отвлечения» человека от негативных переживаний и проблем, либо некоего «катарсиса», природу которого они исследовать не стремились.
  Первые  элементы арт-терапевтической теории стали появляться в 1940-1960-е гг. благодаря  использованию достижений психодинамического подхода и попыткам осмысления некоторых его понятий (таких, например, как бессознательное, перенос и контрперенос, символический образ, проекции и некоторые другие) в контексте арт-терапевтической работы. Дальнейшее развитие теоретической базы арт-терапии в 60-90-е гг. происходило путем синтеза многих положений классического психоанализа, аналитической психологии К. Юнга, теории объектных отношений, представлений гуманистической психологии и психотерапии, клинического подхода, психосемантики, психологической теории игр, общей теории систем, динамической психиатрии, социологии, групп-анализа, трансперсонального подхода, искусствоведения и культурологии.
  В настоящее  время в некоторых странах (Великобритания, США) арт-терапия и другие направления терапии искусством признаны в качестве самостоятельных медицинских специальностей; существуют государственные стандарты арт-терапевтическй подготовки и нормы допуска к оказанию специалистами арт-терапевтических услуг. В России арт-терапия рассматривается как метод психокоррекции, применяемый врачами-психотерапевтами, а также психологами в процессе психологического консультирования и при реализации программ коррекционной, профилактической, развивающей направленности. Арт-терапевтическое сообщество Российской Федерации  на сегодняшний день включает специалистов с медицинским, психологическим, художественным, педагогическим и иным образованием, получивших дополнительную подготовку по арт-терапии и регулярно использующие  ее в качестве ведущего или вспомогательного метода в своей профессиональной деятельности. 
 
 
 
 

    Виды  и формы арт-терапевтической работы
 
    Формы арт-терапии  различны при работе с детьми, подростками  и взрослыми. Мы  будем говорить о двух основных вариантах арт-терапевтической  работы – индивидуальной и групповой  арт-терапии. И рассмотрим различные  варианты проведения арт-терапевтических  занятий с детьми и подростками.
    Арт-терапевтические вмешательства, ориентированные на профилактику и коррекцию психических расстройств у детей и подростков, могут быть основаны на использовании разных средств и материалов для изобразительного творчества, позволяющих включаться в занятия рисунком, живописью, лепкой, фотографией, художественной анимацией, создавать коллажи и композиции из предметов(ассамбляжи) и т.д.  В определенных случаях, когда применяется комплексная программа полимодальной психотерапии искусством, участники занятий могут заниматься не только изобразительной деятельностью, но и слушать и исполнять музыку, участвовать в драматических постановках, танцевать.
           Длительное время индивидуальная арт-терапия выступала ведущей формой арт-терапевтической работы  с детьми и подростками. Ей отдается предпочтение  при наличии у детей выраженных поведенческих и эмоциональных нарушений, недостаточном развитии коммуникативных навыков, что затрудняет включение таких детей в группу. На развитие индивидуальной арт-терапии оказал большое влияние психодинамический подход, рассматривающий изобразительную деятельность  пациента в качестве инструмента исследования его бессознательного.
    Большую роль в формировании устойчивых психотерапевтических отношений  играет детальное обсуждение с клиентом целей, характера и  условий работы. В самом начале арт-терапевт объясняет клиенту , в  чем будет заключаться их совместная работа . Подчеркивается то, что эта работа не предполагает специальных художественных способностей или навыков и не ставит своей целью создание «высокохудожественных» произведений, что она делает акцент прежде всего на свободном самовыражении клиента посредством любых материалов и средств , имеющихся в его распоряжении. Арт-терапевт учитывает склонность клиента к индивидуальному, ему одному присущему темпу деятельности. Постепенно по мере того, как формируются психотерапевтические отношения, у клиента возникает ощущение защищенности, внутренней свободы. В процессе работы возникают самые разнообразные ассоциации, чувства и воспоминания. Могут проявляться сильные переживания, в том числе негативного характера, чувство вины, утраты и т.д.  Все это время арт-терапевт находится рядом с клиентом. Он старается не мешать его работе замечаниями или комментариями и стремится не препятствовать проявлению сильных, в том числе и негативных эмоций. Лишь в тех случаях, когда они принимают явно деструктивный характер, арт-терапевт может обратиться к клиенту с вопросами, призванными помочь осмыслить и контролировать их проявление. Не объяснить, а «прояснить» все, что клиент делает. Тем самым он обращает внимание клиента на скрытый смысл его собственных действий. Работа в целом имеет недирективный характер . По мере того как клиент переходит от вначале «защитной» позиции к более открытой, арт-терапевт становится «свидетелем» внутренних конфликтов и переживаний. Дальнейшее развитие арт-терапевтического процесса характеризуется тем, что эти конфликты и переживания, отражаясь в изобразительной работе клиента и «проясняясь» через «диалогический  дискурс» с арт-терапевтом, становятся для клиента все более осмысленными и понятными. Он приходит к «принятию» и «признанию» в себе ранее отчужденных свойств и проявлений, осознанию в качестве  закономерных и необходимых элементов своей  личности, источников своей внутренней силы.
    Основаниями для  завершения индивидуальной работы, наряду с внешними факторами, являются определенные изменения в состоянии  и характере изобразительной  деятельности клиента, отражающие положительную  динамику арт-терапевтического процесса.
       Наряду  с индивидуальной арт-терапией  могут быть использованы также  ее различные  групповые варианты – студийный, тематический и динамический. Групповая арт-терапия во многих случаях обладает определенными преимуществами  перед индивидуальной: позволяет развивать ценные социальные навыки, является более экономичной формой оказания психологической помощи. В зависимости от возраста ребенка или подростка,  особенностей развития, групповая арт-терапевтическая работа  может проводиться в разной форме, предполагать разные  способы ведения группы, организации группового взаимодействия и применение разных материалов и видов деятельности.
           Работа в студийной группе  предполагает значительную спонтанность поведения участников и минимальные ограничения. При этом уровень активности, связанной с взаимодействием участников  студийных групп друг с другом, может варьироваться в широком диапазоне - от минимальных контактов для более активного взаимодействия, связанного с совместным изобразительным творчеством и играми. В отличие от взрослых, дети гораздо более спонтанны и подвижны. Они, как правило, используют богатые возможности студии, творчески организуя свое пространство, чередуя изобразительную работу с игрой и общением. При этом ход занятий не имеет четкой структуры.
          Широкое распространение  в работе с более старшими детьми и подростками в последние годы получил тематический вариант групповой арт-терапии.  Одной из его важных особенностей  является возможность доукомплектовывания группы и изменения состава участников при сохранении ее основного «ядра». Структурирование работы участников тематической группы достигается,  главным образом, за счет фокусировки их внимания на какой либо значимой теме или техниках, играх и упражнениях, индивидуального, парного, микрогруппового или общегруппового характера. Значимым организующим фактором в тематической группе является ее трехчастная структура; каждое занятие включает вводную («разогрев» и подготовка участников к работе), основную (выборы темы или ее корректировка и работа над ней с использованием разных средств творческого самовыражения, завершающаяся обсуждением участниками своих произведений и процесса их создания) и заключительную ( подведение итогов занятия ) части.
    ( 1 ) «Структурированные групповые арт-терапевические занятия, отвечающие характеристикам тематической группы и связанные с включением участников в организованную изобразительную деятельность и обсуждения, нередко используются с подростками. Б.Дж.Книлле и С.Туана указывают, что индивидуальная арт-терапия  может быть малопригодной для многих подростков из-за присущего им негативного отношения ко взрослым и к социальным авторитетам. Групповая арт-терапия дает подросткам  возможность самим контролировать процесс самораскрытия и создает более безопасную атмосферу. В отличие от индивидуальной психотерапии и арт-терапии, работа в условиях арт-терапевтической группы также дает подросткам ощущение большей независимости , удовлетворяет потребность в самостоятельности и защите своего личного пространства. Групповая арт-терапия обеспечивает подросткам возможность взаимной эмоциональной поддержки в период их самоопределения, служит преодолению чувства социальной изоляции.  

2.2  Связь и отличия  «педагогического»  и «медицинского» подхода  в арт-терапии. Особенности работы с детьми.
Первые попытки  использовать в работе с детьми и  подростками изобразительные приемы в качестве психотерапевического и  психокоррекционного инструмента , а также  стимулятора их психического развития имели место еще в  первой половине 19 века. ( 2 ) «На Западе всестороннее обоснование подобная практика получила в работах  Г.Рида, Э. Крамер и др. Имеется определенный опыт такого рода работы и в России». «Педагогическое» направление в арт-терапии всегда было значимым и развивалось параллельно с «медицинским». Между ними существует тесная связь. Художественное самовыражение  детей в тех формах, которые используются «педагогическим» направлением , так или иначе обращено к укреплению психического здоровья ребенка. Это значит, что данные формы работы являются областью профилактической медицины, хотя и не ставят своей задачей лечение ребенка.  Кроме того их использование во многих случаях выполняет психотерапевтическую  функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить эмоциональное равновесие  или устранить нарушения поведения.  С другой стороны, арт-терапевты «медицинского» направления, работающие с маленькими  пациентами, например в детской психиатрической больнице  или центре психического здоровья, не могут не выступать в роли педагогов, поскольку во многом способствуют воспитанию детей, их гармоничному эмоциональному и интеллектуальному развитию.
              Мышление ребенка образнее и  конкретнее мышления взрослых, поэтому  он использует изобразительную  деятельность как способ  осмысления  действительности  и своих взаимоотношений с нею; по рисунку ребенка можно судить об уровне его интеллектуального развития  и степени психической зрелости.  Немаловажна ролевая пластичность ребенка, его естественная склонность к игровой деятельности.  Арт-терапевту необходимо этим пользоваться, создавая в арт-терапевтическом кабинете особую атмосферу игры и творчества и подбирая  вместе с детьми соответствующие сюжеты и темы в качестве основы индивидуальной и групповой арт-терапии.
      ( 3 ) «Существенным обстоятельством оказывается и то, что изобразительные материалы и предметы игровой деятельности являются для ребенка более важными «партнерами» коммуникации, чем психотерапевт. Ребенок проявляет по отношению к ним характерные для себя и связанные с личным опытом способы построения отношений, те или иные эмоциональные реакции,  в которых очевидны проявления переноса. Что было замечено детскими психотерапевтами и использовано при разработке различных техник, позволяющих наладить контакт с ребенком посредством предметов и материалов его игровой деятельности (М.Клейн, М. Милнер, Д. Винникотт)
      Игровое пространство, изобразительный   материал и образ являются  для ребенка средствами психической  защиты и  саморегуляции, к которым он прибегает в трудных для себя обстоятельствах.  
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Комплексные арт-терапевтические коррекционно-развивающие программы
В работе с детьми и подростками могут использоваться комплексные коррекционно-развивающие программы. Они, как правило, рассчитаны на групповое применение и оказывают влияние на разные сферы психического опыта участников занятий, способствуют не только коррекции имеющихся у них поведенческих и эмоциональных нарушений, но и всестороннему развитию их личности, эмоционально-волевых и познавательных процессов, поведенческих, коммуникативных навыков, а также сенсорных систем.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.